Интеграционная беседа что это

Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками

Интеграционная беседа что это. Смотреть фото Интеграционная беседа что это. Смотреть картинку Интеграционная беседа что это. Картинка про Интеграционная беседа что это. Фото Интеграционная беседа что это Светлана Волик
Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками

«Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками».

Повышение уровня современных государственных требований и стандартов дошкольного образования определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образования сегодня.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов к ООП ДО, особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

ИНТЕГРАЦИЯ

— процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность: объединение, соединение, восстановление единства.

ИНТЕГРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

— это соединение по принципу семиотической противоположности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция, нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий.

Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:

Требования к структуре интегрированных занятий:

• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.

• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.

• Систематичность и доступность изложения материала.

• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Закономерности интегрированного занятия:

• все занятие подчинено авторскому замыслу;

• занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;

• этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;

• отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;

• цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

• комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;

• соотношение изученного и изучаемого;

• соединение отдельных зачетов в один общий.

Методика подготовки интегрированного занятия

(рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ)

1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

5. Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.

6. Продумать развивающие задачи.

7. Использовать разнообразные виды деятельности, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики.

8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.).

10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

11. Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.

12. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия.

13. При разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.

14. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.

15. При планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий.

16. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.

17. На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ к структуре ООП ДО Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

Источник

Интегрированное обучение: что это, технологии, принципы, модели и формы

Интеграционная беседа что это. Смотреть фото Интеграционная беседа что это. Смотреть картинку Интеграционная беседа что это. Картинка про Интеграционная беседа что это. Фото Интеграционная беседа что это

Среди современных трендов образования особое место занимают методики, которые позволят людям с инклюзией чувствовать себя полноценными членами общества. Одно из таких решений — интегрированное обучение.

В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы:

Хотите получать полезные статьи из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Что такое интегрированное обучение

Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Но в педагогической системе он имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с различными видами инвалидности в общественную жизнь.

Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.

Интегрированное, или инклюзивное обучение — это не только возможность для людей с особенностями развития почувствовать себя частью общества, но и способ развивать толерантность, эмпатию и заботу о других с первых лет жизни.

Саламанкская декларация

В 1994 году в Испании проходила Всемирная Конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В её рамках приняли Саламанкскую декларацию, которая легла в основу концепции интегрированного обучения. Вот её основные положения:

Так начали появляться базовые модели интегрированного обучения, которые позволили детям с особенностями развития получить доступ к полноценному школьному образованию.

В вузе также применяют технологии интегрированного, или интегрального обучения. Но там под этим термином понимают методики, которые предполагают комплексный подход к профессиональному образованию. Это достигается за счёт развития междисциплинарных связей, использования проектной работы, Agile и Scrum-методологий и других инструментов.

Цели и задачи интегрированного обучения

Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.

Цель интегрированного обучения

Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.

Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.

Задачи интегрированного обучения

Интегрированное обучение решает следующие задачи:

Технология интегрированного обучения

Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:

Интеграционная беседа что это. Смотреть фото Интеграционная беседа что это. Смотреть картинку Интеграционная беседа что это. Картинка про Интеграционная беседа что это. Фото Интеграционная беседа что это

При работе с особенными детьми учителю нужна помощь профильного специалиста

Принципы интегрированного обучения

Интегрированное обучение имеет свои принципы и особенности:

Формы интегрированного обучения

По организации образовательного процесса различают четыре формы интегрированного обучения:

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Модели интегрированного обучения

Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:

Постоянная полная интеграция

При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:

Постоянная, но неполная интеграция

Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.

Частичная интеграция

В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.

Интеграционная беседа что это. Смотреть фото Интеграционная беседа что это. Смотреть картинку Интеграционная беседа что это. Картинка про Интеграционная беседа что это. Фото Интеграционная беседа что это

Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации

Временная интеграция

В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.

Эпизодическая интеграция

Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.

Комбинированная интеграция

Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.

Кому подходит интегрированное обучение

Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.

Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.

Внешние условияВнутренние условия
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизнистепень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обученияспособности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работуребёнок психологически готов к школе
есть условия и среда для интегрированного обучения

Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.

Интегрированное обучение в России

Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:

Дифференцированное обучение

Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.

Интегрированное обучение

В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.

Инклюзивное обучение

Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.

Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Плюсы и минусы интегрированного обучения

Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.

Плюсы интегрированного обучения

Интеграционная беседа что это. Смотреть фото Интеграционная беседа что это. Смотреть картинку Интеграционная беседа что это. Картинка про Интеграционная беседа что это. Фото Интеграционная беседа что это

Интегрированное обучение — шанс для особенных детей найти своё место в обществе

Минусы интегрированного обучения

Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.

А если будет нужна помощь в написании курсовых или дипломных работ, смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты учтут все требования к оформлению и напишут работу в срок.

Интеграционная беседа что это. Смотреть фото Интеграционная беседа что это. Смотреть картинку Интеграционная беседа что это. Картинка про Интеграционная беседа что это. Фото Интеграционная беседа что это

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)

Интеграционная беседа что это. Смотреть фото Интеграционная беседа что это. Смотреть картинку Интеграционная беседа что это. Картинка про Интеграционная беседа что это. Фото Интеграционная беседа что это Ирина Колмакова
Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)

Технология интегрированного занятия в ДОУ

(методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ)

Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ «Первая Московская Гимназия», 2015-2016 учебный год, г. Москва

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Актуальность в использовании интегрированных занятийобъясняется целым рядом причин:

— мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую разделы программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на части;

— использование интегрированного подхода развивает потенциал детей, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, речи;

— форма проведения интегрированного занятия нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, снижается утомляемость, повышается познавательный интерес;

интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;

— за счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности детей, для занятий физическими упражнениями.

интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Теоретические основы интеграции содержания дошкольного образования

Физиологические основы интеграции: Разработанная И. П. Павловым и И. М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В. М. Бехтерева, П. Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М. В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д., включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.).

Идея интеграции берет свое начало в трудах великого диктата Я. А. Коменского,утверждающего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и целым. Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:

Комбинированное – это сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Интегрированные занятия в ДОУ

Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы.

Методы и приемы, используемые в интегрированном занятии:

— Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

— Проблемные вопросы, использование заданий типа «Докажи», «Объясни», «Как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.

— Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизация словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Структура интегрированных занятий также отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются свои требования.

Требования к структуре интегрированного занятия:

— четкость, компактность, сжатость учебного материала;

— продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

— взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии;

— большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;

— систематичность и доступность изложения материала;

— необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура интегрированного занятия:

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (Например,задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.). Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия дают ребенку достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие и творческой активности ребенка.

К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:

— содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;

предметов образовательного цикла между собой;

— деятельности двух и более педагогов и др.

Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри-, так и межпредметной,посредством:

интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;

методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;

— теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний.

Исходя из этого, можно дать характеристику интегрированного занятия:

— является одним из направлений межпредметной интеграции;

— имеет среднюю степень интеграции;

— структурирование материала осуществляется через горизонтальный тематизм;

— форма имеет смешанную структуру;

предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных разделах; сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой; в процесс познания включаются все анализаторы, что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.

Педагогические возможности интегрированного занятия:

— формирование в единстве знаний и умений;

— повышение интереса к учению;

— снятие напряженности, страха, неуверенности.

Преимущества интегрированного занятия заключаются в том,что оно:

— способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

— в большей степени, чем обычное занятие, способствует развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимает перенапряжение, перегрузку;

— углубляет представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяет кругозор; способствует формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

— основывается на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

— эмоционально развивает детей, т. к. основано на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Закономерности интегрированного занятия:

— все занятие подчинено авторскому замыслу;

занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;

— отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;

— цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать интегрированное занятие как научно-деловое построение,в котором важны:

— комплекс знаний и умений и свободное оперированное ими;

— соотношение изученного и изучаемого;

— соединение отдельных зачетов в один общий.

При организации и проведении интегрированного занятия возникают определенные трудности. К трудностям проведения интегрированного занятия относятся:

— сложность отбора учебного материала;

— подробное структурирование занятия;

— проблема личной совместимости педагогов;

— общий подход к оценке знаний и умений детей;

— согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Методика подготовки и проведения интегрированного занятия

Рекомендации при подготовке интегрированных занятий

Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ К. Ю. Белая рекомендует:

— определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

— проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

— учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

— определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;

— выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;

— продумать развивающие задачи;

— использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);

— учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);

— использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.);

— учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

При планировании и организации интегрированных занятийпедагогу важно учитывать следующие условия:

— обязательный учет содержания базовой программы детского сада;

— в интегрированном занятии объединяются блоки различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;

— при разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;

— при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;

интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия;

— при планировании и проведения интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий;

— необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

— на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Работа по созданию системы интегрированных занятий

Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.

Этапы создания системы интегрированных занятий:

— Согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности.

— Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения.

— Взаимные консультации педагогов различных дисциплин по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в курсах (предметах) образовательных областей.

— Планирование тематики и развернутых планов занятий.

Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированных занятий в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.

Отбор компонентов интеграции

В интегрированном занятиимогут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности. Практика показывает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятийдают следующие сочетания образовательных областей:

— музыка + познание (математика);

— коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;

— коммуникация (речь) + музыка + изобразительная деятельность (рисование) + художественная литература;

— познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;

— познание (математика) + изобразительная деятельность;

— здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;

— познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + изобразительная деятельность + коммуникация (общение, речь).

Интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы занятия могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы.

Формы проведения интегрированных занятий

занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с ис-пользованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;

занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П. И. Чайковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;

занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;

занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»

занятие-праздник

занятие- проект

Интегрированное занятие требует от педагога тщательной подготовки. Профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверят). И педагог, в свою очередь, больше даст детям, если откроется перед ними как личность многогранная и увлеченная.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

Задача педагога при проведении интегрированного занятия:

все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от например, тематического, когда после рисования идет игра)

• Не упускать познавательную линию

весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,

• Стимулировать детскую активность

методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры

• Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности

• Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей

подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Необходимо стремиться, чтобы каждый цикл интегрированных занятий осуществлял какую-либо продуктивную деятельность, создавал коллективные композиции в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.

Требования к организации интегрированного занятия:

педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;

— место в режиме дня определяется исходя из требований СанПиН к работе с детьми дошкольного возраста;

— проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам

— связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т. к., создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Анализ интегрированного занятия

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это – рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия

— качество занятий по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность;

— умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;

— отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.

Специфика анализа по С. В.Кульневичу:

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

3. Направление в объем интегрируемых разделов,в чем он выражается:

— в создании нового раздела (программы);

— цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

— единичных интегративных занятий.

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:

5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?

7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников (разумность сочетания).

9. Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду.

Однако следует учитывать, что ни одна интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний и представлений.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – Приложение к журналу «Управление ДОУ».

2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Белая К. Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4.

Интеграционная беседа что это. Смотреть фото Интеграционная беседа что это. Смотреть картинку Интеграционная беседа что это. Картинка про Интеграционная беседа что это. Фото Интеграционная беседа что этоКонспект занятия педагога-психолога для специалистов и воспитателей ДОУ — Психологическая квест-игра «Погружение в детство». Психологическая квест-игра «Погружение в детство» для воспитателей и специалистов. Цель: осознание своих внутренних состояний; воссоединение.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности. Методические рекомендации.

Методические рекомендации музыкального руководителя ДОУ при работе с детьми с нарушением зрения. ТЕМА И КОЛ-ВО ЧАСОВ 1. День знаний 4 2. Осень 6 3. Мой город, моя страна 4 4. День народного единства 8 5. Новый год 12 6. Зима 8 7. День защитника.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Методические рекомендации планирования в ДОУ на современном этапе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 п. Северный Белгородского района Белгородской области».

Методические рекомендации по организации уголка познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ «Методические рекомендации по организации уголка познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ» Подготовила: старший воспитатель.

Методические рекомендации по проведению мероприятий Недели пожарной безопасности в ДОУ Методические рекомендации по проведению мероприятий Неделя пожарной безопасности в ]ДОУ Беседа «Есть такая профессия.» Проведение недели.

Интеграционная беседа что это. Смотреть фото Интеграционная беседа что это. Смотреть картинку Интеграционная беседа что это. Картинка про Интеграционная беседа что это. Фото Интеграционная беседа что этоМетодические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя «Игра и игрушки». Неделя «Игра и игрушки» проводится Департаментом.

Методические рекомендации. Применение речевых упражнений на занятиях по музыкальному воспитанию в ДОУ Автор: Марина Ромахова Прежде чем правильно и выразительно петь, ребёнок должен научиться правильно и выразительно говорить. Развитие речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *