Интерим менеджмент что это
Интерим-менеджмент
Содержание
Интерим-менеджер – как управленец «напрокат»
В те времена интерим-менеджмент действительно исполнял только одну функцию – помощь компаниям в кризисный период, спасение бизнеса от развала.
Со временем эта услуга начала приобретать все более широкий функционал и на данный момент воспринимается как внешняя помощь компании, у которой дела идут хорошо, для более качественного развития.
Особенности сотрудничества с интерим-менеджером
1) Временный специалист работает по своему собственному фиксированному гонорару.
2) Интерим-менеджер действует как индивидуальный предприниматель, сотрудничество с которым оформляется отдельным договором или как представитель интерим-компании, которая предоставляет своего специалиста по договору аутсорсинга или лизинга. То есть, принимать в штат компании и платить налоги за такого работника не требуется.
3) Интерим-менеджмент и кризис-менеджмент – это разные понятия. Первый вид управленческой деятельности намного шире, чем второй, так как кризис-менеджемент – это одна из составляющих интерим-менеджемента.
Какие задачи можно решить с помощью интерим-менеджмента?
1) Срочные, неотложные задачи по исправлению,улучшению управления, по плановому внедрению организационных изменений, по созданию новых возможностей для бизнеса.
2) Для профессиональной помощи предприятию, которое находится на стадии регистрации, банкротства, санации, выпуска акций, активного взаимодействия с разрешительными инстанциями.
3) Для временного замещения отсутствующих топ-менеджеров, директоров или для дополнения управленческой команды, которую временно сформировали с целью разработки и запуска определенного проекта.
4) Если возникает потребность в обучении персонала особым техническим умениям, специфичным узкопрофильным знаниям, освоении новых технологий, внедрении инноваций и прочих производственных изменений.
Преимущества проектного менеджмента
1) Очевидная экономическая выгода для компании. Несмотря на то, что гонорар интерим-менеджера как минимум на 100% дороже содержания штатного специалиста, их труд настолько эффективен, что для достижения аналогичного результата потребуется или как минимум втрое больше работников или втрое больше времени.
2) Интерим-менеджер – это независимый специалист. Для поиска и реализации правильного решения он не будет избегать справедливой критики или считаться с мнением коллектива. Он просто использует предоставленные ему полномочия, и занимается реализацией поставленных целей. К тому же, взгляд со стороны всегда более объективен.
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Зачем вам нанимать интерим-менеджера вместо стороннего консультанта
Интерим-менеджмент — это срочный менеджмент, замещение руководящих позиций на время для решения актуальных, безотлагательных проблем и задач компании.
Интерим-менеджер полностью входит в работу компании:
Интерим-менеджер отличается от консультанта тем, что сам внедряет предложенные изменения.
Спасение металлургического завода
Руководство металлургического предприятия решило провести изменения. Начиналось все «мирно» — в режиме консалтинга. Были проведены организационная диагностика и стратегическая сессия. Разработана программа развития. Однажды топ-менеджеры сказали: «Нужен антикризисный план». Создали антикризисный штаб, разработали программу и наладили ее мониторинг.
Через полгода выяснилось, что заложенные в программу мероприятия выполнены максимум на 25%. Топ-менеджеры обвинили собственника и по совместительству генерального директора компании в том, что он не взял на себя функцию кризис-менеджера и не стал всецело управлять процессом. Собственник, в свою очередь, заявил, что топ-менеджеры не доводят запланированные мероприятия до конца. Консультационный проект свернули, выделив пару инициатив для завершения.
Еще через полгода собственник инициировал интерим-проект — «сделайте сами то, чему учили консультанты». Под кризис-менеджера ввели должность первого заместителя генерального директора со всеми полномочиями по управлению финансами, процессами и сотрудниками.
Определили цели проекта — выйти на безубыточность и стабилизировать производственный цикл в условиях жесткого дефицита оборотных средств.
К тому времени существенно возросла кредитная нагрузка на завод. Большая часть заемных средств ушла в скрытые убытки и была «заморожена» в «прорывных проектах». Банки стали отзывать кредиты. Начались регулярные перебои в производстве.
Что такое интерим-менеджмент
Интерим — происходит от латинского «ad interem» – временно исполнять обязанности. Интерим-менеджмент (по определению Британской Ассоциации Временных Управляющих)— это оперативное практическое решение бизнес-проблем путем привлечения опытных высококлассных руководителей высшего звена на короткий срок.
Характеристики «временный» или «промежуточный» ровным счетом ничего не говорят о реальном функционале и назначении интерим-менеджера.
Интерим-менеджер – это не консультант, который рекомендует, что нужно было бы сделать для решения проблемы или достижения цели, вместо этого он решает внутри компании конкретные управленческие задачи в сжатые сроки. Он входит в структуру оперативного управления и покидает организацию после достижения целей проекта временного управления. Интерим-менеджер отвечает за достижение результатов и не участвует во внутри=политических процессах, оринтированных на долгое и успешное «пребывание в должности».
Еще, интерим-менеджера характеризуют, как руководителя «все-в-одном», поскольку при процессе реализации проекта он един в трех ролях:
Как правило, интерим-менеджеры работают на уровне совета директоров или правлениякомпании. И в отдельных случаях, когда требуется временная замена на позициях руководителей служб (подразделений).
Интерим идет в трендах современности (проектная, свободная, частичная занятость и рост эффективности при стагнации рынков) и потому становится все более популярной формой привлечения профессионалов на срочной (временной) основе. Так, например, по оценке Союза немецких предпринимателей объем рынка услуг интерима составляет около 1,7 млрд.евро и увеличивается на 10% в год. На то есть ряд весомых причин:
1.ВРЕМЯ. Выигрыш во времени обусловлен двумя обстоятельствами: (а) интерим-менеджер может вступить в должность в течение нескольких дней (если требуется немедленно) и не задерживаясь покинуть компанию, без дополнительных затрат; (б) интерим-менеджер абсолютно готов к выполнению своих управленческих задач, ему не требуется время на изучение и освоение новых методов и навыков.
2.ОПЫТ. Обычно интерим-менеджер имеет более чем достаточную квалификацию для замещаемой должности. Он может работать на позиции более низкой, чем должность соответствующая реальным способностям и возможностям. Имеющийся опыт решения различных, аналогичных и более сложных ситуаций, чем та, которую он должен разрешить дает готовность работать с максимальной отдачей с первого дня. Это существенно ускоряет выполнение поставленной задачи и снижает риск неудачи.
3.НЕПРЕДВЗЯТОСТЬ. Интерим-менеджер является носителем свежего, более объективного взгляда взгляда на проблемы, их причины и состояние организации, поскольку не имеет личной заинтересованности в характере протекающих процессов и системе личных взаимоотношений внутри компании, а так же в силу использования специального диагностического инструментария. Это объективно позволяет сосредоточиться на ключевых видах деятельности и решать не мнимые, а истинные проблемы организации, что максимально полезно для всего бизнеса.
4.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Интерим-менеджер способен обеспечить более высокую результативность, чем внешние и внутренние агенты изменений в силу двух обстоятельств: (а) Другое понимание результатов, чем у консультантов (внешние агенты). В отличие от типичной консалтинговой деятельности (сбор, анализ, интерпретация данных, новая идея-рекомендация), интерим-менеджер является ответственным и заинтересованным менеджером, включенным в процесс деятельности компании. Он управляет бизнес-процессом (или проектом) по своему усмотрению и отвечает за достижение результатов и не может кому-либо делегировать принятие решений и ответственность. (б) Другое понимание интересов, чем у исполнительных директоров (внутренние агенты). Пребывание интерима в компании ограниченно определенным сроком и обусловлено результатами для компании (!) и вовсе не в том, чтобы «окопаться на позициях». В то время как исполнительные директора часто заинтересованы встроиться в большее количество процессов – стяжать ресурсы и полномочия, ответственно размыть за счет большого количества участников и размытых ожидаемых результатах.
5.ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. Привлечение интерим-менеджера и подчинение его непосредственно Совету директоров или Правлению, позволяет эффективным образом делегировать полномочия именно под реализацию проекта изменений. Ибо если, например, делегировать дополнительные полномочия функциональному директору, то велик риск использования этого ресурса для усиления влияния функционально службы, вместо выстраивания сквозного (комплексного) бизнес-процесса.
6.САМОТДАЧА. Настоящий интерим-менеджер считает интерим-менеджмент естественной и ценной составной частью своей профессиональной карьеры и не может считать его всего лишь «прослойкой» между двумя «настоящими» — постоянными работами. В силу особенностей характера он с интересом идет навстречу вызовам и преодолевает возникающие препятствия, работает в своей должности как можно более качественно – «не за страх, а на совесть», т.к. конечным мерилом успеха для него является достижение результатов, нового состояния.
Учитывая высокие уровни квалификации, результативности и стоимости интерим-менеджеров, их услугами целесообразно воспользоваться в следующих ситуациях:
По оценке Британской Ассоциации Временных Управляющих, привлекают интерим-менеджеров в случаях управления бизнес-проектами или программами (29%), и для быстрой реструктуризации бизнеса, или закрытия внезапно возникшей бреши в структуре (26%).
Интерим-менеджер
Особенности профессии
Профессия интерим-менеджера относится к «Рынку управленческих услуг». Различают шесть категорий интерим-менеджеров, классифицированных по главному признаку — цели использования их услуг заказчиками:
1. Интерим-прогрессоры — это временные менеджеры, целью деятельности которых является достижение прогрессивных изменений в организации. Задача прогрессора — запустить процесс саморазвития, «раскрутить маховик» прогрессирования результатов (саморазвитие характеризует внутренние изменения, а прогрессирование — внешние результаты). Интерим-прогрессора следует привлекать к управлению, когда необходимо:
2. Интерим-терапевты — это временные менеджеры, целью деятельности которых является «налаживание работы» в каком-либо подразделении или функциональной области. На практике, как правило, это административные области: управление человеческими ресурсами, финансами, документооборотом и т.п.
3. Интерим-подменщики — это временные менеджеры, целью деятельности которых является временная замена отсутствующих должностных лиц или поддержка некоторых функций на предприятии до наступления определенного момента (это можно назвать «подхватом управления»). Интерим-подменщикам не ставится задача существенно изменить, а в основном, наоборот, — поддержать управление на определенном уровне до момента передачи другому менеджеру.
4. Интерим-чистильщики — это временные менеджеры, целью деятельности которых является устранение отдельных негативных факторов, мешающих более эффективному функционированию бизнеса. Например, необходимо освободить компанию от людей, которые по различным причинам не удовлетворяют требованиям сегодняшнего бизнеса («не тянут», не воспринимают изменения, занимаются скрытым саботажем, являются источниками конфликтов и тому подобное); остановить развитие деструктивного конфликта в коллективе, с которым не может справиться текущее руководство; расшевелить «болото», в котором вязнут все попытки менеджмента осуществлять нововведения.
5. Интерим-дизайнеры — это временные менеджеры, целью деятельности которых является изменение внешней привлекательности компании для инвесторов, акционеров, потенциальных покупателей бизнеса. Например, необходимо создать «привлекательный интерфейс» при подготовке бизнеса к продаже; при подготовке к публичному размещению акций; при привлечении инвестиций.
6. Интерим-могильщики — это временные менеджеры, целью деятельности которых является профессионально «свернуть» деятельность предприятия. Обычно такая деятельность находится на грани законности.
Когда в различных публикациях интерим-менеджмент характеризуется как высший пилотаж управленческого искусства, под этим подразумеваются прогрессоры.
Плюсы и минусы профессии
Место работы
Если говорить об отраслях, в которых наиболее востребован интерим-менеджмент, то особенно часто менеджеров «по вызову» приглашают в автомобильной отрасли, машиностроении, строительстве и области телекоммуникаций. Всплеск активности наблюдается также в сфере финансов и здравоохранения. Организации пользуются услугами интерим-менеджера в следующих ситуациях: кризисный менеджмент, неожиданное замещение вакансии (неожиданное расторжение трудовых отношений, болезнь, кончина), менеджмент преобразований, выкуп компании менеджментом (MBO), первичное публичное размещение (IPO), слияния и аквизиции фирм, управление проектами.
Важные качества
Обучение на Интерим-менеджера
ВУЗы не готовят интерим-менеджеров. Обычно в эту профессию приходят опытные управленцы. Людям с огромным профессиональным опытом бывает тесно в стенах одной компании, и они могут найти себя в интерим-менеджменте. Интерим-менеджмент – великолепная перспектива для опытных, образованных и успешных менеджеров, людей со связями и блестящими коммуникативными навыками. Для них это уникальная возможность принести пользу различным компаниям. Часто такими «свободными художниками» становятся руководители, которые отошли от дел собственной фирмы, их советы бесценны для многих начинающих и уже добившихся успеха бизнесменов.
Оплата труда
Зарплата интерима-менеджера на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Ступеньки карьеры и перспективы
В соответствии с классификацией интерим-менеджеров высшей ступенью карьеры является прогрессор, низшей – могильщик.
Наиболее известные своими выдающимися достижениями и нестандартным управленческим мировоззрением менеджеры по своей сути были прогрессорами. Это Джек Уэлч (GE), Ли Яккока (Chrysler), Акио Морита (Sony), Соичиро Хонда (Honda Motor), Фред Смит (FedEx) и многие другие.
Как правило, интерим-менеджеры – это люди старше 50 лет, имеющие огромный профессиональный и жизненный опыт. Например, Петеру Шиндлеру 52 года, он по образованию юрист. Его последним местом работы перед тем, как он выбрал новую стезю, была всем известная компания «Нестле». Он занимал престижную и перспективную должность директора по персоналу одного из подразделений концерна. Однако через некоторое время у него появилось ощущение, что он занимается рутинной работой, поэтому он ушел в свободное плаванье и стал «HR-менеджером на час». Сегодня его нанимают в кадровые департаменты различных компаний, в основном, в сложные для организации периоды. Шиндлер решает конфликты, помогает пережить трудные ситуации, связанные с реструктуризацией, подбирает персонал.
Всё большее число женщин работает интерим-менеджерами. По мнению мужчин, работающих интерим-менеджерами, это неслучайно. Данные интернет-исследования опыта работы 156 интерим-менеджеров высшего звена Великобритании показали, что женщины в целом лучше убеждают, быстрее адаптируются, выстраивают глубокие взаимоотношения и в более короткие сроки добиваются результата. И это именно те качества, которые необходимо иметь хорошему интерим-менеджеру. Другие особенности, которые делают женщин успешными интерим-менеджерами – гибкость, высокая адаптивность и способность выполнять несколько задач одновременно.
Интерим- менеджмент новый инструмент для роста и трансформации бизнеса
Наиболее известные случаи интерим-менеджмента – это turnaround[1] (экономический разворот) на ранней стадии стагнации-ухудшения показателей или кризис-менеджмент[2] (восстановление управляемости, безубыточности и платежеспособности) на более поздних стадиях существенного провала показателей и нарушения регулярного функционирования (производственных и коммерческих процессов) предприятия.
Еще через 6 месяцев, по запросу собственника – «можете сами сделать то чему учили», начался интерим-проект. Специально под интерим- (кризис-) менеджера ввели должность первого заместителя генерального директора со всеми полномочиями по управлению финансами, процессами и сотрудниками.
К тому времени уже существенно возросла кредитная нагрузка. Большая часть заемных средств потрачена на погашение (скрытых) убытков и «заморожена» в долгострое «инновационно- прорывных проектов» и банки стали отзывать кредитные транши. Наметились повторяющиеся перебои производственного цикла.
Задачи интерим-антикризисного проекта – выйти на безубыточность и стабилизировать производственный цикл в условиях дефицита оборотных средств.
В итоге интерим-проекта стабилизирован производственный цикл и достигнута безубыточность по 3-м из 4-х б-единиц. Убытки и неприкосновенный персонал в последней БЕ явились схемой (самого собственника) для вывода средств за границу.
Отличия интерим-менеджмента от других, более известных видов профессиональной деятельности.
В отличие от консалтинга, где продавать решение может более опытный (старший) партнер, а делать будет менее опытный (младший) консультант, в интерим –менеджменте диагностику, планирование и исполнение всегда делает один и тот же человек, отвечающий за результат.
В отличие от консалтинга и фриланс-подрядчиков, интерим-менеджер полностью включен в систему управления компании, проблематику и реальность компании. Он несет всю совокупность ответственности от дисциплинарной до уголовной за свои подписи, приказы и решения.
В отличие от руководителя проекта, создающего (по методологии PM BOOK) ИТ-продукт или строительный объект не связанный с изменением компании, интерим менеджер воплощает организационный проект внутри компании, трансформируя ее саму по разным методикам, отличным от PM BOOK.
Интерим менеджмент – самостоятельное направление профессиональной деятельности.
Как вы яхту назовете …
Однако, ИМ пока мало известен в России. В 2017 году опрос на сайте kadrivik-info.ru показал, что 78% респондентов не знают, кто такой интерим-менеджер. Не знают и сами интеримы, называя свою работу «включенным консалтингом» или «просто проектами». Типичная реакция после знакомства с интерим-концепцией – «Так вот чем я занимаюсь! Оказывается, существует такой вид управления».
— много разных мест работы – плохо для ШМ, а для ИМ нормально и даже хорошо, если есть сквозная специализация этих работ;
— «оверквалифайд» в отдельных местах работы – плохо для ШМ, а для ИМ – хорошо, т.к. это ресурс быстрых изменений и успешного завершения интерим-проекта
— возраст (старше среднего) – плохо для ШМ, а для ИМ – хорошо, накопленные проекты, приемы, квалификация и соответствует мировым трендам.
Потому интеримы вынуждены мимикрировать под «обычных штатных» менеджеров, что бы пройти отбор.
В то время как целенаправленный выбор интерим-формата и менеджера позволяет динамичнее и эффективнее решать задачи, проблемы и делать проекты. Поскольку достижение результатов требует, кроме ментального содержания (идеи, схемы, тексты, документы) и включенности в реальность компании, еще создания-поддержания связей минимум на трех уровнях управления и полной ответственности за результат решения, проекта. Именно это в полном объеме обеспечивает интерим-менеджмент.
[1] Turnaround – (разворот) не имеет русского термина-аналога. Обозначает совокупность управленческих, финансово-экономических действий предпринимаемых, для разворота текущей тенденции на стагнацию или ухудшение бизнеса. Как правило, осуществляется внешними специализированными экспертами по инициативе владельцев или крупных кредиторов. Turnaround не равнозначен кризис-менеджменту
[2] Кризис менеджмент – это управления всеми функциями и подразделениями предприятия, в целях выхода из кризиса и предотвращения процедур банкротства, в условиях регулярных убытков и потери управляемости. Для КМ вход в процедуры банкротства крайне нежелательны. Его не следует путать с арбитражным управлением (судебно-юридические действия) в рамках процедур банкротства, которые часто называют «антикризисным управлением» для придания респектабельного вида, а по сути в 99% случаев, приводящих к ликвидации предприятия. Для псевдо-антикризисного управления процедуры банкротства это начало работы в удобном формате и привычной среде.