Инструменты smm что это
46 инструментов для SMMщиков: аналитика, автоматизация работы, создание контента и не только
Студия Чижова рассказывает о сервисах, которые постоянно использует в работе и которые нужны каждому SMMщику.
Привет! Это Марианна, автор Студии Чижова.
Мы одновременно ведём несколько десятков клиентских проектов, и работа была бы адом без различных сервисов. Все инструменты, которые упомянуты в этой подборке, проверены опытом нашего агентства. Рекомендуем!
Target Hunter — поиск сообществ «ВКонтакте», анализ ЦА
Стоимость: от 18 ₽ в день, есть бесплатный пробный период
У Target Hunter есть инструменты для поиска и фильтрации сообществ, анализа пользователей по целевым действиям, активностям, предпочтениям, социально-демографическим параметрам и другим критериям.
С помощью Target Hunter мы находим конкурентов и тематические сообщества, анализируем аудитории, выделяем сегменты, собираем базу для запуска рекламных объявлений, оцениваем охваты и уровень вовлечения в нише.
Pepper.ninja — поиск конкурентов, сбор и анализ ЦА
Стоимость от 490 ₽ в месяц, есть бесплатный пробный период
Соцсети: «ВКонтакте», «Инстаграм», «Фейсбук» и «Одноклассники»
Аналогичный сервис Pepper.ninja собирает целевую аудиторию во «ВКонтакте», находит контактные данные пользователей «Инстаграма», «Фейсбука» и «Одноклассников». Одно из преимуществ сервиса — инструмент «Кто мой клиент», который автоматически подбирает пользователей, похожих на клиентов компании.
«Фейсбук» ведёт библиотеку всей рекламы, которая размещается на ресурсах компании. В сервисе можно бесплатно посмотреть рекламные объявления по заданной тематике, фильтровать посты по гео, платформам, типу контента и так далее.
AdHeart — анализ рекламы в «Фейсбуке» и «Инстаграме»
Стоимость: 3000 ₽ в месяц, есть бесплатная пробная версия
Соцсети: «Инстаграм», «Фейсбук»
Сервис поиска и анализа рекламы, размещённой через рекламный кабинет «Фейсбука». Алгоритм подбирает похожие объявления в заданной тематике, переводит тексты с других языков, показывает статистику, географию продвижения и так далее. Все креативы можно сохранять в подборку, скачивать и брать на вооружение лучшие механики конкурентов.
Popsters — анализ контента в 11 соцсетях
Стоимость от 399 ₽ в месяц, есть бесплатная пробная версия
Соцсети: «Инстаграм», «ВКонтакте», «Фейсбук», «Одноклассники» и ещё семь соцсетей
В Popsters мы анализируем контент конкурентов и находим лучшие посты по лайкам, сохранениям, репостам и комментариям пользователей. Это даёт понимание, какие конкурсы проводят конкуренты, как прогревают, вовлекают, продают, и главное — что из этого нравится подписчикам. Полученные данные мы используем для создания стратегии и рубрикатора контент-плана.
FeedSpy — анализ контента в 9 соцсетях
Стоимость 299 ₽ в месяц, есть бесплатная ограниченная версия
Соцсети: «ВКонтакте», «Инстаграм», «Телеграм», «Твиттер», «Ютуб» и ещё 5 соцсетей
FeedSpy — аналогичный сервис, в котором можно анализировать посты конкурентов, фильтровать их по лайкам, комментариям, типу контента и так далее.
trendHERO — сервис анализа профилей «Инстаграма»
В сервисе можно анализировать аккаунты «Инстаграма» и искать блогеров для рекламы. В детальном анализе можно посмотреть целевую аудиторию блога, проверить комментарии и узнать, насколько аудитория вовлечена, проанализировать лайки и проверить, были ли накрутки, посмотреть упоминания блога.
Также есть продвинутый поиск блогеров, подборки похожих аккаунтов, мониторинг рекламы конкурентов, а ещё можно посмотреть, когда, что и как часто рекламировал блогер.
labelup.ru — поиск и анализ блогеров
Стоимость от 2900 ₽ в месяц, есть бесплатная ограниченная версия
Соцсети: «Инстаграм», «Ютуб», «ВКонтакте»
labelup — один из самых больших каталогов блогеров и инфлюенсеров. Сервис позволяет находить подходящие аккаунты для рекламы по заданным параметрам, анализировать их, находить накрутки и фрод. А ещё через labelup можно договориться о размещении рекламы у блогера из каталога.
Стоимость от 400 ₽ в месяц, есть бесплатная пробная версия
Соцсети: «Инстаграм», «ВКонтакте», «Фейсбук», «Одноклассники», «Ютуб» и «Твиттер»
Мы в Студии используем LiveDune для анализа аккаунтов в «Инстаграме»: просматриваем охваты, реакции, следим за изменением показателей в динамике. Это позволяет вовремя замечать резкие скачки и падения показателей, анализировать причины и вовремя корректировать стратегию продвижения.
У LiveDune есть и другие полезные функции: отслеживание комментариев и упоминания аккаунта, отложенный постинг, мониторинг хештегов и анализ блогеров.
Data Studio — сквозная аналитика по проекту
Сервис позволяет в одном месте собирать статистику из разных соцсетей и оформлять отчёты об охватах и реакциях на постах, посещениях профиля, количестве подписчиков и так далее.
Мы собираем отчёты для клиентов именно в Data Studio: прописываем цели и задачи периода, показываем общие показатели по соцсетям, детальную аналитику по постам и сторис, делаем выводы по показателям и пишем рекомендации для продвижения на следующий отчётный период.
SMMplanner — постинг во «ВКонтакте», «Инстаграм» и ещё 5 соцсетей
Стоимость от 450 ₽ в месяц, есть бесплатный ограниченный доступ
Соцсети: «Фейсбук», «Одноклассники» и ещё пять соцсетей
Через SMMplanner можно планировать публикацию постов и сторис на определённое время, редактировать фотографии и добавлять первый комментарий к будущим постам. Из популярных фишек в SMMplanner — добавление собственного фона для репостов в сторис, что невозможно сделать напрямую через «Инстаграм».
Postmypost — постинг в 6 соцсетей
Стоимость от 330 ₽ в месяц, есть бесплатная пробная версия
Соцсети: «ВКонтакте», «Инстаграм», «Фейсбук», «Одноклассники», «Твиттер» и «Телеграм»
В аналогичном сервисе Postmypost можно планировать контент для соцсетей, создавать шаблоны постов со стандартными подписями, например, контактами и адресами компании. Также можно настроить уведомления о новых комментариях и сообщениях и сразу отвечать на них из сервиса.
Senler — автоматическая рассылка «ВКонтакте»
Стоимость от 150 ₽, есть бесплатный ограниченный доступ
Senler позволяет собирать пользователей в рассылку в соответствии с правилами «ВКонтакте». В сервисе можно создавать отдельные группы получателей, цепочки сообщений, настраивать чат-ботов, редактировать уже отправленные сообщения и прикреплять кнопку отписки от рассылки.
Через Senler также можно организовывать игры, конкурсы активности и даже симуляторы. Например, для образовательного проекта «Нетология» мы создали симулятор карьерного роста и в 6 раз увеличили вовлечённость в сообществе.
Sendpulse — рассылки и чат-боты
Стоимость от 0,35 ₽ за сообщение, есть бесплатная ограниченная версия
Соцсети: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Фейсбук» и другие соцсети
В Sendpulse можно создавать рассылки, настраивать чат-ботов в мессенджерах, оформлять формы подписки на сайтах и делать веб-уведомления. Кроме того, через сервис можно отправлять сообщения во «ВКонтакте» и «Одноклассники» по номеру телефона, устанавливать время жизни сообщения, указывать время отправки и просматривать статистику рассылки.
Smartsender — чат-боты в «Телеграм», Whatsapp и ещё в четырёх мессенджерах
Стоимость от 3,5$, есть бесплатная ограниченная версия
Мессенджеры: «Телеграм», Viber и ещё четыре мессенджера
В Smartsender можно создавать чат-боты, которые будут отвечать на вопросы с ключевыми фразами и настраивать рассылки по интересам пользователей. Например, можно отправлять сообщения со скидкой на определённый товар всем пользователям, которые переходили в бот с рекламы товара, но не совершили покупку.
А ещё в Smartsender можно создавать автоворонки, учитывающие действия клиентов, подключать платёжную систему, анализировать статистику и многое другое.
ManyChat — чат-боты в «Фейсбуке»
С помощью сервиса можно создать полноценного чат-бота, который будет показывать товары и предлагать подходящие услуги, выводить галереи с фото и видео, показывать кнопки и отвечать на часто задаваемые вопросы.
Также бот будет сохранять всю доступную информацию о пользователе: социально-демографические данные, информацию профиля из «Фейсбука», путь, по которому пользователь попал в чат-бот, и так далее.
lizaonair — выбор победителей в «Инстаграме», «ВКонтакте» и «Ютубе»
Стоимость от 200 ₽ за один конкурс, есть бесплатная ограниченная версия
Соцсети: «Инстаграм», «ВКонтакте» и «Ютуб»
Сервис lizaonair автоматически проверяет все необходимые условия конкурса, отслеживает комментарии, лайки на конкурсной публикации, проверяет репост, считает несколько комментариев одного пользователя как один и так далее. После этого сервис рандомно выбирает победителей и выводит их имена на экран.
randstuff — выбор победителя конкурса
Стоимость проведения розыгрыша 100 ₽, есть бесплатные функции
Соцсети: «Инстаграм», «ВКонтакте»
У randstuff есть платная версия для автоматического выбора победителей по комментариям, репостам или лайкам в «ВКонтакте» и «Инстаграм». Но сервисом можно воспользоваться и бесплатно: сначала выгружаем всех участников конкурса в таблицу, проверяем соблюдение условий и считаем общее количество участников. Затем указываем в randstuff диапазон чисел, и сервис покажет рандомное число в заданном диапазоне, определив тем самым номер счастливчика.
Crelab — выгрузка комментариев, подписчиков и лайков
Стоимость некоторых выгрузок от 200 ₽, есть бесплатные функции
Боты от Crelab могут выгружать всех подписчиков, авторов лайков или комментариев к постам и автоматически выбирать победителей конкурса.
Letscover — динамическая обложка «ВКонтакте», боты и рассылки
Стоимость от 200 ₽ в месяц, есть бесплатная пробная версия
Letscover позволяет проводить конкурсы активностей для увеличения вовлечённости в сообществах. Сервис начисляет баллы за комментарии, лайки, голосования, комментарии в первой пятёрке и другие активности подписчиков.
Все результаты в реальном времени отображаются на обложке сообщества или на отдельном виджете. А ещё с помощью Letscover можно настраивать бота в сообщениях, отправлять рассылки и показывать через виджет список призов.
Что такое SMM и как это работает
Чем SMM отличается от других инструментов? Какие у него цели и задачи? Сколько ждать результата и как понять, что он есть? Отвечаем.
SMM расшифровывается как Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях. Цель SMM — привлекать клиентов из «ВКонтакте», Facebook, Instagram и других социальных площадок. Другая важная задача SMM — повышение узнаваемости бренда и работа над репутацией.
По данным Hootsuite (платформа по управлению соцсетями), в 2020 году в мире 3,8 миллиарда активных пользователей социальных сетей. Это 49% всего населения. В России таких 70 миллионов, то есть 48% населения. Это значит, что SMM-специалисты способны достучаться до каждого второго жителя страны.
Коммерческий редактор, SMM-специалист и консультант по продвижению бизнеса в digital-среде. Пишет об интернет-маркетинге и управлении.
На чём основывается SMM
Социальные сети знают многое о своих пользователях: возраст и пол, страну и город проживания, бренд и год выпуска мобильного устройства, интересы и особенности поведения. Например, Facebook в курсе, кто из миллионов пользователей относится к группе «мужчины 20–25 лет из Санкт-Петербурга, которые часто совершают покупки онлайн и состоят в браке».
Всю информацию пользователь отдает как заполняя свой профиль, так и через действия внутри сети: отметки «Нравится» на страницах, вход в сеть с мобильного устройства, клики на рекламу и так далее.
В итоге соцсеть может подобрать для вашей рекламы людей, которые, например, недавно купили смартфон, часто путешествуют или скоро будут отмечать день рождения. На Facebook нужная информация о вас как о пользователе хранится в разделе предпочтений.
Главное при рекламе в социальных сетях — определить свою целевую аудиторию как можно точнее и взаимодействовать с ней через таргетированную рекламу и качественный контент.
Чем SMM отличается от рекламы в Google и Яндексе
Представьте, что у вас магазин одежды. В интернете вы в том числе можете продвигаться в поисковых системах. Например, по запросу «одежда для фитнеса Москва»:
Таким образом ваше предложение покажется людям, которые его уже ищут. Но ваш круг ограничится пользователями, у которых уже есть эта потребность. «За бортом» остаются тысячи людей, которым ваш продукт может пригодиться, но они либо пока довольны тем, что есть, либо ничего не искали, а сразу пошли за одеждой в знакомый магазин.
Маркетинг и реклама в соцсетях работают по-другому. За редкими исключениями их задача — предложить потенциальному клиенту задуматься о своих потребностях и на основании этого сделать покупку. Всё это не делает SMM и таргет лучше или хуже, чем та же контекстная реклама. Вы просто работаете с разными типами аудиторий и решаете разные задачи.
Какие цели и задачи у SMM
Основная цель SMM, как и любого маркетингового или рекламного инструмента, — увеличить продажи продуктов и услуг. Вообще с помощью соцсетей можно решить много задач; вот некоторые из них.
Увеличение посещаемости сайта. Используется как шаг в воронке продаж или способ привлечения трафика на сайт. Часто этим пользуются новостные порталы, чтобы цифры по сайту выглядели привлекательнее для рекламодателей. Так, например, «Лайфхакер» в Facebook размещает анонсы статей:
Информирование о скидках и новинках. Продвижение сезонных распродаж, рассылка специальных предложений через мессенджеры… Это всё особенно ценно для ваших действующих клиентов, ведь всегда приятно получить продукт любимой компании по выгодной цене.
Появление в поисковой выдаче. Соцсети индексируются поисковиками так же, как и официальный сайт. Если пользователь вбивает имя вашего бренда, то, помимо домашней страницы, в выдаче появятся и ваши соцсети. Пользователь может подписаться на них и следить за вами там, где ему удобно.
Расширение целевой аудитории, повышение узнаваемости бренда. В соцсетях вас могут заметить новые потенциальные клиенты из любой социальной группы. Это происходит благодаря репостам ваших подписчиков, рекламе в группах, таргету и попаданию в разные топы публикаций.
Популяризация взглядов и ценностей компании. Если вы участвуете в благотворительных акциях и делаете добрые дела, то стоит рассказывать об этом, чтобы располагать к себе людей.
Работа с негативом. Жалобы и негативный опыт клиента можно превратить в положительный, если правильно реагировать на это. Даже клиента, который настроен против вас, можно сделать своим самым лояльным покупателем.
А вот забавный случай с компанией Allen Solly, которая допустила ошибку на плакате:
Компания отвечает, что совет приняли и вся команда исправляется. Подписчики высоко оценили этот ход.
Сбор отзывов о продукте и о самой компании. Соцсети помогают получать обратную связь, ведь люди заходят сюда ради общения. Пользователи могут ставить оценку и рекомендовать компанию, делиться своим мнением в комментариях и личных сообщениях.
Кроссмаркетинг с дружественными компаниями в рамках общей целевой группы. Можно делиться публикациями друг друга, устраивать совместные конкурсы и мероприятия.
Отслеживание трендов и конкурентов. Стоит подписаться на своих «врагов», чтобы отслеживать их акции, фишки и новинки. Хорошие идеи можно заимствовать, дорабатывать и запускать у себя.
Поиск новых сотрудников. Здорово, когда сотрудником становится ваш лояльный клиент. В соцсетях найти персонал зачастую проще, чем через платформы по поиску работы. Ведь обычно это люди, которым интересен ваш бизнес, которые разделяют ваши ценности.
16 необходимых инструментов для SMM-специалиста
SMM-специалист без инструментов — как сапожник без сапог, мало того что выглядит грустно, так еще и создает впечатление, что работать не умеет. Расскажем, с чего начать, чтобы сделать лица исполнителя и заказчика довольными, а бизнес в соцсетях — работающим.
Planoly – это не только новый взгляд на контент-план (да, теперь одно приложение включает все, без всяких экселей и текстовых файлов), но и крутая возможность поиграть с визуалом. Кроме того, можно включить в работу всю команду и вносить оперативные правки, избегая задержки сроков.
Из плюшек: внутренняя аналитика, возможность планировать Stories, работа с хэштегами, синхронизация с Google Drive и Dropbox.
Главред – не только находит грамматические ошибки и пунктуацию, но и кривые формулировки (даже подсказывает, как упростить их).
@text4instabot – бот в Telegram, который поможет настроить правильные отступы, пробелы, выравнивание и т.д. Очень актуален при работе именно с инстаграм.
SMM-планер – в этом деле один из лучших. Простой и удобный автопостер, работает со всеми популярными площадками, поддерживает все новые форматы.
После подготовки и публикации контента переходим к статистике. Собирать ее вручную – долго и не всегда возможно. Здесь на помощь приходит Popsters, который анализирует вовлечение, находит самые популярные записи, определяет время и дни, когда подписчики наиболее активны. Облегчить жизнь помогает то, что для отчетности перед заказчиком результаты можно выгрузить и сразу отправить.
Похожий сервис – Smmaero, который позволяет просматривать динамику развития сообществ, количество новых подписок и отписок. Легенда гласила, что с ним проще настроить ЦА, делая SMM более эффективным.
Сюда же Audiense – инструмент для аналитики обсуждений. Отслеживает реакцию на контент, анализирует аудиторию, предлагает инструменты для повышения вовлечения. Кроме того, анализирует рекламу в Twitter (если вы ее используете).
Publer – анализирует рекламные размещения на всех рекламных платформах. Он видит не только вашу рекламу, но и все записи по заданным параметрам (например, текст или ссылка объявления), так что помогает следить за конкурентами.
Следить за комментариями и реагировать на них на собственной странице – хорошо, но лучше делать это и с другими упоминаниями компании в социальных сетях. В этом помогут:
YouScan – мониторит упоминания бренда в режиме реального времени, анализирует данные и отправляет уведомления о необычных активностях (например, при резком всплеске негатива).
IQbuzz – управления репутацией в интернете, следит за упоминаниями бренда в социальных медиа и онлайн СМИ и собирает статистику упоминаний.
Иногда, особенно при настройке таргета, необходимы сервисы для парсинга аудитории по заданным критериям. Например, можно собрать пользователей, сразу в трех сообществ выбранного списка. Так точнее определяется целевая заинтересованная аудитория.
Pepper Ninja – подойдет и специалистам, и новичкам за счет своего простого интерфейса. Собирает все виды активностей, достаточно сделать настройку один раз.
Target Hunter – позволяет собрать базы пользователей по самым разным критериям и загружать их сразу в рекламный кабинет.
Все мы знаем, что разные гивы и розыгрыши проводятся для повышения активности. Принцип работы основан на том, что победитель определяется случайным образом, и вручную сделать это невозможно. Здорово, если сделать это можно максимально прозрачно, без потери соединения, сбоя в записи эфира и т.д. В этом помогут:
Giveaways, который автоматизирует выбор победителя для конкурсов в Instagram: проверит выполнение условий (хештег, подписка, отметка друга), отсеет нечестных участников и соберет статистику по конкурсу. Одно из самых крутых приложений, на наш взгляд.
Randomus – как и любой другой генератор случайных чисел (перечислять их нет смысла, ежедневно появляются все новые и новые) подойдет в тех случаях, когда вы присваиваете номера участникам вручную. Кстати, они отлично работают не только с инстаграмом, но и Вконтакте и Telegram. Внесите в Google-doc таблицу, присвойте каждому номер, а затем определите победителя случайным образом.
Чтобы не запутаться во всем вышеперечисленном и легко отследить статус по проекту (особенно, если их несколько) – юзайте Trello. Он позволяет рассортировать темы и компоновать их подходящим для вас методом. Например, как делаем мы (открытые задачи, задачи в работе, завершенные и т.д.), а еще можно делить все это по участникам команды или по подзадачам.
Делитесь своими любимыми сервисами в комментариях и удачи!
Как заставить SMM работать: инструменты, возможности и проблемы для новичков
Чтобы продвигать бренд в соцсетях, недостаточно завести группу и размещать контент. Грамотный SMM — это наука, в которой много тонкостей и правил.
Контакт с клиентом и целевой аудиторией через социальные сети дает бизнесу новые возможности, так как коммуникация здесь происходит очень быстро и напрямую. В этой статье мы рассказываем, как заставить SMM работать на максимум. А углубить и систематизировать знания поможет наш курс «SMM-маркетолог от А до Я».
Возможности, которые есть у предпринимателя и маркетолога в соцсетях
1. Анализировать свою аудиторию и работу конкурентов
Социальные сети лучше раскрывают целевую аудиторию: демографические данные, взгляды, интересы. Есть целый арсенал инструментов, которые дают SMM-специалисту глубокую статистику и возможности по работе с аудиторией. О некоторых из них мы писали в статье «8 сервисов для эффективного таргетинга».
Пишет про дизайн и маркетинг в Skillbox. С 2011 по 2017 год писала про бизнес в деловые СМИ, соучредитель агентства копирайтинга «Абзац».
2. Общаться с аудиторией
В социальных сетях компания может отойти от официоза и показать «человеческое лицо»: простым и доступным языком рассказывать о работе и новостях, знакомить с командой, демонстрировать внутреннюю кухню. Более того, процесс общения с аудиторией легко сделать интерактивным: опросы, конкурсы, дискуссионные посты помогают клиенту открыться и почувствовать себя важным. В итоге можно не только заработать лояльность читателей, но и почерпнуть из общения с ними новые бизнес-идеи.
3. Быстро находить слабые места бизнеса и отрабатывать негатив
Зачастую в социальных сетях человек чувствует себя более раскованно, чем в офлайне. В официальной группе он может открыто и искренне высказать мнение о продукте или указать на ошибки. Для некоторых оставить негативный отзыв в интернете гораздо проще, чем, к примеру, спорить с официантом в кафе.
Если грамотно работать с такими комментариями и анализировать их, можно не только превратить недовольного клиента в лояльного, но и скорректировать собственную бизнес-модель: устранить ошибки и стать более клиентоориентированным.
4. Развлекать клиентов
Злободневные шутки, полезные советы, инструкции и рецепты — SMM-технологии показывают пользователю, что владелец бизнеса заботится о нем, хочет сделать его жизнь веселее и проще. Если подписчик получит от вас действительно интересную информацию, он по собственной воле подключится к продвижению бренда, начав делиться с друзьями.
Инструменты SMM
Работа в сфере SMM не ограничивается только написанием постов, подбором картинок и общением с подписчиками. В этой области существует масса приемов и инструментов, выбор которых зависит от ваших целей и концепции.
1. Создание, оформление и наполнение страниц
Блогов, сообществ и групп настолько много, что выделиться из общей массы становится все сложней. Стильное оформление и уникальный контент — то, что цепляет людей в первую очередь. Для пользователя грамотный дизайн — сигнал, что перед ним серьезная компания. Зачастую это помогает быстрой раскрутке и увеличению конверсии.
2. Продвижение блогов
SMM-продвижение блогов, страниц и групп в социальных сетях — направление очень обширное. В него входит привлечение аудитории (как с нуля, так и при помощи гостевых постов), создание контента, оформление, работа с рассылками.
Просто регулярно писать интересные тексты, увы, недостаточно: чтобы привлечь широкую аудиторию, грамотный маркетолог должен придумать для этого комплексную стратегию.
3. Работа в тематических сообществах
В SMM-продвижение входит не только работа на собственной площадке — очень важно быть активным в сторонних тематических сообществах. Например, вы можете напомнить о своей компании, комментируя актуальные новости или рассказав о своем сообществе на подходящих форумах.
4. Прямая реклама
Создание и настройка рекламы — еще одна важная функция, которую должен выполнять специалист по продвижению в социальных сетях. Рекламироваться можно на страницах лидеров мнений или в крупных пабликах, которые подходят вам по стилю и составу аудитории. Если такой вариант не устраивает, можно запустить собственную таргетированную рекламу, которая будет выглядеть как текстовое сообщение или баннер.
SMM дает бизнесу возможность организовать максимально персонифицированную кампанию.
Таргетированная реклама позволяет донести сообщение до конкретной целевой аудитории, отсортировав её по географическому положению, полу, возрасту, интересам и другим критериям. Например, один молодой человек использовал рекламу во «ВКонтакте», чтобы пригласить в кино знакомую девушку. Он сделал баннер, который видела только она, и создал специальное мероприятие.
5. Вирусный маркетинг
Его также называют виральным маркетингом (от английского слова viral — «вирусный»). Это текстовый, видео- или аудиоконтент, который моментально «уходит в народ» и получает звание мема. Пользователи быстро и добровольно распространяют зацепивший материал, он заполняет новостную ленту и даже попадает в СМИ. Некоторые ролики и посты могут всплывать на разных ресурсах несколько месяцев и даже лет.
Использовать вирусный контент нужно как можно оперативней — некоторые мемы быстро устаревают, посты с их использованием вскоре становятся нелепыми и непонятными части аудитории: сегодня 15-летний школьник вряд ли оценит ретромем пятилетней давности.
Активность вирусных постов (лайки, комментарии и репосты) на порядок выше, чем у обычных. Недавно в рунете неожиданно вирусной стала песня Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий», про неё шутили во всех социальных сетях и снимали пародийные клипы. Сам музыкант признался, что успех в сети вывел композицию на первые места в чартах iTunes, Apple Music и Boom.
6. Оптимизация интернет-ресурсов под социальные медиа
Это направление обозначается термином SMO (Social Media Optimization) и включает в себя комплекс действий, которые нужны, чтобы привлечь пользователей социальных сетей на сайт и удержать их. В основном это техническая работа, которая ведется на самом сайте: упрощение процесса «расшаривания» материалов, подключение комментариев через соцсети и так далее.
7. Аналитика
Чтобы маркетинг в социальных сетях приносил максимум эффекта, нужно анализировать результаты и корректировать стратегию при необходимости. Какой из рекламных баннеров работает лучше всего? Как часто на сайт приходят клиенты из социальных сетей? Пользуются ли люди кнопками перехода в социальные сети? На эти вопросы ответят «Яндекс.Метрика» и Google Analytics.
Основные площадки для SMM
Публиковать одинаковый контент во все социальные сети — одна из главных ошибок, которую допускают новички, решившие заняться SMM. У каждой платформы есть собственная аудитория с индивидуальными предпочтениями, которые нужно учесть, прежде чем начать заниматься продвижением.
Большая часть аудитории разных социальных сетей будет пересекаться, однако поведение пользователей все равно будет разным. К примеру, человек может использовать аккаунт в Facebook для общения с коллегами и бизнес-партнерами, а Instagram — в качестве личного блога; в этом случае он точно не станет выкладывать в Facebook фотографии кота или снимки с дружеских алкогольных посиделок. Да и ожидают пользователи от каждой соцсети разное.
1. «ВКонтакте»
Это самая популярная русскоязычная социальная сеть, которой регулярно пользуются более 97 млн человек ( здесь и далее: на момент написания статьи). Аудитория «ВКонтакте» довольно молодая, до 30 лет. На этом сайте общаются, ищут новых друзей, формируют деловые контакты, нанимают сотрудников, занимаются бизнесом и творчеством. Во «ВКонтакте» много узких сообществ, объединяющих людей по разным признакам (от фанатов какой-нибудь рок-звезды до жителей одного дома).
Лучше всего пользователи реагируют на короткие развлекательные посты с медиаконтентом (картинки, видео, музыка). Записи без визуальной составляющей теряются в общем потоке и воспринимаются гораздо хуже.
2. Facebook
В России эта социальная сеть считается местом для общения специалистов 25–45 лет с высшим образованием, политиков, предпринимателей, топ-менеджеров и представителей шоу-бизнеса. Поэтому многие SMM-специалисты делают упор на продвижение в сегменте B2B. В Facebook охотней читают длинные заметки с персональными мнениями, советы по бизнесу или личной эффективности.
3. Instagram
Согласно статистике Digital Native, российский пользователь проверяет свою ленту здесь 15 раз в день. Более 70% пользователей — женщины. Аудитория сети довольно молодая, её ядро — люди от 18 до 26 лет. В основном они заходят за яркими картинками и впечатлениями. Хотя Instagram напоминает сетевой фотоальбом, тексты играют важную роль и тут. Многие блогеры используют фото как иллюстрацию к длинному тексту с мыслями и наблюдениями. Для продажи товаров, напротив, текст нужен в качестве дополнения к фотографии.
4. «Одноклассники»
Посещаемость «Одноклассников» составляет около 71 млн человек в месяц. По сравнению с «ВКонтакте» этой сетью пользуется более возрастная — а значит, и более платежеспособная — аудитория. Но молодых людей, вопреки стереотипам, здесь тоже хватает. На данной платформе стоит делать ставку на эмоциональные истории: здесь любят трогательные рассказы про любовь, дружбу и верность.
5. Twitter
В российском сегменте Twitter 1,2 млн авторов за месяц создают 78 млн твитов. 55% пользователей — мужчины. Это идеальное место, чтобы публиковать фотографии и короткие цитаты. Такой инструмент хорошо подойдет для анонса какого-либо контента на другом ресурсе (например, материалов в СМИ или блоге). Пользователи Twitter любят развлекательный контент, здесь постоянно иронизируют над собой и окружающими и жалуются на жизнь; шутки из этой соцсети часто разлетаются по другим площадкам. Чтобы создать успешный SMM-проект, нужно проникнуться атмосферой этой площадки и отойти от официоза.
6. Telegram
Строго говоря, Telegram — это не социальная сеть, а мессенджер, однако продвижение через Telegram-каналы — довольно любопытный инструмент. Пользователи подписываются на каналы в поисках уникального контента. Здесь неактуальны стандартные шутки, которые годами гуляют по социальным сетям, и репосты: подписчикам нужен авторский взгляд, аналитика или инсайты.
В России мессенджером пользуются около 10 млн человек, которых можно описать как значительную и наиболее прогрессивную часть пользователей местного сегмента Facebook: это студенты, средний класс и интеллигенция; их интересуют бизнес, политика, технологии, наука и культура.
Сложности SMM
1. Отсутствие опыта
Многие предприниматели, создав страницы бренда в разных социальных сетях, считают, что с продвижением можно справиться самостоятельно или делегировать это, к примеру, секретарю. Как правило, такие SMM-проекты оказываются неэффективными и недолговечными. Дело в том, что социальные сети — это живой и непрерывно развивающийся организм. Администрация ресурсов постоянно вводит новые технологии, меняет правила настройки и размещения рекламы или усложняет алгоритм выдачи постов в новостной ленте.
Чтобы продвижение в социальных сетях было эффективным, нужно следить за трендами и много учиться. Делать это параллельно с другой работой практически невозможно.
2. Аудитория остается без внимания
Для успешного продвижения мало просто присутствовать на разных площадках. Чтобы в бешеном потоке информации пользователь не забыл о вашем существовании, нужно регулярно выдавать какой-то контент. Лучше всего начать продвижение в социальных сетях с создания контент-плана и подготовить публикации примерно на месяц. Если не уделять аудитории должного внимания, забросить сообщество и не отвечать на вопросы, можно сильно испортить собственную репутацию.
3. Слишком узкая тематика
Может случиться так, что сама тематика вашего аккаунта покажется аудитории непонятной и неинтересной. Решив выйти в социальные сети и заняться SMM, нужно тщательно продумать концепцию сообщества. Определите, кто будет вашей аудиторией, какие интересы и потребности у неё есть.
Заключение
SMM-маркетинг — очень многогранное и интересное направление, в котором постоянно появляются новые инструменты и правила.
Чтобы стать хорошим специалистом в сфере SMM, нужно уметь общаться с людьми, понимать специфику разных социальных сетей, анализировать и красиво подавать информацию.