Используя этимологический словарь докажите что слова каждой группы являются исторически родственными
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §5. Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Упражнение №74
Используя этимологический словарик, докажите, что слова каждой группы являются исторически родственными. Какой этимологический корень их объединяет?
1 ) Бельё, берёза.
2 ) Колея, колесо, околица.
3 ) Напёрсток, перчатки.
4 ) Впечатление, печаль, печать, печка, пещера.
Решение
1 ) Бельё, берёза. Эти слова этимологически объединяет корень бел(ый),
так как белье изначально означало белое, не окрашенное белье, а слова береза также произошло от белый, по цвету ее коры.
2 ) Колея, колесо, околица. Все эти слова произошли от общеславянского
корня −коло−, означающего колесо или круг. Они имеют связь с формой круга: колея — как след от колеса, колесо как катящийся предмет круглой формы, а околица то, что окружает.
3 ) Напёрсток, перчатки. Объединяет общеславянский этимологический корень −пер− (−перст−). Так как эти слова называют предметы, одеваемые на палец (на перст).
4 ) Впечатление, печаль, печать, печка, пещера. Объединяет общеславянский этимологический корень −печь−. Все они связаны по смысле с глаголами выжигать, сжигать, жечь и самой печью как предметом в прямом или переносном смысле. Впечатление как выжженный знак, например, в памяти, печать как выжженный знак на чем−то (ранее печати нагревали на огне либо ставили каленым железом, например), печаль — чувство горя, которое жжет душу, также от слова печь или жечь, печка — от печь, а пещера по ассоциации, так как вход в пещеру напоминает печь.
Русский язык и лингвистика
«Еда» и «яд» — исторически родственные слова. Как это проверить
На примерах «еда» и «яд» покажу, как определить по этимологическому словарю историческое родство двух и более слов. Интересно и полезно всем.
Благодаря таким маленьким исследованиям зачастую легко понять, почему слова пишутся именно так. Например, «скрупулёзный», потому что от латинского scrupulus.
В первую очередь это касается тех слов, которые в школьной практике преподносятся как словарные. А ещё можно обнаружить историческое сходство даже таких лексических единиц, которые на первый взгляд кажутся совершенно разными.
1. Открываем этимологический словарь. В нашем случае это будет наиболее авторитетный — Макса Фасмера (Макс — это перевод немецкого имени Max, а не сокращение от Максим). Все подобные книги есть в свободном доступе.
2. Ищем словарную статью со словом «еда». Видим отсылку к слову «ешь», «ем»:
Этимологические изыскания всегда требуют от нас проверки как минимум двух — трёх однокоренных или родственных слов. Зачастую проверку нужно вести не по существительным, а по однокоренным глаголам. Поэтому открываем словарную статью со словом «ем». Вот что мы видим:
Из всего этого многообразия нам нужно обратить внимание на праславянские и индоевропейские формы. Они подчёркнуты красным, пишутся под звёздочкой и латиницей. Напомню, что латиница как наиболее универсальный алфавит применяется для обозначения индоевропейских и праславянских корней. И старославянское написание (самая первая строчка) тоже запоминаем.
2. Теперь открываем словарную статью со словом «яд». Она довольно длинная, вот её первая часть:
Любопытны отсылки к слову «еда, ем», а также написание в древнерусском этого существительного через букву «ять», которая писалась на месте нынешней «е».
Кроме того, обращаем внимание на родственные слова в других славянских языках, а также в литовском (к слову, он сохранил очень много архаичных индоевропейских слов и корней). Многие лингвисты считают литовский самым архаичным из сохранившихся индоевропейских языков.
И вторую часть статьи, где говорится об индоевропейском корне *ēdu:
Что это за «ядь»? Смотрим:
Становится ещё интереснее. В древнерусском и старославянском ядь — это пища.
Теперь переходим к третьему шагу. Чтобы окончательно убедиться в родстве этих существительных, нужно посмотреть определение слова «яд» в одном из толковых словарей. Возьмём за основу третье издание словаря Даля под редакцией И. А. Бодуэна де Куртенэ (1909 г.).
В нём мы видим диалектное написание «яда», ясти и есть (через «ять»):
Внимательно смотрим на третью строчку. Видим там существительное «яство». Думаю, книжное слово «яства» (кушанья) известно всем.
Теперь смотрим «ядовитый». Оказывается, в XIX веке оно употреблялось в двух значениях: нечто, содержащее отраву, и что-то съестное:
Причём под цифрой 2 есть помета «ошибч. говр. вместо ѣдовитый» и даётся отсылка к «яда». И смотрим ещё одно слово:
Видимо, в псковских и тверских говорах употреблялось (или до сих употребляется) прилагательное ядо́мый в значении «съестной».
Что в результате? Значение «яд, отрава» является вторичным и развилось из буквального — «то, что едят, принимают в качестве пищи» (цитата из этимологического словаря Н. М. Шанского).
Я специально выбрал похожие по виду слова, чтобы было проще понять. Принцип таков: один или два этимологических словаря плюс хотя бы один толковый. Тогда родство слов с большой уверенностью можно определить. Если не помогает, подключаем диалектные словари. И обращаем внимание на отсылки (см. также) в этимологии.
Используя этимологический словарь, объясните, можно ли назвать исторически родственными слова аптека, библиотека, дискотека
Часть текста скрыта. После покупки Вы получаете полную версию
Используя этимологический словарь, объясните, можно ли назвать ист…
1. Используя этимологический словарь, объясните, можно ли назвать исторически родственными слова аптека, библиотека, дискотека.
Таким образом, на основании этих данных, можно сделать вывод об…
2. Выпишите 10 пословиц или поговорок, в которых слово свет использовано в переносном значении. Определите тип переноса.
Правда – свет разума. (метафора, перенос по функции)
Ученье – свет, а неученье – тьма. (сравнение)
3. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Сформулируйте правила, которыми Вы пользовались.
Большое число жителей деревни вынуждены были покинуть свои дома во время наводнения. (При подлежащим, имеющим в своем составе собирательное существительное с количественным значением часть и имеющем при себе управляемое слово в родительном падеже мн. числа жителей, сказуемое может стоять как в ед. числе, так и мн.ч; при этом предпочтение отдается форме множественного числа, т.к. подчеркивается активность и раздельность действия каждого действующего лица).
4. Поставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений обращайтесь к словарю.
Быть в чести, паскиль, потерять из виду, зубчатая стена, обобщить, черпать, начатый разговор, диспансер, давнишний, украинец, дремота, христианин, щавель, подростковый, донельзя, свекла, избаловать, лубочный, коклюш, эксперт, некролог.
5. Соблюдая законы публицистического текста, напишите статью в молодежную газету на тему «Каким должен быть детский сад», сформулируйте заглавие для статьи.
Используя этимологический словарь докажите что слова каждой группы являются исторически родственными
Автор: Рыбина Марина Владимировна
Организация: Старохмелевской филиал Новоникольской СОШ
Населенный пункт: с. Старое Хмелевое Мичуринский район Тамбовская область
Этимология, являясь разделом языкознания, представляет собой важное научное направление сравнительно-исторического языкознания не только для понимания семантического наполнения отдельного слова, но и для понимания значения текста и его комплексного анализа. В практике преподавания русского языка по ФГОС в средней школе изучению этимологии слов и выражений не отводятся отдельные учебные часы, этимологии слов и выражений традиционно касаются при работе над темами, в которых рассматриваются виды лексики по происхождению и фразеология, что, безусловно, не даёт возможности педагогу погрузить детей в мир истории слова настолько, чтобы ученики при дальнейшем знакомстве с лексикой могли самостоятельно определять те лексические единицы, которые значимы не только для понимания истории русского языка и родного языка, но и для понимания эволюции языка в его системе значимых коммуникативных единиц и задач, соответствующих исторической остановке и социальному заказу.
На наш взгляд, «беглое» обращение к этимологии слов и выражений на уроках русского языка лишает обучающихся возможности глубокого, осознанного углубления в историю не только родного языка, но и в историю формирования менталитета русского народа, развития его национальной самоидентификации и формирование традиционных языковых концептов, формирующих и отражающих языковую картину мира, отражённую и зафиксированную прежде всего в лексике.
Считаем, что в рамках современного урока не только целесообразно, но и необходимо включать элементы этимологического анализа слов и идиом в практику преподавания русского языка и родного языка, так как современные языки, современная литература активно пользуются словами и выражениями, которые имеют уникальную историю своего происхождения и семантики, знание которых не только может расширить лингвистический кругозор школьников, но и позволит научить их комплексному анализу текста через осознание его скрытых смыслов и умение понимать содержание его художественного замысла.
В практике преподавания русского языка мы активно используем разные группы упражнений, помогающих развивать у детей навыки этимологического анализа и критического мышления. Считаем целесообразно проводить данную работу систематически: можно уделять по 3-7 минут в начале урока данной работе или переключать детей на этимологический анализ слов в течение урока.
Первая группа упражнений включает задания по тексту, содержащему этимологическую справку. Текст требуется прочитать и выполнить задания.
Предлагаем примеры упражнений, которые апробированы на уроках русского языка в 5-8 классах.
2) Прочитайте текст и ответьте, что такое этимология? Древнегреческое слово etymologiia [этюмология] впервые встречается в сочинениях древних философов-стоиков. Происхождение этого слова, его этимологию можно установить без какого бы то ни было труда: греческое etymos [этюмос]означает «истинный, верный», а logos [логос] – «смысл, значение».
1) Познакомьтесь с отрывками из книги Г. Г. Граник и др. «Речь, речь и секреты… ». Докажите, что эти сведения помогают лучше понять и запомнить написание этих слов.
Что можно сделать из плата?
Червяк и десять рублей.
Какое отношение друг к другу имеют эти слова? Когда-то красную краску добывали из ярко-красных червей. От сюда возникло слово червонный, что значит «красный». А десятирублёвую денежную бумагу называли червонцем, потому что она была красного, т. е. червонного, цвета. Поэтому, если вы задумаетесь, как пишется фонема в слабой позиции в словах червонный или червонец, смело проверяйте словом червь.
2) Познакомьтесь с отрывком из книги Г. Г. Граник и др. «Речь, язык и секреты… ». Коротко изложите информацию об этимологии слов. Докажите, что эти сведения помогают лучше понять и запомнить написание слов.
Перчатки, напёрсток и наперсник.
Знаете ли вы, как в старину назывался палец? Перст. Этот корень сохранился в доживших до наших дней словах перстень и наперсток.И то и другое слово обозначает предметы, надеваемые на один перст. А то, что надевается на все персты сразу, называется перчаткой. Так что в случае затруднения вы можете проверить гласную в слове перчатки словом перст.
А не родственник ли персту слово наперсник? Нет, это слово другого племени. Оно ведет свое происхождение от слова перси – «грудь», поэтому и пишется без Т. Словом наперсник называли друга, которому поверяли сокровенные мысли и тайны. По словам В.Г. Белинского, для Пушкина Жуковский был не только учителем, но и наперсником. Наперсницей Александр Сергеевич называл свою чернильницу. Ей он поверял самое сокровенное, когда писал стихи. Первых настоящих друзей, которые стали его наперсниками, судьба подарила Пушкину в ранней юности.
Отдельной группой являются упражнения, направленные на подготовку монологического ответа ученика. Задание основано на умении доказывать точку зрения автора высказывания или свою точку зрения по содержанию высказывания. Данные упражнения развивают не только навыки устной монологической речи, но и навыки критического мышления.
1) Прочитайте текст. Используя его, докажите справедливость слов замечательного русского педагога М.А. Рыбниковой: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк».
Именно в таком значении слово мех употреблено в одном из произведений А.С. Пушкина: «Козий мех, вином налитый, у сатира на плечах». Значит, исторически в слове мешок выделяется корень –мех— (-меш).
2) Используя этимологический словарь, докажите справедливость высказывания замечательного русского педагога В.П. Шереметьевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его».
3) Объясните, как вы понимаете высказывание выдающегося русского лингвиста И. Срезневского. Подтвердите правильность этой мысли, используя этимологический словарь.
«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский)
В работе мы используем упражнения, направленные на обобщение знаний об этимологии: ученикам среднего звена предлагается вспомнить материал, опираясь на ранее изученное:
1) Вспомните, что вы знаете об этимологии. В случае затруднения обращайтесь к словарику лингвистических терминов. Этимологию каких слов вы знаете?
2) Проверьте свою память. Вспомните, что обозначает лингвистический термин опрощение. В случае затруднения обратитесь к книге «За страницами школьного учебника» для 6 класса. Приведите примеры, иллюстрирующие это явление в русском языке.
3) Используя этимологический словарь, подготовьте небольшое сообщение на тему «Язык – это развивающееся явление».
Для старшего звена подобное задание формулируется таким образом, чтобы учащиеся сами могли вычленить проблемы взаимосвязи языка и культуры порассуждали о необходимости обращения к этимологии слова:
1) Устное высказывание.
В течение нескольких лет при изучении русского языка вы работали с этимологическим словарём. Какие аспекты проблемы взаимосвязи языка и культуры он помогает раскрыть?
Аргументируйте свой ответ примерами, опираясь на материалы этимологического словаря.
2) В течение всего учебного года вы систематически работали с этимологическим словарём. Какова, по вашему мнению, была цель этой работы? Что нового вы узнали о словах? Какие задания выполняли на основе этих словарей? Этимология каких слов вас больше всего поразила? Докажите на примерах, что информация, содержащаяся в этимологических словарях, выходит за рамки лингвистики и связана с содержанием многих школьных предметов: иностранного языка, географии, физики, химии, биологии, литературы и др. Чем это объясняется? Сделайте выводы.
Следующий тип упражнений развивает любознательность и расширяет лингвистический кругозор школьников. В целом задания направлены на поиск родственных связей современных слов, но и здесь могут быть свои особенности. Активно на уроках в этой связи исполуем упражнения, основанные на подборе слова или слов, этимологически связанных с заданным корнем, например, это может быть латинский корень, корень греческий и т.п., и выполнить дополнительные задания. Данные упражнения мы используем в на уроках в 8-10 классах, поэтому в дополнительные задания основаны на работе с пунктуационным анализом.
1) Попробуйте доказать, что иноязычные слова каждой группы находятся в историческом родстве. Проверьте себя по этимологическому словарю.
1 Телеграмма – телепатия – телескоп – телефон. 2 Филармония – филология –философия. 3 Гладиатор – гладиолус. 4 Дирижабль – дирижер. 6 Кашне – кашпо. 7 Манжет – манера – маникюр – манипуляция – манускрипт – мануфактура.
2) Используя таблицу «Значение латинских и греческих словообразовательных элементов» по «Учебному этимологическому словарю русского языка», приведите примеры слов, этимологически связанных с латинским корнем ауди (о). С каждым найденным словом составьте и запишите предложения, которые можно было бы использовать в качестве примеров во второй части словарной статьи указанного словаря.
Познавательны задания, направленные на работу с исчезнувшими словами:
1) Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов. Проверьте себя по этимологическому словарю.
Близный – «близкий»; вель – «большой»; верень – «связка, соединение»; запа – «ожидание»; волшба – «колдовство» (от волхв – «кудесник»); бор – «ограда, забор»; гость – «приезжий купец»; гот – «путешествие, поездка»; борти – «защищать»; лука – «судьба, случай»; лоп – «лист»; махра – «кисть, бахрома»; балдак – «трость, палка»; мекать – «понимать, думать»; перси – «грудь»; перст – «палец»; клобук – «шапка»; ожерло – «горло»; ратник – «воин» (от рать – «войско, война, битва»); увага – «внимание, уважение» (от вага – «весть, тяжесть»), удати – «удачно сделать, выполнить, передать» (от давать, дать).
Есть упражнения, в которых представлена группа слов, и нужно, опираясь на этимологический и толковый словари, установить историческую родственность данных слов:
1) С помощью толкового и этимологического словариков установите, почему данные слова являются исторически родственными. Вывод оформите в виде сложноподчинённого предложения с придаточным следствия.
Грамматика, программа, криптограмма, пиктограмма, телеграмма, сейсмограмма, грамота, анаграмма, телефонограмма, граммофон, кардиограмма, радиограмма, стенограмма, фонограмма, диаграмма, монограмма, эпиграмма.
2) С помощью этимологического словарика докажите историческое родство данных ниже слов. С любыми из них придумайте и запишите два сложных предложения с разными видами связи. Составьте схемы этих предложений.
Абажур, ажурный, дежурный, журнал, журналист, тужурка.
3) Используя этимологический словарик учебника, докажите, что слова каждой группы являются исторически родственными. Какой этимологический корень их объединяет?
2. Колея, колесо, околица.
3. Напёрсток, перчатки.
4.Впечатление, печаль, печать, печа, пещера.
В следующем типе упражнений этимология связана с орфографией. По заданию необходимо, опираясь на сведения о происхождении слов в этимологическом словаре, объяснить правописание слов:
Учитывая значение иноязычных слов, содержащих буквосочетания ман и мон, установите их происхождение и правописание. Спишите слова, группируя их на основе исторических связей. Проверьте правильность выполнения задания по этимологическому словарю.
М_нера, м_нархия, м_никюр, м_нография, м_нжета, м_ндат, м_нограмма, м_нускрипт, м_нополия, м_нолог, м_нуфактура, м_ноплан, м_нипуляция.
Составьте и запишите предложения с данными словами. Постарайтесь сделать так, чтобы в каждом предложении было употреблено не одно, а два или несколько слов из данного списка.
Поиск ответа
Вопрос № 235301 |
Ответ справочной службы русского языка
Оксана и Ксения это одно и тоже? И Лена с Аленой?
Ответ справочной службы русского языка
Это родственны е имена (или варианты имени).
Здравствуйте! Подскажите происхождение слова «погода». Верно-ли, что корень этого слова «год»? Является-ли однокоренным слово «година»? Заранее благодарен.
Ответ справочной службы русского языка
Родственны е ли слова «ржаной» и «ржавый»?в каких словарях надо искать ответ?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ нужно искать в этимологических словарях.
Здравствуйте ответьте на вопросик, а что же такое сомнительные согласные?
Ответ справочной службы русского языка
Мой ребенок спросил почему подмышки называются подмышками и поставил меня в тупик. Действительно почему? Буду признательна если подскажете.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! у нас 2 вопроса: 1. Как правильно?: «Она большая молодец» или «Она большой молодец» 2 Являются ли слова «звон» и «вонять» родственны ми?
Ответ справочной службы русского языка
1. Корректно: _большой молодец_. 2. Не являются.
Будьте добры, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос, который я задаю повторно: являются ли родственны ми слоыва ВЕРНЫЙ и ВЕРНУТЬСЯ?
Ответ справочной службы русского языка
Эти слова не являются исторически родственны ми.
Тогда объясните,пожалуйста, разницу между однокоренными и родственны ми словами.
Ответ справочной службы русского языка
Однокоренные ли слова КАМЕРА и КАМОРКА? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Скажите, являются ли слова ЕВРОПА и ЕВРЕЙ исторически родственны ми?
Ответ справочной службы русского языка
Эти слова не являются родственны ми.
Ответ справочной службы русского языка
Слова _суеверный_ и _суицид_ не являются этимологически родственны ми.
Ответ справочной службы русского языка
Каково происхождение и значение слова «право»? Почему всё, что справа-то хорошо, что слева,то плохо? Пример: «Муж ушёл налево» и т.д.
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, пожалуйста, являются ли однокоренными слова «корица» и «коричневый»?
Ответ справочной службы русского языка