Используя этимологический словарик докажите что слова каждой группы являются исторически
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Разумовская. §5. Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Упражнение №74
Используя этимологический словарик, докажите, что слова каждой группы являются исторически родственными. Какой этимологический корень их объединяет?
1 ) Бельё, берёза.
2 ) Колея, колесо, околица.
3 ) Напёрсток, перчатки.
4 ) Впечатление, печаль, печать, печка, пещера.
Решение
1 ) Бельё, берёза. Эти слова этимологически объединяет корень бел(ый),
так как белье изначально означало белое, не окрашенное белье, а слова береза также произошло от белый, по цвету ее коры.
2 ) Колея, колесо, околица. Все эти слова произошли от общеславянского
корня −коло−, означающего колесо или круг. Они имеют связь с формой круга: колея — как след от колеса, колесо как катящийся предмет круглой формы, а околица то, что окружает.
3 ) Напёрсток, перчатки. Объединяет общеславянский этимологический корень −пер− (−перст−). Так как эти слова называют предметы, одеваемые на палец (на перст).
4 ) Впечатление, печаль, печать, печка, пещера. Объединяет общеславянский этимологический корень −печь−. Все они связаны по смысле с глаголами выжигать, сжигать, жечь и самой печью как предметом в прямом или переносном смысле. Впечатление как выжженный знак, например, в памяти, печать как выжженный знак на чем−то (ранее печати нагревали на огне либо ставили каленым железом, например), печаль — чувство горя, которое жжет душу, также от слова печь или жечь, печка — от печь, а пещера по ассоциации, так как вход в пещеру напоминает печь.
Урок по русскому языку на тему «Этимология слов»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тлогобская средняя общеобразовательная школа»
Урок по русскому языку для 6-го класса
Провел учитель русского языка и литературы – Ахмедова Р.Д.
Урок по русскому языку для 6-го класса
Тема урока «Этимология слов».
Цель урока: познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов.
— познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря;
— формировать у школьников навыки работы с этимологическими словарями, формировать умение применять сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;
— воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Объяснение нового материала. Слово учителя.
IV. Закрепление материала.
4.1. Тренировочное упражнение. Этимология слова при объяснении фактов лексики.
4.2. Заполнение таблицы. Этимология слова при объяснении фактов лексики.
4.3. Сообщение ученика. Этимология слова при объяснении фактов лексики и словообразования.
4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски. Этимология слова при объяснении фактов словообразования.
4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы. Этимология слова при объяснении фактов орфографии.
5. Подведение итогов урока. Слово учителя.
1. Организационный момент.
Постановка перед школьниками учебной задачи. Раскрытие цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверка домашнего упражнения, чтение «по цепочке».
Существует специальная наука – этимология, которая возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения.
Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и культура народа-носителя языка.
В чём же состоят особенности этимологического словаря?
Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?
Учащиеся находят в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского и др. словарные статьи к слову запанибрата и зачитывают их.
Вывод : в статьях толкового словаря объясняется современное значение слова. В статьях этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.
Учащиеся делают запись в тетради.
Особенности этимологического словаря:
1. Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.
2. Множество толкований слова, наличие нескольких версий.
3. Большая роль автора, составителя словаря.
IV . Закрепление материала.
Учитель: Как же может нам пригодиться этимологический словарь в школьной практике? Чем может помочь?
Этимологический словарь способствует глубокому раскрытию значений слов. Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет, получивший наименование, был назван так, а не иначе. Таким образом, мы выявляем образ, положенный в основу слова. Связь названий и предметов, явлений окружающего мира раньше хорошо осознавалась. Сейчас она вскрывается лишь путём реставрирования первоначальных значений.
4.1. Тренировочное упражнение.
Учащиеся работают над упражнением, пользуясь этимологическими словарями для школьников. Приведём примерные ответы учащихся.
Слово черепок означает «обломок разбитого керамического изделия». Оно образовано от слова череп со значением «глиняная посуда».
Слово бояре образовано от существительного бой – «битва, сражение». Слово имело первоначальное значение «воин».
4.2. Заполнение таблицы.
Учитель: Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова. В первом столбике таблицы даны слова: оранжевый, территория, ангина, гранит, помидор, депутат . Чтобы убедиться в том, что эти слова заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова. Полученные данные запишем во второй столбик таблицы. В третий столбик запишем значение заимствованного слова в русском языке.
Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы.
Вывод : первичный образ, положенный в основу слова и выявленный с помощью этимологии, помогает лучше понять современное значение слова.
4.3. Сообщение ученика.
Учитель: Часто этимологические словари помогают выяснить, что иногда очень разные по значению слова являются родственными по происхождению. Заслушаем сообщение, которое было подготовлено к сегодняшнему уроку.
Древнее значение глагола внушить – «услышать». Он образовался от сочетания вън уши ( вън – древний вариант предлога и приставки в- ), т.е. внушать – «вводить, вставлять в уши». Привычное для нас значение «убедить» развилось только к началу XIX века.
Слово врач образовано от слова врать – «говорить». Первоначальное значение – «заговаривающий, волшебник». Так получилось, что у слова врать значение стало развиваться, так сказать, в сторону ухудшения, а у слова врач – в сторону улучшения. В русских диалектах встречается врач «обманщик, лгун».
Слово обаяние образовано от глагола обаять – «околдовать словами», которое, в свою очередь, образовано от глагола баять – «говорить». Первоначально обаяние – «колдовство словами, состояние околдованного словами». Слово басня также образовано от глагола баять – «говорить». Его первоначальное значение – «сказка, рассказ».
4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски.
Приведём примерные ответы.
Висок (ср. висеть) первоначально означало «висящая прядь волос».
Подол возникло на основе сочетания по долу, т.е. по низу; длань – ладонь, т.е. низ. Кстати именно значение «долина, низина» (наряду с низ юбки) было в древнерусском языке и до сих пор есть в современных русских народных говорах.
Вывод : этимология помогает выявить общее между словами, которые в современном русском языке не являются родственными.
4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы.
Учитель: В слове коварный м ы видим орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Для того чтобы узнать, какой гласный мы напишем в корнях этих слов, обратимся к их происхождению. С помощью этимологического словаря подберём к слову коварный исторически родственные слова, которые помогут нам узнать их правописание.
Приведём примерные ответы учеников.
Вывод : этимология даёт нам возможность не только узнать происхождение слова, но и во многих случаях понять, почему слово пишется так, а не иначе.
V . Подведение итогов урока.
Таким образом, этимология и этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять его написание. Я думаю, что теперь вы будете часто обращаться за помощью к этимологическим словарям, и надеюсь, что тайны, которые таят в себе слова, станут доступными вам.
Создать презентацию, иллюстрирующую историю происхождения интересующего вас слова. При выполнении домашнего задания необходимо обращаться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова и «Школьному этимологическому словарику».
Конспект урока по русскому языку «Этимологический анализ слов»
ФИО учителя _______________________________________Дата_______
Тема урока . Р.р. 7. Этимологический анализ слов.
Цель урока: познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов.
— познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря;
— формировать у школьников навыки работы с этимологическими словарями, формировать умение применять сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;
— воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.
1. Организационный момент.
Постановка перед школьниками учебной задачи. Раскрытие цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверка домашнего упражнения, чтение «по цепочке».
3. Объяснение нового материала.
Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе? Пытались ли вы узнать, откуда произошли слова: торжество, богатый, зима, волейбол, зеркало? Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над этим, ведь все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари. Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?
Существует специальная наука – этимология, которая возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения.
Из этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был раньше его морфемный состав, какие слова являются ему родственными. Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский язык, когда и из какого языка пришло к нам. В этимологических словарях показывается возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. В них, как в зеркале, отражается история языка и культура народа-носителя языка.
Сможете ли вы ответить, откуда произошло слово медведь? Почему этот зверь назван именно так? Рассмотрим этимологию этого слова.
Дело в том, что наши предки почитали это животное, очень боялись его и даже старались не упоминать его имя. Поэтому они придумали для него иносказательное название медведь. Это слово было первоначально сложным. Оно было образовано от слова мёд, которое в древности имело основу медв-, и корня глагола есть. Слово медведь означало «тот, кто ест мёд». Славяне очень часто сталкивались с проявлениями этого качества косолапого зверя. Нередко медведь разорял ульи или опережал людей в поисках дикого мёда.
В чём же состоят особенности этимологического словаря?
Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?
Учащиеся находят в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского и др. словарные статьи к слову запанибрата и зачитывают их.
1. Запанибрата, нареч. (разг.). Слишком бесцеремонно, фамильярно. Быть запанибрата с кем-нибудь.
2. Запанибрата. Собственно русское. Возникло путём сращения в одно слово предлога за с вин. пад. слова панибрат – «ровня», «друг», заимствованного из польского языка.
Вывод: в статьях толкового словаря объясняется современное значение слова. В статьях этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.
Учащиеся делают запись в тетради.
Особенности этимологического словаря:
1. Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.
2. Множество толкований слова, наличие нескольких версий.
3. Большая роль автора, составителя словаря.
IV . Закрепление материала.
Учитель: Как же может нам пригодиться этимологический словарь в школьной практике? Чем может помочь?
Этимологический словарь способствует глубокому раскрытию значений слов. Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет, получивший наименование, был назван так, а не иначе. Таким образом, мы выявляем образ, положенный в основу слова. Связь названий и предметов, явлений окружающего мира раньше хорошо осознавалась. Сейчас она вскрывается лишь путём реставрирования первоначальных значений.
4.1. Тренировочное упражнение.
Учитель: Попробуем с помощью этимологического словаря выявить образы, положенные в основу слов: кольчуга, черепок, дотла, насекомое, бояре, дремучий. Для этого определим современное толкование значения слова, слово-источник происхождения, первоначальное значение слова.
Учащиеся работают над упражнением, пользуясь этимологическими словарями для школьников. Приведём примерные ответы учащихся.
Кольчуга названа так потому, что её делали из колец. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Слово образовано с помощью суффикса –уга- от слова кольцо.
Слово черепок означает «обломок разбитого керамического изделия». Оно образовано от слова череп со значением «глиняная посуда».
Наречие дотла означает «без остатка, до основания (преимущественно о том, что сгорело)». Оно образовано от слова тло, что означало «дно, пол, основание».
Для слова насекомое будет родственным слово насечки. Животное названо по насечкам, которое делят тело на части и характерны для данного вида животных.
Слово бояре образовано от существительного бой – «битва, сражение». Слово имело первоначальное значение «воин».
Слово дремучий в выражении дремучий лес означает «густой, тёмный, труднопроходимый». Оно образовано от глагола дремать. Первоначально выражение дремучий лес означало «никем не потревоженный в своём сне лес».
4.2. Заполнение таблицы.
Учитель: Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова. В первом столбике таблицы даны слова: оранжевый, территория, ангина, гранит, помидор, депутат. Чтобы убедиться в том, что эти слова заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова. Полученные данные запишем во второй столбик таблицы. В третий столбик запишем значение заимствованного слова в русском языке.
Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы.
Вывод: первичный образ, положенный в основу слова и выявленный с помощью этимологии, помогает лучше понять современное значение слова.
4.3. Сообщение ученика.
Учитель: Часто этимологические словари помогают выяснить, что иногда очень разные по значению слова являются родственными по происхождению. Заслушаем сообщение, которое было подготовлено к сегодняшнему уроку.
Ученик: Определим с помощью этимологического словаря общее в значении слов: внушать – ухо, врач – врун, обаяние – басня. Для этого найдём источник происхождения первого слова и толкование его первоначального значения.
Древнее значение глагола внушить – «услышать». Он образовался от сочетания вън уши (вън – древний вариант предлога и приставки в-), т.е. внушать – «вводить, вставлять в уши». Привычное для нас значение «убедить» развилось только к началу XIX века.
Слово врач образовано от слова врать – «говорить». Первоначальное значение – «заговаривающий, волшебник». Так получилось, что у слова врать значение стало развиваться, так сказать, в сторону ухудшения, а у слова врач – в сторону улучшения. В русских диалектах встречается врач «обманщик, лгун».
Слово обаяние образовано от глагола обаять – «околдовать словами», которое, в свою очередь, образовано от глагола баять – «говорить». Первоначально обаяние – «колдовство словами, состояние околдованного словами». Слово басня также образовано от глагола баять – «говорить». Его первоначальное значение – «сказка, рассказ».
4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски.
Учитель: Рассмотрим группы слов: завтрак – утро, висок – висеть, подол – долина. В данных словах выделим корень. Можем ли мы считать их родственными с современной точки зрения? Нет. Однако эти слова являются родственными по происхождению. Для того чтобы доказать их общность, найдём исторические корни в каждой паре слов, обращаясь к этимологическому словарю.
Приведём примерные ответы.
Завтрак образовано от за утра, утро с помощью суффикса – ок. У изменилось в в, -ок изменилось в –ак под влиянием аканья.
Висок (ср. висеть) первоначально означало «висящая прядь волос».
Подол возникло на основе сочетания по долу, т.е. по низу; длань – ладонь, т.е. низ. Кстати именно значение «долина, низина» (наряду с низ юбки) было в древнерусском языке и до сих пор есть в современных русских народных говорах.
Вывод: этимология помогает выявить общее между словами, которые в современном русском языке не являются родственными.
4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы.
Учитель: В слове коварный мы видим орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Для того чтобы узнать, какой гласный мы напишем в корнях этих слов, обратимся к их происхождению. С помощью этимологического словаря подберём к слову коварный исторически родственные слова, которые помогут нам узнать их правописание.
Вы разделены на группы. Каждой группе предлагается проблема для самостоятельного исследования. С помощью этимологического словаря необходимо подобрать исторически родственные слова к словам печаль, запятая, колесо, текстильный, которые помогут проверить их правописание.
Приведём примерные ответы учеников.
Слово печаль. Орфограмма «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». С помощью этимологии выявляем, что слово печаль происходит от древнего слова печа – «забота» и буквально означало «то, что жжёт». Печаль – печа. В корне пишем е.
Слово колесо восходит к древнему славянскому слову коло «круг, колесо». Древний суффикс -ес- сейчас ещё в существительных телеса, небеса, словеса (когда-то это были формы множественного числа от тело, небо, слово). Колесо – коло. В корне пишем о.
Слово текстильный. Слово заимствовано из французского языка. Французское texte восходит к латинскому textum «ткань». К этому же слову восходит слово текст, которое первоначально означало «сотканное», а затем получило значение «связь», «стиль», «слог». Текстильный – текст. В корне пишем е.
Вывод: этимология даёт нам возможность не только узнать происхождение слова, но и во многих случаях понять, почему слово пишется так, а не иначе.
V . Подведение итогов урока.
Таким образом, этимология и этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять его написание. Я думаю, что теперь вы будете часто обращаться за помощью к этимологическим словарям, и надеюсь, что тайны, которые таят в себе слова, станут доступными вам.
Создать презентацию, иллюстрирующую историю происхождения интересующего вас слова. При выполнении домашнего задания необходимо обращаться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова и «Школьному этимологическому словарику».
Этимологический анализ на уроках русского языка как способ формирования языковых компетенций
Этимологический анализ на уроках русского языка как способ формирования языковых компетенций
Рыбина марина Владимировна, учитель русского зыка и литературы
Старохмелевского филиала Новоникольской средней школы
Мичуринский район, Тамбовская область
Этимология, являясь разделом языкознания, представляет собой важное научное направление сравнительно-исторического языкознания не только для понимания семантического наполнения отдельного слова, но и для понимания значения текста и его комплексного анализа. В практике преподавания русского языка по ФГОС в средней школе изучению этимологии слов и выражений не отводятся отдельные учебные часы, этимологии слов и выражений традиционно касаются при работе над темами, в которых рассматриваются виды лексики по происхождению и фразеология, что, безусловно, не даёт возможности педагогу погрузить детей в мир истории слова настолько, чтобы ученики при дальнейшем знакомстве с лексикой могли самостоятельно определять те лексические единицы, которые значимы не только для понимания истории русского языка и родного языка, но и для понимания эволюции языка в его системе значимых коммуникативных единиц и задач, соответствующих исторической остановке и социальному заказу.
На наш взгляд, «беглое» обращение к этимологии слов и выражений на уроках русского языка лишает обучающихся возможности глубокого, осознанного углубления в историю не только родного языка, но и в историю формирования менталитета русского народа, развития его национальной самоидентификации и формирование традиционных языковых концептов, формирующих и отражающих языковую картину мира, отражённую и зафиксированную прежде всего в лексике.
Считаем, что в рамках современного урока не только целесообразно, но и необходимо включать элементы этимологического анализа слов и идиом в практику преподавания русского языка и родного языка, так как современные языки, современная литература активно пользуются словами и выражениями, которые имеют уникальную историю своего происхождения и семантики, знание которых не только может расширить лингвистический кругозор школьников, но и позволит научить их комплексному анализу текста через осознание его скрытых смыслов и умение понимать содержание его художественного замысла.
В практике преподавания русского языка мы активно используем разные группы упражнений, помогающих развивать у детей навыки этимологического анализа и критического мышления. Считаем целесообразно проводить данную работу систематически: можно уделять по 3-7 минут в начале урока данной работе или переключать детей на этимологический анализ слов в течение урока.
Первая группа упражнений включает задания по тексту, содержащему этимологическую справку. Текст требуется прочитать и выполнить задания.
Предлагаем примеры упражнений, которые апробированы на уроках русского языка в 5-8 классах.
2) Прочитайте текст и ответьте, что такое этимология? Древнегреческое слово etymologiia [этюмология] впервые встречается в сочинениях древних философов-стоиков. Происхождение этого слова, его этимологию можно установить без какого бы то ни было труда: греческое etymos [этюмос]означает «истинный, верный», а logos [логос] – «смысл, значение».
1) Познакомьтесь с отрывками из книги Г. Г. Граник и др. «Речь, речь и секреты… ». Докажите, что эти сведения помогают лучше понять и запомнить написание этих слов.
Что можно сделать из плата?
Червяк и десять рублей.
2) Познакомьтесь с отрывком из книги Г. Г. Граник и др. «Речь, язык и секреты… ». Коротко изложите информацию об этимологии слов. Докажите, что эти сведения помогают лучше понять и запомнить написание слов.
Перчатки, напёрсток и наперсник.
Отдельной группой являются упражнения, направленные на подготовку монологического ответа ученика. Задание основано на умении доказывать точку зрения автора высказывания или свою точку зрения по содержанию высказывания. Данные упражнения развивают не только навыки устной монологической речи, но и навыки критического мышления.
1) Прочитайте текст. Используя его, докажите справедливость слов замечательного русского педагога М.А. Рыбниковой: « Найти корень слова – это значит найти его внутренний затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк ».
2) Используя этимологический словарь, докажите справедливость высказывания замечательного русского педагога В.П. Шереметьевского: « Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его ».
3) Объясните, как вы понимаете высказывание выдающегося русского лингвиста И. Срезневского. Подтвердите правильность этой мысли, используя этимологический словарь.
« Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа ». (И. Срезневский)
В работе мы используем упражнения, направленные на обобщение знаний об этимологии: ученикам среднего звена предлагается вспомнить материал, опираясь на ранее изученное:
1) Вспомните, что вы знаете об этимологии. В случае затруднения обращайтесь к словарику лингвистических терминов. Этимологию каких слов вы знаете?
2) Проверьте свою память. Вспомните, что обозначает лингвистический термин опрощение. В случае затруднения обратитесь к книге «За страницами школьного учебника» для 6 класса. Приведите примеры, иллюстрирующие это явление в русском языке.
3) Используя этимологический словарь, подготовьте небольшое сообщение на тему « Язык – это развивающееся явление ».
Для старшего звена подобное задание формулируется таким образом, чтобы учащиеся сами могли вычленить проблемы взаимосвязи языка и культуры порассуждали о необходимости обращения к этимологии слова:
В течение нескольких лет при изучении русского языка вы работали с этимологическим словарём. Какие аспекты проблемы взаимосвязи языка и культуры он помогает раскрыть?
Аргументируйте свой ответ примерами, опираясь на материалы этимологического словаря.
2) В течение всего учебного года вы систематически работали с этимологическим словарём. Какова, по вашему мнению, была цель этой работы? Что нового вы узнали о словах? Какие задания выполняли на основе этих словарей? Этимология каких слов вас больше всего поразила? Докажите на примерах, что информация, содержащаяся в этимологических словарях, выходит за рамки лингвистики и связана с содержанием многих школьных предметов: иностранного языка, географии, физики, химии, биологии, литературы и др. Чем это объясняется? Сделайте выводы.
Следующий тип упражнений развивает любознательность и расширяет лингвистический кругозор школьников. В целом задания направлены на поиск родственных связей современных слов, но и здесь могут быть свои особенности. Активно на уроках в этой связи исполуем упражнения, основанные на подборе слова или слов, этимологически связанных с заданным корнем, например, это может быть латинский корень, корень греческий и т.п., и выполнить дополнительные задания. Данные упражнения мы используем в на уроках в 8-10 классах, поэтому в дополнительные задания основаны на работе с пунктуационным анализом.
1) Попробуйте доказать, что иноязычные слова каждой группы находятся в историческом родстве. Проверьте себя по этимологическому словарю.
1 Телеграмма – телепатия – телескоп – телефон. 2 Филармония – филология –философия. 3 Гладиатор – гладиолус. 4 Дирижабль – дирижер. 6 Кашне – кашпо. 7 Манжет – манера – маникюр – манипуляция – манускрипт – мануфактура.
Познавательны задания, направленные на работу с исчезнувшими словами:
1) Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов. Проверьте себя по этимологическому словарю.
Близный – «близкий»; вель – «большой»; верень – «связка, соединение»; запа – «ожидание»; волшба – «колдовство» (от волхв – «кудесник»); бор – «ограда, забор»; гость – «приезжий купец»; гот – «путешествие, поездка»; борти – «защищать»; лука – «судьба, случай»; лоп – «лист»; махра – «кисть, бахрома»; балдак – «трость, палка»; мекать – «понимать, думать»; перси – «грудь»; перст – «палец»; клобук – «шапка»; ожерло – «горло»; ратник – «воин» (от рать – «войско, война, битва»); увага – «внимание, уважение» (от вага – «весть, тяжесть»), удати – «удачно сделать, выполнить, передать» (от давать, дать).
Есть упражнения, в которых представлена группа слов, и нужно, опираясь на этимологический и толковый словари, установить историческую родственность данных слов:
1) С помощью толкового и этимологического словариков установите, почему данные слова являются исторически родственными. Вывод оформите в виде сложноподчинённого предложения с придаточным следствия.
2) С помощью этимологического словарика докажите историческое родство данных ниже слов. С любыми из них придумайте и запишите два сложных предложения с разными видами связи. Составьте схемы этих предложений.
3) Используя этимологический словарик учебника, докажите, что слова каждой группы являются исторически родственными. Какой этимологический корень их объединяет?
2. Колея, колесо, околица.
3. Напёрсток, перчатки.
4.Впечатление, печаль, печать, печа, пещера.
В следующем типе упражнений этимология связана с орфографией. По заданию необходимо, опираясь на сведения о происхождении слов в этимологическом словаре, объяснить правописание слов:
Составьте и запишите предложения с данными словами. Постарайтесь сделать так, чтобы в каждом предложении было употреблено не одно, а два или несколько слов из данного списка.