Инклюзивная школа что это

«Общество не готово принимать особенных людей». Как устроено инклюзивное образование

По закону в нашей стране каждый имеет право на основное образование вне зависимости от физических или ментальных особенностей. В действительности устроить ребенка с особенными потребностями в школу достаточно сложно. Закон есть, но реализуется он со скрипом. Ведь школа должна быть готова принять такого ребенка, должна уметь учить его и обеспечивать все основные потребности.

Я часто бываю в Тель-Авиве и каждый раз отмечаю большое количество инвалидов-колясочников на улицах и в транспорте. Там что, правда больше людей с инвалидностью? Нет, конечно. Просто много хороших колясок, правильно организованная инфраструктура, и практически любой человек может путешествовать, ходить в магазины, рестораны, может жить полной жизнью. Почему у нас не так? За какую ниточку нужно потянуть, чтобы ситуация начала меняться? Я думаю, простого ответа нет. Есть комплекс причин — исторических, культурологических, экономических, наконец.

Но главная причина пробуксовки инклюзии, на мой взгляд, мы с вами. Наше общество в целом не готово принимать особенных людей. Уже слышу возражения: ну есть же у нас и пандусы пресловутые, и инклюзивные школы. Есть, конечно, но каков их процент в общей массе? Насколько терпимо общество к ребятам с ментальными проблемами, например? Часто к нам приходят родители особенных детей и с порога начинают извиняться за своих детей, за их не всегда понятные реакции и поведение. Сначала я удивлялась, теперь уже просто констатирую: не привыкли эти родители к принятию, ждут замечаний и упреков.

Что же делать? Как менять ситуацию? В нашем случае ответ прост: инклюзия. Если в школе не делить людей по категориям — умных и сильных отдельно, не очень умных, плохо видящих или медленно бегающих — отдельно, все с детства будут получать навык сосуществования. Мое глубокое убеждение в том, что инклюзия нужна не только особенным детям, но и обычным ребятам. Так они учатся понимать и принимать, прощать и помогать.

И еще один очень важный эффект мне видится в инклюзивном образовании. В каждом из нас живет страх оказаться не таким, как все, оказаться «за бортом». Если же с детства видишь, что одноклассница в коляске и одноклассник с расстройством аутистического спектра так же ходят в школу, имеют свой круг общения, страхов будет меньше.

В лицее мы стараемся объединить особенных детей, их у нас примерно 10%, с остальными ребятами. Сначала особенный ребенок попадает в ресурсное отделение. Там с ним занимаются в индивидуальном порядке, он «набирает ресурс» и постепенно присоединяется к общим классам. Разумеется, на общих занятиях он проводит столько времени, сколько нужно ему самому. Например, один наш ученик в начале своего школьного пути посещал со всеми ребятами только уроки музыки, рисования, физкультуры и керамическую мастерскую. Потом, со второго класса, по несколько часов в неделю другие уроки, и так постепенно влился в коллектив класса. К концу 4-го класса он уже проводил б о льшую часть времени в общем классе. Есть и другие примеры. У одной нашей ученицы довольно серьезная умственная отсталость. Музыка, физкультура, творчество — со всеми, основные предметы — только в индивидуальном порядке, только один на один. Итог: начальная школа позади, девочка освоила программу на доступном ей уровне и продолжит обучение в специализированной школе. Ученик с атипичным аутизмом с первого дня в общем классе с поддержкой смежных специалистов. Закончил третий класс, продолжает обучение.

Школы с инклюзивными классами сталкиваются с целым рядом трудностей. Первая и, пожалуй, самая очевидная — это родители. У нас частная школа, и оказалось, что некоторые мамы и папы не готовы платить за обучение своего «нормального» ребенка, когда рядом особенные дети. И хотя в большинстве своем родители научились быть вежливыми, за семь лет работы я дважды все-таки услышала фразу: «Не хочу, чтобы мой ребенок был рядом с ненормальными». Для нас это своеобразный «фильтр родителей»: если они так себя ведут, нам будет сложно с ними в дальнейшем, мы рады, что такие люди отсеиваются сами.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что этоФото: Unsplash

Вторая задача — это, как ни странно, взаимодействие с родителями особенных детей. Часто они не могут принять своего ребенка, отрицают проблему, не знают, как себя вести. Тут нам помогают опытные психологи и педагоги, мы стараемся создавать поддерживающую среду не только для детей, но и для родителей. Это не всегда возможно сделать, ведь наши дети и их родители живут не в безвоздушном пространстве, за забором школы им приходится сталкиваться с иным подходом, и часто они снова прячутся в защитную ракушку неприятия проблемы.

Третья сложная задача — это подбор педагогов. Для таких детей нужен индивидуальный набор специалистов. С особыми детьми работает специальный педагог, логопед-дефектолог, клинический психолог. Они помогают каждому новому ребенку постепенно и с наименьшим стрессом войти в большой детский коллектив.

Еще нам в построении учебного процесса помогает заключение государственной психолого-медико-педагогической комиссии, которую мы организуем на базе лицея для всех ребят, которые планируют обучаться по индивидуальной программе.

Дополнительные лицензии для работы с особенными детьми инклюзивной школе не нужны. От обычных школ она отличается уровнем педагогического состава и специально оборудованной инфраструктурой.

В целом государство поддерживает инклюзивные школы: размер субвенции из бюджета на детей с особыми образовательными потребностями составляет в Московской области около 7 тысяч рублей. Конечно, этих средств недостаточно для организации полноценных, качественных занятий с особенными детьми. И многие школы вынуждены работать на коммерческой основе, но всегда стараются предоставлять специальные условия семьям, которым трудно платить за обучение самостоятельно.

Инклюзия должна затрагивать всех: детей обычных и особенных, их родителей и, конечно, сотрудников. Нужно относиться друг к другу очень аккуратно, с пониманием и терпением, спотыкаясь и совершая ошибки, проживать каждый день и учиться жить в нормальном обществе разных людей.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Источник

Как дети с особенностями развития учатся в обычных школах

И что для этого нужно

ВЦИОМ, фонд «Обнаженные сердца» и ассоциация «Аутизм-Регионы» провели исследование об отношении россиян к инклюзивному образованию. 59% наших соотечественников впервые услышали этот термин, а еще 16% затруднились ответить.

Фонд «Обнаженные сердца» более десяти лет работает над созданием инклюзивного общества — открытого и доступного людям с особенностями развития, в том числе в сфере образования.

Мы помогаем детям с расстройствами аутистического спектра и выраженными нарушениями коммуникации, интеллекта и поведения учиться в школах. А также обучаем специалистов грамотно работать с разными детьми в процессе обучения.

В статье расскажу, что такое инклюзивное образование по закону, как оно выглядит на практике и чем наш фонд помогает ученикам с особыми потребностями.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—Ж «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Что такое инклюзивное образование

Инклюзивное образование — это форма обучения, при которой у всех детей, в том числе с особенностями развития, есть возможность учиться совместно. Эту возможность гарантирует и закон об образовании: все дети могут учиться в школе, независимо от уровня их способностей или существующих диагнозов.

При этом родители могут выбрать, где именно будет учиться ребенок: совместно со школьниками без особенностей здоровья или в отдельном классе, специальной школе или особом учреждении — например, в детском реабилитационном центре, центрах психолого-педагогической или медико-социальной помощи.

Если родители выбрали обычную школу, отказать в зачислении могут, только если в классах нет свободных мест. В этом случае найти школу помогут районные управления или комитеты по образованию. Исключение — школы с конкурсным отбором: даже если там есть места, зачислить туда ребенка можно только по результатам экзаменов.

Если для успешной социализации и обучения ребенку нужны специальные условия, школа создаст их на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, ПМПК. На это государство выделит отдельное финансирование. В заключении ПМПК может указать как необходимое оборудование, так и услуги дополнительных специалистов.

Программа должна корректироваться в зависимости от психофизических возможностей ребенка. То есть каждого ребенка школа должна обеспечить программой, которая позволит ему развиваться в силу своих возможностей.

Как помогать другим

Как включить ребенка с особыми потребностями в образовательный процесс

Вот что понадобится школе, чтобы успешно включить в образовательный процесс ребенка с особыми возможностями здоровья.

Служба сопровождения. Трудно представить себе учителя, который знает, как обучать ребенка с любыми существующими в мире особенностями в развитии. Поэтому преподавателям нужна помощь, чтобы они смогли модифицировать учебные материалы и задания под индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Помочь в этом ему должны специалисты службы сопровождения, которые понимают потребности детей с теми или иными нарушениями: педагоги-психологи, логопеды, социальные и специальные педагоги, тьюторы. Их задача — не только рассказать, что нужно делать учителям, но и самим быть частью образовательного процесса: проводить оценку поведения учеников с особенностями, выстраивать программу обучения и помощи, объяснять особенности нового ученика и взрослым, и детям.

Наличие в школе психолога, логопеда или специального педагога далеко не всегда гарантирует, что этот специалист владеет современными и эффективными технологиями обучения детей и сопровождения инклюзии. Скорее всего, ему тоже нужна будет профессиональная помощь.

Во многих случаях возникает необходимость в тьюторе, который будет сопровождать ребенка. Кому-то это будет нужно только на период адаптации, а другим детям потребуется на все время обучения.

Тьютор работает с учеником на уроках: например, помогает справиться с нежелательным поведением или более подробно объясняет инструкции. А на переменах поддерживает школьника в процессе общения со сверстниками и сопровождает во время перемещений по школе, если это необходимо. Чтобы эффективно выстраивать свою работу, тьюторы также нуждаются в специальном обучении.

Оборудование. Инклюзия во многих случаях предполагает изменение среды и материалов. Например, могут понадобиться пандусы и подъемники, которые есть далеко не во всех школах. А также системы дополнительной или альтернативной коммуникации — планшеты и компьютеры, на которых ребенок будет выполнять задания. Еще нужны надписи, учебники и пособия для детей, которые пользуются шрифтом Брайля.

Дополнительная работа со всеми сотрудниками школы. Инклюзия предполагает, что потребности детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охрана, и родители типично развивающихся детей.

Если ребенок пользуется средствами дополнительной или альтернативной коммуникации, важно, чтобы его понимали не только учителя, но и другие люди, с которыми он сталкивается в школе. Например, если школьник использует вместо речи «говорящую» программу на планшете, учителя должны не только давать ему дополнительное время на ответ, но и научить одноклассников играть вместе с этим ребенком.

Как фонд «Обнаженные сердца» готовит детей с особенностями развития к инклюзивному образованию

С особенностью развития человек рождается и живет всю жизнь. Поэтому и поддержка ему нужна не только в школе, но и гораздо раньше.

Часто фонд начинает работать с детьми и их родителями еще до детского сада: это помогает на самом раннем этапе включить ребенка в образовательный процесс вместе с нейротипичными сверстниками. Так фонд работает с семьей Давида.

Когда мальчику исполнился год, родители начали замечать, что ребенок потерял приобретенные навыки и стал вести себя не так, как другие дети. Он не отзывался на свое имя, мало смотрел в глаза, часто перебирал пальцами рук у рта и носа, перестал есть ложкой и не показывал на предметы.

Дальше особенности поведения Давида становились заметнее: он начал ходить кругами, постоянно прыгал и махал руками. Все это напугало родителей, и они обратились за помощью к педиатру. Но врач ничем не смогла помочь.

Тогда родители пошли в частную клинику, где ребенку поставили диагноз «аутизм». Мальчику тогда было два года. Несмотря на то что отец Давида врач, даже он почти ничего не знал про этот диагноз.

Родители начали искать информацию в интернете и так наткнулись на фонд «Обнаженные сердца». В итоге ребенка пригласили в программу поведенческого вмешательства ASSERT, которая основана на прикладном анализе поведения.

Программа ASSERT состоит из набора техник — специалисты индивидуализируют их в соответствии с навыками, которым нужно обучить ребенка. Вот некоторые из них:

С июня Давид занимается бесплатно пять дней в неделю по четыре часа. Благодаря занятиям у Давида уже после первых недель появились большие достижения. Мальчик стал более социально активным, научился просить и отказываться, ждать. У него появилось подражание, он начал смотреть в глаза, играть в игрушки, используя их функциональность. Еще Давид стал общаться с помощью PECS — это специальная система общения путем обмена изображениями.

Кроме того, мальчик сказал свои первые слова: «мама», «папа» и даже «дятел». На детской площадке он не боится взаимодействовать с другими детьми, хотя из-за того, что Давид пока не до конца полноценно разговаривает, возникают недопонимания.

Как обучать детей с аутизмом

Аутизм — это самое часто встречающееся нарушение развития. Дети с аутизмом могут не откликаться на свое имя, не смотреть в глаза и избегать прикосновений. У них могут быть сложности в самообслуживании и трудности с речью. Многим детям с аутизмом трудно адаптироваться к изменениям и понимать социальные правила.

Последние годы принято говорить о расстройствах аутистического спектра — РАС. Спектр означает, что особенности, сильные стороны и потребности у разных людей сильно отличаются.

Есть дети с РАС, которым требуется лишь незначительная помощь и адаптация: большую часть времени они обучаются вместе со всем классом. А есть те, кто большую часть учебного времени проводят в отдельном классе, встречаясь со своими типично развивающимися сверстниками лишь на отдельных уроках или во время перемены. Нет и не может быть одной стандартной программы, которая подходила бы всем детям с РАС.

Однако исследования показывают, что наиболее успешные подходы в обучении детей с аутизмом основаны на идеях прикладного анализа поведения:

Родителям Давида фонд тоже предложил занятия — в проекте «Ранняя пташка». Отец и мать мальчика благодаря этому смогли узнать больше о РАС, как жить с ребенком с таким диагнозом и получить практические навыки взаимодействия с ним. А еще смогли познакомиться с другими родителями детей с аутизмом. По их словам, теперь жизнь с ребенком с РАС стала проще и легче.

У Давида хорошие перспективы, и родители надеются, что с помощью занятий мальчику удастся максимально приблизиться к нормотипичным детям и пойти в обычные садик и школу. Параллельно родители готовятся и к альтернативным вариантам — инклюзивным и специальным учебным заведениям.

Чем полезно инклюзивное образование

Иногда школам пытаются «отдать» особенных детей, но при этом не дают ничего другого: ни дополнительных тьюторских ставок, ни оборудования, ни обучения персонала. Такой подход — прямой путь к неудачам и конфликтам: учителя без дополнительной подготовки не представляют, как вести себя с детьми с инвалидностью, и не могут научить этому других школьников.

Возможно, поэтому в опросе ВЦИОМ 57% опрошенных опасаются риска роста конфликтов, агрессии, насмешек в инклюзивной среде. Все эти люди боятся, что детей станет больше, а ресурсов и поддержки на всех просто не хватит. При этом респонденты, у чьих детей есть опыт обучения в инклюзивных школах и детских садах, позитивно относятся к инклюзивному образованию.

На самом деле инклюзивный класс полезен как детям с особенностями развития, так и ученикам без них и даже государству.

Дети с особенностями развития, которые учатся в инклюзивных классах, больше склонны к положительному социальному и эмоциональному поведению, чем дети, которые занимаются отдельно. Например, обучение в обычном классе может вдохновить и побудить учеников с нарушениями интеллекта учиться лучше.

Еще обучение в обычной школе помогает ребенку с особенностями развития приобрести необходимые социальные навыки. Человеку, которого не брали в детский сад и школу, считая «необучаемым», будет гораздо труднее осваивать принятые в обществе правила и нормы во взрослом возрасте.

Чтобы дети с особенностями развития не потеряли навыки социализации за летние каникулы, существуют инклюзивные лагеря. В рамках проекта «Лето» фонд «Обнаженные сердца» оказывает поддержку организаторам таких лагерей

Кроме того, существует так называемый когортный эффект: чем старше человек, тем меньше вероятность, что он получал адекватную помощь с детства. В результате появляются проблемы, которые напрямую могут быть не связаны с диагнозом или инвалидностью. Например, паника или агрессия из-за невозможности выразить свои чувства, если человек не пользуется речью и у него нет средств дополнительной или альтернативной коммуникации.

У людей с выраженными двигательными нарушениями могут возникать дополнительные проблемы с дыханием, пищеварением. А также боли, контрактуры и деформации, если люди длительное время находятся в неправильном положении из-за отсутствия специального оборудования.

Многие годы огромное количество детей с нарушениями — например, с церебральным параличом или синдромом Дауна, — проживали в учреждениях закрытого типа: интернатах и домах ребенка. Система группового воспитания негативно влияет на любого ребенка, а для детей с особыми потребностями она просто губительна. Поэтому плачевное состояние многих детей в подобных учреждениях во многом связано с неадекватными условиями проживания, а не с изначальным диагнозом.

Дети без особенностей развития становятся более понимающими и развивают положительное отношение к различиям. В школе повышается общий уровень толерантности, уменьшается частота случаев травли в отношении всех детей, в том числе типично развивающихся сверстников. Дети становятся продуктивнее и активнее.

Для государства такая политика имеет не только гуманистическое, но и экономическое обоснование. В 2015 году было проведено социологическое исследование компанией «Бостон Консалтинг Групп»: на школьном проекте фонда «Обнаженные сердца» они показали, что каждый рубль, который фонд вкладывал в школьную образовательную программу для детей с РАС, экономил региону два рубля.

Это связано с тем, что ребенок с аутизмом в этом случае не сидит в четырех стенах, а занят, и у него меньше поведенческих нарушений. Поэтому его родители могут работать и платить налоги, а его братья и сестры — жить обычной жизнью, семья включена в общество.

Что тормозит развитие инклюзии

Общество меняется быстрее, чем школа успевает осваивать новые технологии обучения. Отсюда возникает некоторое сопротивление. А еще многие люди просто никогда не видели успешных примеров инклюзии и поэтому в нее не верят.

Как россияне относятся к инклюзивному образованию

Две трети россиян — 66% — положительно относятся к совместному обучению детей с особенностями развития с детьми без особенностей.

Об отрицательном отношении заявили 16% респондентов, а 13% относятся нейтрально. Больше позитивных оценок среди молодежи от 18 до 24 лет — 81%, меньше — среди людей старшего возраста, от 60 лет, — 57%.

При этом сам термин «инклюзивное образование» остается малоизвестным для большинства людей. Каждый пятый респондент слышал про инклюзивное образование — 24%, но только каждый десятый — 11% — смог верно описать, что это такое.

Есть и другие причины, которые мешают развитию инклюзивного образования — расскажу о них подробнее.

Трудности с получением правильного диагноза. Сейчас в России проживают 722 000 детей с инвалидностью. Но, например, среди них только 39 000 детей с официально установленным диагнозом «аутизм». Это явно заниженные данные: Минздрав еще в 2013 году подтвердил, что уровень распространенности аутизма в популяции составляет 1%. Получается, что детей с аутизмом в нашей стране должно быть диагностировано намного больше, более 300 тысяч.

Из-за такого разрыва департаменты образования просто не представляют себе масштаба потребностей и не обеспечивают школы всем необходимым оборудованием и нужными специалистами.

К счастью, в последнее время эта ситуация стала меняться: Минздрав принял новые клинические рекомендации по аутизму, которые вступят в силу зимой 2022 года.

В этом документе тщательно проанализированы эффективные практики постановки диагноза, возможности лечения сопутствующих аутизму состояний, программы психолого-педагогической поддержки и уровни их доказательности. Скоро количество детей с официальным диагнозом «аутизм» вырастет, а значит, можно надеяться и на расширение инклюзивных программ в школах.

Недостаточная подготовка специалистов. Важные специальности и области профессиональных знаний долгие годы отсутствовали в России и только начинают появляться: например, прикладной анализ поведения, альтернативная и дополнительная коммуникация, физическая терапия и эрготерапия.

Чтобы познакомить школьных учителей и других специалистов с современными практиками и подходами к помощи детям с особенностями развития фонд «Обнаженные сердца» запустил проект «Обучение»

Все это необходимо для того, чтобы инклюзия была полноценной и помощь получали все участники образовательного процесса: от самого ребенка с особыми возможностями здоровья до учителей и родителей одноклассников.

Незнание или игнорирование законодательства. Любой ребенок вправе учиться в школе, которую выбрали для него его родители, а задача школы — предоставить ему образовательные услуги в соответствии с его потребностями.

К сожалению, до сих пор не все школы об этом знают и необоснованно отказываются принимать ребенка. А у родителей не всегда есть силы и свободное время, чтобы добиваться своего с помощью жалоб и судебных тяжб.

Как помочь развивать инклюзивное образование в России

Фонд «Обнаженные сердца» более десяти лет помогает становлению инклюзивного общества, открытого к людям с особенностями развития. В основном фонд работает с детьми с аутизмом, церебральным параличом и другим нарушениями развития.

Фонд помогает детям через обучение взрослых, родителей и специалистов, которые с ними работают. Такой подход позволяет реализовать потенциал каждого ребенка, повысить качество жизни семьи, воспитывающей ребенка с особенностями развития.

Вы можете поддержать работу НКО и оформить регулярное пожертвование в ее пользу:

Источник

Школа для всех, основные тренды инклюзивного образования

Инклюзивное образование в школе – это система образования, которая подразумевает равноправное взаимодействие детей в рамках учебного заведения, вне зависимости от их интеллектуальных или физических особенностей.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Инклюзия в школе – это раскрытие потенциала всех учеников в рамках общеобразовательного процесса, программа которого соответствует индивидуальным способностям детей.
Путешествие в инклюзивную школу может быть длительным и сложным, но в конечном итоге это укрепит школьное сообщество и поможет детям. «Инклюзия» означает не просто размещение детей-инвалидов в общеобразовательных классах. Этот процесс должен включать фундаментальные изменения в том, как школьное сообщество поддерживает и учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Таким образом, эффективные модели инклюзивного образования не только приносят пользу ученикам с ограниченными возможностями, но и создают среду, в которой каждый ребенок, включая тех, кто не имеет инвалидности, имеет возможность процветать.

Как организована инклюзия в школах

В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
ИО (инклюзивное образование) — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Структура организации ИО в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:

В школе или классе, реализующей подход ИО, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.

Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы

Плюсы ИОМинусы ИО
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность».Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе.Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов.
Восприятие детей на равных условиях.Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива.
Социализация и развитие личностных навыков.Отсутствие материально-технического оснащения школ.
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.Дефицит узкопрофильных работников.
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав.Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Практика внедрения инклюзии в общеобразовательные учебные заведения за счет применения индивидуального подхода и учебных планов, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяет убрать социальный барьер и устранить клеймо неполноценности.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

В идеале инклюзивное образование не должно иметь никаких минусов. Но, в России и в Украине инклюзия – это экспериментальная площадка, следовательно, со своими плюсами и минусами. Правительство поставило вопрос о развитии и внедрении ИО в общеобразовательные заведения на первое место, и по прогнозам к 2025 году система будет работать идеально.

Особенности законодательства об инклюзивной школе в России

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:

Проблемы в России

Занятия классов являются прекрасной концепцией, но они требуют много обучения, терпения и сострадания со стороны учителей. Полностью инклюзивные классы имеют учащихся по всему спектру образования и развития: начиная от типично развивающихся детей и заканчивая детьми с тяжелой формой инвалидности. По этой причине учителю сложно найти баланс в образовательном процессе.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?

Особенности законодательства об инклюзивной школе в Украине

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

В 2018 году Верховной Радой Украины был принят законопроект «О внесении изменений в Закон Украины об образовании», в котором отмечались нормы и особенности обучения лиц с особыми потребностями.
По законодательству Украины, каждый ребенок имеет право на полноценное участие в образовательном процессе. При этом у родителей есть право выбора: инклюзивное, дистанционное или индивидуальное обучение.
Правовые акты, ссылки:

Проблемы инклюзивного образования в украинских школах

Среди основных проблем ИО в украинских школах стоит отметить:

Как оформить ребенка инклюзивный класс

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку-инвалиду в желании получать образование наравне с иными детьми. Как оформить ребенка в инклюзивный класс:

Важно: директор не имеет право отказать вам!

Отзывы о внедрении ИО в школы

Оценку перспектив и уровня готовности к широкому внедрению инклюзии в ООШ оказывали прежде всего те участники исследования, которые имели опыт ИО, то есть эксперты, представители профессиональных групп, родители детей с особыми потребностями и здоровых детей, обучающихся в пилотных учреждениях дошкольного и школьного образования. Оценки существенно отличаются, и уровень оптимизма или пессимизма находится в прямой зависимости от степени вовлеченности в процесс инклюзивного образования, реально отражает конфликт между представлением о процессах и реальным опытом участия в нем.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Профессиональные группы

Большинство представителей профессиональной группы понимают, что инклюзия — это не просто модное нововведение, но вызов времени, связанный с различными факторами: общим ухудшением состояния здоровья детского населения, желанием родителей и детей-инвалидов получать образование на равных условиях и в удобной среде; демократическими преобразованиями в обществе.
Эти объективные условия заставляют педагогов пересматривать традиционные уклады классической системы образования, все больше ориентируя ее на индивидуализированный и персонализированный подход, делая общую стандартную программу доступной для всех.
Оценивая возможности широкого внедрения инклюзивного образования, большинство опрошенных педагогов считают, что сегодня страна не готова или частично готова перейти к инклюзии широкого масштаба, несмотря на определенные положительные результаты эксперимента.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Мнение родителей
Размышляя о необходимости и перспективности инклюзивного образования, некоторые родители здоровых детей выражали недоверие к способности инклюзивного образования содействовать развитию детей с особыми потребностями. Заметим, что умеренная часть родителей считает, что наличие в классе детей с особыми потребностями воспитывает у других детей положительные качества: человечность и толерантность.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

По мнению родителей детей с особыми потребностями из экспериментальных школ и УВК, инклюзивное образование на современном этапе его внедрения — это не только проблемы и нерешенные вопросы. Это еще и возможность выбрать другой, отличный от стереотипного путь для развития ребенка, который открывает для него мир за пределами специальной школы, какие бы положительные характеристики последняя не имела.
При этом родители детей с особыми потребностями в большинстве случаев именно социализацию считают основной целью и результатом инклюзивного образования для своего ребенка. Возможность пребывания в кругу своих здоровых сверстников предоставляет таким детям толчок к адаптации в окружающей среде.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

В Европе уже десятилетиями внедряют стандарты инклюзивного образования в школы. И на основе своего опыта, зарубежные эксперты дают свой ряд рекомендаций:

Вывод
Гипотетическое представление и позитивное восприятие населением изменений, которые принесет в образование и общество внедрения инклюзии, связано прежде всего с их мировоззренческими, возрастными и гендерными различиями. Ведь население не имеет достаточного опыта реальной инклюзии. Этот опыт необходимо внедрять сначала администрации учебных заведений, педагогическому коллективу, а после — родителям.

Инклюзивная школа что это. Смотреть фото Инклюзивная школа что это. Смотреть картинку Инклюзивная школа что это. Картинка про Инклюзивная школа что это. Фото Инклюзивная школа что это

Опыт пилотных школ показывает, что учителя и администрация образовательных учреждений способны преодолеть все внутренние барьеры, если будет обеспечено научно обоснованную и скоординированную психологическую и методическую подготовку педагогов к внедрению инклюзии.
Преодолеть «внешние» барьеры — материальные и конструктивные проблемы — учебные заведения самостоятельно и самостоятельно не смогут.
Хотя на данном этапе лишь и в Украине, и в России существует ряд проблем с внедрением ИО в школах: в обеих странах предпринимают колоссальные усилия для того, чтобы эти проблемы преодолеть.
Будущее у инклюзии есть.

Видео — Как работает инклюзивная школа

Видео — Инклюзивное образование: взгляд изнутри

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *