Используя этимологический словарик учебника докажите что слова каждой группы являются исторически

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §5. Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Упражнение №74

Используя этимологический словарик, докажите, что слова каждой группы являются исторически родственными. Какой этимологический корень их объединяет?
1 ) Бельё, берёза.
2 ) Колея, колесо, околица.
3 ) Напёрсток, перчатки.
4 ) Впечатление, печаль, печать, печка, пещера.

Решение

1 ) Бельё, берёза. Эти слова этимологически объединяет корень бел(ый),
так как белье изначально означало белое, не окрашенное белье, а слова береза также произошло от белый, по цвету ее коры.
2 ) Колея, колесо, околица. Все эти слова произошли от общеславянского
корня −коло−, означающего колесо или круг. Они имеют связь с формой круга: колея — как след от колеса, колесо как катящийся предмет круглой формы, а околица то, что окружает.
3 ) Напёрсток, перчатки. Объединяет общеславянский этимологический корень −пер− (−перст−). Так как эти слова называют предметы, одеваемые на палец (на перст).
4 ) Впечатление, печаль, печать, печка, пещера. Объединяет общеславянский этимологический корень −печь−. Все они связаны по смысле с глаголами выжигать, сжигать, жечь и самой печью как предметом в прямом или переносном смысле. Впечатление как выжженный знак, например, в памяти, печать как выжженный знак на чем−то (ранее печати нагревали на огне либо ставили каленым железом, например), печаль — чувство горя, которое жжет душу, также от слова печь или жечь, печка — от печь, а пещера по ассоциации, так как вход в пещеру напоминает печь.

Источник

Этимологический анализ слова на уроках русского языка

Используя этимологический словарик учебника докажите что слова каждой группы являются исторически. Смотреть фото Используя этимологический словарик учебника докажите что слова каждой группы являются исторически. Смотреть картинку Используя этимологический словарик учебника докажите что слова каждой группы являются исторически. Картинка про Используя этимологический словарик учебника докажите что слова каждой группы являются исторически. Фото Используя этимологический словарик учебника докажите что слова каждой группы являются исторически aksen
Этимологический анализ слова на уроках русского языка

Этимологический анализ слова на уроках русского языка.

На уроках русского языка учащиеся часто встречаются со словарными словами, написание которых нельзя объяснить, используя лексику современного языка. Написание таких слов в учебных пособиях чаще всего предлагается запомнить. Однако история происхождения слова в некоторых случаях помогает легко объяснить его правописание.

Профессор Лев Владимирович Щерба утверждал: «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно. Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы». И чем раньше наши ученики начнут вникать в этимологию различных слов, тем прочнее у них закрепится «привычка вдумываться в язык».

Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и интереснейших отделов языкознания. Основателями его были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин этимология, составленный из двух греческих слов: etymon, (истина, и logos (учение). То есть сначала этимологией называли учение об истине, об истинном значении слова.

Применение этимологического анализа и его элементов позволяет развить языковое чутье, расширить словарный запас, а самое главное, помогает запомнить целый ряд слов с непроверяемыми написаниями.

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением.

Большую пользу приносит сопоставление написания слов, являющихся историческими родственниками,например: акварель – аквариум, балкон – балка, брошюра – брошь (брошка).

Другим приемом, который помогает осознать правописание трудного слова, является прием сопоставления его непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому восходит. К этому приему можно прибегать в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник. Примерами таких словмогут быть следующие: величина, витрина, ветеран, вермишель.

Правописание слов долина и одолеть помогут объяснить их этимологические «родственники»слова дол, то есть низ, и подол – нижний край платья. Долина — это низина между горами.Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз. Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол.

Несомненна польза применения этимологического анализа и при изучении непроизносимых согласных в словах. Легко проверить непроизносимые согласные в таких словах, как вестник, честность, тростник, местный, солнце, гигантский и т. д. Но из этой группы выделяются слова,написание которых следует запомнить: наперсник, ровесник, сверстник, яства, окрестность. С помощью исторического комментария данных слов можно легко определить их написание.

Слово наперсник образовано от древнерусского слова перси – груди, т. е. буквально – «вскормленный грудью одной и той же женщины». В современном языке означает «друг», «товарищ», «доверенное лицо».

Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое с тобой количество вёсен; твой одногодка. Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.

Слово окрестность можно проверить вышедшим из языка словом окрест – вокруг. По происхождению связано со старославянским словом крест.

Следовательно, вдумываясь в состав слова и правильно подбирая проверочные слова, можно преодолеть орфографические трудности, связанные с сочетанием согласных в слове.

Полезно обратиться к этимологическому анализу и при изучении темы, связанной с правописанием приставок. В процессе опрощения изменяется состав слова: приставки становятся частью корня, но правила написания «бывших приставок» сохраняется,например: исчезнуть, прекрасный.

Этимологический анализ на уроке русского языка может быть применен в процессе урока по мере необходимости, связанной с объяснением написания слова, поэтому учителю важно помнить исторические толкования часто употребляемых при изучении той или иной темы слов, так как порой приходится к экскурсам в историю слова прибегать спонтанно.

Вопросам этимологии можно и нужно уделять внимание и на отдельных уроках при изучении таких тем, как «Словообразование», «Морфемика», «Лескика», а также при подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Большой интерес у учеников вызывают исследовательские задания, связанные с изучением этимологии слова.

Так, например, можно предложить ответить на вопросы, почему имена существительные «сословие», «благословение», «слово» являются этимологическими родственниками, влияет ли установление родственных связей между этими словами на усвоение их правописания. Выполнение задания предполагает использование этимологических и толковых словарей. Велика польза заданий, предполагающих поиск слов,связанных своим происхождением: так, родственными древнерусскому слову «велий» (большой) оказываются великий, величие, увеличить, велика, вельможа и другие, а древнерусское слово «стремя» (крутой, обрывистый) связано с такими современными словами, как стремление, устремиться, стремительный и т. д.

Этимологический анализ слова может стать основой различных дидактических игр, которые можно применять как на уроках, так и на факультативных занятиях.

Игра «Пара – не пара»заключается в следующем: перед учащимися ставится задача установить, являются ли они этимологическими родственниками;прокомментировать орфограммы:

• Благовоние, об. няние.

• Благоденствие, д. нщик.

• корабль, корыто, корица и короб

• медведь, невежда, невежливый

Установить, верно ли выполнены задания, помогает работа с этимологическим словарем. (Словарные статьи можно заранее включить в презентацию к уроку).

манера, монархия, маникюр, манжета, монограмма, манускрипт, монолог, манипуляция, манифест, монолит.

Несомненную пользу в овладении грамотностью может оказать ведение этимологического словарика, в котором будут постепенно накапливаться слова, вызывающие интерес с точки зрения происхождения, написания и значения.

Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм. Обращение к истории слова, выяснение его первоначального значения часто помогает по-иному понять его современное значение, учит вдумываться в его глубинный первоначальный смысл. Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. Знакомство школьников с этимологией вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов, развивает логическое мышление.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978

2. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001

3. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. – М. : Дрофа, 2002

5. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов и др. – М., 1994

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §1. Изменяется ли язык с течением времени. Упражнение №2

Познакомьтесь с этимологическим словариком учебника (см. с. 282 — 283 ). Какую информацию о слове он содержит? Используя этимологический словарик, объясните происхождение и правописание данных слов.
В..сок, ж..лудок, л..мо́ть, м..шок, нагр..дить, оч..ровательный, ч..рнила.

Решение

Данный словарь содержит краткую информацию о происхождении слова в упрощенной форме. То есть слово в словарной форме, происхождение которого надо выяснить. Затем приводится слово, от которого первое произошло. Это может быть даже другая часть речи, устаревшее слово и т.п.
Затем даётся определение того слова, от которого произошло первое.
Висок − от висеть; буквально: «висящая прядь волос»; проверочное слово − повис.

желудок − от жёлудь, назван по форме, напоминающей плод дуба; проверочное слово − жёлудь.

ломо́ть − от ломать, хлеб отламывали от буханки или каравая, а не резали; проверочное слово − ломтик.

мешок − от мех; первоначально: вместилище, изготовленное из шкуры (меха), проверочное слово − мех.

наградить − от градгород; буквально: подарить городу, проверочное слово − награда.

очаровательный − от чары − волшебство, проверочное слово − чары.

чернила − от чёрный; первоначально: «чёрная краска» (для письма), проверочное слово − чернеть.

Источник

Используя этимологический словарик учебника докажите что слова каждой группы являются исторически

Автор: Рыбина Марина Владимировна

Организация: Старохмелевской филиал Новоникольской СОШ

Населенный пункт: с. Старое Хмелевое Мичуринский район Тамбовская область

Этимология, являясь разделом языкознания, представляет собой важное научное направление сравнительно-исторического языкознания не только для понимания семантического наполнения отдельного слова, но и для понимания значения текста и его комплексного анализа. В практике преподавания русского языка по ФГОС в средней школе изучению этимологии слов и выражений не отводятся отдельные учебные часы, этимологии слов и выражений традиционно касаются при работе над темами, в которых рассматриваются виды лексики по происхождению и фразеология, что, безусловно, не даёт возможности педагогу погрузить детей в мир истории слова настолько, чтобы ученики при дальнейшем знакомстве с лексикой могли самостоятельно определять те лексические единицы, которые значимы не только для понимания истории русского языка и родного языка, но и для понимания эволюции языка в его системе значимых коммуникативных единиц и задач, соответствующих исторической остановке и социальному заказу.

На наш взгляд, «беглое» обращение к этимологии слов и выражений на уроках русского языка лишает обучающихся возможности глубокого, осознанного углубления в историю не только родного языка, но и в историю формирования менталитета русского народа, развития его национальной самоидентификации и формирование традиционных языковых концептов, формирующих и отражающих языковую картину мира, отражённую и зафиксированную прежде всего в лексике.

Считаем, что в рамках современного урока не только целесообразно, но и необходимо включать элементы этимологического анализа слов и идиом в практику преподавания русского языка и родного языка, так как современные языки, современная литература активно пользуются словами и выражениями, которые имеют уникальную историю своего происхождения и семантики, знание которых не только может расширить лингвистический кругозор школьников, но и позволит научить их комплексному анализу текста через осознание его скрытых смыслов и умение понимать содержание его художественного замысла.

В практике преподавания русского языка мы активно используем разные группы упражнений, помогающих развивать у детей навыки этимологического анализа и критического мышления. Считаем целесообразно проводить данную работу систематически: можно уделять по 3-7 минут в начале урока данной работе или переключать детей на этимологический анализ слов в течение урока.

Первая группа упражнений включает задания по тексту, содержащему этимологическую справку. Текст требуется прочитать и выполнить задания.

Предлагаем примеры упражнений, которые апробированы на уроках русского языка в 5-8 классах.

2) Прочитайте текст и ответьте, что такое этимология? Древнегреческое слово etymologiia [этюмология] впервые встречается в сочинениях древних философов-стоиков. Происхождение этого слова, его этимологию можно установить без какого бы то ни было труда: греческое etymos [этюмос]означает «истинный, верный», а logos [логос] – «смысл, значение».

1) Познакомьтесь с отрывками из книги Г. Г. Граник и др. «Речь, речь и секреты… ». Докажите, что эти сведения помогают лучше понять и запомнить написание этих слов.

Что можно сделать из плата?

Червяк и десять рублей.

Какое отношение друг к другу имеют эти слова? Когда-то красную краску добывали из ярко-красных червей. От сюда возникло слово червонный, что значит «красный». А десятирублёвую денежную бумагу называли червонцем, потому что она была красного, т. е. червонного, цвета. Поэтому, если вы задумаетесь, как пишется фонема в слабой позиции в словах червонный или червонец, смело проверяйте словом червь.

2) Познакомьтесь с отрывком из книги Г. Г. Граник и др. «Речь, язык и секреты… ». Коротко изложите информацию об этимологии слов. Докажите, что эти сведения помогают лучше понять и запомнить написание слов.

Перчатки, напёрсток и наперсник.

Знаете ли вы, как в старину назывался палец? Перст. Этот корень сохранился в доживших до наших дней словах перстень и наперсток.И то и другое слово обозначает предметы, надеваемые на один перст. А то, что надевается на все персты сразу, называется перчаткой. Так что в случае затруднения вы можете проверить гласную в слове перчатки словом перст.

А не родственник ли персту слово наперсник? Нет, это слово другого племени. Оно ведет свое происхождение от слова перси – «грудь», поэтому и пишется без Т. Словом наперсник называли друга, которому поверяли сокровенные мысли и тайны. По словам В.Г. Белинского, для Пушкина Жуковский был не только учителем, но и наперсником. Наперсницей Александр Сергеевич называл свою чернильницу. Ей он поверял самое сокровенное, когда писал стихи. Первых настоящих друзей, которые стали его наперсниками, судьба подарила Пушкину в ранней юности.

Отдельной группой являются упражнения, направленные на подготовку монологического ответа ученика. Задание основано на умении доказывать точку зрения автора высказывания или свою точку зрения по содержанию высказывания. Данные упражнения развивают не только навыки устной монологической речи, но и навыки критического мышления.

1) Прочитайте текст. Используя его, докажите справедливость слов замечательного русского педагога М.А. Рыбниковой: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк».

Именно в таком значении слово мех употреблено в одном из произведений А.С. Пушкина: «Козий мех, вином налитый, у сатира на плечах». Значит, исторически в слове мешок выделяется корень –мех— (-меш).

2) Используя этимологический словарь, докажите справедливость высказывания замечательного русского педагога В.П. Шереметьевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его».

3) Объясните, как вы понимаете высказывание выдающегося русского лингвиста И. Срезневского. Подтвердите правильность этой мысли, используя этимологический словарь.

«Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». (И. Срезневский)

В работе мы используем упражнения, направленные на обобщение знаний об этимологии: ученикам среднего звена предлагается вспомнить материал, опираясь на ранее изученное:

1) Вспомните, что вы знаете об этимологии. В случае затруднения обращайтесь к словарику лингвистических терминов. Этимологию каких слов вы знаете?

2) Проверьте свою память. Вспомните, что обозначает лингвистический термин опрощение. В случае затруднения обратитесь к книге «За страницами школьного учебника» для 6 класса. Приведите примеры, иллюстрирующие это явление в русском языке.

3) Используя этимологический словарь, подготовьте небольшое сообщение на тему «Язык – это развивающееся явление».

Для старшего звена подобное задание формулируется таким образом, чтобы учащиеся сами могли вычленить проблемы взаимосвязи языка и культуры порассуждали о необходимости обращения к этимологии слова:

1) Устное высказывание.

В течение нескольких лет при изучении русского языка вы работали с этимологическим словарём. Какие аспекты проблемы взаимосвязи языка и культуры он помогает раскрыть?

Аргументируйте свой ответ примерами, опираясь на материалы этимологического словаря.

2) В течение всего учебного года вы систематически работали с этимологическим словарём. Какова, по вашему мнению, была цель этой работы? Что нового вы узнали о словах? Какие задания выполняли на основе этих словарей? Этимология каких слов вас больше всего поразила? Докажите на примерах, что информация, содержащаяся в этимологических словарях, выходит за рамки лингвистики и связана с содержанием многих школьных предметов: иностранного языка, географии, физики, химии, биологии, литературы и др. Чем это объясняется? Сделайте выводы.

Следующий тип упражнений развивает любознательность и расширяет лингвистический кругозор школьников. В целом задания направлены на поиск родственных связей современных слов, но и здесь могут быть свои особенности. Активно на уроках в этой связи исполуем упражнения, основанные на подборе слова или слов, этимологически связанных с заданным корнем, например, это может быть латинский корень, корень греческий и т.п., и выполнить дополнительные задания. Данные упражнения мы используем в на уроках в 8-10 классах, поэтому в дополнительные задания основаны на работе с пунктуационным анализом.

1) Попробуйте доказать, что иноязычные слова каждой группы находятся в историческом родстве. Проверьте себя по этимологическому словарю.

1 Телеграмма – телепатия – телескоп – телефон. 2 Филармония – филология –философия. 3 Гладиатор – гладиолус. 4 Дирижабль – дирижер. 6 Кашне – кашпо. 7 Манжет – манера – маникюр – манипуляция – манускрипт – мануфактура.

2) Используя таблицу «Значение латинских и греческих словообразовательных элементов» по «Учебному этимологическому словарю русского языка», приведите примеры слов, этимологически связанных с латинским корнем ауди (о). С каждым найденным словом составьте и запишите предложения, которые можно было бы использовать в качестве примеров во второй части словарной статьи указанного словаря.

Познавательны задания, направленные на работу с исчезнувшими словами:

1) Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов. Проверьте себя по этимологическому словарю.

Близный – «близкий»; вель – «большой»; верень – «связка, соединение»; запа – «ожидание»; волшба – «колдовство» (от волхв – «кудесник»); бор – «ограда, забор»; гость – «приезжий купец»; гот – «путешествие, поездка»; борти – «защищать»; лука – «судьба, случай»; лоп – «лист»; махра – «кисть, бахрома»; балдак – «трость, палка»; мекать – «понимать, думать»; перси – «грудь»; перст – «палец»; клобук – «шапка»; ожерло – «горло»; ратник – «воин» (от рать – «войско, война, битва»); увага – «внимание, уважение» (от вага – «весть, тяжесть»), удати – «удачно сделать, выполнить, передать» (от давать, дать).

Есть упражнения, в которых представлена группа слов, и нужно, опираясь на этимологический и толковый словари, установить историческую родственность данных слов:

1) С помощью толкового и этимологического словариков установите, почему данные слова являются исторически родственными. Вывод оформите в виде сложноподчинённого предложения с придаточным следствия.

Грамматика, программа, криптограмма, пиктограмма, телеграмма, сейсмограмма, грамота, анаграмма, телефонограмма, граммофон, кардиограмма, радиограмма, стенограмма, фонограмма, диаграмма, монограмма, эпиграмма.

2) С помощью этимологического словарика докажите историческое родство данных ниже слов. С любыми из них придумайте и запишите два сложных предложения с разными видами связи. Составьте схемы этих предложений.

Абажур, ажурный, дежурный, журнал, журналист, тужурка.

3) Используя этимологический словарик учебника, докажите, что слова каждой группы являются исторически родственными. Какой этимологический корень их объединяет?

2. Колея, колесо, околица.

3. Напёрсток, перчатки.

4.Впечатление, печаль, печать, печа, пещера.

В следующем типе упражнений этимология связана с орфографией. По заданию необходимо, опираясь на сведения о происхождении слов в этимологическом словаре, объяснить правописание слов:

Учитывая значение иноязычных слов, содержащих буквосочетания ман и мон, установите их происхождение и правописание. Спишите слова, группируя их на основе исторических связей. Проверьте правильность выполнения задания по этимологическому словарю.

М_нера, м_нархия, м_никюр, м_нография, м_нжета, м_ндат, м_нограмма, м_нускрипт, м_нополия, м_нолог, м_нуфактура, м_ноплан, м_нипуляция.

Составьте и запишите предложения с данными словами. Постарайтесь сделать так, чтобы в каждом предложении было употреблено не одно, а два или несколько слов из данного списка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *