Исо 16949 что это
Кому и зачем нужен сертификат стандарта ISO/TS 16949?
ISO/TS 16949 – отраслевой стандарт сертификации на основе международной системы ISO. Он содержит ряд требований и спецификаций к системам менеджмента качества для предприятий автомобильной промышленности, которые специализируются на проектировании, разработке, производстве, сборке, установке и техническому обслуживанию соответствующей продукции. Данный стандарт разработан Международной организацией по стандартизации ISO и техническим комитетом TC 176 ISO при непосредственном участии JAMA (Японской ассоциации автомобилестроителей) и IATF (Международной автомобильной группы).
Действие стандарта распространяется на предприятия, которые производят:
При этом требования данного стандарта не могут быть применены к производителям специальной техники (тракторов и прочей сельхозтехники, снегоуборочных машин и другой техники коммунального или строительного назначения). Однако, некоторые национальные эквиваленты, к примеру, белорусский СТБ ISO/TS 16949-2010, расширяют область применения ISO/TS 16949 и на производство спецтехники различного назначения.
Помимо компаний, специализирующихся непосредственно на автомобилестроении, стандартизация ISO/TS 16949 применяется на следующих видах отраслевых предприятий:
Область сертификации включает все элементы и площадки, на которых ведется деятельность, создающая добавленную стоимость конечного продукта, а также удаленные локации, на которых оказываются услуги поддержки и обслуживания. Производители запчастей, поставщики вспомогательных услуг (складирование, транспортировка и т. д), а также автономные конструкторские бюро, станции техобслуживания и центры дистрибуции не обязаны проходить отдельную сертификацию СМК на соответствие требованиям ISO/TS 16949, если они являются функциональными подразделениями сертифицируемого предприятия, так как они включены в область аудита производственной деятельности всего предприятия.
Предшественником спецификации ISO/TS 16949 был стандарт QS-9000, разработанный для североамериканской автомобильной промышленности на основе внутренних стандартов качества, сервиса и развития компаний Крайслер, Форд, и General Motors. Развитие данной спецификации было приостановлено в 1999 году, когда вышла первая редакция нового отраслевого стандарта ISO. К 2002 году регламент QS-9000 был полностью вытеснен стандартом ISO/TS 16949, который был опубликован в том же году во второй редакции. Третья редакция нового стандарта выпущена в свет в 2009 году, и действует по сей день.
Основной целью разработки ISO/TS 16949 было внедрение общих требований к системам менеджмента качества автомобильных предприятий для выполнения следующих задач:
Аудит на соответствие производственных и управленческих процессов предприятия стандартам ISO/TS 16949 разделен на 5 основных направлений, которые необходимо привести к установленным требованиям для успешного прохождения процедуры сертификации:
Зачем нужна сертификация соответствия стандарту ISO/TS 16949
Наличие сертификата соответствия стандарту ISO/TS16949 в настоящее время является фактически пропуском на международный автомобильный рынок. Глобализация и децентрализация производственных процессов в данной отрасли привели к тому, что конструкторские бюро, производители комплектующих и заводы по сборке автомобилей могут находиться в разных странах. Более того, автопроизводители могут выпускать модели, рассчитанные на локальные рынки, и созданные в сотрудничестве с местными производителями, либо выкупать национальные производства или конкурирующие автомобильные концерны, утратившие лидерство. Единообразие процессов во всех территориальных подразделениях, возможность менять поставщиков и сотрудничать со вчерашними конкурентами на их производственных базах на основе идентичности производственных циклов – необходимое условие выживания компании и быстрой адаптации к любым изменениям автомобильного рынка. Именно для этого нужны единые производственные и управленческие стандарты.
Кроме того, растущая конкуренция значительно повышает требования к качеству конечной продукции, а также ее отдельных элементов. Стандарты управления качеством направлены на повышение эффективности производства, снижение процента ошибок и брака, минимизацию репутационных и компенсационных потерь. Поэтапное внедрение общих стандартов подразумевает полную или частичную перестройку схемы управления людскими ресурсами и технологической цепочки. Основная задача такой перестройки – не только добиться желаемого качества продукции, но организовать контрольные процедуры таким образом, чтобы это качество было нормой производства и не опускалось ниже определенной планки.
Преимущества внедрения СМК согласно ISO/TS 16949:
Внедрение ISO/TS16949 в России часто сопровождается определенными сложностями, особенно если предприятие решает провести подготовку к процедуре самостоятельно. Отсутствие реального опыта разработки сложных СМК, незаинтересованность руководства, недостаточная квалификация персонала, ответственного за менеджмент качества, формальный подход к сертификации и непонимание целей международной стандартизации – все это приводит к тому, что предприятие не только не получает преимущества от внедрения системы, но и тратит впустую выделенные на ISO/TS16949 средства.
Чтобы избежать трудностей и получить не набор формальных документов, а функциональную систему, учитывающую индивидуальные особенности предприятия, стоит обратиться за помощью к специалистам с опытом разработки, внедрения и сертификации СМК по стандарту ISO/TS 16949.
Исо 16949 что это
ГОСТ Р 51814.1-2004
(ИСО/ТУ 16949:2002)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента качества в автомобилестроении
ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 9001-2001
В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ПРОИЗВОДЯЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ
Quality management systems for automotive industry.
Particular requirements for the application of ISO 9001:2000
for automotive production and relevant service part organizations
ОКС 03.120.30
ОКСТУ 0011
Дата введения 2004-07-01
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 «Статистические методы в управлении качеством продукции»
Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)
ОАО «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (ОАО «НИЦ КД»)
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 января 2004 г. N 35-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международных технических условий ИСО/ТУ 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части», за исключением разделов 1-3
Введение*
* Раздел приведен в редакции, отличной от ИСО/ТУ 16949:2002.
В настоящем стандарте установлены особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части.
ИСО/ТУ 16949:2002 были разработаны Международной целевой группой автомобильной промышленности (IATF) и Японской ассоциацией производителей автомобилей, зарегистрированной в качестве корпорации (JAMA), при поддержке Технического комитета ИСО/ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества».
Настоящий стандарт включает требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (аутентичный перевод ИСО 9001:2000), которые заключены в рамки. Дополнительные отраслевые требования даны вне рамок.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.
Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции*. Информация, обозначенная как «Примечание», носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.
* Требованиями в настоящем стандарте являются нормы, вводимые модальным глаголом «должен«. Положения стандарта, вводимые модальным глаголом «следует«, носят рекомендательный характер.
Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования.
При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их.
деятельность, добавляющая ценность;
поток информации.
Связь с ГОСТ Р ИСО 9004-2001
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Связь с ГОСТ Р ИСО 9004-2001
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
Совместимость с другими системами менеджмента
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Совместимость с другими системами менеджмента
Настоящий стандарт согласован с ГОСТ Р ИСО 14001-98 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.
Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовывать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт предназначен для избежания многочисленных аудитов при сертификации и обеспечения общего подхода к системе менеджмента качества в автомобилестроении и организациях, производящих соответствующие запасные части.
1 Область применения
1.1 Общие положения
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
1 Область применения
1.1 Общие положения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
Настоящий стандарт, совместно с ГОСТ Р ИСО 9001-2001, определяет требования к системе менеджмента качества при проектировании и разработке, производстве и, если это применимо, монтаже и обслуживании продукции, относящейся к автомобильной промышленности.
Данный стандарт применим к подразделениям организации, в которых производятся компоненты* и (или) запасные части, установленные потребителем.
* Термин «компонент» в настоящем стандарте означает материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия.
Вспомогательные службы, находящиеся в месте расположения производственных подразделений или отдельно от них, такие, как проектные бюро, корпоративное главное управление и дистрибьюторские центры, поддерживающие деятельность производственных подразделений, подпадают под проверку при сертификации, но не могут сертифицироваться самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом.
1.2 Применение
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
Требования настоящего стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.
Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.
При сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
Единственные исключения, допускаемые настоящим стандартом, относятся к 7.3, если организация не несет ответственности за проектирование и разработку продукции.
Допускаемые исключения не распространяются на разработку процесса производства.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению
ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
3 Термины и определения
ГОСТ Р ИСО 9001-2001
В настоящем стандарте применяют термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000.
Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ГОСТ Р ИСО 9001 для описания цепи поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время словаря терминов.
поставщик организация потребитель
Термин «организация» заменяет термин «поставщик», используемый в ГОСТ Р ИСО 9001-96, и относится к объекту, в отношении которого применяется настоящий стандарт. Кроме того, термин «поставщик» заменяет термин «субподрядчик».
В тексте настоящего стандарта термин «продукция» может означать также «услугу».
верификация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.4).
валидация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (ГОСТ Р ИСО 9000, 3.8.5).
3.1 Термины и определения для автомобильной промышленности
В настоящем стандарте применяются термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001, а также приведенные ниже:
3.1.1 план управления (control plan): Документированное описание систем и процессов, необходимых для управления продукцией (приложение А).
3.1.2 организация, ответственная за проектирование (design responsible organization): Организация, имеющая полномочия на разработку новых или изменение существующих технических условий на продукцию.
3.1.3 предупреждение ошибок (error proofing): Проектирование и разработка продукции и процесса производства с целью предупреждения производства несоответствующей продукции.
3.1.4 лаборатория (laboratory): Подразделение, проводящее контроль, испытания или калибровку/поверку, которые могут включать химические, металлургические, геометрические, физические, электрические испытания или испытания на надежность и др.
3.1.5 область деятельности лаборатории (laboratory scope): Управляемый документ, содержащий:
— виды конкретных испытаний, оценок и калибровок/поверок, которые лаборатория квалифицирована проводить;
— перечень оборудования, которое она использует для осуществления указанной выше деятельности;
— перечень используемых методов и эталонов.
3.1.6 производство (manufacturing): Процесс изготовления или выпуска:
— компонентов или запасных частей;
— процессы термообработки, сварки, окраски, нанесения покрытий или другие отделочные операции.
3.1.7 диагностическое техническое обслуживание и ремонт (predictive maintenance): Деятельность, основанная на данных о процессе, которая нацелена на избежание проблем с техническим обслуживанием и ремонтом путем прогнозирования возможных видов отказов.
3.1.8 предупреждающее техническое обслуживание и ремонт (preventive maintenance): Плановое действие, предусмотренное при проектировании процесса производства для устранения причин отказа оборудования и незапланированных остановок производства.
3.1.9 дополнительная стоимость перевозки (premium freight): Особая плата или издержки, связанные с дополнительной по отношению к контракту поставкой.
3.1.10 вспомогательные подразделения (remote location): Подразделения, в которых осуществляются непроизводственные процессы, поддерживающие основное производство.
3.1.11 производственное подразделение (site): Подразделение, в котором осуществляются процессы производства, добавляющие ценность.
Исо 16949 что это
ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009*
______________________
* Обозначение стандарта.
Измененная редакция, Изм. N 1.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части
Quality management systems. Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 for automotive production and relevant service part organizations
Дата введения 2010-07-01
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе собственного аутентичного перевода документа, указанного в пункте 4, разработанного международной целевой автомобильной группой (IATF).
Перевод одобрен IATF.
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему национальный стандарт Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении В
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ 16949:2002)
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3, 2011 год
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2011 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, Часть 2.
Главная задача технических комитетов заключается в подготовке международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами, рассылаются комитетам-членам на голосование. Их опубликование в качестве международных стандартов требует одобрения по меньшей мере 75% комитетов-членов, принимающих участие в голосовании.
При высокой потребности рынка в международных стандартах технический комитет может также принять решение об издании нормативных документов другого типа, таких как:
— публично Доступная Спецификация ИСО (ISO/PAS), представляющая собой соглашение между техническими экспертами в рабочей группе ИСО и принимаемая для публикации при одобрении более чем 50% членов технического комитета, участвующих в голосовании;
— техническая Спецификация ИСО (ISO/TS), представляющая собой соглашение между членами технического комитета и принимаемая для публикации при одобрении 2/3 членов комитета, участвующих в голосовании.
ISO/PAS и/или ISO/TS подлежат пересмотру через три года, когда должен быть решен вопрос или о продлении срока их действия на дальнейшие три года или о подготовке в качестве международного стандарта, или об отмене. Если срок действия ISO/PAS и/или ISO/TS продлевают, то они вновь должны быть подвергнуты пересмотру по истечении трех лет, во время которого они должны быть преобразованы в международный стандарт или отменены.
ISO/TS 16949:2002 были разработаны Международной целевой группой автомобильной промышленности (IATF) и Японской ассоциацией производителей автомобилей, зарегистрированной в качестве корпорации (JAMA), при поддержке Технического комитета ИСО/ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества».
Настоящее третье издание ISO/TS 16949 аннулирует и заменяет второе издание (ISO/TS 16849:2002), которое было технически исправлено в соответствии с ИСО 9001:2008.
Настоящий стандарт включает в себя требования ИСО 9001:2008, которые приведены в рамках. Дополнительные отраслевые требования приведены вне рамок.
Требованиями в настоящем стандарте являются нормы, вводимые модальными глаголами «должен«. Положения стандарта, вводимые модальным глаголом «следует«, носят рекомендательный характер. Текст, приведенный в примечании, служит для разъяснения сути требований.
Приложение А является нормативной частью настоящего стандарта.
Для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют:
а) ее внешняя среда, изменения или риски, связанные с этой средой;
b) изменяющиеся потребности;
d) выпускаемая продукция;
е) применяемые процессы;
f) размер и структура организации.
Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или их документации.
Требования к системе менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как «Примечание», носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.
При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2000.
Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как «процессный подход».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности;
с) достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения их результативности;
d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в качестве входов. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне.
— разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;
— постоянные контроль и измерение процессов и продукции в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщение о результатах;
— принятие действий по постоянному улучшению показателей процессов.
— деятельность, добавляющая ценность;
— поток информации.
ИСО 9001 и ИСО 9004 являются стандартами на системы менеджмента качества, которые дополняют друг друга, но их можно применять также независимо.
ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы для внутреннего применения организациями, а также в целях сертификации или заключения контрактов. Стандарт направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей и соответствующих законодательных и других обязательных требований.
Ко времени публикации стандарта ИСО 9001:2008 стандарт ИСО 9004 находился на стадии пересмотра. Новая версия ИСО 9004 будет содержать рекомендации для менеджмента по достижению устойчивого успеха любой организации в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде. ИСО 9004 представляет более широкий взгляд на менеджмент качества, чем ИСО 9001; он нацеливает на удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон на основе систематического и постоянного улучшения деятельности организации. Однако этот стандарт не предназначен для целей сертификации, заключения контрактов и выполнения обязательных требований.
Совместимость с другими системами менеджмента
Совместимость с другими системами менеджмента
При разработке настоящего стандарта должное внимание было уделено положениям ИСО 14001:2004 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей. Приложение А показывает соответствие между ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004.
Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако стандарт позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую(ие) систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта.
Цель настоящего стандарта
Настоящий стандарт предназначен для избежания многочисленных сертификационных аудитов и обеспечения единого подхода к системе менеджмента качества в автомобилестроении и организациях, производящих соответствующие запасные части.
1 Область применения
1.1 Общие положения
1 Область применения
1.1 Общие положения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
1 В настоящем стандарте термин «продукция» применим только:
а) к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции;
b) к любым заданным результатам процессов жизненного цикла.
2 Законодательные и другие обязательные требования могут быть выражены как правовые требования.
Настоящий стандарт совместно с ИСО 9001:2008 устанавливает требования к системе менеджмента качества при проектировании и разработке, производстве и, если это применимо, монтаже и обслуживании продукции, относящейся к автомобильной промышленности.
Настоящий стандарт применим к подразделениям организации, в которых производятся компоненты и/или запасные части, установленные потребителем.
Термин «компонент» в настоящем стандарте означает материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия.
Вспомогательные службы, находящиеся в месте расположения производственных подразделений или отдельно от них, такие как проектные бюро, корпоративное главное управление и дистрибьюторские центры, поддерживающие деятельность производственных подразделений, подпадают под проверку при сертификации, но не могут быть сертифицированы самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом.
1.2 Применение
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.
Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить вследствие специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.
При допущенных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования раздела 7 и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, соответствующей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
Единственные исключения, допускаемые настоящим стандартом, относятся к 7.3, если организация не несет ответственности за проектирование и разработку продукции.
Допускаемые исключения не распространяются на разработку процесса производства.
2 Нормативные ссылки
2 Нормативные ссылки
Указанный ниже ссылочный документ необходим для использования настоящего стандарта. Для датированных ссылок применяют только ту версию, которая была упомянута в тексте. Для недатированных ссылок необходимо использовать самое последнее издание документа (включая любые поправки).
ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь