Иран в шос что для россии
Иран стал постоянным членом ШОС: что это даст России и Китаю
Геннадий Чародеев
Президент Реджеп Тайип Эрдоган настойчиво повторяет: «Турции ни к чему стремиться вступить в Европейский союз, поскольку вместо этого она может стать частью ШОС. Я сказал это Путину и Назарбаеву».
Тем не менее, Турции дали от ворот поворот. Вся причина только в одном – ее членство в НАТО. Хотя от турок еще потребуют полное удаление из повестки дня таких вопросов, как Восточный Туркестан и Крым, смещение веса в сторону ШОС в сфере оборонной промышленности и внешней торговли. Эрдоган на это вряд ли согласится.
Иранцев тоже вначале близко не подпускали к руководству ШОС. В 2008-м Иран захотел стать полноправным членом Организации. Это было время жесткого противостояния ИРИ с международным сообществом, с МАГАТЭ и ООН в связи с бесконтрольным и провокационным развитием иранской ядерной программы. Испытывая давление со стороны этих структур, Тегеран стремился уйти от грозящей ему изоляции и «спрятаться» под зонтик ШОС. В период с 2006 по 2010 годы Совет Безопасности ООН принял десять антииранских резолюций, четыре из которых включали международные санкции против Тегерана.
Конечно же, отмечают эксперты, в то время члены Организации не могли идти против настроений мирового сообщества, обеспокоенного ситуацией с Ираном, и зажгли красный свет на пути Ирана в ШОС.
К тому же Таджикистан выступал против иранского членства в Организации, поскольку Тегеран оказывал поддержку таджикской оппозиции, неоднократно принимал у себя представителей Партии исламского возрождения Таджикистана, которая запрещена в самой республике. Душанбе обвинял иранцев в косвенной причастности к организации террористических актов. Кроме того, во взаимоотношениях двух государств были и другие разногласия, в том числе и финансовые. Китай и по ряду причин Узбекистан также были против принятия Ирана в ШОС.
После ухода американцев из Афганистана и прихода там к власти «Талибана» (террористическая группировка, запрещена в РФ) таджики сняли свои возражения по вступлению Ирана в ШОС. Более того, на днях в Душанбе президенты двух стран Эмомали Рахмон и Эбрахим Раиси провели переговоры и по итогам встречи подписали восемь документов о сотрудничестве в различных областях.
Возникает вопрос: нужна ли сегодня Шанхайской Организации Сотрудничества еще одна «ось зла», способная вызвать чуть ли не третью мировую войну?
Сегодня практически все участники ШОС имеют деловые двусторонние отношения с Ираном. Речь идет, в том числе и о коридоре Север-Юг: различные его ответвления могут подсоединить Центральную Азию к этому межконтинентальному пути из Юго-Восточной Азии через Индию и Иран – до Петербурга и в Европу. В этой связи Индия продолжает осуществление важнейшего для региона стратегического проекта по строительству порта Чехбехар на юге Ирана.
В то же время западные аналитики указывают на то, что значительных выгод от членства в ШОС Тегеран не получит из-за ориентированности Организации на сотрудничество в области безопасности. Иран будет вынужден поддерживать ту или иную сторону при решении спорных вопросов, которые его национальные интересы не затрагивают, но способны повлиять на взаимоотношения с союзниками.
Примером подобной ситуации могут стать территориальные споры между Индией и Китаем. Не исключено, что вступление Ирана в ШОС, где ключевые роли играют Китай и Россия, вызовет негативную реакцию у аравийских монархий, которые держатся прозападной политики и теперь могут воспринять Тегеран как инструмент влияния Пекина и Москвы на Ближнем Востоке.
Россия, как пишет турецкая ежедневная газета Habertürk, в этом процессе стремится сохранить свое господство на постсоветском пространстве, включая тюркский мир, с помощью, в том числе таких различных международных организаций, как Евразийский экономический союз и Организация Договора о коллективной безопасности.
Китай же ищет способы более безопасного удовлетворения своих потребностей в энергии параллельно с быстро растущим производством. Вместе с тем КНР нацелена на то, чтобы сбалансировать Западный Туркестан (тюркские республики Центральной Азии), с которым он граничит, и сделать Восточный Туркестан внутренней проблемой Организации.
После развала СССР Ферганская долина стала территорией противоборства практически всех центрально-азиатских республик. Кстати, для решения межгосударственных, межнациональных противоречий в Ферганской долине и была создана в 1996 году Шанхайская пятерка.
«Ядерный шанхайский клуб» может стать квинтетом
Но произошло то, что произошло: американцы в одностороннем порядке вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), подписанного после долгих переговоров Ираном и шестеркой (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия), и ужесточили санкции в отношении Тегерана.
Точечные переговоры об условиях возвращения к СВПД ведутся, но в целом создается впечатления их вялости. Заметим, что активного стимулирования переговоров не видно и со стороны России, принявшей, в свое время, деятельное участие в том, чтобы СВПД состоялся. Особой активности нет и со стороны Ирана: его неспешность, несмотря на санкционное давление, можно объяснить форсированным созданием новых условий для заключения соглашения — то есть наращивания ядерного потенциала для начала торга с высоких, так сказать, «ставок»; либо желанием в короткие сроки достичь тех показателей, которые Исламская Республика имела до подписания СВПД, и уже не вступать ни в какие новые соглашения.
Подтвердить или опровергнуть информацию об уровне обогащения урана Ираном на данном этапе не представляется возможным — МАГАТЭ утратило доступ к камерам наблюдения на ядерных объектах в ИРИ. Напомним, Тегеран предупреждал: информация с камер будет стерта по истечении трех месяцев, если США не отменят санкции. Однако сейчас инспекторам разрешено провести обслуживание соответствующего оборудования и заменить носители информации, которые будут храниться в Иране в опечатанном виде. Так что доступ технической группы агентства к видеокамерам на иранских ядерных объектах восстановят.
Получается, что Иран уступил «международному сообществу» и пошел навстречу нынешнему президенту США Джо Байдену, неоднократно говорившему о необходимости восстановления СВПД. Но эта уступка пока незначительна, и прогнозировать, станет ли следующая многообещающей для реанимации ядерной сделки, сказать трудно — во многом это будет зависеть от готовности США договариваться с участниками СВПД, а главное — с Тегераном, на приемлемых для него условиях.
Но и Байден хорош: вместе с Беннетом он пугает Иран, в контексте ядерного вопроса, «другими мерами», если дипломатические подходы не сработают. Израильский премьер, передает Reuters, также заявил, что Тель-Авив разработал и намерен обсудить с США стратегию сдерживания Ирана, преследующую две цели: «остановить региональную агрессию ИРИ и принудить к ее свертыванию». И вторая — «гарантировать, что Иран никогда не сможет получить доступ к ядерному оружию». Слишком много угроз для успешной дипломатии. И маловато уверенности в пугливости (или гибкости) Раиси.
А сегодня «негибкий» Эбрахим Раиси прибыл в Таджикистан для участия в саммите лидеров государств Шанхайской организации сотрудничества. И несмотря на отсутствие в Душанбе председателя КНР Си Цзиньпина, премьер-министра Индии Нарендра Моди и президента России Владимира Путина (они участвовали в заседании по видеосвязи), было принято решение о запуске процедуры приема Исламской Республики Иран в качестве полноправного члена ШОС, и предоставлении статуса партнера по диалогу Египту, Катару и Саудовской Аравии.
И вот что в связи с этим интригует: членами Шанхайской организации являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Четыре из восьми этих стран — ядерные державы. Так что если Ирану не сумеют помешать в создании «грязной бомбы», то ШОС станет поистине организацией, «грозящей миру».
Но нужна ли этому полуядерному клубу еще одна «ось зла», способная вызвать чуть ли не «мировой пожар»? Или напротив — организация приобретет дополнительный вес, и с ней придется больше считаться?
Скорее всего, безъядерный Иран для ШОС все же предпочтительней. По крайней мере, это явствует из того, что Россия костьми легла для подписания СВПД, а сейчас, по неофициальной информации, сделала то же самое, чтобы начать реанимацию сделки допуском, хоть и дистанционным, инспекторов МАГАТЭ к иранским ядерным объектам.
Иран в ШОС: вынужденный поворот на Восток и альтернативный миропорядок
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Создатель издания «Иран сегодня», эксперт РСМД
17 сентября участники саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который проходил в Душанбе, подписали пакет из нескольких десятков документов. Одним из самых важных пунктов стало решение Совета глав государств — членов ШОС о начале процедуры приема Ирана в организацию.
Формально это решение еще не делает Тегеран полноправным членом ШОС, а лишь запускает процесс вступления в организацию. Полноценное принятие предполагает подписание нескольких соглашений, что обычно занимает около двух лет. Однако фактически принципиальное решение принято, и Исламскую Республику уже можно назвать полноправным членом организации.
Вступление Ирана в ШОС можно назвать важным этапом становления ШОС как более зрелого международного института. До сегодняшнего дня организация концентрировалась на борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, хотя ее мандат позволяет ей решать гораздо более широкий круг вопросов. Расширение состава повышает легитимность ШОС. Однако вместе с этим растут и ожидания от этой организации, как глобальной силы. Для их оправдания Шанхайская организация сотрудничества должна брать на себя большую ответственность и не ограничиваться вопросами безопасности.
17 сентября 2021 г. участники саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который проходил в Душанбе, подписали пакет из нескольких десятков документов. Одним из самых важных пунктов стало решение Совета глав государств — членов ШОС о начале процедуры приема Ирана в организацию.
Формально это решение еще не делает Тегеран полноправным членом ШОС, а лишь запускает процесс вступления в организацию. Полноценное принятие предполагает подписание нескольких соглашений, что обычно занимает около двух лет. Однако фактически принципиальное решение принято, и Исламскую Республику уже можно назвать полноправным членом организации.
Ключевую роль в принятии Ирана в ШОС сыграла Москва. Именно после разговора с секретарем Совета безопасности РФ Николем Патрушевым 11 августа его иранский коллега Али Шамхани впервые объявил о том, что политические преграды для принятия Ирана в ШОС устранены. Кроме того, российская сторона в течение года неоднократно заявляла, что выступает за положительную реакцию на заявку Тегерана на вступление в организацию.
Внутренний стимул
Одобрение заявки Тегерана на вступление в ШОС стало первой значимой внешнеполитической победой нового президента Ирана, консерватора Эбрахима Раиси. Одной из ключевых задач нового главы правительства в Исламской Республике служит демонстрация собственных достижений в противовес неудачам его предшественника — реформатора Хасана Рухани. Последний неоднократно выступал за расширение сотрудничества с ШОС, однако за время его президентства Тегеран не успел вступить в организацию.
Сказать, что Х. Рухани совсем забросил незападный вектор развития, нельзя. На период его правления приходятся как минимум два важных достижения на этом направлении. 17 мая 2018 г. Тегеран подписал с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), которое вступило в силу 27 октября 2019 г. сроком на три года. Затем под конец президентства Х. Рухани, 27 марта 2021 г. Иран и Китай заключили договор о всестороннем сотрудничестве сроком на 25 лет.
Э. Раиси в значительной степени пытается проявить себя как антипода Х. Рухани, последние годы которого стали одним из самых сложных периодов для экономики Ирана. Прежде всего новому президенту нужно оправдать свой приход к власти. Уверенная победа Э. Раиси на выборах в июне 2021 г. была омрачена крайней политической апатией значительной части населения страны, которая вылилась в рекордно низкую в истории Ирана явку.
На внутреннем направлении для этой цели пока служит борьба с коронавирусом. В Иране последовательно снимаются карантинные ограничения на фоне сообщений о хороших темпах вакцинации населения. Это заметно контрастирует с правлением Х. Рухани, при котором эпидемия лишь разрасталась, власти ограничивали передвижение по стране и работу частных и государственные учреждений и Тегеран постоянно испытывал проблемы с импортом вакцин.
Вступление Ирана в ШОС демонстрирует хороший старт срока Э. Раиси и на внешнеполитическом направлении. Особенно важно это на фоне явно буксующих переговоров по восстановлению ядерной сделки. Формально Тегеран и Вашингтон заинтересованы в возобновлении действия Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), о чем периодически заявляют обе стороны. Однако уровень доверия между сторонами после демарша Дональда Трампа настолько низкий, что перспективы новых договоренностей становятся все более туманными.
Так, иранцы требует от американцев гарантий того, что прежняя история не повторится, а новые выборы в США не разрушат прежние договоренности. Однако Вашингтон не может этого гарантировать из-за самой природы американской политической системы. При этом Джо Байден, боясь критики внутри страны, пока не идет даже на те уступки, которые могли бы дать Тегерану хоть какую-то уверенность в намерениях президента США. Например, Вашингтон вполне мог бы в одностороннем порядке заявить о своем формальном возвращении в СВДП без фактического снятия санкций. Однако Белый дом этого не сделал, в итоге делегация США не может присутствовать за столом переговоров участников ядерной сделки в Вене, и диалог с американцами проходит отдельно.
Шансы на возрождение СВПД и снятие санкций с Тегерана еще есть. Однако даже в этом случае этот процесс не обещает быстрый положительный исход для Э. Раиси. Тем важнее для его внутреннего имиджа стала история с ШОС. Неслучайно поездка на саммит организации в Душанбе стала первым зарубежным визитом президента Ирана после избрания.
Поворот на Восток
Запрос на нормализацию отношений с Западом в Иране на рубеже 2010-х гг. стал настолько сильным, что в ходе электоральной борьбы законодательную и исполнительную ветви власти заполучили западники. Главным символом этого процесса стал президент Х. Рухани. Для стороннего наблюдателя этот поворот может показаться парадоксальным, поскольку идеология Исламской Республики в основе своей антизападная. Однако история Ирана еще в 1990-х гг. показывала, что соответствующие силы в стране достаточно сильны. За нормализацию отношений с США и Европой сначала аккуратно высказывался президент Хашеми Рафсанджани (1989¬¬–1997 гг.), которого затем сменил открытый сторонник налаживания диалога Мохаммад Хатами (1997–2005 гг.).
Таким образом, из четырех последних президентов в Иране лишь Махмуд Ахмадинежад (2005¬–2013 гг.) оказался последовательным противником Запада. Х. Рухани выглядел хорошим шансом для выстраивания диалога. США при Бараке Обаме и европейские страны, казалось, неплохо просчитали ситуацию, встав на путь нормализации отношений с Тегераном. Однако в итоге коллективный Запад оказался заложником зигзагов американской внутренней политики.
Решительный выход Д. Трампа из СВПД был осуществлен вопреки отсутствию нарушений условий сделки с иранской стороны, позиции Совбеза ООН и мнению союзников США в Европе. Это событие стало критической точкой для иранского «поворота на Запад». Политическая элита в Исламской Республике в очередной раз увидела, что подписание договоров и заверения с американской стороны ничего не значат. Все это не значит, что Запад навсегда потерял Иран. В теории в долгосрочной перспективе может появиться новый шанс, однако в обозримом будущем это исключено.
Вступление в ШОС для Ирана служит символом, закрепляющим восточный вектор в развитии отношений. Даже теоретический возврат к ядерной сделке при Э. Раиси эту тенденцию не изменит. Это событие может выглядеть как победа подхода, объявленного еще М. Ахмадинежадом, который первым объявил «взгляд на Восток» основой своей внешней политики. Более того, именно на его президентский срок приходится получение Ираном статуса наблюдателя в ШОС в 2005 г. и две попытки стать полноправным членом, тогда закончившиеся неудачей.
Однако при М. Ахмадинежаде это был осознанный выбор иранских консерваторов, стремившихся своими руками ограничить развитие отношений с Западом. Сегодня Иран делает такой шаг в безвыходной ситуации, когда западные страны сами закрыли путь к нормализации — причем не по рациональным соображениям большинства игроков, а из-за внутриполитической нестабильности одного из них.
Переоценка образа
Ядерная сделка, стремление сотрудничать с миром и попытки выйти из изоляции не стали для Ирана совсем безрезультатными. Образ Ирана как коллективной угрозы последовательно размывался за счет усилий Тегерана. Все чаще Исламская Республика начала восприниматься как рациональный игрок на международной арене, пусть и со своеобразными целями.
Так, первоначальный отказ ШОС принять Иран был во многом обусловлен тем, что страны Средней Азии всерьез опасались иранского исламизма и его стремления к идеологической экспансии. Однако последующие годы показали, что Тегеран готов к конструктивному сотрудничеству со светским силами. При этом исламская мотивация все чаще заслоняется реалистскими соображениями, а экспансионизм ограничивается отдельными регионами Ближнего Востока. Более того, антитеррористические устремления Ирана во многом совпадают с видением других стран. Важным показателем стала борьба иранцев с Исламским государством (ИГ, организация признана террористической, ее деятельно запрещена на территории РФ), а также успешное взаимодействие с Россией и Турцией в Сирии.
Другой проблемой для принятия Ирана в ШОС стал его подчёркнутый и бескомпромиссный антиамериканизм, особенно свойственный периоду М. Ахмадинежада. Так, Китай в 2000-е и 2010-е гг. оставался одним из ключевых экономических партнеров США и не желал превращения Шанхайской организации сотрудничества в площадку агитации против Соединенных Штатов. Россия в этот период также еще питала надежды на нормализацию отношений с Вашингтоном.
Однако и здесь Тегеран показал, что во главе угла стоит не идеология, а прагматика, и иранцы даже могут вести переговоры с «Большим сатаной» по ядерной сделке. Провал же последней связан не с позицией Ирана, а с непоследовательностью США. Кроме того, сегодня фактор антиамериканизма уже не выглядит проблемой. Отношения Москвы и Вашингтона последовательно деградировали все это время, Китай из стабильного партнера превратился в главную угрозу США в качестве ведущей мировой державы. Иными словам, иранский антиамериканизм сегодня выглядит гораздо более приемлемым для главных учредителей ШОС, чем 10–15 лет назад.
Иными словами, общий вектор Тегерана, направленный на выход из международной изоляции и легитимацию государства в мире, показал свои результаты, и вступление в ШОС стало одним из них. При этом способствовало этому как общее изменение международной конъюнктуры, так и последовательная трансформация Исламской Республики в сторону большего отказа от идеологии во внешней политике.
Альтернативный миропорядок
Вступление Ирана в ШОС происходит на фоне нарастающего запроса на создание новых механизмов международного взаимодействия у стран — членов организации. Значительную часть своей истории Шанхайская организация сотрудничества выглядела витринной альтернативой западном порядку, сегодня же на ряде направлений альтернативность превращается из опции в потребность.
Другой серьезной проблемой является создание альтернативных западным механизмов финансовых расчетов и формирования новых способов ведения экономической деятельности. Здесь пример Ирана стал одним из главных подтверждений необходимости такой альтернативы. Выход США из ядерной сделки поставил под угрозу существование соглашения, несмотря на протест всех остальных участников. Прежде всего, это произошло из-за доминирующего влияния Вашингтона на мировую экономику. Несмотря на все попытки, Европа, Китай и Россия не смогли нейтрализовать последствия американских вторичных санкций в отношении Тегерана.
При этом санкционная политика превратилась в очень популярный инструмент в международных отношениях. Более того, введение рестрикций со стороны западных стран с каждым годом становится все менее предсказуемым, поскольку ключевым фактором оказывается внутриполитическая конъюнктура. Китай, Россия и другие страны в перспективе могут столкнуться с похожими механизмами давления, которые сегодня существуют в отношении Ирана.
Тегеран на этом направлении выступает в роде своего рода авангарда экспериментального поиска новых путей. Пока создание способов обхода санкции — сложно и длительно, хотя определенный прогресс на этом направлении есть.
Наконец, ключевой перспективой для ШОС можно назвать превращение ее в площадку для диалога государств с разными взглядами для выработки новых международных подходов. Предельно широкий мандат организации позволяет ей заниматься огромным кругом вопросов и реализовать потенциал превращения в системный интегратор работы разнообразных международных игроков.
Иран в этом ключе оказывается уникальным тестом для всей структуры. Страна с совершенно иным мировоззрением и специфичными целями будет вынуждена на регулярной основе говорить и договариваться с крупнейшими государствами всего макрорегиона. В качестве полноценного участника Тегеран не может просто наблюдать за ходом заседаний — отныне он должен занимать позицию по вопросам, которые будут выноситься на повестку в ШОС.
Что касается заинтересованности самого Ирана, то в краткосрочной перспективе организация в большей степени отвечает его политическим интересам. Основой для развития торговых связей скорее служат двусторонние договоренности стран, а роль ШОС как экономического драйвера пока остается на зачаточном уровне. В первую очередь эта структура будет способствовать сотрудничеству Тегерана по линии безопасности и политическому сближению. Однако непрямым следствием этого может стать и развитие экономического сотрудничества.
В любом случае, вступление Ирана можно назвать важным этапом становления ШОС как более зрелого международного института. До сегодняшнего дня организация концентрировалась на борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, хотя ее мандат позволяет ей решать гораздо более широкий круг вопросов. Расширение состава повышает легитимность ШОС. Однако вместе с этим растут и ожидания от этой организации, как глобальной силы. Для их оправдания Шанхайская организация сотрудничества должна брать на себя большую ответственность и не ограничиваться вопросами безопасности.
Европа напрасно понадеялась на американский СПГ
Россия и США подошли к созданию нового порядка в Евразии
Сестра «Авроры» едва не поменялась судьбой с «крейсером революции»
Как Эрдоган отреагирует на ультиматум Кадырова
Взрыв в Серпуховском монастыре списали на cамоубийство
Как Турция будет выживать после кризиса
Камран Гасанов, старший преподаватель РУДН
Какие «синие линии» НАТО может обозначить России
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Какой смысл вообще о чем-то договариваться с США
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Новый посол России в Белоруссии
Главные угрозы для экономики в 2022 году
Большая пресс-конференция Владимира Путина
В Ленобласти открыли мемориальный комплекс в честь Александра Невского
Самой красивой американкой признали девушку из Аляски
В Новосибирске прошла выкатка ударного беспилотника «Охотник»
Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области
В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии
В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»
Главная тема
силы быстрого реагирования
заявление президента
новый год
Видео
Самоуничтожение державы
гиперзвуковое оружие
Морозы в Европе
серьезные провокации
борьба за власть
искусственные острова
красные линии
фундаментальные предложения
на ваш взгляд
Эксперт назвал выгоды России от принятия Ирана в ШОС
|
«Это победа иранского руководства и дипломатии», – сказал газете ВЗГЛЯД политолог-международник Андрей Кортунов, комментируя одобрение странами-лидерами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) документа о вступлении Ирана в организацию в качестве постоянного члена.
«В первую очередь от принятия Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества выиграет сама Исламская республика, которая находится под американскими санкциями. Из-за этого там сложное экономическое положение. Стране требуются новые источники развития, а также прорыв международной изоляции, в которую США пытаются загнать Иран», – отметил гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
По словам эксперта, вопрос о вступлении Ирана в организацию ставился давно, но одним из препятствий на пути к этому были международные санкции против Тегерана. «Принятие положительного решения говорит о том, что страны ШОС поддерживают Иран и не солидаризируются с американской позицией, – убежден собеседник. – В целом это можно назвать победой иранского руководства и дипломатии».
«ШОС, в свою очередь, заинтересована в Иране как в крупной стране с большим экономическим потенциалом. Кроме того, это крупный производитель энергоресурсов, что означает естественную добавку к тому потенциалу, который уже существует в странах альянса», – отметил Кортунов.
«Принятие Ирана может дать стимул для реализации крупных инфраструктурных проектов в странах организации, так как без Ирана сложно развивать транспортные коридоры по линии Север – Юг в зоне ШОС», – отметил политолог.
Кортунов указал, что Иран – незаменимый участник решений ряда сложных региональных проблем. «Трудно говорить о стабилизации ситуации в Афганистане, если Иран не будет участвовать в работе многосторонних институтов, занимающихся афганской проблемой», – пояснил эксперт. По его словам, «с Ираком и Сирией все сложнее, так как эта повестка зависит не от Ирана, а от Запада». «Здесь есть серьезные противоречия у Ирана и его соседей из числа консервативных монархий Персидского залива», –добавил Кортунов.
Собеседник также напомнил, что Иран поддерживает давние связи с рядом ведущих стран ШОС – Китаем, Индией, Россией. «Принятие республики в ШОС позволит укрепить сотрудничество России и Ирана, а сама организация теперь географически расширится на запад», – резюмировал эксперт.
В пятницу глава иранского МИДа Амир Абдоллахиан заявил о том, что страны – лидеры Шанхайской организации сотрудничества одобрили документ о вступлении Ирана в организацию в качестве постоянного члена.
Абдоллахиан заявил, что документ о постоянном членстве Ирана в Шанхайской организации сотрудничества был одобрен лидерами организации в Душанбе, присутствии президента Исламской республики Ибрахима Раиси. «Это стратегическое членство окажет важное влияние на всестороннее сотрудничество с Ираном в рамках политики соседства, а также в рамках ориентированной на Азию политики», – подчеркнул руководитель иранской дипломатии.
Отмечается, что участники саммита ШОС подписали документ о сотрудничестве, предполагающий начало процесса приема Ирана в организацию.
Президент Ирана Раиси в ходе саммита заявил, что членство в организации может помочь Тегерану в борьбе с санкциями.
|
Индонезия вынуждена отказаться от закупки у России многоцелевых истребителей Су-35 по бюджетным соображениям, заявил начальник главного штаба ВВС Индонезии главный маршал авиации Фаджар Прасетио.
«Что касается (самолетов) «Сухой-35», с тяжелым сердцем нам приходится отказаться от этих планов», – передает РИА «Новости» слова Прасетио. По словам маршала, правительство Индонезии рассматривает приобретение вместо Су-35 французских истребителей Rafale и американских Boeing F-15 EX по соображениям бюджета.
«С самого начала говорилось, что в увеличении наших возможностей в воздухе мы опираемся на бюджет. Если те люди, которые отвечают за закупки (с точки зрения бюджета) не очень настроены (на Су-35), значит, мы не можем продолжать обсуждение, и все с большой долей вероятности поменяется на Rafale», – сказал начальник главного штаба ВВС Индонезии.
Напомним, в марте 2020 года агентство Bloomberg написало, что Индонезия якобы под давлением США отказалась от планов по закупке у России 11 истребителей на сумму 1,1 млрд долларов. Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев сообщил, что Индонезия официально не отказывалась от покупки у России многофункциональных истребителей Су-35.
|
Фото: REUTERS/Vladislav Culiomza
Текст: Антон Антонов
Кишинев пытается «найти решение хотя бы части проблем из повестки с Россией», заявила президент Молдавии Майя Санду.
Как заявила Санду, таких проблем «много». В частности, требуют решения вопросы поставок товаров из Молдавии в Россию, обеспечения соцзащиты граждан Молдавии в России и наоборот. Также необходимо обсудить урегулирование приднестровского конфликта и уничтожение боеприпасов со складов в Колбасне, сказала Санду. По ее словам, страны «поддерживают связи на разных уровнях». Президент Молдавии сообщила, что «ведутся переговоры о визитах на уровне министерств обороны, готовится заседание межправкомисcии, согласовывается дата его проведения», передает РИА «Новости» со ссылкой на Moldova 1.
В августе замглавы администрации президента России Дмитрий Козак после встречи с президентом республики Майей Санду заявил, что решение приднестровского вопроса является внутренним делом Молдавии, но Россия готова помочь. Козак рассказал, что обсудил с Санду утилизацию боеприпасов, которые охраняет в Приднестровье оперативная группа российских войск.
|
«Конечно, нет. Это попытка поставить все с ног на голову опять. Вот коллега спрашивает, что там Запад не понимает. Да врут все, потому что тень на плетень наводят. Газпром увеличил поставки чуть ли не на 20% в дальнее зарубежье и в Европу в целом. По-моему, это вообще единственная компания, которая так себя ведет. Американские поставщики утащили газ на премиальные рынки – в Южную Америку, Корею, Японию. И цены поползли.
«Не надо разрушать долговременные контракты. Нам говорили – рынок отрегулирует. Вот он и отрегулировал. Пожалуйте бриться», – сказал он, указывая на исторический рекорд цен.
По словам президента России, в ФРГ Газпром поставил на 10% больше в этом году, в Италию – плюс 4,4 млрд кубов.
По его словам, Россия поставляет газ по долгосрочным контрактам, а цена в 4-7 раз дешевле, чем на споте.
Он также посоветовал странам Запада не думать, что на них «боженька заснул».
Президент России допустил, что часть газа направляют на Украину, «пытаясь поддержать штаны там кому-то», вместо того, чтобы поставлять в Германию и влиять на цены на споте.
Следите за большой пресс-конференцией президента Владимира Путина в нашем Telegram-канале.
|
«Ни одного дюйма на восток, сказали нам в 90-е годы. Ну и чего? Надули! Просто нагло обманули. Пять волн расширения НАТО. И теперь уже пожалуйста – в Румынии сейчас уже, в Польше появляются соответствующие системы», – сказал глава государства.
Он напомнил, что Североатлантический альянс продвинулся к российским рубежам, сейчас уже идет речь о том, что и Украина будет в НАТО.
«Вы должны нам дать гарантии. Вы. И немедленно, сейчас. А не забалтывать это десятилетиями, и под такой вот мягкий говорок о необходимости обеспечения безопасности для всех делать то, что планируете», – сказал президент.
Он пояснил, что действия России будут зависеть «не от хода переговоров, а от безусловного обеспечения безопасности России сегодня и на историческую перспективу»
Он поинтересовался, как бы американцы отнеслись к тому, если бы Россия на границе между Канадой и США или на границе с Мексикой поставила ракеты. Он напомнил, что у Мексики и США также были территориальные споры – Техас, Калифорния.
В то же время президент сказал, что в последнее время отмечается положительная реакция Запада по идеям системы гарантий безопасности.
«Хотел бы подчеркнуть, что в целом мы видим пока положительную реакцию. И американские партнеры говорят нам, что готовы к началу этой дискуссии», – заявил он.
Американская сторона говорит о готовности к началу дискуссии с Россией по НАТО.
«Американские партнеры говорят нам, что готовы к началу этой дискуссии, этих переговоров, в самом начале года в Женеве. Представители с обеих сторон назначены, надеюсь, что развитие ситуации пойдет именно по этому (конструктивному) пути», – добавил президент.
Следите за большой пресс-конференцией президента Владимира Путина в нашем Telegram-канале.
Ранее МИД опубликовал проекты договоров России с США и НАТО о гарантиях безопасности. В соглашении прописывается прекращение дальнейшего расширения НАТО и присоединения к альянсу Украины. Москва призывает альянс отказаться от любой военной деятельности за своими пределами – на Украине и на других территориях Восточной Европы, в Закавказье и Средней Азии. Альянсу предложено не размещать дополнительные вооружения и новые военные контингенты за пределами стран, в которых они размещались по состоянию на май 1997 года (до включения в НАТО стран Восточной Европы).
|
Журналист Би-би-си спросил российского лидера о том, почему растет число СМИ-иноагентов в России, и большинство из них включены в реестр в 2021 году.
Также он ответил на другую реплику журналиста о концентрации власти «в одних руках».
Он подчеркнул, что оппоненты России веками говорили о том, что страну нельзя победить, ее можно только развалить изнутри.
Он отметил, что этим занимались те, кто «обслуживал другие, чужие интересы, не связанные с интересами русского и других народов Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации».
Говоря об «отравлении» Алексея Навального, президент напомнил, что Генпрокуратура России многократно отправляла запросы по этому поводу в страны Европы, но ни одного ответа не было получено.
«Предложили, чтобы наши специалисты приехали, вместе поработали, я лично предлагал. Президенту Франции [Эммануэлю Макрону], канцлеру ФРГ [Ангеле Меркель]. Дайте нам хотя бы основание для возбуждения уголовного дела. Нет. Ноль», – сказал глава государства.
Следите за большой пресс-конференцией президента Владимира Путина в нашем Telegram-канале.
Ранее в МИД отмечали, что Лондон, Берлин, Париж и Стокгольм отмолчались по поводу состава вещества в биоматериалах блогера Алексея Навального, а также не предоставили информацию, кто сопровождал его на рейсе из Омска в Берлин.
Напомним, Великобритания, ФРГ, Франция и Швеция представили ответы на запрос России в ОЗХО по ситуации с Навальным: в постпредстве Британии при ОЗХО заявили, что отвергают утверждения России и считают их «попыткой уклониться от ответственности», постпредство Германии также отвергло претензии российской стороны, отметив, что нота России от 7 октября по инциденту «не содержит ответов на множество вопросов, направленных постоянному представительству России группой из 45 стран».
Франция решила не давать ход запросу России об оказании правовой помощи по делу Навального. Швеция заявила, что «действовала в рамках немецкого запроса в отношении анализа биомедицинских образцов господина Навального и потому отсылает вопросы по формуле Германии как запрашивавшей стороне».
Глава МИД Сергей Лавров подчеркивал, что западные партнеры в ситуации с «отравлением» Навального перешли все приличия и рамки разумного. Глава СВР Сергей Нарышкин говорил, что врачи не обнаружили следов яда в организме блогера до вылета из России.
|
Фото: CLEMENS BILAN/POOL/EPA/ТАСС
Текст: Елена Лексина
«Идеология хороша на трибуне, а когда тебе важно не допустить энергетической катастрофы в стране, действовать нужно по-другому», – сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее глава МИД Германии Анналена Бербок заявила, что достигла консенсуса с канцлером Олафом Шольцем по теме «Северного потока – 2».
«Бербок приняла позицию Шольца: если сертификация газопровода пройдет успешно, то он начнет свою работу. Все должно пройти в соответствии с юридическими соображениями, а не политическими. А Бербок прежде заявляла, что «Северный поток – 2» – это геополитический проект России, направленный против Украины. Поэтому «Зеленые» выступали против него», – считает германский политолог Александр Рар.
Тем не менее, эксперт призвал не обнадеживаться такими заявлениями главы МИД ФРГ, поскольку газопровод еще должен пройти сертификацию. «Есть риск того, что в этой процедуре будут участвовать европейские страны, выступающие резко против проекта, в частности Польша. С этим может быть связана дальнейшая задержка ввода «Северного потока – 2» в эксплуатацию», – предупредил собеседник.
«Но смысла в дальнейшем затягивании этого процесса нет. Российский газ нужен Германии, потому что цены на электричество растут, нужно срочно заполнять ПХГ газом, а некоторые энергетические компании уже становятся банкротами. Проспать эту ситуацию нельзя, иначе будет очень острое недовольство среди населения», – отметил Рар.
По его мнению, Бербок могла изменить свою позицию именно в связи с ухудшающейся энергетической обстановкой в Европе. «Идеология хороша на трибуне, когда ты не знаешь, что происходит в реальности. А когда ты отвечаешь за то, чтобы жизнь в стране наладилась и не случилось энергетической катастрофы, то действовать нужно по-другому», – указал политолог.
«В случае же, если Бербок все-таки продолжит гнуть свою линию, которая идет вразрез с позицией канцлера Шольца, то плохо будет всем, – считает Рар. – Внутри правительства будут постоянные разногласия и трения из-за России и «Северного потока – 2», поэтому оно будет топтаться на одном месте. Шольц будет стремиться достичь конструктива в отношениях с Москвой, а Бербок и «Зеленые» будут этому противодействовать. В итоге никто не выиграет. Но в то же время последнее слово остается за Шольцем».
В четверг глава МИД Германии Анналена Бербок сообщила, что достигла консенсуса с канцлером Олафом Шольцем по теме «Северного потока – 2».
Она заверила, что у нее и Шольца «есть общая позиция», признав, что прежде они «занимали по этому вопросу разные позиции». «Но как канцлер, так и я теперь четко заявили, что процесс сертификации должен идти на основе европейского законодательства», – сказала Бербок. По ее словам, в вопросах в данной области важную роль будет играть энергетическая безопасность, передает РИА «Новости» со ссылкой на Die Zeit.
Напомним, на днях канцлер и министр выступили с прямо противоположных позиций по вопросу о судьбе российского газопровода «Северный поток – 2». Шольц заявил, что сертификация оператора «Северного потока – 2» никакого отношения к политике не имеет. Бербок же сказала, что «при нынешнем положении дел одобрить работу газопровода не представляется возможным».
Ранее газета ВЗГЛЯД разбиралась в том, зачем Европа обвиняет Газпром в обострении энергетического кризиса.
|
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Текст: Евгения Шестак
Россия не потерпит каких-либо предварительных условий от США в работе по формализации предложенных российской стороной гарантий безопасности, заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков.
По его словам, Москва хочет быстрой формализации тех договоренностей, которые положены на бумагу и обличены в договорную форму.
«Если предусловием с американской стороны становится требование, чтобы мы осуществили те или иные мероприятия на собственной территории, которые «понравятся» Вашингтону и другим натовским столицам или которые под диктовку из Киева американцы хотят выставить в качестве требования для нас как условие продолжения дальнейшей работы, то тогда это не получится», – сказал он в интервью журналу «Международная жизнь».
Ранее премьер-министр Словакии Эдуард Хегер заявил, что выполнение выдвинутых Россией к США и НАТО требований по обеспечению своей безопасности стало бы возвратом к ситуации в Европе на 1997 год, для Словакии желание стереть достигнутое за 20 лет является неприемлемым.
В пятницу МИД опубликовал проекты договоров России с США и НАТО о гарантиях безопасности. В соглашении прописывается прекращение дальнейшего расширения НАТО и присоединения к альянсу Украины. Москва призывает альянс отказаться от любой военной деятельности за своими пределами – на Украине и на других территориях Восточной Европы, в Закавказье и Средней Азии. Альянсу предложено не размещать дополнительные вооружения и новые военные контингенты за пределами стран, в которых они размещались по состоянию на май 1997 года (до включения в НАТО стран Восточной Европы).
|
Фото: «Газпром трансгаз Беларусь»/ТАСС
Текст: Наталья Ануфриева
Газпром во время дополнительной сессии аукциона не забронировал на четверг мощности газопровода «Ямал – Европа» для транзита газа через Польшу, следует из данных платформы GSA Platform.
Газпром в некоторые дни заказывал мощности не на регулярной, а на дополнительной сессии, а также использовал краткосрочное внутридневное бронирование на несколько часов. Однако предложение на четверг во время дополнительной сессии вновь оказалось невостребованным, передает РИА «Новости».
Всего предлагались мощности в объеме 89,1 млн кубометров на точке входа в польский участок магистрали, являющейся для Газпрома одним из основных маршрутов поставок газа в Европу.
Компания продолжает снижать бронирование мощностей газопровода с конца прошлой недели: на 17 декабря она выкупала 27 млн кубометров, на 18 декабря – 5,2 млн, на 19 декабря – 4,2 млн, а на 20 декабря – 3,8 млн из доступных 89,1 млн кубометров. При этом все предыдущие дни в декабре компания бронировала по 31,4 млн кубометров.
Напомним, в среду компания третий день подряд не бронировала мощности газопровода на суточном аукционе. В Газпроме сообщали, что поставляют газ по магистрали согласно заявкам потребителей в полном соответствии с контрактными обязательствами.
Снижение поставок по «Ямалу – Европе», наряду с прочими факторами, влияет на настроения участников газового рынка. Стоимость фьючерсов на газ во вторник впервые в истории достигла 2190 долларов за тысячу кубометров.
23 декабря 2021, 13:01
Текст: Александра Юдина
«У нас города и малые, и большие развиваются, и достаточно энергично. Хотя, прежде всего, мы сейчас должны уделить внимание развитию именно малых городов – мы всегда об этом говорим в последнее время. И предпринимаем усилия, связанные с развитием инфраструктуры, прежде всего связанности территорий и по железным дорогам, и по автомобильным, и по авиационному транспорту, и по морскому, и по речному – я уже об этом говорил, это один из драйверов роста, в который мы предполагаем вложить колоссальные ресурсы», – сообщил глава государства.
Следите за большой пресс-конференцией президента Владимира Путина в нашем Telegram-канале.
|
Российский посол в Кабо-Верде Наталья Поклонская опубликовала видео проникновения гражданина Украины на участок ее дома в Крыму и раскрыла подробности происшествия.
На кадрах в ее Telegram-канале показано, как мужчина перелезает через забор, идет по территории придомового участка, подходит к входу в постройку и размахивает каким-то предметом.
Поклонская уточнила, что в момент проникновения находилась в доме с дочерью и успела закрыться внутри. «Малоприятное ощущение, когда вот так беспардонно кто-то ломится и тарабанит во все двери, а ты в этот момент находишься одна с ребенком в доме», – поделилась она.
Посол также уточнила, что крымские правоохранители не увидели состава преступления в случившемся и отправили украинца на родину.
В начале декабря Киевский апелляционный суд предоставил разрешение на задержание Натальи Поклонской.
Ранее депутат Верховной рады от партии «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко выступил с угрозами в адрес Натальи Поклонской, на своем канале в YouTube он пообещал, что Поклонскую отправят в киевский СИЗО.
Кроме того, глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что киевские власти никогда не забудут Поклонскую и не оставят ее в покое. По его словам, вопросами экстрадиции российского дипломата занимаются генпрокуратура, министерство юстиции и МВД Украины.
|
Депутат Верховной рады Максим Бужанский заявил, что на территорию Украины претендуют европейские страны.
Как считает парламентарий, польский, румынский и венгерский реваншизмы не исчезли, а слабость Киева лишь идет им на пользу, давая возможность пересмотреть историю региона, передает РИА «Новости» со ссылкой на сайт ukranews.com.
«Эти попытки ставят под сомнение законность пребывания в составе Украины Закарпатья, Буковины и Западной Украины, естественно», – сказал Бужанский.
По словам политика, Варшава, Будапешт и Бухарест раздают жителям перечисленных областей паспорта, создавая потенциально взрывоопасную ситуацию.
Например, говоря о Венгрии, депутат заявил, что власти страны ведут политику, направленную на отторжение нескольких регионов, а также могут ввести войска для «защиты венгерского населения».
Ранее в Болгарии высказались о способах решения украинского вопроса Россией в 2022 году.
|
«Вместо того, чтобы отвечать на запрос людей о мире, используя эти настроения в украинском обществе, президент Зеленский подпал под влияние радикальных элементов, как говорят на Украине – нациков. Мы-то хотим выстроить добрососедские отношения, идем на все практически, но как это возможно, с учетом их действий? Мы готовы выстроить отношения с теми, кто к этому готов. Что происходит с ними? Внесудебные расправы, убийства на улицах», – заявил президент.
Путин напомнил, что в Одессе людей заживо сожгли в Доме профсоюзов в 2014 году. «Хоть кто-то пальцем пошевельнул? Людей, которые хотят с нами работать, уничтожают. Вот в чем проблема», – указал он.
Касательно будущего Донбасса, глава государства заявил, что его должны определить люди, живущие в регионе. «По-другому быть не может. А Россия выступит посредником. Есть ли проблемы? Да. В соответствии с Минскими соглашениями Россия – посредник, а ее хотят сделать стороной конфликта. Москву это не устраивает», – заявил он.
«В Минских соглашениях написано, что нужно менять конституцию – провести выборы, объявить амнистию. Вместо выборов – военная администрация, вместо амнистии – люстрация, вместо политического урегулирования – вводят войска. Где изменения в конституцию? При этом в «Минске» написано, что они должны быть согласованы с представителями ЛНР и ДНР. С представителями Донбасса отказываются разговаривать, хотя сами настаивали на их подписях под документами», – напомнил президент.
Он добавил, что Россия должна реагировать и, «думая об этом, что-то делать».
Следите за большой пресс-конференцией президента Владимира Путина в нашем Telegram-канале.