Интегрированное занятие это в доу что такое

Консультация для воспитателей «Интегрированные и комплексные занятия: сходство и отличия»

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое Марина Мальцева
Консультация для воспитателей «Интегрированные и комплексные занятия: сходство и отличия»

Интегрированные и комплексные занятия

в детском саду. (сходство и отличие)

выступление на РМО №3 старших воспитателей

Одним из направлений методического обновления дошкольного образования есть конструирование и проведение интегрированных и комплексных занятий на основе интеграции учебного материала из нескольких сфер жизнедеятельности детей вокруг одной темы или понятия.

Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно.Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры это «математика» и т. д.

Интегрированные и комплексные занятия: общие черты

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем.Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»; музыкальная исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т. п.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой,но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т. п.

По этой же теме «Цыпленок» на интегрированном занятииможно предложить такие задания:

— беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками,на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т. п.);

— составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)

— дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)

— решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и т. п.);

конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей

— доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятийнеобходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения :

— выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;

— выявить связи между подобными элементами знаний;

— изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;

— учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;

— планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;

— смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;

— выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Слайд 6 Педагогические возможности

формирование в единстве знаний и умений;

• повышение интереса к учению;

• снятие напряженности, страха, неуверенности.

Сдайд 7 Требования к структуре занятий

Слайд 8 темы интегрированных занятий

2. Обобщенные понятия,в состав каких входит определенная система объектов:

(лес: совокупность животных, растений, отдых;

море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;)

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство)

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды

Примеры тем интегрированных занятийдля проведения с детьми:

>»Вода источник жизни»

Несколько интегрированных занятийс ориентировочным содержанием:

Познавательная деятельность анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга, группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы, физическая деятельность подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или лекарственные растения и т. п., художественная деятельность аппликация «Ноябрь» (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).

Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое, анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев («Родственники елки», создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор», рассуждения на тему «Почему грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).

Сдайд 9 Преимущества

• способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;

• основываются на нахождении новых связей между фактами;

• эмоционально развивают детей.

Слайд 10 Трудности проведения

• сложность отбора материала;

• подробное структурирование занятия;

• проблема личной совместимости педагогов;

• общий подход к оценке знаний и умений детей;

• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

ст. воспитатель МДОУ детский сад «Светлячок» МальцеваМ. Б

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такоеОрганизация и проведение интегрированных занятий в детском саду Согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) программа должна строиться на основе.

Педагогическая интеграция Семинар: «Педагогическая интеграция». Цель: Разностороннее планирование тематического и интегрированного занятия. Вопрос: «В чём заключается.

Источник

Интегрированные и комплексные занятия в детском саду

Подготовил: Ларионова Ирина Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ детского сада «Тополёк»

Токарёвского района Тамбовской области.

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.

Дошкольник воспринимает окружающий мир целостно.Для него не существуют отдельно объекты лишь в пределах учебного предмета: животные и растения это из «ознакомления с окружающим», числа и геометрические фигуры это «математика» и т. д.

Каковы же общие черты интегрированных и комплексных занятий? Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления, осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными. Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Интегрированные знания могут включаться в занятия в виде фрагмента (вспоминаем названия животных, которые начинаются на звук [к], отдельного этапа (актуализация знаний об истинных и ошибочных природных явлениях при работе со сказками, в течение всего занятия (формирование целостного образа понятия «Лес», «Насекомые» и тому подобное).

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности. Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга. Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую,и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным».

В чём же отличие интегрированного занятия от комплексного? Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

Конспект занятия «День космонавтики в детском саду» Цель: Закрепление знаний о космосе, о космонавтах. Задачи: Образовательные: • закрепление знаний о геометрических фигурах; • закрепление.

Конспект занятия «Хорошо у нас в детском саду» Целевые ориентиры: ребенок ориентируется в помещениях детского сада, участвует в разговорах во время рассматривания предметов,», умеет делиться.

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такоеКонспект занятия «Кинетический песок в детском саду» Что такое кинетический песок? Кинетик – это разработанный учёными из Швеции инновационный материал, который предназначен для игры с ребёнком.

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такоеКонспект занятия «Пластилинография в детском саду» «Пластилинография в детском саду.» Художественное творчество «Вот такие птички-снегири, синички!» Пластилинография в наше время становится.

Конспект занятия «Дымковская игрушка в детском саду» Цель: продолжать учить детей расписывать объемные игрушки, используя элементы дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски, волнистые.

Конспект занятия «Дымковская игрушка в детском саду» Цель: продолжать учить детей расписывать объемные игрушки, используя элементы дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски, волнистые.

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такоеИндивидуальные занятия по фортепиано в детском саду Для уважаемых родителей наших веселых детишек частного детского сада в ЗАО у нас есть замечательная новость о том, как же проходят индивидуальные.

Комплексные занятия с трехлетними детьми Комплексные занятия с детьми 3-лет. Занятие №1 Тема 1 : 1. Математическая ира > 2. Игра Конспект занятия «Насекомые» в детском саду Наглядное пособие в уголок природы «НАСЕКОМЫЕ» Необходимые материалы: 1. квадратная коробочка (картонная или пластиковая, 2. наполнитель.

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такоеКонспект занятия по развитию речи в детском саду Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь-это основа взаимодействия в.

Источник

Методика подготовки и проведения интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

Требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) определяются пути и способы следования целевым векторам обучения, воспитания и развития дошкольников. К таким вариантам структурирования учебно-воспитательного процесса относится проведение интегрированных и комплексных занятий. Остановимся на особенностях подготовки и проведения тех и других.

Сходства и различия интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

В современной педагогической литературе очень часто авторы не разграничивают понятия «комплексное» и «интегрированное» занятие, представляя их синонимами. И тем не менее некоторые содержательные отличия у этих понятий есть.

Интегрированный урок — занятие, на котором раскрытие темы происходит через комбинацию разных видов деятельности при незаметном, гармоничном переходе от одного образовательного вектора («Познание», «Физическое развитие», «Художественно-творческое развитие» и др.) к другому. Например, в работе с детьми средней группы над темой «Зима» интегрируются области «Художественное творчество» и «Познание» («Математика»): малыши получают арифметические задания от Бабы-Яги из сказки и, выполняя их, «спасают» свою воспитательницу из плена в избушке на курьих ножках.

Комплексный урок — занятие, отличающееся последовательным сочетанием разных видов деятельности для решения задач по конкретной теме. При этом на таких занятиях одно из направлений будет главным. Так, на уроке по теме «Жилище человека» сначала малыши работают с определениями понятий «дом», «домище», «домовой», «домохозяйка», то есть реализуют задачи области «Речевое развитие». После этого в рамках работы в области «Познание» дети вместе с педагогом разбирают, кто такой первобытный человек. И в конце урока дети предлагают свои варианты чертежей дома для первобытного человека, если бы он жил сегодня (область «Художественно-творческое развитие»).

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

Оба вида занятий направлены на интеграцию разных образовательных областей в рамках одного урока

Выделим сходства и отличия понятий «интегрированное» и «комплексное» занятие.

Общие черты

К характеристикам, которые роднят два вида занятий, можно отнести:

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

На интегрированных и комплексных занятиях обязательно используются яркие зрительные образы

Таблица: различия между интегрированным и комплексным занятиями

ИнтегрированноеКомплексное
Изложение новой темы всегда опирается на имеющиеся знания из этой или смежной области (например, проводя в средней группе опыты со снегом, мы вспоминали, в каком ещё виде может быть вода — в виде пара).Тема разрабатывается со всех сторон.
Виды активности комбинируются так, чтобы учебно-воспитательные области переплетались гармонично и по структуре, и по смыслу.Сценарием урока предусмотрен плавный переход от одного вида деятельности («вида работы»), к другому.

В каждой возрастной группе можно выделить преимущественный вид занятий, обусловленный особенностями накопления опыта у конкретного ребёнка или группы воспитанников. Поэтому, например, в младших группах акцент делается на комплексные уроки, не требующие базы знаний, умений и навыков (ЗУН), погружающие в тему изучения глубже, а в старшей, когда у детей уже вполне достаточно опыта, — на интегрированные, способствующие систематизации и обобщению ЗУН из разных областей образовательного процесса.

Видео: интегрированное занятие с использованием ИКТ «Волшебное путешествие» в первой младшей группе

Видео: комплексное занятие по рисованию и развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группе

Зачем нужны занятия интегрированного и комплексного характера

Учитывая структурное сходство обоих видов уроков, цели их проведения, представляя образовательную триаду, будут идентичны:

К задачам, реализующим эту триаду, относятся:

Это интересно. Цели и задачи интегрированных и комплексных занятий для разных возрастных групп будут идентичными, так как они определены сутью этих видов уроков. Различия будут касаться конкретного содержания, обусловленного темами для изучения с детьми разного возраста.

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

Интегрированные и комплексные занятия способствуют развитию творческих способностей детей

Роль интегрированных и комплексных занятий в развитии дошкольников

Задача современного образования состоит в том, чтобы уйти от механического заучивания и повторения материала, изложенного педагогом. Ребёнок уже с раннего возраста должен испытывать радость от сотрудничества, сотворчества с другими детьми и взрослыми. При этом возможность проявить на уроках инициативу, самостоятельность, творческие способности создаёт для малыша ситуацию успеха, переживание которой является важным условием становления успешной личности. Кроме того, интеграция видов образовательной деятельности, на основе которой построены комплексные и интегрированные занятия, создаёт условия для:

Основной акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную активность ребят:

Эти виды деятельности дополняют знания малышей новой информацией, заставляя педагога искать приёмы для воспитания активной творческой позиции у дошкольников.

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

Акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную деятельность детей

Типы и формы интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Как уже отмечалось выше, структурно эти виды занятий не отличаются, поэтому тип и форма организации материалов в их рамках также будут идентичными.

Таблица: типы и формы организации интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

ТипФормы структурыПримечания
Занятие формирования новых знанийЗанятие-путешествие (экскурсия)Такие занятия обычно проводятся вне стен детского сада. Например, поход в местный краеведческий музей с ребятами подготовительной группы в рамках рассмотрения темы «Древние люди».
Занятие-наблюдениеЭто уроки, построенные на наблюдениях за явлениями природы. Однако это не значит, что целое занятие малыши занимаются только лишь наблюдением: обычно это «кульминационный» этап занятия. К примеру, в средней группе дети с прогулки приносят ведёрко снега и, занимаясь рассмотрением свойств воды с помощью стихотворений, зачитывания интересных фактов из энциклопедии, параллельно фиксируют скорость таяния снега. То есть наблюдение сопровождает другие виды деятельности.
Занятие-проблемный урокЭта форма работы используется только в старшей и подготовительной группах. Суть таких уроков в том, что ребята при помощи беседы, прослушивания или чтения текстов занимаются решением поставленной на уроке проблемы. Например, на занятии по теме «Что такое хорошо» с детьми проводится этическая беседа, основанная на сюжете стихотворении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Интерактивное занятиеЭти уроки строятся на активном использовании в работе с детьми ИКТ. Например, на занятии по обучению грамоте в подготовительной группе ребята выполняют задания игры на закрепление навыка послогового чтения «Xитрые половинки»: глядя на картинку, малыши подбирают подходящий слог. Варианты подобраны так, что, прежде чем выбрать, ребята должны сделать звуковой анализ слова.
Занятие на отработку умений и навыковЗанятие-беседаВо второй младшей группе для отработки трудовых навыков (уборка комнаты) с малышами проводится беседа «Как мы убираем игрушки».
Занятие-ролевая играВо второй младшей группе аспект темы «Мой дом», связанный с оказанием помощи маме в уборке, отрабатывается в сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери».
Практическое занятиеНапример, в старшей группе материалы по теме «Правила поведения в лесу» дети отрабатывают при помощи создания рисунков-знаков, запрещающих сорить, а также содержащих правила обращения с огнём.
Занятие на обобщение материалаЗанятие-играОбычно это сюжетно-ролевые игры по теме. Например, игра «Петрушка в больнице» в средней группе, в которой дети используют все полученные знания, умения и навыки: оформляют пациента в приёмном покое, подбирают лечение и пр.
БеседаВ первой младшей группе обобщение тем, связанных с изучением признаков разных времён года, организуется в беседе по картинкам-иллюстрациям.
Занятие проверки знаний и уменийВикторинаОбычно проводится для проверки знаний и умений в рамках изучения блока тем. К примеру, во второй младшей группе это может быть викторина, связанная с изучением времён года.
ИграВ старшей группе для проверки усвоения навыков обращения с мячом проводится игровое физкультурное занятие, состоящее из подвижных игр с мячами.
Занятие контроля и проверки усвоенного материалаЗащита проектовНапример, в средней группе для проверки качества усвоения видов родственных отношений в рамках темы «Семья» дети совместно с родителями готовят проект-стенгазету «Моя семья». В защиту проекта входит описание родственных отношений между членами семьи и по отношению к малышу.
ИграОбычно речь идёт о театрализованных играх, а точнее, об инсценировках. Например, в первой младшей группе знание сюжета сказки «Репка» проверяется постановкой этой сказки.

Это интересно. Классификация типов и форм занятий является общепедагогической, то есть применимой и для детских садов, и для школ. Однако для школьного этапа образования перечень типов дополняется уроками устного, письменного и комплексного контроля знаний, умений и навыков. Но и в детском саду, и в школе самым востребованным является комбинированный урок, совмещающий в себе черты всех остальных типов.

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

Игра является основной формой проведения разных типов интегрированных и комплексных занятий

Приёмы, используемые на интегрированном и комплексном занятии

Поскольку оба вида занятий построены на соединении разных видов деятельности в разработке одной темы, то и методические приёмы, обеспечивающие цельность структуры уроков, одинаковы.

Это интересно. На интегрированных и комплексных занятиях используется наиболее полный перечень методических приёмов взаимодействия с детьми.

Словесные приёмы

Речевое взаимодействие с малышами является важным средством не только донесения сути материала, но и эффективным способом развития речи у детей младших групп или расширения словарного запаса у детей средней и старших групп.

Объяснение

Интеграция разных образовательных областей предполагает разные виды деятельности, которые требуют отдельного объяснения. Иными словами, разъяснение используется не только для донесения содержания материала, но и для описания способа его освоения. Вот пример реализации этого примера из личного опыта. На комплексном занятии по рисованию, разбирая с малышами второй младшей группы тему «Нетрадиционные техники рисования: монотипия», мы с ребятами, повторив изученные ранее особенности дикой природы, в частности, флоры и фауны, изображаем лес, отражённый в воде. Объяснение порядка выполнения рисунка я формулирую так: «Ребята, давайте возьмём лист бумаги, сложим его в горизонтальной ориентации пополам (обязательно показываю как) и развернём. Теперь обмакиваем кисточку с толстой щетиной в воду, набираем зелёную краску и делаем на одной половине листа разводы. Снова складываем лист и разворачиваем. В нижней части добавляем несколько бледно-голубых пятен, набирая совсем немного голубой краски и щедро смачивая кисть водой. У нас получился лес, отражённый в воде водоёма. Оставляем рисунок сушиться». В средней группе эту работу можно дополнить прорисовкой контуров стволов деревьев в верхней части картинки.

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

Объяснение обычно сопровождается наглядностью

Стихотворения и загадки

Беспроигрышный способ настроить малышей на учебный лад. Во-первых, рифмовки привлекают внимание детей, во-вторых, ребята в силу возраста с большим азартом включаются в такого рода соревнование: каждый хочет дать ответ быстрее товарищей. Стихотворения и загадки можно подобрать под любую тему занятия и под конкретный возраст воспитанников. Так, для детей первой и второй младших групп загадки должны быть с ответами по рифме, чтобы дошкольникам было легче подобрать ответ. Вот примеры для изучения темы «Игрушки»:

Для ребят старшего дошкольного возраста уместны будут стихотворения-инструкции по теме. Например, рассматривая тему «ПДД», своим воспитанникам подготовительной группы я предлагаю такую рифмовку В. Семернина:

Беседы

Речевой приём, который имеет большое значение для реализации целей проведения интегрированного и комплексного занятия. Дети учатся искать ответы на проблемные вопросы, то есть развивают критическое мышление, а также вести диалог, участвовать в дискуссии и приобретают такое ключевое для социально-коммуникативного развития качество, как терпимость к точке зрения, отличающейся от собственной. Беседы в ДОУ могут быть нескольких видов, но наиболее востребованными являются познавательные и этические.

Подборки картотек бесед делаются под возраст воспитанников:

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

Беседа приучает малышей вести диалог, выслушивать других участников обсуждения

Рассказ

Этот приём состоит в рассказывании малышам истории, имеющей непосредственное отношение к изучаемому материалу. Обычно это сказки, которые педагог рассказывает в начале урока, выстраивая последующую работу на занятии с привлечением сюжетных коллизий. Так, в средней группе при рассмотрении темы о пожарной безопасности своим воспитанникам я рассказываю сказку про мальчика Гришу, который освободил злую царицу Огнильду. «Однажды мальчик Гриша остался дома один. Решил он сходить на кухню и полакомиться конфетами из вазочки. Но когда зашёл туда, то увидел на столе рядом с вазочкой для сладостей коробку спичек. Сразу припомнились ему слова мамы и бабушки о том, что спички детям брать ни в коем случае нельзя. Но Гриша не послушал: схватил коробок и чиркнул спичкой, как это делали взрослые. И вдруг отлетела искорка от спички, заплясала на полу, обжигая всё на своём пути. Гриша от удивления даже рот раскрыл, когда искорка вдруг заговорила с ним: «Спасибо тебе, непослушный мальчик! Меня зовут царица Огнильда. Давным-давно запер меня добрый волшебник в темницу коробка для спичек, сказав, что освободиться я смогу только тогда, когда какой-нибудь ребёнок чиркнет спичкой. Но, как назло, все малыши знают, что с огнём играть нельзя и к спичкам даже близко не подходят. И тут такая удача: ты, непослушный мальчик Гриша!» С криками выбежал Гриша из дома, попросил прохожего вызвать пожарных. К счастью, пожарная машина приехала быстро, и бригада быстро справилась с огнём. Но с этих пор Гриша стал строго следовать правилу: без взрослых трогать спички ни в коем случае нельзя».

Сразу после прослушивания сказки я провожу проверку понимания сюжета, задав малышам 3–4 вопроса:

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

Сказки помогают привлечь внимание детей, объединив их одним видом деятельности

Чтение

Словесный приём, используемый с первых дней пребывания малышей в детском саду, который в старших группах приобретает дополнительную методическую значимость: теперь не только педагог читает ребятам, но и сами воспитанники зачитывают короткие заметки по теме (отрывки сказок или статьи в энциклопедиях о природе, транспорте, в справочниках по истории и географии). Например, с детьми старшей группы я практикую такое задание: ребёнок, который уже неплохо владеет навыком чтения, читает своим товарищам пословицы и поговорки о родном крае в рамках рассмотрения темы «Наша страна — Россия».

Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть фото Интегрированное занятие это в доу что такое. Смотреть картинку Интегрированное занятие это в доу что такое. Картинка про Интегрированное занятие это в доу что такое. Фото Интегрированное занятие это в доу что такое

Чтение не только способствует тренировке этого навыка у детей, но и помогает воспитывать у малышей инициативность и самостоятельность

Группа наглядных приёмов

Наглядность занимает прочные позиции среди других способов организации взаимодействия с детьми на интегрированных и комплексных занятиях. Это связано с тем, что ведущий тип мышления у дошкольников — наглядно-образный. Среди зрительных приёмов универсальными являются:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *