Интардер и ретардер в чем разница
Общая информация DAF-XF105 с 2006 года
1. Общая информация
Ретардер VOITH
Расположение основных компонентов:
Ретардер – гидродинамическое устройство, расположенное на вторичном валу коробки передач и предназначенное для замедления автомобиля без использования рабочей тормозной системы. Тормоз-замедлитель (еще одно название ретардера) создает тормозное усилие на вторичном валу коробки передач, которое затем передается через трансмиссию на ведущие колеса, вызывая торможение автомобиля. На автомобили DAF XF105 устанавливаются ретардеры VOITH.
Ретардер содержит внутри своего корпуса гидромуфту, способную развивать значительный тормозной момент на вторичном валу коробки передач. Конструкция гидромуфты очень проста. Две турбины – статор и ротор – располагаются в общей емкости, заполненной маслом, в непосредственной близости друг от друга. Ротор кинематически связан с вторичным валом коробки передач, в то время как статор жестко соединен с корпусом. Лопатки вращающегося ротора заставляют масло двигаться вместе с ними, однако такому движению препятствуют неподвижные лопатки статора. Поскольку жидкость обладает вязкостью, она, совершая циркуляцию среди подвижных и неподвижных лопаток, создает тормозной момент на валу ротора, преобразуя кинетическую энергию автопоезда в тепловую. Благодаря тому, что ретардер подключен к системе охлаждения двигателя, тепло, выделяемое при торможении, выводится через охлаждающую жидкость в атмосферу. Наиболее эффективно для торможения автопоезда одновременное включение тормоза двигателя (заслонка на выпускном тракте) и ретардера. При этом износ тормозных колодок сводится к минимуму. Поскольку торможение ретардером абсолютно не зависит от работы сцепления и коробки передач, это положительно влияет на безопасность вождения.
Активация ретардера производится либо с помощью электрического переключателя торможения, либо рабочим тормозом.
Для защиты двигателя от перегрева тормозная мощность ретардера имеет ограничение по температуре охлаждающей жидкости.
Кроме того, датчики температуры масла и охлаждающей жидкости позволяют водителю следить за состоянием ретардера и не допустить его выхода из строя.
Интардер ZF
Расположение основных компонентов интардера:
Интардер – это гидродинамический неизнашеваемый тормоз-замедлитель с интенсивным теплообменом, предназначенный для эффективного торможения автопоезда. Интардер ZF, который устанавливается на автомобили DAF XF105 создает тормозное усилие на валу отбора мощности коробки передач, которое затем через карданный вал передается на ведущие колеса автомобиля. Тормозное усилие интардера поддерживается постоянно, даже в момент переключения передач. Благодаря тому, что ретардер способен на 90% обеспечить торможение относительно рабочей тормозной системы автомобиля, износ тормозных колодок можно свести к минимуму, а также значительно повысить управляемость и безопасность автомобиля.
В отличие от ретардера, интардер интегрирован в коробку передач. Поскольку в качестве рабочей жидкости используется масло из коробки передач, это не требует применения внешних маслопроводов. Теплообменник интардера подключен к системе охлаждения двигателя. Во время торможения кинетическая энергия автомобиля преобразуется в тепло, которое нагревает масло. Масло от интардера через теплообменник возвращается в коробку передач. В теплообменнике тепло от масла передается охлаждающей жидкости двигателя. Для защиты двигателя от перегрева в интардере предусмотрена система ограничения тормозной мощности.
Когда интардер выключен гидронасос направляет масло из коробки передач минуя камеру интардера напрямую в теплообменник и опять в коробку передач. Благодаря этому исключаются скачки температуры в коробке передач и достигается пониженная средняя рабочая температура масла, что значительно продлевает его срок службы.
А. Уплотнительная поверхность картера интардера.
В. Контактная поверхность шарикоподшипника.
С. Контактная поверхность статора.
Интардер активируется либо с помощью электрического переключателя торможения, либо рабочим тормозом. Управление режимами торможения осуществляется с помощью электронного блока управления, который анализирует частоту вращения, температуру жидкости и т.д. По сигналу с блока управления срабатывают пропорциональный клапан гидравлического блока управления и переключающий клапан. Они обеспечивают подачу необходимого количества масла для требуемого момента торможения. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости тормозная мощность автоматически адаптируется к охлаждающей способности теплообменника двигателя в момент торможения.
Гидравлический блок управления интардером:
При включении интардера гидронасос за короткое время подает необходимое количество масла во внутреннюю полость интардера, где вращается крыльчатка ротора, соединенного с выходным валом коробки передач через зубчатую передачу пускового привода. Лопасти ротора и статора располагаются встречно по отношению друг к другу. Пусковой привод придает ротору удвоенную скорость вращения относительно выходного вала коробки передач. Ротор разгоняет поток масла в камере инардера и оно нагнетается в полости неподвижных лопастей статора, откуда возвращается обратно на лопасти ротора. При попадании встречного потока масла на лопасти ротора возникает обратный крутящий момент, против направления вращения ротора. Таким образом создается тормозной момент, который передается на выходной вал коробки передач, а следовательно на всю трансмиссию. Происходит торможение автомобиля.
Функция V-constant
Функция V-constant электронного управления интардером позволяет поддерживать заданную скорость автомобиля при движении на спуске.
Данная функция активируется перемещением переключателя интардера в соответствующее положение (см. раздел «Спецификация» в конце главы). Скорость, с которой автомобиль движется на этот момент, сохраняется в памяти электронного блока. Если скорость автомобиля увеличивается, активируется интардер, также активируется предупредительный индикатор на приборной панели. Если скорость автомобиля продолжает увеличиваться, электронный блок подает больший управляющий ток, инициируя повышение тормозного момента интардера. После того, как скорость автомобиля достигает заданного значения, интардер выключается.
После выключения интардера или перемещении переключателя интардера в любое другое положение значение скорости стирается из памяти электронного блока.
Меры предосторожности при работе с интардером и ретардером
Соблюдать осторожность при замене масла. Горячее масло может стать причиной серьезных ожогов.
Избегать лишних контактов со слитым маслом. Частые контакты кожи с маслом могут стать причиной серьезных заболеваний, в том числе раковых.
Различные типы масел и смазок, используемых в автомобиле, могут причинить вред здоровью. Избегать непосредственного контакта или вдыхания паров этих веществ.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Ретайдеры
Термин «ретардер» заимствован из французского языка и переводится как «замедлитель». Как правило, замедление, или торможение автомобиля выполняется рабочей тормозной системой. Тем не менее, несмотря на постоянное техническое совершенствование, рабочие тормозные системы автомобилей промышленного назначения уже не способны в полной мере удовлетворить требования, предъявляемые к активной и пассивной безопасности. Причина этого заключается с одной стороны, в увеличении нагрузки и скорости, а с другой — в изменении условий эксплуатации (более высокая интенсивность движения, неравномерность транспортного потока), что ведет к росту количества «ситуативных торможений».
Связанные с этим вопросы обеспечения безопасности вызвали необходимость в тщательном изучении тормозных систем, устанавливаемых на автомобилях промышленного назначения, которое дало следующие результаты:
В рабочей тормозной системе в случае перегрузки имеет место ослабление тормозного действия. В этом случае при очередном экстренном торможении в определенных обстоятельствах эффективность торможения может оказаться недостаточной.
Недаром существует закон, согласно которому автомобили, используемые для перевозки опасных грузов, должны быть оснащены дополнительной тормозной системой, способной обеспечить длительное торможение. В этом случае при необходимости «торможения до полной остановки» используется весь потенциал холодных рабочих тормозов.
Среди различных дополнительных тормозных систем ретардеры проявили себя как самые эффективные и экономичные тормоза-замедлители и поэтому все чаще используются на автомобилях промышленного назначения. Эти износостойкие тормоза отличаются принципом действия и расположением.
По принципу действия различают:
По расположению различаются:
Электромагнитные ретардеры
Электромагнитные ретардеры всегда расположены между коробкой передач и ведущим мостом. В зависимости от условий установки на автомобиле они могут располагаться либо непосредственно на коробке передач (рис. 1), либо на ведущем мосту, либо отдельно на карданной передаче.
Конструкция и принцип действия электромагнитных ретардеров
Электромагнитные ретардеры (рис. 2а «Ретардер Telma серии СС«) состоят из двух дисков, так называемых роторов (1), которые жестко соединены с карданным валом (4). Между ними находится статор (2). Он закреплен на шасси (5) и включает в себя несколько электромагнитных катушек (3), которые расположены с чередованием полярности (плюс-минус).
Действие электромагнитных ретардеров основано на принципе Фонта. При активизации ретардера через электромагнитные катушки проходит электроток большей или меньшей силы в зависимости от выбранной ступени торможения. Возникающее при этом магнитное поле проникает через оба ротора и формирует вихревые токи, которые тормозят роторы (рис. 2Ь).
Выделяющееся при этом тепло отводится с помощью лопастей вентиляторов роторов непосредственно в атмосферу (рис. 2с). В этом отношении ретардер работает абсолютно автономно, то есть без дополнительной системы охлаждения.
Гидродинамические ретардеры
В отличие от электромагнитных, действие гидродинамических ретардеров основано на принципах гидродинамики. В замкнутой полости друг напротив друга расположены два лопастных колеса (ротор и статор). При активизации ретардера это пространство заполняется маслом, которое подается от вращающегося ротора в пространство между лопастями неподвижного статора (см. главу Полуавтоматические коробки передач, рис. 5). Выделяющееся при этом «тепло от торможения» отводится через масляноводяной теплообменник в радиатор автомобиля.
Различают первичные и вторичные гидродинамические ретардеры, различающиеся расположением перед коробкой передач или после нее. В большинстве случаев это определяется типом коробки передач.
Первичные ретардеры
Первичные ретардеры используются преимущественно в сочетании с так называемыми гидромеханическими коробками передач (автоматические и полуавтоматические коробки передач автомобилей промышленного назначения, специальные коробки передач с переключением под нагрузкой). В эти коробки передач уже включены и могут активно использоваться некоторые элементы, необходимые для работы ретардеров (такие, как высокопроизводительный масляный насос, большой объем масла, масляный радиатор и т.д.).
Первичные ретардеры встроены в коробку передач и расположены в основном между гидротрансформатором крутящего момента и планетарной передачей (рис. 3 «Автоматическая пяти- или шестиступенчатая коробка передач со встроенным ретардером ZF-Ecomat«). Благодаря такому расположению тормозное действие всегда обеспечивается в полной мере на всех передачах.
Кроме традиционных узлов — ротора и статора — первичные ретардеры ZF оснащены решетчатой вставкой на поворотной опоре в статоре (рис. 4 «Первичный ретардер ZF с запатентованной решетчатой вставкой«). В выключенном состоянии решетка поворачивается на половину расстояния между лопастями. Находящийся в полости ретар дера воздух может проходить через образующиеся короткозамкнутые каналы и обтекать решетку без значительного отклонения. Благодаря этому потери, характерные для традиционных ретардеров, уменьшаются почти на четверть от первоначального значения.
Вторичные ретардеры
С механическими коробками передач автомобилей промышленного назначения используются преимущественно вторичные ретардеры. При этом производители предлагают ретардеры с различными вариантами схемы установки, а именно:
Ниже приводится описание на примере ретардера для свободного монтажа и встроенного ретардера.
На рисунке 5 «Ретардер Voith 120» в качестве примера показана конструкция ретардера модели 120 производства Voith. Эти ретардеры — как и другие ретардеры из ассортимента Voith — имеют отдельный масляный контур. В сочетании с так называемой системой Logoprop он образует мощный, но компактный тормоз-замедлитель.
На рисунке 6 «Коробка передач ZF Ecosplit со встроенным вторичным ретардером» изображен интардер (intarder — integrirte retarder, т.е. встроенный ретар- дер) производства ZF, который представляет собой гидродинамический вторичный ретардер, целиком встроенный в механическую коробку передач.
Задающий каскад (1), соединенный с вторичным валом коробки передач (2) (передаточное отношение 1:2), приводит в действие ротор (3) и насос (4) интардера. Гидравлический аккумулятор (7) обеспечивает быстрое заполнение контура и, тем самым, оптимальное реагирование системы на изменение условий работы. Гидравлический блок управления (5) и теплообменник (6) также встроены в картер коробки передач, благодаря чему отпадает необходимость во внешних трубопроводах для соединения с масляным контуром.
К отличительным признакам интардеров ZF относятся — помимо высокого коэффициента полезной нагрузки за счет низкой массы — также общий с коробкой передач масляный контур и высокий системный потенциал.
Преимуществом общего масляного контура является то, что в отсутствие торможения с участием интардера радиатор всегда охлаждает масло коробки передач. Во время торможения масло, отводящее энергию торможения, циркулирует между интардером и радиатором. Когда интардер выключен, масляный насос направляет трансмиссионное масло через масляный радиатор (рис. 7 «Масляный контур интардера«). Это позволяет избежать пиковых температур и добиться в среднем более низкой температуры масла. В свою очередь, это ведет к более медленному старению масла, что положительно влияет на срок службы всех деталей коробки передач с интардером.
Рисунок 8 «Коробка передач ZF с интардером» демонстрирует высокий системный потенциал интардера ZF. Благодаря смещению вбок всей конструкции интардера фланец вторичного вала коробки передач и длина карданного вала остаются без изменений. Кроме всего прочего, это позволяет использовать все привычные вспомогательные механизмы отбора мощности.
Управление ретардером
У электромагнитных и гидродинамических ретардеров управление тормозным моментом осуществляется чаще всего в ручном режиме с помощью многоступенчатого рычага управления, расположенного на рулевом колесе.
На рисунке 9 «Электрическая схема системы управления интардером ZF» в качестве примера показана конструкция системы интардера ZF. Рычаг управления интардером (1) позволяет точно регулировать тормозной момент по шести ступеням. Электрический сигнал от движения рычага преобразуется в электронном блоке (4) в комплекс электроимпульсов, управляющих исполнительными механизмами, регулирующими давление подачи масла. Это давление определяет количество масла, которым должна быть заполнена полость ретардера.
Чтобы обеспечить максимально короткое время реагирования ретардера, при нажатии на переключатель тормозной ступени масло, находящееся в гидравлическом аккумуляторе (7), тотчас впрыскивается через нагрузочный клапан гидроаккумулятора (6) в гидравлический контур.
Интардер имеет два режима работы — обычный режим и режим «Bremsomat».
В обычном режиме каждой ступени рычага управления соответствует постоянный тормозной момент (рис. 10 «Кривые тормозного момента на шести ступенях торможения«). Он равномерно увеличивается от ступени «О» до максимального значения на ступени «6».
В режиме «Bremsomat» водитель может запрограммировать текущую (требуемую) скорость при движении под гору с помощью кнопки на рычаге управления (рис. 9, поз. 2).
При возврате рычага управления в положение ступени «О» активизируется электронный блок и автоматически устанавливается необходимый для постоянной скорости тормозной момент.
Электронный блок интардера оснащен дополнительными функциями безопасности, в том числе функцией защиты системы охлаждения автомобиля от перегрева. Она реализуется путем обратной регулировки тормозного момента в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. При этом мощность торможения ограничивается 300 кВт (рис. 10), что препятствует перегреву жидкости в системе охлаждения и, тем самым, слишком быстрой обратной регулировке тормозного момента.
Ретардеры – дополнительные моторные тормоза
У современных магистральных тягачей с 20-тонными прицепами большая масса и мощные двигатели. Поэтому, если непредвиденная ситуация возникает при движении под уклон, вовремя затормозить довольно сложно.
Более того, даже всего лишь удерживать автомобиль на спуске от разгона – и то нелегко. «Обычные» моторные тормоза в таких ситуациях быстро изнашиваются.
Кроме того, приходится нажимать на педаль кратковременно, но часто. Из-за этого рабочие элементы перегреваются, что может повлиять на эффективность торможения.
Из-за описанных выше причин ретардеры (замедлители) приобретают среди дальнобойщиков все большую популярность. Это устройства, поглощающие часть кинетической энергии коленвала. Нередко их называют “Jake brake”, что значит «тормоз Джейка», поскольку выпускаются они компанией Jacobs Engine Brake. Есть несколько видов ретардеров, работа которых основана на разных принципах.
Первый тип (engine compression brakes) использует такт сжатия в камере сгорания. В ВМТ поршня выпускной клапан открывается, после чего сжатый воздух уходит в выхлопную систему. Движение машины замедляется из-за того, что энергия, которая действует на поршень, рассеивается. Этот принцип предложил Clessie Cummins, основатель одноименной фирмы. Но, по-настоящему популярными такие ретардеры стали только в наше время, после того, как на тягачи начали ставить дизеля мощностью до 500 л.с., и оказалось, что без дополнительных тормозов им не обойтись.
Моторный замедлитель данного типа включается лишь тогда, когда водитель не нажимает на акселератор и не вводит в цилиндр топливо. Эффективность ретардера наибольшая при максимальном числе оборотов двигателя. Правда, указанная система не лишена недостатков. Если ею злоупотреблять, то клапана выйдут из строя раньше положенного срока. К тому же, во многих городах США пользоваться компрессионными замедлителями запрещено, потому что они очень сильно шумят (звук похож на очередь из пулемета).
Ретардер второго типа, exhaust brakes, конструктивно очень простой. В выхлопную трубу монтируется дроссельная заслонка. Управляется она с помощью электрического, вакуумного, гидравлического или пневматического привода. При ее закрытии грузовик тормозит за счет того, что уменьшается количество выпущенных наружу выхлопных газов. Оставшиеся создают обратное давление в моторе, которое оказывает сопротивление движению поршней.
В результате коленвал начинает вращаться с меньшей угловой скоростью. Принцип работы очень похож на популярную шутку, когда в выхлопную трубу плотно забивают картофелину. Нередко производители двигателей объединяют в одном изделии оба описанных выше вида замедлителей, в результате чего ретардеры поглощают почти столько же кинетической энергии, сколько может произвести силовая установка.
В результате создается дополнительное гидравлическое сопротивление. Достаточно активировать такой ретардер, чтобы он начал поглощать кинетическую энергию автомобиля. Недостатки: не рекомендуется включать замедлитель данного вида в дождливую погоду или при движении по скользкой дороге.
Четвертый тип – электрический. Ретардер монтируется на задний мост, трансмиссию или карданный вал. Он состоит из ротора, статора, электронного контроллера и пульта управления. Пульт – это панель с переключателями. Контроллер соединяет замедлитель с ABS, которая отключает дополнительные моторные тормоза при опасности блокировки колес. Замедлитель работает по принципу использования электромагнитной силы.
У него есть два вращающихся диска и несколько неподвижных магнитов. Диски соединены с приводным валом ТС. При включении ретардера, они создают вихревые электрические токи, из-за которых возникает сопротивление вращению ротора. Отобранная у двигателя кинетическая энергия преобразуется в тепловую. Которая затем рассеивается в атмосферу. Замедлитель данного типа эффективен при работе мотора на малых оборотах.
С каждым годом ретардеры все чаще ставятся на силовые агрегаты мощных тягачей. Популярные изготовителя моторных тормозов Jacobs Vehicle Systems, Pacbrake, TecBrake и другие предлагают новые разработки для двигателей Cummins, Caterpillar, International, DDC и Mack.
Эти системы не только выполнены в корпусах двигателей, но еще и объединены в единый комплекс оборудования по повышению безопасности движения с такими устройствами, как круиз-контроль, АКПП, контроль устойчивости и другими. И включаются они автоматически, без участия водителя.
Любой процесс всегда развивается в двух направлениях. Автотранспорт – не исключение. С одной стороны, создаются более тяжелые и мощные машины, которыми сложнее управлять. С другой – придумываются технические средства, помогающие водителю в его нелегкой работе. Все правильно, по-другому и быть не должно.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Ретардер
Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 9 октября 2011.
Ретардер (англ. retarder ) — устройство, расположенное на вторичном (реже на первичном) валу КПП и предназначенное для снижения его скорости вращения (собственно, притормаживания автомобиля без помощи рабочей тормозной системы), также имеет название «тормоз-замедлитель». Их использование необходимо для эксплуатации транспортных средств в горных условиях на длительных спусках. Из большого количества схем чаще всего применяются электромагнитная и гидравлическая. Преимущество первой схемы — эффект рекуперации энергии, а второй — компактность и малый вес. Устанавливается чаще всего на среднетоннажных грузовиках и малых автобусах.
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Ретардер» в других словарях:
ретардер — сущ., кол во синонимов: 1 • полоса (98) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
SLT 50-3 Elefant — SLT Elefant в германской армии FAUN SLT (SCHWERLASTTRANSPORTER) 50 3 Elefant тяжелый танковый транспортёр. Используется в настоящее время в немецкой армии. Первые тягачи были поставлена в апреле 1976. 324 SLT 50 были построены до 1979 года … Википедия
полоса — См. ряд … Словарь синонимов
Приборная панель — Для термина «Консоль» см. другие значения. Для термина «Панель» см. другие значения. Приборная панель (консоль) название группы приборов, совмещённых в одной конструкции. Содержание 1 Автомобильная приборная панель … Википедия
Автобусы Bova — Модельный ряд автобусов Bova Bova Bova фирма из Эйндховена, Нидерланды, выпускает автобусные кузова с … Википедия
Bova — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставить шаблон карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть … Википедия
Гидротрансформатор — Модель гидротрансформатора в разрезе Гидротрансформатор (турботрансформатор) или конвертор крутящего момента (англ. … Википедия
Oshkosh PLS — Oshkosh Palletised Load System Производитель … Википедия
Модельный ряд автобусов Bova — Bova Bova фирма из Голландии, выпускает автобусные кузова с середины 20 х годов. С 80 х годов она стала известной во всем мире, изготовив необычный туристский автобус Futura … Википедия
Oshkosh m911 — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/22 июня 2012. Дата постановки к улучшению 22 июня 2012 … Википедия
- Интардер и ретардер в чем отличие
- Интардер что это такое на грузовиках