Интеграционные дорожные карты что это
Дорожные карты интеграции: что это такое
28.02.2020 431 Просмотры
Дорожная карта – понятие, которое достаточно хорошо знакомо многим людям и часто применяется в различных сферах жизни общества. При этом некоторые используют иные названия, например «план действий». На федеральном же уровне принято использоваться такое слово, как «Roadmap» или в переводе на русский «Дорожная карта».
Несмотря на то, что название может показаться непривычным, оно весьма удобно. При этом россияне все чаще стали использовать это словосочетание для описания развития какого-либо проекта, предприятия и даже при описании планов, которые будут реализованы в той или иной общественной сфере.
В последнее время все чаще говорят о Дорожных картах интеграции. Речь идет о сближении с другим государством. В прошлом году этот вопрос стал актуальным в связи с тем, что президенты России и Беларуси заговорили о возможностях сближения и интеграции стран.
В силу того, что подготовка программы проводилась в условиях секретности, она вызвала общественный резонанс и волнения в Беларуси. Граждане беспокоились о своем будущем, ведь в 1999 году между государствами был заключен договор, предполагавший унификацию ветвей власти и прочих систем государства. Впервые об этом открыто заговорили в ноябре прошлого года.
Речь идет о переходе на унифицированное законодательство в налоговой сфере, а также о создании единых рынков электроэнергии, нефти и газа. Кроме того, планируется создание единого парламента и правительства, которое будет обладать рядом полномочий. При этом независимые Беларусь и Российская Федерация отдадут наверх множество управляющих функций с последующим обязательным их исполнением.
Дорожные карты интеграции вызвали искреннее беспокойство у белорусов. Они восприняли это как угрозу. В результате оппозиционеры призвали народ выйти на улицу и устроить протест. Самое интересное, что в итоге страны так и не пришли к какому-то конкретному решению по вопросу интеграции. Решено было всего несколько вопросов. Кроме того, очень много граждан как в том, так и в другом государстве не хотят объединяться.
Из того, что озвучивалось на официальных заседаниях, известно, что были составлены Дорожные карты по энергетическим рынкам, по сфере промышленности, по таможенным службам, а также в области гармонизации налогового законодательства. Большинство целей, возможно, будет реализовано в ближайшие 5-6 лет, если не произойдет какого-либо международного конфликта.
Беларусь и Россия согласовали и опубликовали интеграционные карты. Что все это значит?
Попросили экономических экспертов объяснить, что означают для нас формулировки опубликованных интеграционных программ и почему их количество постоянно меняется.
В чем заключается интеграция и что написано в союзных программах?
Вопрос интеграции Беларуси и России периодически поднимался с 1999 года. В 2019 году это произошло в очередной раз, и общественности сообщили, что для этого потребуется подписать 31 специальный документ — дорожные карты. Текст никогда официально не публиковался, и оставалось только догадываться, что подразумевает эта интеграция. Потом не раз звучали заявления, что данные карты «практически подписаны», но их итоговое количество менялось, как и название — вместо дорожных карт стали использовать «союзные программы». Мол, все сделано, осталось решить лишь самые проблемные вопросы — цены на нефть и газ.
И вот 10 сентября 2021 года прошло совместное заседание министров Беларуси и России, по итогам которого были одобрены итоговые 28 дорожных карт. По словам российского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, согласование этих программ — не финальная точка российско-белорусской интеграции, и все будет продолжаться. Утвердить программы планируется 4 ноября.
«О сдаче суверенитета или прорыве в строительстве союзного государства речи не идет». Что говорят эксперты?
Опубликованный текст союзных программ конкретикой не отличается. По словам экспертов, 28 дорожных карт оставляют ровно столько же вопросов, сколько и было до их публикации.
— То, что опубликовали хоть что-то, — уже успех. Кажется довольно безумным, что на это согласовывание понадобилось нескольких лет. Даже при вступлении в брак у нас есть более четкие правила насчет прав и обязанностей сторон, а тут речь идет об интеграции двух государств. Пока это только общие формулировки длиной в пару абзацев, — комментирует Лев Львовский*. — Практически все пункты очень размытые — «гармонизация», «синхронизация», достигнута договоренность, что в 2022 году нацбанки стран должны решить что-то… Не понятно, что подразумевается под гармонизацией — это значит делать как в Беларуси или как в России или найти какой-то компромисс? Этого в картах не прописано, и абсолютно не понятно, как это будет решаться на практике. Есть законы, которые выгоднее России, есть — которые выгоднее нам, есть законы и практики Росиии, которые объективно лучше белорусских, а есть и законы и практики Беларуси, которые современнее российских. Есть места, где вообще не может быть никакой гармонизации, ведь наша макроэкономическая политика отличается от российской — нам угрожают совсем другие шоки. Так что ничего судьбоносного в этих картах (как минимум пока) нет, и о сдаче суверенитета или прорыве в строительстве союзного государства даже речи пока не идет.
На данный момент текст соглашений говорит только о том, что Россия и Беларусь «договорились и дальше договариваться».
— Для нас опубликовали не фактическое, а краткое содержимое соглашений, каждый пункт которого начинается со слов о том, что надо что-то унифицировать, сближать или гармонизировать. То есть никаких конкретных договоренностей еще нет, и каким образом наше законодательство будут сближать и гармонизировать — станет ясно после подписания, — объясняет Вадим Иосуб*.
Зачем оглашать дорожные карты, в которых ничего конкретного не написано? Например, чтобы успокоить общество.
— Во-первых, это некий промежуточный итог, а во-вторых — таким образом власти пытаются снять озабоченность части общества и экспертного сообщества, которые из-за секретности вокруг этих карт беспокоились о возможной передаче суверенитета, — считает Вадим Иосуб. — Какие-то карты объединили, какие-то — исключили, но что именно изменилось, никто, кроме участников переговоров, не скажет. Было время, когда говорили о так называемой 31-й карте, в которой видели риск для суверенитета. Но сейчас понятно, что Александр Лукашенко не намерен делиться суверенитетом ни с кем. Что касается унификации, она может коснуться разве что довольно узких вещей — транспорта, логистики, транзита. О полной унификации налогового законодательства или кредитно-денежной политики речи не идет.
*Лев Львовский — старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC. Имеет степень PhD в области экономики, в университете Айовы защитил докторскую по экономической демографии. Гражданин России, шесть лет жил в США, последние три года живет в Беларуси.
*Вадим Иосуб — старший аналитик компании «Альпари Евразия». Специалист по методам анализа на финансовых рынках и доверительному управлению инвестиционными портфелями на фондовом рынке. С 1998 года работает на рынке Forex, с 2005 года — на российском фондовом рынке.
Было 33 карты — стало 28 программ. Как развивались переговоры по белорусско-российской интеграции
Вчера Владимир Путин сообщил, что на прошедшей в Кремле встрече с Александром Лукашенко были согласованы все 28 программ союзного строительства (точное содержание которых широкая общественность не знает до сих пор, но есть краткое). Сегодня документы были одобрены правительствами двух стран, а до конца года планируется провести заседание Высшего госсовета (ВГС) Союзного государства, на котором программы утвердят. Таким образом, практически трехлетняя эпопея с планированием шагов по развитию белорусско-российской интеграции, кажется, как никогда близка к завершению. Zerkalo.io вспоминает, с чего начиналось обсуждение, что было известно о содержании обсуждаемых программ и как менялся статус самих документов.
2019: 31-я карта и протесты в Беларуси
Белорусская сторона сначала резко отреагировала на предложения Москвы, однако после нескольких встреч Лукашенко и Путина в конце 2018 года было решено создать рабочую группу из членов двух правительств, которые до конца 2019 года должны были подготовить документ под официальным названием «Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений договора о создании Союзного государства». Фактически стороны подтверждали актуальность договора 1999 года и решили конкретизировать действия по его воплощению в жизнь. Подписать программу планировали 8 декабря на заседании все того же ВГС.
Уже в июне 2019 года глава Минэкономразвития России Максим Орешкин сообщил, что согласовано 90% программ. «Если вы помните, три недели назад, когда премьер-министр Беларуси приезжал, во вступительном слове в дискуссии с Дмитрием Анатольевичем Медведевым он называл цифру в 70%. Я думаю, что сейчас уже можно сказать, что у нас 90% документа согласовано», — заявил тогда Орешкин. По риторике обеих сторон казалось, что процесс много времени не займет.
Правда, уже к ноябрю процент согласованных документов, по словам представителей рабочей группы, значительно упал. В начале ноября издание «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники сообщало, что согласованы 16 из 31 дорожной карты. После встречи премьер-министров двух стран число подросло до 21 карты. На согласование 10 карт оставалось меньше месяца. При этом стороны подчеркивали, что частичное согласование документов их не удовлетворит, задача — к декабрю договориться на 100%.
Однако в тот же день — 23 декабря — прозвучало заявление Дмитрия Медведева о том, что существует 31-я дорожная карта, посвященная дальнейшей интеграции, «включая такие институты, как наднациональные органы, единая валюта и единый эмиссионный центр». По его словам, приступить к ее исполнению планируется после выполнения 30 предыдущих «дорожных карт», которые предусматривают унификацию законодательства по всем направлениям жизни государства.
На эту информацию резко отреагировала белорусская сторона. Уже через несколько дней Александр Лукашенко заявил, что 31-я «дорожная карта», предусматривающая создание наднациональных органов или введение единой валюты, даже не обсуждается. «Мы два суверенных государства. Да, мы продвигаем интеграцию, но ту, которая не ущемляет суверенитет. Эта 31-я „дорожная карта“ или план… план строительства наднациональных органов. Мы с Путиным вообще исключили разговоры об этом — еще в Сочи», — заявил он в интервью радио «Эхо Москвы».
Отметим, что все переговоры проходили в достаточно таинственной атмосфере, а полный список всех карт и, тем более, их содержание никогда не публиковались. О том, что предлагалось принять, можно было судить по утечкам, публиковавшимся в СМИ. Так, газета «Коммерсантъ» утверждала, что дорожные карты предполагают частичное объединение экономик двух стран с января 2021 года. Речь шла о единой налоговой системе, едином внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, практически объединенных банковских секторах, общем госрегулировании отраслей экономики и едином регуляторе рынка энергоресурсов. Таможенную политику предлагалось унифицировать вплоть до общей таможенной службы.
Во многом именно атмосфера таинственности и потенциальной угрозы белорусскому суверенитету спровоцировала то, что в Минске во время встреч Лукашенко и Путина в России трижды проходили акции протеста. Примечательно, что милиция вела себя по отношению к массовым выступлениям на улицах относительно корректно: сами акции не разгоняли, а наказали только организаторов — и то постфактум. Из-за этого многие предполагали, что акции протеста в Минске были выгодны белорусским властям для отстаивания своей позиции в России.
Одна из акций против интеграции, декабрь 2019 года
В итоге до конца года стороны так ничего и не подписали, а работа по финализации проекта была отложена на следующий год.
2020: Тишина на интеграционном поле
С начало 2020 года вопросы интеграции резко ушли на второй план — как для Беларуси, так и для России. Причин этому было несколько. В нашей стране начинали готовиться к новым президентским выборам, и внимание публики быстро перешло к этой теме. Серьезные изменения происходили и в России, где власти решили «поправить» Конституцию и «обнулить» президентские сроки Путина (некоторые эксперты считали, что это повлияло на интеграцию не только косвенно, но и напрямую — мол, изначально в России планировали «обнулиться», используя белорусский интеграционный проект и учредив для Путина новую должность в Союзном государстве). Кроме того, в мире начиналась пандемия коронавируса, которая также сместила вопросы интеграции на второй план.
Лишь в феврале прозвучали фразы Александра Лукашенко о «понуждении» к интеграции со стороны России, а в марте глава белорусского МИДа Владимир Макей заявил, что не видит смысла продолжать работу с Россией над дорожными картами по углублению интеграции, пока не будут решены вопросы с поставками российской нефти в Беларусь. В целом интеграционная тема практически исчезла из повестки, лишь изредка проявляясь очередными «сливами» о содержании документов, которые планировали подписать стороны. Так, РБК сообщал, что в ходе переговоров об интеграции Москва предлагала Беларуси создать 12 наднациональных органов, в том числе единый эмиссионный центр, счетную палату, суд Союзного государства и единый таможенный орган.
Интеграционная повестка вновь всплыла после президентских выборов в Беларуси и последовавших за ними самых крупных в истории страны протестов и политического кризиса. Из-за массовых репрессий официальный Минск разругался с Западом, отношения с которым в последний год выходили на невиданно высокий уровень. Не имея международной поддержки и в условиях жесткого политического кризиса белорусские власти обратились за помощью к восточному соседу — и получили от того кредит в 1,5 миллиарда долларов. Уже в сентябре в повестку вернулся и вопрос с дорожными картами. Сначала о продолжении работы заявил Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, а чуть позже факт возобновления обсуждения интеграционных вопросов подтвердил и посол Владимир Семашко.
Владимир Семашко
Однако до конца 2020 года никакой новой информации ни о продвижении переговоров по согласованию карт, ни об их количестве не было.
2021: Не карты — а программы, не 31 — а 33 (на самом деле 30 или 28)
В очередной раз тема интеграции появилась в повестке дня в феврале 2021-го. Александр Лукашенко на встрече с Путиным заявил, что несогласованными остались шесть-семь дорожных карт. Правда, их суммарное количество, по его словам, уже выросло до 33. «Мы, по-моему, 33 направления обозначили — эти дорожные карты, которые выработали. Мы договорились о том, что мы их модернизируем, обновим. Правительства очень многое сделали, они обновили формат. Сегодня посол Семашко докладывал, что там, может быть, осталось из 33 шесть-семь дорожных карт, над которыми правительства работают. Все остальные готовы к подписанию», — сказал тогда Лукашенко.
А уже в конце марта Владимир Семашко пообещал, что все дорожные карты согласуют уже в апреле. Правда, путаница с числом карт продолжилась — на сей раз их стало не то 30, не то 28. «Сегодня из 30 карт, а точнее из 28, потому что три карты — по унификации налогового законодательства и две карты по таможенному регулированию — слились в одну, 21 карта уже готова к подписанию. Осталось всего семь карт, до конца апреля, я надеюсь, они будут согласованы. И тогда дорожные карты и программу их реализации возможно будет подписать в первой половине этого года», — сообщил тогда посол.
В апреле документы не согласовывают, однако в Москве проходит очередная встреча Путина и Лукашенко, на которой последний вновь отчитывается о ходе работы над интеграционными документами. По его словам, Минск и Москва согласовали 26−27 дорожных карт по интеграции на уровне правительств, «осталось еще две-три серьезные программы», в том числе по налогообложению. В то же время новый Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев акцентирует внимание, что термин «дорожные карты» больше неактуален: интеграционные документы стоит называть союзными программами. «Мы уже не говорим „дорожные карты“, мы говорим о союзных программах. А это подтверждает уже иной масштаб взаимодействия. Называя их так, мы подчеркиваем иную глубину сотрудничества по интеграционной повестке. И это путь к успеху», — сказал Мезенцев.
Встреча Лукашенко и Путина в апреле 2021 года. Фото: kremlin.ru
В конце апреля Владимир Семашко назвал и срок подписания программ. По его словам, он может сдвинуться на сентябрь-октябрь. Посол отметил, что «из 28 необходимых для подписания карт 26 уже запарафированы юристами России и Беларуси и готовы к подписанию».
В начале июня новый посол России в Беларуси Евгений Лукьянов заявил, что несогласованной осталась одна карта. А чуть позже уточнил, что речь идет о дорожной карте по энергоносителям. Дипломат отметил, что работа по согласованию 27 из 28 интеграционных дорожных карт практически завершена. «Процесс их согласования продолжается, но находится на завершающей стадии. Осталась незавершенной работа по 28-й карте», — сказал Лукьянов. По его словам, 27-я карта, по налоговой политике, в целом принята белорусской и российской сторонами, осталось произвести формальные внутригосударственные процедуры.
В начале августа Лукашенко на пресс-конференции заявил, что от пресловутой 31-й дорожной карты, подразумевавшей создание наднациональных органов, было решено отказаться. «У нас, помните, была 31-я «дорожная карта»? Мы с Путиным сразу же выбросили 31-ю, которая имела политический подтекст. Это было предложение Владимира Владимировича на одних из переговоров. Очень мудро, умно сказал: «Слушайте, мы все время на нее наталкиваемся… Если мы не можем решить из 31-й этой карты одну 31-ю, давайте ее отложим. Давайте ее вообще выбросим».
В самом конце августа Владимир Семашко повторился, что несогласованной остается одна карта, однако выразил надежду, что ко встрече Лукашенко и Путина 9 сентября этот вопрос удастся решить. «Мы, слава богу, спустя три года находимся на финише, когда из 28 карт осталась одна по газу. Последнюю, я думаю, мы 7-го числа дожмем, уже 9-го числа президенты встречаются в Москве, где обсудят все дорожные карты и карты развития углубления интеграции», — сказал он.
Встреча в Кремле 9 сентября 2021 года. Фото: kremlin.ru
В итоге, по словам Путина, 9 сентября документы согласовали. 10 сентября документы одобрили правительства двух стран, осталось утверждение на ВГС. Закончится ли на этом история с подписанием интеграционных документов, полное содержание которых до сих пор не опубликовано, мы должны узнать до конца года.
Что такое дорожная карта. Объясняем простыми словами
Дорожная карта — комплексный план достижения некоторой цели или развития определённого объекта (организации, отрасли, технологии).
Обычно дорожная карта представляет собой графическую схему, в которой наглядно отражены этапы стратегического развития и ожидаемые результаты. Такие этапы называются узлами (это также точки принятия стратегических решений).
Дорожная карта также включает в себя необходимые технологии и инвестиции, риски, возможные сценарии развития, показатели эффективности, планируемые мероприятия.
Пример употребления на «Секрете»:
«Государственная политика в сфере экономики должна опираться на системную промышленную политику, которая заключается в стимулировании приоритетных направлений, секторов, регионов. По каждой приоритетной отрасли должна быть выстроена собственная дорожная карта, которая будет включать основную идею, KPI, субъекты, меры поддержки и кластерные инициативы».
(Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов — о своей экономической программе «НЭП 2.0»).
Нюансы
Исследователи различают следующие виды дорожных карт:
История
Метод технологического дорожного картирования предложила фирма Motorola в 1970-х. Он предполагал определение долгосрочных целей компании и планирование этапов их достижения с точки зрения синхронного развития технологий, бизнеса, рынка. Такая дорожная карта предполагала возможные сценарии развития компании и точки принятия стратегических решений. В дальнейшем метод показал свою эффективность и в государственном управлении.
Дорожную карту можно представить в виде диаграммы Ганта.
В Минске состоялось заседание Совета Министров Союзного государства Беларуси и России. На нем были одобрены 28 союзных программ и приняты решения об углублении интеграции России и Беларуси.
Союзными программами предусмотрены следующие магистральные направления Союзного строительства:
1. Сближение макроэкономической политики.
Достигнута договоренность о синхронизации стратегического управления в Российской Федерации и Республике Беларусь в части макроэкономической политики и формирования официальной статистической информации.
Гармонизация законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь в данной области создаст основу для совместной поддержки малого и среднего предпринимательства, упорядочит рассмотрение ситуаций в сфере несостоятельности и банкротства.
2. Гармонизация денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования.
Достигнута договоренность до декабря 2022 года заключить соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь о принципах и механизмах гармонизации денежно-кредитной политики.
Реализация соглашения будет направлена на достижение сопоставимого и устойчиво низкого уровня инфляции, создание схожих финансовых условий для субъектов хозяйствования в обеих странах.
3. Гармонизация валютного регулирования и валютного контроля.
Стороны договорились о гармонизации правил открытия банковских счетов резидентами в банках-нерезидентах, проведения валютных операций, а также требований к репатриации валютной выручки.
4. Гармонизация требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере.
Стороны договорились о гармонизации подходов к обеспечению информационной безопасности, созданию механизма взаимного признания результатов аудита в области информационной безопасности, применению средств трансграничного контроля целостности и подтверждения подлинности при обмене электронной информацией.
5. Гармонизация норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов.
Стороны договорились о гармонизации регулирования финансового рынка, в частности лизинговых организаций и микрофинансовых институтов, а также о взаимном допуске банковских и страховых организаций на финансовые рынки Союзного государства.
6. Гармонизация требований в области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансового терроризма (ПОД/ФТ) для финансового сектора.
Достигнута договоренность между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь о гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере ПОД/ФТ для финансового сектора и реализации совместных мероприятий в данной области.
7. Интеграция платежных систем в области национальных систем платежных карт, систем передачи финансовых сообщений и расчетов, внедрения международного стандарта финансовых сообщений ISO 20 022, системы быстрых платежей, развития финансовых технологий, гармонизированных подходов в области надзора и наблюдения за платежными системами.
Стороны договорились осуществить совершенствование механизмов трансграничного обмена финансовой информацией между российскими и белорусскими кредитными организациями и юридическими лицами, а также развивать сотрудничество по вопросам быстрых платежей, передачи финансовых сообщений и расчетов, надзора за участниками рынка платежных услуг, развития финансовых технологий.
8. Гармонизация требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом рынке.
Стороны договорились о выработке предложений по гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в целях обеспечения предоставления равного объема защиты прав потребителям финансовых услуг, использующих одинаковые финансовые услуги.
9. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров.
Стороны договорились о синхронизации подходов к функционированию механизма прослеживаемости, осуществлении интеграции информационных систем для автоматизации обмена данными, что позволит обеспечить контроль за оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости.
10. Интеграция информационных систем по маркировке товаров.
Стороны договорились унифицировать подходы к нормативно-правовому регулированию и техническому сопровождению обязательной маркировки товаров средствами идентификации, синхронизировать работы, необходимые для взаимного признания средств идентификации, в целях беспрепятственного доступа
на рынок маркированных товаров.
11. Гармонизация налогового и таможенного законодательства и сотрудничество в таможенной сфере.
В налоговой и таможенной сферах стороны договорились заключить международные договоры об общих принципах налогообложения по косвенным налогам и об углублении взаимодействия между таможенными органами, внедрить интегрированную систему администрирования косвенных налогов Российской Федерации и Республики Беларусь, создать совместный консультативный орган — Комитет Союзного государства по налоговым вопросам.
Будут гармонизированы подходы к ведению статистики взаимной торговли, систем категорирования участников внешнеэкономической деятельности и института уполномоченных экономических операторов.
12. Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов в части ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля.
Стороны договорились провести интеграцию информационных систем с целью автоматизации процесса обмена данными по выданным актам карантинного фитосанитарного контроля (надзора). Будет обеспечена прослеживаемость подконтрольных товаров и подкарантинной продукции, что повысит эффективность карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора) и ускорит перемещение товаров и транспортных средств через государственную границу. Стороны обеспечат прослеживаемость всей животноводческой продукции и продукции растительного происхождения.
13. Интеграция информационных систем транспортного контроля государственных контролирующих органов.
Стороны договорились о разработке программного обеспечения, позволяющего производить обмен данными по результатам транспортного контроля на территории двух государств, что повысит прозрачность и безопасность автомобильных перевозок.
14. Унификация регулирования транспортного рынка.
В области воздушного транспорта будут реализованы равные тарифные условия при оказании услуг аэропортов и аэронавигации, а также будут сняты ограничения по частоте и унификации регулирования летной годности.
В области железнодорожного транспорта предусматривается проработка унификации законодательства, в том числе тарифного регулирования, лицензирования, организации пассажирских и грузовых перевозок, обеспечения безопасности, требований в сфере трудовых отношений.
В сфере водного транспорта предусматривается плавание судов под российским и белорусским флагом по внутренним водным путям сторон по унифицированным правилам.
В области автомобильного транспорта будет заключено соглашение о перевозках на безразрешительной основе.
В области дорожного хозяйства будут подготовлены общие нормы законодательства в части классификации автодорог, требований к осуществлению дорожной деятельности, обеспечению безопасности дорожного движения, размещению объектов дорожного сервиса, осуществлению контрольно-надзорной деятельности.
15. Формирование объединенного рынка газа.
Стороны договорились о координации действий в части формирования цен на российский газ для Белорусской Стороны на 2022 год, а также разработке принципов функционирования и регулирования объединенного рынка газа Союзного государства (к июлю 2022 года).
До 1 декабря 2023 года запланировано подписание дополнения к Союзной программе, определяющего основные принципы функционирования и регулирования объединенного рынка газа, а также сроки их внедрения исходя из движения в сторону сближения условий хозяйствования в газовой сфере относительно текущего уровня.
16. Формирование объединенных рынков нефти и нефтепродуктов.
Стороны договорились о принятии международного договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов Российской Федерации и Республики Беларусь и гармонизации национальных законодательств.
17. Формирование объединенного рынка электрической энергии.
Стороны договорились подписать межгосударственный договор о формировании объединенного рынка электроэнергии и правила функционирования данного рынка, предусматривающих гармонизацию законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь, а также наметили траекторию по реализации принципов более глубокой интеграции электроэнергетических рынков Российской Федерации и Республики Беларусь.
18. Развитие атомной энергетики.
Стороны договорились до конца 2023 года обеспечить унификацию законодательства в сферах эксплуатации объектов ядерной энергетики, регулирования радиационной безопасности, аварийной готовности и реагирования, обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами.
19. Формирование единой аграрной политики.
Стороны договорились осуществить сближение законодательства в области сельского хозяйства с целью увеличения объемов взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, снятия административных барьеров, обеспечения продовольственной безопасности и совместного научно-технического развития сельского хозяйства.
20. Формирование единой промышленной политики.
Стороны договорились о стимулировании развития совместных производств, а также проведении единой политики поддержки производства и продаж. Предусмотрено устранение экономических и технических барьеров в части производства промышленной продукции для повышения прозрачности двусторонней торговли и увеличения товарооборота.
21. Введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам.
Стороны договорились осуществить гармонизацию законодательства в области обеспечения равного доступа к госзаказу и госзакупкам, а также в сфере регулирования государственных (муниципальных) закупок. Достигнута договоренность использовать при госзакупках в России банковские гарантии, выданные белорусскими банками, и устранить ограничения доступа к государственным (муниципальным) закупкам.
22. Единые правила в области защиты прав потребителей.
Стороны договорились заключить до 31 декабря 2022 года межправительственное соглашение о Единых правилах в области защиты прав потребителей в Союзном государстве.
23. Единые правила конкуренции.
Стороны договорились утвердить общие подходы к формированию и внедрению правил конкуренции на основе межправительственного соглашения, которое позволит определить единые правила конкуренции, в том числе полномочия антимонопольного органа в части возможности назначения внеплановых проверок и экспертиз.
24. Унификация требований к организации и осуществлению торговой деятельности.
Стороны договорились о принятии нормативных правовых актов, обеспечивающих единые требования в области регулирования торговли и общественного питания, а также о гармонизации законодательства в этой сфере.
25. Формирование единых принципов функционирования единого рынка связи и информатизации.
Стороны договорились о разработке новых и актуализации действующих межправительственных, межведомственных и иных соглашений в области связи и информатизации, об унификации законодательств в области почтовой связи, о построении инфраструктуры сетей связи, а также об отмене роуминга на территории Союзного государства. Предусматривается гармонизация использования электронных документов и электронной подписи, а также предоставление государственных услуг в электронной форме.
26. Унификация регулирования бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стороны договорились о создании условий для обращения сопоставимой консолидированной финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, о формировании информационной базы для расширения внешнеэкономических, инвестиционных и деловых связей, о выходе хозяйствующих субъектов на международные рынки капитала, а также о доступе заинтересованных лиц к финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.
27. Унификация законодательства в сфере туристской деятельности.
Стороны договорились о гармонизации стратегий развития туризма, норм деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков, о создании общих правил информирования о стандартизации качества гостиничных услуг.
Будут унифицированы предоставляемые туристам гарантии при оказании туристических услуг, требования для ведения туристической деятельности в части финансовой ответственности туроператора, а также обеспечена защита прав туриста при невозможности исполнения туроператором обязательств по оказанию туристических услуг.
28. Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере.
Стороны договорились о выработке единых подходов по гармонизации законодательства в части трудовых отношений и охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми, социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.