Инструментальная музыка что к ней относится

Разновидности инструментальной музыки.

БЛЮЗ — джазовая песня грустного, лирического содержания.

ДЖАЗ — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

ДИСКО — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким

ИНВЕНЦИЯ — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

ИНТЕРМЕЦЦО — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

КАПРИЧЧО — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

КОНЦЕРТ — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

МАРШ — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

НОКТЮРН — в XVIII — начале XIX в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с XIX в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

ПЬЕСА — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

РАПСОДИЯ — музыкальное инструментальное произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода

РОНДО — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

СИМФОНИЯ — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

СОНАТА — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

СОНАТИНА — маленькая соната.

СЮИТА — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

ТОККАТА — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме.

ТУШ — краткое музыкальное приветствие.

ФАНТАЗИЯ — музыкальная пьеса свободной формы.

ФУГА — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем.

ЭЛЕГИЯ — музыкальная пьеса печального характера.

ЭТЮД — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

Практические задания для студентов.

1. Играть на инструменте небольшие пьесы разных инструментальных жанров.

1. Слушать и анализировать камерные инструментальные произведения.

2. Использовать различные виды музыкальной деятельности для активизации восприятия музыкального произведения (игра в ансамбле, дирижирование, ассоциация с произведениями живописи, цветовое восприятие, аккомпанемент на ДМИ, музыкально – ритмические движения).

Тест.

А) многоголосное произведение;

Б).музыкальные упражнения с виртуозными пассажами;

В) краткое музыкальное приветствие.

А) пьеса с размеренным, чётким ритмом;

Б) музыкальная пьеса, в которой основная часть повторяется несколько раз;

В) виртуозная пьеса.

А) виртуозная пьеса причудливого характера;

Б) пьеса печального характера;

А) пьеса свободной формы;

Б) пьеса в быстром движении с чётким ритмом;

В) многоголосное произведение.

А) публичное выступление;

Б) произведение для симфонического оркестра, состоящее из четырёх частей;

В) произведение для солирующего инструмента и оркестра.

Соната

Если сравнить сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно имсоната делится на несколько частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману соната населена различными «героями» музыкальными темами.

Темы не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Наибольшей напряженностью и остротой отличается 1-ая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая сонатная форма.

II-я часть сочинена, как правило, в медленном движении. Myзыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенные пейзажи.

Ш-я часть (финал)выдержан обычно в быстром темпе, подчас даже стремительном движении. Это итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.

Классические сонаты возникли в одно время с симфониями, во второй половине ХVIII веке. Термин «соната» возник раньше в XVIвеке от итальянского слова звучать. Первоначально так называли любое инструментальное музыкальное произведение.

Источник

Инструментальная музыка и её особенности

Инструментальная музыка – музыкальные записи, сочинённые с помощью различных инструментов. Её отличительная особенность – отсутствие вокала, как основной составляющей трека. Под этим термином могут подразумеваться и электронные песни с отсутствием человеческого голоса. Инструментальная музыка может исполняться ансамблем исполнителей. Песни могут сочиняться сольно, с использованием оркестра. Треки могут делаться в студии либо в специальных музыкальных программах. На странице https://ts-music.com/genres/instrumental/ есть возможность онлайн-прослушивания различных инструментальных композиций.

Жанры инструментальной музыки

Среди музыкантов существует практика выпуска инструментальных версий лучших песен. Особенно это распространено в сфере рок-музыки. Для этих целей исполнители играют и записываются вместе с целым оркестром. Среди музыкальных стилей и течений, в которых используется инструментальная музыка и её элементы, можно отметить:

Особенности инструментальной музыки

Выразительные средства инструментальных треков не имеют границ. Они позволяют людям выражать различные эмоции и образы. Треки в этом жанре отличает большое количество тембров и регистров. В песнях используются инструменты разной высоты звука. Такая музыка существует с древних времён. Она может включать пение птиц, шум природы и другие необычные эффекты. Возможности современных программ для создания музыки расширяют диапазон применяемых средств. Музыканты могут записать звук в режиме реального времени и использовать его в песне. Среди инструментальных треков выделяется жанр фоновой музыки. Она может играть важную роль в процессе развития сюжета кинофильмов.

Особенности некоторых стилей инструментальной музыки позволяют слушать песни перед сном. Люди слушают такую музыку и во время работы. Она не отвлекает и настраивает сотрудника на выполнение текущих задач. Треки в жанре Instrumental могут иметь мечтательную направленность, содержать симфонические инструменты. Обилие жанров помогает пользователям найти песни без вокала, которые им будут по душе. Во время театральных постановок, в магазинах, кафе и барах людей окружают приятные инструментальные песни.

Источник

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Тема урока №6: « ЖАНРЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ»

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Виды музыкального искусства по способу исполнения:

народная песня без сопровождения

симфония с использованием пения

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса.

Инструментальный жанр является едва ли не самым сложным, требующим высокого мастерства и многосторонних навыков от исполнителей, это делает его зрелищным и интересным для зрителя. Виртуозное владение инструментом, сложный, но хорошо знакомый репертуар позволяют сделать номера артистов этого жанра незабываемым зрелищем!

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

ПРЕЛЮДИЯ
ЭТЮД, СКЕРЦО
СОНАТА
НОКТЮРН, ВАРИАЦИИ
ЭЛЕГИЯ, РОНДО
РАПСОДИЯ

СИМФОНИЯ
УВЕРТЮРА
СЮИТА
КОНЦЕРТ
ФАНТАЗИЯ
ПОЭМА

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

КАМЕРНЫМИ НАЗЫВАЮТ НЕБОЛЬШИЕ КОЛЛЕКТИВЫ (ДУЭТ, ТРИО, КВАРТЕТ, КВИНТЕТ), А ТАКЖЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ТАКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ИЛИ СОЛИСТОВ.

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

ПЬЕСА ВОЛЬНОГО, ИМПРОВИЗАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА.

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

ПЬЕСА ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

ПЬЕСА В ПОДВИЖНОМ ТЕМПЕ, ОСТРЫМ РИТМОМ И ШУТОЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Задание: ВО ВРЕМЯ ПРОСМОТРА ВИДЕОРОЛИКА ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ

Ф.И.О. композитора
(даты жизни)

Вид камерно-инструментальной музыки

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Тема урока №7: “КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА»

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

ПРЕЛЮДИЯ
ЭТЮД, СКЕРЦО
СОНАТА
НОКТЮРН, ВАРИАЦИИ
ЭЛЕГИЯ, РОНДО
РАПСОДИЯ

СИМФОНИЯ
УВЕРТЮРА
СЮИТА
КОНЦЕРТ
ФАНТАЗИЯ
ПОЭМА

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ ОДНОГО ИНСТРУМЕНТА, КОТОРОЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ ЧАСТЕЙ, КОНТРАСТНЫХ МЕЖДУ СОБОЙ, НО ИМЕЮЩИХ ОБЩИЙ ЗАДУМ.

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Термин «соната» появился в 16 веке, тогда сонатами назвали любую инструментальную музыку.
В 17 веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные и камерные сонаты.
Церковные сонаты – это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.
Камерные сонаты это сонаты, которые исполняли на концертах один или два инструмента.

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Соната всегда пишется для камерного (очень маленького) состава инструментов.
Очень много сонат написано для одного инструмента (как правило, это сонаты для фортепиано).
Практически каждый композитор обращался к жанру сонаты. Мировую известность получили произведения, написанные для фортепиано Й. Гайдном, В. Моцартом, Л. Бетховеном, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном, Ф. Листом, Скрябиным, С. Прокофьевым.

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Много сонат написано и для двух инструментов: например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано. Такие сонаты создавали В. Моцарт, Л. Бетховен, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Д.И. Шостакович.
Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий.
Иногда композиторы давали названия своим сонатам. Например, у Бетховена мы можем услышать «Лунную сонату» (сонату №14), «Патетическую сонату» и т.д.

« Лунная соната» автограф

Людвиг ван Бетховен

Урок музыки 5 класс «Жанры инструментальной музыки»

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

великий немецкий композитор,
пианист и дирижер,
представитель музыкального направления «венский классицизм»

Источник

Жанры инструментальной музыки

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Музыкальные жанры

Жанры делятся по :

1) количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;

2) назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;

3) видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.

Вокально-инструментальные жанры – оратория, кантата.

Музыкально-театральные жанры : опера, оперетта, мюзикл, балет.

Делятся на две группы:

1) произведения малых форм – миниатюры : прелюдия, этюд, ноктюрн, токката и т.д.

2) произведения крупных форм : симфония, концерт, соната, квартет.

Экспромт (латинский expromtus- готовый, быстрый). В музыке это пьеса, сочиненная сразу без подготовки, импровизационно созданная и затем сразу записанная, без предварительного обдумывания.

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Источник

Инструментальные жанры. Анализ творчества С.В. Рахманинова

Общая характеристика инструментальных жанров, их классификация. Малые и крупные инструментальные формы. Соната, симфония и концерт как музыкальные произведения, их жанровые особенности. Краткая биография и характеристика творчества С.В. Рахманинова.

РубрикаМузыка
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления23.03.2017
Размер файла34,3 K

Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть фото Инструментальная музыка что к ней относится. Смотреть картинку Инструментальная музыка что к ней относится. Картинка про Инструментальная музыка что к ней относится. Фото Инструментальная музыка что к ней относится

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

· По характеру (лирический, драматический, эпический, комический)

· По сюжету (исторический, мифологический, литературный, бытовой)

· По составу исполнителей (оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный)

· По особенностям формы (романс, соната, симфония и т.п.)

· По обстоятельствам исполнения (концертный, камерный, бытовой и т.п.)

· количеству исполнителей (кто исполняет?): соло, ансамбль, оркестровые;

· назначению (где исполняют?): бытовые, концертные, театральные;

· видам исполнения (как исполняют?): вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.

В классической музыке выделяются следующие жанры:

Жанры классической музыки:

· симфонические (симфония, поэма, программная увертюра и т.п.)

· вокальные (песня, романс, хоровая музыка и т.п.)

· инструментальные (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита, соната и т.п.)

· вокально-инструментальные (кантата, оратория и т.п.)

· музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл).

В музыке жанры подразделяются на вокальные, инструментальные, вокально-инструментальные.

Инструментальное произведение (соната, симфония) выражается только в музыкальных звуках. Промежуточной группой выступают жанры вокально-инструментальной музыки (кантата, оратория), объединяющей возможности вокала и инструментальной музыки.

Жанры инструментальной музыки

1. Пьеса: танцы (гавот, вальс, полька и др), скрецо, прелюдия, этюд, токката, ноктюрн, рондо, рапсодия, поэма, фантазия.

3. Циклы: сюиты, сонаты (трио, квартеты, квинтеты и т.д), симфонии.

4. Сочетания и переплетения жанровых истоков в одном произведении (например: пьеса с элементами вариаций).

Малые инструментальные формы:

Крупные инструментальные формы:

Соната, симфония, жанр концерта

инструментальный жанр соната симфония концерт

Соната, музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. План составной многочастной сонаты и ограничение в употреблении термина только сольными произведениями сформировались во второй половине 18 в.

Слово «соната» часто употребляется также в составе термина «сонатная форма»: в этом случае оно относится не к многочастному произведению, а к формальной структуре одной части сонаты. Сонатная форма встречается также в симфониях, концертах, трио, квартетах, квинтетах, даже в увертюрах и т.д

Композиторы-романтики Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс в своих сонатах по-новому раскрыли беспокойный, мятежный, изменчивый внутренний мир человека.

Значительное развитие у Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса получила соната-дуэт для сольного инструмента (скрипки, виолончели, кларнета, валторны) и фортепьяно.

Жанровые особенности сонаты

Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется сонатной.

Вторая часть, в отличие от первой, сочинена, как правило, в медленном движении. Музыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенный пейзаж.

Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до наших дней. Эпоху в инструментальном творчестве составили сонаты Д. Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана. Замечательны по своим художественным достоинствам сонаты русских и советских композиторов: Рахманинова, Скрябина, Метнера, Ан. Александрова, Мясковского, Прокофьева.

Тем, кто начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. В дословном переводе слово «сонатина» означает «маленькая соната». Она меньше настоящей сонаты по размерам, а кроме того значительно легче технически, более проста по содержанию.

Симфония, обычно, является сочинением для оркестра, состоящее, как правило, из нескольких частей. Это один из главнейших жанров европейской музыки. В современном понимании слово «симфония» вошло в обиход сравнительно недавно, в 70-х гг. XVIII в., само же оно очень древнего происхождения.

В XVIII в. симфония постепенно отделилась от вокальной музыки и начала свое самостоятельное существование. Классический вид она обрела в 1780—1790-е гг. в творчестве великих австрийских композиторов Й. Гайдна и В. А. Моцарта. С этого времени начинается блестящий путь симфонии в европейской и мировой музыке, именно тогда она становится самым важным, центральным жанром музыкального творчества.

Симфония классического типа состоит из четырех контрастных частей. Вместе они образуют сонатно-симфонический цикл. Циклическое строение позволяет композитору выразить самые разные чувства и настроения, создать музыкально обобщенный образ эпохи. Симфонии Моцарта, Л. Бетховена, Л. И. Чайковского, И. Брамса, Г. Малера, Д. Д. Шостаковича дают нам возможность ощутить неповторимую атмосферу времени подобно тому, как это делает роман или театральная пьеса.

9-я симфония Бетховена, венчающая его творческий путь, открывает новую страницу в истории жанра. В ее финальной части звучит ода «К радости» Ф. Шиллера, утверждающая идею всемирного братства человечества. Эта центральная для творчества Бетховена идея провозглашается в мощном звучании хора и оркестра. Так симфония становится вокальной. Ее унаследовали композиторы последующих поколений: вокальные симфонии писали Г. Берлиоз, Малер, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, Шостакович.

Поэтический текст делает содержание симфонии более конкретным, и такие сочинения относятся к программной музыке. Программной симфония может стать и в том случае, если композитор просто предпосылает ей название. Подобные произведения были еще у Гайдна, например оригинальная «Прощальная симфония», завершающаяся постепенным уходом музыкантов. В 6-й («Пасторальной») симфонии Бетховена озаглавлены все пять частей. Мы видим, что программный замысел заставил Бетховена увеличить количество частей в симфонии и отойти от классического построения цикла. Позднее композиторы еще свободнее обращаются с формой симфонии, увеличивая количество частей или, напротив, сжимая цикл до одночастности. Каждый раз это связано с идеей сочинения, с индивидуальным замыслом.

Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе (выраженной, например, в названии или эпиграфе), например, «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза и пр. Первыми ввели программу в симфонию Диттерсдорф, Розетти и Гайдн.

Концерт появился в Италии на рубеже XVI—XVII веков как вокальное полифоническое произведение церковной музыки (духовный концерт) и развился из многохорности и сопоставления хоров, широко применявшихся представителями венецианской школы. Таковы, например, Concerti ecclesiastici для двойного хора Адриано Банкьери. Сочинения такого рода могли именоваться как концертами (concerti), так и мотетами (motetti); позжеИ. С. Бах называл концертами свои полифонические кантаты.

В концертах I половины XVIII века, как они представлены в творчестве виднейших представителей барокко, быстрые части обычно основывались на одной, реже на двух темах, которые проходили в оркестре в неизменном виде как рефрен-ритурнель, концертирование солиста чаще всего носило характер орнаментальной виртуозности; в таком стиле писали концерты, в частности Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Во II половине XVIII века в творчестве «венских классиков», Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, утвердилась сонатно-симфоническая форма концерта.

Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких («двойной», «тройной», «четверной» концерт) солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в творчестве Никколо Паганини, Роберта Шумана,Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Ференца Листа, Петра Чайковского, Макса Бруха и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов-романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы (концертштюк или концертино) и крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме, с характерными для него монотематизмом и принципом «сквозного развития»; таковы, в частности, фортепианные концерты Ференца Листа.

К жанру концерта композиторы часто обращались и в XX веке: широко известны фортепианные и иные концертыСергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Бела Бартока, Дариуса Мийо, Пауля Хиндемита, Арнольда Шёнберга, Альбана Берга, Антона Веберна.

К концу эпохи классицизма сформировалась классическая структура концерта.

· 1 часть. Аллегро в сонатной форме.

· 2 часть. Медленная, чаще в форме арии, в 3-х частях.

· 3 часть. Быстрая в форме рондо, рондо-соната, или темы с вариациями.

Заложили эту структуру Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт, а в дальнейшем она утвердилась в творчестве Л. ван Бетховена.

БИОГРАФИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА С.В. РАХМАНИНОВА.

С юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке. В 1882 году он поступил в Петербургскую консерваторию.

В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами.

Среди его произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), «Музыкальные моменты» для фортепиано (1896) и ряд романсов. Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году было создано Элегическое трио «Памяти великого художника».

В 1895 году Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой в 1897 году обернулась крупным провалом. Сильное потрясение привело Рахманинова к творческому кризису. На несколько лет он отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности.

В 1897-1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, тогда же началась его международная исполнительская карьера. Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.

В 1898-1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.

С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь, домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910-1911 годах играл в Англии и Германии.

Богато и разнообразно представлены в его творчестве 1900-1910-х годов и малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Екатерины Бекетовой, «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной, «Маргаритки» на слова Игоря Северянина и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе две тетради прелюдий и две тетради «Этюдов-картин»).

Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая нарастала в связи с разворачивающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором настороженно. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы, поэтому композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США.

В Америке Сергей Рахманинов добился огромного успеха. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта.

Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения.

В 1926 году он закончил Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов). Затем появились «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935-1936) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.

В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.

Самые знаменитые опусы.

Огромнее количество произведений написал Сергей Рахманинов. Биография и творчество этого великого русского композитора значимы для нашей страны. Он оставил огромное наследие для потомков.

Произведения Сергея Рахманинова:

· Оперы: «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Алеко».

· Соната для виолончели и фортепиано.

· Концерты для фортепиано с оркестром.

· Вокализ для голоса в сопровождении фортепиано (посвящение солистке оперы А. Неждановой).

· Рапсодия на тему Паганини.

· Поэмы: «Остров мёртвых», «Колокола» и «Князь Ростислав».

· Сюита «Симфонические танцы».

· Пьесы-фантазии для фортепиано.

· Сонаты для фортепиано.

· Каприччио на цыганские темы.

· Пьесы для виолончели и фортепиано.

· Произведения для хора a-capella: «Всенощное бдение» и «Литургия Иоанна Златоуста».

· Русские песни для хора с оркестром.

Пьесы для фортепиано в 4 руки. А также большое количество романсов, прелюдии, русские песни, этюды и многое другое.

Партитура для театрализованного представления «Переполох в книжном государстве»

Реплика на включение

Реплика на выключение

Выход снежной королевы. «Вьюга и вальс снежинок»

«Но место, вижу всем нашлось. Хоть, может, тесновато?»

«Здрасте! Не ждали меня мои красотули?»

Папка «День детской книги»; Файл «Вьюга и вальс снежинок»

Куплет песни «По дороге с облаками»

«А мы скоро вернемся».

«Устрою я им книжкин праздник».

Папка «День детской книги»; Файл «По дороге с облаками»

На выход Маленького Клауса; проигрыш песни «Кот Базилио и Лиса Алиса»

«Тут Ида не пробегала?»

Папка «День детской книги»; Файл «Кот Базилио и Лиса Алиса»

Куплет песни «По дороге с облаками»

«… не Ведьмой, а уткой»

«А вы пока заняты были»

Папка «День детской книги»; Файл «По дороге с облаками»

Минус песни «Когда мои друзья со мной»

«Читайте всю жизнь набирайтесь ума!»

Папка «День детской книги»; Файл «Когда мои друзья со мной»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Жизненный и творческий путь великого композитора Сергея Рахманинова: обучение в консерватории на фортепианном отделении и начало концертной деятельности. Знаменитые произведения: «Алеко», пьесы «Этюд-картины», «Вокализ», фортепианные концерты и рапсодии.

лекция [19,2 K], добавлен 25.11.2010

С. Рахманинов как один из величайших пианистов в истории фортепианного искусства. Влияние творчества С. Рахманинова на исполнительское искусство ХХ столетия. Динамика могучих аккордов – отличительная черта пианиста. Особенности рахманиновского исполнения.

доклад [25,9 K], добавлен 24.11.2010

Основные черты гармонического стиля С. Рахманинова, его специфика. Использование композитором аккордов с побочными тонами. Теория натуральных, альтерационных и производных ладов. Роль и значение побочных ступеней (шестой, третьей, второй) у Рахманинова.

доклад [20,0 K], добавлен 20.06.2015

Развитие духовной музыки. Творческий портрет композитора С.В. Рахманинова в сфере духовной музыки. История создания «Литургии святого Иоанна Златоута» С.В. Рахманинова. Проведение музыкально-теоретического анализа литургического цикла композитора.

курсовая работа [53,9 K], добавлен 28.04.2014

реферат [26,6 K], добавлен 03.01.2011

Краткая биография русских музыкантов и композиторов В.М. Блажевича и А. Гурилева. История появления и развития жанров «концерт» и «ноктюрн». Анализ технической и художественной сторон музыкальных произведений авторов и их формообразующих компонентов.

курсовая работа [705,5 K], добавлен 24.05.2015

курсовая работа [1,3 M], добавлен 27.02.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *