Исполнитель и ответственный исполнитель в чем разница
Исполнитель: кто им может быть и как отразить в документе
Обычно это разные люди / отделы. В этом случае можно говорить об ущербности терминологии, когда одним словом обозначаются разные роли.
Но обратите внимание: результатом выполнения поручения по одному документу (например, резолюции на входящем письме о подготовке письменного ответа) может быть разработка проекта другого документа, и тогда одно и то же лицо является исполнителем в обоих этих документах, правда:
Видимо, данная ситуация и стала причиной использования одного термина «исполнитель» для этих двух этапов работы.
После такого концептуального объяснения давайте рассмотрим конкретные примеры – какие ситуации могут быть и как они документируются.
См. статью «Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации» в № 6′ 2020
Путаница с исполнителями
Если рассмотреть жизненный цикл документа, то можно увидеть, что на разных его этапах исполнителем могут быть самые разные работники: от руководителя организации до специалиста структурного подразделения. Это могут быть даже подразделения и организации, в т.ч. органы власти.
Указ Мэра Москвы от 7 мая 2020 г. № 55-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ»
10.2. Департаменту здравоохранения города Москвы обеспечить возможность оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинских организаций для граждан, обязанных соблюдать режим самоизоляции в соответствии с пунктом 10.1 настоящего указа.
10.3. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы, Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы и Департаментом образования и науки города Москвы обеспечить приостановление (с последующей записью билетов в размере не менее оплаченных периодов) в указанный период возможности использования…
10.6. Департаменту образования и науки города Москвы обеспечить выдачу продуктовых наборов обучающимся, имеющим право на обеспечение бесплатным питанием…
В приведенном документе даются поручения конкретным органам исполнительной власти города, т.е. с позиции руководства городом данные департаменты выступают в качестве исполнителей поручений. Таким образом, орган власти, подведомственный вышестоящему органу, всегда выступает в качестве исполнителя (не случайно эти органы власти называются «исполнительными»).
Тот же тип отношений мы видим и в крупных компаниях, как государственных, так и негосударственных, когда поручение дается органом управления, а исполнителями выступают подведомственные организации или территориально обособленные структурные подразделения, в т.ч. филиалы. Именно они являются исполнителями с точки зрения органа управления.
Исполнитель входящего документа
Представим жизненный цикл документа графическим образом:
Схема 1. Жизненный цикл входящего документа
В Схеме 1 два блока (этапа) имеют отношение к исполнителю документа – 4-й и 5-й.
Входящие документы по результатам предварительного рассмотрения распределяются на документопотоки, направляемые на рассмотрение (вынесение окончательной резолюции, поручений):
Документы могут направляться и сразу на исполнение в структурные подразделения по направлениям их деятельности.
Если документ направлен на резолюцию руководителю организации, и он явился первым должностным лицом, давшим поручение по документу, то дальше документ будет «спускаться вниз» по системе управления, пока не дойдет до того специалиста, который и будет непосредственным исполнителем документа. Если представить, что в структуре организации имеются руководитель, его заместители, департаменты, отделы, то схематически перемещение документа по инстанциям его рассмотрения может быть следующим (как раз чтобы избежать такого максимально длинного пути и используется предварительное рассмотрение входящего документа работником службы делопроизводства, чтобы направить его сразу «поближе» к исполнителю или непосредственному руководителю исполнителя – чтобы миновать несколько этажей этой «лестницы»):
Схема 2. Длинный путь входящего документа к цели внутри организации-адресата
Из Схемы 2 следует, что по отношению к руководителю, вынесшему резолюцию 1, заместитель руководителя (вынесший резолюцию 2) выступает в качестве исполнителя, а по отношению к нему исполнителем является руководитель департамента. Для руководителя департамента исполнителем по документу выступает руководитель отдела, а для него исполнителем является специалист отдела, который и должен подготовить документ (в данном случае это ответ на поступившее письмо). На таком примере.
Словарь терминов в управлении задачами и проектами
Болельщики
Сотрудники, ответственные за задачи проекта. А также все, кто отметил время выполнения задачи или этапа, связанного с проектом.
Веха
Дата, к которой должно быть выполнено какое-то важное событие. Например, завершен проект или сдана отчетность. Чтобы понимать, какой объем работ нужно выполнить, к вехе можно привязать задачи.
Заказчик
Сотрудник, который принимает проект или план работ после выполнения.
Исполнитель, указанный в документе
Основной исполнитель задачи или документа. Его указывает автор при создании этого документа.
Исполнитель этапа
Сотрудник, который выполняет этап документооборота. Его указывает исполнитель предыдущего этапа, или СБИС выбирает его автоматически, в зависимости от настройки этапа.
Команда участка работ
Сотрудники, которые отвечают за участок работ и выполняют задачи, поступившие на участок.
Контрагент
Физическое или юридическое лицо, с которыми взаимодействует ваша организация или ИП.
Объект планирования
Команда исполнителей плана работ. Это может быть подразделение, участок работ или сотрудник.
Основные участники проекта
Сотрудники, которые указаны ответственными за проект или этап, а также добавленные в проект вручную.
Ответственный
Сотрудник, который контролирует этапы документооборота. В карточке документа он указан в стикере.
Ответственный исполнитель
Сотрудник, который выполняет основной этап задачи, а также контролирует срок остальных этапов и общий срок. Автор указывает его при создании задачи. Условия, при которых в задаче появляется ответственный исполнитель:
Плановое время
Количество дней или часов, которые сотрудник предположительно потратит на выполнение задачи, пункта плана или этапа.
Срок документа
Дата, к которой должен быть завершен документооборот. Например, выполнена задача.
Фактическое время
Время выполнения задачи, этапа или пункта плана, которое сотрудник отметил в расписании.
Согласно ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (ст. 151 ТК РФ). При этом не ясно, в чем разница, например, когда начальник отдела эксплуатации назначается ответственным за электрохозяйство или руководители подразделений/работники назначаются ответственными за пожарную безопасность, и в этих случаях достаточно издания приказа о возложении таких обязанностей на работника без применения дополнительной оплаты, хотя фактически этот функционал можно расценивать как расширение зоны обслуживания или увеличение объема работы; в случае, например, назначения работника ответственным на метрологическое обеспечение завода, помимо издания приказа, оформления соглашения к трудовому договору, работнику производится доплата за эти обязанности. В каких случаях согласно законодательству дополнительные обязанности могут быть возложены на работника приказом без доплаты, а когда издания приказа недостаточно, и доплата за возложение дополнительных обязанностей на работника является обязательной?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вменить работнику дополнительные обязанности только на основании приказа нельзя ни в какой из описанных ситуаций. Если дополнительные обязанности вменяются на постоянной основе без возможности любой из сторон трудового договора прекратить их выполнение в одностороннем порядке, то речь идет об изменении трудовой функции сотрудника, которое возможно путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору; вопрос о необходимости изменения условий оплаты труда решается также по соглашению сторон. Если стороны хотят сохранить возможность односторонней отмены и не планируют изменять трудовую функцию постоянно, то они заключают соглашение о совмещении, где доплата обязательна.
Обоснование вывода:
В силу ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора по общему правилу допускается только путем заключения соглашения в письменной форме. В то же время законодательство допускает изменение работодателем по его инициативе определенных сторонами условий трудового договора, за исключением условия о трудовой функции работника, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), данные условия трудового договора не могут быть сохранены (часть первая ст. 74 ТК РФ).
В связи с этим решение вопроса о допустимости изменения (увеличения) объема должностных обязанностей без согласия работника в случае наличия причин, связанных с изменением организационных или технологических условий труда, зависит от того, происходит ли при таком увеличении объема должностных обязанностей изменение трудовой функции работника или нет. Если в результате меняется круг трудовых обязанностей, причем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, но при этом суть порученной работы остается неизменной, суды признают это изменением условий трудового договора, но не изменением трудовой функции работника. Так, анализ судебной практики позволяет нам сделать вывод о том, что вменение работнику дополнительных обязанностей суды не рассматривают как изменение трудовой функции работника, если такие обязанности в принципе свойственны занимаемой им должности, соответствуют целям и задачам структурного подразделения, в котором занят работник, а также которые работник может выполнять в силу своей квалификации и образования. Соответственно, осуществить такие изменения работодатель вправе как по соглашению с работником в любой момент путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ), так и в одностороннем порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ, при наличии указанных в этой норме оснований. Если же дополнительные обязанности не характерны для трудовой функции работника, дополнить ее стороны трудового договора могут только путем заключения допсоглашения к нему*(1). Вопрос об изменении условий оплаты труда в связи с вменением работнику дополнительных обязанностей решается по соглашению сторон трудового договора.
Также дополнительная работа, выполняемая в основное рабочее время, может быть поручена работнику в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ; в части второй этой статьи перечислены виды такой дополнительной работы. Должность или профессия (штатная единица), по которой работник выполняет дополнительную работу в порядке ст. 60.2 ТК РФ, должна содержаться в штатном расписании, будучи либо вакантной, либо занятой временно отсутствующим работником. С работником заключается соглашение о совмещении и издается приказ; размер доплаты за совмещение стороны трудового договора определяют в соглашении, однако совсем обойтись без нее нельзя. Выполнение такой дополнительной работы может быть прекращено в любой момент по инициативе любой из сторон трудового договора с предупреждением не менее чем за три дня*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите также материалы:
— Энциклопедия решений. Изменение условий трудового договора по соглашению сторон;
— Вопрос: Работодатель планирует дополнить должностную инструкцию грузчика-комплектовщика следующими обязанностями: сопровождать грузы к месту назначения, обеспечивать необходимый режим хранения, сохранность при транспортировке (это обязанность более подходит грузчику-экспедитору, но данная должность отсутствует). Под «дополнительной работой» имеется в виду работа, выполняемая в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В трудовом договоре работника в части описания его трудовой функции имеется отсылка к должностной инструкции. Работник согласен на изменение должностных обязанностей. Может ли работодатель изменить должностные обязанности, утвердив должностную инструкцию в новой редакции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)
*(2) Энциклопедия решений. Совмещение и другие виды дополнительной работы.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Исполнитель и ответственный исполнитель в чем разница
VII. Полномочия ответственного исполнителя,
руководителя, соисполнителей и участников пилотной
52. Ответственный исполнитель:
а) осуществляет разработку и организует реализацию пилотной государственной программы, осуществляет на постоянной основе мониторинг реализации пилотной государственной программы, подготавливает предложения о внесении изменений в пилотную государственную программу в соответствии с настоящим Правилами и несет ответственность за достижение целей пилотной государственной программы;
б) утверждает акт, регламентирующий управление реализацией пилотной государственной программы;
в) утверждает по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации модель ранжирования;
г) проводит ранжирование федеральных проектов, ведомственных проектов и ведомственных целевых программ, реализуемых в составе пилотной государственной программы, а также согласовывает результаты ранжирования с Министерством экономического развития Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) направляет предложения об изменении структуры пилотной государственной программы и о финансовом обеспечении ее реализации в очередном финансовом году и плановом периоде в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации;
е) предоставляет по запросу Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства Финансов Российской Федерации сведения, необходимые для осуществления мониторинга реализации пилотной государственной программы;
е(1)) координирует деятельность соисполнителей и участников, в том числе по заполнению форм, необходимых для осуществления мониторинга реализации пилотной государственной программы;
(пп. «е(1)» введен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
ж) проводит оценку эффективности пилотной государственной программы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) запрашивает у соисполнителей и участников пилотной государственной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности пилотной государственной программы и подготовки годового отчета;
и) подготавливает годовой отчет и представляет его в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Российской Федерации;
к) выполняет иные функции, предусмотренные настоящими Правилами.
53. Руководитель пилотной государственной программы:
а) организует разработку и реализацию пилотной государственной программы;
б) обеспечивает взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями, являющимися соисполнителями и участниками пилотной государственной программы, в целях обеспечения достижения целей пилотной государственной программы;
в) обеспечивает подготовку акта, регламентирующего управление реализацией пилотной государственной программы;
г) руководит рабочей группой по реализации пилотной государственной программы;
д) обеспечивает разработку и своевременную актуализацию плана мониторинга реализации пилотной государственной программы;
е) обеспечивает представление отчетности в ходе реализации пилотной государственной программы;
ж) выполняет иные функции по поручению ответственного исполнителя.
54. Соисполнители пилотной государственной программы:
а) обеспечивают согласование проекта пилотной государственной программы с участниками пилотной государственной программы в части отдельных мероприятий федеральных проектов и ведомственных целевых программ, в реализации которых предполагается их участие;
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) обеспечивают реализацию включенных в пилотную государственную программу федеральных проектов, ведомственных проектов и ведомственных целевых программ;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) запрашивают у участников пилотной государственной программы информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы ответственного исполнителя, а также информацию, необходимую для проведения оценки эффективности пилотной государственной программы и подготовки годового отчета;
г) представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации;
д) представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности пилотной государственной программы и подготовки годового отчета;
е) выполняют иные функции, предусмотренные настоящими Правилами.
55. Участники пилотной государственной программы:
а) обеспечивают реализацию отдельных мероприятий федеральных проектов, ведомственных проектов и ведомственных целевых программ, в реализации которых предполагается их участие;
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 N 746)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) представляют ответственному исполнителю и соисполнителю информацию, необходимую для осуществления мониторинга реализации пилотной государственной программы, оценки ее эффективности;
в) выполняют иные функции, предусмотренные настоящими Правилами.
56. Ответственный исполнитель, соисполнители и участники пилотной государственной программы представляют по запросу Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации дополнительную (уточненную) информацию о ходе реализации пилотной государственной программы.
Приказ и распоряжение: чем отличаются и в каком случае использовать
Бывает непонятно, какой распорядительный документ использовать, чтобы поставить задачи внутри компании: приказ или распоряжение. Разбираем на примерах, в чем разница и какой документ лучше подойдет в разных ситуациях
Сергей Скрябин
Чтобы ставить и решать задачи внутри компании, бизнес использует приказы и распоряжения. Не всегда понятно, когда какой документ нужно издать. Разбираемся, в чем отличия приказа от распоряжения, какой документ нужно издавать в разных ситуациях и кто имеет право это делать.
Сходства и различия приказа и распоряжения
В законодательстве нет общих правил, которые регулируют, когда издавать приказ, а когда — распоряжение. Например, в трудовом кодексе эти документы часто уравнивают в правах.
Так, чтобы принять сотрудника на работу или уволить его, подойдут оба документа.
Чтобы понять, чем отличается приказ от распоряжения, возьмем за основу определения из Единой государственной системы делопроизводства — ЕГСД.
Приказ — правовой акт, который издает руководитель органа государственного управления или его структурного подразделения, чтобы решить основные и оперативные задачи.
Распоряжение — правовой акт, который издает руководитель коллегиального органа государственного управления, чтобы решить оперативные вопросы. У распоряжения обычно ограниченный срок действия, и оно касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.
Главное отличие этих документов в том, что приказ всегда издает руководитель компании или его заместитель, а распоряжение — руководитель компании, заместитель и другие уполномоченные лица, например начальники отделов.
Есть также условные отличия приказа от распоряжения. Мы собрали их в таблице.
Виды приказов и распоряжений
В делопроизводстве есть три вида приказов и распоряжений.
По основной деятельности. Цель — решить основные задачи, которые стоят перед компанией. Например, ввести штатное расписание или создать новое подразделение.
По административно-хозяйственным вопросам. Относятся к деятельности, которая связана с транспортным обслуживанием, эксплуатацией и оснащением зданий. Например, приказ или распоряжение о покупке оборудования.
По личному составу. Касаются вопросов взаимодействия сотрудников с компанией. Например, чтобы принять на работу или уволить сотрудника, нужно издать соответствующий приказ или распоряжение.
Порядок издания приказа и распоряжения
Правила не регламентированы законом, но их прописывают в инструкции по делопроизводству. Обычно порядок издания приказов и распоряжений выглядит так:
Иногда порядок может быть сложнее: ответственный сотрудник сначала готовит проект, согласует его с юристами и руководителем и только потом отдает на подпись.
Например, если руководитель издает приказ о введении системы сохранения коммерческой тайны, лучше сначала подготовить проект и согласовать его с юристом, чтобы документ не противоречил законам.
А вот при издании приказа о приеме на работу можно воспользоваться шаблоном — готовить проект и согласовывать с юристом не обязательно.
Требования к оформлению приказов и распоряжений
В законе нет требований к оформлению приказов и распоряжений, но в государственном стандарте есть рекомендации, примеры и шаблоны распорядительных документов.
Компаниям и ИП не обязательно оформлять документы строго по ГОСТу, но чтобы они имели юридическую силу, нужно указать следующие реквизиты:
Реквизит | Требование к реквизиту |
---|---|
Название компании | Должно соответствовать названию, которое прописано в уставе. |
Например, ООО «Компания»
Например, генеральный директор ООО «Компания» Петров П. П.
Например, приказ «Об утверждении штатного расписания»
Например: «Контроль за исполнением возложить на начальника отдела Петрова П. П.»
Кроме реквизитов, есть и другие рекомендации по оформлению распорядительных документов.
Оформление приказа. Текст приказа состоит из двух частей: первая — это основания или причины создания документа, вторая — решение руководителя, которое начинается со слова «Приказываю».
Оформление распоряжения. В отличие от приказа, в распоряжении оснований и причин для издания документа может не быть. В таком случае оно начинается сразу с решения руководителя — например, со слова «Обязываю».
Коротко
Сейчас читают
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Как ИП оформить банкротство
Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги
Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться
С экспертом по налоговым проверкам разобрались, как бизнесу вести себя при выездной проверке, какие права и ограничения есть у сотрудников налоговой и как оспорить результаты, если вы с ними не согласны
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания