Инфознайка это что такое

Программа внеурочной деятельности «Инфознайка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тавричанская средняя общеобразовательная школа»

Любинского муниципального района Омской области

Зам. директора по УВР

Приказ № _________от «____»_____2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

на один учебный год

Составитель: Климко А.В. заместитель директора по УВР

Программа внеурочной деятельности «Инфознайка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС, ООП НОО, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Рабочая программа нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности является целью-ориентиром изучения информатики на занятиях.

Курс «Инфознайка» носит интегративный, межпредметный характер. Знание ребенка работы на компьютере имеет положительные стороны для последующего применения информационно-коммуникационных технологий в учебной и познавательной деятельности по другим предметам, в жизни, а также непосредственно в рамках продолжения изучения информатики в школе. Полученные знания навыки определяют дальнейшую информационную активность детей не только в учебной деятельности, но и в дальнейшей социализации ребенка, вхождении его в информационное общество.

Программа рассчитана на 36 часов в год (1 час в неделю и) для обучающихся начальных классов (34 часа во внеурочное время и 2 часа на каникулах). Т.к. отдельного предмета информатики нет в начальных классах, курс могут посещать обучающиеся как 2 класса, так и 3-4 класса. Задания имеют двухуровневый характер, что позволяет их выполнять обучающимся разного возраста.

Программа направлена на обеспечение базового уровня образования обучающихся в начальной школе. Для учета особенностей образования одаренных детей и детей с ОВЗ предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты освоения программы. В программе жирным шрифтом выделено содержание повышенного уровня сложности.

В программе можно использовать программный учебно-методический комплекс:

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Учебник в 2-х ч. – М. : Академкнига/Учебник, 2012

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник, 2012

Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СД. – М.: Академкнига/Учебник, 2012

Структура образовательной рабочей программы внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности включает разделы:

Пояснительную записку, характеристику предмета, цели его изучения, основные содержательные линии; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, требования к уровню подготовки; особенности организации контроля, особенности реализации программы; список учебно-методической литературы.

Тематическое планирование (включает разделы программы, количество часов на их изучение; тему урока, форму представления результата).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматривается понятие «информация». Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.

В течение всего курса обучающиеся выполняют практические задания, связанные со сбором информации путём наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами; поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи; обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере (изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии) и практическая работа на компьютере (изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования).

Целью является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Основные задачи курса:

– научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

– сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;

– подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;

– дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

Общая характеристика внеурочных занятий «Инфознайка» раскрывается через описание основных содержательных линий:

— Информационная картина мира.

— Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.

Применение приобретенных знаний на практике (создание документов, презентаций, видеофильмов, участие в телекоммуникационных проектах).

В процессе освоения программы обучающиеся будут работать в команде, парами, индивидуально. Выполнять коллективные и самостоятельные работы. Выполняя самостоятельную работу, будут обращаться к социуму (школьному библиотекарю, педагогам предметникам, родителям, сверстникам, односельчанам).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Будут знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Обучающийся сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Обучающийся научится самостоятельно соблюдать правила работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование.

Смогут находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» Будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

В процессе изучения формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование и целеполагание.

Будут сформированы умения:

— ставить учебные цели;

— использовать внешний план для решения поставленной задачи;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция.

Будут сформированы умения:

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

— сличать результат действий с эталоном (целью),

— вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

К окончанию года в процессе изучения курса «Инфознайка» у обучающегося будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Общеучебные универсальные действия:

поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

— использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

— одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

— выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, видеофильмов.

Логические универсальные учебные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»)

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Инфознайка» к концу учебного года

Обучающиеся должны иметь представление: о понятии «информация», о многообразии источников информации, о восприятии информации человеком, о компьютере, об устройствах компьютера.

Обучающиеся научатся: исполнять правила поведения в компьютерном классе, называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память), приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной информации, запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования).

Обучающиеся получат возможность научиться: работать на компьютере, создавать документы, презентации, видеофильмы, участвовать в телекоммуникационных проектах.

С учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся на занятиях внеурочной деятельности используются следующие формы организации занятий:

Формы и методы работы:

Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

Круглые столы, проекты.

Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).

Традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и пр.),

Игровые формы обучения (специальные информационные игры, мини-игры, экскурсии, конкурсы, творческие проекты и т. п.),

Методы коллективного обсуждения (дискуссия, беседа и пр.).

Формы проведения занятий нестандартные:

Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, электронный тест, различные головоломки, которые, помимо определенной образовательной функции, непосредственно стимулируют интерес обучающихся к изучаемому предмету, побуждают логически рассуждать, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.

Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности обучающихся на уроке. Игровые методы обучения способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе.

Формы и методы оценивания результатов обучения

• традиционная оценка учителем,

Для того чтобы полностью обеспечить планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности, учебный процесс должен быть обеспечен: компьютерами, обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов Бененсон Е.П., Паутова А.Г., программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций).

Обучающие программы методического комплекта работают со следующими операционными системами: Windows 98/200/XP/Vista/7, MacOS X, Linux.

Форма представления
результата

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИНФОЗНАЙКА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красненская средняя общеобразовательная школа

имени М.И. Светличной»

от 31 августа 2015 г.

Директор МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа

имени М.И. Светличной»

от 31 августа 2015 г.2015 г.

Срок реализации 5 лет обучения

Срок реализации 10-15 лет

Составитель: учитель Информатики и ИКТ

Головина Татьяна Вячеславовна

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании внеурочного курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении прикладных фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Внеурочный кружок «Инфознайка» является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и базовое или профильное обучение информатике в старших классах.

Информатика имеет очень большое и высокое возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Кружок «Инфознайка» в основной школе расширяет ИКТ-компетентность обучающихся в области применения информационных технологий (для работы с векторными и растровыми изображениями, для создания flash-анимации, для освоения издательского дела, для создания web-сайтов).

формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в

современном обществе; знакомство с одним из языков web-программирования;

формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве;

создание собственных информационных ресурсов;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами; умения соблюдать нормы информационной этики и права.

систематизировать подходы к изучению информационных технологий;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

дать представление о профессии дизайнера, web-дизайнера;

сформировать у учащихся знания и умения работать с графической информацией в изучаемых программах; умения разрабатывать и создавать дизайн рассматриваемого объекта;

сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного кружка «Инфознайка», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Программа составлена на модульном принципе. Обучающийся может посещать кружок, начиная с любого года обучения, поскольку содержание состоит из 5 модулей, каждый из которых рассчитан на год обучения с 5 по 9 класс.

В программе предусмотрен резерв (5 часов, по 1 часу в каждом классе с 5 по 9), который планируется использовать для систематизации и обобщения изученного материала по дисциплине за год. В календарно-тематическом планировании фактическая дата может быть скорректирована за счет резерва в связи с: карантинными мероприятиями, актированными днями, курсовой подготовкой педагога без замены уроков, изменениями в расписании, болезнью учителя, выпадением учебных занятий на государственные праздники.

При отсутствии данных обстоятельствах часы резерва используются на организацию системного повторения, устранение пробелов в знаниях учащихся.

Общая характеристика программы

Программа «Инфознайка» для учащихся основной ступени уровня основного общего образования является расширением предмета «Информатика и ИКТ» предметной области «Математика и информатика».

Основополагающими принципами построения «Инфознайка» являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.

В рамках предмета «Информатика и ИКТ» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучении материала курса.

Методическое обеспечение программы

Особенности учебной методики работы

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, ис­пользования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

На каждом этапе обучения курса «Инфознайка» выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.

Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.

Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

Описание места учебного курса «Инфознайка»

На изучение «Инфознайка» отводится по 1 часу в неделю с 5 по 9 класс, всего 170 часов в основной школе.

Материал «Инфознайка» не повторяет темы предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе; однако некоторые темы расширяет и углубляет, давая возможность учащимся заниматься компьютерным творчеством и исследованием информационных моделей.

По окончании программы «Инфознайка»

1) научатся использовать графические программы для создания графического компьютерного изображения;

2) овладеют основами двухмерной компьютерной мультипликации;

3) освоят три способа создания печатной продукции;

4) овладеют практическими умениями и навыками работы в нестандартных растровом и векторном редакторах;

5) освоят технологию создания web-сайта и его размещение в сети Интернет с учетом пользовательских соглашений хостинга;

6) приобретут знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;

7) приобретут первоначальные знания о профессии дизайнера, web-дизайнера.

Личностные и метапредметные результаты

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов кружка «Инфознайка» по информатике.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении внеурочного кружка «Инфознайка» обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, графикой, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме;

заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты, изображения.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приемы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе е. сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• основам дизайна и web-дизайна;

• ставить проблему, аргументировать е. актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами;

• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;

• осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;

• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;

• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;

• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;

• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

• создавать цифровые продукты с использованием специализированных компьютерных программ.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;

• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.

• создавать мультипликационные фильмы.

Коммуникация и социальное взаимодействие

• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);

• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• взаимодействовать с партнерами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Формы подведения итогов реализации программы:

По окончании каждого года обучения учащийся выполняет проектную работу, которая является зачетной по конкретному курсу.

Проектные зачетные работы:

1 год обучения — разработка дизайна и создание календаря формата А4 в векторном редакторе;

2 год обучения — создание реалистичного коллажа (разработка дизайна и создание баннера);

3 год обучения — разработка сценария и создание flash-мультфильма;

4 год обучения — разработка дизайна и создание печатного издания;

5 год обучения — разработка дизайна и создание web-сайта.

Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной работы. Выпускная проектная работа — это портфолио в виде цифрового продукта (сайта, flash-ролика, печатного издания), где собраны все значимые проектные практические работы за весь курс обучения.

Предлагаемый курс отражает точку зрения на информатику как на учебный предмет с двух позиций. С одной стороны, содержание учебного материала будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, умению анализировать сущность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправленное исследование и делать на этой основе выводы. С другой стороны, он призван обеспечить школьника необходимыми знаниями и умениями использования современного компьютерного инструментария обработки графической информации и создания Web-сайта.

По окончании обучения по данной образовательной программе, учащиеся должны уметь работать с графическими файлами в изучаемых графических программах, выполнять верстку изданий, создавать WEB-сайт.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Критерии оценивания проектной работы

Десять из данных критериев предлагается оценивать по десятибалльной шкале. Ее использование позволяет более четко судить о многообразии возможных суждений по качеству проектной работы учащихся; выработать единый уровень требований при критериальном оценивании проектов; уйти от «синдрома боязни» получить низкий балл участниками проектной деятельности. Самое важное, что данная десятибалльная шкала позволит легко ранжировать не только проекты с разной проблематикой в несмежных областях научного знания, но и одной области со сходными объектами и методами исследования. Кроме основных баллов за проектно-исследовательские работы, предлагается выставлять дополнительные баллы за определенные виды проектов и с учетом мнения эксперта.

Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектной работы

Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120. Ранжировать проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом.

Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов.

Планируемые результаты изучения кружка «Инфознайка»

К концу 1 года обучения

• определять особенности векторной графики;

• использовать панели инструментов;

• изменять свойства объектов из замкнутой и незамкнутой линий;

• устанавливать параметры страницы;

• изменять ориентацию и размер бумаги;

• выполнять операции с объектами;

• выполнять изменения контура объектов;

• отличать и выполнять различные типов заливок;

• отличать цветовые модели;

• использовать разновидности текста;

• размещать текст вдоль кривой;

• обрабатывать текст: перемещение, масштабирование, растягивание, сжатие, использование инструмента «форма»;

• изменять свойства эффектов;

• различать растровое и векторное изображение;

• преобразовывать растровое изображение в векторное, векторное в растровое;

• импортировать и экспортировать изображения;

• работать со встроенным scriptом;

• сохранять файлы CorelDraw;

• изменять свойства инструментов;

• создавать простейшие фигуры (многоугольники, квадраты, эллипсы, круги, звезды, спирали);

• создавать макет страницы (будущего документа) в зависимости от типа документа;

• использовать направляющие для выравнивания и точного размещения объектов;

• применять выделение объектов несколькими способами;

• получать результат, применяя логические операции над объектами;

• выполнять операции: изменять размер, скос, перемещение, зеркальное отображение, копирование;

• уметь изменять порядок наложения объектов;

• изменять контур объектов, используя «шейпер»;

• преобразовывать типы узлов;

• применять и изменять свойства контура;

• использовать различные типы заливок, применять шаблоны;

• выбирать модели цвета и применять палитры;

• вводить простой и фигурный текст и редактировать их;

• размещать текст вдоль кривой;

• применять к тексту различные типы заливок и цвет контура;

• выбирать параметры эффектов в свитках;

• преобразовывать растровое изображение в векторное, векторное в растровое;

• использовать библиотеку символов и заготовок;

• применять фильтры к растровому изображению;

• использовать все возможности данного scriptа в процессе создания календаря.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых

• основам векторного дизайна;

• ставить проблему, аргументировать е ѐ актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

• создавать средствами векторного редактора печатную продукцию.

К концу 2 года обучения

• выводить нужные палитры и элементы окна программы;

• выбирать инструменты и изменять их параметры;

• применять инструменты выделения и изменять их параметры;

• выполнять операции с выделенными областями (перемешать, копировать, масштабировать);

• использовать линейки, направляющие, сетку;

• пользоваться различными способами заливки;

• использовать инструмент Градиент и создавать собственную градиентую заливку;

• работать с палитрой кистей и изменять параметры рисующих инструментов;

• применять сопутствующие инструменты рисования;

• выполнять операции с узлами контура;

• создавать и редактировать контуры;

• создавать выделенную область пером;

• реализовывать специальные эффекты с помощью обводки контуров;

• использовать инструмент Текст, Текст-маска;

• редактировать созданный текст;

• применять фильтры к тексту для получения различных эффектов;

• выполнять манипуляции со слоями;

• трансформировать, масштабировать слои;

• создавать слоевые эффекты;

• использовать режимы наложения для получения специальных эффектов;

• преобразовывать выделенную область в маску;

• сохранять быструю маску в канале;

• применять каналы для создания специальных эффектов;

• создавать корректирующие слои и применять их к изображению;

• трансформировать объекты для создания эффектов и улучшения вида изображения;

• применять фильтры к изображению (выделенной области);

• использовать фильтрацию с изменением режимов наложения слоев;

• использовать фильтры третьих фирм (KPT, Eye Candy);

• использовать в редактировании модели RGB и CMYK;

• применять и изменять параметры цветовой коррекции: ослабление и усиление двух цветовых компонентов;

• изменять и настраивать тоновую коррекцию: коррекция по шкале яркости, автоматическая коррекция;

• устанавливать правильные настройки сканера для сканирования графики;

• уметь оптимизировать файлы для WEB.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

• основам растрового дизайна;

• ставить проблему, аргументировать е ѐ актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

• создавать средствами растрового редактора коллажи.

К концу 3 года обучения

• использовать основные функции импорта, оптимизации графики, текста, видеографики, звука;

• использовать возможности инструментов программы для создания анимации;

• основным применениям графических примитивов;

• работать с меню программы;

• применению технологии создания сцен;

• основам работы с timeline (временная шкала);

• использовать возможности библиотеки;

• особенностям создания анимации движения;

• особенностям создания анимации формы;

• основным приемам работы с текстом;

• технологии применения языка ActionScript.

• работать с фреймами, ключевыми фреймами;

• выполнять эффекты анимации;

• выполнять различные операции при работе с цветом;

• использовать маску при работе над анимацией;

• выполнять стандартные операции с различными видами текста;

• создавать небольшие анимационные ролики и фильмы;

• работать с расширения *.fla, *.swt, *.gif, *.jpg и т.д.

• создавать выразительные текстовые эффекты;

• создавать фильм, используя Flash-технологии и язык ActionScript.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных

ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

• ставить проблему, аргументировать е ѐ актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

• создавать анимационные проекты.

К концу 4 года обучения

• пользоваться инструментами и возможностями программных средств для создания издательской продукции;

• создавать макеты страниц в MsWord, Scribus;

• выполнять операции при размещении текста в колонках;

• создавать и редактировать текстовые блоки;

• создавать и редактировать табличные блоки;

• размещать графические объекты на страницах печатных публикаций;

• изменять шаблон верстки в Ms Publiser;

• выполнять операции с различными видами объектов при верстки печатной продукции;

• уметь работать со слоями страницы в Scribus;

• макетировать несколько страниц в Scribus;

• применять эффекты для текста;

• использовать во время верстки текста фигуры;

• разрабатывать дизайн и создать печатные публикации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

• основам создания печатной продукции;

• ставить проблему, аргументировать е ѐ актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

• разрабатывать и создавать печатную продукцию.

К концу 5 года обучения

• осуществлять поиск информации в Internet;

• сохранить информацию в необходимом формате;

• готовить текст и иллюстрационный материал для сайта;

• осуществлять разметку страницы;

• пользоваться фреймовыми технологиями;

• использовать для создания сайта все необходимые теги;

• пользоваться средствами Web-редактора для написания страницы;

• создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами;

• использовать CSS для расположения элементов на web-странице;

• применять фильтры для получения нужных эффектов;

• создавать динамические стили.

• настраивать мультипликацию в кадре;

• разработать и создать WEB-сайт с использованием редактора DreamWeaver на выбранную тему;

• подготовить и опубликовать свой сайт в Internet.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений;

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых

• ставить проблему, аргументировать е ѐ актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

• разрабатывать, создавать и размещать в сети Интернет web-сайты.

Обучающиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая CD-ROM, сканеры, модемы, редактор HTML – документов DreamWeaver, графические редакторы Adobe PhotoShop, Corel Draw, Macromedia Flash и др.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по использованию ресурсов Internet должны происходить в режиме OnLine. При отсутствии стабильного доступа к Internet, рекомендуется использовать режим OffLine с заранее подготовленным информационным материалом.

Учебный план курса «Инфознайка»

внеурочной деятельности «Инфознайка» 5-9 классы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *