Искусственные рифы что это
Искусственные рифы что это
В последние десятилетия коралловые рифы – фантастически красивые и «густонаселенные» экосистемы Мирового океана – массово деградируют и гибнут. В начале 1980-х гг. общая площадь коралловых рифов оценивалась примерно в 600 тыс. км². К 2000 г. она сократилась примерно до 250 тыс. км². Морские биологи и экологи прогнозируют возможность полного исчезновения коралловых рифов в ближайшие 30-40 лет. Именно поэтому правительства стран, экологические и прочие неравнодушные к Мировому Океану организации заинтересованы в создании искусственных (антропогенных) подводных рифов. При правильном подходе создание таких рифов – это панацея для подводного мира, превращающая безжизненные территории в места здоровой, богатой флоры и фауны. Причем, со временем искусственные рифы настолько сливаются с подводной природой, что отличить их от естественных донных структур порой становится почти невозможно.
Итак, что же такое искусственный (антропогенный) риф? Это любой созданный человеком объект, помещенный в море в качестве среды обитания для морских организмов.
Значение искусственных рифов колоссально. Во-первых, они позволяют восстановить биологическое разнообразие на определенном морском участке. Это особенно важно в странах кораллового пояса, где искусственные рифы становятся каркасом, защитой для восстановления разрушенных якорями, браконьерством и другими путями еще живых и уже погибших естественных рифов. Искусственные рифы создаются так, чтобы стать максимально приближенными по виду к естественным местам обитания, нерестилища, укрытия для рыб и других морских жителей. Искусственные рифы успешно применяются уже более 2000 лет как в морском, так и в пресноводном любительском рыболовстве, а также для создания рыболовных мест.
Во-вторых, искусственные рифы за счет многочисленного биоразнообразия повышают способность моря (водоема) самовосстанавливаться, справляться с загрязнением. Не секрет, что, к примеру, взрослое поселение на рифе мидий размером 1 м² способно за сутки очистить 7-20 кубометров воды.
В-третьих, искусственные рифы – это подводная достопримечательность. «Обрастая» насыщенной флорой и фауной, они становятся все привлекательнее для дайверов и способствуют развитию дайвинга на восстанавливаемых дайв-сайтах. Кроме того, подводные рифовые конструкции берут на себя часть разрушительной нагрузки, облегчая состояние экосистемы живой природы в популярных местах интенсивного дайвинга.
Искусственные рифы превращают безжизненное дно, прочесанное донными тралами или убитое сточными водами, в оазисы, где бурлит подводная жизнь.
Мировая практика по созданию искусственных рифов обширна и содержит много примеров успешной реализации данного проекта. В нашей статье мы приведем лишь некоторые из них, но каждый искусственный риф необычен и интересен по своему!
Современный Бодрум, который две тысячи лет назад древние греки называли Галикарнасом, в наше время – популярный курортный город в Турции. Чистая морская вода и мягкий климат привлекают сюда миллионы туристов со всего мира. Береговая линия живописного Бодрумского залива причудливо изрезана и образует множество полуостровов, а на горизонте виднеются очертания островов Эгейского моря.
В Бодруме ныряют круглый год, но основной дайверский сезон начинается в конце апреля – начале мая и продолжается до конца октября.
В мае 2006 года для развития дайвинга и привлечения туристов в рамках программы «Затопленные корабли для туризма» Подводная ассоциация Бодрума (ВOSAD) приютила на дне рядом с Черным островом два небольших списанных военных корабля, полученных от ВМФ Турции: корабль береговой охраны TCSG-115 (длина 30 метров, водоизмещение 70 тонн) и военный корабль TCG-Y111 «Pinar-1» (длина 37 м, водоизмещение 500 тонн). Оба «рэка» (затопленные объекты) лежат на глубинах 20–32 метров. Перед затоплением корабли были подготовлены по всем правилам создания искусственных рифов: очищены от топлива и смазочных материалов; во внутренних помещения убрали все, за что можно зацепиться; люки максимально открыли, внутренние проходы освободили.
Морские Вооруженные Силы и Береговая охрана Турции передали эти корабли Подводной Ассоциации Бодрума под лозунгом «Первые затопленные корабли для туризма» с целью привлечения иностранных и местных туристов в Бодрум, создания искусственных рифов и новых объектов для обучения. После десятилетий службы отечеству эти суда также станут новым домом для множества обитателей подводного мира Эгейского моря.
1 июля 2008 г. недалеко от Черного острова для дайверов был затоплен старый транспортный самолет турецких ВВС «Дуглас» DC-47A. В мае 2008 г. списанный «Дуглас» был подарен Подводной ассоциации Бодрума. С воздушного ветерана сняли все оборудование и опасные детали. Узкие и труднопроходимые места были закрыты металлическими планками. Погружение самолета на морское дно состоялось в присутствии всех дайв-центров Бодрума и нескольких сотен дайверов. «Дуглас» был затоплен на склоне, уходящем от берега острова в глубину, поэтому он лежит на дне не ровно, а под углом 25–30 градусов. Хвостовая его часть расположена на глубине 27–29 метров, а от кабины пилотов до поверхности всего 14 метров. Соответственно и крылья с двигателями находятся на разных глубинах: правое на 15–16, а левое – на 24–25 метрах.
Уже несколько десятилетий на Мальте топят отслужившие свой срок корабли и суда. До затопления корабли готовят. Обрабатывают, убирая лишние детали и чистясь от горюче-смазочных материалов, прорезают технологические отверстия и проходы для дайверов. Находясь на дне, у кораблей появляется новая жизнь, их заселяют рыбы и другая морская живность. Подобные проекты по организации искусственных рифов существуют и в других странах, но на Мальте эта программа работает очень активно. Более десятка кораблей затоплены вокруг островов Мальтийского архипелага. Для дайверов специально организованны места погружений, автостоянки, удобные сходы к воде. На берегу установлены таблички со схемой и историей затопленного судна. Надо отметить что, изначально это делала группа энтузиастов, теперь это правительственный проект.
Сторожевые корабли которые служили в береговой охране Мальты, после списания легли на дно для создания искусственных рифов.
Патрульное судно Р31 в 2005 году было затоплено недалеко от острова Комино на небольшой глубине 18 метров. Р31 идеальный рэк для начинающих дайверов.
Сторожевые катера Р29, Р31 были построены в Германии в 1960 году, их длина и водоизмещение составляют 52 метра и 350 тонн соответственно.
Искусственные рифы
В последние десятилетия коралловые рифы – фантастически красивые и «густонаселенные» экосистемы Мирового океана – массово деградируют и гибнут. В начале 1980-х гг. общая площадь коралловых рифов оценивалась примерно в 600 тыс. км². К 2000 г. она сократилась примерно до 250 тыс. км². Морские биологи и экологи прогнозируют возможность полного исчезновения коралловых рифов в ближайшие 30-40 лет. Именно поэтому правительства стран, экологические и прочие неравнодушные к Мировому океану организации заинтересованы в создании искусственных (антропогенных) подводных рифов. При правильном подходе создание таких рифов – это панацея для подводного мира, превращающая безжизненные территории в места здоровой, богатой флоры и фауны. Причем, со временем искусственные рифы настолько сливаются с подводной природой, что отличить их от естественных донных структур порой становится почти невозможно.
Итак, что же такое искусственный (антропогенный) риф? Это любой созданный человеком объект, помещенный в море в качестве среды обитания для морских организмов.
Значение искусственных рифов колоссально. Во-первых, они позволяют восстановить биологическое разнообразие на определенном морском участке. Это особенно важно в странах кораллового пояса, где искусственные рифы становятся каркасом, защитой для восстановления разрушенных якорями, браконьерством и другими путями еще живых и уже погибших естественных рифов. Искусственные рифы создаются так, чтобы стать максимально приближенными по виду к естественным местам обитания, нерестилища, укрытия для рыб и других морских жителей. Искусственные рифы успешно применяются уже более 2000 лет как в морском, так и в пресноводном любительском рыболовстве, а также для создания рыболовных мест.
Во-вторых, искусственные рифы за счет многочисленного биоразнообразия повышают способность моря (водоема) самовосстанавливаться, справляться с загрязнением. Не секрет, что, к примеру, взрослое поселение на рифе мидий размером 1 м² способно за сутки очистить 7-20 кубометров воды.
В-третьих, искусственные рифы – это подводная достопримечательность. «Обрастая» насыщенной флорой и фауной, они становятся все привлекательнее для дайверов и способствуют развитию дайвинга на восстанавливаемых дайв-сайтах. Кроме того, подводные рифовые конструкции берут на себя часть разрушительной нагрузки, облегчая состояние экосистемы живой природы в популярных местах интенсивного дайвинга.
Рифы-камни
Долгое время искусственные рифы создавались за счет установки на морском дне крупных камней (к примеру, в Азовском море). Это позволяло создать неплохие рыбные места, но способ из-за небольшой поверхности камня имел низкую биологическую эффективность и с учетом необходимых затрат на транспортировку камней по суше и морю был дорогостоящий.
Рифболы – искусственные эко-рифы
Современная зарекомендовавшая себя на более полумиллионе искусственных рифов технология, применяемая в мире более 12 лет в более 70-ти странах мира, называется «рифбол» (Reef Ball). Это биопозитивные конструкции со множеством внутренних полостей, поверхность которых служит этакой кормушкой-самобранкой для обитателей рукотворного рифа, год за годом превращающегося в естественный риф. Основу рифболов составляет эко-бетон с нейтральным к воде pH-балансом, идеально подходящий для крепления моллюсков и других полезных фильтрантов. Рифбол не требует ежегодного контроля за его состоянием, срок службы спецбетона – 500 и более лет.
Рифболы имеют разные размеры и дизайны. В нем может меняться все: вес, тип поверхости, толщина, количество и размер отверстий, высота, плотность размещения на дне, расположение центра тяжести и др. Для разных целей создаются разные модификации данных искусственных рифов. Объемные, тяжелые модификации рифболов защищают, восстанавливают пляжи и морское побережье от размывания, применяются как подводные волноломы, берегозащита. Рифболы средних размеров, которые устанавливаются группами, хорошо заселяются рыбой, создают «рыбные места», а значит, гарантируют отличные уловы.
Затопленные объекты – «скелет» новых рифов
В качестве основы искусственных рифов на протяжении многих лет правительствами разных стран на пустынные участки морей и океанов специально затапливается большое количество устаревшего или поврежденного оборудования, которые со временем, обрастая флорой и насыщаясь фауной, становятся новыми подводными рифовыми объектами – удивительным антропогенным рифом. Вагоны метро, танки, военные корабли и многое другое – все это становится домой для рыб, кораллов, привлекая дайверов со всего мира. Деятели культуры также осуществили свой вклад, создав из подводных скульптур, памятников целые подводные музеи.
Примеры антропогенных рифов, созданных в мире из различных затопленных объектов
3D-рифы
Новейшая разработка ученых – 3D-рифы. Суть ее проста: необходимое количетво точных копий кораллов печатается из синтетических материалов с примерением технологии 3D-печати и размещается в океане на вымирающих кораллах. Такие искусственные рифы не только похожи на настоящии, но и дают пристанище тысячам видов рыб и растений. В океане уже «тестируется» два участка 3D-рифов.
Строя осторов, стоим рифы
Таким образом, значение искусственных рифов для сохранения естественного баланса Мирового океана велико. Яркое подтверждение этому – пример искусственного архипелага Мировые острова, находящегося в 4 км от береговой линии Дубая (ОАЭ) в Персидском заливе, вокруг которого в обязательном порядке были установлены многочисленные искусственные рифы, на которых создаются благоприятные условия для проживания морских обитателей. Все большему количеству человек в мире становится ясно, что прибрежная рифовая зона, пусть и искусственная, является гарантом здоровой экологической системы всего побережья.
Рифы созданны руками человека.
Списанный авианосец «Oriskany» оттащили на 38 км от побережья Пенсаколы, штат Флорида, 17 мая 2006 года для создания искусственного рифа. (AP Photo/U.S. Navy/Jeffrey P. Kraus)
25 списанных танков тайской армии на корабле в порту Бангкока 30 июля 2010 года. Танки отправились на дно Сиамского залива в качестве материала для образования искусственных рифов. (AP Photo/Sakchai Lalit)
— Сэр, это же готовые дома для бездомных!
— К черту бездомных! Гавно и палки никто не отменял!
А почему у этого парохода на трубе наш флаг?
На танке бочка какая-то прилеплена, возможно с трупом.
Два новых отличных фильма о море, о подводном мире!
1. «Становление Кусто» (Becoming Cousteau)
2021. США. Жанр: Документальный фильм. Режиссер: Лиз Гарбус.
Взгляд на жизнь, страсти, достижения и трагедии, происходившие вокруг известного исследователя и защитника окружающей среды Жака Кусто.
2. «Чудеса коралового рифа» (Puff: Wonders of the Reef)
2021. Австралия, США. Жанр: документальный, семейный Режиссер: Ник Робинсон
В поисках дома малёк иглобрюха путешествует по удивительному микромиру Большого Барьерного рифа, полному самых фантастических созданий.
Фильмы доступны в HD VideoBox, LazyMedia Deluxe, в других приложениях и ресурсах
Решил расширить знания в морском направлении
Вот уже как второй месяц запущен мой маленький 60 л морской кубик. Все по простому, только учусь. Уже подсадил три фрага мягких кораллов. Конечно это только начало, но ощущения, что все проще, чем с пресным, только все в разы дороже. Фотографировал на телефон, всех красок не передаёт, побороть сильную синеву не смог.
Актиния-мухоловка: Капкан смерти
Зачем изобретать велосипед, когда уже есть отработанная схема, которая себя зарекомендовала? Всё равно на разные условия существования и абсолютно другую среду обитания — работает же! По этому принципу и живет актиния, перенявшая у венериной мухоловки парочку удачных идей.
Сгорая от стыда из-за кражи чужой задумки или просто скрываясь от авторского права, животина забралась очень далеко от оригинала. Она сбежала на дно морское, причем на самое что ни на есть глубоководное — 1-2 километра вниз.
Столкнуться с ней можно на глубинах у Западной Африки, в Мексиканском заливе и неподалеку от Американского Самоа. Первый раз животину обнаружили случайно. Ее тупо задели батискафом, а актиния, недолго думая, свернулась калачиком и харкнула светящейся слизью в обидчиков, благодаря чему ее и заметили.
Как раз с их помощью животина и добывает себе провиант. Ну, как добывает, просто ждет в месте с сильным потоком проплывающую мелочь, открыв пасть против течения. В ни разу не скопированную ловушку попадутся местные аналоги насекомых — креветки, личинки медуз, мальки, короче мелкая придонная мелочевка. Их актиния хватает абсолютно так же как мухоловка — закрывает «пасть» с щупальцами, нейтрализует добычу стрекательными клетками, и переваривает всю мелочь в кишечной полости.
Так как актинии в принципе другими органами не обладают, то кишечной полостью «венерина мухоловка» и цепляется к морскому дну. Но это в зрелом возрасте. Молодые актинии не против немного подвигаться, прежде чем окончательно осесть в подходящем месте. Правильная координация мышц и работы гидроскелета тулова помогает подводным цветам «ходить» по дну.
А вот дела семейные актинии пока покрыты мраком. На морское дно чрезвычайно сложно добраться, чтобы разобраться во всех личных подробностях. Но наверняка наша героиня умеет делиться почкованием пополам, как ее родня.
Искусственные рифы. Во Флориде затопили 2 млн шин, что с ними стало спустя 50 лет
До эры вторичной переработки люди не знали, как избавиться от предметов. В результате выброшенные вещи часто скапливаются на свалках. И свалки были гигантскими и находились не где-то далеко, а прямо вблизи крупных населенных пунктов.
Проблема знакомая, однако во Флориде предложили ее решить изящным способом. Зачем делать гигантские свалки из шин на суше, если можно свалить их в океан? Рыбам все равно привычно плавать в рифах. Наоборот, морские жители начнут использовать ландшафт себе во благо и создавать себе жилье.
Поэтому решено было создать искусственные рифы. И обеспечить среду обитания для промысловых рыб, которые быстро их обживут. Один из авторов проекта Грегори Макинтош вдохновлял власти своей идеей: «Шины, которые загрязняют сушу и выглядят ужасно, могу быть очень полезными! Мы создадим из них рыболовный риф!».
Сотрудники Инженерного корпуса армии США вместе с рыбаками разместили территорию и приступили к реализации масштабного проекта. На дно океана сбросили 2 млн шин. И назвали эту конструкцию Рифом Осборна.
Площадь рифа составила около 15 гектаров. Риф расположился примерно в 2 км от берега на глубине в 20 метров. Шины связали друг с другом с помощью стальных зажимов и нейлона. И получилась искусственная гора.
Но, как это часто бывает, не предусмотрели важного фактора. Стальные зажимы разъела вода и шины стали отделяться друг от друга. Вся конструкция быстро распалась. Вместо того, чтобы помогать среде, шины начали ее разрушать. Они уничтожили и существующие кораллы и не дали образоваться новым.
Шины начали ровным слоем заваливать все морское дно и разлетаться дальше. Подводные течения, сильные ветры и штормы привели к тому, что шины засоряют ближайшие пляжи. Не говоря уж о морской экосистеме. Шины к тому же выделяют до 120 различных канцерогенов, наносящих вред живым организмам. И контакт с водой провоцирует выброс этих канцерогенов.
Ситуация стала катастрофической и несколько организаций сделали попытку очистить морское дно. Но гораздо проще набросать шины на дно, чем поднять их. Эта инициатива стоила очень дорого. В среднем, удаление одной шины обходилось в начале нулевых в 17 долларов (примерно 30 долларов сейчас с учетом инфляции).
Самая удачная попытка произошла в 2007 году, когда военные подняли со дна 73 тысячи покрышек.
Даже если убрать все шины, ущерб природе будет колоссальным. По оценкам экологов, на восстановление экосистемы и образование новых коралловых рифов уйдет около 50 лет. источник
Искусственные рифы что это
Проект «Икусственные рифы»
Федерация подводного спорта России поддерживает экологический проект «Искусственные рифы»
Инициатор и руководитель проекта
Сергей Федотов
Что такое искусственный риф – это риф созданный человеком. Но зачем человеку создавать рифы, казалось бы наоборот, рифы всегда ассоциировались с опасностями для мореходства.
На самом деле рифы и естественные, и искусственные играют огромную роль в формировании экосистемы. На обнаженном дне трудно сформироваться богатому биоценозу. Конечно определенные формы жизни там существуют, но большинству сложных организмов требуется укрытие. Такую роль как раз и играют рифы, камни и другие образования и предметы на дне. На камнях закрепляются водоросли и простейшие организмы, они служат пищей мелкой рыбы и рачков, камни же являются для последних укрытием. Мелкая рыба является пищей для более крупной и так далее. Так формируется биоценоз во всем его многообразии. Исчезновение любого звена из этой цепи приводит к разрушению цепи в целом. Рифы создают основополагающую «базу» для развития жизни в водоеме. А создание искусственных рифов позволяет эту базу воссоздать или обогатить.
Ученые уже давно бьют тревогу по поводу исчезновения снижения популяции многих видов рыбы и другой водной живности. Одной из основных причин этого является разрушение человеком их мет обитания. Искуственные рифы – это способ восстановить разрушенное. В результате многолетних наблюдений установлено, что в местах установки искусственных рифов биомасса возрастает в 7-10 раз. Восстановление природного биоценоза позволяет водоемам противостоять загрязнениям. Сплоченные группы живущих вокруг камней организмов способны «переваривать» загрязнение гораздо лучше, чем это делают редкие обитатели песчаных участков. Чем больше живых существ в объеме воды, тем больше способность водоема к самовосстановлению.
Из официального пресс-релиза проекта:
Более подробно о проекте на официальном сайте http://www.artificialreefs.ru
Искусственные рифы могут иметь любую форму. Даже форму произведения искусств.
В 2007 году на дне Черного моря близ города Ялта была установлена подводная скульптура «Морской Дракон ИРПОС» московской художницы Леты Богдановой.
Наблюдение за состоянием скульптуры в течении 2 лет показали, что она уже стала «домом» для многих морских обитателей.