Источники географической информации и для чего они необходимы 5 класс
География
План урока:
Что изучают в курсе географии. Предмет изучения
География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.
А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.
Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.
Эратосфен, древнегреческий ученый, давший название науке «география»
С древнегреческого «гео» и «графос» («Земля» и «пишу») переводится, как «землеописание», то есть география изучает Землю, земную поверхность, природу планеты, население и его хозяйственную деятельность.
В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:
Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.
То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.
Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.
В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.
Разнообразие источников географической информации. Географические карты
Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.
Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:
Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты.
Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.
Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.
Географическая карта — «второй язык» географии
Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.
Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.
Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.
Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:
По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).
План описания географической карты: чтение источника информации
Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.
Методы географической науки
В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:
С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:
— изучение территориальной организации;
— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;
— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.
Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.
Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее. А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем.
На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.
Открытый урок 5 класс на тему:«Глобус как источник географической информации»
«Глобус как источник
Учитель географии: М.С.Воронкова
Открытый урок по географии в 5 классе по теме «Глобус как источник географической информации»
Тема: Глобус как источник географической информации
Цель : Создать условия для формирования представления о глобусе, как одном из главных источников информации, о направлениях и расстояниях; продолжать учить работать с глобусом.
— обучающие : формирование умения определять по глобусу расстояния между объектами и направления
— развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с глобусом, развитие связной речи
— воспитательные: воспитание любознательности, интереса к изучению предмета
Предметные: знать определение масштаба, уметь определять по глобусу расстояния между объектами; знать и объяснять существенные признаки понятий: параллель, меридиан, градусная сеть, экватор, нулевой меридиан, масштаб
Личностные : осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом
Познавательные : анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации
Тип урока : урок-практикум.
Оборудование : глобусы, карта полушарий, атласы, индивидуальные задания.
Орг.момент. Приветствие учащихся
С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
В виртуальном путешествии
Будем дальше мы шагать,
На уроке географии
Готовы новое узнать?
Проверка домашнего задания.
Работа у доски. Учащиеся и учитель задают вопросы однокласснику, работающему у доски (вопросы после параграфа, ключевые слова, собственные вопросы по теме)
Индивидуальная работа «Что о чем». Задание: из предложенного списка признаков выбрать те, которые относятся к параллелям и меридианам, записать цифры.
Показывает направление север-юг
Самая длинная из них зовется экватором
Все имеют равную длину
Показывают направление запад-восток
При движении к полюсам их протяженность уменьшается
Главный их них делит Землю на западное и восточное полушария
Главная из них делит Землю на северное и южное полушарие
Выполнение письменного задания в рабочей тетради
Работа над формулирование темы, целеполагание
Загадка. «На ноге стоит одной, крутит, вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны»
— Для чего мы можем использовать глобус? Дает ли он нам какую-то информацию?
— Сформулируйте тему нашего урока сегодня.
— В чем будет заключаться цель нашей работы? Что вы хотели бы узнать, чему научиться?
— Как мы поймем, что достигли своей цели?
Работа над формирование умений.
Работа в парах. Задание: прочитайте задания с.45, выполните их устно.
Создание проблемной ситуации: «Можно ли по глобусу определить расстояние от нашего края до северного полюса? Как это сделать?»
Объяснение учителя «Как определять по глобусу расстояния» с использованием рис. 27.
Фронтальная работа у доски, выполнение заданий с.46 (1-2)
Применение полученных знаний.
Работа в парах. Задание: прочитайте задания с.46 (3-4), выполните их, ответ запишите в тетради.
Работа над формированием умений.
Создание проблемной ситуации: «К берегам какого моря мы выйдем, если от нашего села все время будем двигаться на север?» Что нужно вспомнить, чтобы ответить на этот вопрос? (знать стороны горизонта, их направление на глобусе и карте)
Фронтальная работа у доски, выполнение заданий с.47 (1-2)
Домашнее задание. П.6-9, повторить ключевые слова, ответить на вопросы с.48
Учащиеся определяют степень продвижения к цели «Для меня сегодняшний урок…»
Узнал больше, чем знал
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Тема: Глобус как источник географической информации
Цель : Создать условия для формирования представления о глобусе, как одном из главных источников информации, о направлениях и расстояниях; продолжать учить работать с глобусом.
— обучающие : формирование умения определять по глобусу расстояния между объектами и направления
Цель: Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад
Здравствуйте, ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный, у нас гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Когда гости в доме, то это всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: « Мы вместе! У нас все получится!»
Встают в круг, улыбаются и говорят «Мы вместе! У нас все получится!»
Учащиеся сняли эмоциональное напряжение.
Этап 2. Погружение в тему.
Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.
Учитель приветствует учащихся
Ребята! Начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
В виртуальном путешествии
Будем дальше мы шагать,
На уроке географии
Готовы новое узнать?
АМО «Солнышко и тучи»
Дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске солнышко, не уверенные – тучу.
Этап 3. Закрепление изученного (домашнее задание)
Цель: Контроль и коррекция ЗУН
Предлагаю погадать на ромашке, ответить на вопросы, написанные на лепестках ромашки.
Глобус – модель Земли, передающая её форму.
Поверхность глобуса покрыта вспомогательными линиями, которые образуют – градусную сеть
Меридианы – это дуги, проведённые от северного полюса до южного.
Параллели – это окружности, проведённые параллельно экватору.
Гринвичский меридиан и меридиан 180 градусов делят нашу Землю на – западное и восточное полушарие.
Экватор делит Землю на – северное и южное полушарие.
Задание: из предложенного списка признаков выбрать те, которые относятся к параллелям и меридианам, записать цифры.
Показывает направление север-юг
Самая длинная из них зовется экватором
Все имеют равную длину
Показывают направление запад-восток
При движении к полюсам их протяженность уменьшается
Главный их них делит Землю на западное и восточное полушария
Главная из них делит Землю на северное и южное полушарие
Обучающиеся отрывают лепестки, читают свой вопрос, отвечают.
Индивидуальная работа на листочках. Проверка результатов.
Этап 4. Определение ожиданий и опасений.
Работа над формулированием темы, целеполагание
«На ноге стоит одной, крутит, вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны»
— Для чего мы можем использовать глобус? Дает ли он нам какую-то информацию?
— Сформулируйте тему нашего урока сегодня.
— В чем будет заключаться цель нашей работы? Что вы хотели бы узнать, чему научиться?
— Как мы поймем, что достигли своей цели?
Учитель : тема урока «Глобус как источник географической информации», который является источником разнообразной информации.
Обучающиеся отгадывают загадку, формулируют тему урока, цели, высказывают мнения, чтобы хотели узнать на уроке, чего достичь.
Записывают число и тему урока в тетради.
Этап 5. Эмоциональная разрядка (разминка)
Цель: эмоциональная разрядка, привлечение и активизация внимания.
АМО «Проверка энергии»
1) Учит участников следующему ритму:
прохлопать 2 раза по 5 хлопков;
прохлопать 2 раза по 3 хлопка;
два раза скрестить руки и прокричать: «йо-йо!»;
И проговаривают УФ-УФ-УФ
Выполняют движения вместе с учителем.
Этап 6. Проработка содержания темы
Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК
АМО «Моделирование практической ситуации»
Работа с учебником.
Создание проблемной ситуации:
«Можно ли по глобусу определить расстояние от нашего края до северного полюса? Как это сделать?»
«Как определять по глобусу расстояния» с использованием рис. 27.
Применение полученных знаний.
Работа над формированием умений.
Создание проблемной ситуации: «К берегам, какого моря мы выйдем, если от нашего села все время будем двигаться на север?»
Что нужно вспомнить, чтобы ответить на этот вопрос? (знать стороны горизонта, их направление на глобусе и карте)
Работают в парах, читают и отвечают на вопросы на стр.45 устно.
Рассматривают рис.27, слушают объяснения учителя.
Несколько человек работают у доски.
Самостоятельно работают в парах, результаты записывают в тетради.
Работают над проблемной ситуацией.
Работа в парах, результаты записывают в тетради.
Записывают д/з в дневники.
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке
АМО «Солнышко и туча»
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает
сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата : преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает
сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
— развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с глобусом, развитие связной речи
— воспитательные: воспитание любознательности, интереса к изучению предмета
Предметные: знать определение масштаба, уметь определять по глобусу расстояния между объектами; знать и объяснять существенные признаки понятий: параллель, меридиан, градусная сеть, экватор, нулевой меридиан, масштаб
Личностные : осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
Коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом
Познавательные : анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации
Тип урока : урок-практикум.
Оборудование : глобусы, карта полушарий, атласы, индивидуальные задания.
МЕТОД «ПРОВЕРКА ЭНЕРГИИ»
Цель: эмоциональная разрядка, привлечение и активизация внимания.
1) Научите участников следующему ритму:
прохлопать 2 раза по 5 хлопков;
прохлопать 2 раза по 3 хлопка;
два раза скрестить руки и прокричать: «йо-йо!»;
2) Скажите им, что так они должны делать, если Вы крикните «Проверка энергии!»
4) Затем научите группу хлопать в обратном порядке:
скрестить два раза руки, при этом крича «УАУ-УАУ»;
затем хлопнуть 2 раза по 3 хлопка;
закончить упражнение громким вздохом «Уффф!».
5) Скажите участникам, что так они должны делать после первой группы хлопков, если Вы крикните «Наоборот!»
6) Повторяйте, пока участники не смогут сделать это упражнение в одном и другом порядке.
7) Предупредите их, что Вы можете сказать неожиданно: «Проверка энергии!», а потом «Наоборот!» И тогда участники должны следовать за Вашим ритмом хлопков.
МЕТОД «СОЛНЫШКО И ТУЧА» (ПРОВОДИТСЯ В КОНЦЕ УРОКА)
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1706396
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основные источники географической информации – виды и характеристика
Географическая информация – это данные о различных географических объектах и явлениях, в которых обычно указывается их положение на нашей планете. В качестве примера такой информации можно привести:
Огромное количество информации может считаться географической. Даже реклама торгового центра, в которой указан его адрес, является географической информацией. Но каковы основные ее источники?
Карты
Для человека удобнее всего картографическая форма представления информации. Найти карты можно в атласах, учебниках, других литературных источниках. Также сегодня множество топографических планов и карт можно найти в Интернете и других электронных источниках.
Научная литература
К научной литературе можно отнести учебники, энциклопедии, научные журналы, просветительскую литературу. Здесь можно найти описание разных территорий нашей планеты, особенностей их рельефа и обитающих там видов животных.
Научная литература – это основной источник информации о природе географических процессов и явлений. Именно в ней можно узнать про такие географические теории, как, например, дрейф материков.
Статистические справочники
Современные государства и международные организации постоянно собирают статистику о состоянии своих природных ресурсов и социально-экономической обстановке. Наиболее авторитетными источниками экономической статистической информации являются Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и Международный валютный фонд.
Отдельно стоит отметить данные, собираемые в ходе переписи населения. В ходе них определяется религиозный, этнический, расовый, возрастной, половой и языковой состав как всей страны, так и ее отдельных регионов, определяется доля безработных, собирается статистика о составе семей.
В сегодняшнем мире возрастает значение статистики, собираемой с использованием интернет-технологий. Можно оценивать посещаемость тех или иных сайтов в разных странах и регионах, анализировать активность пользователей социальных сетей. Иногда в географических исследованиях даже используют частоту поисковых запросов. Например, желание людей эмигрировать в другую страну можно оценить по запросам типа «стоит ли переезжать в США» или «что нужно для переезда в Беларусь».
Нормативно-правовые источники
К этой категории относятся законодательные акты государств, указы президентов и правительств. Во многих конституциях, в том числе и в российской, приводится перечень административных единиц (провинций), входящих в состав страны. Также законы определяют размер ряда экономических выплат (пенсий, пособий на ребенка) и устанавливают такие показатели, как минимальная оплата труда или прожиточный минимум. В свою очередь с использованием этих цифр рассчитывается уровень бедности и иные параметры страны. Нормативно-правовые источники позволяют определить уровень налогообложения в государстве.
Результаты социологических опросов
Иногда государство из идеологических соображений не собирает некоторую информацию либо ее искажает. Также есть информация, которая просто не относится к компетенции правительства. В этом случае на помощь географам приходят социологические опросы. Ученые на месте опрашивают население по интересующим вопросам, например, по политическим предпочтениям на ближайших парламентских выборах.
Наблюдения
Нередко необходимая информация не может быть получена никак иначе, кроме как с помощью наблюдения. В этом случае географ выезжает в интересующую его локацию и на месте проводит необходимые изыскания. В качестве примера можно привести экспедиции в джунгли Амазонки, в ходе которых ученые изучают эту уникальную экосистему.
Географоинформационные системы
Для их обозначения используется сокращение ГИС. Обычно такие системы представляют собой цифровую карту местности, с которой связаны пространственные базы данных, графические и прочие инструменты. Простейший пример – навигатор для поиска оптимального маршрута.
Фотоснимки из космоса и аэрофотоснимки
Современные технологии открывают перед нами и новые источники географической информации. Сегодня любой пользователь Интернета может посмотреть, как его дом выглядит на снимках из космоса! Информация, получаемая со спутников или других летательных аппаратов, без сомнения может считаться географической.