Исо 22000 что это такое

Исо 22000 что это такое

ГОСТ Р ИСО 22000-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Требования к организациям, участвующим в цепи создания
пищевой продукции

Food safety management systems.
Requirements for organizations in the food chain

___________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р ИСО 22000-2019 с ГОСТ Р ИСО 22000-2007 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2008-01-01

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении D

Введение
к национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 22000-2007
«Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования
к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции»

Для учета особенностей российской национальной стандартизации к 3.1, 3.3, 4.1, 5.5, 7.2.3, 7.6.2, 8.3 соответственно даны следующие дополнительные примечания.

В ГОСТ Р 51705.1-2001 и Руководстве ИСО/МЭК 51 термин «безопасность» определен как «отсутствие недопустимого риска».

Вид опасности с конкретными признаками в ГОСТ Р 51705.1-2001 определен как «опасный фактор».

Систему менеджмента безопасности пищевой продукции можно определить по аналогии с соответствующими положениями стандарта ИСО 9000 как «систему для разработки и осуществления скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией в целях обеспечения безопасности пищевой продукции».

В некоторых зарубежных и российских документах руководитель группы безопасности пищевой продукции именуется как «координатор».

Для предприятий, расположенных на территории Российской Федерации, необходимо также учитывать требования соответствующих Санитарных правил.

Документ, содержащий указанную в 7.6.1 информацию для одной критической контрольной точки, в некоторых зарубежных и российских документах именуется как «рабочий лист ХАССП». Совокупность этих рабочих листов представляет собой план ХАССП.

Требования раздела 8.3 применяют наряду с метрологическими правилами и нормами, имеющими обязательную силу на территории Российской Федерации.

Приложение С приведено в виде справочного и используется в целях сравнительного анализа требований действующих Санитарных правил и документов Комиссии «Кодекс Алиментариус» в случае поставки продукции за рубеж.

Введение

В цепи создания пищевой продукции участвуют организации, занимающиеся производством кормов, первичным производством, непосредственным производством пищевой продукции, транспортированием и хранением, а также субподрядчики, осуществляющие розничную торговлю пищевой продукцией и обслуживание торговых точек. Кроме того, к цепи создания пищевой продукции имеют косвенное отношение организации, производящие оборудование, упаковочные материалы, чистящие вещества, добавки и ингредиенты для пищевой продукции; к таким организациям следует относить и сервисные службы.

Система менеджмента безопасности пищевой продукции включает в себя следующие общепризнанные ключевые элементы, позволяющие обеспечить безопасность пищевой продукции во всей цепи ее создания вплоть до стадии конечного употребления пищевой продукции в пищу:

— интерактивный обмен информацией;

— программы предварительных обязательных мероприятий;

Обмен информацией, осуществляемый на этапах цепи создания пищевой продукции, очень важен для идентификации и контроля опасностей, влияющих на безопасность пищевой продукции на всех этапах ее создания. Это подразумевает обмен информацией между организациями, работающими на всех этапах создания пищевой продукции. Обмен информацией между потребителями и поставщиками в отношении идентифицированных опасностей и мероприятий по управлению позволяет прояснить требования потребителей и поставщиков (например, оценить их выполнимость и необходимость, а также определить воздействие идентифицированных опасностей и мероприятия по управлению производством конечной продукции).

Признание роли и положения организации в цепи создания пищевой продукции существенно влияет на обеспечение эффективного обмена информацией на всех этапах цепи с целью поставки безопасной конечной пищевой продукции потребителю.

Примеры каналов обмена информацией между заинтересованными сторонами в цепи создания пищевой продукции представлены на рисунке 1.

Исо 22000 что это такое. Смотреть фото Исо 22000 что это такое. Смотреть картинку Исо 22000 что это такое. Картинка про Исо 22000 что это такое. Фото Исо 22000 что это такое

Наиболее эффективными системами обеспечения безопасности пищевой продукции являются те, которые разрабатываются, применяются и актуализируются в рамках структурированной системы менеджмента, а затем интегрируются в общую управленческую деятельность организации. Это обеспечивает максимальную выгоду для организации и заинтересованных сторон. Настоящий международный стандарт приведен в соответствие с ИСО 9001 [1] в целях повышения совместимости этих двух стандартов. Перекрестные ссылки между настоящим международным стандартом и ИСО 9001 [1] приведены в приложении А.

Настоящий стандарт может применяться независимо от других стандартов на системы менеджмента. Система, основанная на требованиях настоящего стандарта, может быть внедрена с учетом требований к уже применяющейся системе менеджмента или интегрирована в нее.

Для внедрения системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего стандарта, организации также могут использовать существующую систему (системы) менеджмента.

Настоящий стандарт объединяет принципы, на которых основана система анализа опасностей и установления критических контрольных точек (ХАССП), и мероприятия по применению данной системы, разработанные Комиссией «Кодекс Алиментариус». Требования настоящего стандарта, выполнение которых может быть проверено аудитом, объединяет план ХАССП с программами обязательных предварительных мероприятий. Анализ опасностей является ключом к повышению результативности системы менеджмента безопасности пищевой продукции, так как его проведение позволяет получить знания, требуемые для разработки эффективной комбинации мероприятий по управлению.

Настоящий стандарт предполагает идентификацию и оценку всех опасностей, которые, если этого можно ожидать в разумных пределах, могут возникнуть в цепи создания пищевой продукции, включая опасности, которые могут быть связаны с типом процесса и используемыми средствами. Таким образом, он является инструментом, позволяющим определить и документально оформить те причины, по которым конкретная организация должна контролировать некоторые идентифицированные опасности, в то время как другим организациям этого делать не требуется.

В процессе анализа опасностей организация определяет стратегию, которую нужно использовать, чтобы обеспечить управление опасностями с помощью комбинации программ обязательных предварительных мероприятий, производственных программ обязательных предварительных мероприятий и плана ХАССП.

Перекрестные ссылки между принципами и мероприятиями по применению ХАССП, разработанными Комиссией «Кодекс Алиментариус» [11], и пунктами настоящего стандарта приведены в Приложении В.

Настоящий стандарт может применяться при проведении аудита. Однако отдельные организации вправе самостоятельно выбрать необходимые методы и подходы, позволяющие обеспечить соответствие требованиям настоящего стандарта. Рекомендации, позволяющие организациям обеспечить соответствие требованиям настоящего стандарта, приведены в ИСО/ТС 22004.

Настоящий стандарт распространяется только на аспекты безопасности пищевой продукции.

Применение настоящего стандарта позволит организации (например, малой и/или менее развитой организации) внедрить разработанную внешней организацией комбинацию мероприятий по управлению.

Цель настоящего стандарта заключается в том, чтобы гармонизировать на глобальном уровне требования к менеджменту безопасности пищевой продукции для предприятий, работающих в цепи ее создания.

Стандарт предназначен для организаций, стремящихся внедрить более специализированную, последовательную и интегрированную систему менеджмента безопасности пищевой продукции.

Система менеджмента безопасности пищевой продукции направлена на обеспечение организацией соответствия требований к безопасности пищевой продукции, установленных законодательством.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции для того, чтобы организация, участвующая в цепи создания пищевой продукции, могла продемонстрировать свою способность управлять опасностями, угрожающими безопасности пищевой продукции, с целью обеспечения безопасности пищевой продукции в момент ее употребления человеком в пищу.

Настоящий стандарт предназначен для всех организаций, которые осуществляют деятельность, имеющую отношение к любым этапам цепи создания пищевой продукции, и хотят внедрить системы, которые последовательно обеспечивают выпуск безопасной продукции. Соответствие требованиям настоящего стандарта может быть обеспечено с помощью внутренних и/или внешних ресурсов.

Настоящий стандарт устанавливает требования, которые позволят организации:

a) планировать, внедрять, применять, поддерживать в рабочем состоянии и актуализировать свою систему менеджмента безопасности пищевой продукции, нацеленную на выпуск продукции, безопасной для потребителя при употреблении согласно предусмотренному назначению;

b) демонстрировать соответствие требованиям к безопасности пищевой продукции, установленным законодательством и органами административного управления и надзора;

c) анализировать требования потребителей, а также демонстрировать соответствие тем взаимно согласованным требованиям потребителей, которые касаются безопасности пищевой продукции, что позволит повысить удовлетворенность потребителей;

d) осуществлять эффективный обмен информацией по вопросам безопасности пищевой продукции с поставщиками, потребителями и соответствующими заинтересованными сторонами, имеющими отношение к цепи создания пищевой продукции;

e) гарантировать работу организации в соответствии со своей заявленной политикой в области обеспечения безопасности пищевой продукции;

f) демонстрировать данное соответствие другим заинтересованным сторонам;

g) иметь возможность подать заявку на сертификацию или регистрацию своей системы менеджмента безопасности пищевой продукции, провести самооценку или самостоятельно декларировать соответствие настоящему стандарту.

Все требования настоящего стандарта являются основополагающими и предназначены для применения всеми организациями, участвующими в цепи создания пищевой продукции, независимо от их масштаба и специализации. Сюда также входят организации, непосредственно или косвенно вовлеченные в деятельность на одном или нескольких этапах цепи создания пищевой продукции.

Организации, непосредственно вовлеченные в эту деятельность, являются (хотя возможны и другие варианты) производителями кормов, операторами, осуществляющими сбор урожая, фермерами, производителями ингредиентов, производителями пищевой продукции, розничными торговцами, сервисными организациями, работающими с пищевой продукцией, организациями общественного питания, организациями, предоставляющими услуги по чистке и санитарной обработке, транспортированию, хранению и распределению. Организации, которые косвенно вовлечены в эту деятельность, являются (хотя возможны и другие варианты) производителями оборудования, чистящих и санитарных средств, упаковочных и других материалов, с которыми пищевая продукция входит в контакт.

Использование настоящего стандарта дает возможность малой и/или имеющей ограниченный научно-технический потенциал организации (например, небольшому фермерскому хозяйству, небольшой организации, занимающейся упаковкой и распределением пищевой продукции, небольшой организации, занимающейся розничной продажей или предоставляющей услуги) внедрить разработанную внешней организацией программу мероприятий по управлению.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт*:

Источник

ISO 22000

Исо 22000 что это такое. Смотреть фото Исо 22000 что это такое. Смотреть картинку Исо 22000 что это такое. Картинка про Исо 22000 что это такое. Фото Исо 22000 что это такое

Системы менеджмента безопасности пищевой продукции

Стандарты ISO серии 22000, описывающие модель системы менеджмента безопасности пищевой продукции, разработаны для того, чтобы помочь организациям – участникам продуктовой цепи обеспечить выполнение требований и ожиданий клиентов и иных заинтересованных сторон.

Стандарт ISO 22000 содержит основные положения, а также требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции в тех случаях, когда организация в продуктовой цепи нуждается в демонстрации своей способности управлять опасностями, относящимися к безопасности пищевых продуктов, для обеспечения безопасности пищевых продуктов в момент их употребления. Требования стандарта ISO 22000 гармонизированы с требованиями других стандартов, например, стандарта в области системы менеджмента качества ISO 9001, и таким образом могут быть внедрены в интегрированную систему менеджмента.

Независимое подтверждение соответствия системы менеджмента требованиям ISO 22000 может быть получено от третьей стороны — органа по сертификации. Организации, которые стремятся к признанию их системы менеджмента безопасности пищевой продукции, могут использовать данный стандарт для сертификации и для выполнения контрактных обязательств.

Стандарт объединяет принципы системы анализа опасностей и критических контрольных точек (НАССР) и прикладные этапы, разработанные Комиссией Кодекс Алиментариус, концепцию системного подхода, принципы управления с помощью плана НАССР с предварительно необходимыми программами, обмена информацией с поставщиками, подрядчиками, потребителями, законодательными и регламентирующими органами, концепцию непрерывного совершенствования.

Внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции предполагает:

Стандарты ISO серии 22000 включают в себя:

Требования стандарта ISO 22000 предназначены для применения всеми организациями, вовлечёнными в один или более этапов продуктовой цепи напрямую (например, производители кормов, растениеводческие компании, животноводческие компании, производителей ингредиентов, производителей пищевых продуктов, розничные продавцы, компании по предоставлению продуктовых услуг, компании общественного питания, транспортные компании, сервисные организации в области хранения и дистрибьюции товаров) или опосредовано (связанные с пищевой отраслью организации, такие как производители оборудования, упаковочного материала, очищающих средств, добавок и ингредиентов).

Источник

Исо 22000 что это такое

ГОСТ Р ИСО/ТУ 22004-2008

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Рекомендации по применению ИСО 22000:2005

Food safety management systems. Guidance on the application of ISO 22000:2005

Дата введения 2010-01-01

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») на основе аутентичного перевода на русский язык указанного в пункте 4 стандарта, выполненного ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему национальный стандарт Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении А

Введение

0.1 Общие положения

Система менеджмента безопасности пищевой продукции, внедренная организацией, работающей в цепи создания пищевой продукции, является необходимым инструментом, направленным на обеспечение соответствия требованиям к пищевой продукции, установленным законодательством, уставом, регламентом и/или потребителями.

На проектирование и внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции в организации влияют переменные воздействующие факторы, в частности опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции, производимая продукция, используемые процессы, а также размер и структура организации. Настоящий стандарт содержит рекомендации по применению международного стандарта ИСО 22000:2005, который основан на принципах ХАССП (анализа рисков и установления критических контрольных точек), разработанных Комиссией «Кодекс Алиментариус» [4].

0.2 Подход, основанный на учете взаимодействий в цепи создания пищевой продукции, и процессный подход

В соответствии с ИСО 22000:2005 при разработке и внедрении системы менеджмента безопасности пищевой продукции, а также улучшении ее результативности и эффективности организации следует использовать подход, основанный на учете взаимодействий в цепи создания пищевой продукции как до, так и после ее собственных операций.

Для результативного и эффективного функционирования организация должна идентифицировать многочисленные взаимосвязанные действия и управлять ими. Деятельность, включающую в себя использование ресурсов и управляемую в целях преобразования «входов» в «выходы», рассматривают как процесс. Часто выходы одного процесса непосредственно формируют вход к следующему процессу.

Применение системы процессов в рамках организации, включая идентификацию взаимодействий и управление этими процессами, можно считать «процессным подходом».

Преимуществом процессного подхода является постоянный контроль за согласованностью отдельных процессов в рамках системы процессов, а также за комбинациями процессов и их взаимодействием.

Процессный подход, используемый в рамках системы менеджмента безопасности пищевой продукции, подчеркивает важность:

a) понимания сущности требований и их выполнения;

b) необходимости рассмотреть процессы в отношении безопасности пищевой продукции и ее прослеживаемости;

c) получения результатов выполнения процессов и их результативности, а также

d) непрерывного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Заинтересованные стороны играют существенную роль в определении требований, являющихся входными данными. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся их восприятия степени удовлетворения организацией их требований.

Модель системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанная на процессном подходе и представленная на рисунке 1, иллюстрирует связи процессов, описанных в пунктах 4-8 ИСО 22000:2005.

Схема, приведенная на рисунке 1, не дает полного представления процессов.

Исо 22000 что это такое. Смотреть фото Исо 22000 что это такое. Смотреть картинку Исо 22000 что это такое. Картинка про Исо 22000 что это такое. Фото Исо 22000 что это такое

0.3 Взаимосвязь с ИСО 9001

ИСО 22000 разработан с учетом необходимости его согласованности с ИСО 9001 и дополнительными стандартами этого комплекса. ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которую организации могут использовать для внутреннего применения, сертификации или в условиях контракта. Этот стандарт ориентирован на обеспечение результативности системы менеджмента качества при удовлетворении требований потребителей. ИСО 22000 содержит существенные элементы системы менеджмента безопасности пищевой продукции, предназначенной для применения в тех же целях.

0.4 Совместимость с другими системами менеджмента

Настоящий стандарт не включает в себя рекомендаций в отношении других систем менеджмента, например системы экологического менеджмента, системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности, системы финансового менеджмента или системы менеджмента рисков. Однако применение требований ИСО 22000 позволяет организации привести в соответствие или интегрировать свою систему менеджмента безопасности пищевой продукции с другими системами менеджмента. Организация может адаптировать свою существующую систему (системы) менеджмента таким образом, чтобы внедрить систему менеджмента безопасности пищевой продукции, отвечающую требованиям ИСО 22000.

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит общие рекомендации, которые могут быть использованы при применении ИСО 22000.

2 Нормативные ссылки

Приведенный ниже стандарт является обязательным при использовании настоящего стандарта*. Если ссылка датирована, то необходимо пользоваться только указанным изданием. Если ссылка не датирована, то необходимо использовать последнее издание документа (включая любые опубликованные изменения к нему).

ИСО 22000:2005 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования для любой организации в цепи создания пищевой продукции

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, установленные в ИСО 22000.

4 Рекомендации по применению ИСО 22000:2005, пункта 4 «Система менеджмента безопасности пищевой продукции»

4.1 Общие требования

Организация может привлечь внешние стороны для разработки и внедрения системы менеджмента безопасности пищевой продукции на основе ИСО 22000 при условии, что они обеспечат разработку, внедрение, мониторинг, поддержание в надлежащем состоянии и актуализацию в соответствии с требованиями ИСО 22000 всех выполняемых внешней стороной процессов.

Кроме того, ИСО 22000 позволяет любой организации, в особенности малой и/или слаборазвитой, применить разработанную и внедренную другой организацией комбинацию программы (программ) обязательных предварительных мероприятий [PRP], производственной программы (программ) обязательных предварительных мероприятий [operational PRP], а также планов анализа рисков и установления критических контрольных точек (ХАССП) при условии, что эта организация может продемонстрировать следующее:

а) данная комбинация была разработана в соответствии с требованиями ИСО 22000 в отношении анализа опасностей, программы (программ) обязательных предварительных мероприятий и плана ХАССП;

b) были приняты специальные меры по адаптации разработанной другой организацией комбинации к условиям работы данной организации;

c) данная комбинация была внедрена и управление ею осуществляется в соответствии с требованиями ИСО 22000.

4.2 Требования к документации

Организация должна использовать документы внешнего происхождения, которые важны для обеспечения безопасности пищевой продукции при осуществлении различных видов деятельности, например в целях удовлетворения юридических и обязательных требований, а также требований потребителей. В некоторых случаях обязательным требованием может быть ведение документации в электронном виде.

Тип и объем документации будут, вероятно, различаться в разных организациях в зависимости от их размера, сложности деятельности и компетентности персонала, а также степени использования разработанных внешней стороной комбинаций программ обязательных предварительных мероприятий, производственных программ обязательных предварительных мероприятий и планов ХАССП.

Применение разработанных внешней стороной комбинаций программ обязательных предварительных мероприятий, производственных программ обязательных предварительных мероприятий и планов ХАССП следует документально оформить, а соответствующие документы включить в документацию системы менеджмента безопасности пищевой продукции.

Если в ИСО 22000 содержится указание на документально оформленную процедуру (или заявление), то это означает, что данная процедура (или заявление) разработана, документально оформлена, внедрена, проанализирована и поддерживается организацией в рабочем состоянии как часть системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Обычно в состав документации этой системы включают нормативные и технологические документы на выпускаемую продукцию, планы ХАССП, производственные программы обязательных предварительных мероприятий, программы обязательных предварительных мероприятий и другие документы на необходимые рабочие процессы, включая контракты (договоры) на выполнение внешней стороной каких-либо процессов [например, контракты (договоры) на уничтожение вредителей, контракты (договоры) на испытание пищевой продукции]. Документы, используемые организацией, должны быть доступны в любое время и в любом месте, где они требуются, и могут быть предоставлены в любом действительном формате (например, на бумаге, в электронном виде или в виде картинок).

Важной деятельностью любой организации является сохранение соответствующих записей в течение указанных периодов времени и в контролируемых условиях. Организация должна основывать свое решение относительно хранения записей после рассмотрения информации о намеченном назначении своей пищевой продукции и ожидаемом сроке ее годности в рамках цепи создания пищевой продукции.

5 Рекомендации по применению ИСО 22000:2005, пункта 5 «Ответственность руководства»

5.1 Обязательства руководства

Метод, посредством которого организация обеспечивает свидетельство обязательства высшего руководства в отношении системы менеджмента безопасности пищевой продукции, включает в себя осуществление инициатив по обеспечению осведомленности и лидерства, связанных с разработкой и внедрением системы.

5.2 Политика в области обеспечения безопасности пищевой продукции

Политика в области обеспечения безопасности пищевой продукции является основой системы менеджмента безопасности пищевой продукции любой организации. Эта политика определяет измеримые цели и контрольные показатели. Измеримые виды деятельности могут включать в себя идентификацию и выполнение действий по улучшению любого элемента системы (например, сокращение числа возвратов/изъятий, уменьшение количества инородных тел).

Цели должны быть специфическими, измеримыми, уместными и достижимыми с указанием сроков достижения.

5.3 Планирование системы менеджмента безопасности пищевой продукции

5.4 Ответственность и полномочия

5.5 Руководитель группы безопасности пищевой продукции

Руководитель группы безопасности пищевой продукции является центральным лицом системы менеджмента безопасности пищевой продукции любой организации. Он должен быть членом организации и понимать ее проблемы в области обеспечения безопасности пищевой продукции. Другие функции, выполняемые в организации руководителем группы безопасности пищевой продукции, не должны противоречить его обязанностям по обеспечению безопасности пищевой продукции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *