Интеграционная карта что это
Дорожные карты интеграции: что это такое
28.02.2020 431 Просмотры
Дорожная карта – понятие, которое достаточно хорошо знакомо многим людям и часто применяется в различных сферах жизни общества. При этом некоторые используют иные названия, например «план действий». На федеральном же уровне принято использоваться такое слово, как «Roadmap» или в переводе на русский «Дорожная карта».
Несмотря на то, что название может показаться непривычным, оно весьма удобно. При этом россияне все чаще стали использовать это словосочетание для описания развития какого-либо проекта, предприятия и даже при описании планов, которые будут реализованы в той или иной общественной сфере.
В последнее время все чаще говорят о Дорожных картах интеграции. Речь идет о сближении с другим государством. В прошлом году этот вопрос стал актуальным в связи с тем, что президенты России и Беларуси заговорили о возможностях сближения и интеграции стран.
В силу того, что подготовка программы проводилась в условиях секретности, она вызвала общественный резонанс и волнения в Беларуси. Граждане беспокоились о своем будущем, ведь в 1999 году между государствами был заключен договор, предполагавший унификацию ветвей власти и прочих систем государства. Впервые об этом открыто заговорили в ноябре прошлого года.
Речь идет о переходе на унифицированное законодательство в налоговой сфере, а также о создании единых рынков электроэнергии, нефти и газа. Кроме того, планируется создание единого парламента и правительства, которое будет обладать рядом полномочий. При этом независимые Беларусь и Российская Федерация отдадут наверх множество управляющих функций с последующим обязательным их исполнением.
Дорожные карты интеграции вызвали искреннее беспокойство у белорусов. Они восприняли это как угрозу. В результате оппозиционеры призвали народ выйти на улицу и устроить протест. Самое интересное, что в итоге страны так и не пришли к какому-то конкретному решению по вопросу интеграции. Решено было всего несколько вопросов. Кроме того, очень много граждан как в том, так и в другом государстве не хотят объединяться.
Из того, что озвучивалось на официальных заседаниях, известно, что были составлены Дорожные карты по энергетическим рынкам, по сфере промышленности, по таможенным службам, а также в области гармонизации налогового законодательства. Большинство целей, возможно, будет реализовано в ближайшие 5-6 лет, если не произойдет какого-либо международного конфликта.
Опубликованы названия 28 «дорожных карт» интеграции России и Белоруссии
В Минске состоялось заседание Совета министров Союзного государства, в ходе которого премьер-министры России и Белоруссии Михаил Мишустин и Роман Головченко одобрели 28 союзных программ, направленных на реализацию масштабных задач по укреплению российско-белорусской интеграции, сообщает сайт правительства РФ.
Приведен перечень подписанных программ: 1. Сближение макроэкономической политики. 2. Гармонизация денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования. 3. Гармонизация валютного регулирования и валютного контроля. 4. Гармонизация требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере. 5. Гармонизация норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов. 6. Гармонизация требований в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма (ПОД/ФТ) для финансового сектора. 7. Интеграция платёжных систем в области национальных систем платёжных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчётов, внедрения международного стандарта финансовых сообщений ISO 20022, системы быстрых платежей, развития финансовых технологий, гармонизированных подходов в области надзора и наблюдения за платёжными системами. 8. Гармонизация требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом рынке. 9. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров. 10. Интеграция информационных систем по маркировке товаров. 11. Гармонизация налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере. 12. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов в части ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля. 13. Интеграция информационных систем транспортного контроля государственных контролирующих органов. 14. Унификация регулирования транспортного рынка. 15. Формирование объединённого рынка газа. 16. Формирование объединённых рынков нефти и нефтепродуктов. 17. Формирование объединённого рынка электрической энергии. 18. Развитие атомной энергетики. 19. Формирование единой аграрной политики. 20. Формирование единой промышленной политики. 21. Введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам. 22. Единые правила в области защиты прав потребителей. 23. Единые правила конкуренции. 24. Унификация требований к организации и осуществлению торговой деятельности. 25. Формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации. 26. Унификация регулирования бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности. 27. Унификация законодательства в сфере туристской деятельности. 28. Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере.
Союзное государство в режиме «лайт». Минск и Москва раскрыли «дорожные карты»
«Дорожные карты» инкогнито
Вплоть до недавнего времени их содержание не раскрывалось, что породило много конспирологических версий. Вплоть до таких, что «дорожные карты» предусматривают полное вхождение Белоруссии в состав России. Широкой общественности было известно лишь то, что на начальном этапе переговоров была 31 «дорожная карта», но к осени текущего года Минск и Москва оставили всего 28 из них. Судя по всему, длительное время их редактировали так, чтобы условия устраивали обе стороны, и те карты, которые вызывали расхождения, были исключены.
Белорусская сторона раскрыла, что среди планов, от которых президенты отказались, была политическая интеграция двух стран. В Минске все эти годы неоднократно подчеркивали необходимость сохранения полного суверенитета Белоруссии. А в эти планы не вписывалось создание наднациональных органов и передача им части полномочий национального руководства.
Продуктивная последняя встреча
Первый свет на содержание интеграционных документов пролился вечером 9 сентября, после последней на данный момент встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина. Тогда оба президента объявили, что «дорожные карты», наконец, согласованны, и очертили приблизительные планы на интеграцию.
Оказалось, что в документах речь идет об интеграции валютных систем России и Белоруссии, создании общего платёжного пространства в рамках Союзного государства, интеграции валютных систем двух стран, а также объединении принципов взимания косвенных налогов. Кроме того, стороны переходят к единой промышленной политике, общему доступу к госзакупкам и госзаказу. При этом при столь амбициозных планах введения общей валюты все-таки не планируется.
Благодаря «дорожным картам» будет, наконец, решена проблема поставок в Белоруссию российских энергоносителей. Потому что стороны договорились о создании общего рынка нефти и нефтепродуктов, электроэнергии и газа.
Все карты раскрыты
В экономической сфере Белоруссия и России будут сближать макроэкономическую политику, гармонизируют денежно-кредитную политику, валютное регулирование и валютный контроль, нормы регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом. Стороны внедрят общие подходы в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма для финансового сектора, платёжные системы, гармонизируют требования в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов.
Во-первых, это означает, что в случае введения санкций против Белоруссии или России со стороны платёжных систем Visa и Mastercard, наши государства без проблем обеспечат функционирование платёжных систем с помощью национальных систем «Белкарт» и «МИР». Отключение от SWIFT может быть компенсировано подключением белорусских банков к системе передачи финансовых сообщений. Совокупность данных мер делают эффект от санкций неприятным, но не смертельным.
Во-вторых, исходя из положений «дорожных карт», Белоруссия обезопасится от дефицита валюты, потому что у России международные запасы составляют 618 миллиардов долларов США. И в случае валютного дефицита в республике, Москва предоставит Минску доступ к своим запасам.
В-третьих, очень вероятно выравнивание ставок Нацбанка Белоруссии и ключевой ставки Центробанка России. Это значит, что физические лица и субъекты хозяйствования обеих стран смогут получать кредиты по одинаковым процентным ставкам. На текущий момент ставка по кредитам в РФ ниже, чем в Белоруссии. Ставка Нацбанка республики — 9.25%, а ключевая ставка Центробанка России — 6.75%. Кредиты для белорусов подешевеют.
В-четвертых, в Россию больше не будут поступать «белорусские креветки» и прочие санкционные товары под видом белорусских, потому что будут интегрированы таможенные и маркировочные системы.
Предусматривается интеграция и в области информационного обеспечения. Так, должны объединиться информационные системы государственных контролирующих органов по прослеживаемости маркировке товаров, информационных систем транспортного контроля. Планируется формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации. Это поможет в целом улучшить уровень кибербезопасности Белоруссии, потому что он будет «подгоняться» под российский.
Будут созданы общие рынки нефти и нефтепродуктов, электроэнергии, газа, сформирована единая политика в области аграрной и промышленной политики, возникнут единые правила в области защиты прав потребителей, конкуренции, а также в туристической деятельности.
Интеграция без политики?
В «дорожных картах», как и предполагалось, нет положений о политической интеграции двух систем. К настоящему времени в Союзном государстве созданы и Парламентское собрание, и общий Совет министров, и Постоянный комитет. Но все эти органы не обладают реальными полномочиями по координации отношений двух стран.
И если в этом направлении не создавать ничего нового и ничего не менять в работе уже созданных ведомств, возникает большой вопрос — смогут ли полноценно действовать единые рынки. Нормальное функционирование общего рынка в идеале должно быть обеспечено едиными правилами и единой системой органов для его регулирования. Например, при заявленном сближении валютной, таможенной и финансовой сфер должно функционировать общее министерство по налогам и сборам, а также таможенный комитет.
При унификации налогового и таможенного законодательств, при формировании единых правил конкуренции и защиты прав потребителей напрашивается и существенное сближение судебных систем Белоруссии и России. Либо создание реально действующего наднационального суда, который сможет принимать обязательные для исполнения решения как для российских, так и для белорусских экономических субъектов.
Поэтому то, что перечислено в согласованных президентами 28 картах, будет подталкивать стороны к внедрению элементов правовой и политической интеграции.
Новая старая интеграция
Ощущения от этого пока двоякие. С одной стороны, хорошо, что есть договоренности между Минском и Москвой, в то же время приходится констатировать деактуализацию союзного договора между странами 1999 года. В том документе, который до сих пор не денонсировали, предусмотрено и создание наднациональных органов с самыми широкими полномочиями, и принятие единой валюты и системы налогообложения, и формирование единых рынков. Договор предусматривает полноценную политическую интеграцию, которая в конечном счете ведет не к союзу государств, а именно к единому Союзному государству.
Нынешние же «дорожные карты» можно назвать «лайт-версией» договора 22-летней давности.
Также встает вопрос реализации 28 направлений по интеграции. Если стороны несколько лет их лишь согласовывали (причем, этот процесс регулярно выливался в скандалы в информационном пространстве), а договор о Союзном государстве так и не был реализован в течение пары десятков лет, то исполнение «дорожных карт» тоже вряд ли будет простым…
Беларусь и Россия согласовали и опубликовали интеграционные карты. Что все это значит?
Попросили экономических экспертов объяснить, что означают для нас формулировки опубликованных интеграционных программ и почему их количество постоянно меняется.
В чем заключается интеграция и что написано в союзных программах?
Вопрос интеграции Беларуси и России периодически поднимался с 1999 года. В 2019 году это произошло в очередной раз, и общественности сообщили, что для этого потребуется подписать 31 специальный документ — дорожные карты. Текст никогда официально не публиковался, и оставалось только догадываться, что подразумевает эта интеграция. Потом не раз звучали заявления, что данные карты «практически подписаны», но их итоговое количество менялось, как и название — вместо дорожных карт стали использовать «союзные программы». Мол, все сделано, осталось решить лишь самые проблемные вопросы — цены на нефть и газ.
И вот 10 сентября 2021 года прошло совместное заседание министров Беларуси и России, по итогам которого были одобрены итоговые 28 дорожных карт. По словам российского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, согласование этих программ — не финальная точка российско-белорусской интеграции, и все будет продолжаться. Утвердить программы планируется 4 ноября.
«О сдаче суверенитета или прорыве в строительстве союзного государства речи не идет». Что говорят эксперты?
Опубликованный текст союзных программ конкретикой не отличается. По словам экспертов, 28 дорожных карт оставляют ровно столько же вопросов, сколько и было до их публикации.
— То, что опубликовали хоть что-то, — уже успех. Кажется довольно безумным, что на это согласовывание понадобилось нескольких лет. Даже при вступлении в брак у нас есть более четкие правила насчет прав и обязанностей сторон, а тут речь идет об интеграции двух государств. Пока это только общие формулировки длиной в пару абзацев, — комментирует Лев Львовский*. — Практически все пункты очень размытые — «гармонизация», «синхронизация», достигнута договоренность, что в 2022 году нацбанки стран должны решить что-то… Не понятно, что подразумевается под гармонизацией — это значит делать как в Беларуси или как в России или найти какой-то компромисс? Этого в картах не прописано, и абсолютно не понятно, как это будет решаться на практике. Есть законы, которые выгоднее России, есть — которые выгоднее нам, есть законы и практики Росиии, которые объективно лучше белорусских, а есть и законы и практики Беларуси, которые современнее российских. Есть места, где вообще не может быть никакой гармонизации, ведь наша макроэкономическая политика отличается от российской — нам угрожают совсем другие шоки. Так что ничего судьбоносного в этих картах (как минимум пока) нет, и о сдаче суверенитета или прорыве в строительстве союзного государства даже речи пока не идет.
На данный момент текст соглашений говорит только о том, что Россия и Беларусь «договорились и дальше договариваться».
— Для нас опубликовали не фактическое, а краткое содержимое соглашений, каждый пункт которого начинается со слов о том, что надо что-то унифицировать, сближать или гармонизировать. То есть никаких конкретных договоренностей еще нет, и каким образом наше законодательство будут сближать и гармонизировать — станет ясно после подписания, — объясняет Вадим Иосуб*.
Зачем оглашать дорожные карты, в которых ничего конкретного не написано? Например, чтобы успокоить общество.
— Во-первых, это некий промежуточный итог, а во-вторых — таким образом власти пытаются снять озабоченность части общества и экспертного сообщества, которые из-за секретности вокруг этих карт беспокоились о возможной передаче суверенитета, — считает Вадим Иосуб. — Какие-то карты объединили, какие-то — исключили, но что именно изменилось, никто, кроме участников переговоров, не скажет. Было время, когда говорили о так называемой 31-й карте, в которой видели риск для суверенитета. Но сейчас понятно, что Александр Лукашенко не намерен делиться суверенитетом ни с кем. Что касается унификации, она может коснуться разве что довольно узких вещей — транспорта, логистики, транзита. О полной унификации налогового законодательства или кредитно-денежной политики речи не идет.
*Лев Львовский — старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC. Имеет степень PhD в области экономики, в университете Айовы защитил докторскую по экономической демографии. Гражданин России, шесть лет жил в США, последние три года живет в Беларуси.
*Вадим Иосуб — старший аналитик компании «Альпари Евразия». Специалист по методам анализа на финансовых рынках и доверительному управлению инвестиционными портфелями на фондовом рынке. С 1998 года работает на рынке Forex, с 2005 года — на российском фондовом рынке.
Было 33 карты — стало 28 программ. Как развивались переговоры по белорусско-российской интеграции
Вчера Владимир Путин сообщил, что на прошедшей в Кремле встрече с Александром Лукашенко были согласованы все 28 программ союзного строительства (точное содержание которых широкая общественность не знает до сих пор, но есть краткое). Сегодня документы были одобрены правительствами двух стран, а до конца года планируется провести заседание Высшего госсовета (ВГС) Союзного государства, на котором программы утвердят. Таким образом, практически трехлетняя эпопея с планированием шагов по развитию белорусско-российской интеграции, кажется, как никогда близка к завершению. Zerkalo.io вспоминает, с чего начиналось обсуждение, что было известно о содержании обсуждаемых программ и как менялся статус самих документов.
2019: 31-я карта и протесты в Беларуси
Белорусская сторона сначала резко отреагировала на предложения Москвы, однако после нескольких встреч Лукашенко и Путина в конце 2018 года было решено создать рабочую группу из членов двух правительств, которые до конца 2019 года должны были подготовить документ под официальным названием «Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений договора о создании Союзного государства». Фактически стороны подтверждали актуальность договора 1999 года и решили конкретизировать действия по его воплощению в жизнь. Подписать программу планировали 8 декабря на заседании все того же ВГС.
Уже в июне 2019 года глава Минэкономразвития России Максим Орешкин сообщил, что согласовано 90% программ. «Если вы помните, три недели назад, когда премьер-министр Беларуси приезжал, во вступительном слове в дискуссии с Дмитрием Анатольевичем Медведевым он называл цифру в 70%. Я думаю, что сейчас уже можно сказать, что у нас 90% документа согласовано», — заявил тогда Орешкин. По риторике обеих сторон казалось, что процесс много времени не займет.
Правда, уже к ноябрю процент согласованных документов, по словам представителей рабочей группы, значительно упал. В начале ноября издание «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники сообщало, что согласованы 16 из 31 дорожной карты. После встречи премьер-министров двух стран число подросло до 21 карты. На согласование 10 карт оставалось меньше месяца. При этом стороны подчеркивали, что частичное согласование документов их не удовлетворит, задача — к декабрю договориться на 100%.
Однако в тот же день — 23 декабря — прозвучало заявление Дмитрия Медведева о том, что существует 31-я дорожная карта, посвященная дальнейшей интеграции, «включая такие институты, как наднациональные органы, единая валюта и единый эмиссионный центр». По его словам, приступить к ее исполнению планируется после выполнения 30 предыдущих «дорожных карт», которые предусматривают унификацию законодательства по всем направлениям жизни государства.
На эту информацию резко отреагировала белорусская сторона. Уже через несколько дней Александр Лукашенко заявил, что 31-я «дорожная карта», предусматривающая создание наднациональных органов или введение единой валюты, даже не обсуждается. «Мы два суверенных государства. Да, мы продвигаем интеграцию, но ту, которая не ущемляет суверенитет. Эта 31-я „дорожная карта“ или план… план строительства наднациональных органов. Мы с Путиным вообще исключили разговоры об этом — еще в Сочи», — заявил он в интервью радио «Эхо Москвы».
Отметим, что все переговоры проходили в достаточно таинственной атмосфере, а полный список всех карт и, тем более, их содержание никогда не публиковались. О том, что предлагалось принять, можно было судить по утечкам, публиковавшимся в СМИ. Так, газета «Коммерсантъ» утверждала, что дорожные карты предполагают частичное объединение экономик двух стран с января 2021 года. Речь шла о единой налоговой системе, едином внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, практически объединенных банковских секторах, общем госрегулировании отраслей экономики и едином регуляторе рынка энергоресурсов. Таможенную политику предлагалось унифицировать вплоть до общей таможенной службы.
Во многом именно атмосфера таинственности и потенциальной угрозы белорусскому суверенитету спровоцировала то, что в Минске во время встреч Лукашенко и Путина в России трижды проходили акции протеста. Примечательно, что милиция вела себя по отношению к массовым выступлениям на улицах относительно корректно: сами акции не разгоняли, а наказали только организаторов — и то постфактум. Из-за этого многие предполагали, что акции протеста в Минске были выгодны белорусским властям для отстаивания своей позиции в России.
Одна из акций против интеграции, декабрь 2019 года
В итоге до конца года стороны так ничего и не подписали, а работа по финализации проекта была отложена на следующий год.
2020: Тишина на интеграционном поле
С начало 2020 года вопросы интеграции резко ушли на второй план — как для Беларуси, так и для России. Причин этому было несколько. В нашей стране начинали готовиться к новым президентским выборам, и внимание публики быстро перешло к этой теме. Серьезные изменения происходили и в России, где власти решили «поправить» Конституцию и «обнулить» президентские сроки Путина (некоторые эксперты считали, что это повлияло на интеграцию не только косвенно, но и напрямую — мол, изначально в России планировали «обнулиться», используя белорусский интеграционный проект и учредив для Путина новую должность в Союзном государстве). Кроме того, в мире начиналась пандемия коронавируса, которая также сместила вопросы интеграции на второй план.
Лишь в феврале прозвучали фразы Александра Лукашенко о «понуждении» к интеграции со стороны России, а в марте глава белорусского МИДа Владимир Макей заявил, что не видит смысла продолжать работу с Россией над дорожными картами по углублению интеграции, пока не будут решены вопросы с поставками российской нефти в Беларусь. В целом интеграционная тема практически исчезла из повестки, лишь изредка проявляясь очередными «сливами» о содержании документов, которые планировали подписать стороны. Так, РБК сообщал, что в ходе переговоров об интеграции Москва предлагала Беларуси создать 12 наднациональных органов, в том числе единый эмиссионный центр, счетную палату, суд Союзного государства и единый таможенный орган.
Интеграционная повестка вновь всплыла после президентских выборов в Беларуси и последовавших за ними самых крупных в истории страны протестов и политического кризиса. Из-за массовых репрессий официальный Минск разругался с Западом, отношения с которым в последний год выходили на невиданно высокий уровень. Не имея международной поддержки и в условиях жесткого политического кризиса белорусские власти обратились за помощью к восточному соседу — и получили от того кредит в 1,5 миллиарда долларов. Уже в сентябре в повестку вернулся и вопрос с дорожными картами. Сначала о продолжении работы заявил Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, а чуть позже факт возобновления обсуждения интеграционных вопросов подтвердил и посол Владимир Семашко.
Владимир Семашко
Однако до конца 2020 года никакой новой информации ни о продвижении переговоров по согласованию карт, ни об их количестве не было.
2021: Не карты — а программы, не 31 — а 33 (на самом деле 30 или 28)
В очередной раз тема интеграции появилась в повестке дня в феврале 2021-го. Александр Лукашенко на встрече с Путиным заявил, что несогласованными остались шесть-семь дорожных карт. Правда, их суммарное количество, по его словам, уже выросло до 33. «Мы, по-моему, 33 направления обозначили — эти дорожные карты, которые выработали. Мы договорились о том, что мы их модернизируем, обновим. Правительства очень многое сделали, они обновили формат. Сегодня посол Семашко докладывал, что там, может быть, осталось из 33 шесть-семь дорожных карт, над которыми правительства работают. Все остальные готовы к подписанию», — сказал тогда Лукашенко.
А уже в конце марта Владимир Семашко пообещал, что все дорожные карты согласуют уже в апреле. Правда, путаница с числом карт продолжилась — на сей раз их стало не то 30, не то 28. «Сегодня из 30 карт, а точнее из 28, потому что три карты — по унификации налогового законодательства и две карты по таможенному регулированию — слились в одну, 21 карта уже готова к подписанию. Осталось всего семь карт, до конца апреля, я надеюсь, они будут согласованы. И тогда дорожные карты и программу их реализации возможно будет подписать в первой половине этого года», — сообщил тогда посол.
В апреле документы не согласовывают, однако в Москве проходит очередная встреча Путина и Лукашенко, на которой последний вновь отчитывается о ходе работы над интеграционными документами. По его словам, Минск и Москва согласовали 26−27 дорожных карт по интеграции на уровне правительств, «осталось еще две-три серьезные программы», в том числе по налогообложению. В то же время новый Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев акцентирует внимание, что термин «дорожные карты» больше неактуален: интеграционные документы стоит называть союзными программами. «Мы уже не говорим „дорожные карты“, мы говорим о союзных программах. А это подтверждает уже иной масштаб взаимодействия. Называя их так, мы подчеркиваем иную глубину сотрудничества по интеграционной повестке. И это путь к успеху», — сказал Мезенцев.
Встреча Лукашенко и Путина в апреле 2021 года. Фото: kremlin.ru
В конце апреля Владимир Семашко назвал и срок подписания программ. По его словам, он может сдвинуться на сентябрь-октябрь. Посол отметил, что «из 28 необходимых для подписания карт 26 уже запарафированы юристами России и Беларуси и готовы к подписанию».
В начале июня новый посол России в Беларуси Евгений Лукьянов заявил, что несогласованной осталась одна карта. А чуть позже уточнил, что речь идет о дорожной карте по энергоносителям. Дипломат отметил, что работа по согласованию 27 из 28 интеграционных дорожных карт практически завершена. «Процесс их согласования продолжается, но находится на завершающей стадии. Осталась незавершенной работа по 28-й карте», — сказал Лукьянов. По его словам, 27-я карта, по налоговой политике, в целом принята белорусской и российской сторонами, осталось произвести формальные внутригосударственные процедуры.
В начале августа Лукашенко на пресс-конференции заявил, что от пресловутой 31-й дорожной карты, подразумевавшей создание наднациональных органов, было решено отказаться. «У нас, помните, была 31-я «дорожная карта»? Мы с Путиным сразу же выбросили 31-ю, которая имела политический подтекст. Это было предложение Владимира Владимировича на одних из переговоров. Очень мудро, умно сказал: «Слушайте, мы все время на нее наталкиваемся… Если мы не можем решить из 31-й этой карты одну 31-ю, давайте ее отложим. Давайте ее вообще выбросим».
В самом конце августа Владимир Семашко повторился, что несогласованной остается одна карта, однако выразил надежду, что ко встрече Лукашенко и Путина 9 сентября этот вопрос удастся решить. «Мы, слава богу, спустя три года находимся на финише, когда из 28 карт осталась одна по газу. Последнюю, я думаю, мы 7-го числа дожмем, уже 9-го числа президенты встречаются в Москве, где обсудят все дорожные карты и карты развития углубления интеграции», — сказал он.
Встреча в Кремле 9 сентября 2021 года. Фото: kremlin.ru
В итоге, по словам Путина, 9 сентября документы согласовали. 10 сентября документы одобрили правительства двух стран, осталось утверждение на ВГС. Закончится ли на этом история с подписанием интеграционных документов, полное содержание которых до сих пор не опубликовано, мы должны узнать до конца года.