Исследование читательских предпочтений городской юношеской библиотеки показало что 55 читают журналы

Проект « Талантливые читатели». Изучение читательского интереса подростков

Проект « Талантливые читатели»

Изучение читательского интереса подростков

Исторический лист 6

Исследование читательского интереса подростков 9

Список использованной литературы 18

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения; в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит падение интереса к литературе.

Отсутствие интереса к чтению является зачастую главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку.

Возродить традиции семейного чтения, создать условия на уроках литературы, в которых формируется интерес к чтению вообще и к конкретным книгам через выявление актуального, значимого для каждого ребенка – желаемые результаты в работе над развитием читательского интереса школьников.

Ч тение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства

От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через нее происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому.

Помочь учащимся осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача и взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), и задача самих учащихся, всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи своей страны.

Мы считаем, что взятая тема для исследования «Изучение читательского интереса подростков» является актуальной в наше время.

Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько он владеет навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами гипотезу

На наш взгляд, современный подросток, сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса. Возможно из- за стремительного развития медиасреды, книге уделяется меньше времени.

В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции.

Низкая читательская активность учащихся, нежелание думать, размышлять над прочитанным текстом.

Снижение статуса чтения среди населения.

1. Изучить читательский интерес подростков 10 – 15 лет;

2. Определить роль библиотеки в формировании читательского интереса;

3. Определить, какую литературу читает современный подросток.

Подростки 10-12 лет

Старшеклассники 13-15 лет

Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие методы и формы познавательной деятельности:

— наблюдение за подростками, приходящими в школьную библиотеку ;

— математические методы обработки результатов исследований;

-Опрос школьного библиотекаря, с целью выяснения читательских интересов учащихся школы

-Проведение акции: « Пополним школьную библиотеку интересной книгой»

— Акция « Книжкина больница»

-Литературная игра-викторина с учащимися средней школы

— материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;

— данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по воспитанию подрастающего поколения и привитию им художественного вкуса;

2. Активность жизненной позиции школьника.

3. Высокая мотивация деятельности.

Итак, мы предполагаем, современный подросток отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса. Для того чтобы это выяснить, мы провели собственные исследования.

2. Исторический лист

Самые читающие страны мира

Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:

1. Индия 10,7 часа в неделю.
2. Таиланд 9,4 часа в неделю.
3. Китай 8,0 часов в неделю.
4. Филиппины 7,6 часа в неделю.
5. Египет 7,5 часа в неделю.
6. Чехия 7,4 часа в неделю.
7. Россия 7,1 часа в неделю.
8. Швеция 6,9 часа в неделю.
9. Франция 6,9 часа в неделю.
10.Венгрия 6,8 часа в неделю.

Что читают в России

Согласно данным председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмилы Нарусовой, если в начале 1990х годов прошлого столетия 79% россиян читали хотя бы одну книгу в год, то в наше время эта цифра снизилась до 63%. В 1970е годы регулярно детям читали в 80% семей, сегодня только в 7%. С 1991 по 2011 год доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% до 28%.

Мало читающие граждане России больше интересуются легким чтением на повседневные темы (37%), а лишь потом художественной литературой (29%), литературой по специальности (21%); публикациями, связанными с различными хобби (18%); публикациями на общественнополитические и экономические темы (16%); учебной и справочной литературой (14%), научнопопулярными текстами (10%) и религиозными (5%).

Источник

Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы

Исследование читательских предпочтений городской юношеской библиотеки показало что 55 читают журналы. Смотреть фото Исследование читательских предпочтений городской юношеской библиотеки показало что 55 читают журналы. Смотреть картинку Исследование читательских предпочтений городской юношеской библиотеки показало что 55 читают журналы. Картинка про Исследование читательских предпочтений городской юношеской библиотеки показало что 55 читают журналы. Фото Исследование читательских предпочтений городской юношеской библиотеки показало что 55 читают журналы

Рубрика: Русский язык

Дата публикации: 09.03.2016 2016-03-09

Статья просмотрена: 1421 раз

Библиографическое описание:

Бархатова, Е. И. Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы / Е. И. Бархатова, С. Г. Саратцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 1-7. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/331/ (дата обращения: 24.12.2021).

В XXI веке во всём мире отмечают снижение читательской активности школьников и взрослых людей. В результате развития современных цифровых информационных технологий уходят на второй план печатные издания и книги. С одной стороны, электронные книги становятся более доступными для школьников, но, с другой стороны, потребность в чтении книги в последние годы стала уменьшаться. Получение информации через видеофильмы, глобальную информационную сеть «Интернет» нередко заменяет чтение книг. Популярные журналы для детей и подростков получают у школьников приоритет, за счёт интересной и жизненно важной для них информации [3, 4].

Многие направления современной литературы включают описание фантастических миров, нереальных событий и уносят читателя в мир иллюзий и вымысла. Необычные приключения детей в таких книгах, безусловно, привлекают внимание школьников, а произведения, описывающие исторические события, личности, сложные жизненные ситуации пользуются меньшим вниманием подростков [2].

Эти проблемы современности волнует всё мировое сообщество. Недаром 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. В 2005–2008 году в России Аналитическим центром Ю.Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям было проведено общероссийское исследование по проблемам чтения. Данные исследований показали, что ситуация с чтением в нашей стране становится хуже с каждым годом. Так, в 2005 году только треть населения России (37 %) не читала книг вообще, а в 2008 году результаты опроса показали, что в России уже 46 % не читающих людей разного возраста. К сожалению, Россия в последнее десятилетие отнесена к стране с низкой читательской активностью, особенно среди школьников [5].

Читательская активность — это наличие у человека читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений, которые формируются «лишь в процессе и под влиянием самостоятельной, свободной от мелочного контроля и опеки деятельности. что всегда предполагает наличие вариантов, между которыми можно и нужно выбирать». Читательскую активность считают безграничным ресурсом, который можно и нужно приумножать для совершенствования и развития современного общества [5].

Признаками читательской активности являются: частота чтения (читает ли каждый день или несколько раз в неделю, делает это регулярно или от случая к случаю); его длительность; виды чтения (свободное — ребёнка не принуждают к чтению, он читает много, с удовольствием, полупринудительное — ребёнок читает с удовольствием, но не по собственному желанию, а по рекомендации взрослого, принудительное — ребёнок читает книгу, потому что это надо для урока, не получая от чтения удовольствия); читательские потребности и мера их удовлетворения (есть ли у ребёнка внутренняя потребность взять книгу, открыть её, прочитать, как часто она возникает); читательские предпочтения (книги каких жанров предпочитают, объём книги, наличие или отсутствие иллюстраций, размер шрифта); обстоятельства чтения (место, окружение, сопутствующие чтению занятия); частота и регулярность посещения библиотеки, книжного магазина; частота и объемы межчитательских обменов; динамика читательского поведения (оценка и самооценка); продолжение/прекращение комплектования домашних библиотек; численность прочитанных произведений (в начале и конце педагогического воздействия); динамика текущих оценок по литературе [1, 5]. В процессе формирования и повышения самостоятельной читательской активности школьников педагоги стараются опираться на личностно-ориентированный подход, который предполагает взаимодействие учителя, родителей и сотрудников библиотек с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности [6]. Описанные проблемы определяют актуальность изучения темы, которая требуют выяснения причин, разработки мер по улучшению читательской активности школьников и увеличению роли книги и чтения в жизни подрастающего поколения.

Цель исследования изучить особенности читательской активности и литературные предпочтения семиклассников общеобразовательной школы.

Методы иметоды исследования. Проведено исследование читательской активности и анализ литературных предпочтений у 26 учеников 7 класса МАОУ СОШ № 98 г. Челябинска в 2015–16 году. Для сравнения показателей читательской активности и литературных предпочтений среди школьников были выделены две группы. В первую вошли 18 девочек, а во вторую были включены 8 мальчиков 7 класса. Средний возраст школьников составил 12,8 (девочки) — 12,9 (мальчики) лет.

Сравнение литературных вкусов и читательской активности было произведено с помощью оригинальной анкеты, разработанной авторами в процессе исследования. Анкета содержала следующие вопросы с вариантами ответов по интересующим направлениям наших исследований:

После получения результатов анкетирования был проведён анализ полученных ответов школьников и их сравнение в выделенных двух группах мальчиков и девочек. Статистический анализ данных производили путём расчёта критерия хи-квадрат с использованием программного обеспечения Excel 2010. Уровень значимости отличий показателей в группах был принят менее 5 %.

Результаты исследования. При выборе любимого рода литературного произведения 50 % девочек и 63 % мальчиков не смогли ответить на вопрос

Похожие статьи

Электронные ресурсы — современный инструмент формирования.

Читательскую активность считают безграничным ресурсом. Возможно, используя иллюстрации или яркую обложку, будет легче привлечь внимание подростка к книге, а это позволит расширить и сформировать правильный читательский круг и привить любовь к серьёзной литературе.

Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской. »

В статье представлены краткие сведения о проведении эмпирического исследования на базе МБОУ Соленоозерная СОШ № 12 «Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской грамотности» младших школьников».

Формирование читательской культуры младших школьников на.

Важным средством формирования читательской культуры у младших школьников являются литературные игры, которые помогают глубже

К вопросу о сформированности читательской самостоятельности.

Приведём примеры проверки уровня развития читательской самостоятельности младших школьников.

Веб-квесты как средство формирования читательской.

Перед педагогами начальной школы стоит сложнейшая задача – сформировать у младшего школьника умение, желание и устойчивую привычку выбирать и читать различные книги, то есть сформировать читателя-школьника.

Развитие у учащихся интереса к чтению | Статья в журнале.

Для сравнения показателей читательской активности и литературных предпочтений среди школьников были выделены две группы. Возраст, пол. Любимый род литературных произведений (стихи, проза, не могу ответить).

Методические способы формирование читательского интереса

Уровень читательского интереса среди подростков и школьников среднего возраста

Проблемами изучения чтения и читательских умений занимались многие исследователи

Для воспитания грамотных детей необходимо зародить в них интерес к книгам и показать, что.

Чтение для сельских школьников: предпочтения, проблемы.

Методические способы формирование читательского интереса. Уровень читательского интереса среди подростков и школьников среднего

Особенности литературных предпочтений и читательской. Любимая книга. Используемые источники книг для чтения (школьная или.

Влияние детско-родительских отношений на формирование.

В систему учебной деятельности должна быть включена и работа по формированию интереса к чтению у младших школьников, по

На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

Источник

Статья на конференцию ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ

ИЗУЧЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ

Богданов Н., Кожевников С.

Научный руководитель: Явгастина Д.Р.

Мы считаем, что взятая нами тема для исследования «Изучение читательского интереса подростков» является актуальной в наше время.

Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько он владеет навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами гипотезу:

«Действительно ли современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса. Действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге».

Объект исследования: подростки, учащиеся Гуманитарно-технического техникума, 16-18 лет.

Предмет исследования: данные анкетирования.

Изучить читательский интерес подростков 16-18 лет;

Обозначить черты, характеризующие старую и новую модели чтения, для обозначения приоритетов в чтении подростков;

Определить роль современной медиасреды в формировании читательского интереса;

Определить, какую литературу читает современный подросток.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие методы:

— наблюдение за подростками на уроках литературы;

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;

— данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по воспитанию подрастающего поколения и привитию им художественного вкуса;

— помогут в написании творческих работ.

Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умения работать с информацией, но и многое другое. Однако и сегодня в основе грамотности, как и её фундаментальная основа, лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах. 2015 год объявлен в России годом литературы.

В последние десятилетия проведено только одно масштабное международное исследование, в котором Россия впервые приняла участие, но результаты так и не стали достоянием широкой общественности. В нём оценивались грамотность учащихся в чтении, математике и естественных науках. Акцент был сделан на навыках чтения. Среди 32 индустриально развитых стран Россия заняла 28 место. Конечно, мы можем говорить, что эти тесты недостаточно адаптированы к нашим особенностям, но, тем не менее, сегодня мы стоим перед острой необходимостью понять, что же сегодня происходит в чтении подрастающего поколения. Понять для того, чтобы срочно принять меры.

Как может ребенок поддерживать свои навыки чтения, если по данным ВЦИОМ 34% взрослого населения России уже не читает. Здесь можно говорить о том, что статус чтения 20-40 лет назад был гораздо выше, что обуславливается причинами, о которых мы будем говорить ниже. Итак, мы предположили, что современный подросток отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса. Для того чтобы это выяснить, м ы провели собственное исследование. Мы провели анкетирование в четырех группах первого курса Гуманитарно-технического техникума. Всего исследованием было охвачено 94 человека. Первый вопрос анкеты «Читаете ли вы книги (любые, хотя бы иногда)?».

1. Читаете ли Вы книги (любые, хотя бы иногда)?

2. Если Вы не читаете книги, то почему?

б) нет времени, потому что есть более интересные занятия

в) нет времени, т.к. учусь / работаю

нет времени, потому что есть более интересные занятия

нет времени, т.к. учусь / работаю

Так как большинство опрошенных читают книги, многие не ответили на данный вопрос. Респонденты среди тех, кто не читает, в основном, ссылались на нехватку времени (24%), некоторые считают чтение скучным (18%).

3. Если Вы читаете, то почему?

а) потому что нравится

б) потому что надо по учебной программе

в) потому что хочу казаться умным

г) потому что родители заставляют

а) потому что нравится

б) потому что надо по учебной программе

в) потому что хочу казаться умным

г) потому что родители заставляют

Подавляющее большинство ответили, что читают, потому что нравится (60%), либо этого требует учебная программа (21%).

4. Книги каких жанров Вы читаете чаще всего?

Источник

Исследовательская работа «Изучение читательских интересов и ценностных ориентаций школьников.»

Изучение читательских интересов и ценностных ориентаций школьников

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Глава 1.Динамика читательских предпочтений

Глава 2.Чтение периодических изданий

Глава 3.Информационная культура школьников

Глава 4.Ценностные ориентации школьников

Список использованной литературы

Невозможно представить жизнь без книги. Она сопутствует человеку с младенчества и глубокой старости. Первые попытки подойти к чтению и читателю как к научной проблеме были сделаны почти полтора столетия назад. История изучения чтения и читателей в дореволюционной России исследована ученым Б. В. Банком. Н. Г. Чернышевский предпринял попытку проанализировать состав читательской аудитории журнала «Современник». Масштабы этого исследования были небольшими, но оно позволило сделать интересные для того времени наблюдения о зависимости чтения от условий социально-экономической жизни и о росте интереса к печатному слову.

Среди дореволюционных работ, посвященных исследованию этой темы, важное место занимают труды Н. А. Рубакина. Он впервые дал наиболее обстоятельную картину состояния книжного дела в России и высказал ряд прогрессивных идей об использовании книжных богатств в интересах просвещения народа. В 1895 году вышел в свет капитальный труд Рубакина «Этюды о русской читающей публике». Эту книгу можно считать одной из лучших работ по вопросам изучения читателей.

В наше время складываются новые направления в исследованиях аспектов чтения. Читающий ребенок – надежда на хорошее будущее России. Что значит чтение для современных подростков? Какие у них ценности и идеалы жизни? Ответы мы попытались получить, проведя специальное исследование среди учащихся школы №15, с 4 по 11 класс, всего в исследовании приняло участие 516 человек. Цель заключалась в том, чтобы выявить уровень кругозора и степень начитанности учащихся.

Глава 1. Динамика читательских предпочтений

Как относятся к чтению учащиеся старших классов? Что они думают по этому поводу?

Респондентам было предложено выбрать один из вариантов ответа, соответствующего их отношению к чтению.

Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 «Как ты относишься к чтению» (в % к числу опрошенных)

Люблю читать, но не хватает времени

Когда отдыхаю, люблю почитать что-нибудь легкое,

Мне нравится читать, много читаю

Читаю только для подготовки уроков

«Кто ты − окрыленный чтением или приговоренный к чтению». Такой вопрос был задан одиннадцатиклассникам. Согласно данным исследования, наблюдается снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения. Смотри таблицу 2.

Таблица 2 (в % к числу опрошенных)

Читают, если задано в школе

При ответе на вопрос «Какую книгу ты сейчас читаешь или недавно прочел» исследуемая группа была выделена не по возрасту, а по году обучения: 5, 7, 9 классы. Результаты опроса свидетельствуют, что сегодня дети читают различную литературу. Это можно проследить по данным таблицы 3.

Таблица 3 «Какую книгу ты сейчас читаешь или недавно прочел» (в % к числу опрошенных)

О природе, о животных

Первое место в шкале читательских интересов у 5, 7 классов занимает приключенческая книга, фантастика и детектив. У этой литературы есть ряд общих характеристик: динамичность и напряженность действий, загадочность и непредсказуемость сюжетных поворотов.

Данной тематике отдают предпочтения 5-й (62,5%) и 7-й (41,6%) классы. С возрастом растет доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (9-й класс−63,6%). Сказки привлекают главным образом младших школьников (37,5%). Низким оказался интерес к литературе о науке и технике, по истории, о войне, о природе и животных у учащихся 9-х классов. И, к сожалению, только 30% учащихся школы пользуются энциклопедиями.

Мотивацию чтения можно проследить по таблице 4.

Таблица 4 «Мотивация чтения» (в % к числу опрошенных)

По школьной программе

Понравились картинки, обложка

Ведущий мотив «интересно». Его назвали 87,5% в 5-х классах, 86,1% в 7-х. У 9-х классов мотив «интересно» уходит (45,4%), его заменяет «читаем по школьной программе» (54,5%).

Детство и отрочество – это также периоды в жизни человека, когда читательские интересы и предпочтения еще только формируются, поэтому не маловажную роль для детей в выборе книг имеет мнение окружающих их людей. Во всех классах мотив «рекомендовали родители» опережает мотив «рекомендовал учитель». Совет друга при выборе книг остается значимым лишь в 5-м (20,8%) и 7-м (25%) классах.

В 11 классе был проведен опрос на тему «Ваше самое любимое и нелюбимое произведение». Итоговым результатом социологического исследования читательских предпочтений явилось определение 10 самых популярных и нелюбимых произведений.

Самые любимые произведения

1. Куприн А. «Олеся» 19,7%

2. Толстой Л. «Война и мир» 14%

3. Достоевский Ф. «Преступление и наказание» 14%

4. Пушкин А. «Евгений Онегин» 11,2%

5. Булгаков М. «Мастер и Маргарита» 11,2%

6. Ахматова А. Стихи 11,2%

7. Цветаева М. Стихи 9,8%

8. Воинич Э. «Овод» 7,2%

9. Горький М. «Старуха Изергиль» 7,1%

10. Горький М. «На дне» 7%

Самые нелюбимые произведения

1. Толстой Л. «Война и Мир» 30,9%

2. Горький М. «На дне» 14%

3. Гоголь Н. «Мертвые души» 11,2%

4. Достоевский Ф. «Преступление и наказание» 8,4%

5. Гумилев Н. Стихи 8,3%

6. Гончаров И. «Обломов» 7%

7. Булгаков М. «Мастер и Маргарита» 5,6%

9. Гоголь Н. «Ревизор» 4,1%

10. Блок А. «Двенадцать» 3%

Как видим, мнение по нескольким произведениям у учащихся не совпадают. К сожалению, названы были произведения только по школьной программе, хотя такая цель при опросе не ставилась.

На вопрос «Случалось ли в вашей жизни, чтобы книга повлияла на понятие, какого – либо важного решения?» отвечали учащиеся 6-х классов. Цель была выявить влияние книги на решение важных жизненных проблем. Полученные ответы показали, что у 57,1% опрошенных подростков были случаи, когда именно книга помогла в жизни, называлась, например «Библия» и книги о животных. У 42,8% такого в жизни не случалось. По мнению самих детей, многие книги обладают библиотерапевтическим эффектом.

Чтобы выяснить отношение к чтению в свободное время, было проведено исследование в 5, 7, 9 классах. Результат представлен в таблице 5.

Таблица 5 «Как ты проводишь свое свободное время» (в % к числу опрошенных)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *