История 6 класс введение что изучает история средних веков
Конспект по истории Средних веков на тему «Введение в историю средних веков»
Введение. Понятие средневековья.
Цель : ознакомить учащихся с хронологическими и географическими границами средневековья; дать
представление о своеобразии путей исторического развития стран и народов.
Основные понятия и термины: средневековье, исторические источники, феодализм,
традиционное общество, цивилизация.
Оборудование: атлас истории средних веков, карта № 1
Урок открывается моей вступительной беседой с информацией об изучаемых в 6 классе курсах, а также учебниках, рабочих тетрадях, атласах и контурных картах. Я обязательно должен познакомить учащихся с требованиями к устным и письменным ответам, к оформле нию карт, а также с нормами оценок.
Я устанавливаю связь истории средних веков с историей древнего мира с помощью вопроса в учебнике (с. 6).
=> Историю каких стран и народов вы изучали в курсе исто рии древнего мира? (Древнего Египта,
Вавилона, Финикии, Асси рии, Индии, Китая, Японии, Древней Греции, Древнего Рима.)
время лежит «посередине», между завершением истории древнего мира и началом истории нового времени.
( Включение в деятельность систематической работы с историческими терминами и понятиями помогает более целенаправлен но вести работу по систематизации знаний учащихся . Усвоение исторических понятий учащимися не только предполага ет их правильное применение, но и развивает специальное историческое мышление, создает опорные знания, прививает устойчивый интерес к изучению истории.)
I способ. Я в начале урока записываю на доске новые понятия и термины. В процессе изучения материала объясняю понятия и термины, ученики записывают их значения, определения в тетрадь.
II способ. Я в начале урока записываю на доске новые понятия и термины. Учащимся предлагается самостоятельно найти их значения в справочной литературе.’
Я ярко охарактеризовываю место средних веков в истории, стараюсь вызвать интерес у учащихся.
В Византии было записано римское право: оно являлось основой для законов средневековых государств. Возник суд присяж ных, который до сих пор применяется при разборе важных дел.
Многие современные города Европы и Востока возникли еще в средние века. Сформировались языки европейских народов: анг лийский, французский, немецкий, испанский, итальянский.
В эпоху средних веков получили развитие мировые религии: христианство (православное, католическое), ислам, буддизм.
Нельзя забывать и о том, что и в средние века человечество продвигалось вперед в своем хозяйственном, политическом и куль турном развитии.
Я сообщаю учащимся о сохранившихся средневековых сооружениях и постройках в городах, о различных вещест венных памятниках: изделиях ремесленников, орудиях труда, ору жии, монетах.
Я предлагаю учащимся вспомнить, с какими пись менными историческими источниками они встречались в курсе ис тории древнего мира. Далее характеризует различные виды пись менных источников, которые относятся к средним векам: деловые документы, юридические памятники, исторические, литературные и научные произведения.
Конспект урока по истории » Что изучает история средних веков» (6 класс)
Урок 1, Что изучает история средних веков.
1. Опираясь на знания учащихся, полученные в курсе истории Древнего мира, подготовить их к изучению истории средних веков.
2. Сформировать у учащихся представление о средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
3. Продолжить формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и синхронность событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Оборудование: карта мира, лента времени, учебники: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс.
Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив), лента времени, домашнее задание.
I. Актуализация опорных знаний по материалу пятого класса
Беседа с классом и работа по карте.
Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе?
(История Древнего мира.)
С историей каких государств Древнего мира мы познакомились?
(С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии и Рима.)
Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их.
— Какие события из истории этих государств вы помните?
Что обозначают понятия: «неравенство», «религия», «эксплуатация», «государство», «классы», «демократия», «республика»?
II. Переход к изучению новой темы
Что же изучает история средних веков?
Ш. Изучение новой темы
1. Знакомство учащихся с новыми учебниками. Беседа.
Назовите авторов своего учебника.
Найдите оглавление и скажите, какие большие разделы истории средних веков мы будем изучать? Историю каких государств мы будем изучать в этом году?
(Историю Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии.)
Какая нужная для вас информация помещена на стр. 271-272?
(Это список дополнительной литературы, которую можно читать по каждой главе.)
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. I стр. 6-9. Выяснить, что изучает история средних веков?
3. Беседа по прочитанному.
Что изучает история средних веков?
(Изучает жизнь людей: их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)
Что обозначает понятие «история средних веков»? Воспользуйтесь лентой времени.
(Средние века-второй период Всемирной истории, начавшийся с 5 века н.э. и продолжавшийся до XV века.)
Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
(Они используют данные науки археологии, этнографии, нумизматики. Изучают письменные источники, например, законы, надписи на скалах, табличках.)
IV. Закрепление изученного на уроке
Какой период времени охватывает история средних веков?
Почему изучаемый нами период называют «средние века»?
(Этот период истории развития общества находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.)
Каковы источники наших знаний об истории средних веков?
(Источниками по истории средних веков являются хроники, письма, поэмы, грамоты, капитулярии, летописи.)
V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
1. Прочитать Введение стр. 6-11.
Разработка урока по истории Средних веков по теме: «Введение в историю Средних веков. Мир варварства». 6-й класс
Класс: 6
Несколько вводных слов…
История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов. История несёт на себе огромный груз социальной значимости, способствуя формированию гражданского общества, социально-активной личности, здорового, крепкого государства.
Отсюда становится понятным значимость уроков истории в школе. Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Маленькие граждане нашей большой страны должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающем о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей.
Перед Вами разработка самого первого урока истории в 6 классе, посвящённого знакомству с огромной тысячелетней историей Средних веков. Очень хотелось сделать его ярким, информативным и запоминающимся.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
1. Что изучает история Средних веков?
Урок начинается с показа титульного слайда презентации, сопровождающегося стилизованной инструментальной композицией. На доске записаны все этапы человеческой истории (от Первобытности до Новейшей истории).
На слайде появляется лента времени, разделённая на три составляющие. Сначала учитель характеризует эпохи до и после Средних веков (на ленте времени появляются надписи “Древний мир” и “Новое время”). Только затем определяется место Средневековья.
Давая характеристику периоду Возрождения (самую общую) важно указать на то, как воспринимал себя тогда человек, какое место в мире он себе отводил, что считал главным.
Античность и Возрождение – две точки взлёта человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними – “провал” Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. “Тёмные века” – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин “Средние века”.
Учащиеся быстро и, как правило, безошибочно, называют те события, которыми заканчивается история Древнего мира. Здесь важно помочь учащимся вспомнить дату крушения Римской империи, поскольку именно она становится датой начала Средневековья.
Далее учитель рассказывает о различных взглядах историков на вопрос об окончании периода Средних веков, более подробно останавливаясь на современной общепринятой хронологии.
Поскольку материал об исторических источниках подробно разбирался в самом начале курса истории в 5 классе, важно начать с активизации знаний учащихся.
Учителю необходимо добиться чёткого и грамотного ответа на вопрос о том, что же такое исторические источники и какими они бывают.
После успешного завершения данной работы можно переходить непосредственно к рассмотрению различных типов источников, способствующих изучению периода Средневековья.
Иллюстративный материал презентации поможет учащимся быстро разобраться в материале (походу работы, учащиеся делают записи в тетрадях). Для актуализации полученных знаний учитель может провести активную работу с учащимися по вопросам о том, какую информацию можно извлечь из того или иного источника, какое это имеет значение для историков.
Итогом работы станет ответ на вопрос о том, что же изучает история Средних веков. Здесь можно использовать материал учебника (стр. 7) или выводы самих учеников.
Как правило, учащиеся и сами могут вспомнить происхождение и значение термина “варвар”. Если же они затрудняются с ответом, следует им напомнить, что слово “варвар” ведёт своё происхождение из Древней Греции. Греки именно так называли всех иностранцев (в том числе и римлян). Сами древние римляне, восприняв это наименование, отнесли его к своим северным соседям.
Работа со слайдом № 9 (карта Римской империи и её северных соседей).
На данном этапе следует напомнить учащимся о правилах работы с картой (с какой стороны стоять, как показывать границы государств и другие географические объекты). Важно не забыть и о правилах безопасности при работе с проектором.
Работа с этим материалом должна опираться на знания учащихся, полученные ими в 5 классе.
Учащиеся легко и правильно характеризуют германцев как народ, стоявший ниже римлян по уровню развития. Здесь можно вспомнить о природно-географических факторах. Ученики с помощью карты быстро отмечают тот факт (и дают ему объяснение), что более развитыми народами были непосредственные соседи Римской империи.
Далее даётся характеристика образа жизни и занятий германцев. Указывается, что большинство германских племён вели осёдлый образ жизни, занимались скотоводством, земледелием, ремеслом. Был развит товарообмен. Германцы не знали городов. Жили в небольших посёлках, далеко отстоящих друг от друга, разделённых лесами и пустошами.
Работа со слайдом № 10 (реконструкция германского поселения).
Опираясь на материал курса истории за 5 класс, учащиеся (в тетрадях) с помощью учителя (на доске) быстро составляют цепочку, схематично характеризующую общественное устройство германцев:
Большая семья —> род —> племя —> племенной союз (
бургундцы, остготы, вестготы, англы и т.д.).
Здесь важно отметить тот факт, что германцы были очень воинственными, совмещая мирные занятия с военными походами.
Рассматривая мир варварства нельзя обойти вниманием облик древних германцев. Здесь стоит обратиться к источникам, помещённым в § 1 учебника (стр. 10, 15) и заданиям рабочей тетради (стр. 7-8, № 1, 2).
Учащиеся легко отвечают на вопрос о том, как осуществлялось управление племенем, кто входил в народное собрание. Здесь вводится новый термин – тинг.
Схема позволяет определить основные функции тинга. Всё это переносится учащимися в тетрадь.
Изменения, произошедшие с течением времени в структуре управления племенем, отражены во второй схеме. При работе с ней затрагивается вопрос о появлении знати (война, военная добыча) и появлении у вождя политических функций руководителя племени (запись в тетрадь).
Ещё одним важным дополнением к характеристике мира варваров являются их религиозные верования. Из-за недостатка времени даётся только самое общее представление о германском язычестве (на примере нескольких богов). При этом учащиеся должны вспомнить то обстоятельство, что именно язычество характерно для ранних форм развития общества.
Музыкальное сопровождение этого слайда позволит учащимся глубже проникнуться атмосферой той далёкой эпохи.
3. Закрепление.
Закрепление изученного материала можно провести в форме фронтальной беседы, подкрепив его выполнением заданий № 3 и 4 на стр. 6 в рабочей тетради.
4. Домашнее задание.
Учебник: стр. 5-9; § 1 (вопросы после параграфа необходимо устно разобрать).