Истигфар что это и как читать
Сайидуль-Истигфар
Сайидуль-Истигфар – самая совершенная молитва покаяния, объединяющая все дуа. Обращаясь к Всевышнему с мольбой о прощении, верующие подтверждают свою веру в Единого Господа, верность данным Ему клятвам, восхваляют и благодарят Господа за дарованные блага и просят уберечь от зла содеянных ошибок.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил:
«Если кто-то искренне, всем сердцем веря в силу и значимость этой молитвы, прочитает её днём и умрёт до наступления вечера, то он войдёт в Рай. Если кто-то, искренне веря сердцем в силу и значимость этой молитвы, прочитает её ночью и умрёт до наступления утра, он войдёт в Рай»
Бухари, «Даават», 2/26; Абу Давуд, «Адаб», 100/101; Тирмизи, «Даават», 15; Насаи, «Истиазе», 57
Текст на арабском
اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لا إِلَهَ إِلا أَنْتَ خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَمَا اسْتَطَعْتُ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ وَأَبُوءُ بِذَنْبِي فَاغْفِرْ لِي فَإِنَّهُ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلا أَنْتَ
Транскрипция
«Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана ‘абдука, ва ана ‘аля а’хдика ва ва’дика мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма сана’ту, абуу лякя би ни’матикя а’лейя ва абу бизанби фагфир лии фа иннаху ля йагфируз зунуба илля анта».
Перевод
«О Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя, достойного поклонения. Ты сотворил меня, и я Твой раб. И я стараюсь по мере сил сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я совершил, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю свой грех. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!».
«Восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния»
Священный Коран. Сура 110 «Ан-Наср» / «Помощь», аят 3
«Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный»
Священный Коран. Сура 73 «Аль-Муззаммиль» / «Закутавшийся», аят 20
Sayyidul Istighfar
Для просмотра этого видео, пожалуйста, включите JavaScript, и удостоверьтесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 video
Одно действие, после которого успех вам обеспечен
Такого человека Аллах освободит от нужды, избавит от бед и одарит уделом, откуда он не ждал. (Источник фото: unsplash.com)
Ещё в одном хадисе говорится: «Кто не совершает и двух истигфаров в день, тот чинит несправедливость самому себе» (Абу Давуд). В «Халисе» дается разъяснение, что эти два истигфара совершаются утром и вечером.
Постоянное совершение истигфара превращает большие грехи в малые, избавляет от горестей и увеличивает удел. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если упорствовать в малых грехах, то они перестанут быть малыми. При совершении истигфара большие грехи не останутся большими» («Кензул’ь Уммаль», № 10230).
В другом хадисе говорится: «Кто кается в грехах, тот не будет считаться упорствующим в грехе, даже если семьдесят раз в день будет совершать один и тот же грех» (Тирмизи, Даават, 119 (3554)).
Грех, который Аллах не простит
При частом совершении малых грехов они превращаются в большие грехи. Человек считает такие грехи незначительными и не огорчается по их поводу. У таких людей не принимаются их свидетельствование и переданные ими риваяты. В дошедшем от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) риваяте посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто сочтет своей обязанностью совершение истигфара, того Аллах освободит от нужды, избавит от горестей и бед и одарит его уделом, откуда он не ждал» (Абу Давуд, 1/348).
فَقُلْتُ اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًايُرْسِلِ السَّمَاء عَلَيْكُم مِّدْرَارًاوَيُمْدِدْكُمْ بِأَمْوَالٍ وَبَنِينَ وَيَجْعَل لَّكُمْ جَنَّاتٍ وَيَجْعَل لَّكُمْ أَنْهَارًا
«Я говорил: «Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (сура «Нух», аяты 10-12)
В этих аятах говорится о том, что у тех, кто совершает истигфар, приумножатся имущество и дети, им будут дарованы разнообразные блага.
Один человек пожаловался Хасану аль-Басри (да будет милостив к нему Аллах) на засухи и постоянную нужду, и он посоветовал ему совершать истигфар. Другой человек пожаловался на нищету. Ему он тоже посоветовал совершать истигфар. Людям, которые жаловались, что у них неплодородные земли и что у них не прибавляется потомство, Хасан аль-Басри (да будет милостив к нему Аллах) дал такой же совет. Раби б. Сабих спросил у него:
— Эй, Хасан! К тебе обращались с разными жалобами. Ты же всё время говорил одно и то же. В чем состоит мудрый смысл всего этого?
И тогда Хасан аль-Басри (да будет милостив к нему Аллах) прочел вышеприведенный аят.
Один человек обратился к одному из асхабов с просьбой: «У меня много мирского добра, но нет детей. Скажи мне нечто такое, после чего, надеюсь, мой Господь дарует мне ребенка». Сахаба посоветовал этому человеку постоянно совершать истигфар. После этого тот человек стал по семьсот раз в день совершать истигфар. Аллах даровал этому человеку десять детей.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) поведал: «Я часто ругал своих детей, не мог удержать свой язык, оскорблял их. Чтобы избавиться от этого, я обратился с просьбой о помощи к Посланнику Аллаха (мир ему). И он сказал мне: «Где ты ходишь? Почему не совершаешь истигфар? Эй, Хузайфа! Я сто раз в день совершаю истигфар. Когда избранные люди моей уммы встречаются с чем-то хорошим, они радуются. А когда сталкиваются нос к носу с чем-то плохим, они тотчас совершают истигфар» (Муслим, Зикр, 41).
Я совершил ужасный грех…
Мольба о прощении грехов – истигфар. Истигфар – это большая милость, которую Аллах дал человечеству, особенно умме Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Нашей умме Аллах дал возможность, не перенося наказание, просить прощения, и Всевышний готов принять покаяние просящего. Во времена прежних пророков, было недостаточно просить прощения, делать тавбу (покаяться), человек обязательно должен был получить наказание.
Например, народ пророка Мусы (аляйхи-с-салям): если даже Аллах принимал их покаяние, они всё равно должны были переносить наказание. Условием того, чтоб Аллах принял покаяние, было наказание. Только после этого принималось покаяние. Когда они в отсутствии Мусы (аляйхи-с-салям) поклонялись тельцу, Муса (аляйхи-с-салям) просил прощения за них, и Аллах сказал: пусть эти люди казнят друг друга. На равнину вышло около 70 000 человек, и они начали убивать друг друга. Тогда Аллах принял их тавбу. И когда Муса (аляйхи-с-салям) увидев это, сказал: «О мой Господь, пожалей их!», Аллах наслал туман, и тем самым облегчил им исполнение наказания. Так как они больше не видели лиц друг друга, ведь тяжело поднять руку на отца или брата, поэтому Аллах наслал туман.
Когда человек приступает к поклонению, истигфар играет роль очистителя для человека. Истигфар лишает его всех недостатков.
У наших грехов тоже есть… запах, цвет, вкус и всё остальное… Но на этом свете мы этого не чувствуем, а если бы чувствовали, то давно потеряли бы надежду на прощение Всевышнего. Поэтому, независимо от того, сколько грехов мы совершаем – Аллах не даёт нам это видеть, чтобы мы не теряли надежду на прощение. Но мы должны понимать происходящее – и делать тавбу. В хадисе говорится, что когда человек произносит одно ложное слово, ангел отдаляется от него на расстояние около 3 км. Так мы понимаем, что у грехов есть цвет, запах, вкус, через которые ангелы узнают наши хорошие и плохие деяния, и они с этими плохими деяниями не поднимаются на небеса. Поэтому человек делает тавбу. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит, что намаз сам по себе похож на купание человека пять раз в день. К этому богослужению человек, как известно, тоже приступает через очищение. Когда человек просит прощение, этим обращением он даёт знать, кто он сам и кто Тот, к Кому он обращается.
Есть ли отличие между словами истигфар и тавбу?
Истигфар и тавбу отличаются друг от друга. Хотя цель у них одна, но их формы всё-таки отличаются. Тавбу должно быть раньше, чем истигфар. Истигфар – это когда человек просит прощение. Бывает так, что человек сделал что-то плохое, сожалел об этом, он никогда больше в это дело не вернётся, но он может не просить прощения. Тавбу – это возвращение мусульманина к образу жизни мусульман. А после тавбу, когда он понял, признался – это есть истигфар. Бывает, что человек живёт и не думает: кто он, чем он отличается от животных, куда он направляется, не думает о завтрашнем дне. И бывает так, что когда человек ещё в расцвете сил, Аллах ниспосылает на него беды и в таком виде он не перестаёт думать, говоря: кто я, для чего я? Он думает: вот я попал в беду, а где мои друзья? Бывает, что Всевышний направляет на человека испытание, которое толкает его на правильный путь. Он понимает, что у него есть Господь и что перед Ним у него есть обязанности. Он поймёт, что зря тратил время, ему будет стыдно… – и вот этот стыд толкнёт его к покаянию! После того, как он исправился, отошёл от плохого, это недостаточно – ему надо поговорить с Господом о том, что он осознаёт всё, ему надо просить, чтоб Он принял его. Вот это и есть истигфар. От истигфара – много пользы. Сам Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) в день 70 раз делал истигфар! Истигфар влияет на всю жизнь человека. В хадисе сказано: «Ото всех болезней есть лекарство, а лекарство от грехов – истигфар».
Как на нас влияет грех и чего нас лишает?
Грех очень сильно влияет на всё. Совершил грех, в ад попал – и всё? Нет! Он влияет на богослужение. Большие алимы говорят, если ты когда-нибудь не смог встать на тахаджуд-намаз (желательная молитва, совершаемая после ночной молитвы и хотя бы недолгого сна после совершения ночной молитвы) – знай, что это результат безблагодатности от того греха, который ты совершил вчера. След этого греха отразился на твоём богослужении. Он влияет на отношения с людьми, в семье, влияет даже… на цвет лица. По лицу можно бывает узнать человека, который не боится Аллаха, и – который боится и стесняется Его. На растение, даже на погоду это влияет. В каком-то месте, когда там живёт хороший человек – вокруг него бывает всё так приятно… Например, это Мекка и Медина. Там даже чёрной земли нет, в год только один-два раза дождь идёт, но посмотрите: какие там растения, какие плоды, чего только там нет!
А посмотрите, что у нас: есть реки, моря, дожди бывают, но… даже в сёлах, где веками пили горную воду, родники… высыхают. Даже в горах проблемы с водой! Это не просто так: если не научимся делать тавбу за наши грехи, это будет продолжаться. Хвала Аллаху, что мы родились в Дагестане! Но, тем не менее, когда человек совершает грех скрытно, сам человек будет перед Аллахом отвечать, а когда будут совершать грехи в массовом порядке – то даже хороших людей Он будет наказывать за это… Вот что беспокоит нас!
Ещё момент, который скрывается в истигфаре. Например, у вас тяжёлая семейная обстановка (в материальном плане или в чём-то другом) – и всё это тоже налаживает истигфар. Потому что один из больших алимов сказал: «Я узнаю своё ослушание по отношению к Аллаху, смотря на ослушание моей жены по отношению ко мне. Насколько я груб по отношению к Аллаху – настолько и она груба по отношению ко мне». Иначе говоря, когда человек боится Аллаха – Аллах заставляет весь мир бояться его, а когда человек любит Аллаха – Аллах заставляет весь мир любить его!
В коммунистические времена был такой случай, когда нашего устаза Меселасул Мухаммада-афанди из Хучада вызвали на собрание и хотели поругать, объявить выговор. И вот буквально до входа устаза в это собрание все толкали разные речи, но как только он входил, все с таким уважением вставали и ждали… пока он сядет. И тогда один из них сказал, что «это непростой человек». Аллах заставил их бояться его, и любить его!
Ибн Аббас говорит, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Человеку, который постоянствует в совершении истигфара, Аллах делает выход из любого трудного положения и расширяет его удел». Так и бывает. Один из больших людей зашёл в мечеть, и однажды имам повернулся к нему и спросил: «Ты в мечеть идёшь и обратно, кто хоть тебя кормит?» Он сказал: «Астагфируллах! До сих пор я совершал намаз за тем имамом, который не знает, кто меня кормит.
Виды истигфара.
В первую очередь истигфар – это дело души. И только после этого – выражение того, что в сердце, говорит язык. Продолжать грешить и при этом говорить: «Астагфируллах!» – не будет истигфаром. Рабиат аль-Адавия говорила: «Наш истигфар тоже нуждается в истигфаре. Надо сказать: «Прости, Аллах за то, что я так неискренно сказал – Астагфируллах!»
Но есть такие грехи, о которых недостаточно сказать «Астагфируллах!» То, что происходит между рабом и Аллахом – для этого тавбу достаточно. А то, что происходит между людьми – там надо и сожалеть, и тавбу делать, и просить прощения у этого человека.
«Астагфируллаха азима ллязи ля иляха илля хуваль хяййаль кайюма ваатубу иляйхи» – это есть самый лучший истигфар, который даёт устаз мюридам Шазилийского тариката. Есть «саййидуль истигфар» и говорится, что, читая этот истигфар, человек получает прощение даже за тот грех, который получил, убегая с поля боя, со священной войны. Это же большой грех – и Аллах его прощает через этот истигфар: «Аллагьумма анта Рабби ля иляха илля анта халактани ваана абдука ваана аля ахдика ваваъдика мастатаъту аузу бика мин шарри ма санаъта ва абуу ляка мин ниъмати алаййа ва абуу мин занби фагфирли зунуби фаиннаху ля ягфиру ззунуба илля анта».
Человек, который утром это сказал и до вечера умер – из обитателей Рая, и человек, который ночью сказал так и до утра умер – тоже из обитателей Рая.
Раскаяться никогда не поздно, и нет предела милости Всевышнего.
Да сделает Аллах нас из числа тех, кто искренно делает тавбу! Амин.
Что такое дуа-истигфар, и как нужно его совершать?
Причины, приближающие нас к Аду.
Сегодня в рамках цикла «365 шагов к исламу» мы рассмотрим, причины, которые приближают нас к Аду.
В Священном Коране сказано:
وَجِيءَ يَوْمَئِذٍ بِجَهَنَّمَ يَوْمَئِذٍ يَتَذَكَّرُ الْإِنسَانُ وَأَنَّى لَهُ الذِّكْرَى
“И приведут в тот день Ад, – тогда только [неверующий] человек осознает [истину]. Но зачем ему [это] осознание? [Уже будет поздно!]” (сура “Аль-Фаджр”, аят 23).
“О, Всевышний! Упаси меня от пресечения благодати, от болезней, неожиданного наказания и от всего, что вызовет Твой гнев” (Муслим, Рикак, 96).
Что такое дуа-истигфар?
[Также богобоязненные люди] совершив разврат [или другой большой грех], либо навредив себе, вспоминают об Аллахе и просят прощения за свои грехи. А кто прощает грехи, кроме Аллаха?! И [также они] не упорствуют в совершенном ими сознательно (сура Алю Имран, 135).
Для истигфара существуют разные дуа. Хотелось бы особо отметить дуа, которую посланник Аллах (мир ему) называл “саййид аль-истигфар” (лучшим из всех истигфаров):
اَللّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لَا إِلٰهَ إِلَّا أَنْتَ خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ وَأَبُوءُ لَكَ بِذَنْبِي فَاغْفِرْ لِي فَإِنَّهُ لَا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ
Нужно помнить, что любое мысленное или словесное покаяние перед Всевышним и просьба о прощении являются истигфаром.
Истигфар
Истигфар (араб. إستغفار — просить прощение) — мольба ко Всевышнему о прощении грехов.
Слово «истигфар» может также иметь значение «покорность» и «покаяние».
Самой лучшей формулой истигфара считается «астагфирул-лахал-лязи ля иляяхэ илля хувайль-хайуюль-кайюм ва атуубу иляйхи» («Прошу прощения у Бога, наряду с Которым нет другого божества. Он Живой и Сущий. Каюсь перед Ним»). Имеются также и другие формулы.
Самая простая формула истигфара выражается словами «астагфирул-лах» («Прошу прощения у Бога»).
В случае совершения какого-либо греха произносить истигфар обязательно (ваджиб). Однако, даже если никакого греха и не было совершено, верующему все равно желательно (сунна) произносить это. Ведь известно, что сам пророк Мухаммад, известный своей набожностью и отстраненностью от грехов, часто и помногу произносил истигфар.
Просить прощения за безбожников и атеистов запрещено.
Истигфар рекомендуется и желательно произносить:
– выходя из отхожего места (туалета),
– после совершения малого омовения (вуду’),
– во время и после совершения молитвы-намаза,
– во время совершения мольбы, именуемой истиска’,
– за всех верующих людей,
– перед сном, а также в некоторых других случаях.
Важнейшие условия истигфара для того, чтобы совершенный грех был прощен:
– совершение покаяния от души,
– соблюдение обещания впредь не повторять совершенный грех[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Истигфар // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 4. С. 34–44.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.