Исследовательская деятельность что в нее входит в
Исследовательская деятельность
это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.
Смотреть что такое «Исследовательская деятельность» в других словарях:
Исследовательская деятельность — 9) исследовательская деятельность осуществление участником проекта исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, определенным в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иных видов деятельности,… … Официальная терминология
научно-исследовательская деятельность общего характера — научно исследовательская деятельность по общим проблемам — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы научно исследовательская деятельность по общим проблемам EN general science and… … Справочник технического переводчика
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Юридический словарь
Научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования. Фундаментальные научные исследования это экспериментальная или теоретическая деятельность,… … Административное право. Словарь-справочник
Научная (научно-исследовательская) деятельность. — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: 1.фундаментальные научные исследования экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Словарь юридических понятий
НАУЧНАЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Энциклопедический словарь экономики и права
НАУЧНАЯ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она включает: фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения,… … Война и мир в терминах и определениях
Наука (научная или научно-исследовательская деятельность) — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая в себя: а) фундаментальные научные исследования экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
научная (научно-исследовательская) деятельность — по определению ФЗ О науке и государственной научно технической политике от 12 июля 1996 г. деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в т.ч. фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования … Большой юридический словарь
Научно-исследовательская деятельность — составная часть научного обеспечения деятельности ПС РФ. Н. и.д. направлена на упреждающую проработку проблем защиты и охраны ГГ РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа… … Пограничный словарь
Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать
Галина Танасюк
Исследовательская проектная деятельность: что это такое и как ее организовать
Китайская пословица гласит:
“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе детских садов. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Исследовательская проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Это способ взаимодействия с окружающей средой; поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели ; способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
Проектно-исследовательская деятельностьдетей включает следующие элементы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
поиск и предложение возможных вариантов решения;
обобщение полученных данных;
подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.)
Существует ряд оптимальных условий для исследовательской проектной работы детей:
Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
Критерии эффективности детской исследовательской проектной деятельности :
1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
Все исследовательские проекты классифицируются : по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности
Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.
Исследовательская деятельность учащихся
Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам, было бы до какой-то степени новым и для нас. Обращенное к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации.
Проектный подход в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Я рассмотрю этот метод на примере предметной области физика, который способен аккумулировать в себе различные дисциплины.
Наблюдения показали, что очень часто в ученике можно видеть сочетание различных видов внутренней мотивации. Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две первых мотивации: по результату и процессу деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемых технологий обучения. Если используемые технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и если сама эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что, таким образом, будет формироваться внутренняя мотивация деятельности.
Научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Научно-исследовательская деятельность школьников, как показывает эксперимент, не возникает в школе сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на мой взгляд, следующее:
Замечено, что исследование как способ освоения действительности, оставаясь связанным с наукой в общественном понимании, не может уже считаться основным видом деятельности ученых. И связано это, прежде всего, с четкой практико-ориентированностью современного научного поиска, преобладанию проективной деятельности. «…в современном научном исследовании ядерной деятельностью является организация, руководство и управление, а отнюдь не познание как таковое»[4].Однако применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у учащихся важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.
Таким образом, можно рассматривать исследования в образовательном процессе и как давно известный способ освоения действительности, и как средство организации образовательной деятельности.
Само слово «исследование» отражает суть деятельности исследователя: по «следам», косвенным признакам, собранным фактам, восстановить некий закон, порядок вещей, установленный природой или обществом. Такая деятельность востребует и развивает наблюдательность, внимательность, аналитические навыки.
Что же такое исследовательская деятельность школьника? Какие этапы она включает в себя?
Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
Такое определение дает один из ведущих специалистов по организации исследовательской деятельности учащихся академик, д.п.н. Леонтович А.В.
Я же считаю, что исследовательская деятельность школьников должна включать в себя также этапы защиты исследовательской работы и рефлексивного осмысления собственного приращения, полученного в ходе выполнения исследования. Без этих этапов, крайне важных, на мой взгляд, исследовательская деятельность, не может считаться завершенной.
Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях, учебно-исследовательская деятельность способствует:
Исследовательская деятельность учащихся становится средством интеграции образовательных программ общего среднего и дополнительного образования.Это позволяет объединять преимущества, свойственные образовательным программам этих
двух типов:
В нашей школе осуществляется расширенное обучение детей по отдельным областям знания, организуются факультативы, спецкурсы, элективные курсы, кружки, а также научные общества учащихся по различным предметам.
Руководитель учит на семинарах детей оформлять рефераты и доклады по теме, вместе с учащимися подбирает литературу, проводит консультации, учит детей владению методикой эксперимента.
При организации деятельности учащихся в научном обществе учитель переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, создает ситуацию успеха, разрабатывает с учеником «самостоятельное открытие» закономерности, вызывающее положительные эмоции. В начале года ученики выбирают определенную тему для исследовательской работы в течение года. Затем учащиеся появившуюся гипотезу воплощают в проект, занимается решением проблемы, поставленной перед ними, воплощают проведенные исследования в законченную работу. Вся работа проводится по следующей схеме:
Сущность и содержание исследовательской деятельности
1. Сущность исследовательской деятельности (ИД) и ее роль в профессиональной подготовке студентов
Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовательская работа предполагает нормированные, принятые в науке традиции: постановка проблемы, изучение теорий, посвященных данному вопросу или проблеме, подбор методик исследования, сбор информации, анализ и обобщение.
Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и останется исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить специалистов с повышенным творческим потенциалом. Участие студентов в исследовательской деятельности готовит большинство из них не к будущей карьере научного работника, а прежде всего, специалиста, использующего методы науки в практических целях. Сущность развития личности студента при выполнении самостоятельного исследования заключается в качественном изменении познавательной деятельности, в которой он выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, мотивационной сферы, предметных действий и умений самого студента, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным.
2. Этапы научного исследования (постановочный, преобразующий, аналитико-синтетический). Их задачи и содержание в рамках педагогического исследования
Преобразующий этап. Основной по времени и объему работы этап исследования. Выполняется запланированная работа (эксперимент, создание и реалиизация авторских программ и проектов, введение усовершенствованных технологий, моделей управления и т. д.). Особое значение приобретают обучение кадров методике исследовательской работы, осуществление научного и научно-методического сопровождения преобразований.
Аналитико-синтетический этап. Включает итоговую диагностику, обобщение, интерпретацию и оценку результатов, представление итогового аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т.д.). Материалы готовят исполнители, руководители направлений, а обобщает и представляет руководитель исследовательской работы
3. Логическая структура педагогического исследования
Проблема часто отождествляется с вопросом, представляющим для исследователя интерес. Проблема – это область неизвестного. Проблема исследования может быть сформулирована в результате анализа научной литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования. Обычно проблема раскрывает лишь часть темы, существенные и недостаточно изученные вопросы.
Предмет исследования – это отдельный аспект объекта, точка зрения, с которой рассматривается объект. В виде вопроса его можно сформулировать следующим образом: «как рассматривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?». Предмет – это то, что находится в границах объекта.
Задачи исследования — это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
Среди значительного количества задач В.И. Загвязинский, Р. Атаханов предлагают различать три группы задач педагогического исследования:
— историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
— теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;
— практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.
Идея — это мысль о преобразовании. Рождение идеи — индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исходному факту, фиксирующему существующую, но не удовлетворяющую нас ситуацию.
Замысел — это идея, вооруженная средствами ее осуществления. Теперь остается мысленно реализовать замысел, проделать путь восхождения к цели. Такое мысленное предвосхищение и приводит к гипотезе-предположению.
Гипотеза исследования — утверждение, предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства. Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Чтобы выдвинуть гипотезу, нужно достаточно много знать об исследуемом объекте.
К научной гипотезе предъявляются два основных требования: она не должна содержать понятий, которые не уточнены; она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Различают рабочую гипотезу и научную. Рабочая гипотеза — это временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала, а научная гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, которое может быть развито в научную теорию и воплощено в методики и технологии.
В основе любой научной работы лежат концептуальные, исходные положения, на основе которых изучается объект, т.е. методологическая основа. Методологическое значение имеют концепции, теории, крупные работы ученых-теоретиков, методологов отечественной педагогики, которые берутся в качестве основы исследования.
Методы исследования — способы познания объективной реальности, способ достижения поставленной цели. С помощью определенных методов исследователь получает необходимую информацию об изучаемом предмете. Выбор методов исследования определяется характером выполняемой работы.
Теоретические методы : анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; эмпирические методы : обсервационные (наблюдение, самооценка), диагностические (тесты, анкеты, анализ результатов деятельности школьников); экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты); методы обработки данных : метод математической статистики.
4. Педагогический эксперимент как метод исследования Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, наблюдение исследуемого педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условиях. Педагогический эксперимент – метод сбора информации о воспитательных, учебных, организационных, социально-педагогических факторах, так или иначе воздействующих на изменение состояния тех или иных педагогических явлений, объектов, процессов. Это социальный эксперимент, имеющий нацеленность на преобразование
5. Способы оформления результатов учебно-исследовательской деятельности студентов
Реферат представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением Таким образом, реферат — это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.
Доклад – это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.
Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями.
Курсовая работа – это вид учебной работы студента с элементами самостоятельного научного исследования. Она нацелена на формирование умения искать и осмысливать нужную информацию, выходящую за рамки списка обязательной литературы, анализировать источники, а также грамотно и четко излагать полученные результаты.
Выпускная квалификационная работа – это научно-исследовательская или проектная разработка творческого характера, выполняемая студентом (группой студентов) самостоятельно под руководством научного руководи- теля после прохождения всех циклов образовательных программ ВПО. Целью ВКР является оценка качества комплексной системы теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных студентом в процессе формирования у него общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих решать поставленные задачи на профессиональном уровне.
Магистерская диссертация – это самостоятельная научно- исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию. Она выполняется с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Основная задача ее автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.
6. Общие требования к письменному оформлению научных работ
Первым листом внеаудиторных письменных работ является титульный лист. После титульного листа приводится содержание (оглавление) работы с указанием названий глав и параграфов, а также страниц, с которых они начинаются. Как правило, письменная работа ( курсовая, выпускная квалификационная и дипломная ) состоит из 2–4 глав, включающих по 3 параграфа в соответствии с разработанным и согласованным с научным руководителем планом. При написании контрольной работы и реферата указываются разделы, из которых работа состоит, без разбивки их на параграфы (пункты).
При написании текста работы не допускается применять :
обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы (разговорную форму профессиональных терминов, например, «платежка» и т. д.);
различные научные термины, близкие по смыслу, при характеристике одного и того же понятия (например, «подбор» и «отбор» персонала);
иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке (например, хэдхантинг – охота за головами);
сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр;
математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать «минус»);
математические знаки без цифр. Их следует писать словами: «больше», «меньше», «равно», «номер», «процент» и т. д.
При включении в письменную работу цитат, использовании заимствованных из литературных источников цифр и фактов, изложении точек зрения ученых и т. д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы.
Цифровой материал, используемый в письменных работах, следует оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают под словом «Таблица», расположенным над правым верхним ее углом. Заголовок начинают с прописной буквы
Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.
Способность учащихся к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учителя.
Развитие мышления учащихся может идти не только путем овладения специальными знаниями различных предметов, но и путем развития способностей к самостоятельной мыслительной деятельности. Успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.