Исследование личности дошкольника затруднительно по причине того что
Диагностические методики развития личности дошкольника.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Развитие сознания дошкольников находится на сравнительно низком уровне развития. В это вкладывается следующий смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качества и не в состоянии дать правильную оценку своего поведения. Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.
Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, имеют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.
Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.
Детям в возрасте от четырех до шести лет можно уже предлагать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на адекватную самооценку. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что самооценочные возможности ребенка данного возраста все же не безграничны.
В связи со сказанным при проведении личностной и поведенческой психодиагностики детей дошкольного возраста рекомендуется чаще обращаться к методу внешней, экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оценкам можно добавлять самооценку ребенка, но все же больше доверять суждениям взрослых о нем.
Есть определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа в данном возрасте. Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего применять нельзя.
Для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии и поведения, которые ребенок-дошкольник еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях в дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно разъяснить ребенку.
Методика «Запомни и воспроизведи рисунок»
Методика «Запомни и воспроизведи рисунок» предназначена для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.
Предполагается, что стремление к достижению успехов зависит от наличия у ребенка особой потребности в достижении успехов, а также от ряда других, функционально и генетически связанных с данной потребностью индивидуальных качеств личности, таких, как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д.
Потребность в достижении успехов не является врожденной, она складывается и формируется в дошкольном детстве, в ранние годы и к моменту поступления ребенка в школу может стать довольно устойчивой чертой его личности. Уже в 5-6-летнем возрасте индивидуальные различия детей по степени развитости этой потребности бывают довольно значительными. От этих различий, в свою очередь, зависит дальнейшее развитие ребенка как личности, так как дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте, чем те, у кого эта потребность слабая или доминирует противоположное ей стремление — избегания неудач.
Ребенку последовательно показывают две картинки с изображениями, каждую — на 1 мин.
За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы за тем, уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, — (14 см × 14 см).
Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов. Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.
Общая сумма баллов, набранная ребёнком в процессе анализа его рисунков, является количественным показателем уровня развитости у него потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач.
Если эта сумма, полученная путём алгебраического сложения баллов, оказалась положительной, то говорят, что у ребёнка потребность в достижении успехов доминирует над потребностью избегания неудач, и степень доминирования выражается соответствующим числом положительных баллов.
Если же окончательная сумма оказалась отрицательной, то делается вывод о том, что у данного ребёнка преобладает стремление к избеганию неудач.
В первом случае от ребёнка можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов.
Во втором случае ожидается противоположно направленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или её потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причём соответствующие отрицательные тенденции всякий раз у данного ребёнка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.
Методика «Выбери нужное лицо» методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.
Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 × 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.
Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.
Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.
Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они представлены в методике, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания: например, к рис. 33. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков:
По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы: Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.
Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.
В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка.
Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ у ДОШКОЛЬНИКОВ
Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего применять нельзя.
В распоряжении детского психодиагноста остаются или специальные детские варианты проективных тестов наподобие описываемых далее методик для изучения мотива достижения успеха и тревожности, или метод экспертов, при использовании которого в качестве экспертов по отношению к детям-дошкольникам выступают взрослые люди, лично хорошо знающие данного ребенка. Только таким образом мы можем судить о качествах личности ребенка, которые им самим не осознаются и сами еще находятся в процессе развития.
Первая методика предназначена для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов. Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.
Предполагается, что стремление к достижению успехов зависит от наличия у ребенка особой потребности в достижении
Часть I. Психологическая диагностика
успехов, а также от ряда других, функционально и генетически связанных с данной потребностью индивидуальных качеств личности, таких, как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д.
Потребность в достижении успехов не является врожденной, она складывается и формируется в дошкольном детстве, в ранние годы и к моменту поступления ребенка в школу может стать довольно устойчивой чертой его личности. Уже в 5-6-летнем возрасте индивидуальные различия детей по степени развитости этой потребности бывают довольно значительными. От этих различий, в свою очередь, зависит дальнейшее развитие ребенка как личности, так как дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте, чем те, у кого эта потребность слабая или доминирует противоположное ей стремление — избегания неудач.
Методика 26. «Запомни и воспроизведи рисунок»
Ребенку последовательно показывают две картинки с изображениями, представленными на рис. 31 и рис. 32, каждую — на 1 мин.
За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы за-
Рис. 31. Стимульные изображения к Рис. 32. Стимульные изображения к
методике «Запомни и воспроизведи методике «Запомни и воспроизведи
_____ Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста_
тем, уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, — 14 см х 14 см).
Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа, которая подробно описывается далее. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов. Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.
Статья на тему: «Трудности исследования проявлений ребёнка дошкольного возраста»
«Трудности исследования проявлений ребёнка дошкольного возраста»
Проблема познания ребенка, несомненно, — междисциплинарная и является ведущей для широкого спектра наук, изучающих мир Человека.
Принадлежность Человека ко многим системам, целостность как главный признак его жизненного существования определяют сложный инструментарий исследования, изучения, познания личности, субъекта, индивидуальности. Множественность описания феномена человеческого определяет много способов получения знаний и собственно мозаичность самих знаний о человеке.
Сложность познания растущего человека, исследования особого периода дошкольного Детства в жизни человека обусловлена тем, что:
– потенциал ребенка дошкольного возраста во многом еще скрыт и от него самого, и от окружающих. Поэтому познание его носит скорее вероятностный характер, что накладывает особую ответственность на познающего;
– ребенок дошкольного возраста не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных психодиагностических процедурах. О ребёнке и о его возможностях свидетельствуют не его рассказы и зачастую не результаты тестов, а его поведение, результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром. Это делает деятельность исследователя мира ребенка особенно тонкой, требующей высокого мастерства, истинной наблюдательности;
– ребенок дошкольного возраста принадлежит к особому «секретному» миру детства, тайна которого навсегда закрывается для того, кто стал взрослым. Детство — это своя культура, свои отношения, свое мировосприятие. Оценивать их со «взрослых» позиций проблематично, что обусловливает необходимость обязательного владения инструментами интерпретации. Именно компетентный анализ и объяснение фактов определяют постановку «диагноза», который может предопределить всю будущую жизнь ребенка. Особую проблему представляют вопросы исследования и познания ребенка в педагогической науке и практике.
Для педагогики, задачи которой связаны с построением развивающего педагогического процесса, важно ответить на вопросы:
– что и как оценивать в ребенке?
– что делать с результатами этих оценок?
Поэтому поиск этих и других ответов обязательно должен начинаться с выбора методологического подхода. Наличие такого подхода обеспечивает:
− единство философско-педагогических взглядов на ребенка и выбор адекватных им способов (методов, технологий) изучения (диагностики) ребенка;
− целостность способов изучения (диагностики) и способов преобразования (организации педагогического процесса) во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста. Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности позволяет сделать целостным и непротиворечивым процесс познания, понимания, развития и воспитания ребенка в условиях педагогического процесса.
Результаты диагностики показывают, что самооценка детьми субъектных начал довольно высокая. В старшем дошкольном возрасте, помимо перечисленных субъектных параметров, дошкольники определяют, что они способны поставить цель и довести ее до результата, подобрав для этого необходимые средства и способы. Более того, по результатам психодиагностики, дети способны проанализировать полученный результат, дать ему оценку и предложить новые варианты решения поставленных задач. Повышается и коэффициент самостоятельности по мере взросления ребенка. То есть потребность в самостоятельных поступках, действиях, проявлениях у ребенка вырастает абсолютно и является естественной потребностью современных детей. Этот факт обращает на себя внимание, поскольку предыдущее поколение детей в большей степени было сориентировано на процесс и на отсроченный результат. Это не типично для детей XXI века, они сконцентрированы на результате, на его качестве, стремятся достичь его быстро, используя для этого весь арсенал средств и способов деятельности.
Отвечая на вопрос: «Ты можешь делать в группе все, что захочешь?», 83% детей ответили: «нет» или «редко получается так». А отвечая на вопрос: «Если тебе не хочется участвовать в каком-то деле, ты участвуешь?», 97% старших дошкольников ответили отрицательно. Среди желаний, которые загадывали дети, и среди поступков, которые они будут совершать, оставшись без взрослых, обязательно встречаются такие, как:
«загадаю, чтобы посадить дерево; чтобы научиться чему-то; сама буду мыть посуду; наконец-то помою пол; возьму дедушкин молоток и сколочу табурет; буду наводить порядок по-своему; буду заботиться о братике, о маленьких детях в детском саду; буду защищать и лечить животных, ухаживать за ними».
Все вместе это показывает доминирование мира взрослых над детьми, не всегда оправданное подавление активной детской природы.
Взрослые хотят, чтобы уже в дошкольном детстве формировалась ответственность, самостоятельность, инициативность. Можно констатировать явное противоречие между ожидаемым результатом воспитания ребенка и реальным процессом его протекания в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Дошкольники способны и к оценке результата деятельности с позиции удовлетворенности (69%), то есть появляется личная заинтересованность в итогах, которые или приносят удовольствие, или огорчают, расстраивают детей. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о возрастающей субъектности современных дошкольников, определяя тем самым базовые социально-психологические особенности детей нового времени.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методики выявления девиантного поведения
Диагностические методики выявления девиантного поведения у детей дошкольного возраста
Диагностирование особенностей развития и девиантного поведения ребенка дошкольного возраста предполагает многоуровневое изучение его личности, что позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими воспитанниками данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных нарушений или их начальные проявления, установить вид и объем психологической помощи.
С целью более глубокого и точного определения этих причин проводится психологическая диагностика, позволяющая сочетать впечатления и мнения всех специалистов с заключениями, полученными в результате применения психодиагностических методик.
Методы исследования семейной ситуации (могут применяться не только психологом, но и воспитателями и социальным работником, исключая проективные методики, используемые только специально подготовленным психологом):
Схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания представляет собой структурированное наблюдение. Автор Р. В. Овчаровой
Методика отражает основные характеристики семьи, дает определения типового состояния семьи, позволяет оценить эмоционально–психологическую атмосферу в семье. Она удобна и нетрудоемка в использовании.
Анкета позволяет использовать ее для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка. Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка.
Анкета состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям предлагается оценить по пятибалльной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов:
5 баллов – очень высокая;
1 балл – очень низкая;
0 баллов – отсутствие выраженности.
В конце анкеты оценочные баллы суммируются. Анализ суммы и оценок по каждому пункту дает необходимую информацию.
Дошкольное учреждение (номер)___________________
Группа____________ Возраст ребенка______________
Фамилия, имя ребенка____________________________
Названия психических процессов и способностей ребенка
Познавательная активность (вопросы, рассуждения, анализ, синтез)
Память (запоминание, сохранение, воспроизведение)
Эмоциональность, чувственность, выразительность мимики
Речевые особенности (словарь, грамматический строй, звуко–произношение, дикция, интонационная выразительность)
Умение общаться со взрослыми
Умение общаться со сверстниками (успех, лидерство)
Способности к математике, технике
Способности к рассказыванию, к чтению стихотворений (гуманитарные)
Способности к музыке
Способности к изодеятельности
Способности к движениям (физические способности)
Способности к языкам
Умение играть, самостоятельно создавать сюжет, правила игры
Ф.И.О. (взрослого, заполняющего анкету)_______________________
Для диагностики притязаний родителям ребенка предлагается в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкетной таблице по каждому пункту. Таким образом, в данной методике наглядно предстанет разница между родительскими оценками детей и родительскими притязаниями на их развитие.
Внутриличностные проблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания и реальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Чтобы предотвратить негативные последствия, рекомендуется выяснить реальные интеллектуальные и эмоциональные возможности дошкольника.
Методика «Рисунок семьи». Кинетический рисунок семьи Р. Бернса и С. Кауфмана – проективная методика, позволяющая получить большую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка.
Идея использования детского рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, в частности, у Хьюлса В., А. И. Захарова (1982 г.), Н. Кормана (1964 г.), Р. Бернса, С. Кауфмана (1972 г.) и других. Оказалось, что данная проективная психодиагностическая методика (тест) дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации и развитии исследуемого.
Рисунок помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка обстоятельства, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Используя данную методику, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи отражает не только настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по–своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Процедура тестирования состоит из трех частей:
Беседа после рисования.
Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги (формат А 4), набор цветных карандашей (например, черный, синий, коричневый, красный, желтый, зеленый) и стиральная резинка. Проводится психологическая разминка, цель которой — добиться спонтанности (раскованности) обследуемого. Для детей лучше представить процедуру в виде игры.
После разминки проговаривается инструкция. Предложите:
«Пожалуйста, нарисуй свою семью». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких–либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь». Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Необходимо успокоить их, сказать, что здесь не важна красота рисунка.
При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 мин (при групповом выполнении теста время чаще ограничивается в пределах 15–30 мин).
После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа. При этом следует стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
Им весело или скучно (грустно)? Почему?
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный? Почему?
Методы исследования межличностного общения.
Значительную часть информации можно получить от воспитателей. Такие сведения могут быть представлены в письменной или устной форме. Также материалы могут быть получены в процессе консультативной работы с родителями воспитанника. Однако необходимо дополнить полученные сведения специальными методиками, например можно использовать социометрию.
Цель этой методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. В этой методике, на различных сюжетных ситуациях, дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы, свой личностный статус, который поможет им в дальнейшем адаптироваться к жизни в обществе. В заключении при анализе данных методики даны рекомендации воспитателям и родителям для дальнейшего успешного воспитательного процесса. В ходе ее выполнения мы всех детей обследуемой группы в зависимости от симпатии или антипатии «распределяли по двум домам» (серый и красный). Данные по исследованию занесены в сводную таблицу:
Данная методика позволила определить:
отношение каждого ребенка ко всем детям группы;
представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы;
каков в действительности каждый член группы в глазах всех остальных детей (личностный статус ребенка).
Были выделены дети особенно приятные и неприятные для каждого из сверстников; также мы узнали, что именно нравится или не нравится детям друг в друге, выявили аргументы ребенка в защиту «распределения по домам» других детей и многое другое.
Социометрия – методика, направленная на изучение социального статуса ребенка в группе. Методика позволяет оперативно выявить детей с нарушениями межличностного общения и оказать им помощь в адаптации, что, в свою очередь, позволит уменьшить риск развития различных девиаций.
Методики диагностики особенностей личности дошкольника.
Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего применять нельзя.
В распоряжении детского психодиагноста остаются или специальные детские варианты проективных тестов наподобие описываемых далее методик для изучения мотива достижения успеха и тревожности, или метод экспертов, при использовании которого в качестве экспертов по отношению к детям–дошкольникам выступают взрослые люди, лично хорошо знающие данного ребенка. Только таким образом мы можем судить о качествах личности ребенка, которые им самим не осознаются и сами еще находятся в процессе развития.
Для определения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста использовалась методика «Какой Я».
Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка–дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Кроме того, было проведено исследование: « Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми».
Цель: Оценивание коммуникативных и нравственных качеств личности ребенка дошкольника. Качества личности ребенка определялись близкими родственниками (мамами, папами, бабушками, дедушками, старшими сестрами и братьями) и воспитателями данных групп.
1.Добрый ли ребенок?
А) да; Б) нет; В) когда как; Г) не знаю;
2. Внимательный ли ребенок?
9. Жизнерадостный ли?
10. Ответственный ли?
За каждый ответ типа «Да» – 1 балл; «Нет» – 0 баллов; «Когда как» или «Не знаю» – 0,5 балла.
Тест определения уровня тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Тест тревожности – Выбери лицо».
Задачи метода: Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет. Психодиагностический материал включает в себя серию рисунков, каждый из которых представляет некоторую типичную для дошкольника жизненную ситуацию (всего 14 ситуаций). Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах – для мальчиков и для девочек. В процессе тестирования происходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от пола испытуемого.
Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.
Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.
Таким образом, предложенные диагностические методики позволяют сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением: формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение); интеграция индивидуального опыта; совершенствование саморегуляции; повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности; выработка жизненно важных умений; устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения; расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности; » повышение уровня социальной адаптации.
Алиева Т., Детский сад и семья: возможности социального партнерства / А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание, 2011. – № 12. – С. 38–42.
Бихевиоризм. В Кн.: Торндайк Э. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 1988.
Братусь Б. С. Аномалии личности. – М., 1988.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2008. – 400с. (серия Мастера психологии)
Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга – СПб.: Речь, 2009 – 144с.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский; Собр. соч. В 6 т. Т. 4.; под ред. А.В. Запорожца. – М.: Педагогика, 1984. – 112с.
Ганнушкин П.Б. Избранные труды. – М., 1964.
Гозман, Л. Я. Психологические проблемы семьи / Л. Я. Глозман, Е.И. Шлягина // Вопросы психологии, 1985. – № 2. – С. 186–187.
Детская психология: Учебное пособие. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, А.Н.Белоус и др.: под ред Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Мн.:Университетское,1988. – 399с.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: – СПб:Союз, 1997. –224с.
Зманковская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. – СПб. : Питер, 2010. – 352с.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –160 с.
Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.
Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.; Воронеж, 2001.
Менделевич В. Д. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2006, – 288 с.
Менделевич В.Д. Клиническая психология. Практическое руководство. – М.: «МЕДпресс», 1998. – 592 с.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2009. – 187 с.
Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста /Вопросы психологии, 2003. – № 5. – С. 56–67.
Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. Под ред. Т.В. Лаврентьевой.– М.: Новая школа, 1996 г.– 144 с.
Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1998.– 1115 с.
Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. – М., 1979.
Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. – М., 1998.
Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. – М., 1989.
Черников А. Системная семейная терапия. – М., 200