Интернациональная команда что это значит
Бизнес-интернационал: как управлять компанией, в которой работают сотрудники из разных стран
Практические рекомендации по формированию международной команды
IT-инструменты, которые использует Алекс Райнхардт
Сотрудники из разных стран, работающие в одной компании в удалённом формате, способны как усилить её, так и существенно ослабить. Чтобы взаимодействие международной команды было максимально успешным, от менеджмента требуется соблюдение ряда правил и знание особенностей менталитета разных наций. О том, что следует учитывать при взаимодействии со специалистами из разных стран, в своей авторской колонке рассказал предприниматель Алекс Райнхардт.
С развитием современных средств коммуникации мир стал гораздо меньше: информация из любой точки передаётся на другую часть света в считанные секунды. Это открывает новые возможности для развития бизнеса вне зависимости от географической локации. Для успешного взаимодействия деловых партнёров или членов команды из разных стран языковые барьеры и разница культур больше не являются препятствием.
Я считаю, что компания, сотрудники которой – из разных стран, получает ряд преимуществ.
1. Свобода в выборе персонала. Компания может искать сотрудников по всему миру и приглашать в команду лучших специалистов. По такому пути пошли сегодня многие IT-компании. Найти талантливого разработчика стало очень непросто, особенно в пределах одной страны. За ними во всём мире идёт настоящая охота. А поиск среди сотрудников из разных стран существенно расширяет возможности для усиления команды.
2. Укрепление бизнеса за счёт своей команды. Международные компании могут привлекать своих сотрудников из разных стран для изучения новых рынков. Те могут поделиться информацией о национальных особенностях рынка, потребительских привычках и мотивах покупателей. Всё это позволит компании укрепить свою конкурентоспособность без привлечения стороннего персонала.
3. Экономия времени. В удалённом формате работы фокус следует делать не на формальном соблюдении дисциплины, а на выполнении поставленных задач. Это позволяет участникам процесса с обеих сторон экономить время, поддерживая грамотный баланс между личной жизнью и работой.
Работа с международной командой имеет не только преимущества. Важно соблюдать ряд правил, чтобы разница в часовых поясах у сотрудников из нескольких стран или отсутствие встреч коллег в офлайне не сказывались негативно на деятельности вашего предприятия.
1. Необходима постоянная коммуникация с руководителем. В любой компании коммуникации занимают значительную часть рабочего времени руководителя. Для успеха компании он должен уметь выстраивать общение с коллегами, подчинёнными и партнёрами: проводить встречи, совершать звонки, вести планёрки. При управлении удалённой командой руководителю необходима постоянная качественная коммуникация с подчинёнными. В ситуации, когда сотрудники находятся в разных частях мира, менеджмент значительно усложняется.
2. Важно помнить о национальных особенностях. В первую очередь важно учитывать юридические особенности ведения бизнеса в разных странах. Желательно, иметь юриста из страны, с сотрудниками которой вы работаете, чтобы знать особенности налогообложения (например, при расчёте зарплаты). Чрезвычайно важно учитывать и ментальные особенности каждой нации и разницу в корпоративной культуре. Для одних нормально принимать на веру всё, что говорит начальник, и чётко следовать его поручениям, для других норма – всё ставить под сомнение. К примеру, на Востоке очень развита субординация: сотрудники с восточным менталитетом вряд ли будут спорить с начальством, в то время как для американцев свойственно ярко выражать своё мнение.
Важно понимать, что уровень восприятия информации у представителей разных культур также различается. Это стоит учитывать в том числе и при выстраивании маркетинговой стратегии: где-то агрессивный стиль может казаться хорошим решением, а где-то наоборот оттолкнуть навсегда от вашего бренда.
3. Строить работу с учётом разницы во времени. Важно помнить и о часовых поясах: разница во времени у сотрудников из разных стран может влиять на скорость выполнения задач. Её также нужно учитывать и при назначении совместных встреч в онлайне.
В нашей компании разные часовые пояса – не проблема. Поскольку основной офис находится в России, то мы стараемся проводить свои рабочие встречи с утра – обычно в 9.00. Даже тем, кто находится в Азии или Латинской Америке, это подходит. Но строгих правил у нас нет – к примеру, в какой-то ситуации по просьбе коллег из Каракаса (Венесуэла) мы можем назначить рабочее совещание и на вечер по московскому времени.
Я разделяю точку зрения, согласно которой, в команду надо подбирать ментально близких людей, независимо от принадлежности их к какой-либо национальной культуре. Я уверен, любого человека можно научить тем или иным компетенциям, а вот найти такого, кто будет разделять ваши корпоративные ценности, не так-то просто.
Чтобы наладить эффективное взаимодействие в международной команде, мы в своей компании осуществили ряд важных мероприятий.
Создали свод правил для новых сотрудников, где прописаны миссия и ценности компании. У нас каждому новому специалисту в выбранной локации назначается свой ментор. Он помогает сотруднику адаптироваться к корпоративной культуре и быстрее включиться в работу.
Сделали бизнес-процессы прозрачными и эффективными. Каждый понимает своё место в общей структуре, свои задачи и задачи всей компании, а также имеет представление о том, чем заняты коллеги. Нужно помнить, что удалённые сотрудники являются такой же частью компании, как и штатный персонал главного офиса. За информирование таких сотрудников о процессах в компании должны отвечать руководители.
Даём понимание удалённым сотрудникам о перспективах их роста внутри компании. Если вы не представите ясный план по карьерному росту для удалённых сотрудников, у них может возникнуть разочарование и мысли о смене работы.
Обозначаем общие и индивидуальные задачи, проводим еженедельные совещания для сверки позиций. Это помогает сотрудникам из разных стран ощущать вовлечённость в процессы компании и понимать важность процессов, находящихся в их зоне ответственности. Для разных уровней сотрудников существуют разные варианты мероприятий. Например, для руководителей функциональных направлений и топ-менеджеров, отвечающих за развитие бизнеса в конкретной локации, используются офлайн и онлайн-мероприятия: страт-сессии, тренинги и т.д. Для рядового персонала достаточно онлайн-мероприятий.
Не практикуем микро-менеджмент. При сформированной удалённой команде проверка её участниками ежедневных рутинных задач является естественным процессом. Однако чрезмерный контроль может вредить процессам. Нужно создавать систему, которая позволит ежедневно контролировать процессы, но при этом не будет разрушать менеджмент.
Управление бизнесом с сотрудниками со всего мира: советы и опыт
Вы находитесь на сайте digital агентства Lio, и все проекты наша команда ведёт удаленно, начиная с 2012 года. Управление бизнесом и международной командой специалистов для нас не пустой звук: в этой статье мы рассказываем про наш опыт, в котором заняты работники, живущие в разных странах и разных часовых поясах.
Как две сестры жили на Бали с 2012 года и работали с Москвой
История Lio Digital Agency началась с двух сестер-пиарщиц, которые мечтали работать из любого уголка мира. Ещё 5-8 лет назад опыт ведения дел без офиса был не так распространен в России. Всех, кто работал «удаленно» считали фрилансерами достойными меньшей оплаты, чем сотрудники тех же должностей в Москве. Уехавших жить в другую страну представляли дауншифтерами, которые сидят под пальмой и питаются бананами и рисом, либо считали богачами, которым и так денег хватает — поэтому платить соразмерно работе не хотели.
Мы сталкивались с разным отношением со стороны заказчиков пока росли, и среди стандартных вопросов всегда возникал неизменный — про время. Как вы работаете, если у вас 5-6 часов разница с Москвой, а еще сложнее — друг с другом? И мы нашли массу преимуществ в разнице во времени внутри компании.
Как создать интернациональный коллектив, чтобы все работали
Современные реалии позволяют нанимать сотрудников из любого места в мире, лишь бы был интернет. В этом есть свои преимущества и недостатки. Международная команда способна как укрепить бизнес, так и развалить его до основания. От управляющих проектами требуется знать национальные особенности своих сотрудников, а также соблюдать несложные правила. Один из примеров — свод рекомендаций долларового миллионера Алекса Райнхардта.
Алекс Райнхардт – успешный предприниматель, являющийся соучредителем крупной швейцарской компании и венчурным инвестором. Алексу всего 37 лет, и родился он в России, в одном из небольших городов Сибири. Его жизненный опыт позволяет использовать как российский менталитет в работе, так и зарубежный опыт, такие знания по управлению бизнесом нам особенно интересны.
Почему интернациональная команда лучше
Мир уменьшается, по сути, он может поместиться в одном компьютере или даже смартфоне. Все больше возможностей нам дает интернет, в том числе принципиально новые инструменты и модели ведения бизнеса. Провести совещание или конференцию можно через видео-звонок в популярном мессенджере. Разослать сотни информационных писем за секунды с помощью автоматизированных систем и приложений. Общаться с деловыми партнерами на любом языке благодаря онлайн переводчикам. Набирать сотрудников по всему миру и взаимодействовать с ними — теперь не проблема.
Вот самые основные причины, по которым можно утверждать, что интернациональный коллектив в бизнесе – это существенный плюс:
1. Свобода действий – свобода выбора. Менеджмент может всегда искать новых сотрудников. Не важно занята или нет сейчас переговорная, ведь собеседование можно провести онлайн. Выбор из большего количества вариантов позволяет найти лучших из лучших. В крупных компаниях, занимающихся современными технологиями, такой принцип принят уже давно. Не важно, из какой ты страны или какого города, важно, что ты умеешь, что можешь дать компании.
2. Изучение новых рынков. Коллеги из других стран знают своё общество и его потребности изнутри. Они могут рассказать, какой тип рекламы эффективен, а какой не воспринимается этой нацией. Какие есть национальные особенности, связанные с потреблением тех или иных товаров и услуг. Эти знания позволят действовать на чужих рынках более прицельно. При этом не требуется нанимать дополнительных людей.
3. Экономия ресурсов. Сотруднику не нужно тратить деньги и время на транспорт до работы. Это время можно провести с семьей, а деньги вложить в образование или путешествия. Работодателю не нужно тратить деньги на аренду офиса, закупку техники. На первое место выходят цели и задачи, которые нужно решить в процессе работы и взаимодействия, а не формальное время, которое нужно отсидеть на стуле в офисе.
4. Компетенция и личная заинтересованность сотрудников в работе. Мы в своей практике заметили, что хороший сотрудник, это тот, кто доволен своей жизнью, счастлив. На первый взгляд это может показаться какой-то психологической ерундой, но, если задуматься, то это чистейшая правда: когда человек счастлив, он вдохновлён, для него нет границ, ему хочется творить, создавать, думать. Поэтому сотрудник, который мечтает серфить, но вынужден ходить большую часть года в офис и катается только 2 недели в году и сотрудник, который живёт рядом с океаном, катается каждый день и имеет при этом возможность работать с видом на любимые волны — как вы думаете, какой из них будет больше заинтересован в качестве выполняемой им работы? Счастье — это важный эквивалент успеха.
Управление бизнесом и международной командой
Интернациональная или распределенная по разным странам команда иногда может привести к сбоям в работе. Основные причины этого следующие:
Интересный и яркий пример — как работают иностранные компании в Индонезии. Чтобы не останавливать производство, либо оказание услуг, лучше всего нанимать 40% приверженцев мусульманства, 40% хинду и 20% европейцев. Так можно наилучшим образом избежать массового невыхода на работу всех сотрудников сразу в связи с религиозными праздниками.
Чтобы повысить эффективность управления бизнесом и международным коллективом, убедитесь, что соблюдаете эти рекомендации (проверено на нашем опыте):
Принципы создания многонационального коллектива единомышленников
Можно научить правильно делать, но гораздо сложнее научить правильно думать. Можно взять в команду профессионала, не разделяющего ценности компании, и он все перевернет с ног на голову. Можно взять неопытного сотрудника, лояльного и верящего в миссию вашей фирмы, готового трудиться и развиваться. Второй вариант более предпочтителен, так как легче передать новому сотруднику компетенции, чем ценности.
Это касается не всех должностей, другая особо острая ситуация будет с РОП-ами и управляющими компанией — для их найма лучше обратитесь к HR. Управление бизнесом любой компании — это, в том числе, и психология, именно она помогает придти к пониманию между сотрудниками и начальством, правильно выстроить деловые взаимоотношения, собрать команду, которая будет максимально продуктивно работать друг с другом.
Управление бизнесом: миссия и корпоративная культура для управления международным коллективом
Убедитесь, что у вашей компании есть прописанные правила и миссия компании, которые могут быть близки всей массе ваших сотрудников. Новичок вместе со сводом правил получает наставника, который объяснит, подскажет, поможет. Наставник вводит нового сотрудника в курс дел, помогая освоить корпоративную культуру и вникнуть в рабочий процесс.
Понятный и доступный образ компании для каждого сотрудника. Работник видит не только себя и своего начальника, но может участвовать в событиях с другими членами коллектива, принимать участие в обсуждениях или мероприятиях. Он видит систему как единое целое, получает отклик о своей работе, понимает свою значимость, место в системе и возможности роста. Сотрудник знает свои и общие обязанности, зону ответственности, так как все это прописано, обсуждается и не скрывается.
Стратегия общая и личная. Человек, работающий в компании, знает задачи и планы компании на ближайший месяц, год, десятилетие. Руководитель должен помочь подчиненному на основе этих знаний составить свою стратегию развития в компании, показать перспективы карьерного и финансового роста. Сотрудники не знающие, что их ждет, склонны искать более надежное и понятное место, где их будущее будет не таким туманным.
Совещания каждую неделю, чтобы сверить курс. Каждый должен понимать, какую важную роль играет во всей большой системе. Для этого на совещаниях говорится о проблемах и успехах, о новых планах и задачах. Коллеги могут получить друг от друга обратную связь. Руководители встречаются онлайн и оффлайн. Линейный персонал может видеться только онлайн.
Ограниченный ежедневный контроль. Отказ от практики микро-менеджмента и большая свобода действий и планирования для работников. Акцент на стратегических задачах, а порядок и ход выполнения рутинных задач сотрудник для себя определяет сам. Руководитель должен только фиксировать контрольные точки и в них проверять прогресс выполненных задач.
Как технически выстраивать процессы в компании и управлять удаленно — читайте в статье тут.
«InterNations», интернациональный коллектив
Для помощи интернациональным работникам была создана международная организация «InterNations», которая помогает экспатриантам найти земляков и единомышленников, организует мероприятия, на которых можно пообщаться по-приятельски с гостями из разных стран. Организация, основанная в Германии, охватывает 139 стран и 390 городов.
Мне удалось побывать на мероприятии «InterNations» и узнать об основной деятельности этой организации. Увы, моего «туристкого» английского было недостаточно, чтобы поддерживать умные беседы о мировой экономике. Пока мое участие в серьезном разговоре может сводиться к «улыбаемся и машем». Хотя приобщиться к мировому бизнесу было интересно.
За приглашение спасибо Виктории Дмитриевой saint_autere послу «InterNations».
Розыгрыш призов для гостей мероприятия
Петербург один из крупнейших городов «InterNations», в котором организация проводит официальные встречи, вход на которые только по приглашениям. Также для гостей открыты неформальные клубы, к которым может присоединиться любой желающий. В «InterNations» рады не только иностранным гостям города, но и местным интересным людям.
Каждый месяц организация проводит официальное мероприятие «InterNations Community Get Together», которое проходит в уютных ресторанах города.
В июле мероприятие прошло в ресторане «Barberini». У каждого гостя был бейджик с флагом родной страны, чтобы было легче определить язык гостя. Желающие могли попрактиковаться не только в английском, но и немецком и итальянском.
Ресторан «Barberini» перед началом мероприятия
Такие мероприятия проходят более 250 городах мира, объединяя людей более 180 национальностей.
Партнерами выступают надежные компании, такие как CNN, Lufthansa, HSBC.
Также «InterNations» в Петербурге организует языковые клубы для общения. На такие встречи может прийти каждый бесплатно, чтобы попрактиковаться в иностранном языке с гостями города, которые всегда рады общению с приятными людьми.
Ссылки клубов Вконтакте, где можно найти информацию о встречах:
Фото со мной от Ани Ласомбра
Если говорить о членстве в «InterNations», в организации имеется разделение по виду членства:
— Albatross Member – оплачивает взносы на сайте и имеет бесплатный вход практически на все мероприятия (
90% гостей).
— Basic Member – оплачивает символическую входную плату на мероприятие, обычно около 500 руб (
10% гостей).
— Гости, не являющиеся членами InterNations, и не входящие списки гостей платят за билет на мероприятия 800 руб.
Мой паблик вконтакте
Мой facebook,
Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках
Особенности работы в интернациональной команде. Индия
Встречаются однажды индиец, японец и русский… Звучит, как начало бородатого анекдота. На самом деле все намного ближе к жизни, чем может показаться на первый взгляд. Наверное многие знают, что Parallels – это международная компания с интернациональной командой. Сегодня у нас 13 офисов по всему миру. И если разработка сконцентрирована в основном в России, Эстонии и на Мальте, продажи в Северной Америке и Европе, то техническая поддержка распределена сразу между несколькими странами. Под катом рассказ о том, как живут и работают наши саппорт-гуру.
Колл-центр Parallels работает круглосуточно 7 дней в неделю. Инженеры компании обрабатывают около 400 обращений в сутки.
Структура колл-центра достаточно сложная и географически распределенная. Инженеры технической поддержки находятся в сразу в нескольких странах (Индия, Китай, Мальта, Россия) и делятся линейно.
Несмотря на такую кажущуюся сложной структуру, используемые программные решения успешно справляются с маршрутизацией звонков. Для правильного распределения обращений используются варианты построения сложных IVR-сценариев.
Сейчас интерактивная система работает следующим образом: клиент входит в свой аккаунт на my.parallels.com, проходит авторизацию, затем конкретизирует повод обращения, либо вводит номер уже существующей заявки. При этом учитывается, по какой языковой линии поступило обращение. В результате клиент сразу выходит на нужного оператора, который, в свою очередь, в момент поступления запроса, получает всю значимую информацию о клиенте.
Ченнай – город контрастов
Наш контактный центр, обслуживающий пользователей из США и Европы, расположен в индийском городе Ченнай. Это первая линия технической поддержки. Именно она решает до 90 процентов входящих клиентских запросов. Вторая линия техподдержки базируется в Москве. Это так называемые «тяжелые случаи». Данные запросы требуют более серьезного погружения в проблематику и взаимодействия с разработчиками внутри компании.
Попав в Ченнай впервые с удивлением обнаруживаешь, что пробки появляются после 21.00. Да и офисная жизнь начинает закипать ближе к вечеру. И это немудрено. Расположенные в городе офисы и представительства зарубежных компаний из-за разницы во времени работают в основном по ночам. Наш офис не исключение.
В Индии на клиентской поддержке у нас задействовано порядка 60 человек. В основном это местные жители. Работа в международной компании в стране считается престижной. В Parallels идут технически подготовленные специалисты. Конечно, общий уровень подготовки отличается от российских инженеров, но это компенсируется трудолюбием, клиентоориентированностью и понятным английским языком.
Среди культурных особенностей хочется отметить радушие, улыбчивость и позитивный настрой аборигенов. А еще местная команда очень любит корпоративный мерч. Футболки и антистрессы каждый раз расходятся на ура.
На самом деле, за годы совместной работы с коллегами из страны йоги и белых лотосов скопилось немало лайфхаков по работе с ними. Хотелось бы частью из них поделиться.
1. Общайтесь через начальника. Нередко бывало так, что общаешься с коллегой, просишь что-то сделать, слышишь уверенное – Yes, но ничего не происходит. Причем это может длиться бесконечно долго. Потом оказывается, что по твоей заявке конь не валялся. При этом делиться с вами своими возражениями индийцы особо не спешат. Просто такая у них культура – никогда не говорить нет. Еще момент, он касается соблюдения иерархии. В стране не принято действовать «через голову» начальника. Даже если ты что-то кому-то сказал или попросил сделать, без одобрения вышестоящего руководителя ничего не сдвинется с места. Однако, если он кому-то отдал распоряжение, все закрутится в тот же момент. Дискуссий о правильности или не правильности отданной команды тоже не будет. Под козырек и бегом в темпе ошпаренной кошки исполнять.
2. Давайте четкие указания и ставьте конкретные сроки. Старайтесь никогда не давать индийцам додумывать самим как лучше что-либо сделать. Иначе работа не будет сделана никогда. Если вы слышите фразу «Мы постараемся», вероятнее всего это тонкий намек на «нет». Постарайтесь деликатно определить сроки и итоговый результат. Лучше подкрепить договоренности перепиской, чтобы память не дала сбой в ответственный момент. Увы, микроменеджмент – это то, что здесь дает по-настоящему блестящие результаты.
3. Не ждите откровений. Так уж здесь принято, что независимо от отношения к вам, все будут вежливы и учтивы. Посылать в пешее эротическое путешествие и резать «правду-матку» прямо глядя в глаза вам никто не станет, другое дело, что и тюрбан за вас разматывать не поспешат.
4. Все любят подарки. Не редко вас могут звать в гости. Это считается проявлением уважения. Так вот от вашего визита часто ждут даров. Не важно сколько стоит подарок, но его наличие располагает к дальнейшему общению и установлению доверительных отношений. Запаситесь приятными мелочами.
5. Разговаривайте. На самом деле удивительно, насколько индийцы любопытны. Все эти расспросы о семье, детях и здоровье по началу могут вызвать оторопь. Потом понимаешь, что это часть культуры. И если здесь ты демонстрируешь определенную открытость, в дальнейшем это помогает тебе в работе с ними.
6. Задавайте стандарты сервиса и обслуживания сразу. В Индии люди привыкли к агрессивному стилю продаж, поэтому то, что для европейца или латиноамериканца будет недопустимо и сочтется за грубость, для индийца — в порядке вещей. Видимо, они учатся торговаться с раннего детства, и у всех этот навык хорошо прокачан. Чем понятнее будет описан скрипт общения с клиентами, тем более предсказуемым будет результат. Особенно если это касается техподдержки.
7. Мониторьте аналитику. Был случай, когда первую линию техподдержки присыпало клиентскими обращениями. После обновления нашего ПО одна из фич перестала корректно работать. Так вот, несмотря на возросшую нагрузку, техподдержка не стала информировать разработчиков о возникших проблемах, пока мы сами не обратили на это внимание.
8. Будьте вежливы. Стоит принимать во внимание, что индийцы очень восприимчивые люди. Любая переписка с капслоком, F*** и излишними грубостями способна деморализовать местных аборигенов и застопорить работу.
Делитесь в комментариях своим опытом работы в интернациональной команде. Возможно, вы тоже что-то описанное выше замечали и находили собственные лайфхаки. Также если тема показалась вам интересной, можем рассказать об особенностях работы, например, в Японии.