Исполнительная смета что это
Как читать смету: взгляд бухгалтера
Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).
Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.
Что такое смета?
Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.
Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.
Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.
Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.
После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.
Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.
Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).
Основные составляющие локальной сметы
Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:
Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.
Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.
Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.
Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.
Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.
Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.
Табличная часть сметы: расценки и ресурсы
Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.
При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).
В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.
Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.
Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.
К ресурсам относятся:
Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.
Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).
Неучтенные материалы. Мониторинг цен
Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.
При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.
Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.
Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.
Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.
Коэффициенты и НДС
Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):
Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.
Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.
Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.
Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.
Составление форм КС-2 и КС-3
Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.
Отличия между сметой и КС-2:
Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.
Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.
Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.
Проверка сметы
Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.
Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).
Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.
Хитрости и советы
Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:
Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.
Исполнительная смета
Исполнительная смета – документ на стадии практического завершения строительного процесса. В нем указываются все те же данные что и на любом другом этапе инвестиционного цикла, а именно состав работ, материалы, оборудование, накладные расходы и сметная прибыль, а также иные затраты, но все это уже по завершению строительства. То есть фактические окончательные данные.
Исполнительные сметы
В процессе своей рабочей деятельности специалисты сметного дела сталкиваются с большим количеством различной документации. В которую входят как юридические, так и строительно-технические документы. Некоторые из них встречаются ежедневно, другие применяются в редких исключительных случаях. Хороший специалист должен знать и те, и другие, а также какие формы и в каких случаях нужно применять. К таким документам относиться исполнительная смета. В жизни строителей и сметчиков данный вид документа встречается не так часто, как локальные сметные расчеты, составленные по ведомостям объемов работ или спецификациям из проектной документации. Тем не менее этот документ важный и нужный, разберемся что это такое и в каких случаях нужно его использовать.
Что такое исполнительная смета?
Исполнительная смета – это документ (может быть в виде локальной сметы, расчета либо калькуляции), в котором содержатся показатели (материалы, инструменты, оборудование, машины и механизмы, а также затраты труда рабочих и механизаторов) и их стоимости фактически затраченные в процессе выполнения каких-либо строительных работ. В данную смету включаются также и затраты на проектные и изыскательские работы, об этом говорится в распоряжении первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 19 апреля 2001 г. N 221-РЗП «О Рекомендациях по заключению договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ в строительстве в г. Москве». Исполнительная смета отражает окончательную стоимость всего комплекса выполненных работ, при этом основываясь на проектной смете и актах выполненных работ. Возникает закономерный вопрос чем исполнительная смета отличается от локального сметного расчета, входящего в состав проектно-сметной документации и зачем она нужна, если уже есть расчет стоимости по проекту? Чтобы ответить на эти вопросы нужно понять, когда и как нужно составлять данный вид сметного расчета.
В каких случаях применяются исполнительные сметы
Рассмотрим на примере, представим, что необходимо выполнить работы по строительству крупного жилого комплекса, с устройством дорог, тротуаров, всех инженерных коммуникаций на местности с перепадом высот и прочими факторами, усложняющими производство работ. Для начала, разрабатывается проектная документация, согласно которой готовится локальный сметный расчет с учетом коэффициентов и надбавок. Эта документация утверждается заказчиком и согласовывается с подрядной организацией. Приступив к работам, строители, сталкивается с рядом сложностей, например, появляется необходимость выполнения работ, которые не были учтены в проектной смете или напротив не выполняют некоторые виды работ, которые содержатся в расчете сметной стоимости. Это происходит потому что даже при самом тщательном анализе и расчете, появляются факторы из-за которых происходят непредвиденные обстоятельства. Особенно часто это происходит в процессе ремонтно-строительных работ. Поэтому возникает необходимость в составлении исполнительной сметы. Для того, чтобы расчет цены за производимые работы был точным и корректным, необходимо отобразить все фактически выполненные работы и затраченные ресурсы.
Составление исполнительной сметы
Составление исполнительной сметы начинается с точного определения выполненного объёма работ и согласование их с представителями заказчика. Следует заметить, что это происходит уже после того, как заключен договор подряда с установленной стоимостью, выполнены работы и подрядной организацией разрабатывается исполнительная документация. При составлении исполнительной сметы допускается применение формата проектной сметы или можно предоставить свои расчеты, главное, чтобы они не имели разногласий со сметными нормативами и текущими рыночными ценами на материалы и оборудование.
Исполнительная смета не имеет определённого образца для заполнения, так как форма законодательно не утверждена. Внешне она может быть такой же, как и проектная смета, за исключением названия и объемов работ. В составе исполнительной сметной документации могут быть как сама смета, так и акты изменения видов и объемов работ, календарные графики, планы, это зависит от требований заказчика.
На фото ниже можно увидеть, как формируется исполнительная смета, помимо наименования, единиц измерения есть столбец, в котором отображается процент выполнения работ, количественное значение этих работ по проектной смете, потом по исполнительной смете и остаток. В разных программах разный интерфейс, поэтому и порядок составления исполнительной сметы может отличаться, но принцип всегда один.
После всего вышеупомянутого, мы видим, что исполнительные сметы составляются уже на момент сдачи объекта строительства, когда между заказчиком и подрядчиком согласованы все изменения видов и объемов работ, а также нет претензий по качеству выполнения этих работ. Если же расхождений по проектной смете и фактически выполненным объемам работ нет, тогда составляется акт приемки выполненных работ, по которому подрядной организации перечисляются денежные средства.
По факту выполнения работ и сдачи объекта также составляются:
Очень важно, чтобы эти документы наиболее точно отражали полный объем выполненных работ, так как эта документация финальная и не подлежит изменениям.
А также нужно заметить, что исполнительная смета составляется в основном тогда, когда сметная документация к договору подряда составлена на основании укрупнённых показателей, показателей по объёктам-аналогам, с открытой договорной ценой. В других же случаях, на основании локального сметного расчета, который является приложением к договору, делают закрывающие документы (акты выполненных работ КС-2, справка о стоимости КС-3 и т.д.) или если есть такая необходимость, составляют дополнительное соглашение к договору с приложением в виде сметы на необходимые неучтенные работы.
Сметы
Смета – это ключевая стадия подготовки к реализации проекта. На ее основании будет формироваться календарный план проекта, график поставок материалов и инструментов. Смета фиксирует стоимость всех работ, инструментов и материалов. Она включает в себя накладные и непредвиденные расходы, прибыль подрядной компании. Это крайне важный документ. К его составлению могут привлекаться даже отдельные подразделения.
Основные особенности
Смета обычно составляется в рамках строительства. Само такое понятие появилось в плановой экономике. Но оно осталось актуальным и в рамках рыночной экономики. Смета – это ориентир для определения цены, которая устроит заказчика. Она также нужна для качественного анализа расходов обеих сторон. Документ потребуется для осуществления расчетов между участниками проекта в процессе его воплощения. Сметная стоимость – это предполагаемый объем расходов, нужных для полноценной реализации проекта.
При оформлении соглашения подряда смету составлять не обязательно. Но всегда составляется протокол, устанавливающий договорную стоимость. Но смета может быть затребована заказчиком. Как правило, она и запрашивается с целью детализации расходов на строительства. Обязательно составляется смета, если заказчик – это государственное учреждение.
Особенности установления
Сметная стоимость рассчитывается на каждой из стадий проектирования. Нужно это для дополнительной детализации, точного уточнения. Рассмотрим эти стадии:
Если проводится несколько направлений строительства, заполняется сводка затрат по этим направлениям.
Способы расчета
В РФ распространены эти методы установления стоимости:
Есть еще несколько методов установления стоимости.
Состав
Сметная стоимость подразделяется на 3 части. Рассмотрим их особенности:
К СВЕДЕНИЮ! Если строится уникальное здание, для создания сметы обычно используются укрупненные сметные нормы. Если же УСН нет, могут применяться единичные расценки.
Разновидности сметы
Смета – это практически обязательная часть подготовки к любому проекту, предполагающему денежные расходы. Это не один документ, но комплекс бумаг. К ним относится эта документация:
Состав документации, которая обычно сопровождает воплощение проекта в жизнь:
Все эти документы заполняются на базе официальной документации. Вместе с ними могут составляться другие бумаги: ведомость сметной стоимости различных объектов.
Программы для составления сметы
Обычно смета составляется посредством специальных программ. Это наиболее простой и быстрый вариант. Есть бесплатные программы с минимальным функционалом. Они подходят для простейших расчетов. Произвести их можно в обычной Microsoft Excel. Есть также профессиональные программы. К примеру, это «Смета.ру», «1С:Подрядчик».
Составление исполнительной сметы
Сделаем смету под необходимую вам сумму!
Поможем защитить смету перед заказчиком и при проверках!
Сделаем необходимые документы к смете (КС-2, дефектную ведомость и др)!
Составление исполнительной сметы
Составим исполнительную смету в ФЕР, ТЕР, ТСН, рыночных ценах. Если вы не разбираетесь в государственных и рыночных расценках, мы поможем вам их выбрать в зависимости от вашей задачи.
Цены, сроки, гарантии и как заказать составление исполнительной сметы, представлено на вкладке: Порядок работы.
Со стороны заказчика или проверяющих инстанций выдвигаются строго определенные требования к разработке смет. Часто они оформлены в небольшой документ. Вышлите нам его для изучения. Если таких данных нет, а у вас это вызывает затруднения мы готовы за вас пообщаться с вашими проверяющими и все у них выяснить.
Существуют тонкости при составлении смет, которые предварительно необходимо согласовать с вами. Это нужно сделать, чтобы сметы легко прошли проверку. Ниже мы рассмотрим все эти детали разработки смет на забор.
Содержание
В каких случаях составляется исполнительная смета
- Исполнительная смета — это не такое частое явление в сметной практике, как, например, локальный или объектный сметные расчеты. Более того, не все сметчики в своей практике сталкиваются с данной формой.
- Однако все же случаи составления сметы подобного формата можно встретить в современном строительстве. Специалисты нашей компании имеют опыт составления сметных форм различного вида на разные типы объектов. В связи с этим и составление исполнительной сметы не составляет для них особого труда.
- Составляется данный вид расчета чаще всего при сдаче объекта, то есть на окончательном этапе производства работ и формирования итогового пакета документов. Именно в исполнительной сметной форме отражается весь объем выполненных работ за все время от начала строительства до его завершения.
- Образец исполнительной сметы можно найти на вкладке «Примеры смет». Хотя следует сразу оговориться о том, что утвержденной формы данного документа на сегодняшний день не представлено, и на каждый отдельный объект такая смета может составляться по индивидуальному шаблону.
- Сметчиками нашей компании составлено более 120 сметных форм данного типа для разных заказчиков и на разные виды объектов. Однако чаще всего сметы такого формата составляются на объекты, договор на которые имеет открытую цену и может быть откорректирован в процессе выполнения работ.
- Обычно такие договора составляются, если стоимость производства работ основывается на укрупненных расчетах или сметах на объекты-аналоги. Вполне понятно, что каждый объект, даже если он строится по аналогии с каким-то другим, будет иметь свои индивидуальные черты или характеристики.
- Именно эти нюансы, как правило, и отражаются в итоговой документации и дают понимание того, что такое исполнительная смета. Ведь в расчете данного типа должны отражаться не только все объемы работ, но и все их наименования, даже если они не были в изначально утвержденной сметной документации.
- Однако смета исполнительного типа может быть составлена и на прочие виды договоров на выполнение работ. Но в этом случае такая форма чаще всего составляется для обобщения информации об объекте и принятии его в эксплуатацию. Оплата работ, которые не числились в исходной сметной документации, производится на основании других документов, таких как акт на непредвиденные работы и т.д.
- Рисунок 1. Исполнительная смета
Исходные данные для исполнительной сметы
- В связи с тем, что исполнительная сметная документация — это результат обобщения информации об объекте и обо всех строительных процессах на нем, то и для составления подобного рода расчетов необходимо иметь немалое количество исходных данных. Первым, и основным, видом исходных данных является изначальная сметная документация на объект.
- А так как все сметы на любой вид работ и на любой тип объектов составляются на основании какого-либо документа, будь то проект, ведомость объемов работ, акты и т.д., то и такая информация необходима для составления исполнительного расчета. Как можно понять, для создания сметной документации могут подойти разнообразные виды исходных данных.
- Однако формат исполнительной документации и сметы обычно бывает необходим для учета объемов работ на больших объектах, таких как жилые комплексы, крупные производственные здания, сооружения различных заводов и т.д. В связи с этим и сметные формы чаще всего составляются на основании объемных исходных данных, например, проектной документации.
- На основании таких данных, как проект, создается изначальная сметная документация. Затем она утверждается, и производятся все запланированные работы. Однако редко случается такое, что в составе исходной проектно-сметной документации были учтены абсолютно все виды и объемы работ.
- Зачастую в процессе выполнения работ возникают непредвиденные расходы, связанные с неучтенными в проекте объемами. Отчасти для учета подобных затрат и создается исполнительная локальная смета.
- Помимо этого, следует отметить, что сметная форма подобного типа формируется и на объекты, на которых выполнен большой объем работ. В данном случае такой документ необходим для формирования общей картины по всем этапам, чтобы при окончательных расчетах не было упущено ни одной детали.
- Рисунок 2. Исполнительная смета
Структура исполнительной сметы в строительстве
- Как было отмечено выше, исполнительная смета в строительстве на сегодняшний день не имеет определенной утвержденной формы. А значит, и структура документа данного типа является свободной и может учитывать в своем составе различные виды информации.
- Однако следует отметить, что общее в составлении данного вида смет все же присутствует. Обычно смета исполнительного типа составляется на основании проектной сметы, поэтому имеет схожий с исходным документом вид.
- В других случаях бланк исполнительной сметы к контракту является частью общего пакета документов на объект. Тогда сметная форма будет иметь определенную структуру, которая, скорее всего, все равно будет на 80% совпадать с формой проектной сметы.
- Итак, прежде всего в структуре сметы должны отражаться все наименования работ и ресурсов, которые перечислены в изначальной смете. Далее обычно отмечается объем работ. При этом в поле количества указывается именно тот объем, который был запланирован проектно-сметной документацией.
- Стоимость за выполнение объема работ в исполнительной смете на проектные работы, а также на различные виды строительных и монтажных работ является одним из важнейших показателей, которые необходимо внимательно отобразить в составе документа. Именно данный показатель зачастую является основной целью составления сметной формы данного типа.
- После отображения информации из изначальной сметной документации в исполнительный расчет заносятся сведения о выполнении работ. Иногда требуется занести в отдельные столбцы сведения из каждого акта выполненных работ по форме КС-2 с указанием даты и номера отчетного документа.
- В других случаях исполнительная смета по 44-ФЗ может включать в себя информацию из всех актов выполненных работ в одном столбце, суммирующем все объемы и стоимости по каждой позиции. В итоге в сметную форму данного типа, как правило, включается информация об остатках и перерасходах по каждому отдельно взятому наименованию работ.
- Именно на основании такой информации существует возможность определить, в какой степени каждый из видов работ был выполнен на объекте. Иногда в сметы данного типа включается информация о выполнении работ в процентном соотношении.
- Кроме того, в некоторых случаях возникает необходимость сделать для сметы исполнительную съемку. Также иногда может потребоваться составить несколько смет исполнительного типа.
- Особенно часто такое встречается при возведении крупных объектов, работы на которых предполагается вести в несколько этапов. Тогда для каждого этапа может создаваться отдельная исполнительная документация, которая в итоге также может войти в общий отчет по всему объекту.
Сроки составления исполнительной сметы
- В связи с тем, что исполнительный сметный расчет объединяет в себе большое количество данных, то и скорость его составления занимает больше времени, чем создание прочих сметных форм. На сроки создания документации данного типа может повлиять множество факторов.
- Однако сметчики нашей компании стремятся выполнить свою работу качественно и в срок. Этих целей они достигают не только благодаря своим личным профессиональным качествам и высокой квалификации, но также и благодаря тщательной совместной работе с клиентами.
- Для создания такой сметы от исполнителя требуется немалый опыт и обладание всеми сведениями об объекте, которые наши специалисты получают не только из исходных данных, но и в результате общения с нашими клиентами. Кстати, исходные данные являются одним из элементов, которые напрямую влияют на сроки составления документации данного типа.
- Так как для создания исполнительных расчетов требуется наличие большого количества исходных данных, то и их составление зависит от их объема. То есть если на объект представлен большой объем сведений, включающих в себя несколько проектов, сметных форм и пр., то и формирование исполнительной документации будет происходить в течение длительного времени.
- Кроме того, полнота исходных данных также важна для составления исполнительной сметы. В связи с тем, что документация данного типа носит обобщающий характер, очевидно, что в ней должно быть заключено большое количество информации. Порой эта информация содержится в различных источниках, и ее необходимо выделить и занести в документ.
- Такая работа является трудоемкой и кропотливой, что в свою очередь требует немало времени, если выполнять ее тщательно и внимательно. Именно внимательное отношение ко всем деталям позволяет сметным расчетам наших сметчиков быть качественными и достоверными.
- Также важным элементом, определяющим сроки составления исполнительной сметы, является наличие полной информации о выполненных работах. В данном случае сметчику важно предоставить все принятые акты выполненных работ. Кроме того, большое значение имеют все документы, отражающие наличие на объекте неучтенных объемов: акты на непредвиденные работы, ведомости дополнительных работ и т.д.
- Скорость составления исполнительной документации зависит еще и от количества таких отчетных документов, как акты КС-2 и прочие перечисленные виды. Вполне понятно, что при наличии одного-двух документов подобного рода, что бывает достаточно редко, составление исполнительной сметы будет производиться значительно быстрее, чем при десятках актов на выполненные работы.
- Сроки создания сметной документации могут зависеть и от прочих факторов, которые определяются для каждого объекта в индивидуальном порядке. Об этом, и о многом другом, что касается формирования смет на разнообразные объекты, можно получить консультацию у наших специалистов.
Подведение итогов
- На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что исполнительная смета хоть и встречается в сметной практике не так часто, как сметы локального типа или прочие виды сметных расчетов, но все же является важным элементом при формировании и сдаче отчетных документов на объект. В связи с этим грамотную и корректную сметную документацию данного типа может составить специалист с достаточным уровнем квалификации и опытом работы.
- Сметчиками нашей компании составлено большое количество сметных форм на разнообразные типы объектов и на разные виды строительно-монтажных работ. Поэтому и формирование такого сложного документа, как исполнительная смета, им под силу.
P.S. Для успешной сдачи одного из своих объектов нашему клиенту Валерию Рожкову требовалось помимо основного пакета документов, включающего акты выполненных работ КС-2, справки о стоимости выполненных работ КС-3, исполнительно-техническую документацию и некоторые другие виды документов предоставить еще и исполнительную смету. С такой формой документации Валерий сталкивался впервые, поэтому в целях исключения ошибки и предоставления неверных расчетов, он обратился к нашим сметчикам.
- В результате совместного анализа всех имеющихся данных выяснилось, что некоторые работы на объекте были выполнены с отличием утвержденных в изначальной сметной документации объемов работ. Все эти данные были занесены в форму исполнительного расчета, что и позволило обнаружить разницу.
- Кроме того, такое обобщение и объединение в составе одного документа всех выполненных работ позволило Валерию придти к пониманию того, какие работы были не учтены в составе исходных данных на объект, но при этом были выполнены. Так как контрактом на производство работ была предусмотрена возможность учета непредвиденных работ в размере 10% от стоимости контракта, это дало Валерию возможность спешно оформить акты дополнительных работ на неучтенный объем.
- Этот объем наряду с объемами выполненных работ вошел в окончательную версию исполнительной сметы на объект. Благодаря этому Валерий не только сдал корректную исполнительную документацию, учитывающую все детали и нюансы производства работ в полном объеме, но также сумел получить оплату за те работы, которые были выполнены в ходе строительства дополнительно.