Инспектор в мчс чем занимается обязанности
Права и обязанности государственного инспектора по пожарному надзору
Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:
организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций и граждан;
3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;
5) не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;
6) предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;
7) знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
9) доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
11) соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
О работе инспектора Государственного пожарного надзора
В продолжение цикла интервью «о профессии без прикрас» мы побеседовали с двумя представителями профессии инспектора. Почему с двумя? Да потому что те, кого обыватели обычно именуют пожарным инспектором, на деле называются совсем иначе – это инспектор отделения профилактики пожаров и инспектор государственного надзора.
Разница между ними на первый взгляд не очень заметна – функции вроде похожи, но на деле – отличия порой существенны. Именно поэтому на наши вопросы отвечают оба. Итак, знакомьтесь – Борис, стаж в должности инспектора отделения профилактики пожаров – 8 лет, Андрей, стаж в должности старшего инспектора государственного пожарного надзора – 6 лет.
Как стать инспектором
Инспектор Государственного пожарного надзора МЧС России
Борис: Не буду говорить, что мечтал быть инспектором с детства. Нет, тут скорее случай. Я родом из маленького городка. Отучился в Новосибирске, но оставаться там не захотел – вернулся к себе. А работу найти не мог довольно долго. Не очень ждут работодатели вчерашнего студента, пусть и с новеньким дипломом, но без опыта работы. Походил пару месяцев по собеседованиям, пооббивал пороги разных организаций и понял, что диплом можно положить на полку вместе со своими амбициями до лучших времен. Пошел и устроился на завод, обычным работягой, на конвейер. Не сидеть же дома здоровому лбу на шее родителей. Включили в состав добровольной пожарной дружины, а тут как раз соревнования.
В процессе подготовки к ним приходилось часто обращаться в пожарную часть, она прямо на территории завода находится. Разговорились с тамошним инспектором, он и посоветовал попробовать устроиться к ним, народу не хватает, а у меня образование высшее – главное комиссию пройти.
Тогда не было настолько строгих требований к образованию, как сейчас, с любым высшим брали. Устроился, не зная толком, куда иду и имея очень смутные представления о профессии, но оказалось, что попал в точку – это оказалось мое дело.
Проверка соблюдения требований пожарной безопасности в организации
Андрей: У меня тоже роль сыграл случай. Я как раз мечтал о профессии пожарного, после армии пришел пожарным. Во время работы получил заочно специальное образование и …не прошел ВВК на начальника караула. Вот так, совершенно неожиданно, сказалась недавно полученная травма, прошел только по третьей группе. Ну и оказался в таком положении – начкаром идти не могу, и пожарным оставаться тоже уже не могу – в деле заключение ВВК, в котором указано, что я не годен к службе в должности по первой группе предназначения. Пошел инспектором ГПН. В конечном итоге оказалось, что к лучшему – быстро втянулся, освоился – оказалось, что профессия не менее интересная.
Андрей: основная функция у нас одна – это профилактика и предотвращение возникновения пожаров на объекте, но методы и способы достижения этой цели несколько отличаются. У надзорных органов больше полномочий было до недавнего времени, а сейчас начался процесс передачи полномочий ГПН профилактикам, поэтому различия будут нивелированы.
Ну и инспектор отделения профилактики пожаров – это чаще всего объектовые подразделения, в основном части по охране отдельного объекта – заводов, фабрик и прочее. Инспектор государственного пожарного надзора инспектирует объекты на территории населенного пункта. Магазины, школы, различные учреждения и здания, находящиеся на территории курируемого района. В обоих случаях своя специфика, свои тонкости и сложности.
Что самое сложное в работе
Борис: Кому как. Мне очень сложно было первое время наказывать нарушителей, ибо на моем участке оказался цех, в котором я начинал работать. Ну как – я с ним за одним станком стоял, а теперь ловить и наказывать. Было сложно поначалу, но ничего, привыкли потом к своим новым отношениям – и они, и я.
Сложно бывает вникнуть в особенности объекта, если речь о производственном объекте – нужно знать технологический процесс, особенности используемых веществ и материалов, требования всех нормативных документов. Поначалу сложно всем, но со временем все постигаешь. У нас новый сотрудник – девушка, звонит недавно мне: «Боря, я очень глупый вопрос задам – а как пахнет при сварочных работах?» Объяснила – зашла в помещение, где работают сварщики, а там накурено. Никто не курит, никаких следов, но запах очень сильный. Сварщики принялись уверять, что это сварка так пахнет. Инспектор растерялась – может правда? Объяснил, конечно, что запах сигарет и сварки никак нельзя спутать, но вот свидетельство того, какие неожиданные вопросы могут возникать в процессе работы.
Оформление результатов проверки после его обследования
Андрей: Сложно бороться с таким явлением, которое у нас условно называются «звонками сверху». Я объясню. Я выявил нарушение, принял соответствующие меры. Меры эти, конечно, означают определенные неудобства для тех, к кому я их применяю. И эти нарушители порой применяют по отношению ко мне контрмеры – просто-напросто поступает указание «не трогать» данный объект или ограничиться менее серьезными мерами, которые должного результата все равно не приносят. Получается, что на какие-то нарушения мне нужно просто «закрыть глаза», не заметить их и не реагировать.
Получается, с одной стороны наносится определенный урон моему авторитету на охраняемом объекте, когда я вынужден менять свои решения. А с другой – я беру на себя немалую ответственность. Случись что – моментально выяснится, что было нарушение, работу по которому я не провел и кроме меня нести ответственность за это никто не будет. Поэтому приходится искать компромиссы, быть абсолютно беспристрастным не удается, постоянно необходимо оценивать степень тяжести нарушения с точки зрения возможных последствий. Вот это балансирование для меня, пожалуй, и есть самое сложное в профессии.
Должностные обязанности
Андрей: В должностные обязанности инспектора входит ряд функций:
Борис: Но помимо обязанностей, у инспектора как у должностного лица, существуют еще и права.
Заключаются они в следующем:
Ну почему же? Я понимаю, о чем вы, но не соглашусь. Да, напрямую связать нашу деятельность со спасением человеческой жизни обычно никому в голову не приходит, между тем, это ведь и есть наша основная задача пожарной профилактики. Здесь как в медицине – болезнь легче предупредить, чем лечить.
Пожар тем более – легче предупредить, чем тушить. И вы знаете, мне приходилось слышать в свой адрес слова: «Спасибо, капитан. Хана бы нам, если б не твоя дотошность». Это было, когда я не дал разрешение на сварочные работы из-за неисправного состояния сварочного аппарата. Неисправность на первый взгляд была пустяковая, как они ругались и уговаривали, что всегда так работают и все было нормально, что времени у них мало, что техника простаивает. А когда принялись за устранение неисправности, оказалось, что несерьезные с виду нарушения могли обернуться бедой.
Андрей:
Видим мы и благодарность за нашу работу. Возможно, реже, чем представители других профессий в системе МЧС, но видим. Особенно при проведении мероприятий пропаганды в школах и детских садах. Дети – благодарные слушатели, им все интересно, задают массу вопросов, порой недетских и каверзных, но я радуюсь этим вопросам – это значит, что не зря мы проводим эти беседы, значит есть в них смысл и толк.
Борис: Пожалуй, нет. Руководство не любит брать представительниц прекрасного пола в инспекцию, женщин здесь существенно меньше, чем мужчин, но все же есть. На заводе им, конечно, сложнее. Каждый день, в любую погоду идешь на участок. Порой приходится лезть на крышу, порой спускаться в подвал, ну и контингент, с которым приходится общаться, очень разный. Но ничего, справляются. За всех не скажу, но у нас в части давно принято – участки, которые полегче, поспокойнее, считаются женскими. Однако взаимозаменяемость никто не отменял, поэтому приходится им изредка брать на себя и наши участки, повышенной сложности. Ничего, справляются, не жалуются.
Андрей: Соглашусь, чисто мужской профессию инспектора считать, наверное, не стоит. Есть женщины, которые лучше мужчин справляются со своими обязанностями именно в силу того, что они женщины. Иногда очень важны чисто женские качества – умение найти общий язык с собеседником, избегать конфликтных ситуаций обходя «острые углы», эмоциональная гибкость, способность быстро расположить к себе человека. Есть аспекты, в которых мужчине легче, и намного, но считать должность инспектора сугубо мужской – неправильно.
Пожарный инспектор
Государство каждой страны, устанавливает на своей территории противопожарные стандарты, которые призваны обеспечить безопасность населения, объектов, имущества. Все граждане включены в систему ППБ, они являются одним из уровней. В системе рассматриваются владельцы различных объектов: производственных, жилых, торговых и других. Государство передало им полномочия по принятию мер предотвращения возгораний. Но контроль остается за разработчиком требований. Конкретно им занимается государственная структура – ГПС МЧС. Сотрудник этого органа – пожарный инспектор выезжает на объекты для проверок. Порядок работы этого должностного лица, компетенции и права определены в нормативных документах ГПС.
Регламенты ревизий
Любая проверка не приносит радости владельцу объекта, не являются исключением ревизии сотрудников ГПС. Но инспектор по пожарной безопасности будет неопасен, если на объекте соблюдены все меры ППБ, есть профильная документации, которая заполняется своевременно и должным образом. Ревизии проводятся по графику. Стандартный регламент – 1 раз в три года. Если речь идет о старом сооружении, то проверки проводятся чаще – 1 раз в год. Нередко проводятся внеплановые мероприятия. Причинами таких проверок являются:
Плановые и внеплановые проверки проводятся только в выездном формате.
Важно! Согласно порядку, за три дня до проверки пожарный инспектор МЧС обязан уведомить руководство организации или владельцев объекта заказным почтовым отправлением или в другой официальной форме. Сроки оповещения – не менее 24 часов для внеплановой проверки, 3 суток – для плановых ревизий. Так на подготовку к визиту сотрудника ГПС есть время.
Регламенты плановых ревизий по срокам исполнения зависят от специфики и масштаба предприятия. Инспектор по пожарной безопасности имеет люфт в 20 рабочих дней. Есть конкретные нормативы. Например, есть лимиты по малым предприятиям:
Если инспекция связана со сложными исследованиями и экспертизами, то проверку можно продлить еще на 20 дней. Что касается малых предприятий, то регламент ревизии можно продлить только на 15 часов. В организации инспектор пожарной охраны обязан предъявить удостоверение, копию распоряжения о проведении проверки. Руководитель предприятия подписывает копию, что означает, что он ознакомлен с предписанием. Если у сотрудника ГПС нет одно из двух документов, у ТОП-менеджера есть право не допускать человека к проведению ревизии.
Проверка образовательного учреждения
Документы, подлежащие проверке
В обязанности инспектора пожарной безопасности на предприятии входят несколько аспектов. Один из них – проверка документов, вот перечень:
Все документы должны быть в наличии, храниться в специально отведенных для них местах. На них должны быть утверждения руководства и подписи сотрудников.
Порядок ревизии
Преимущественно проверка объекта сотрудником ГПС – это ревизия сооружений, помещений, зданий, территории на соответствие нормативам ППБ:
На заметку! Руководству и ответственным на ППБ лицам целесообразно присутствовать при проведении ревизии от начала и до конца. Это необходимо, чтобы своевременно выяснять, по каким причинам сотрудник ГПС признал то или иное положение вещей нарушением, или решил, что это недочет. Непосредственно в ходе проверки можно получить компетентную рекомендацию по способу устранения.
Фиксация результатов проверки
Когда инспектор противопожарной безопасности завершил ревизию, он обязан составить в 2-х экземплярах акт, куда заносятся выявленные нарушения и недочеты. Один документ он берет себе, второй – оставляет руководству объекта. Также сотрудник ГПС вносит информацию о проверке в специальный журнал учета. Если таковой документ отсутствует в организации, это засчитывается в нарушения, и так же заносится в акт ревизии. Если в ходе мероприятия были выявлены нарушения ППБ, проверяющий пожарник составляет предписания, где определяются сроки, в которые их необходимо устранить. Но если они достаточно серьезны, и создают большую угрозу, например, сильно захламленные эвакуационные пути, то руководство компании может быть привлечено к ответственности. Преимущественно налагаются административные наказания – штраф. В свою очередь руководитель организации, где проводилась проверка, имеет право не подписывать акт, если он не удовлетворен результатами по той или иной причине. Или написать на документе, что он не согласен.
Проверка заведения общественного питания
Профессия – пожарный инспектор
К этому специалисту предъявляются несколько требований:
Можно сразу получить профильное обучение специальности пожарный инспектор. Например, в Санкт-Петербурге в университете МЧС, в нем учатся 4 года. Если высшее образование уже есть, то можно пройти переподготовку в специализированном центре пожарной охраны. После обучения человек приобретает необходимые компетенции и может становиться проверяющим сотрудником ГПС. Есть профильные ВУЗы в столице РФ, и других крупных городах. Если вы собираетесь стать инспектором по пожарной безопасности, где учиться, можно узнать в справочниках или в интернете.
Обратите внимание! На должность проверяющего объекты сотрудника на соответствие нормативам ППБ назначает руководители ГПС. Если молодой человек или девушка хочет работать в данной структуре, лучше сначала ставить вопрос шире – как стать пожарным инспектором.
Должностные обязанности пожарного инспектора:
Права проверяющего сотрудника ГПС:
На этом видео вы можете посмотреть один обычный рабочий день пожарного инструктора.
Важно понимать, что при всей неоднозначности и сложности профессии, ненормированном графике и большого объема ответственности проверяющий сотрудник ГПС получает невысокую зарплату, в зависимости от региона она варьируется от 20 до 40 тысяч рублей. Повысить ее можно только двумя способами: много работать сверх графика или занять руководящую должность.
«Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2015 N 35696)
Приказ МЧС России от 26.12.2014 N 732
«Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны»
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2015 N 35696)
Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2015 г. N 35696
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 26 декабря 2014 г. N 732
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» приказываю:
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2641; 2009, N 17, ст. 2093; 2010, N 19, ст. 2316.
1. Утвердить прилагаемый Перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны.
2. Признать утратившими силу приказы МЧС России от 31.10.2011 N 652 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 ноября 2011 г., регистрационный N 22283) и от 16.10.2013 N 663 «О внесении изменений в Перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны, утвержденный приказом МЧС России от 31.10.2011 N 652» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 ноября 2013 г., регистрационный N 30443).
приказом МЧС России
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
должностные лица Департамента надзорной деятельности и профилактической работы:
заместитель директора департамента;
заместитель начальника отдела;
старший инспектор отдела;
2. В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
должностные лица отделов надзорной деятельности и профилактической работы:
заместитель начальника отдела;
заместитель начальника отделения;
старший специалист 1 разряда.
3. В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации:
должностные лица управлений надзорной деятельности и профилактической работы:
заместитель начальника управления;
заместитель начальника отдела;
старший специалист 1 разряда;
должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы и региональных отделов государственной надзорной деятельности и профилактической работы управлений по административным округам: