Инструментальная музыка вокальная музыка что это
Музыка вокальная и инструментальная
Здравствуйте, ребята! (Тему урока назвать в конце.)
И сегодня мы продолжим разговор о жанрах вокальной и инструментальной музыки.
Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. (Слайд №1)
По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения.
— Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера)
— С произведением, которое я предложу вам прослушать, мы уже знакомились на прошлых уроках. Узнайте его?
СЛУШАНИЕ: «Вокализ» С. Рахманинова
-Кто вспомнил это произведение?
-Кто его написал? (Слайд №2)
— При каких обстоятельствах появилось это произведение на свет?
— Какое настроение создаёт это произведение у слушателей?
-Какие чувства и мысли хотел передать нам С.В. Рахманинов?
-Кто исполнял это произведение?
-Почему композитор решил написать его без слов?
— Какие жанры вокальной музыки вы знаете еще? (песня, романс, кантата, оратория, опера)
-Очень часто один и тот же жанр встречается и в вокальной музыке и в инструментальной.
— С произведением, которое я предложу вам прослушать мы еще не знакомы.
СЛУШАНИЕ: «Романса» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова (слайд №4)
(Анализ музыкального произведения) (слайд №5)
— Это произведение написал композитор Георгий Свиридов. И назвал его «Романс».
-Может быть кто-нибудь знает, что такое РОМАНС?
РОМАНС – это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания. (Слайд №6)
— Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к жанру инструментальной музыки)
-но это тот пример о котором я вам говорила перед прослушиванием этого произведения.
Действительно: форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» («песня без слов») Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова
— Что общего у этих произведений?
(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. «Вокализ» пронизывают чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней.
Более открытое проявление чувства в «Романсе» Свиридова приближает его звучание к городскому романсу.
ВЫВОД: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека)
— Произведение, с которым мы познакомимся сейчас, относится к жанру и вокальной и инструментальной музыки. Это БАРКАРОЛА.
В мире музыки существуют ВОКАЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ баркаролы.
СЛУШАНИЕ : «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона ( слайд)
— К какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная)
— Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?
Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.
Слушаем ещё одно произведение.
СЛУШАНИЕ : «Венецианская ночь» М. Глинки (вокал) ( слайд)
— К какому жанру относится эта баркарола? (вокальная)
Баркарола М. Глинки была написана на стихотворение Нестора Кукольника.
-И еще одна баркарола Франца Шуберта (СЛАЙД)
Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые,
Надолго ль? До утра?
У нас и в мраке ночи
Волнение любви
Слезами топит очи,
Огнем горит в крови.
И плеском размахнулось
Широкое весло,
И тихо распахнулось
Заветное окно.
И вам покоя, волны,
Страдалец не дает;
Надежд и страсти полный,
Всю ночь любовь поет.
Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые!
Не спать вам до утра!
— Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки, Ф.Шуберта Что общего заметили?
(есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий)
— Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки)
БАРКАРОЛА – этим поэтичным, красивым словом называют музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. barkarola ). ( слайд)
Запишите понятие в тетрадь:
Смотрим слайды с гандолами.
В творческой тетради сравнить настроение романса («Венецианская ночь» М.И. Глинки) с настроением картины «Итальянский пейзаж» А. Мордвинова.
— С какими жанрами музыки мы познакомились? (вокальными и инструментальными)
— Под каким названием перешла форма романса в инструментальную музыку? («песня без слов»)
— Кто был автором этого названия? (Ф. Мендельсон)
— С каким произведением Ф. Мендельсона мы познакомились на уроке? («Песня венецианского гондольера»)
— К какому жанру это произведение относится? (инструментальная баркарола)
— С какой вокальной баркаролой мы познакомились? («Венецианская ночь» М. Глинки на слова Н. Кукольника)
Сегодня тема нашего урока звучит так: «Жанры вокальной и инструментальной музыки»
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— жанры «вокализ», «песня без слов», «баркарола», «романс».
Вокализ – это произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста. Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра.
Песня без слов – жанр камерной инструментальной музыки, получивший распространение в творчестве композиторов-романтиков, как правило, лирического содержания.
Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В начале урока прозвучала народная песня «Камаринская», но исполнял её не голос или хор, а музыкальные инструменты. Пётр Ильич Чайковский использовал мелодию этой хорошо известной русской народной песни в цикле фортепианных пьес «Детский альбом». Мы узнали её благодаря яркой, запоминающейся мелодии и характерным интонациям.
История музыкальной культуры развивалась таким образом, что песенные жанры постепенно стали переходить в инструментальную музыку. Партию, которую раньше пропевал голос, теперь стал исполнять музыкальный инструмент, соответственно, без литературного текста. Такие инструментальные произведения по фактуре часто напоминают свои вокальные прообразы: инструмент, как и голос, исполняет мелодию с аккомпанементом, иначе говоря, музыкальным сопровождением. Названия этих пьес тоже часто соответствуют их вокальным первоисточникам: вокализ, песня, ария, романс, серенада и другие. Выразительность музыкальных интонаций, характерный тембр и расширенный, по сравнению с голосом, диапазон инструмента не только компенсируют отсутствие текста, но и способны передать больший спектр чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Отсутствие текста даёт слушателям больше свободы в восприятии музыки: каждый человек индивидуален, и у каждого в сознании возникают от прослушивания различные образы…
Рассмотрим подробнее некоторые жанры, характерные как для вокальной, так и для инструментальной музыки.
Слово «вокализ» происходит от латинского слова vocalis, что означает «звучный, гласный, певучий». Вокализ представляет собой произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Исполняется такое произведение без текста, на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио, то есть пение мелодии с названием нот. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста.
Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра. Такие упражнения вошли в учебную практику с середины XVIII века и получили широкое распространение в XIX веке. До сих пор эти пьесы успешно применяются в вокальной педагогике.
В качестве концертной пьесы наиболее часто исполняется «Вокализ» Сергея Рахманинова, который звучит на уроке в исполнении Вероники Джиоевой (сопрано).
Также мы можем послушать эту пьесу в исполнении разных музыкальных инструментов, благодаря чему музыка приобретает другой характер и оттенки настроения.
Голос в этой музыке звучит как инструмент, а инструмент – как голос! Это возможно благодаря родству речевой и музыкальной интонации, лежащей в основе как разговорного, так и музыкального языка.
Другой жанр, пришедший в инструментальную музыку из вокальной – это песня без слов. В самом названии уже заложено определение этого жанра.
Наиболее известны песни без слов немецкого композитора XIX века Феликса Мендельсона. Будучи романтиком, он «одушевлял» инструмент, побуждал его петь, выражать интонациями, близкими к человеческому голосу, личные переживания. Мендельсон писал песни без слов на протяжении всей своей жизни. Всего им сочинено 48 пьес, восемь тетрадей по шесть пьес. Первая тетрадь была написана под впечатлением заграничных путешествий композитора по Италии и Швейцарии, когда он был ещё совсем молодым, а последние две – незадолго до его смерти. Эти пьесы напоминают дневниковые записи или наброски художника: здесь можно встретить и впечатления от увиденного, и мимолётные настроения, и глубокие чувства. Большинство пьес не имеет названий, но некоторые все же снабжены пояснениями – например, «Песни венецианских гондольеров», «Народная песня», «Охотничья песня» или «Песня за прялкой».
«Песня венецианского гондольера», которая звучит в уроке, написана в жанре баркаролы. Название «баркарола» происходит от итальянских слов barka, что в переводе означает «лодка», и rollare – «качаться на волнах». Соответственно, баркарола – «лодка, качающаяся на волнах». Такие песни пели лодочники (гондольеры) в Венеции, где множество каналов служат улицами, а длинные лодки, гондолы, являются популярным видом транспорта. Эти песни легко узнаются по характерному покачиванию, выраженному в размере и характере аккомпанемента. В «Песне венецианского гондольера» Феликса Мендельсона мы отчётливо слышим мелодию, имитирующую песню, и мерное покачивание в аккомпанементе.
Баркарола, как вокальный жанр, получила широкое распространение в творчестве композиторов XIX века. Например, мировую известность приобрели произведения «Венецианская ночь» Михаила Ивановича Глинки и «Баркарола» Франца Шуберта. Самой выдающейся инструментальной баркаролой считается пьеса «Июнь. Баркарола» Петра Ильича Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».
Ещё один жанр, который успешно существует как в вокальной, так и в инструментальной музыке – это романс.
Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.
Трудно найти жанр, который был бы столь популярен и сохранял свою актуальность на протяжении нескольких веков. Со временем романс стал использоваться и в инструментальной музыке.
В уроке звучит «Романс» из сюиты Георгия Васильевича Свиридова «Метель», созданной по мотивам одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.
«Романс» – кульминация всего цикла, гимн любви. Выразительная, гибкая мелодия, переходя от инструмента к инструменту, передаёт развитие и накал чувств, вызывая отклик в сердце каждого слушателя.
Примеры заданий из тренировочного модуля
№ 1. Какой из музыкальных жанров предназначен для исполнения голосом?
Варианты ответов: романс; марш; вальс.
Правильный ответ: романс.
№ 2. Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе?
Варианты ответов: мелодия; аккомпанемент; гармония; ритм; тембр; литературный текст.
В уроке даётся определение жанра «вокализ» – это музыкальное произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением, но без литературного текста. Исполняется оно на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио (пение мелодии с названием нот).
Какие типы музыки бывают?
Какие типы музыки бывают? Музыка сопровождает человечество вот уже целую вечность, и давно является неотъемлемой частью жизни. Представляете, сколько всего пережила музыка с человеком?
Первые обряды поклонения многочисленным богам сопровождались песнопениями и плясками. С помощью специфических напевов шаманы входили в транс и связывались с миром духов. Позже пение стало неотъемлемой частью человеческого быта, и появились первые музыкальные инструменты, создаваемые из подручных средств.
Музыка менялась вместе с людьми, совершенствуясь и приобретая новые формы. Если в первобытном обществе предпочтение отдавалось человеческому голосу, то со временем ему на помощь пришли разнообразные музыкальные инструменты.
Музыка настолько переплетена с внутренним миром человека, что некоторые чувства мы можем выразить лишь с её помощью. А люди и их чувства так не похожи меж собой, поэтому и появилось огромное количество направлений и жанров, раскрывающих самые разные стороны жизни людей.
Давайте задумаемся над тем, какие типы музыки бывают. Если бы кто-нибудь решил написать книгу на эту тему, то было бы страшно представить её толщину, ведь существует много разнообразных направлений, сложившихся со временем. Самым простым способом классифицирования музыки по типам является деление по исполнительским силам:
Говоря о том, какие типы музыки бывают, не стоит забывать о столь популярной электронной музыке. Произведения этого типа созданы почти автоматически из электронных заготовок. У произведений, написанных в этом направлении музыки, особое звучание, передающее дух нынешней эпохи. Сейчас электронная музыка быстро развивается. Пример: набирающий популярность Dubstep.
Можно говорить и о существовании и таких типов музыки как профессиональная и народная, в которой можно отделить какие-то бытовые каждодневные «зарисовки» (например, песенки-считалки или музыкальное убаюкивание малышки) от чистого фольклора – особого направления музыки, впитавшего в себя особенности культуры народов, отражавших свою духовность в музыке.
Таким образом, если спросят о том, какие типы музыки бывают, можно смело ответить: много их и они разные – по исполнительским силам это вокальная, инструментальная и вокально-инструментальная музыка, по другим параметрам – это музыка профессиональная, народная или «машинная», то бишь компьютерная. Благодаря любой классификации, которую мы принимаем на веру, нам становится гораздо легче ориентироваться в просто космически безграничном мире музыки