Интеллект сохранный у ребенка что это значит
Не лень, а особенность развития: как выявить детей с дислексией
Мария Пиотровская, Председатель Ассоциации родителей и детей с дислексией, на собственном родительском опыте столкнувшаяся с проблемой, рассказала Московскому комсомольцу, что в нашей стране до сих пор нет необходимых специальных программ обучения.
Каждый четвертый ребенок имеет симптомы дислексии
Если ребенок плохо справляется с чтением или письмом, то причина совсем необязательно в его лени или невнимательности. Часто это заболевание — дислексия, под которым понимают сразу несколько сложностей в развитии: дисграфию, дисорграфию, дискалькулию, диспраксию и пр. Считается, что признаки дислексии разной степени выраженности присутствуют у каждого четвертого (!) ребенка. Но если за рубежом с этой проблемой давно работают, у нас до сих пор не организованы школы для детей с этим заболеванием, нет обученных специалистов.
Точных данных нет, но, по сведениям Минпросвещения, логопедические проблемы имеются у 58% детей в начальных классах, а на практике таких учеников значительно больше. Проблема часто проявляется еще в дошкольном возрасте.
Какие формы есть у дислексии?
Дислексия — это не болезнь и не психическое отклонение, а особенности развития речевых навыков, чтения, освоения счетных операций, которые создают сложности в освоении материала. И особенностей этих множество. Так, сама дислексия — это сложности в освоении чтения (слова при чтении «переворачиваются»); дисграфия — при освоении письменной речи (люди путают буквы местами), дисорграфия — при применении на письме орфографических правил (даже несмотря на их знание), дискалькулия — при выполнении счетных операций, диспраксия — расстройство двигательной функции и координации движений у человека с нормальным мышечным тонусом. Многие эксперты относят к дислексии и СДВГ — синдром гиперактивности и дефицита внимания, который сегодня весьма распространен.
Как понять, что у ребенка проблемы?
Неаккуратный почерк, зеркальное написание букв, перестановка или пропуск букв при чтении и письме, написание слов слева направо, пропуск окончаний в словах, добавление несуществующих букв, трудности в чтении.
При чтении опускает голову низко, прищуривается, читает медленно, сбивается при повторах — возможно, у него просто кружатся буквы в тексте и ему тяжело сосредоточиться.
Неправильно держит ложку или пишущие предметы, трудно справляется со шнурками или пуговицами.
Пишет букву «я» наоборот, при чтении проглатывает конец предложения, вместо 1/5 пишет 5/1, не может выучить таблицу умножения, с трудом определяет время на часах, не может назвать сезоны или месяцы года по порядку.
Не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход» и «выход»).
Игнорирует стоящие слева знаки, буквы и даже страницу.
Речь развивается медленнее, чем у сверстников, нарушены ориентация и память, плохо ориентируется в понятиях «право — лево».
Неусидчив, сложно концентрирует внимание, нетерпелив, часто отвлекается, тяжело соблюдает инструкции, теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания.
По словам источника, «нарушения никогда не проявляются одинаково, у всех это индивидуально и в разной степени. Например, бывает так, что ребенок хорошо читает, но путает буквы при письме. Или наоборот — пишет отменно, а при чтении запинается и не может пересказать текст. При дисорграфии дети могут знать орфографические правила назубок, но совершенно не уметь их применять на письме».
Часто проблема выявляется слишком поздно. «В итоге ребенок с дислексией тратит больше усилий на учебу, а его обвиняют в лени. Дома его ругают родители, в школе учителя позорят перед всем классом, например, заставляя читать вслух и высмеивая, – пишет МК. – Страдает самооценка, при том что интеллект у таких детей сохранный, а иногда и выше среднего. Например, дислексией страдали Агата Кристи, Стив Джобс, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Джон Леннон, Джон Кеннеди, Уолт Дисней, Вупи Голдберг, Том Круз».
1. Детям с такими особенностями развития необходим целый набор послаблений. Считается, что все дети должны одинаково хорошо читать, но при этом к рисованию такие требования не предъявляются, хотя где тут логика?
2. Специалисты, которые вошли в состав созданной при Минпросвещения рабочей группы, готовят список логопедических ошибок детей с трудностями письма, которые не следует учитывать при проверках работ, а также других послаблений в обучении.
3. Распознаванию признаков дислексии следует обучить педагогов, а те, в свою очередь, должны рекомендовать родителям проконсультироваться у логопеда или нейропсихолога, которые должны работать в системе школьного образования.
4. Перед экзаменами предлагается проводить диагностику детей. Также эксперты считают необходимым проведение курсов повышения квалификации для педагогического состава школ и логопедов — это вполне реально устроить в режиме онлайн.
5. Большое значение имеет просвещение родителей. «Сейчас мы как раз начали вести опрос среди родителей на предмет восприятия проблем и рисков речевого развития у детей. Он позволит примерно оценить масштабы проблемы и уровень осведомленности о ней среди родителей, учителей и специалистов», — говорит Мария Пиотровская.
Диагнозы логопеда
Огромное спасибо замечательному доктору гинекологу Виктории Викторовне за отличный, очень грамотный, очень профессиональный и очень душевный прием. Я получила рекомендации по лечению и профилактике.
Рекомендую всем женщинам посетить этого замечательного доктора.
В последние годы, к сожалению, нарушения речи у детей встречаются всё чаще и чаще. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог. Логопед проводит диагностику речевого развития, собирает анамнез и на этом основании делает логопедическое заключение. Какие диагнозы может поставить логопед и какие направления в коррекции речевых дефектов важно учитывать для их компенсации расскажу в этой статье.
ЗРР – задержка речевого развития. Это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков. Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо меньше и хуже сверстников. Его речь поздно появляется или медленно развивается и малопонятна. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. На консультации логопед определяет степень задержки речевого развития, рекомендует консультацию невролога (для исключения тяжёлых нарушений органического характера), может также направить на консультацию к ЛОРу (для проверки слуха), педиатра (показатели общего физического здоровья также важны для своевременного развития высших психических функций). Детям с задержками речевого развития рекомендованы занятия логоритмикой, занятия с психологом, логопедом (групповые и/или индивидуальные) на стимуляцию речевой активности.
Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Речь ребёнка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Поставить диагноз поможет всестороннее обследование у невролога, ЛОРа, психиатра, педиатра. Логопед на консультации определяет форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную) и рекомендует посещение логопедического детского сада. Занятия при алалии с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, психологом обязательны и должны носить регулярный, системный характер и под наблюдением невролога.
ОНР – общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речи. Ребёнок разговаривает, но речь страдает на звуковом, слоговом, грамматическом уровне, нарушается смысловая составляющая и понимания речи, и самостоятельного речевого высказывания. Может выступать как самостоятельное нарушение, так и в составе других нарушений или являться следствием других речевых патологий. Специалисты выделяют 3 (4) уровня ОНР. Коррекция этого нарушения успешнее всего проходит в логопедическом детском саду или в логопедической группе детского сада. Рекомендуется наблюдение у невролога и, в составе общей коррекционной работы, занятия с нейропсихологом, дефектологом.
ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи. Это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Заикание у детей – это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, соблюдение назначений невролога, массаж, ЛФК, психотерапию) и систему логопедических занятий.
Дисграфия, дислексия – нарушение письма, нарушение чтения.
Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем (ребёнок может смешивать буквы во время чтения, может быть нарушение чтения слоговой структуры слова, во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки, с трудом усваивает зрительный образ буквы, нарушение грамматических форм при чтении, чтение по догадке, школьник плохо и длительный период связывает буквы в слоги или долго находится на слоговом типе чтения).
Ошибки имеют разный характер и форму дисграфии и дислексии определит логопед во время диагностики. Для полноты сведений также важна консультация невролога, окулиста, ЛОРа, нейропсихолога. Ставят такой диагноз школьникам, но предпосылки нарушения письма и чтения могут появится в дошкольный период. Родителям стоит обратить внимание, если:
ребёнку долго не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;
он плохо различает и воспроизводит звуки;
речь развивается медленнее, чем у сверстников или не соответствует возрастным нормам;
имеются проблемы с развитием мелкой моторики;
Синдром Аспергера
✪ Статья проверена экспертом
Лабутьева Ирина Сергеевна — детский психиатр, кандидат медицинских наук.
✰ Круглосуточная психиатрия ☛ 8 800 301 31 54
Синдром Аспергера — психиатрическое расстройство, проявляющееся трудностями в коммуникации. Человеку, страдающему нарушением, очень сложно взаимодействовать с социумом, его мышление стереотипно, хотя интеллектуальные способности сохраняются, часто находятся на высоком уровне. В клинике доктора Шурова в Москве проводится диагностика и лечение детей и взрослых с синдромом Аспергера.
Что это такое
Синдром Аспергера — это пожизненное заболевание, проявляющееся трудностями в общении, мировосприятии, наличием стереотипных интересов, которые практически не меняются по мере взросления. Синдром относится к общим расстройствам развития. Большинство специалистов причисляют его к расстройствам аутистического спектра, но синдром во многом отличается от аутизма.
Синдром Аспергера встречается относительно редко, на 10 тысяч детей им страдают 23 ребенка. В большинстве случаев это мальчики, у них склонность к заболеванию выше, чем у девочек. Известные люди, страдавшие патологией — Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, современный американский режиссер Стивен Спилберг.
Причины формирования
Ученым точно неизвестно, почему возникает синдром Аспергера. Большинство исследователей придерживаются гипотезы о биологических и генетических нарушениях, которые могут спровоцировать развитие патологии. Наследственная теория наиболее вероятна, поскольку известны случаи, когда сразу у нескольких членов семьи страдают синдромом Аспергера разной степени тяжести.
Известно, что у людей, страдающих синдромом Аспергера, структура головного мозга отличается от той, которая у людей без этого расстройства. Около 20% случаев синдрома обусловлены генетическими мутациями.
Повышенный риск развития патологии возникает в случае если:
Существует также недоказанная теория, связывающая возникновение синдрома Аспергера с негативным влиянием факторов внешней среды на ребенка в первые месяцы жизни.
Симптомы
Основной признак синдрома Аспергера — трудности, возникающие во время взаимодействия с другими людьми. Но ориентироваться только на них, чтобы утверждать, что человек страдает расстройством, нельзя. Достаточно часто люди не знают о своей патологии и обращаются к врачу уже во взрослом возрасте, хотя есть характерные признаки болезни уже в детстве. К ним относится:
Во взрослом возрасте заподозрить синдром Аспергера можно по таким симптомам:
Непонимание других людей, резкие прямые высказывания мешают страдающим синдромом Аспергера завести друзей, долго удерживаться в коллективе.
При патологии часто хорошо развита фантазия и воображение. Люди с синдромом Аспергера успешно занимаются творчеством, становятся художниками, писателями, музыкантами, учеными. Особенно хорошо им даются занятия, требующие логики и четкой последовательности мыслей. Очень трудно даются занятия, где требуется представить себя в роли другого человека, придумать несколько вариантов развития событий или приходится согласиться с мнением других людей.
Симптомы синдрома Аспергера часто становятся особенно заметными у женщин во время беременности. На фоне гормональных изменений, неспособность проявлять гибкость в отношении с другими и при принятии решений, психологические проблемы обостряются. Женщины становятся жестким по отношению к окружающим. Они замыкаются в себе, пребывают в состоянии страха. В такой ситуации очень важна поддержка со стороны семьи и постоянное наблюдение врача-психиатра.
Диагностика
Синдром Аспергера неспециалисту заподозрить очень трудно, поэтому диагностируется он не во всех случаях — люди просто не обращаются за этим к врачам. Но чем раньше выявлена патология и установлен диагноз, тем больше возможностей для коррекции состояния, тем менее болезненно люди переносят свою инаковость, а семья получает знания, как выстроить комфортное взаимодействие.
Диагностикой синдрома Аспергера занимается психиатр, основное направление работы которого — расстройства аутистического спектра.
Врач внимательно наблюдает за поведением и реакциями пациента, проводит оценку его психологических особенностей, когнитивных способностей.
При диагностике синдрома оцениваются:
Зачастую болезнь диагностируется у детей в возрасте 4-11 лет, но нередко за обследованием обращаются уже взрослые люди.
Методы лечения
В psychiatr.clinic доктора Шурова проводится лечение синдрома Аспергера. Опираясь на результаты диагностики, индивидуальные особенности пациента врачи подбирают оптимальный план лечения. Он включает прием медикаментов, а также коррекцию поведенческих проявлений. Проводятся:
Их цель — научить человека адаптироваться и максимально комфортно чувствовать себя в социуме.
Психолого-педагогический подход в терапии позволяет людям, страдающим расстройством, принять и научиться жить с диагнозом. Помогает налаживать продуктивную коммуникацию, расширять круг друзей, создавать семьи.
Терапия снижает уровень тревоги, страха, депрессивных проявлений и агрессии.
Преимущества лечения в клинике доктора Шурова
Специалисты клиники доктора Шурова оказывают высококвалифицированную помощь людям, страдающим синдромом Аспергера. Обращаясь к нам, вы можете быть уверены — для диагностики и лечения будут использованы самые эффективные методики.
Лечение в клиники дает множество преимуществ:
Цены на диагностику и лечение синдрома Аспергера доступные. Точная стоимость консультации доктора, диагностики, курса лечения определяется индивидуально в зависимости от состояния пациента;
Заметили у ребенка или у себя проявления аутизма? Не затягивайте с диагностикой. Запишитесь на прием по телефону или через онлайн-чат.
Часто задаваемые вопросы
Синдром Аспергера — пожизненная патология. Своевременная диагностика и правильное лечение проводится для того, чтобы ребенок или взрослый человек научился жить с этим диагнозом, приспособился к социальным требованиям, нашел способ комфортно взаимодействовать с миром и окружающими людьми, избавился от повышенной тревожности, страхов, связанных с ощущением: “Я не такой”, “Я не понимаю людей, люди не понимаю меня” и другим деструктивными мыслями, которые могут возникать на фоне болезни.
Правильное и своевременное лечение дает благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. Медикаментозная терапия, занятия с психотерапевтом, психологом, нейропсихологом, логопедом, специалистом по ЛФК, начатая в детстве, дает возможность хорошо адаптироваться к обществу, снизить интенсивность симптомов настолько, что окружающие могут и не догадываться о проблеме. Но, главное — сам человек чувствует себя намного комфортнее.
Особенность патологии в том, что люди с синдромом Аспергера обладают сохранным интеллектом, часто намного выше среднего. Внешне они тоже мало чем отличаются от обычных людей. Но стать полностью нормальными в своем поведении они не могу. Зато без лечения могут “провалиться” на уровень, очень близкий к ярко выраженному аутизму. Это значит, что при физических, эмоциональных сенсорных перегрузках могут возникать приступы паники, истерики. Человек может замкнуться в себе, погрузиться в глубокую депрессию или испытывать приступы ярости, агрессии.
Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией
Полный текст
Аннотация
Введение. Эпилепсия дебютирует в детском и подростковом возрасте, являясь одним из основных заболеваний в детской неврологии. Эпилепсия у детей зачастую может приводить к значимым когнитивным расстройствам.
Цель работы — выявление особенностей психического и когнитивного развития детей с эпилепсией.
Материал и методы. Обследованы 929 детей в возрасте 2–11 лет с разными формами эпилепсии. В зависимости от возраста и степени тяжести заболевания дети проходили полное нейропсихологическое обследование с углубленным изучением вербально-мнестической и речевой функций или обследование по специально разработанному «профилю психического развития» для детей с умственной недостаточностью. Для детей с сохранным интеллектом был адаптирован и применен метод синдромного анализа. По результатам тестирования проводилась качественная и количественная оценка параметров анализируемых процессов. «Профиль психического развития» для ребенка отображался графически, с введением количественной и качественной оценок отдельных сфер познавательной деятельности. Электрофизиологический, нейровизуализационный и стандартные клинические методы диагностики применялись у всех детей.
Результаты. Специфика нейропсихологического дефицита при эпилепсии у детей определяется локусом эпиактивности. Своеобразие отклоняющегося типа формирования психических функций проявляется у детей уже на ранних стадиях эпилепсии и связано с дисфункцией разных мозговых зон вследствие негативного воздействия эпилептиформной активности.
Установлена межполушарная асимметрия нейропсихологического дефицита при разном расположении очага эпиактивности. Наибольшая выраженность когнитивной недостаточности наблюдается при расположении очага в левом полушарии. Очаг эпиактивности в лобно-височных отделах может привести к церебральной деменции (распаду простейших программ и целенаправленной предметной деятельности), нарушению поведения. У детей с эпилепсией, имеющих локус эпиактивности в теменно-затылочных отделах головного мозга, имеются нарушения конструктивного праксиса и зрительно-пространственного гнозиса, а также трудности в обучении чтению и письму.
Заключение. Нейропсихологический метод исследования структурно-функциональных основ мнестических, речевых и других видов познавательной деятельности у детей с эпилепсией позволил установить, что отклонения в развитии психических функций у данной категории детей возникают из-за недостаточно сформированных отдельных звеньев функциональной системы и связи между ними. Наличие очага эпиактивности у детей с эпилепсией уже на ранних этапах заболевания может вызывать нейропсихологический дефицит развития высших психических функций.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Выделение детской эпилептологии в самостоятельную дисциплину, создание во многих странах мира специализированных центров явилось результатом грандиозных успехов, достигнутых в изучении природы эпилепсии, разработке методов диагностики и лечения. Благодаря техническому прогрессу, обеспечивающему внедрение в практику видео- электроэнцефалографического мониторинга, нейрорадиологических методов исследования, позволяющих изучать функции живого мозга, успехам молекулярной генетики и биохимии, выявлено, что эпилепсия представляет собой гетерогенную группу болезней, внутри которой имеются как доброкачественные, так и прогностически неблагоприятные формы.
В 70% случаев эпилепсия дебютирует в детском и подростковом возрасте, являясь одним из основных заболеваний в детской неврологии.
Головной мозг ребенка раннего возраста принципиально отличается по функциональным и структурным характеристикам от мозга взрослого человека. Манифестация некоторых четко очерченных эпилептических синдромов и их специфических ЭЭГ-паттернов находится в строгой зависимости от стадии развития ребенка. Возникновение, течение и исчезновение этих эпилептических синдромов базируется на морфологическом и функциональном развитии мозга в онтогенезе. Однако эпилепсия является загадочным заболеванием, при котором нет прямой связи между выраженностью органического поражения мозга и прогредиентностью болезни. На наш взгляд, характер психопатологических и когнитивных нарушений зависит не столько от длительности персистирования приступов, сколько от формы эпилепсии. Нельзя также исключить влияние противоэпилептической терапии на психический статус.
Эпилепсия у детей характеризуется высокой распространенностью (до 1% среди детского населения) и зачастую может приводить к значимым когнитивным расстройствам. Серьезную угрозу это заболевание представляет в период развития и обучения детей, когда возможны характерные для эпилепсии явления органической деменции и эпилептические изменения личности, требующие точной диагностики и реабилитации.
При определении очага эпилептической активности (ОЭА) на ранних этапах эпилепсии у детей клиницист сталкивается с большими сложностями. По клинической картине приступа не всегда можно судить о расположении патологического процесса. Незрелость детского мозга, свойственный детям полиморфизм судорожных состояний маскируют очаговую симптоматику [1].
Современная нейропсихология расширила сферу исследования от анализа локальной патологии мозга до нейропсихологии индивидуальных различий в детской нейропсихологии [2–4]. Тем не менее в отечест- венной и зарубежной литературе недостаточно представлен анализ нейропсихологического дефицита, обусловленного наличием и определенной локализацией ОЭА у детей [5–7]. Нейропсихологическое обследование детей, страдающих эпилепсией, начали проводить сравнительно недавно [8–10]. Требуют доработки методы психологической коррекции и социальной адаптации детей с эпилепсией. Малочисленны работы по оценке динамики психической деятельности детей после направленной комплексной медикаментозной терапии и/или психологической коррекции. Новые исследования в этих направлениях являются чрезвычайно актуальными как для клинической психологии (прежде всего нейропсихологии), так и для эпилептологии.
Цель исследования — комплексная психологическая оценка нарушений познавательной деятельности детей с эпилепсией на основе изучения структурно-функциональных основ интеллектуальных процессов.
Материал и методы
В многоплановом клинико-психологическом обследовании участвовали более 1000 испытуемых. Работа проводилась в отделении эпилептологии на базе Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы при Правительстве г. Москвы.
Дети в возрасте от 2 до 11 лет с разными формами эпилепсии представляли основную группу исследования (n = 929):
1) симптоматическая форма эпилепсии наблюдалась у 228 детей с нормальным умственным развитием (IQ = 85,9–119,0 баллов) и у 207 детей с недостаточностью интеллектуального развития (IQ = 20,6–70,0 баллов), это группа была представлена следующими формами:
2) криптогенные и/или симптоматические формы (с возрастзависимым дебютом) наблюдались у 256 детей:
3) идиопатическая форма эпилепсии (с возрастзависимым дебютом) наблюдалась у 153 детей с IQ = 85,9–119,0 баллов и у 103 детей с IQ = 20,6–70,0 баллов:
4) эпилепсия и синдромы, имеющие признаки фокальных и генерализованных форм, наблюдались у 138 детей: 73 ребенка с IQ = 85,9–119,0 баллов и 65 детей с IQ = 20,6–70,0 баллов:
5) наследственные нейрокожные синдромы наблюдались у 63 детей с IQ = 85,9–119,0 баллов и 37 детей с IQ = 20,6–70,0 баллов:
По уровню умственного развития дети основной группы были разбиты на две группы:
В зависимости от возраста и степени тяжести заболевания дети обследовались по полной программе нейропсихологического обследования с углубленным изучением вербально-мнестической и речевой функций (группа А) или по иной схеме обследования — специально разработанному «профилю психического развития» для детей с умственной недостаточностью (группа Б).
Использовалась международная классификация эпилептических припадков, принятая Интернациональной лигой по борьбе с эпилепсией (Киото, 1981).
У детей в выделенных группах встречались следую- щие виды эпилептических припадков: парциальные (простые, сложные, с вторичной генерализацией) – у 673 детей; генерализованные (миоклонические, тонико-клонические, атонические, абсансы) – у 256 детей. В ряде случаев у одного и того же ребенка в анамнезе отмечались различные виды приступов.
Для детей с эпилепсией и IQ > 85 баллов был применен метод синдромного анализа, разработанный А.Р. Лурия [11, 12] и адаптированный для изучаемой категории больных.
Для оценки состояния психических функций проводили следующие тесты:
По результатам тестирования качественно и количественно (в баллах) оценивали параметры анализируе- мых процессов. Для обработки результатов была разработана специальная программа, позволившая компьютеризировать этот этап работы. Количественная оценка проводилась с помощью системы «штрафных» баллов, присуждаемых за конкретные виды ошибок на разных этапах выполнения тестов.
Количественные оценки интегрировались в 2 вида показателей:
В нейропсихологической шкале использовались показатели, характеризующие работу левого и правого полушарий, передних и задних отделов мозга, структур, обеспечивающих межполушарное взаимодействие. В соответствии с различными сочетаниями этих показателей выделялся ряд основных нейропсихологических профилей (нейропсихологических синдромов):
Пробы, выполнение которых требовало определённого психического развития ребёнка, имели больший вес при оценке выполнения (набранное за их выполнение количество баллов умножалось на 5). Составлялась сводная таблица с учётом статистической обработки.
Основная выборка испытуемых формировалась методом возрастных срезов, к части этой выборки применен лонгитюдный метод изучения.
Проведен сравнительный анализ результатов нейропсихологического исследования с данными клинического, логопедического и электрофизиологического методов исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигалась за счет адекватного методологического обоснования работы, репрезентативности выборки испытуемых, применения точных компьютеризированных методов моделирования и статистической обработки данных, разнообразия применяемых методов.
Результаты
Оценка познавательной деятельности детей с эпилепсией с учетом умственного развития
Уровень психического развития детей группы А соответствовал возрастной норме. Трудности, возникшие при выполнении задания, были связаны со снижением умственной работоспособности, быстрой истощаемостью и недостаточностью произвольного внимания.
Умственное развитие детей группы Б имело следующие особенности:
В поведенческом плане — двигательная расторможенность, эмоциональная лабильность, отвлекаемость и истощаемость при выполнении задания. У 26 пациентов отсутствовала фразовая речь. У остальных наблюдались значительные логопедические нарушения: аграмматизмы, парафазии литеральные и вербальные, дизартрии и нарушения фонематического слуха. Нарушение мышления проявлялось в снижении уровня обобщений, трудности усвоения правил и общих понятий, недостаточности абстрактной стороны мышления. Педагогический уровень обследованных детей был низким: отсутствовало представление о числе, количестве, формe и цвете. Незрелость интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения привело к своеобразной картине психического развития детей с эпилепсией.
Результаты обследования детей группы А
При клиническом и электрофизиологическом анализе исследуемых детей с нормальным умственным развитием выявлены:
У 61% обследованных больных обнаружены стойкие изменения в психической сфере, включая личностные и поведенческие расстройства.
Сторона поражения мозга определена по типу припадков и характеру психопатологической симптоматики. У 197 детей ОЭА регистрировался в правой гемисфере, у 266 детей — в левом полушарии мозга, у 6 детей отмечалось двустороннее расположение. У 48 детей отчетливых данных о наличии очаговой симптоматики не получено.
По результатам нейропсихологического обследования был определен ОЭА у детей с парциальными формами эпилепсии (рис. 1) и обнаружено, что локализация ОЭА влияет на формирование психических функций детей с эпилепсией.
Рис. 1. Расположение ОЭА при разных формах эпилепсии. 1 – лоб; 2 – висок; 3 – темя; 4 – затылок; 5 – срединные.
Fig. 1. The location of the focus of epileptic activity in different forms of epilepsy. 1 – forehead; 2 – temple; 3 – crown; 4 – nape; 5 – middle.
Нейропсихологический дефицит у детей группы А в сравнении с результатами контрольной группы детей с нормативным развитием проявился при выполнении тестов. Анализ обобщенных характеристик расстройств познавательной деятельности детей с эпилепсией был дополнен более детальным рассмотрением особенностей выполнения субтестов с учетом типа припадков.
Отчетливый нейропсихологический дефицит наблюдался в нарушении счета, письма, чтения, при выполнении проб конструктивного и пространственного праксиса. В субтестах «конструктивный праксис» для больных с парциальными припадками более сложными оказывались пробы на рисование фигур по эталону с пространственной переориентировкой (перевертывание на 180°).
Нарушения динамического праксиса выявляются пробами «кулак – ребро – ладонь». Независимо от зрительной и проприоцептивной афферентации отмечалась большая выраженность этих расстройств у больных с вторично-генерализованным комплексными парциальными припадками (p
Рис. 2. Изменения показателей биоэлектрической активности у детей с фокальными формами эпилепсии в передних (а) и задних (б) отделах головного мозга. По оси абсцисс — анализируемые зоны коры; по оси ординат — соотношение локализации OЭА с нормативными данными, %. 1 – β; 2 – α; 3 – δ; 4 – θ; 5– пик; 6 – полупик; 7 – острая; 8 – медленная.
Fig. 2. Changes in bioelectric activity indices in children with focal forms of epilepsy in the anterior (a) and posterior (b) parts of the brain. The axis of abscissas shows the analyzed zones of the cortex; ordinate: percentages of the localization of the epileptic activity focus compared to the normative data. 1 – β; 2 – α; 3 – δ; 4 – θ; 5 – peak; 6 – half-peak; 7 – acute; 8 – slow.
Наиболее значительно были изменены показатели δ-, θ-диапазонов и комплекса острая–медленная волна у детей всех форм эпилепсии, достигающие наибольших отклонений при идиопатической форме. Наиболее выражены они были в левом полушарии, и можно предположить, что существует связь изменения показателей биоэлектрической активности с недостаточностью структур мозга, где они регистрируются.
Нами проведен анализ корреляции зональности расположения ОЭА со степенью снижения умственного развития детей с эпилепсией. Наибольшая частота встречаемости ОЭА в лобных и височных отделах наблюдалась у детей с умственной отсталостью (рис. 3). Достоверные различия выявлены между правосторонней и левосторонней лобной локализацией.
Рис. 3. Расположение ОЭА у детей с нормальным развитием (1), задержкой психического развития (2) и умственной отсталостью (3) с симптоматической формой эпилепсии. По оси абсцисс — анализируемые зоны коры; по оси ординат — соотношение локализации OЭА с нормативными данными, %. 1 – лоб; 2 – висок; 3 – темя; 4 – затылок.
Fig. 3. Location of epileptic activity focus in children with normal development (1), mental retardation (2) and mental retardation (3) with a symptomatic form of epilepsy. The axis of abscissas shows the analyzed zones of the cortex; ordinate: percentages of the localization of the epileptic activity focus compared to the normative data. 1 – forehead; 2 – temple; 3 – crown; 4 – nape.
У детей с симптоматической формой эпилепсии, обучающихся по программе массовой школы, чаще всего ОЭА регистрировался в теменных отделах головного мозга.
При исследовании корреляции латеральных признаков расположения ОЭА с формами эпилепсии у детей с нормальным умственным развитием обнаружено, что при идиопатической парциальной форме эпилепсии представлены в большей степени височные формы, при симптоматической парциальной и криптогенной — лобные (рис. 4). Это сказалось на характере нейропсихологического дефицита у больных данной группы.
Рис. 4. Зональность расположения ОЭА у детей с парциальными формами эпилепсии. По оси абсцисс — анализируемые зоны коры; по оси ординат — соотношение локализации OЭА с нормативными данными, %. 1 – лоб; 2 – висок; 3 – темя; 4 – затылок; 5 – срединные.
Fig. 4. The zoning of the location of epileptic activity focus in children with partial forms of epilepsy. The axis of abscissas shows the analyzed zones of the cortex; ordinate: percentages of the localization of the epileptic activity focus compared to the normative data. 1 – forehead; 2 – temple; 3 – crown; 4 – nape; 5 – middle.
Анализ профиля асимметрии или паттерна латеральной организации анализаторных систем показал, что межполушарные различия в обеспечении когнитивных процессов обнаруживаются у детей с разными формами эпилепсии. Частота встречаемости очага ЭА в левом полушарии лобных и височных отделах мозга статистически достоверна по сравнению с правым полушарием в этих же отделах (рис. 5).
Рис. 5. Функциональная асимметрия очага ЭА у детей с парциальными формами эпилепсии. По оси абсцисс — анализируемые симметричные зоны коры; по оси ординат — соотношение случаев с разным типом изменения когерентности по сравнению с нормативными данными, %. 1 – лоб; 2 – висок; 3 – темя; 4 – затылок; 5 – срединные.
Fig. 5. Functional asymmetry of the epileptic activity focus in children with partial forms of epilepsy. The axis of abscissas shows the analyzed symmetrical zones of the cortex; ordinate: percentages of cases with different types of changes in coherence compared to normative data. 1 – forehead; 2 – temple; 3 – crown; 4 – nape; 5 – middle.
На рис. 5 наглядно показаны особенности перестройки межполушарных отношений, обнаруженные при вычислении средних уровней когерентности для всей частотной полосы ЭЭГ симметричных зон коры: затылочных, теменных, лобных и височных.
Анализ внутриполушарных отношений по показателям средних уровней когерентности выявил специфику изменений сочетаемости электрической активности разных областей в пределах как пораженного, так и «здорового» полушарий головного мозга больных. В пораженном полушарии, где располагается ОЭА, обнаруживается разный характер перестройки межцентральных отношений в передних и задних отделах мозга. В передних областях преобладали случаи со снижением когерентности, особенно отчетливо выраженным в центрально-лобной паре областей. В задних отделах наблюдалась обратная картина.
Наиболее резкие отличия при разной латерализации ОЭА неожиданно обнаружились в характере перестройки межцентральных отношений в интактном полушарии. Это проявлялось, прежде всего, в более резко выраженном эффекте увеличения когерентности в левом полушарии при расположении ОЭА в правом полушарии. Сопоставление этих данных с характером выраженности патологических изменений на ЭЭГ выявило, что в группе больных с правосторонним ОЭА в 65% случаев эпилептоидные знаки более резко проявлялись в интактном полушарии.
Сопоставление полученных данных с характером перестройки межцентральных отношений биопотенциалов мозга показало, что проявление нейропсихологической симптоматики могло сопровождаться как уменьшением, так и увеличением средних уровней когерентности, отражая разные механизмы формирования патологических состояний.
Синдромный анализ психических функций у детей с эпилепсией
Квалификация единичного симптома была лишь первым этапом в анализе мозговой организации психических процессов обследованных детей с эпилепсией. Чтобы сделать его результаты достоверными и прийти к выводам о «локализации» соответствующих психических процессов, мы перешли к синдромному анализу изменений когнитивных функций, наступающих у детей при патологическом воздействии ОЭА головного мозга.
Центральное место в вопросе о структуре психических процессов и в вопросе об их мозговой организации занимало выяснение того, какие изменения в развитии претерпевают дети, страдающие эпилепсией, какой характер носит нарушение данной функциональной системы при различной локализации ОЭА.
Основная задача нейропсихологического обследования детей с эпилепсией заключалась в выявлении особенностей психического развития, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации, т.е. получения данных, позволяющих осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе лечения, динамического наблюдения и прогноза развития. Обнаруживаемый при тестовом нейропсихологическом обследовании дефицит в выполнении заданий позволяет при помощи синдромного анализа установить связь этого дефицита с работой той или иной зоны мозга.
Основой вариантов нейропсихологического тестирования является исследование конкретной психической функции. Анализируя разные типы ошибок, допускаемых испытуемыми, можно оценить состояние различных звеньев в структуре функций, поскольку каждому типу ошибок соответствуют особенности работы определенного звена функциональной системы. Исходя из положения о специфике работы разных отделов мозга, можно сделать вывод о позвеньевом составе функциональной системы, соответствующей определенной психической функции, и ее мозговой топографии.
В ходе нейропсихологического тестирования установлено, что у детей с ОЭА в теменно-затылочной (или нижнетеменной) области левого полушария нарушается пространственная организация восприятия и движения, что неизбежно вызывает и другие симптомы. У больных этой группы возникали трудности при выполнении графических проб и оптико-пространственных операций: понимание карт, схем, чертежей, определение времени на циферблате часов без цифр. Имелись проблемы при написании и узнавании букв (симптом зеркального копирования).
У детей с затылочной формой эпилепсии при выполнении сенсибилизированных проб (рассмотрении перечеркнутых, перевернутых фигур) при краткой экспозиции изображений возникали дефекты зрительного и зрительно-пространственного гнозиса, проявляющиеся в трудностях зрительного восприятия и отображения пространственных признаков предмета.
При наличии эпилептиформной активности у детей в теменных отделах мозга возникали нарушения возможности опознания цифр и букв, «написанных» на коже («тактильная алексия»).
Рисунки детей, имеющих фокус эпилептиформной активности в задних отделах мозга с право- и левосторонней латерализацией, имели свои особенности. У первых нарушения отображали более распространённую пространственную дезорганизацию. У некоторых детей наблюдался распад рисунка. У детей с левосторонней латерализацией обнаруживалось игнорирование одной части зрительного пространства (чаще левой), особенно при большом объеме зрительной информации. Это можно рассматривать как симптом нарушения зрительного восприятия.
При выполнении счетных операций и решении вербальных задач у 43% пациентов с расположением ОЭА в третичных височно-теменно-затылочных отделах коры головного мозга наблюдались сложные семантические расстройства: нарушения символических «квазипространственных» категорий в виде распада счетных операций (первичная акалькулия).
Детям было трудно выполнять простые арифметические действия (сложение, вычитание), переходить из одной категории числа в другую, хотя целенаправленный характер счетной деятельности оставался сохранным.
Нарушения счёта были следующими:
Основой этих нарушений операций с числами является распад «квазипространственных» симультанных символических процессов. Выявленные нарушения счетных операций у детей с локализацией ОЭА в нижнетеменных и теменно-затылочных отделах головного мозга существенны для характеристики данного синдрома в целом. Они наглядно показывают, насколько ложным является представление о нижнетеменном «центре», где якобы «локализовано» понятие числа и функция счета. Они свидетельствуют о том, что сложное разрядное строение числа и операции счета страдают в этих случаях, прежде всего, вследствие нарушений тех сложных форм пространственного анализа синтеза, которые составляют одно из важных психофизиологических условий для формирования многих психических функций, в том числе счетных операций.
При исследовании оптико-кинестетической организации сложных движений (пробы Хэда) у детей этой группы выявлены различные типы ошибок:
При этом недостаточность зон мозга, реализующих выполнение проб Хэда, распределилась следующим образом:
Первичные дефекты выполнения этой пробы являются результатом нарушения пространственного синтеза и возникли у детей с локализацией ОЭА в теменно-затылочных (или нижнетеменных) отделах левого полушария головного мозга. Однако встретился еще характерный тип ошибок при выполнении этой пробы, который стал следствием общей инактивности мозговой деятельности больного, типичной для случаев поражения лобных отделов мозга.
Таким образом, расположение очага ЭА у детей в теменных отделах мозга приводило к нарушению зрительно-пространственного кодирования раздражений, к распаду внутренних пространственных схем. У детей выявленные нарушения счетных операций имели тесную взаимосвязь с пространственными представлениями. Нарушения памяти носили вторичный характер и были тесно связаны с первичными гностическими расстройствами. Эта особенность определяла основной характер мнестических дефектов, общий для поражения как височной, так и теменной области. Различия этих нарушений заключались в том, что у детей с ОЭА в теменно-затылочных отделах в мнестической деятельности имелась недостаточность сохранения следов зрительно-пространственно организованных структур и связанных с ними следов логико-грамматических систем.
Расположение ОЭА в височной области слуховой коры привело к нарушениям организации звуковых сигналов в известную временную последовательность («сукцессивную») структуру. Дети с умственной отсталостью в стадии имбецильности и выраженной дебильности были не в состоянии четко воспринимать обращенную к ним последовательно развиваемую речь (даже в виде бытовых команд и простых инструкций к заданию) и удерживать ее следы: слухоречевая память оказалась у них существенно нарушенной. У детей этой группы отмечалось значительное нарушение поведения, распад даже простейших программ целенаправленной психической деятельности. Двигательные симптомы проявлялись в дефектах регуляции сложных произвольных движений и действий, которые обозначаются как «апраксия целевого действия». Ведущую роль в «целевой апраксии» играли нарушения речевого опосредования движений, нарушения их регуляции с помощью речи.
У детей с умственной отсталостью в степени легкой дебильности и задержки психического развития, у которых ОЭА регистрировался в префронтальных конвекситальных отделах мозга, отмечались нарушения в гностической, мнестической и интеллектуальной деятельности. При решении гностических задач (типа рассматривания «загадочных картинок) больные теряли задачу, у них нарушался активный зрительный поиск, отсутствовало построение гипотез, последовательность в просмотре картин, т.е. были нарушены структурные компоненты произвольной гностической деятельности. При запоминании словесного материала страдал стратегический аспект деятельности. Дети многократно воспроизводили 4–5 слов из 10, не стараясь запомнить большее количество. При решении арифметических задач у них отсутствовал этап предварительной ориентировки в условии задачи и формировании плана ее решения. Пациенты производили случайные операции с числами, данными в условии задачи, без сличения их с основной целью. Во всех случаях ошибки больными не осознавались и не корригировались.
У детей с эпилепсией, обучающихся по программе массовой школы, нейропсихологический дефицит проявлялся в нарушении модально-неспецифических факторов — «факторов активации–дезактивации», в адинамии, изменении состояния бодрствования, быстрой истощаемости и утомляемости. На этом фоне отчетливо выявлялись нарушения селективности и избирательности психических процессов, которые распространились и на семантические структуры. При воспроизведении семантически организованного материала (например, коротких рассказов) больные вплетали в рассказ побочные ассоциации (конфабуляции), нарушающие семантическую структуру материала. Нарушение селективности семантических связей проявлялась у этих детей и в интеллектуальных процессах. Например, при решении вербальных задач дети легко отклонялись от нужного решения, выбирая ответ по принципу побочных ассоциаций. Та же неустойчивость наблюдалась при выполнении заданий на определение понятий.
Сравнительный анализ результатов обследования детей с эпилепсией разными методами топической диагностики
ЭВМ-анализ сравнительных результатов использования различных методов топической диагностики у больных эпилепсией на уровне интегральных оценок показал, что нейропсихологическое заключение о стороне поражения мозга совпадает с неврологическим в 59% случаев, с данными психопатологического заключения — в 76%, с данными ЭЭГ (очаговые проявления пароксизмальной активности) — в 80–86%.
Долевая локализация наиболее отчетливо диагностируется при височной эпилепсии. Совпадение нейропсихологического и психопатологических заключений о топике очагов поражения наблюдается в 85% случаев. Однако в группе височной патологии нейропсихологическое исследование чаще дифференцирует также расстройства высших психических функций, обусловленные поражением височно-теменно-затылочных и височно-лобно-центральных областей мозга. В 50% случаев долевая локализация на основе очаговой пароксизмальной активности ЭЭГ отсутствует. Наблюдается ЭЭГ-гипердиагностика височной патологии — совпадение в 81% случаев и гиподиагностика височно-теменных, височно-лобно-центральных и лобных очагов, которые нейропсихологическая методика выявляет более успешно.
При неврологическом осмотре детей не выявлено достоверных отличий по частоте патологической неврологической симптоматики. В той или иной форме она присутствовала у всех больных, не было достоверных отличий и по частоте право- или левостороннего гемисиндрома, хотя можно было ожидать в группе с нарушениями речи большую частоту правосторонних нарушений, свидетельствующих о поражении левого полушария.
Однако с помощью нейровизуализационных методов исследования была выявлена достоверно более высокая частота структурных нарушений в группе с речевыми нарушениями. В этой группе наблюдались атрофические процессы коркового вещества, дисгенезии головного мозга, туберозный склероз, субарахноидальные кисты.
Найденные структурные нарушения, возможно, явились причиной возникновения у детей эпилепсии. Вероятно, в ряде случаев они обусловливают и речевые нарушения.