Институт евразэс еаэс что это такое
Институт ЕАЭС
Автономная некоммерческая организация «Институт ЕАЭС» реорганизована из АНО «Институт ЕврАзЭС». Институт учрежден 10.10.2010 года, зарегистрирован Министерством юстиции 17 февраля 2011 года.
Показать полностью.
Создан с целью изучения и анализа интеграционных и цивилизационных процессов на постсоветском пространстве, а также реализации конкретных проектов, способствующих конструктивному взаимодействию стран постсоветского пространства в рамках Евразийского экономического союза и других интеграционных объединений.
Генеральный директор Института ЕАЭС – Юрьев Игорь Геннадьевич.
Заместитель генерального директора – Беляков Сергей Альбертович.
Научный совет Института:
— доктор философских наук, заведующий кафедрой социологии и политологии Московского университета МВД России Бельский Виталий Юрьевич.
— зам. директора Института философии РАН Черняев Анатолий Владимирович
Экспертный совет Института:
— экономист Хазин Михаил Леонидович.
— кандидат философских наук Петров Владимир Петрович.
Институт ЕАЭС запись закреплена
Институт ЕАЭС запись закреплена
4 декабря 2021 года на «Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction№23» состоялась презентация специальной издательской программы к 100-летию великого русского мыслителя Александра Зиновьева.
Участниками презентации стали:
Директор Института ЕАЭС: когда у власти потребители, можно потерять страну
Как России действовать на постсоветском пространстве? Чего ей добавить в свою политику на территории бывшего СССР — кнута или пряника? Есть ли настоящее и будущее у Евразийского экономического союза? На эти вопросы «Правды.Ру» ответил директор Института Евразийского экономического союза Владимир Лепехин.
Читайте начало интервью:
— Владимир Анатольевич, Евразийскому экономическому союзу — пять лет. Он несмотря на недостатки и недоработки доказал свою жизнеспособность и эффективность. Это объединение чисто экономическое или в этом есть все-таки и геополитическая необходимость?
— Конечно, геополитическая и геоэкономическая необходимость есть. Поэтому, чем бы ни руководствовались лидеры стран Евразийского экономического союза, несмотря на разницу целей и подходов, тем не менее в силу объективной необходимости к интеграции ЕАЭС не просто состоялся, а действительно имеет перспективы.
В особенности это важно на фоне дезинтеграции, которая происходит сегодня в мире. Потому что глобализация меняется регионализацией. Те проекты, которые продвигал Обама, как венец этой глобализации по-американски, трансатлантического, трансокеанского партнерства и т. д., уже рухнули, они фактически закрыты. Сейчас Трамп формирует национальную экономику, такую перезагрузку.
— Может быть, и нам надо задуматься больше о национальной экономике, о региональном развитии. Мы могли бы вкладывать эти деньги, например, в Дальний Восток.
— Нет. Есть не только национальные, но и цивилизационные интересы. Национальные — понятно, но тоже для нас не очень правильно, потому что Россия — это же не нация, это государство. Поэтому если мы применяем понятие национальные в том смысле, что общероссийские, хотя это тоже узко. Потому что у нас другая специфика, нежели у того же Китая.
Все-таки у нас постсоветское пространство, и российская экономика как бы общая, она выходит за пределы границ Российской Федерации. Русские люди и все россияне, которые находятся там, живут по идентичности, а не по этносу.
Трамп ведь на самом деле, спасая американскую экономику, тоже мыслит в таких цивилизационных масштабах, потому что есть Североамериканский союз НАФТА — Североамериканское соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Поэтому что это их зона влияния.
Президент США постоянно подчеркивает, что отношения с Китаем не являются панацеей от каких-то американских проблем. Потому что есть Мексика рядом, которую они могут задействовать точно так же, как ресурс рабочей силы и как площадку для размещения своих капиталов, как в свое время они задействовали Китай. Они интегрированы с Канадой и с рядом других государств.
Для нас это, конечно, цивилизационный интерес, это евразийская цивилизация, условно говоря. И мы примерно понимаем, где находятся границы этой евразийской цивилизации. Учитывая особенности экономики нашей, более широкой, чем российская, и, опять же, культуры такой постсоветской, широкой, многонациональной, нам действительно нужно действовать, как Трамп, но только не в пределах Российской Федерации, а в пределах евразийской цивилизации.
— Если мы встречали какое-то понимание в тамошних элитах, все было бы понятно, но там позиция очень потребительская по отношению к России. Может быть, образно говоря, мы очень много пряников даем и очень мало кнута этим странам. Вполне можно было действовать в духе Трампа. Если что-то не нравится, то нужно сразу принимать меры и никаких поблажек.
Можно ввести, допустим, единую валюту. Это же важно. Доллары объединяют американскую, так сказать, интеграционную систему, так они сохраняют влияние на весь мир. Евро сделал единым ЕС, и его влияние растет. Почему у нас идет такое противодействие единой валюте? Не обязательно это должен быть рубль. Пусть она будет общей и называется по-другому, но это бы очень серьезно продвинуло весь евразийский проект.
— Здесь, конечно, сразу несколько проблем в одной. Причем эти проблемы не связаны или, наоборот, часто противоречат друг другу. Например, если мы хотим ввести единую валюту, мы можем очень ограниченно действовать кнутом только в постсоветском пространстве, мы и сами зависимы. Как раз, может быть, надо больше пряников давать, чтобы там пошли нам навстречу. Тогда, вполне возможно, что впоследствии евразийской валютой станет рубль.
И еще в 2010 году мы предложили Казахстану такой пряник, как создание столицы ЕАЭС в Астане (теперь Нур-Султане) и Омске, — такой агломерации, как бы двойная столица по примеру Страсбург — Брюссель. Парламентская ассамблея Евразийского союза пусть располагается у них. И может быть такой размен, что столица — в Нур-Султане, а валюта — рубль.
И у нас как бы не принято пряники раздавать, потому что жалко, жлобы у власти находятся у нас. А кнут никто не в состоянии применить, потому что ни у кого воли нет и они вообще не знают, как это делать на постсоветском пространстве. Потому что нет единой политической позиции, потому что у власти находятся не представители государства, то есть народа, а представители различных групп интересов, которые приватизировали эту власть.
Во всем этом колоссальное количество проблем. Естественно, пока не будет серьезной политической реформы, политического развития, связанного с тем, чтобы повышалась роль населения в принятии всех решений, политических, экономических и т. д., таких осмысленных, цивилизационных решений, так и останется потребительский подход различных институтов власти к своей стране.
Но самое главное для них — экономические санкции. Сто двадцать человек вписаны в санкции минфина США. Это практически вся наша верхушка. Вот это заставляет их делать какие-то шаги в направлении нашей национальной модели экономики, задумываться об импортозамещении, которого нет на самом деле или оно очень локально и мизерно.
На самом деле национальные и цивилизационные интересы абсолютно понятны. Они вполне просчитываемы. Но вся проблема сейчас в правящем классе. Можно, конечно, ждать, когда он отцивилизуется, но, с другой стороны, мы так можем и страну потерять. Потому что процессы разложения идут достаточно динамично, а созревание правящего класса, для того чтобы полностью поменять свою политику в отношении страны и постсоветского пространства, к сожалению, идет очень медленно.
Читайте продолжение интервью:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Контрагент АНО «ИНСТИТУТ ЕАЭС»
Краткое досье
действующая некоммерческая унитарная
ИНН | 7728127118 |
Находится | г. Москва, ул. Новый Арбат aдрес |
Возраст | 10 лет |
Деятельность | Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук |
Масштаб деятельности | |
Учредители | нет данных |
Руководитель | Юрьев Игорь Геннадьевич (генеральный директор) |
Обратите внимание
Полное досье контрагента
Общие сведения
Полное наименование организации: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»
ИНН: 7728127118
ОГРН: 1117799002200
Место нахождения: 127025, г. Москва, ул. Новый Арбат, 19, эт/пом/ком 11/I/23, 24, 25
Вид деятельности: Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук (код по ОКВЭД 72.20)
Статус организации: некоммерческая унитарная, действующая
Организационно-правовая форма: Автономные некоммерческие организации (код 71400 по ОКОПФ)
Регистрация в Российской Федерации
Организация АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА» зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц 10 лет назад 7 февраля 2011.
Чем занимается организация, виды деятельности
Основной вид деятельности организации: Научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук (код по ОКВЭД 72.20).
Дополнительно организация заявила следующие виды деятельности:
18.12 | Прочие виды полиграфической деятельности |
58.11 | Издание книг |
58.14 | Издание журналов и периодических изданий |
58.19 | Виды издательской деятельности прочие |
63.99.1 | Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг |
70.21 | Деятельность в сфере связей с общественностью |
73.20 | Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения |
74.90 | Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки |
82.30 | Деятельность по организации конференций и выставок |
82.99 | Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки |
85.30 | Обучение профессиональное |
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых |
85.42 | Образование профессиональное дополнительное |
Где находится АНО «ИНСТИТУТ ЕАЭС», юридический адрес
АНО «ИНСТИТУТ ЕАЭС» зарегистрировано по адресу: 127025, г. Москва, ул. Новый Арбат, 19, эт/пом/ком 11/I/23, 24, 25. ( показать на карте )
До 14.01.2021 организация находилась по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, 26/44, помещ. II ком.1.
По текущему юридическому адресу других организаций не значится.
Кто владелец (учредитель) организации
Данные об учредителях АНО «ИНСТИТУТ ЕАЭС» на 21.12.2021 в ЕГРЮЛ отсутствуют; ранее учредителями значились:
Учредители | с какой даты | до даты |
---|---|---|
Лепехин Владимир Анатольевич (ИНН: 771518123222) | 07.02.2011 | 15.12.2021 |
Бельский Виталий Юрьевич (ИНН: 772910406514) | 07.02.2011 | 15.12.2021 |
Беляков Сергей Альбертович (ИНН: 440104557931) | 31.03.2016 | 15.12.2021 |
Юрьев Игорь Геннадьевич (ИНН: 632145086603) | 08.04.2021 | 15.12.2021 |
Кто руководит АНО «ИНСТИТУТ ЕАЭС»
Руководителем организации (лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) является генеральный директор Юрьев Игорь Геннадьевич (ИНН: 632145086603).
Также Юрьев Игорь Геннадьевич является учредителем 3 организаций:
Ранее организацией руководил Лепехин Владимир Анатольевич (генеральный директор с 07.02.2011).
Кем руководит и владеет организация (числится учредителем)
В прошлом организация числилась учредителем в:
Финансы организации
В 2020 году организация получила выручку в сумме 15,1 млн руб., что на 7 млн руб., или на 31,8 %, меньше, чем годом ранее.
По состоянию на 31 декабря 2020 года совокупные активы организации составляли 9,5 млн руб. Это на 1,8 млн руб. (на 23,6 %) больше, чем годом ранее.
Чистые активы АНО «ИНСТИТУТ ЕАЭС» по состоянию на 31.12.2020 составили 9 млн руб.
Результатом работы АНО «ИНСТИТУТ ЕАЭС» за 2020 год стала прибыль в размере 12,2 млн руб. Это на 93,4 % больше, чем в 2019 г.
Организация не применяет специальных режимов налогообложения (находится на общем режиме).
Полная информация о составе имущества и обязательств организации, финансовых результатах доступна в бухгалтерской отчетности АНО «ИНСТИТУТ ЕАЭС».
Организация не имела налоговой задолжности по состоянию на 01.10.2020.
Лица, связанные с АНО «ИНСТИТУТ ЕАЭС»
На основе данных единого государственного реестра юридических лиц прослеживаются следующие взаимосвязи лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к организации:
Последние изменения в ЕГРЮЛ
Дополнительные проверки
Представленные на этой странице данные получены из официальных источников: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО), с сайта Федеральной налоговой службы (ФНС), Минфина и Росстата. Указанные данные подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ.
Разработкой программного обеспечения и обработкой информации занимается ООО «Профсофт» (ИНН 3906992381). Используется информация только из официальных открытых источников. Если вы заметили ошибку или некорректную информацию, пожалуйста, свяжитесь с разработчиком.
Евразийский экономический союз. Цели и история создания
Содержание
Общие положения
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.
Целями создания ЕАЭС является:
В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:
Государства–члены Евразийского экономического союза
Российская Федерация | с 1 июля 2010 года |
Республика Беларусь | с 6 июля 2010 года |
Республика Казахстан | с 1 июля 2010 года |
Республика Армения | с 10 октября 2014 года |
Кыргызская Республика | с 23 декабря 2014 года |
История формирования Евразийского экономического союза
Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.
26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).
В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.
В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.
На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.
В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.
С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза
В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.
Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.
Органы управления Евразийского экономического союза
Органами управления ЕАЭС являются:
Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:
Институт евразэс еаэс что это такое
Евразийский экономический союз начинает действовать в 2015 году.
10 октября текущего года на саммите в Минске лидеры ЕврАзЭС подписали соглашение «О прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества», а также документы, связанные с прекращением деятельности органов ЕврАзЭС.
ЕврАзЭС ликвидируется в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор о ЕАЭС вступит в силу 1 января 2015 г. Он был подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая 2014 г. в Астане.
Таким образом, ЕврАзЭС, просуществовав 14 лет, де- юре оформило свое прекращение, чтобы возродиться в виде Евразийского экономического союза.
До начала 2015 г. Секретариат ЕврАзЭС будет продолжать функционировать, потом организация полностью прекратит свое существование. В ЕврАзЭС создана масштабная договорно-правовая база (215 соглашений) многостороннего торгово-экономического сотрудничества, обеспечившая фундамент для развития евразийской интеграции. Значительная часть функций Сообщества уже передана Евразийскому экономическому союзу, многие документы были переоформлены.
ЕврАзЭC
«В тех сферах, которые не попадают под регулирование ЕАЭС (социально-гуманитарное, межрегиональное сотрудничество, отраслевое взаимодействие), реализация ранее заключенных международных договоров и принятых межгосударственных целевых программ продолжится на межгосударственном уровне», — пояснил Юрий Ушаков, помощник президента РФ. Россия рассматривает дальнейшее развитие евразийской интеграции как стимул к экономическому росту и компенсацию издержек от санкций Запада.
«Сегодня СНГ — завтра Евразийский Союз?» — это заголовок колонки редактора в № 4 за 2010 г. Извините, дорогие читатели, ваш главред более 4 лет назад несколько ошибся. Евразийский Союз возник не вместо СНГ, а вместо ЕврАзЭС. Пока так.
Но уже присоединение Армении к Договору об учреждении Евразийского экономического союза красноречиво свидетельствует, что и другие страны Содружества начинают подниматься на другой, более высокий уровень евразийской интеграции. Главы государств нового интеграционного образования подписали в Минске договор о присоединении Армении к договору о Евразийском экономическом союзе. Нурсултан Назарбаев выразил надежду на то, что и Киргизия вступит в Евразийский экономический союз до 2015 г.
Не будем забывать, как ЕврАзЭс, так и ЕАЭС родились в недрах СНГ, что уже само по себе не дает нам право умалять историческое значение Содружества.
Напомним, Соглашение о создании СНГ было подписано Россией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 г. Однако полноценного союза не получилось. Грузия стала членом СНГ в 1993 г., но вышла из его состава в августе 2009 г., через год после вооруженного конфликта с Россией. Устав СНГ не подписан Украиной и Туркменистаном, они считаются не государствами — членами, а государствами — участниками Содружества.
В общем, путь, пройденный СНГ, был чрезвычайно сложным и противоречивым, а временами и драматичным. Его зигзагообразность объясняется самой логикой борьбы центробежных и центростремительных тенденций при становлении государственности на постсоветском пространстве. Этим в значительной степени обусловлено затянувшееся объединение стран СНГ в соответствии с объявленными целями и задачами. Сейчас Содружество объединяет Россию, Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украину.
Участники последнего саммита лидеров Содружества, состоявшегося 10 сентября в Минске, единодушны в своих оценках: СНГ — это важный и полезный формат, но его потенциал используется не полностью. «Нужно придать новое дыхание нашей организации, и к 25-летию, которое будет отмечаться в 2016 г., разработать новую концепцию работы», — предложил будущий председатель СНГ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Лидер Узбекистана Ислам Каримов напомнил, что даже те страны, которые в свое время вышли из содружества — например, Грузия — теперь жалеют о содеянном. «Площадку СНГ пока ничто не может заменить, и те, кто от нее отказывается, вредят сами себе», — поддержал глава Киргизии Алмазбек Атамбаев.
«Слухи о преждевременной смерти СНГ. » (это тоже заголовок колонки редактора в № 10 за 2009 г.) действительно в очередной раз оказались сильно преувеличенными.
Перед минским саммитом Киев открыто признался в том, что передумал покидать СНГ, хотя в марте обещал не только уйти, но еще и ввести визовый режим с Россией. 10 октября лидеры Содружества осудили П. Порошенко за отсутствие на ежегодной встрече, признав, что, в отличие от западных политиков, они еще не имели возможности лично познакомиться с главой украинского государства. Президент России заявил, что предвидит непростые переговоры с ЕС и Украиной относительно корректировки Соглашения об ассоциации. Он же обратился к Казахстану и Белоруссии с предложением выступить здесь с единой позицией.
Спустя почти 10 лет после создания СНГ, в октябре 2000 г., было образовано Евразийское экономическое сообщество. В нем объединились 5 из 11 государств — членов Содружества. За 14 лет существования этого объединения почувствовали себя свободными от обязательств двое членов — Киргизия и Таджикистан.
К подписанию договора ЕАЭС стороны шли несколько лет. Белоруссия, Казахстан и Россия 18 ноября 2011 г. подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции — своего рода «дорожную карту» интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского экономического союза.
Документ, фиксирующий договоренности России, Белоруссии и Казахстана о переходе к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии взаимодействия был, подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая текущего года.
Договор состоит из двух частей. В первой изложены цели и задачи евразийского объединения и предусмотрен статус ЕАЭС как международной организации. Во второй части установлены условия экономического сотрудничества и обязательства по интеграции.
Президенты России, Белоруссии и Казахстана дали поручение Евразийской экономической комиссии (ЕАК) совместно с правительствами трех стран разработать предложения по подходам к развитию экономического сотрудничества с ключевыми торговыми партнерами ЕАЭС.
Евразийский экономический союз будет налаживать связи с другими интеграционными структурами в Европе и Азии. Такое взаимодействие поможет обеспечить устойчивость глобальной экономики.
После вступления в ЕАЭС Армении и Киргизии следующим государством — членом организации может стать Вьетнам, считает Татьяна Валовая, министр ЕЭК по основным направлениям интеграции и макроэкономике. «„Дорожная карта» уже обсуждается. Правда, формат присоединения все же будет отличаться. Скорее всего, Вьетнам сможет подписать договор с Россией о зоне свободной торговли», — поясняет Т. Валовая. «Когда образовывался Евросоюз, важно было иметь общие границы для перевозки угля и стали, а сейчас, в век высоких технологий и виртуальных финансовых потоков, наличие общих границ, в том числе между Россией и Вьетнамом, уже не принципиально», — говорит Т. Валовая.
Кстати, такой же подход применим и к Приднестровской Молдавской республике. Меньше года назад глава приднестровского государства Евгений Шевчук объявил евразийскую интеграцию национальной идеей Приднестровья: «Евразийский вектор развития — это выбор приднестровцев, это решение нашего народа» (интервью с Е. В. Шевчуком читайте в № 7 (74, 2014) нашего журнала).
«Нас воспринимают в Приднестровье как посланцев России и российского президента. Это самая важная оценка большой работы, которую РФ проводит по защите своих соотечественников, по защите и обустройству русского мира», — заявил заместитель председателя Правительства РФ, спецпредставитель Президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин при открытии недавно музейной экспозиции «Приднестровье — русский рубеж!» в Тирасполе.
О концепции «Евразийского региона „Приднестровье»» читайте в следующем материале данного номера.
Мнения экспертов и чиновников относительно перспектив Евразийского союза умеренно оптимистические. «Интеграционные процессы на постсоветском пространстве сейчас будут активизированы, и причина этому — санкции западных стран против России. Санкции — стимул к гармонизации и углублению горизонтальных связей», — говорит Анастасия Степанова, эксперт «International Institute for Applied Systems Analysis». По мнению С. Глазьева, санкции Запада — это однозначно стимул для Евразийского союза.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил: «Мы не рассматриваем себя в отрыве от России. В случае если мы будем вместе противостоять всяким угрозам, мы способны выстоять, основой отношений является экономика. Если мы будем нормально продвигаться в торговоэкономической сфере, то никакие бури и ураганы нам не страшны».
Вступление в силу договора о ЕАЭС позволит развить торгово-экономические отношения государств-союзни- ков, усилить их роль в мировой экономике. Завершается формирование крупнейшего на территории СНГ общего рынка, который объединит 170 млн человек и станет новым центром экономического развития.
Таким образом, в условиях глобального кризиса и санкционных войн на первые роли выходит новое экономическое интеграционное образование — Евразийский экономический союз.