Исследовать познавать и усваивать что либо
познание. А Как называется данная теория
1. Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?»
а) Как называется данная теория?
б) Кто был ее автором?
в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?
«Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?»
а) Что считает Леонардо главным способом познания?
б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ.
ответ:
а)Леонардо считает, что главный способ познания – эмпирический.
б) Путь познания, выбранный Леонардо, является художественным. Так как в высказывании отражается предпочтение познавать мир главным образом через красоту, через художественные образы.
3. Прочтите высказывание Ф. Бэкона:
«Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением и свыше этого он не знает и не может».
а) Какую роль человеку отводит в процессе познания Ф. Бэкон? Должен ли исследователь ждать, когда природа сама себя проявит или он должен активно включаться в научный поиск?
б) Ограничивает ли Ф. Бэкон человеческие возможности в деле изучения природы?
ответ:
а ) роль наблюдателя,
Если человек видит себя только в роли наблюдателя, то он должен ждать,
Но если ему интересно, он хочет понять природу, рассмотреть ее с научной точки зрения, то он должен активно включаться в научный поиск.
б) да («. слуга природы»-должен подчиняться ей, » и свыше этого он не знает и не может»)
4. «Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.
Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…»
а) О каком методе познания идет речь?
б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?
Б) 1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),
2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),
3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),
4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,
5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),
6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).
5. Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона «Знание — сила».
а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством?
б) Какое отношение к природе формирует данный лозунг?
6. Ф. Бэкон придерживался мнения, что «Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее».
а) Какие логические приёмы противопоставляются Ф. Бэконом?
б)Правомерно ли такое противопоставление?
7. «Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии».
а) Согласны ли вы с Бэконом?
б) Почему Бэкон сравнивает свой метод с пчелой?
в) Подтвердите конкретными примерами тесный и нерушимый союз опыта и рассудка в науке и философии.
А) Да, согласна, философия не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме.
В) Катушка тесла, дедуктивный метод познания.
8. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт… Тот способ пользования опытом, который люди теперь применяют, слеп и неразумен. И потому, что они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только теми вещами, которые попадаются навстречу, они обращаются ко многому, но мало подвигаются вперед…»
а) Какой способ познания отвергает Бэкон?
б) Почему опыт является, по Бэкону, лучшим способом получения истины?
9. Ф. Бэкон формулирует понятия призраков, которые встречаются в ходе познания:
«Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей… Назовем первый вид призраков — призраками рода, второй — призраками пещеры, третий — призраками рынка и четвертый — призраками театра».
а) Какое содержание вкладывает Ф. Бэкон в понятие «призрак»?
б) Какой смысл несет в себе каждый из призраков?
в) Какой способ избавления от призраков познания предлагает Бэкон?
10. «Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом» …
Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…
Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…»
а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении?
б) Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум?
в) В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания?
11. Рассмотрите высказывание Р. Декарта:
«В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают другие, или что мы предполагаем о них сами, но что-то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе».
а) О каком методе познания говорится в данном высказывании?
б) Каковы шаги данного метода?
в) Какой критерий истинного знания предлагает Декарт?
г) Против каких ошибок в ходе познания предостерегает Декарт?
д) В чем заключается ограниченность предлагаемого метода познания?
12. Французский философ Р. Декарт считал: «Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно: путем опыта и дедукции… Опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение об одной вещи посредством другой не может быть плохо построено, даже и у умов, весьма мало привычных к мышлению».
а) Какое заблуждение вытекает из высказывания Декарта?
б) На каких основаниях покоится столь высокая оценка дедуктивного метода?
в) Какой способ мышления обнаруживается в высказывании Декарта?
13. Дидро считал, что человека в процессе познания можно уподобить «фортепиано»: «Мы — инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».
а) Что неверно в такой модели?
б) Как рассматривается проблема субъекта и объекта познания в этом процессе?
14. И. Кант замечал в «Критике чистого разума»:
«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».
Правильна ли эта точка зрения?
Ответ:
В работах Канта “критического периода” проблемы теории познания, этики и вопросы о целесообразности в природе были рассмотрены как взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Это, прежде всего, относится к постановке теоретико-познавательных проблем, нашедших свое завершение, согласно кантовской концепции, в эстетике.
15. «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя — это абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значение только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значение познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя, — познание самой сущности как духа…
Всякая деятельность духа есть поэтому постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя».
а) Какая форма гносеологии представлена в данном суждении?
б) Корректно ли сократовский принцип «познай самого себя» расширять до «познания самой сущности как духа»?
16. «Чистая наука, стало быть, предполагает освобождение от противоположности сознания и его предмета. Она содержит в себе мысль, поскольку мысль есть также и вещь сама по себе, или содержит вещь самое по себе, поскольку вещь есть также и чистая мысль.
В качестве науки истина есть чистое развивающееся самосознание и имеет образ самости, что в себе и для себя сущее есть осознанное понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее. Это объективное мышление и есть содержание чистой науки».
а) Проанализируйте данный текст и определите, на каких мировоззренческих позициях стоит автор.
б) Стоит ли автор в теории познания на принципе отражения или принципе тождества бытия и мышления?
17. Однажды Гегель на замечание, что его теории не согласуются с фактами, ответил: «Тем хуже для фактов».
Как соотносится теория и действительность?
18. По образному сравнению В. Гете: «Гипотеза — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание уже готово; они необходимы для разработчика; он не должен только принимать леса за здание».
Против каких ошибок в познании предостерегает Гете?
19. Прокомментируйте стихотворение Р. Тагора «Единственный вход»:
«Мы заблуждений страшимся, мы заперли накрепко дверь.
А истина молвила: «Как же войти мне теперь?»
20. Платон возвестил миру: «Нет большего несчастья для человека, как сделаться мисологом, то есть ненавистником разума…».
Если бы можно было в нескольких словах сформулировать самые заветные мысли Кьеркегора, пришлось бы сказать: самое большое несчастье человека — это безумное доверие к разуму и разумному мышлению. Во всех своих произведениях он на тысячи ладов повторяет: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления, найти в себе смелость «искать истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом».
21. «Варавка умел говорить так хорошо, что слова его ложились в память, как серебряные пятачки в копилку. Когда Клим спросил его: что такое гипотеза? — он тотчас ответил: — Это собачка, с которой охотятся за истиной».
Какие свойства гипотезы определяет герой романа?
22. В курьезах науки имеет место следующий факт. Если докладчик сообщал, что все его экспериментальные результаты прекрасно подтверждают предсказание теории, то физик П. Л. Капица замечал: «Ну что ж, вы сделали хорошее «закрытие». В науке существенный шаг вперед делает тот, кто обнаруживает явление, которое не может быть объяснено в рамках существующих представлений».
Вскрыл ли П. Л. Капица действительное противоречие в научном познании?
23. Существуют пять состояний знания и незнания:
1. когда мы знаем, что знаем
2. когда мы знаем, что не знаем
3. когда мы не знаем, что знаем
4. когда мы не знаем, что не знаем
5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).
Приведите примеры каждого из этих состояний.
Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.
Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.
Познание — это.
Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.
Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.
Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.
Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:
Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.
Формы познания — чувственное и рациональное
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
Познание через чувства включает в себя:
В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.
Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.
Виды познания (научное, творчество, самопознание)
Принято различать 7 видов познания:
В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.
Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.
Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
Методы познания
Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.
Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.
Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!
От информации к знаниям
Анатолий Трушкевич кандидат технических наук, доцент Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета
Из того, что человек приобретает, нет ничего дороже знаний. Овладение знаниями — нелегкий труд, поскольку он сопряжен с самой тяжелой обязанностью: думать. Отношение человека к окружающему миру определяется силой его внутреннего стремления познавать этот мир. Нередко это простое любопытство, которое, слегка удовлетворившись, быстро гаснет. Более высокий уровень — любознательность, любовь к знаниям, когда учеба становиться естественным и радостным делом. Но наиболее яркий, напряженный огонь жажды знаний — природная пытливость души и ума человека.
Дорога к знаниям начинается с первого шага: вначале я узнаю, т.е. вижу, слышу. Формальная система образования приучает человека к мысли, что, увидев или услышав что-либо, он уже овладел новым настолько, что может свободно применить это на практике. В действительности человек только приблизился к знаниям. Необходим второй шаг — я понимаю, т.е. осознаю то, что вижу или слышу. Если информация попала только в мозг, то это еще не знание, а лишь распространенное школьное запоминание с тем, чтобы ответить на вопрос учителя, а там будь что будет. Вот почему информация, воспринятая нами легко, без умственного усилия и без душевного напряжения, с такой же легкостью и покидает нас, забывается, поскольку не стала понятной. Только то становится знанием, что приобретается путем опыта, переживания, осознания. Кроме ума в работу должна включиться и сила воли. Далее следует обязательная практика.
Практика — единственная жизненная цель получения знаний. Если мы только слышим, то забываем, слышим и видим — понимаем изучаемый предмет, но если еще делаем, то знаем и умеем, т.е. владеем предметом. Отсюда очевидно, что обучение может проходить весь названный путь или решать промежуточную задачу. Таким образом, выделяют две цели обучения. Первая — передать знания о предмете, т.е. приобщить к предмету через повествование о нем в виде теорий, принципов, слов, знаков. В настоящее время преобладает именно такая репродуктивная форма передачи знаний. Единственное, до чего поднимается такой тип обучения — это передать набор символов, а также приложить к ним способ действия, определенный алгоритм, как общаться с ними в заданной системе. И пока обучаемому хватает багажа символов и алгоритмов, он это действие выполняет. Повторительные действия ума при репродуктивной форме передачи знаний в виде символов не развивают способность ума вникать в сущность явлений. Человек не заставляет действовать свой ум так, чтобы улавливать сущностную сторону предмета, но видит только безжизненные символы. Реальность же, стоящая за ними, остается для него скрытой.
Вот почему более высокая цель обучения — научить владеть предметом, т.е. обращаться с ним. А это возможно не через разумное восприятие предмета, а обязательное разумно-чувственное его восприятие, когда информация о предмете становится своей, родной и переходит на подсознание. В первом подходе к обучению работает только ум без включения тех областей, которые отвечают за познавательные способности человека. Но чтобы развить эти способности, надо затрачивать чувства и, наряду с умом, сделать их главными помощниками в познании предмета.
В учебе, как в жизни, все усваивается не в приятно-легком созерцании, а только в переживании. Информация, воспринимаемая бесцельно, — это информационный шум. Опыт, практика — это закрепление того, что проникло в сознание, но еще не нашло окончательного места в соответствующей ячейке, т.е. не запечатлелось в ней. В результате практики информация окончательно переходит в наше подсознание и остается с нами навсегда. Сильнейший катализатор в реакции закрепления знаний — положительные эмоции, переживаемая радость в познании мира, радость творческого труда.
Чтобы вместить в себя новые знания, необходимо трудиться. Здесь, как при подъеме на гору, на одном желании без приложения воли не обойтись. И как только мы почувствуем, что начинаем что-то понимать, процесс освоения нового ускоряется. Интерес к делу возрастает по мере познания его.
Истинные знания приобретаются лишь путем напряжения ума, осознания и опыта. И на этом пути нет предела, как нет предела совершенствованию в любом деянии человека. Но здесь, как и во всем, должно присутствовать чувство меры, которое может определяться необходимостью и достаточностью информации для решения конкретной задачи.
На языке мудрости знать — это значит уметь, а понимать — это значит действовать. Тот, кто говорит, что он знает и понимает, а не умеет действовать в своем трудовом дне, в действительности ничего не знает. Спросите себя честно, все ли из того, что в вашем представлении стало для вас знанием, вы можете свободно передать другим или применить на практике.
Незнание и невежество — сходные понятия, но между ними существует граница. Так, неведение излечимо, т.е. легко может быть обращено в ведение, если имеется хотя бы малая склонность к знаниям. Невежество неисправимо, поскольку невежда всегда самомнителен и напыщен, он нетерпим к чужому мнению. Этими «достоинствами» отличаются много читающие, но ничего не усваивающие. Вообще невежды бывают разные: одни — по безграмотности, другие — по учености. Вторые самые опасные, т.к. не признают возражений. Вот почему часто лучше иметь дело с незнающими, но доброжелательными. Мир уважает и ценит образованных людей. Вместе с тем, чем больше человек знает, тем больше мы ждем от него проявления лучших человеческих качеств.
Полезно знать различие и связь между знанием и мудростью, хотя в обыденной речи они часто являются взаимозаменяемыми понятиями.
Знание может быть определено как совокупность человеческих открытий и опыта, т.е. всего того, что может быть классифицировано и анализировано посредствам человеческого интеллекта. Это то, в чем мы умственно уверены и что мы можем экспериментально проверить. Это свод наук и искусств, изучающих формальную сторону вещей.
Мудрость связана с развитием жизни внутри формы, с расширением осознания. Мудрость имеет дело с сутью вещей, а не с вещами как таковыми. Она есть интуитивное восприятие жизни, которое способно отличать ложь от правды и реальное от нереального. Если знание выделяет, разделяет и само по себе объективно, то мудрость сочетает, объединяет и она субъективна. Естественно, что любые знания имеют ценность только тогда, когда ведут к созиданию. По словам М. Монтеня, сказанным более четырех веков назад, кто не постиг науки добра, тому всякая другая наука принесет лишь вред. А еще намного раньше, в другой части света Конфуций заметил, что учение без размышления вредно, а размышление без учения опасно.
О системном подходе
Организованный по натуре человек не согласится жить и работать в условиях хаоса. Он обязательно попытается создать определенный порядок, т.е. такую систему бытия, в которой жизнь будет более здоровой, а труд — более эффективным. Проследим, насколько системный подход к решению различных задач помогает человеку успешнее учиться и работать.
Развитие личности происходит по спирали: восприятие мира — осознание — принятие решений — действие — анализ результатов — новое восприятие — и т.д.
Человек принимает лишь то, что соответствует его сознанию. Если мы задумаемся о причинах наших неудач — это первый признак роста нашего сознания.
Как хочется видеть причины поражения только на стороне, вне нас. Таковые действительно могут существовать, но главные причины всех потерь — в нас самих. Иногда наше даже малое неэтичное проявление может вызвать сильное внешнее противодействие нашей цели. Не ссылаться на помехи в работе, а искать более эффективные способы ее выполнения. Кто хочет работать — ищет способы, кто не хочет — причины. В любом деле может проявиться элемент случайности, но, как говорится, лучший экспромт, тот, который лучше подготовлен.
Анализ факторов, определяющих результаты нашего труда, — лучший путь к реализации своих способностей. Такой анализ начинается с выбора важнейших факторов. Чем больше будет учтено условий, тем больше результаты труда будут соответствовать нашим потенциальным возможностям. Естественно, здесь, как и во всем, должно присутствовать чувство меры.
Поведение человека в учебе — следствие поведения в жизни. Например, организованность и ответственность в жизни обязательно проявляется и в учебе.
Обучение, которое оканчивалось неудачей, проваливалось лишь потому, что в голове обучаемых оставалось состояние беспорядка. По словам К.Д. Ушинского, голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. Хаотическое соединение элементов не поддается изучению до тех пор, пока не будет выбран один элемент, один фактор, один предмет в хаосе, который становится стабильным данным для всего остального. Так образуется ясная для восприятия система.
Любая система знаний построена на выборе какого-то одного данного, на которое ориентированы другие элементы. Это означает, что в обучении сначала надо донести один факт и, только усвоив его, надо идти дальше. Каким бы ни было большим число элементов, образующих систему, оно все равно конечно. Значит, последовательно разбирая работу элементов вокруг одного из них, мы будем постепенно двигаться от беспорядка к порядку. Выбор основного, но единичного — лучший способ исключить обрушение на обучающихся лавины бессистемных сведений и избежать многих ошибок на этом трудном, тернистом пути.
Практически ни одна сложная задача не может быть успешно решена без использования системного подхода. Так, архитектор, проектируя для семьи особняк с приусадебным участком, должен учитывать множество факторов, связанных с воплощением его творческого замысла — начиная от ландшафта и кончая выбором подходящих строительных материалов и техническими возможностями строителей. Даже профессия и экономическое положение заказчика — будущего хозяина дома — архитектором должны быть приняты во внимание.
Естественно, что не все условия всегда взаимодополняют друг друга, между ними могут быть и противоречия. В таком случае из пары или тройки выбирается тот фактор, который более весомо действует на желаемый конечный результат.
Люди любят сложность и ищут в ней глубины мудрости. Глядя зачастую на поверхность вещей, а не в суть их, они прибавляют сложность к сложности и называют это «знанием», в то время как знания — это не сложность, а именно ее отсутствие.
Когда-то А.И. Герцен — один из образованнейших людей России — заметил, что трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. Все сказанное относится и к работе с учебной информацией. Знания начинаются с полного и ясного понимания простых определений. Но как простому, так и сложному человека научить вопреки его желанию невозможно. Можно лишь помочь ему научиться, если он захочет этого сам. Естественно, что, кроме желания, нужна еще самодисциплина и организованность.
Невозможно втиснуть информацию о предмете в ум человека без его желания. Можно только пробудить ответную силу, заключенную в уме, и благодаря взаимосвязи воссоздать форму этого предмета. Информация не внушается, а отображаясь умом, принимается или отвергается.
Действующая система образования в школах и вузах развивает стремление к наибольшему познанию числа различных предметов (об этом свидетельствуют перегруженные информацией учебные программы практически по всем дисциплинам, изучаемым в вузах). Предполагается, что чем больше мы узнаем элементов внешнего мира, тем полнее будут наши знания о нем. А истинная цель образования — знать не как можно больше предметов, а как можно лучше каждый открываемый, познаваемый предмет. Еще великий Платон сказал, что круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Попробуем это объяснить.
Например, я узнал лучше или хуже тысячу разнообразных элементов. Если я начну создавать из них какие-либо системы, то они получатся неустойчивыми, ненадежными, нежизненными. Как известно, надежность любой системы определяется надежностью, а скорее ненадежностью самого слабого звена, и таких звеньев в моем багаже окажется немало. Вот одна из основных причин «рыхлых» знаний у многих школьников и студентов.
А, предположим, я узнал только сто элементов, но подобно тому, как каменщик прекрасно знает свойства каждого кирпича, а именно: его размеры, сопротивление при ударе и изгибе, морозостойкость и водопоглощение. В итоге практически все системы, образованные из известных в совершенстве элементов, будут сами приближаться к совершенству, начиная с их главной функции — надежности. Конечно, в этом случае возможное общее количество создаваемых систем будет значительно меньше, чем у «многознайки», зато надежных, устойчивых, истинных систем будет намного больше.
Как лучше работать с учебной информацией
Любой предмет — это в первую очередь словарь новых терминов. Как в лингвистике без знания словаря не научишься новому языку, так при изучении любой дисциплины в вузе или решении задач на производстве все начинается со знания ключевых, базовых понятий и определений.
Разбирая новый учебный материал, не оставлять ни одного неясного слова. Это и трудно, и для многих непривычно. Зато последующие шаги по информационному полю новой дисциплины или проблемы будут более уверенными и легкими, поскольку приращение информации происходит на базе надежных предыдущих знаний. Новая ветка на дереве с более крепким стволом всегда будет устойчива.
Нет лучшего способа закрепления учебного материала, чем объяснение его вслух с моделированием информации на бумаге в виде формул, рисунков и схем. Речь, зрение и слух объединяются в этот момент с одной целью — осознания и запоминания информации. В шутке: «Объяснял, объяснял и сам понял» — только правда.
Что бы ни сделали — проверьте! Люди чаще совершают ошибки не по причине незнания, а из-за невнимательности и несобранности во время работы.
Чем меньше интервал времени между получением задания и началом его выполнения, тем меньше усилий будет затрачено на работу. Срабатывает поразительный эффект свежей памяти.
По возможности никогда не оставляйте начатое на полпути. Брошенная легкая работа превращается в трудную, а трудная — в невыполнимую. Приступая вновь к заданию, кроме преодоления морального фактора, мы будем вынуждены восстанавливать большой объем исходной информации. Не откладывая, начинайте делать работу сейчас и не делайте ее два раза.
Также смотрите:
При обучении по индивидуальной программе вы можете составить свой учебный план и изучать в удобном темпе те дисциплины, которые вам интересны и нужны.