Инженерный класс что это
Не только дополнительные баллы к ЕГЭ: зачем учиться в инженерном классе
Проект «Инженерный класс в московской школе» существует третий учебный год. Старшеклассники, которые решили стать инженерами, могут изучать профильные предметы более углублённо и знакомиться с профессией уже в школе. Заместитель директора Романовской школы Анна Андриянова рассказывает, как устроены такие классы.
Сегодня инженерные классы есть в 60 столичных школах. Проект объединяет усилия учителей, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов 18 университетов, участвующих в проекте. Обучение в инженерных классах бесплатное, инициатива приветствуется — школьников ждут регулярные конкурсы, где они могут продемонстрировать теоретические и практические знания.
Особенности школьной программы в предпрофильных и профильных классах
«Инженерный класс в московской школе» — это предпрофильные и профильные классы. Предпрофиль — 8 и 9 классы, где увеличено количество часов по математике, физике, химии и информатике. С восьмого класса у ребят начинается программирование и занятия по робототехнике. По инициативе школы знакомство с инженерным направлением может начинаться и раньше — у нас в 5-6-х классах можно научиться программированию в Scratch, а в 7-х и 8-х классах — в Python.
Профильные классы — десятый и одиннадцатый. У десятиклассников по шесть уроков математики еженедельно, четыре физики и четыре информатики. У выпускников по четыре урока физики и информатики и семь уроков математики в неделю. Во второй половине дня каждую неделю есть три часа программирования, два часа курс администрирования сетей, два часа физики от преподавателей физфака МГУ и еще два часа занятий от преподавателей Института прикладной математики имени Келдыша. Также после окончания основной части уроков дети дополнительно учат математику и занимаются робототехникой.
У каждой школы-участника проекта «Инженерный класс» есть курирующий вуз. К примеру, в Романовской школе это МИСиС. В течение учебного года он проводит для педагогов занятия и курсы повышения квалификации.
Как оцениваются знания
Каждый апрель десятиклассники проходят независимое тестирование по математике, информатике, физике; в этом году добавили ещё один предмет — химию. Проверку проводит Московский центр качества образования, тесты дети сдают вне школьных стен.
Выпускников весной ждёт сдача предпрофессионального экзамена, состоящего из двух частей. Первая — проверка теоретических знаний, в ходе которой проводится тестирование по профильным предметам, вторая часть — это защита проекта на территории вуза, в который хочет поступить выпускник.
Что профильный класс даёт при поступлении
Успешная сдача экзамена в выпускном классе даёт абитуриенту от 5 до 10 дополнительных баллов в общем зачёте. Ребёнок получает их весной, затем сдаёт ЕГЭ, а при поступлении баллы суммируются.
Также дополнительные баллы можно получить благодаря участию в ежегодной научно-практической конференции «Инженеры будущего», в которой можно участвовать с седьмого класса. По итогам мероприятия определяются по одному победителю и по три призёра индивидуальных работ учащихся 7-9-х классов, коллективных работ в 7-9-х классах и работ учащихся 10-11-х классов.
Школьники регулярно принимают участие в различных проектах и конкурсах. Один из них — вузовские Олимпиады. В 2017-2018 учебном году проводится 97 Олимпиад по 23 предметам. Есть шанс не только получить льготы при поступлении, но и быть зачисленным вне конкурса.
«Нас не учат знанию о себе ни в школе, ни дома»: проблемы профориентации подростков
Ежегодная конференция «От атома до галактики» проводится физфаком МГУ на базе Романовской школы и приурочена к годовщинам первого полёта человека в космос. Школьники со всей России представляют свои проекты, технические наработки и теории.
Ещё одно мероприятие, в котором участвуют ученики профильных классов, — Школа реальных дел, где школьники и студенты решают реальные задачи от работодателей. Ученики выбирают кейс, с которым они будут работать, сотрудничают с конкретной компанией, которая может предоставить возможность работы на высокотехнологичном оборудовании. Проект готовится в течение нескольких месяцев, за это время дети показывают, на что способны. И могут настолько зацепить работодателей, что те подписывают с ними отложенные контракты — оплачивают обучение, берут студентов на практику, а после окончания вуза специалист устраивается туда уже на работу.
Как стать участником проекта «Инженерный класс в московской школе»
Для поступления в предпрофильный 8-й или 9-й класс достаточно написать заявление и пройти собеседование. Поступление в 10-й класс происходит после предъявления аттестата за 9-й класс, заявления и собеседования. Некоторые школы дополнительно проводят тестирование по профильным предметам с целью оценки знаний будущих инженеров.
Инженерный класс в московской школе. Особенности, программа и задачи проекта
Проект «Инженерный класс в московской школе» стартовал в 2015 году в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы. Такие классы организованы в 110 школах Москвы на базе 10-11 классов В проекте участвует около 25 Федеральных ВУЗов Москвы и области и большое количество предприятий Москвы, работающих в индустрии высоких технологий (например, технопарки, РОСАТОМ и т.д.) (данные актуальны на 20.04.2020 года).
Что такое «Инженерный класс»
Задачи проекта «Инженерный класс в московской школе»
Отличие образовательной программы в «Инженерных классах»
Профильные экзамены, олимпиады и мероприятия для учеников инженерных классов
Выпускники инженерных классов обязательно сдают предпрофессиональный экзамен. Что очень важно, такой экзамен даёт возможность получить дополнительные баллы для поступления в технический ВУЗ. Учащиеся инженерных классов готовят проекты, которые могут быть представлены на конференции «Инженеры будущего», предпрофессиональной олимпиаде, соревнованиях по робототехнике, конкурсе проектных и исследовательских работ «Ярмарка идей: проекты будущего», и многих других. Победа в таких конкурсах также дает возможность заработать баллы для поступления в ВУЗ.
Для учеников инженерных классов в НИУ МИЭТ организованы практические занятия и лекции в рамках проектов Департамента образования города Москвы «Университетские субботы», «Учебный день в технопарке».
Всё это дает возможность осознанного выбора будущей инженерной специальности. Кроме того, сейчас есть прекрасные возможности для демонстрации своих предпрофессиональных навыков и умений на чемпионате JuniorSkills «Молодые профессионалы Москвы».
* Фото взято на сайте ГБОУ «Школа «Свиблово»
Почитать обо всех инновационных образовательных проектах в московской школе:
Инженерный класс что это
Участники проектного офиса с сентября 2015 года проводят:
Консультации для заместителей директоров по вопросам разработки программ учебных предметов для изучения на углубленном уровне, программ элективных курсов и дополнительных общеобразователь ных программ
В состав проектного офиса входят представители МЦКО, которые отвечают за проведение независимой предметной диагностики, обязательной для учащихся инженерных классов по математике, физике.
Еще 4 направления работы проектного офиса – это:
Организация связи с высокотехнологич ескими предприятиями для организации экскурсий и практик
Разработка и развитие интернет-сайта проекта
Проведение городских конференций для обучающихся
Съемка репортажей для московского образовательного телеканала mosobr.tv
В стандарте среднего общего образования указано, что образовательная программа должна обеспечивать возможность осознанного выбора будущей профессии. Стандарт предполагает, что в 10-11 классах в условиях профильного обучения могут быть реализованы даже программы профессиональног о обучения, дающие право работы по отдельным профессиям в сфере технического и обслуживающего труда.
Учащиеся инженерных классов чаще всего выбирают для углубленного изучения математику, физику, информатику, но еще одно условие результативного профильного обучения – возможность выбора элективных курсов, таких как:
Коллоидная химия и основы нанотехнологии
Альтернативная электроэнергетик а
Программирование в среде SCRATCH
3D-моделирование в программе Sketch Up
Центры технологической поддержки образования (ЦТПО)
Роботы, фрезеры и 3D-принтеры: как работают инженерные классы Москвы
Модели роботов-погрузчиков стоят рядом с работающим 3D-принтером, а миниатюрный фрезерный станок соседствует с микроскопом, который может в сотни раз увеличить невидимые глазу объекты. Что это? Современное производство? Нет, это инженерный класс в одной из московских школ.
Проект «Инженерный класс в московской школе» запустили в столице 1 сентября прошлого года. Он объединил учебные заведения, 16 технических вузов, центры инновационного творчества и более 100 высокотехнологичных предприятий. Участниками программы стали 148 столичных школ. Школы, вузы и производства сотрудничают на основе двусторонних и трёхсторонних договоров. Цель проекта — знакомство юных горожан с инженерными профессиями и развитие предпрофессионального образования в Москве.
Высокие технологии — школам
Все участники проекта делают акцент на инженерных занятиях, технических кружках, элективных курсах и так далее. Но чтобы вывести предпрофессиональную подготовку на новый уровень, в школы постепенно завозят самое современное оборудование. Так, до конца 2016 года 50 образовательных учреждений получат высокотехнологичное оборудование для инженерных классов. Там установят цифровые лаборатории, оборудование для 3D-моделирования, изучения структуры материалов, геодезические приборы и нанотехнологические комплексы. Всего в школы поставят более 70 наименований оборудования, в том числе атомно-силовые микроскопы, электронные пушки, наборы для архитектурного конструирования и изучения электротехники.
С их помощью ученики смогут освоить основы нанотехнологии, нанохимии, компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников и многое другое. Школьники научатся использовать современное технологическое оборудование и программировать. Занятия проводят не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, а также специалисты предприятий-партнёров.
Такая подготовка поможет учащимся поступить в профильный вуз на инженерную или другую техническую специальность. А главное — позволит школьникам понять, подходит ли им это направление. Проект приближает школу к настоящей инженерной лаборатории, ведь всё оборудование, которое поставляют в образовательные организации, инженеры используют на практике.
Цифровая лаборатория — что это?
Цифровая лаборатория — это продвинутый современный класс. Вместо весов, которые качаются и никак не уравновешиваются, — мультидатчики. Вместо тетрадей с нарисованными вручную графиками — планшеты.
Теперь подробнее. В комплекте — три мультидатчика, которые выглядят как небольшие коробочки. Но каждый из них содержит несколько датчиков, например давления, температуры, ускорения. С помощью специальных щупов они подключаются к объекту исследования, а посредством USB-кабелей — к планшетам. Датчик автоматически производит измерения и выводит их на экран гаджета.
Лаборатория нужна для изучения физических явлений. С её помощью дети могут ставить множество опытов на высокотехнологичном оборудовании.
Цифровая лаборатория позволяет проводить:
— лабораторные работы (измерение работы и мощности тока, измерение влажности воздуха, определение удельной теплоты плавления льда);
— практические работы (определение давления жидкости, исследование изотермического процесса, распределение силы света вокруг электрической лампы);
— демонстрационные эксперименты (получение теплоты при трении и ударе, звуковые волны в различных средах, демонстрация работы электромагнита).
Экскурсия по инженерному классу
Некоторые школы уже получили новое оборудование и используют его. В частности, это гимназия № 1540. Люди, которые учились в 80, 90 или даже 2000-е годы, вряд ли поверят, что класс обычной школы теперь выглядит так. Ведь эти помещения больше похожи на студии промышленного дизайна.
На одном из столов стоят модели, которые ребята собрали с помощью конструктора, датчиков и контроллеров. Миниатюрный робот-погрузчик может ездить в разные стороны и разворачиваться на месте. Он двигается по заданной программе, которая загружена на микроконтроллер.
На соседнем столе — неприметный предмет, который на практике оказывается микроскопом стоимостью пять миллионов рублей. Он способен увеличивать предметы, размер которых меньше длины световой волны (то есть не более 760 миллионных долей миллиметра, или 760 нанометров). Ученики гимназии, например, вывели на большой экран изображение CD-диска. Теперь мы довольно подробно можем рассмотреть бороздки, на которые записывается информация.
По соседству работает небольшой фрезерный станок с числовым программным управлением. Рядом — 3D-принтер распечатывает пластиковую деталь. А неприметный предмет, напоминающий две панели, сложенные углом, оказывается 3D-сканером. Школьники рассказали, что любой объект можно перевести в трёхмерную виртуальную модель с помощью этого устройства и специальной компьютерной программы. Главное — после каждого сканирования провернуть объект на определённый градус. В результате на экране компьютера появляется объёмное изображение.
Что ещё? Множество наборов, которые демонстрируют те или иные физические явления. Магдебургские полушария покажут, как работает атмосферное давление, а сферическая аберрация сформирует понимание о принципах работы объектива. Генератор Ван де Граафа позволит увидеть электрический разряд, а волновая ванна продемонстрирует, как механические колебательные движения преобразуются в волновые.
Ещё в классе стоит магнитно-электрическая машина — генератор постоянного тока. Такие используют в гидроэнергетике. С их помощью механическая энергия преобразуется в электрическую. Также дети используют комплект для изучения электростатики, набор для демонстрации переменного тока. Есть различное оборудование для изучения кинематики, статики и динамики, термодинамики и молекулярной физики.
От идеи до воплощения: составляющие проекта
Деятельность инженера — это всегда разработка новых или оптимизация старых решений. Разрабатывая проект, московские школьники проходят те же стадии, что и практикующие инженеры.
Начинается всё с идеи. Затем — проектирование: планирование проекта, структуры системы. Далее — математическое и 3D-моделирование. На этой стадии учащиеся создают визуальную модель устройства, механизма или системы. Затем идёт этап прототипирования, проще говоря — 3D-печать. Следом — исследование или тестирование. Если всё устраивает, школьники приступают к производству. Для этого есть станки — фрезерный, токарный и другие.
Зачем всё это вузам?
Технические вузы — активные участники проекта. Дело в том, что они, как никто, заинтересованы в мотивированных абитуриентах, которые не бросят обучение на втором или третьем курсе. Поэтому высшие учебные заведения выстраивают серьёзную работу с подшефными школами. Преподаватели ведут некоторые уроки, а школьники приезжают заниматься в лаборатории вуза и делают проекты. Они также пишут научно-исследовательские работы под руководством учёных.
При поступлении в технические вузы школьники, проучившиеся в предпрофессиональных классах, имеют преимущество. Постоянно участвуя в олимпиадах, форумах, мастер-классах, они успевают накопить дополнительные баллы, которые прибавляются к сумме ЕГЭ. Кроме того, почти во всех крупных вузах созданы Центры технологической поддержки образования, где школьники и занимаются проектной деятельностью.
Инженерный класс глазами директора, учителя и 9-классника
Куда пойти учиться. Профильные классы – что дают для поступления в вуз
Профильные классы сегодня есть почти во всех школах Москвы — но, конечно, разного уровня. Профильное обучение — где-то лишь красивое название, а где-то на самом деле помогает старшеклассникам лучше узнать выбранную профессию и легче поступить в вуз. Директор, педагог и ученик гимназии № 1505 рассказывают о проекте «Инженерный класс».
Количество и качество профильных классов зависит от традиций школы и от того, работают ли в ней заинтересованные педагоги, способные «потянуть» реальный, не для галочки, профиль. Тогда и государственная поддержка оказывается очень кстати.
Московский департамент образования пока поддерживает инженерные, медицинские и кадетские классы. Программы так и называются «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе». В медицинском классе дети учатся оказывать первую помощь, выполняют лабораторные работы, занимаются исследовательской деятельностью, проходят практикумы. Инженерные направления — машиностроение, транспорт, приборостроение, робототехника, энергетика, радиотехника. Кадетский класс основан на патриотическом воспитании, главные предметы здесь — история и физкультура. В восьмом классе начинаются подготовительные занятия по выбранной специальности, а само разделение на профили происходит в девятом.
Классическая профилизация началась в нашей школе четверть века назад. Подготовка старшеклассников идет по разным направлениям: гуманитарное, социально-экономическое, физико-математическое, биолого-химическое. Теперь мы активно участвуем в проекте «Инженерный класс».
Основная организационная форма профильных программ последние 10 лет — индивидуальные планы. Старшеклассники расходятся по 8-10 направлениям (на каждое — от 15 до 20 человек). Математику выбирает 55-60%, обществознание и историю — 40-50%, иностранный язык — 30-40%, физику —20%. Выпускники поступают в МГУ, ВШЭ, МВТУ, РГГУ, МЭИ, МАИ.
Михаил Михайлович Голодняк, учитель физики гимназии № 1505 и куратор проекта «Инженерный класс»
Я учился в советской школе, далекой от сегодняшней по всем параметрам. Однажды на уроке столкнулся с двумя совершенно одинаковыми задачами. Спросил у педагога, в чем здесь подвох, но тот мне не помог. Позже выяснилось, что учебник предложил решить одну и ту же задачу двумя разными формулами.
Я преподаю олимпиадную физику и курирую проект «Инженерный класс». И там, и там необходимо мыслить творчески, чему я и учу своих ребят. Иначе задачки не поддадутся решению.
Наша школа присоединилась к проекту в этом году. Для меня инженерный класс — это, с одной стороны, госзаказ. Но с другой, он говорит о необходимости очевидного — стране нужны грамотные инженеры. Чтобы был приток в вузы, обучение начинаем в школе.
Для поступления в вуз на инженерное направление нужны физика и математика, но этого недостаточно. Нужно иметь навыки в робототехнике и управлении компьютером. Тогда школьник увидит, с чем собирается связать жизнь.
Основная «фишка» инженерного класса — проектно-исследовательская деятельность. Она индивидуальна и обязательна. Мы уже запускали ракету (с помощью давления в баллоне она поднялась до 10-го этажа), соорудили аппарат для автоматической подачи корма домашним животным. Еще разработали рукавицу на замену компьютерной мышки. Преимущество в том, что мышью можно выполнить одно действие, а рукавицей — до пяти. Наивно полагать, что школьник сделает самолет шестого поколения, но ему стоит попытаться. Все проекты ребята придумывают, конструируют и защищают сами — это, поверьте, немало.
На осенних каникулах мы ездили на подмосковную базу отдыха. Организаторы проводили игру, в которой смешались середина XX века и мир средневековья Толкиена. Каждый решал инженерные задачи. Например, нужно было запустить ракету. На простых устройствах ребята решали комплекс проблем, с которыми сталкиваются настоящие ракетостроители.
Конечно, есть и сложности. Зачастую непонятно, интересен ребенку проект или просто нужна оценка. Кажется: убери кнут и пряник, и они ничего не будут делать, — но с таким методом далеко не уедешь. Эта зависимость от оценки — непростой момент в обучении. Идеально, чтобы не было отметок, и все при этом работали. Но пока это утопия.
Николай Чусовитин, ученик 9 «А» класса гимназии № 1505
Чтобы попасть в инженерный класс, нужно сдать от 1 до 3 экзаменов. Если хорошо учился — сдаешь только обязательный английский. Два других — это физика с информатикой и математика с информатикой. Я сдавал только английский.
Моя мечта с детства — строить ракеты, поэтому мне очень интересно учиться. Хотя и не понимаю, почему у литературы и физики по три равных часа в неделю. Я бы отдал часть инженерным специальностям.
Через лет 15 надеюсь стать продвинутым инженером. Я участвую в проектной деятельности: занимаюсь ионными двигателями у космических аппаратов. В дальнейшем свою работу хочу отправить на конкурс.
Учиться трудно — не хватает свободного времени, некогда отдохнуть. Но я понимаю, ради чего все это, и мне нравится. Родители рады, что я иду к мечте, и мотивируют меня. За плохие оценки не ругают: они знают, что я способен сам решить все трудности, подтянуть отстающие темы, и не переживают.
Фото со страницы Николая Чусовитина в ВК
Николай уже определился, в какой вуз поступать. Такая ситуация неудивительна для «профильника». Выпускаясь из школы, они не получают официального подтверждения знаний по профилю — ни сертификата, ни грамоты. Но в этом году дополнительно к единому госэкзамену пройдет предпрофильный. Результаты добавят от 1 до 10 баллов к ЕГЭ. Экзамен включает два этапа: онлайн-тест и проверочная работа от вуза. Это может быть сдача инженерного проекта, защита мини-проекта или выполнение определенных задач.