Исследователь творчества пушкина никишов считает что в сцене поэмы
Исследователь творчества пушкина никишов считает что в сцене поэмы
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 21
«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» [2]
Тема «маленького человека»
и его социальный протест в поэме «Медный всадник».
Начать урок можно с оценки высказывания Белинского, которое вынесено в эпиграф. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?
Актуализируя на уроке понятие «маленький человек», следует повторить его сущность, обобщая характерные черты образов героев литературных произведений, изученных ранее:
Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»).
Как вариант возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа „маленького человека“ в русской литературе XIX в.».
В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.
Вопросы и задания
для характеристики образа Евгения
1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию?
2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»?
4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?
(Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом Он должен был себе доставить И независимость, и честь; служит он всего два года; мог бы Бог ему прибавить ума и денег; с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен (т. е. надолго).)
5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его?
(Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился. не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.)
6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»?
7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?
8. Индивидуальное задание.
Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А. Мицкевича, посвященными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 г.
Часть вторая
1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?
3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?
5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю: «Ужо тебе. », он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин называет его безумцем не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.
7. Индивидуальное домашнее задание. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Первого», «Полтава»).
Итог урока.
Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?
В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, «Что был он беден, что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость, и честь». Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, «страшится. не за себя». Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь «как сон пустой». Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.
Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.
Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные причины. Да, он «захохотал», когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — «Прояснились / В нем страшно мысли». Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать «бессмысленным и беспощадным». Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. (О нем и пойдет речь на следующем уроке.)
1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)
2. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 603. (вернуться)
Составьте к первой части поэмы медный всадник лексический и историко культурный комментарий
Составьте к первой части поэмы медный всадник лексический и историко культурный комментарий
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799 – 1837)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 21
«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» [2]
Тема «маленького человека»
и его социальный протест в поэме «Медный всадник».
Начать урок можно с оценки высказывания Белинского, которое вынесено в эпиграф. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?
Актуализируя на уроке понятие «маленький человек», следует повторить его сущность, обобщая характерные черты образов героев литературных произведений, изученных ранее:
Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»).
Как вариант возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа „маленького человека“ в русской литературе XIX в.».
В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.
Вопросы и задания
для характеристики образа Евгения
1. Составьте к первой части поэмы лексический и историко-культурный комментарий. Как он помогает ее пониманию?
2. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
3. Сопоставьте описание Невы в начале и в середине вступления с описанием разбушевавшейся Невы в первой части. Можно ли согласиться с мыслью Д. Гранина, что в поэме «две Невы»?
4. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?
(Молодой; имя звучит приятно; живет в Коломне; дичится знатных(!); был он беден; трудом Он должен был себе доставить И независимость, и честь; служит он всего два года; мог бы Бог ему прибавить ума и денег; с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен (т. е. надолго).)
5. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его?
(Без шляпы, руки сжав крестом, сидел недвижный, страшно бледный; он страшился. не за себя; отчаянные взоры; он, как будто околдован, как будто к мрамору прикован, сойти не может.)
6. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей»?
7. Какой символический смысл в том, что первая часть заканчивается описанием Медного всадника? Чьими глазами мы видим памятник Петру?
8. Индивидуальное задание.
Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А. Мицкевича, посвященными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 г.
Часть вторая
1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши? Какими способами поэт рисует его душевный кризис?
3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
4. Как вы думаете, сколько времени переживал Евгений свою тяжелую утрату, пока вновь не увидел памятник Петру? Какие детали подчеркивают тяжесть его психологического состояния? Почему описание Медного всадника в середине второй части дается практически в тех же словах, что и в конце первой части?
5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
6. Исследователь творчества Пушкина Ю. М. Никишов считает, что в сцене поэмы, когда Евгений грозит царю: «Ужо тебе. », он не находится в состоянии безумия, а его сознание прояснилось. Пушкин называет его безумцем не из-за потери разума, а за смелый протест против деспотизма самодержавной власти. Подтвердите или опровергните это мнение, используя текст поэмы.
7. Индивидуальное домашнее задание. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Первого», «Полтава»).
Итог урока.
Образ Евгения несет на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?
В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, «Что был он беден, что трудом / Он должен был себе доставить / И независимость, и честь». Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, «страшится. не за себя». Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь «как сон пустой». Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.
Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.
Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные причины. Да, он «захохотал», когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года бездомности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — «Прояснились / В нем страшно мысли». Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать «бессмысленным и беспощадным». Бессмысленным, потому что он заведомо обречен на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения). Беспощадным, потому что несет гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счета, по которому придется платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. (О нем и пойдет речь на следующем уроке.)
1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)
2. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья одиннадцатая и последняя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 603. (вернуться)
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады.
Иллюстрация А.Н. Бенуа к поэме Пушкина «Медный всадник». 1916.
Бенуа начал работать над «Медным всадником» в 1903 году.
В течение последующих 20 лет им создан цикл рисунков, заставок и концовок, а также огромное количество вариантов и набросков.
Исторический комментарий к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» как способ исследования текста.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Исторический комментарий как способ исследования текста поэмы
А.С. Пушкина «Медный всадник».
Одним из способов исследования текста является исторический комментарий, который помогает понять произведение и замысел писателя.
Изучая поэму А.С. Пушкина «Медный всадник», ребята с интересом узнают историю её создания и предпосылки обращения писателя к данной теме. Предварительно класс делится на группы, которые готовят сообщения по выбранной теме.
Вступительное слово учителя:
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в октябре 1833 г. в Болдино, но не могла быть опубликована по причинам цензуры. Лишь через год после смерти писателя она напечатана Жуковским, а в 1857г. в полном виде её издал Анненков.
В этом произведении, жанр которого Пушкин определил как петербургская повесть, продолжается осмысление истории России.
Наша цель – понять замысел создания автором поэмы и раскрытие личности Петра Первого как государя и человека и его роли в становлении и развитии России.
Что послужило основой для сюжета поэмы? Существует две версии. Одна, что основой стали слова друга Пушкина Вяземского, который во время прогулки возле памятника произнес: «Петр поднял Россию на дыбы». Другая версия – это легенда о майоре Батурине (исторический комментарий). Так или иначе, Пушкин создает замечательное произведение.
Послушаем отрывок из поэмы в исполнении Ланового (звучит запись «Вступления»).
Чему посвящен отрывок? Белинский считал, что настоящий герой поэмы – Петербург. Согласны ли вы с Белинским?
Что мы знаем об истории создания города? (Исторический комментарий.)
Итак, 16 мая 1703 года в день Св. Троицы на острове была заложена крепость. Названа в честь Св. Петра.
Найдите в тексте, каким рисует автор Петербург? В каких словах выражено отношение Пушкина к городу? ( Работа с текстом.)
Читая вступление, невольно обращаешь внимание на выражение «приют убогого чухонца». Обратимся к толковому словарю. Что обозначает слово «чухонец»?
Делаем вывод, что Петербург построен на месте финских деревень, непроходимых болот. Существует легенда, что в этих местах были чухонские капища ( места поклонения богам и захоронения местных шаманов). Петра предупредили об этом, но он не хотел менять свои планы и приказал казнить смутьянов, которые сеяли смуту в народе. Тогда шаманы прокляли Петра и его город. Петр сделал все, чтобы защитить своё детище: заложил первый камень в день Св. Троицы, назвал в честь Св. Петра, перенес в собор мощи Александра Невского. Считается, что сам Петр 1 в образе памятника является хранителем города. Позднее у города появится ещё один хранитель – это Св. Ксения Петербургская, которой по сей день поклоняются жители.
Но, несмотря на все ухищрения, постоянно происходят события, уносящие жизни жителей города.
Какие трагические события в центре повествования поэмы?
Почему тема наводнения так заинтересовала Пушкина? ( Исторический комментарий.)
Как воспринимает Пушкин наводнение?
Делаем вывод: наводнение – это не только стихийное бедствие, это народная трагедия.
Кого обвиняет герой поэмы Евгений в трагедии? Он грозит кумиру Петру Первому в образе памятника.
Что мы знаем об истории создания памятника? ( Исторический комментарий о скульпторе Фальконе.)
Почему памятник Петру 1 стали называть Медным всадником? ( В честь поэмы Пушкина.)
Какую идею выражает памятник Петру Великому в поэме?
Какие черты Петра 1 подчеркнуты скульптором? (Роль Петра – победителя, покорителя стихии.)
Кто же, с вашей точки зрения, является главным героем поэмы?
Итак, мы подошли к образу Петра Первого, историческому лицу, которое волновало Пушкина задолго до создания поэмы.
Какие произведения автора посвящены Петру 1? ( «Стансы», «Полтава»)
Почему Пушкин возвращается к «петровской теме» в своей поэме «Медный всадник»? ( Исторический комментарий.)
В ранних произведениях Петр идеализирован, он герой, победитель. Позднее Пушкин решает переоценить значение деятельности Петра 1 для России.
Вступление начинается со строчек:
На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн.
У Пушкина существовало несколько редакций первой строфы (работа с текстом).
Почему, имея 3 варианта, автор замещает имя Петра на «он», которое выделяет курсивом?
Как меняется отношение Пушкина в поэме к Петру?
Проследим по тексту (на доске):
Великий Петр – великий муж – великий муж – кумир на бронзовом коне – кумир с простертою рукою – строитель чудотворный – властелин судьбы – державец полумира – горделивый истукан – грозный царь – Всадник Медный.
Как проявляется оценка Петра в этих наименованиях?
Итак, мы видим, что реформатор, деятель превращается в деспота, крутого самодержца, разрушающего всё то, что ему мешает.
Вывод: замысел Петра реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление призвано подвести читателя к пониманию основного конфликта: истории государства и личности.
Новое в школьном Стандарте: «Медный Всадник»
На текстуальное изучение поэмы «Медный Всадник» можно отвести три урока. Первый посвятим истории создания поэмы и анализу Вступления, во втором остановимся на теме маленького человека, третий отдадим Петру. Итогом изучения станет разговор о социально-философской проблематике поэмы и взглядах Пушкина на историю.
Первый урок
В четырёхстах шестидесяти пяти строках «Медного Всадника» заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго ещё будут волновать человечество! Д.А. Гранин
И стория создания поэмы прозвучит в сообщении подготовленного ученика, которому полезно использовать для этого статью из книги «Пушкин. Школьный энциклопедический словарь». Учитывая небольшой объём произведения, учителю стоит прочитать его на уроке полностью или с небольшими сокращениями, что позволит классу эмоционально включиться в исследование его проблематики и поэтики. На уроке желательно использовать иллюстрации художника А.Бенуа к «Медному Всаднику».
Своеобразное толкование смысла поэмы находим мы в эссе Даниила Гранина «Два лика». Он рассматривает основные образы поэмы “в раздвоении”, как бы расщепляя их и обнаруживая в них “верх” и “низ”. В поэме, как утверждает писатель:
“Два Петра: Пётр живой и Пётр — Медный Всадник, кумир на бронзовом коне.
Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своём нехитром счастье, и Евгений — безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.
Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.
Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.
Вопросы и задания к Вступлению к поэме «Медный Всадник»
Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы Вступления, которые построены на контрасте. Что это даёт для понимания конфликта поэмы?
думы Петра о новом городе — Петра творенье
приют убогого чухонца — юный град… вознёсся пышно, горделиво
у низких берегов — по оживлённым берегам
один финский рыболов — корабли со всех концов земли
бедный чёлн — богатые пристани
старая Москва — младшая столица
прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой
пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой
живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия… торжествует
град Петров — финские волны, стихия
он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)
красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ
Итог урока. Во Вступлении к поэме «Медный Всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чём двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова обратная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?
Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во Вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Его обсуждение проведём на следующих уроках.
Второй урок
В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы. В.Г. Белинский
Н ачать урок можно с оценки высказывания Белинского об участи “маленького человека”. Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?
Говоря о “маленьком человеке”, вспомним героев литературных произведений, изученных ранее: Самсона Вырина, Акакия Башмачкина, героев Лескова («Старый гений»), Достоевского («Бедные люди») и Чехова («Тоска»). В сильном классе возможно и выступление подготовленного ученика с сообщением на тему «Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века».
В центре урока размышления об эволюции образа Евгения в поэме «Медный Всадник», причинах его превращения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию.
Вопросы и задания для характеристики образа Евгения
Индивидуальные задания. Сравните описание наводнения Пушкиным со стихотворениями А.Мицкевича, посвящёнными памятнику Петру I и наводнению в Петербурге 1824 года.
Индивидуальные домашние задания. Найдите в тексте поэмы аллюзии, намекающие на другие произведения Пушкина. Подготовьте сообщение «Образ Петра I в поэзии Пушкина» («Стансы», «Пир Петра Великого», «Полтава»).
Итог урока. Образ Евгения несёт на себе двойную смысловую нагрузку. С одной стороны, в традиционном истолковании, он невзрачный чиновник, с другой — личность, бунтарь. Но так ли он невзрачен?
В размышлениях Евгения в начале первой части мы читаем, “Что был он беден, что трудом // Он должен был себе доставить // И независимость, и честь”. Можно ли считать такие стремления мелкими и ничтожными?! Ведь независимость и честь — это важнейшие положения этического кодекса Пушкина. Евгений тревожится за судьбу Параши, спешит к ней, “страшится… не за себя”. Для него жизнь и любовь нераздельны, без любви жизнь “как сон пустой”. Можно ли считать такие мысли и поступки жалкими? Ведь простые ценности человеческого существования дороги и автору, который понимает, как безгранично горе их утраты.
Евгений обладает такой чертой характера, как терпение. Уже в начале поэмы он готов к внутренним испытаниям, которые в жизни неизбежны. В период скитаний его не тяготят бытовые лишения. Однако никому — ни небесной, ни государственной власти — он не может простить потерю любимой подруги, которую он даже не успел назвать невестой.
Вряд ли стоит искать только одну причину бунта Евгения. Важно, что его протест выражается не в состоянии аффекта или безумия, а является мотивированным, имеет объективные истоки. Да, он “захохотал”, когда не обнаружил знакомого домика, когда осознал, что произошло. Но после года безумности он вспоминает, что же случилось. К нему вновь вернулось сознание — “Прояснились // В нём страшно мысли”. Это прозрение высшего порядка. Поэтому Евгений грозит Медному Всаднику не в патологическом бреду, а сознательно, но дальше страх снова возвращает безумие. Его силы в поединке с Петром изначально неравны. Поэтому его бунт безумен в метафорическом значении. Его протест тоже можно назвать “бессмысленным и беспощадным”.
Бессмысленным — потому что он заведомо обречён на неудачу (вспомним сомнения Пушкина по поводу декабристского движения).
Беспощадным — потому что несёт гибель и жертвы. В бунте героя заключена неотвратимость счёта, по которому придётся платить не только ему, но и всем без исключения. Даже тому, кто кажется недосягаемым кумиром. О нём и пойдёт речь на следующем уроке.
Третий урок
Эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России… В.Г. Белинский
Начать урок можно с сообщения ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина. После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика. Думается, что смысл образа Петра I в поэме «Медный Всадник» неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока.
Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д.Гранина “два лика” метафорично, то по отношению к Петру происходит иное: в “двух ликах” заключена суть художественного решения образа.
Вопросы и задания для характеристики образа Петра и его роли в поэме
(Город, как и его герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Пётр, — окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь — губитель, убийца, уничтоживший Парашу, поглотивший пожитки бедноты, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, это обратная сторона его мечты. Это город, где царит не Пётр, а Медный Всадник.)
(Город на берегах стремится вверх, а отражённый в воде — вниз.)
В финале урока можно ещё раз обратиться к цитатам Брюсова и Гранина, с помощью которых была создана проблема на первом уроке, и оценить их по-новому.
Итог урока. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как он имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объёмно, поэтому и конфликт поэмы многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире поэт окрашивает в трагические тона. Гибнет Пётр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, позитивные мечты которого сломаны государственной машиной.
После изучения поэмы Пушкина «Медный Всадник» десятиклассникам могут быть предложены следующие темы сочинений.
Правда Евгения и правда Петра в поэме «Медный Всадник».
Два лица Петербурга в поэме «Медный Всадник».
Трагедия “маленького человека” в поэме «Медный Всадник».
Конфликт человека и власти в поэме «Медный Всадник».
«Медный Всадник» как социально-философское произведение.
Своеобразие изображения “маленького человека” в поэме «Медный Всадник».
Реальность и фантастика в поэме «Медный Всадник».
Примечания
1 Брюсов В.Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. М., 1981. С. 81.
2 Гранин Д. Два лика. СПб., 1999. С. 598.
3 Никишов Ю.М. Дум высокое стремленье. Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 т. Тверь, 2003. Т. 4. С. 205.