Ир что это в кадровом отчете
Какие кадровые отчеты сдавать в 2022 году
Наемный персонал — это не только рабочая сила, но и дополнительный контроль со стороны государства. Чем больше работников, тем больше сведений о них необходимо надзорным органам. В преддверии нового года мы подготовили обзор кадровых отчетов, которые работодателям придется сдавать в 2022 году.
Пенсионный фонд
Со всех работодателей ПФР собирает сведения о трудоустроенных лицах в целях начисления им страховой пенсии. Работодатели подают информацию в виде разных отчетов, а пенсионный фонд на ее основе формирует свои реестры. Эта информация очень важна для каждого работающего гражданина, ведь она влияет на его пенсионные начисления.
Таблица №1. Перечень и сроки отчетности в ПФР для всех работодателей в 2022 году
Форма | Название отчета | Кто сдает | Сроки подачи |
СЗВ-М | Сведения о застрахованных лицах | Все работодатели | Не позднее 15 числа следующего месяца |
СЗВ-ТД | Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица | Все работодатели, если были кадровые события | Не позднее 1 рабочего дня со дня издания приказа — прием/увольнение работника Не позднее 15 числа следующего месяца — перевод и выбор формата трудовой книжки |
СЗВ-СТАЖ | Сведения о страховом стаже застрахованных лиц | Все работодатели | Не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, но есть исключения (табл. №2) |
Таблица №2. Основания для сдачи формы СЗВ-СТАЖ по средине текущего года
Причина | Срок предоставления отчета |
Оформление работника на пенсию | Работодатель должен направить отчет в ПФР не позднее 3 календарных дней с даты получения от работника заявления с требованием предоставить индивидуальные сведения для выхода на пенсию. Выдать эти сведения работнику вы должны в течение 5 дней со дня его обращения* |
Ликвидация работодателя | Не позднее 1 месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса |
Реорганизация работодателя | Не позднее 1 месяца с даты утверждения передаточного акта. Крайний срок — день подачи в ИФНС документов на госрегистрацию реорганизации. |
Лишение права заниматься частной практикой (адвокаты, нотариусы) | Отчет подается одновременно с заявлением о снятии с регистрационного учета в качестве страхователя |
*Отчет формируйте только в отношении работника-заявителя. Включать в выписку сведения о других застрахованных лицах нельзя, потому как будут нарушены их права о персональных данных.
Напоминаем, что под застрахованными лицами ПФР понимает всех ваших работников, за которых вы платите страховые взносы. Сюда относятся не только работающие по трудовым договорам (в т.ч. по совместительству или на удаленке), но и договорам ГПХ, авторского заказа, отчуждения исключительных прав на произведение науки (литературы, искусства), а также издательские лицензионные договоры, договоры о предоставлении права использования.
Поскольку в глазах ПФР любой работник является застрахованным лицом, то он ждет от вас необходимые для реестров сведения. Исключение только одно — трудоустроенные к вам иностранцы или лица без гражданства. На них вообще не распространяется обязательное пенсионное страхование.
Все остальные предприниматели и организации обязаны отчитываться о своих работниках.
Не подают отчеты только те, кто людей на работу не принимал — ИП, КФХ, арбитражные управляющие, адвокаты и нотариусы, работающие в одиночку, без работников. Эти лица платят фиксированные взносы и отчитываются только за себя. Обратите внимание, что к организациям без работников это не относится. У них как минимум будет 1 работник — генеральный директор, за которого по закону платятся взносы, а значит нужно отчитаться и в ПФР.
Федеральная служба государственной статистики
Из всех госорганов именно Росстат требует от работодателей отчетности больше всех, потому что по данным организаций и ИП складывается общая картина степени занятости населения, уровня зарплаты и других важных показателей по стране.
Однако не всегда понятно, кто и что должен сдавать — в одном году требуется одни данные, в следующем другие, в разных регионах могут быть разные сроки и т. д. Вам всегда нужно быть начеку и проверять, не пора ли вам сдавать ту или иную форму. К счастью, получить такую информацию можно на официальном сайте Росстата в системе сбора отчетности ФСГС с помощью ИНН, ОГРН (ОГРНИП) или ОКПО.
Таблица №3. Перечень и сроки отчетности в Росстат для всех работодателей в 2022 году
Форма | Наименование | Кто сдает | Сроки подачи |
1-ПР | Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов | Организации (кроме СМП**) в случае забастовки | Ежемесячная, на 2-й день после окончания отчетного месяца |
П-4 | Сведения о численности и заработной плате работников | Все работодатели | Ежемесячная, до 15-го числа следующего месяца — численность работников более 15 человек, а оборот более 800 млн руб. Ежеквартальная, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом — численность работников менее 15 человек, а оборот менее 800 млн руб. |
П-4 (НЗ) | Сведения о неполной занятости и движении работников | Организации (кроме СПМ), в которых численность работников составила более 15 человек | Квартальная, не позднее 8-го числа после окончания отчетного квартала |
1-Т | Сведения о численности и заработной плате работников | Все организации (кроме СМП), которые не представляли форму П-4 | Годовая, до 30 января после отчетного года |
1-Т (условия труда) | Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда | Организации (кроме МСП) | Годовая, до 21 января года, следующего за отчетным |
1-Т (проф) | Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам | Работодатели, которые попали в выборку Росстата | 1 раз в 2 года, до 30 ноября отчетного года |
1-Кадры | Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций | Организации (кроме МСП) | 1 раз за 3-4 года, до 3 февраля года, следующего за отчетным |
57-Т | Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям | Организации (кроме МСП) | 1 раз в 2 года, до 30 ноября года, следующего за текущим |
3-Ф | Сведения о просроченной задолженности по заработной плате | Организации (кроме МСП), имеющие просроченную задолженность по зарплате | Месячная, до 1-го числа месяца, следующего за отчетным |
7-Травматизм | Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях | Организации и ИП, кроме микропредприятий | Годовая, до 25 января года, следующего за отчетным |
**СМП — субъекты малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели, малые и микропредприятия).
Обратите внимание, что бланки отчетности были недавно обновлены приказом Росстата от 30.07.2021 №457.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Эксперты справочно-правовой системы подготовили готовое решение, как заполнять П-4 (НЗ) в 2022 году (доступ бесплатный).
Военный комиссариат
Согласно п. 1 ст. 8 Закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» все организации обязаны вести учет военнообязанных у себя на предприятии и предоставлять сведения в военкоматы. Не отчитываться могут лишь индивидуальные предприниматели.
Таблица 4. Формы отчетности по воинскому учету для работодателей — юридических лиц
Наименование отчета | Сроки предоставления |
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (Ф-6) | До 31 декабря текущего года по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным |
Карточка учета организации (Ф-18) | До 31 декабря текущего года по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным |
Список работников мужского пола 15- и 16-летнего возраста (приложение №11 к Методическим рекомендациям (п. 29) от 11.07.2017) | С 1 по 30 сентября отчетного года |
Списки работников мужского пола, подлежащих постановке на воинский учет в 2022 году (приложение №9 к Методическим рекомендациям (п. 29) от 11.07.2017 | До 1 ноября текущего года |
Центр занятости населения
Согласно закону «О занятости населения» от 19.04.1991 №1032-1 все работодатели должны помогать государству снижать уровень безработицы. В связи с этим ИП и юридические лица обязаны сдавать в центры занятости (ЦЗН) некоторые отчеты.
Таблица 5. Перечень и сроки отчетов в ЦЗН для работодателей в 2022 году
О новом отчете о численности работников в службу занятости
Автор: Данилова В. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Отчеты, содержащие сведения о численности работников, работодатели сдают в центры занятости давно – в таких случаях, как ликвидация организации, сокращение штата, введение неполного рабочего времени, приостановка производства. Но в целях мониторинга численности работников Минтруд в некоторых ситуациях инициирует сдачу дополнительных отчетов. Такой ситуацией стала и пандемия коронавируса – она не могла не отразиться на сфере трудовых отношений. И как бы ни старалось государство сдерживать напряженность на рынке труда, многие оказались без работы или без зарплаты. В целях оперативного получения информации о высвободившихся работниках и был введен новый отчет.
Цели введения нового отчета
В связи с реализацией ограничительных мер по причине распространения коронавирусной инфекции, которые привели к снижению уровню занятости населения, и в целях повышения оперативности мониторинга высвобождения работников Приказом Минтруда РФ от 24.03.2020 № 152 (далее – Приказ № 152) был введен новый отчет «Сведения об изменении численности, а также неполной занятости работников в связи с распространением коронавирусной инфекции».
Появление этих требований, в частности, связано с выходом Постановления Правительства РФ от 08.04.2020 № 460, которым назначены повышенные пособия по безработице гражданам, потерявшим работу из-за антикоронавирусных мер. Чтобы упростить для таких людей регистрацию и обращение за пособием, службу занятости обязали самостоятельно проверять предоставленную гражданином информацию об увольнении и заработке.
К сведению: одним из последствий выхода Постановления № 460 стало требование сдавать форму СЗВ-ТД в ПФ РФ на следующий рабочий день после состоявшегося увольнения.
Сдавать новый отчет нужно с 13.04.2020 – то есть некоторые работодатели уже начали это делать. От обычной отчетности, которая сдается в службу занятости, он отличается следующим:
сдается только в электронном виде;
для сдачи требуется учетная запись в ЕСИА «Госуслуги»;
работодателям необходимо создать «личный кабинет» на портале «Работа в России»;
сведения представляются только по мере кадровых изменений.
Территориальным службам занятости поручено не только оповестить работодателей о необходимости представления сведений и организовать их сбор с помощью нового отчета, но и оказать помощь в создании «личного кабинета» на портале и заполнении отчета.
Кто должен сдавать отчет?
Сдавать отчет обязаны все российские работодатели без исключения. При этом особое внимание уделяется системообразующим организациям. Изначально перечень системообразующих организаций российской экономики (по состоянию на 20.03.2020) был направлен Письмом Минэкономразвития РФ от 23.03.2020 № 8952-РМ/Д18и. Однако 16.04.2020 Председатель Правительства РФ предложил отказаться от этого перечня, сказав, что работа должна вестись по динамичным отраслевым спискам, предлагаемым профильными министерствами.
Обратите внимание: отчет сдают только по мере изменения численности персонала. Соответственно сроки сдачи не установлены.
Какие сведения указываются в отчете?
Отчет содержит информацию:
о ликвидации организации;
о сокращении численности или штата;
о возможном расторжении трудовых договоров;
об иных сведениях о занятости.
Напомним, что до ситуации с коронавирусом в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 30.12.2014 № 1207 в органы занятости нужно было сдавать отчеты с информацией о работниках:
уволенных в связи с ликвидацией или сокращением штата (ф. 1-МВ);
уволенных в связи с ликвидацией и сокращениями из градо- и системообразующих организаций (ф. 2-МВГ);
уволенных в моногородах (ф. 3-МВМ);
уволенных и планируемых к увольнению с предприятий, где численность персонала более 500 человек (ф. 4-МКО).
Сейчас Приказом № 152 каждая из этих отчетных форм дополнена новыми графами. Службу занятости теперь нужно также проинформировать о долгах по зарплате и о численности работников:
которые на момент подачи отчета находятся на «удаленке»;
для которых установлено неполное рабочее время (день, неделя) на дату подачи отчета;
отправленных в простой;
отправленных в отпуск без сохранения заработка;
уволенных в связи с введением ограничительных мероприятий по противодействию пандемии коронавируса;
которых планируется уволить в связи с введением ограничительных мероприятий.
Сдавать эти отчеты нужно еженедельно.
В каких случаях нужно сдавать новый отчет?
Подавать новый отчет через общероссийский портал «Работа в России» нужно в случаях:
увольнения (расторжения трудового договора с одним или несколькими работниками);
введения простоя (приостановления деятельности);
перевода на неполное рабочее время;
сокращения численности или штата.
Указывать эту информацию в «личном кабинете» нужно не позднее рабочего дня, следующего за днем изменения соответствующих сведений. Этот срок указан во Временных правилах представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 486.
Если перечисленных изменений нет, сдавать отчет не требуется.
Как сдавать отчет?
Бланка отчета «Сведения об изменении численности, а также неполной занятости работников в связи с распространением коронавирусной инфекции» не существует. Информация вносится в специальную электронную форму в «личном кабинете» работодателя на общероссийском портале «Работа в России».
То есть работодателю нужно создать «личный кабинет», используя учетную запись на портале «Госуслуги»:
1. Перейти на портал «Работа в России». На открывшейся странице выбрать опцию «Вход для работодателей» – «Войти через ЕСИА».
2. В открывшемся окне выбрать организацию, которую планируется зарегистрировать в «личном кабинете» портала.
3. После выбора конкретного работодателя откроется форма «Регистрация организации». Если юридическое лицо с указанным ОГРН зарегистрировано на портале, система предложит присоединиться к зарегистрированной компании. Выберите подходящий пункт.
4. Нужно определить роль регистрируемого субъекта – «Владелец».
5. Нажать кнопку «Сохранить». После этого пользователь получает доступ к «личному кабинету» на портале «Работа в России».
Как заполнить форму?
Информация подается работодателями из различных регионов, поэтому сначала нужно выбрать нужный субъект РФ в поле «Регион» при заполнении электронного отчета.
Блок раздела
Как заполнить
Раздел «Общие сведения о юридическом лице»
полное наименование организации или ИП, являющегося работодателем;
основной вид деятельности по ОКВЭД
Раздел «Адрес места нахождения»
Указываются юридический и фактический адреса работодателя
Раздел «Данные о заявителе»
Вносятся Ф. И. О. и должность руководителя (отчество указывают при наличии). Затем – номер контактного телефона и адрес электронной почты
Раздел «Сведения об изменении численности и неполной занятости»
Вносится фактическая информация о численности персонала, планируемых увольнениях, наличии задолженности по заработной плате
В нижней части формы отражается количество сотрудников, которых планируется уволить или которых уволили с момента введения ограничений. Если никого не увольняли, во всех вкладках укажите значения «0». После заполнения и проверки отчета нужно нажать на кнопку «Подать сведения».
В заключение – об ответственности. Успокоим работодателей: пока нет штрафа за то, что вы не отчитаетесь по сведениям об увольнении работников, введении режимов неполной занятости и удаленной работы из-за коронавируса через портал «Работа в России».
При этом не забывайте, что оштрафовать могут, если вы не подали сведения, например, о введении режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, о приостановке производства. Ответственность за это предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ. Если же не представить, например, сведения о численности сотрудников на удаленной работе, штрафа не будет.
Работодатель, не представивший сведения в новом отчете, лишается права участвовать в специальных программах государственной поддержки, предусмотренных Правительством РФ и Минтрудом.
Какие отчеты работодатель обязан отправлять в центр занятости
Какие сведения сообщать в службы занятости
Закон № 1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. В статье 25 закона прописано, какая отчетность в центр занятости в 2020 году подается организациями. Работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):
Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной или факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.
За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный отчет обернется штрафом:
Информация о вакантных рабочих местах
По п. 3 ст. 25 закона о занятости, сведения о потребности в работниках в центр занятости передавать следует ежемесячно. Понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.
Информацию следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которая утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.02.2019 № 90н (приложение № 10).
Обратите внимание: единая дата передачи сведений не утверждена, поэтому ориентироваться следует на те числа, которые прописаны в региональном законодательстве. В Ростовской области подают отчет в ЦЗН до 5 числа ежемесячно (постановление правительства Ростовской области от 25.09.2014 № 646), а для организаций Краснодарского края предусмотрен срок не позднее 28-го числа текущего месяца (постановление главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 № 258).
Обычно региональными властями уточняется не только срок сдачи, но и форма сведений о вакансиях в центр занятости, хотя чаще всего она стандартная и состоит из двух разделов. В первом прописывают данные о работодателе, во втором — характеристики вакансии и требования к соискателям, а именно:
Образец заполнения отчета по вакансиям
После того как информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей попадет в ЦЗН, ее проанализируют и предложат имеющихся кандидатов. В случае успешного прохождения собеседования и трудоустройства нового сотрудника компания отправляет в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если в трудоустройстве отказано, то в направлении указывают причину отказа, причем связанную с профессиональными навыками кандидата (ст. 64 ТК РФ).
Сведения о сокращении персонала
В соответствии с п. 2 ст. 25 закона № 1032-1, организация обязана уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к постановлению правительства РФ от 05.02.1993 № 99. В бланке указывают такую информацию о каждом сотруднике:
Критерии массового увольнения установлены тем же постановлением правительства. К ним относятся:
При этом региональные власти вправе устанавливать дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся. Такие условия прописывают в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.
Данные по инвалидам
Обязанность готовить отчет по инвалидам в центр занятости возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4% от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьирует от 35 до 100 человек, квота не превышает 3% (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников трудятся в штате компании, подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке содержатся следующие сведения:
Покажем, как заполнить отчет по квоте в центр занятости за месяц, на примере бланка, утвержденного в г. Санкт-Петербурге. Так выглядит заполненный образец.
Помните: если работодатель проигнорирует обязанности по трудоустройству инвалидов, ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
Отчет по охране труда в центр занятости
По требованиям статей 212 и 216 ТК РФ, работодатели в некоторых регионах предоставляют органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости. Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура часто меняется, но содержание носит однотипный характер. Обычно бланк включает следующие сведения:
Иногда от работодателей требуют вписать информацию о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть.
Периодичность сдачи отчетности тоже разнится от региона к региону: в одних отчитываются ежегодно, в других — ежеквартально. Но требования по оформлению документа стандартные: отчет составляют на фирменном бланке организации, заверяют печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.
Пример, как выглядит отчет по охране труда в Краснодарском крае.