Источники географической информации и для чего они необходимы таблица

ГДЗ география 5 класс Алексеев, Николина Просвещение 2019-2020 Задание: 5 География сегодня

Вопросы в конце параграфа

1. Учёные собирают информацию о Земле с помощью искусственных спутников Земли, проводят экспедиции и полевые исследования.

2. Источники географической информации и их роль для географии: географические карты и атласы (помогают в ориентировании, визуализируют картографическую информацию о расположении географических объектов); путеводители (помогают с построением маршрута); справочники, энциклопедии, книги, газеты и журналы (дают информацию об объектах и явлениях); аэрокосмические снимки (дают визуальную информацию о поверхности Земли, её изменении во времени), геоинформационные системы (представляют картографическую информацию с дополнительной информацией об объектах); поисковые системы интернета (могут дать различные виды географической информации); путешествия и полевые исследования (дают фактическую информацию о географических объектах и явлениях).

3. Значение космических технологий для развития географической науки огромно, так как в настоящее время космические технологии являются основным инструментом географических исследований. С их помощью создаются карты, проводится мониторинг территорий (для прогноза и анализа изменения природных и антропогенных объектов, роста городов или исчезновения населённых пунктов и так далее).

4. Конспект параграфа:

В настоящее время открытие новых географических объектов в прошлом. На первое место вышло непрерывное наблюдение за поверхностью Земли с помощью космических технологий. К ним относятся спутники, которые ведут постоянное наблюдение за Землёй и позволили создать навигационные системы.

Всего выделяют восемь групп источников географической информации: географические карты и атласы; путеводители; справочники и энциклопедии; книги, газеты и журналы; аэрокосмические снимки; геоинформационные системы; поисковые системы интернета; путешествия и полевые исследования (до сих пор остающиеся важным элементом). Самым востребованным в настоящее время являются геоинформационные системы, которые содержат огромное количество данных (разной географической информации).

5. Наблюдения и исследования в космосе помогают решать земные проблемы, тем, что эти исследования собирают огромное количество информации, эти наблюдения также имеют непрерывных характер.

6. Географические термины, которые встречаются в тексте и знакомы мне: навигационные системы, источники географической информации, географическая карта, атлас, путеводитель.

Географические термины, которые встречаются в тексте и были не знакомы мне: географические информационные системы.

7. Мой город – Санкт-Петербург.

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ

1. Пример выполнения задания: Газета «Московский комсомолец» номер 28602, от 16.08.2021

а) здесь я побывал: Воронеж, Крым.

б) об этом часто слышал: рост ВВП.

в) слышу это впервые: Арктика, Кабул.

г) очень хочу побывать: Израиль, Польша, Афганистан.

д) здесь живут мои родные, друзья: Швейцария, Киев.

е) другое: горожане, область.

Человек в повседневной жизни очень часто сталкивается с географическими знаниями, они везде, к ним можно отнести прогноз погоды, описание природных объектов или городов, колонки «заметок путешественников», колонки садоводов, политические новости других стран.

2. Реферат об Г.И. Невельском

Родился Геннадий Иванович Невельской 23 ноября 1813 года в семье потомственных мореходов, послуживших во славу Русского флота. С детства он грезил морями, знал, что пойдет по стопам своих предков. В 1829 году поступил в Морской корпус, где директором был первый российский кругосветный мореход, великий путешественник И. Ф. Крузенштерн. После окончания корпуса в 1832 году Невельской, произведенный в мичманы, в числе лучших учеников был прикомандирован слушателем в Офицерский класс – прообраз будущей Военно-Морской академии. В 1836 году, после успешной сдачи экзаменов, он получил чин лейтенанта и назначение офицером на корабль «Беллона», входивший в эскадру адмирала Федора Литке. С 1836 по 1846 год Невельской исходил на различных судах Балтийское, Северное и Средиземное моря, мастерски овладел искусством кораблевождения, стал настоящим, опытным моряком. Небольшого роста, крепко сколоченный, подвижный и энергичный, он пользовался особым уважением среди товарищей. Его способности, знания, пытливый ум, доброе и благородное сердце снискали ему любовь моряков. Все считали его достойным вести корабль в любое далекое плавание. Никто уже не сомневался в том, что его ждет блестящее будущее. В 1846 году Геннадий Невельской был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром строящегося военного транспорта «Байкал». Спустя год было принято решение об отправке нового судна с грузом из Петербурга на Камчатку. Невельской решил воспользоваться этим случаем для реализации своей давней идеи по изучению устья реки Амур, которое долгое время считали непригодным для судоходства. Заручившись поддержкой вновь назначенного губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева и начальника главного морского штаба Александра Меншикова, Невельской направил высочайшее прошение Николаю I о разрешении экспедиции. Плавание, начавшееся в начале сентября 1848 года, завершилось спустя восемь месяцев в порту Петропавловска-Камчатского. Так и не получив высочайшего разрешения на свои исследования, Невельской решил действовать самостоятельно. В июне 1849 год «Байкал» достиг северной оконечности Сахалина, и, обогнув его с запада, направился в Амурский лиман. Вскоре был обнаружен вход в лиман и найдено устье Амура, которое команда Невельского обследовала на несколько километров вверх по реке. Таким образом, экспедиция под командованием Геннадия Невельского совершила значительное географическое открытие, доказав, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее, и подтвердила теорию Невельского о возможности судоходства на Амуре. В феврале 1851 года решением правительства под началом Геннадия Невельского была организована Амурская экспедиция, которая детально исследовала бассейн нижнего Амура, произвела там топографическую съемку, составила первую карту всего Амура, провела большую исследовательскую работу на Сахалине. В 1854 году Невельской был произведен в контр-адмиралы. 8 июня 1855 года поступило распоряжение Николая Муравьёва о расформировании Амурской экспедиции и о назначении Невельского начальником Штаба Морских сил при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В июле 1856 года Невельской вернулся в Санкт-Петербург и вскоре зачислен в резерв флота. В 1857 году он был назначен членом Морского Ученого комитета, в 1864 году произведен в вице-адмиралы, в 1874 году – в адмиралы. Скончался Геннадий Невельской в Санкт-Петербурге 29 апреля (17 апреля по старому стилю) 1876 года. Был похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. О своей деятельности на Дальнем Востоке Невельской рассказал в книге «Подвиги русских морских офицеров на Крайнем Востоке России, 1849-1855». Г.И. Невельской – основатель города Николаевска-на-Амуре. Исследователь доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов. Он доказал, что Сахалин – остров. Невельской и его подчинённые осуществили детальное исследование берегов устья Амура, Амурского лимана и Татарского пролива, а также континентальных частей Амурского и Уссурийского края. При этом Невельской от имени императора устанавливал власть России в дальневосточных территориях.

Источник

Основные источники географической информации – виды и характеристика

Источники географической информации и для чего они необходимы таблица. Смотреть фото Источники географической информации и для чего они необходимы таблица. Смотреть картинку Источники географической информации и для чего они необходимы таблица. Картинка про Источники географической информации и для чего они необходимы таблица. Фото Источники географической информации и для чего они необходимы таблица

Географическая информация – это данные о различных географических объектах и явлениях, в которых обычно указывается их положение на нашей планете. В качестве примера такой информации можно привести:

Огромное количество информации может считаться географической. Даже реклама торгового центра, в которой указан его адрес, является географической информацией. Но каковы основные ее источники?

Карты

Для человека удобнее всего картографическая форма представления информации. Найти карты можно в атласах, учебниках, других литературных источниках. Также сегодня множество топографических планов и карт можно найти в Интернете и других электронных источниках.

Научная литература

К научной литературе можно отнести учебники, энциклопедии, научные журналы, просветительскую литературу. Здесь можно найти описание разных территорий нашей планеты, особенностей их рельефа и обитающих там видов животных.

Научная литература – это основной источник информации о природе географических процессов и явлений. Именно в ней можно узнать про такие географические теории, как, например, дрейф материков.

Статистические справочники

Современные государства и международные организации постоянно собирают статистику о состоянии своих природных ресурсов и социально-экономической обстановке. Наиболее авторитетными источниками экономической статистической информации являются Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Отдельно стоит отметить данные, собираемые в ходе переписи населения. В ходе них определяется религиозный, этнический, расовый, возрастной, половой и языковой состав как всей страны, так и ее отдельных регионов, определяется доля безработных, собирается статистика о составе семей.

В сегодняшнем мире возрастает значение статистики, собираемой с использованием интернет-технологий. Можно оценивать посещаемость тех или иных сайтов в разных странах и регионах, анализировать активность пользователей социальных сетей. Иногда в географических исследованиях даже используют частоту поисковых запросов. Например, желание людей эмигрировать в другую страну можно оценить по запросам типа «стоит ли переезжать в США» или «что нужно для переезда в Беларусь».

Нормативно-правовые источники

К этой категории относятся законодательные акты государств, указы президентов и правительств. Во многих конституциях, в том числе и в российской, приводится перечень административных единиц (провинций), входящих в состав страны. Также законы определяют размер ряда экономических выплат (пенсий, пособий на ребенка) и устанавливают такие показатели, как минимальная оплата труда или прожиточный минимум. В свою очередь с использованием этих цифр рассчитывается уровень бедности и иные параметры страны. Нормативно-правовые источники позволяют определить уровень налогообложения в государстве.

Результаты социологических опросов

Иногда государство из идеологических соображений не собирает некоторую информацию либо ее искажает. Также есть информация, которая просто не относится к компетенции правительства. В этом случае на помощь географам приходят социологические опросы. Ученые на месте опрашивают население по интересующим вопросам, например, по политическим предпочтениям на ближайших парламентских выборах.

Наблюдения

Нередко необходимая информация не может быть получена никак иначе, кроме как с помощью наблюдения. В этом случае географ выезжает в интересующую его локацию и на месте проводит необходимые изыскания. В качестве примера можно привести экспедиции в джунгли Амазонки, в ходе которых ученые изучают эту уникальную экосистему.

Географоинформационные системы

Для их обозначения используется сокращение ГИС. Обычно такие системы представляют собой цифровую карту местности, с которой связаны пространственные базы данных, графические и прочие инструменты. Простейший пример – навигатор для поиска оптимального маршрута.

Фотоснимки из космоса и аэрофотоснимки

Современные технологии открывают перед нами и новые источники географической информации. Сегодня любой пользователь Интернета может посмотреть, как его дом выглядит на снимках из космоса! Информация, получаемая со спутников или других летательных аппаратов, без сомнения может считаться географической.

Источник

География

План урока:

Что изучают в курсе географии. Предмет изучения

География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.

А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.

Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.

Эратосфен, древнегреческий ученый, давший название науке «география»

С древнегреческого «гео» и «графос» («Земля» и «пишу») переводится, как «землеописание», то есть география изучает Землю, земную поверхность, природу планеты, население и его хозяйственную деятельность.

В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:

Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.

То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.

Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.

В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.

Разнообразие источников географической информации. Географические карты

Географическая информация — это сведения о каких-либо географических явлениях и объектах, обычно с указанием их местонахождения. Даже адрес торгового центра будет являться информацией о географическом положении объекта. Источников для получения сведений очень много, и это не только географическая карта.

Ресурсами для получения сведений и знаний могут быть различные источники географической информации:

Первыми источниками были наблюдения. Результаты проведенных наблюдений отражались в рисунках, текстах, графиках, цифрах. Самым значимым итогом наблюдений стали географические карты.

Еще один важнейший источник знаний прошлого — страноведческие описания, в них путешественники записывали сведения о новых землях, которые посещали: описывали природу этих территорий, народы, населяющие новые земли, их культуру и т.д.

Источников много, но ни один из них не может существовать отдельно, только комплекс наработок может дать полноценные знания.

Географическая карта — «второй язык» географии

Карта — наглядное средство хранения географической информации о Земле, о странах, о России, в частности, и один из лучших источников получения знаний, модель реальной действительности.

Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, свойства и связи различных природных и социально-экономических объектов и явлений. Впервые появились в Древней Греции и Древнем Риме. Расцвет картографии приходится на период Великих географических открытий. Знания, полученные тогда мореплавателями, должны были быть осмыслены и оформлены. Эту задачу в то время взял на себя Герард Меркатор, фламандский географ и картограф XVI века.

Знание карты в наши дни необходимо, ее надо понимать и научиться читать. Язык данного источника информации особый, состоящий из графических символов, каждый из которых имеет свое значение. Он состоит из линий, контуров, стрелок, геометрических фигурок, буквенных символов, цвета, фона, фигур, изображающих объекты и явления. Понимать карту значит не только знать эти графические символы, но и видеть масштаб, градусную сетку, уметь определять расстояния и направления. Каждая карта имеет свою легенду, представляющую собой свод знаков, использующихся на данном источнике географической информации. В легенде иногда располагаются и дополнительные сведения: например, профили, таблицы, шкала глубин и высот.

Карты очень разнообразны. Классифицировать их можно по следующим признакам:

По содержанию карты делятся на общегеографические и специальные (тематические). На первых изображается земная поверхность с объектами рельефа, растительного покрова, вод, государственных и административных границ, ледников, городов и др. Сюда можно отнести физические карты и крупномасштабные топографические, на которых территории изображены подробно. Тематические карты очень разнообразны: в эту категорию входят геологические, тектонические, климатические карты, карты населения и другие, то есть многообразные физико-географические и социально-экономические карты, показывающие отдельные природные и общественные явления. Отсюда вывод: специальные карты делятся на 2 большие группы: карты природных явлений и экономические карты (общеэкономические и отраслевые).

План описания географической карты: чтение источника информации

Для того, чтобы сделать характеристику географической карты, нужно определить ее тип. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

Ответы на заданные вопросы в результате дадут подробную характеристику источника географических знаний.

Методы географической науки

В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:

С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:

— изучение территориальной организации;

— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;

— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.

Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.

Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее. А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем.

На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.

Источник

Практические работы по географии (5-6 класс)

Практическая работа № 1. 6 класс.

Анализ источников географической информации.

Цель работы: ознакомить с основными источниками географической информации, определение их значимости для общества и для себя лично.

Оборудование: учебник стр. 17, карты, журналы, путеводители, аэрофотоснимки.

Проанализируйте схему на стр. 17 и текст на стр. 17 – 18 учебника. Затем перечислите источники географической информации и их значение.

Заполните таблицу « Источники географической информации от наиболее древних к современным».

Для чего они необходимы

Ответьте на вопрос: какими источниками географической информации вы пользовались в своей жизни, и в какой ситуации?

Практическая работа № 2. 6 класс.

« Источники географической информации в нашей жизни».

Цель работы: раскрыть значение источников географической информации для жизни человека.

Оборудование: учебник стр. 17, карты, журналы, путеводители, аэрофотоснимки.

Форма выполнения: Составление схемы, описание одного из источников информации.

После изучения текста на стр. 17 – 18 параграфа № 3 « Откуда получают и где хранят географическую информацию?» и схемы на стр. 17 учащиеся составляют схему

«Источники географической информации в нашей жизни».

Почему путешествия и полевые исследования, как традиционные для географии источники информации выделили в особую группу?

Выберете один из источников информации и проанализируйте его по плану:

а) название источника информации

б) объём источника, если это книга (стр.)

в) какую информацию можно получить: указывают название статьи, книги, карты и.т.д.

г) составьте краткое описание источника информации.

Практическая работа № 1 и № 2. Анализ источников географической информации.

Цель работы: Ознакомить с основными источниками географической информации, определить их значимости для жизни общества и себя лично.

1. Составление таблицы « Как собирают информацию о Земле» ( заполняется в ходе беседы на основе знаний учащегося).

1. Путешествия, полевые исследования

Информация о сравнительно небольшой территории; о некоторых явлениях и процессах. Создание описаний, карт.

Аэрофотоснимки исследования – обширные террито-рии. Создание более точных карт и описаний.

3. Съёмка Земли из космоса

Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли и процессами, происходящими на ней. Создание навигационных систем, ГИС

2. На основе анализа текста на стр. 17 – 18 учащиеся заполняют таблицу « Источники географической информации» ( « Мой тренажёр» стр.8, задание 5).

Источники географической информации

Группа источников информации

Для чего необходимы

1. Описания (научные или художественные). Книга, журнал, газета, энциклопедия.

Подробная информация о территории, явлении.

Ориентирование, строительство; научные исследования; навигация ( морская, воздушная ), учебная деятельность.

Туристические поездки, экскурсии (описание, фото, карты)

4. Аэрокосмические снимки

Составление планов местности.

Для широкого круга пользователей (фото, статистика, карты, описание.)

6. ГИС ( географические информационные системы)

Пользуются учёные, специалисты разных областей (сейсмологи, метеорологи, военные и.т.д.)

Затем выделяют, что источники географической информации можно разделить на 2 группы:

1. Традиционные ( известные с давних времён).

2. Современные ( используются недавно).

Учащимся предлагается в таблице рядом с источниками информации поставить букву «Т» или «С».

3. Далее учащиеся задают вопрос о том, к каким источникам по информации мы отнесём путешествия и полевые практики? Почему их выделяют в особую группу?

4. Учащиеся выбирают 1 из источников информации и анализируют его по плану (работа в группе).

1. Название источника информации.

2. Объём (если возможно стр.)

3. Какую географическую информацию можно получить (укажите название книги, статьи, карты, фотоснимки и.т.д.).

Краткое описание информации.

Тема 2. Земля как планета 6 класс.

Практическая работа № 3.

Подготовка сообщения «Земля во вселенной»

Данную практическую работу целесообразно задать учащимся в качестве домашнего задания, после изучения параграфа 4.

Цель работы: обобщение и расширение сведений о Земле – планете солнечной системы в письменной форме.

Оборудование: учебник, глобус, плакаты «Земля во Вселенной».

Форма выполнения: написание сообщения в форме эссе.

1. Написать эссе объёмом 100 – 150 слов, которое посвящено нашей планете – Земле. *Сообщение оформляется схемами «Положение Земли в Солнечной системе» и «Движение Земли вокруг Солнца».

2. Эссе отражают не только научные знания, но и отношение учащихся к объекту описания, т.е. в нём преобладает как теоретическая основа, так и эмоционально-ценностное отношение учащихся к действительности. В этом ценность эссе.

3. Учащимся показываются материалы публикаций о Земле – как планете в форме статей и описаний в журналах, научных и научно-популярных книгах.

4. Для написания эссе можно воспользоваться рубрикой «стоп кадр» параграфе 4 стр.26.

Практическая работа №4. 6 класс.

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Цель работы: научить обозначать на контурной карте географические объекты.

Оборудование: физическая карта полушарий, контурная карта полушарий.

Форма выполнения: самостоятельное нанесение на контурную карту названий материков и океанов.

1. По карте найдите материки и океаны.

2. В карте ценится её оформление. Работа с контурной картой помогает быстрее запоминать географические объекты и лучше ориентироваться по карте.

3. Нанесите на контурную карту материки, части света и океаны и дайте ей название.

Тема 3. «План и карта» 6 класс.

Практическая работа № 6.

Ориентирование на местности с помощи компаса. Определение азимута.

Цель работы: формирование умений ориентироваться по компасу и определять азимут.

Форма выполнения: выполнение заданий по определению азимута, нанесений на планшет направлений движения.

1. Дайте определение понятий «ориентирование», «масштаб», «азимут», «стороны горизонта», «как ориентироваться по местным признакам». Определите азимуты на предметы. Для проведения работы используйте инструкцию на стр. 42 в рубрике «Шаг за шагом» параграф 7.

2. На местности, на которой учитель заранее определил маршрут, учащиеся, определяя расстояния, составляют схему движения.

3. Перед составлением маршрута класс делится на группы.

Каждая группа получает маршрутную карточку (по В,И,Сиротину).

Направление своего движения и пройденное расстояние учащимися предлагается отмечать на планшете в заранее определённом масштабе.

Карта участника маршрута 6 класс.

Направление и расстояние по маршруту

1. Используя компас, пройти в указанном направлении определённое расстояние (расстояние определять в парах шагов)

В карточке указываются конкретные направления и расстояния.

2. Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе

3. Определить по составленной схеме маршрута направление движения и примерное расстояние между пунктом 4 и местом старта.

Практическая работа № 7. 6 класс.

Цель работы: формирование умения работы с условными знаками.

Форма выполнения: топографический диктант.

1. По навигатору с 40 учебника учащиеся выясняют, что такое условные знаки.

2. Затем учитель проводит практическую работу. Нанести изображение следующих условных знаков: болото, смешанный лес, школа, озеро, овраг, кустарник, река, фруктовый сад, просёлочная дорога.

Другим вариантом является проведение топографического диктанта в форме связанного рассказа, в котором учащиеся вместо отдельных слов наносят топографические знаки, например: учащиеся из школы пошли на экскурсию в смешанный лес, их путь проходил по просёлочной дороге, мимо фруктового сада, озера, через овраг, сады, грунтовую дорогу. Особенно трудно было пробиваться через кустарник и небольшое болото.

3. В качестве домашнего задания, учащиеся самостоятельно составляют свой вариант топографического диктанта. Учитель предлагает учащимся воспользоваться сказочным, фактическим или приключенческим сюжетом.

Практическая работа № 8. 6 класс.

Ориентирование по плану города или топографическому плану

Цель работы: формирование умений ориентирования по плану города.

Оборудование: топографический план с М: 1: 10 000.

Форма выполнения: описание пути следования из одного пункта в другой по топографическому плану.

1. Найдите посёлок Сидорово.

2. Определите его местоположение.

3. В каком направление и на каком расстоянии от посёлка расположены:

Водяная мельница на р. Андога.

4. Опишите путь движение от посёлка Сидорово до свх. Беличи.

Практическая работа № 10. 6 класс.

Ориентирование по карте и глобусу, определение географических координат, расстояний, направлений.

Цель работы: формирование умений определять географические координаты, направление и расстояние по глобусу и карте.

Оборудование: глобус, карта, прибор спутникового позиционирования ДЖИПИЭС, учебник.

Форма выполнения: определение географических координат по заданию учителя.

1. Используя навигаторы с. 56 и 57, рисунки и рубрику «Шаг за шагом», вспомните как определить широту и долготу (стр. 58-59 учебника).

2. Выполните задания:

а) определите географические координаты следующих пунктов:

5. Свой населённый пункт

б) определить с помощью масштаба направление и расстояние от Москвы до Пекина, Якутска.

Практическая работа № 9. 6 класс.

Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Цель работы: формирование умений читать карту, понимать различные изображения, извлекать из них информацию.

Оборудование: учебник стр. 33, 39, 184; карты, космические снимки, аэрофотоснимки.

Форма выполнения: анализ указанных источников и заполнение таблицы.

1. Проанализируйте карты (физическая, топографическая), аэрофотоснимок и космический снимок. Для этого используйте материалы учебника стр.33, 39, 184 и топографические карты.

2. В процессе работы заполняйте таблицу.

Отличие карты от аэрофотоснимка и космического снимка.

Изображены все важные объекты

Объекты изображены условными знаками

Объекты похожи на их реальный вид на местности

Видимые объекты изображены сверху

Границы между объектами слабо различаются

Можно узнать название изображённых объектов

Тема 4. «Человек на Земле» 6 класс.

Практическая работа № 11.

Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

Цель работы: формирование умений работать с политической картой мира, определять географическое положение государств,; развитие умений определять географические координаты.

Оборудование: политическая карта полушарий (стр. учебника 186).

Форма выполнения: работа с картой, заполнение таблицы.

1. Дайте характеристику политической карты (название, масштаб, условные знаки, способ изображения территорий государств, что можно по ней узнать), а затем найдите самые крупные государства на Земле по площади, столицы.

2. Используя политическую карту мира, определите географическое положение и дайте краткое описание следующих стран по выбору: Россия, Канада, Китай, Бразилия, Египет, США.

3. Результаты описания занесите в таблицу:

1. На каком материке находятся

2. С какими странами граничит

3. Какими морями и океанами омывается

4. Столицы государства, её координаты

5. Определить протяжённость страны с севера на юг и с запада на восток

Практическая работа № 12. 6класс.

Определение на карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Цель работы: формирование умения работать с различными источниками информации для получения новых знаний.

Оборудование: учебник стр.67, карта стр.186, рабочая тетрадь «Мой тренажёр» стр. 32-33.

Форма выполнения: нанесение на контурную карту ареалов распространения основных рас, народов.

1. Выясните, что означает слово «ареал». Вы знаете, что представители 3 рас живут на всех материках, однако на определённых материках представители тех или иных рас доминируют.

2. Используя таблицу рис.67, текст учебника стр. 67-68, политическую карту стр.186 учебника с помощью условных знаков на контурной карте покажите ареалы распространения представителей трёх рас.

Тема 5. «Литосфера» 6 класс.

Практическая работа № 13.

Изучение свойств горных пород и минералов.

Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.

Оборудование: коллекция минералов и горных пород, учебник стр.82 «Шаг за шагом «Изучаем горные породы».

Форма выполнения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

1. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах, и опишите их по плану, предложенному в учебнике на стр.82 в рубрике «Шаг за шагом».

2. Результаты оформите в таблицу.

4. Где используется

Практическая работа №14. 6. класс.

Нанесение на контурную карту районов размещения

землетрясений и вулканов.

Цель работы: закрепить знания о районах размещения землетрясений и вулканов; сформировать умение работы с контурной картой.

Оборудование: физическая карта полушарий; физическая карта России; рабочая тетрадь «Мой тренажёр» стр.44-45.

Форма выполнения: оформление контурной карты.

1. Работа выполняется на контурной карте рабочей тетради «Мой тренажёр стр.44-45».

2. Обозначьте на контурной карте вулканы, указанные на стр.88 учебника в задании №1 в рубрике «Откройте атлас». Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам атласа (смотри приложение стр.184-185).

3. На контурную карту нанесите штриховкой районы размещения землетрясений, указанные в тексте учебника. Используйте рис 58. на стр.85 учебника.

Практическая работа № 15. 6 класс.

Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.

Цель работы: формирование умений безопасного поведения в окружающей среде.

Оборудование: учебник стр. 83-88; таблицы по ОБЖ, учебники по ОБЖ.

Форма выполнения: составление правил безопасности.

1. Вспомните, что такое землетрясение, извержение вулканов. Проанализируйте таблицу «Сила землетрясений по 12-бальной шкале.

2. Заполните таблицу:

План разработки правил

1. Что необходимо сделать во время землетрясения и извержения вулкана, если оно вас застало: а) в доме; б) рядом с высокими зданиями, деревьями, высоковольтными линиями электропередач.

2. Что необходимо взять с собой в экстремальной ситуации, если вы оказались в доме?

3. Как себя вести в психологическом плане?

4. Какие качества необходимо проявлять по отношению к другим людям?

5. Как лучше действовать: остаться одному или лучше вместе с близкими и другими людьми?

6. Ваши предложения

3. Материалы выполненной работы можно сопровождать зарисовками, схемами.

4. Разработанные Правила следует обсудить.

Другой вариант таблицы.

Правила поведения во время землетрясения или извержения вулкана

Чем обосновано предложенное правило

Практическая работа № 16. 6 класс.

Описание по карте равнин и гор по плану.

Нанесение равнин на контурную карту.

Цель работы: формирование умений описания равнин и гор по типовому плану; формирование умений работы с контурной картой.

Оборудование: физическая карта полушарий; физическая карта России; контурная карта в тренажёре стр. 46-47; рубрика «Шаг за шагом» учебника стр. 92-93, план описания равнин стр. 97 (описание гор по карте).

Форма выполнения: составление описания по плану; оформление контурной карты.

1. Последовательно изучите пункты плана рубрики «Шаг за шагом» стр. 92-93 или 97. По предложенному алгоритму дайте описание Уральских гор и Западно-Сибирской равнины.

2. Материалы практической работы оформите в виде таблицы.

План описания Западно-Сибирской равнины

1. Название. На каком материке, в какой его части и в какой стране она находится?

4. Средние и максимально абсолютные высоты равнины

5. Характер рельефа

6. Направление течения рек; в каком направлении происходит понижение рельефа?

7. Какие крупные реки, озёра, города находятся на равнине?

Описание Уральских гор

1. Название. На каком материке, в какой его части и в какой стране они находятся?

2. В каком направлении и насколько протянулись горы, как они расположены относительно других объектов (равнин, рек, морей)

3. Определение по шкале высот в легенде карты; какова средняя абсолютная высота гор. Наивысшая точка

4. Высота наивысшей точки и её координаты. Направление течения рек, в каком направлении понижение рельефа.

5. Какие реки берут начало в горах, есть ли крупные озёра?

3. Обозначьте и подпишите на контурной карте горы и равнины, после объяснения учителем правил обозначения объектов на карте с учётом условных знаков. Географические объекты указаны в рубрике «Откроем атлас», параграфов 16,17.

Практическая работа № 17. 6 класс.

Описание рельефа своей местности.

Цель работы: формирование умений описания рельефа своей местности.

Оборудование: физическая карта своей области, края; учебник стр. 98, задание 10, учебник по географии своего края.

Форма выполнения: составление описания по атласу.

Используя план описания задания 10 параграфа 17, дайте на основе указанных источников описание в таблице.

1. Какими формами образован рельеф?

2. Какова средняя высота местности?

3. Максимальная абсолютная высота?

4. Какие породы слагают местность?

5. Какие полезные ископаемые добывают в вашей местности?

1. Основная форма рельефа вашей местности?

2. Характер поверхности рельефа вашей местности?

3. Какова средняя высота местности?

4. Максимальная абсолютная высота?

5. Какие горные породы по происхождению слагают вашу местность?

6. Какие полезные ископаемые добывают в вашей местности?

Тема 6. «Гидросфера» 6 класс.

Практическая работа № 18.

Описание реки и озера по плану.

Цель работы: формирование умений давать описание рек, озёр по плану.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, учебник стр.122 и 127 рубрика « Шаг за шагом».

Форма выполнения: составление описания реки и озера по плану.

Работа выполняется соответственно после изучения темы «Реки – артерии Земли» и «Озёра, подземные воды и ледники».

Описание реки Волга по плану

1. На каком материке, и в какой стране находится?

2. В каком направлении протекает река?

3. Где начинается и куда впадает река?

4. К какой речной системе относится?

Описание озера Байкал

1. На каком материке, и в какой его части находится?

2. Географические координаты крайней северной точки озера?

3. Происхождение озёрной котловины?

4. Какова глубина озера (максимальная)?

5. Сточное или бессточное озеро?

6. Особые черты озера?

Практическая работа № 19. 6 класс.

Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озёр мира.

Цель работы: формирование умений ориентироваться по карте; формирование умений работать с контурной картой.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, контурная карта.

Форма выполнения: оформление контурной карты.

1. Последовательно по мере изучения параграфа 21 и на основе рубрики «Откройте атлас» учащиеся наносят на контурную карту «Крупнейшие реки и озёра мира» географические объекты, указанные в рубрике.

2. На примере одной из рек указывают части реки, подписывая их.

Практическая работа № 20. 6 класс.

На примере местной реки, озера установите связи гидросферы с другими оболочками Земли.

Цель работы: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между объектами.

Оборудование: физическая карта полушарий.

Форма выполнения: составление описания или схемы.

Практическая работа выполняется в форме следующей схемы, которую следует дополнить конкретикой.

Другой вариант, когда класс делится на группы и каждая из групп раскрывает связи реки с одной из оболочек Земли.

Практическая работа № 21. 6 класс.

Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газетах, журналах, Интернет) и составление аннотации по одному из источников.

Цель работы: формирование умений анализировать различные источники информации.

Оборудование: справочники, журналы, материалы Интернет, газеты.

Форма выполнения: сбор и проведения анализа материалов; написание аннотации к одному из источников.

1. В данной практической работе проявляется творчество учащихся. К уроку необходимо собрать 4-5 интересных, понравившихся фактов о гидросфере. Данный этап работы может быть оформлен в виде таблицы.

Интересный факт о гидросфере

Название статьи, книги, материалов Интернета

Автор, место и год издания

Чем Вас заинтересовал факт

2. Выберете один из источников и составьте аннотацию (краткие сведения) о нём. В аннотации фиксируется:

а) о чём идёт речь в аннотируемом источнике;

г) где и когда происходило событие;

д) чем вас поразило (заинтересовало) описываемое событие.

3. Собранные учащимися факты могут оформляться в качестве стенной газеты, странички сайта, выступлений учащихся в классе.

Тема 7. «Атмосфера» 6 класс.

Практическая работа № 22.

Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

Цель работы: формирование умений вести наблюдение за изменениями погоды; проводить анализ календаря погоды.

Оборудование: приборы, термометр, барометр, флюгер, календарь погоды.

Форма выполнения: проведение наблюдений за погодой; ведение календаря погоды.

Наблюдать за погодой, составлять календарь погоды учащиеся учатся в течение всего года. Обязательные для всех учащихся наблюдения проводятся 2 раза, чтобы имелась возможность для сравнения. Как показывает практика, все учащиеся ведут календарь в осенний период и во время изучения темы «Атмосфера». В течение всего года дежурные ведут Школьный (классный) календарь погоды.

Погода фиксируется также по данным метеослужб.

Во время изучения темы «Атмосфера» учащиеся самостоятельно заносят в календарь следующие данные (табл.).

Необычные погод-ные явле-ния

3. На основе составленного календаря составьте анализ, в котором выделите среднюю, максимальную, минимальную температуру воздуха, преобладающее направление ветра, облачность, виды осадков, отметьте, какие необычные погодные явления характеризуют температуру месяца.

4. Сравните данные календарей погоды за зимний и весенний периоды.

5. Выполните задание 10 параграф 25, посвящённое анализу календаря погоды.

Практическая работа № 23. 6 класс.

Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.

Цель работы: формирование умений определять среднесуточную температуру.

Оборудование: термометр, календарь погоды.

Форма выполнения: заполнение таблицы и анализ данных.

1. Для выполнения практической работы используйте рубрику «Шаг за шагом» стр. 137 – 138 учебника, которая объясняет алгоритм выполнения практической работы.

2. Проведите определение температуры 3 – 4 раза в сутки (время учитель определяет в зависимости от имеющихся условий).

3. Используя материалы алгоритма рубрики учебника, в тетрадях рассчитайте среднесуточную температуру и сделайте вывод. Если имеется возможность, сравните с другими годами.

Практическая работа № 24. 6 класс.

Построение и анализ розы ветров.

Цель работы: формирование умений составления розы ветров.

Оборудование: календарь погоды.

Форма выполнения: составление схемы розы ветров на основе анализа календаря погоды.

1. Изучите рубрику «Шаг за шагом» стр. 143 – 144 учебника, которая объединяет алгоритм выполнения практической работы.

2. На основе данных календаря погоды и алгоритма выполнения практической работы, помещённой в рубрике, составьте и проанализируйте розу ветров, если имеется возможность, сравните с другими годами.

3. Для практической работы используйте задание 10 параграф 25.

Практическая работа № 25. 6 класс.

Характеристика климата своей местности, его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Цель работы: формирование умений давать характеристику климата своей местности.

Оборудование: справочники, учебники и пособия по географии своей местности; климатические данные своей местности за несколько лет.

Форма выполнения: составление описания климата своей местности; проект выявления связей о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

1. Учитель предлагает учащимся названия книг, учебников, статей из кабинета географии, школьной библиотеки, характеризующий климат своей местности.

2. По плану дайте описание климата своей местности.

а) в каком климатическом поясе мы живём;

б) какие факторы влияют на климат нашей местности;

в) характеристика климата в зимнее и летнее время (температура и осадки); г) необычайные климатические явления, которые фиксировались в нашей местности;

д) в каких пословицах, поговорках фиксирует климат народный календарь; е) как сохранить и восстановить природу своей местности.

3. Вторая часть практической работы – творческая и может проводиться в форме проектов ( по выбору) по темам «Влияние климатических условий на здоровье людей» (объект исследования – семья ученика), «Опасные атмосферные явления, характерные для нашей местности» и др.

4. Кроме проекта учащиеся могут написать эссе на тему «Влияние климата нашей местности на одежду (жилище) людей» и др.

Практическая работа № 26. 6 класс.

Прогноз погоды на ближайшие 2 – 3 дня.

Цель работы: формирование умений проводить анализ и составлять простейший прогноз погоды.

Оборудование: календарь погоды.

Форма выполнения: фиксирование в тетради своих аналитических сведений; обсуждение полученных результатов.

1. На основе календаря погоды, репортажей о погоде по радио и телевидению, проанализируйте, какими были в ближайшее время температура воздуха, осадки, атмосферное давление, направление ветра.

2. Затем, на основании проанализированных данных, собственных наблюдений сделайте прогнозы на ближайшие 2 – 3 дня. Прогнозы обосновываются.

3. На следующем уроке материалы анализируются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *