История что это такое 4 класс
Мир глазами историка — окружающий мир
Человеческое общество зародилось очень и очень давно. В ходе своего развития люди запоминали информацию о самых важных событиях в их жизни, о великих личностях (царях, полководцах, героях, учёных). Эти знания старались бережно сохранять и передавать следующему поколению, чтобы потомки знали и понимали события прошлого, учились на опыте предыдущих поколений, не повторяли прежних ошибок (не развязывали войны, мирно сосуществовали с другими народами). Так зародилась и стала неотъемлемой частью нашего образования наука история.
Что такое история и что она изучает?
Слово история происходит от греческого слова historia, которое переводится как “рассказ о прошедшем, об узнанном’. Также слово история в древнем греческом языке означало “узнавание и установление знаний”.
Таким образом, в общем смысле история – это наука, изучающая прошлое человечества.
Наука история исследует и изучает факты и события прошлого, устанавливает закономерности исторического развития, то есть сопоставляет и определяет, какие события в ходе развития имеют определённые последствия.
Наукой историей занимается учёный-историк.
Чем занимается и где трудится историк?
Историческая наука – это целый комплекс научных отраслей. Учёный, занимающийся историей, изучает всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов (отечественная историю).
Также есть учёные-историки, занимающиеся изучением первобытного мира, древности, средневековья и нового времени.
Есть историки, изучающие экономическую историю, военную историю, историческую географию и историографию. Отдельные историки специализируются в археологии и этнографии.
История культуры, науки и техники также изучается историками в соответствующих разделах наук (история математики, история астрономии и так далее) и видов искусства (история музыки, история театра и так далее).
Историки могут изучать тот или иной регион нашей планеты, например, учёные-историки в области африканистики изучают историю континента и народов Африки, учёные-историки в области балканистики изучают историю Балканского полуострова и историю населявших и населяющих его народов.
Историки трудятся в самых разных сферах человеческой деятельности. Самые образованные и обладающие огромными знаниями учёные-историки работают в Академии наук и университетах. Специалисты-историки трудятся в исторических музеях и архивах. В школах и колледжах также работают историки – учителя и преподаватели.
Историки могут быть экскурсоводами. Восстановлением памятников истории и культуры занимаются реставраторы, которые также относятся к историкам.
Основные исторические источники
Учёные-историки изучают наше прошлое по историческим источникам. Исторические источники очень многообразны. К ним относятся:
Таким образом, исторические источники – это письменные документы и вещественные предметы, отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества.
Особый интерес у учёных-историков также вызывает наука археология, входящая в общую историческую науку.
Что такое археология и что она изучает?
Слово археология происходит от древнегреческих слов архео – древний и логия – наука.
Таким образом, археология – это историческая наука о древности.
Археология изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам. Археология является важнейшей наукой в изучении самых древних времён.
Чем занимается археолог?
На основании своих открытий учёные-археологи восстанавливают общественную и хозяйственную историю целых эпох, которые очень мало или совсем не освещены письменными источниками.
Археология сформировалась как наука к началу 20 века. До этого времени археология, изучавшая античный мир (Древнюю Грецию и Древний Рим) имела искусствоведческую направленность, то есть изучала древнее искусство.
Археологию как науку разделяют по эпохам: археология каменного века, археология бронзового века и так далее.
Иногда археологию разделяют по изучаемым странам и культурно-историческим областям, а также по этническим (народным) признакам, например, славяно-русская археология.
Таким образом, учёные-археологи могут быть специалистами в отдельных областях археологии.
Связь между историей и археологией
История как наука включает в себя разные научные отрасли, в том числе и археологию – особый раздел исторической науки. Каждый учёный-археолог является историком.
Археология позволяет изучать историю тех времён, относительно которых в исторической науке почти нет никаких сведений.
В ходе археологических раскопок учёные находят важные для истории вещественные памятники древности, а затем исследуют их и составляют историческую картину древних эпох.
Так люди составляют своё представление о самых древних временах и восполняют наши знания по истории жизни человечества.
Интерес человека к науке истории всегда есть и останется одним из самых приоритетных (первостепенных). Мир, который открывают нам учёные-историки, неиссякаем и очень многообразен. Он всегда будет полон новых удивительных открытий. И это, прежде всего тот мир, который видит своими глазами учёный-историк.
Урок по окружающему миру на тему: «Что такое история» (4 класс)
Конспект урока в 4 классе «Мир глазами историка»
по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».
(с использованием презентации).
Тема «Мир глазами историка».
сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;
способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры.
История,историк, исторические источники, археология, археолог, летописи, архив.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
I Организационный момент.
Добрый день ребята. Проверьте готовность к уроку. 4 сек.
II Актуализация знаний.
Это машина времени. Что может машина времени? (На ней можно путешествовать в прошлое и будущее)
Об этой машине мечтают ученые историки. Как вы думаете, почему?
Сегодня нам на полчаса одолжили такую машину. Поможем историкам?
Чьими глазами мы посмотрим на мир? ( Глазами историков)
Слайд №3 + тема дублируется на доске 3 мин.
III Изучение нового материала.
Задачи урока: ( на доске)
1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ?
3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ?
У каждой команды на столах бортовой журнал. В журналах план путешествия и конверты с заданиями. Капитаны вскрывают конверт № 1. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания 5 минут.
2. Найдите ответы на вопросы.
3. Запишите ответы в бланке с вопросами.
1. Что такое история?
2. Как переводится слово « история» с греческого языка?
3. Как называют учёных, которые изучает историю?
4. Где трудятся ученые-историки?)
Проверка задания+ Слайд № 4 + дублируется на доске.
Капитан 3 команды прочитает вопрос № 2 и скажет как ответила его команда.
Капитан 2 команды. Прочитайте вопрос № 3. Какой ответ дала ваша команда?
Капитан команды № 1 Прочитайте последний вопрос и ваш ответ.
Какие новые слова встретились при знакомстве со статьёй? Мы знаем, кого называют историками. А что такое архивы?(Хранилища документов). 4 мин.
В своих бортовых журналах командиры могут сделать отметку о выполнении первого задания. Теперь мы знаем что такое история.
1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки заселяли, осваивали и защищали нашу страну.
2 Мы изучаем историю для того, чтобы было о чём поговорить с друзьями. 3 команда )
1.Мы изучаем историю для того, чтобы научиться читать разные исторические книги.
2.Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки. 1 команда
2.Мы изучаем историю для того, чтобы не было скучно на уроке. 2 команда
1.Мы изучаем историю для того, чтобы было весело.
2.Мы изучаем историю для того, чтобы в настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого. ( 4 команда) 2 мин.
Капитан 3 команды прочитает нам инструкцию. Какой ответ выбрала ваша команда?
Капитан 1 команды, какой ответ выбрали вы?
Капитан 2 команды, ваш выбор?
Капитан 4 команды, что ваша команда выбрала? 2 мин
В бортовом журнале капитаны могут внести отметку об ответе на второй вопрос .
Перед нами дверь. А на двери замок. Слайд № 6
ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан в ответе за свою команду.
1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на стр. 31.
2. Подберите слова из последнего абзаца и впишите их в кроссворд.
3. Выпишите выделенное слово, которое у вас получилось.
Какое слово получилось в центре? (Археология) +Слайд № 7
Говорили о истории, а в кроссворде новое слово.( На доске слово археология + вопрос.).
( Археологи) появляется слово в словаре. Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.
В руках лопату несём.
Раз копнём,два копнём, три копнём.
В руки кисточку возьмём.
Раз махнём, два махнём,три махнём.
Находку ценную найдём.
В ваших бортовых журналах конверт № 4. Капитаны открывают конверты и чётко следуют инструкции.
Как одним словом можно зазвать все предметы, которые мы с вами нашли? ( Археологические находки)
Давайте посмотрим на эти археологические находки глазами историков? ( Исторические находки)
Все эти вещи с точки зрения историков являются историческими источниками. Какие исторические источники вам сегодня уже встречались? ( перечисляют)
Капитаны откройте бортовые журналы. Мы ответили на последний вопрос. Внесите изменения.
Поднимите руку ребята, которые обвели точку.
Окружающий мир. 4 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 4 класс
Урок 3. Мир глазами историка.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
История – наука, которая изучает прошлое людей.
Архив – хранилище документов.
Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.
Век, столетие – 100 лет.
Тысячелетие – тысяча лет, или 10 веков.
Летоисчисление – счёт лет.
История, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Эти события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.
Что же изучает история?
Что такое исторический источник?
Как ведут счёт лет в истории?
История – наука, изучающая прошлое человеческого общества. Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть всё то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.
Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.
Один из наиболее посещаемых музеев мирового искусства находится во Франции. Лувр – большой музей с самой ценной коллекцией экспонатов.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Экспонаты этого музея рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В Кунсткамере хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Около тысячи лет назад на Руси появились летописи. Год за годом летописцы вели записи о событиях своего времени. Учёные историки, изучая русские летописи, много узнали о прошлом нашей Родины.
Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
В календаре можно найти даты важных исторических событий. Например, 12 апреля 1961 года. Ю. А. Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе; 9 мая 1945 года – День Победы в Великой Отечественной войне.
В истории принято римскими цифрами обозначать века, а арабскими – годы.
У разных народов был разный счет лет – летосчисление. Древние египтяне начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона. Древние римляне вели отсчет лет от основания Рима. В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому греки вели свое летосчисление по олимпиадам. Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа, мы говорим «до нашей эры».
Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира. В России он принят с 1700 года по указу Петра I.
Представить где происходило то или иное событие поможет историческая карта. Чтобы её прочитать, нужно обращать внимание на цвет, изучать условные знаки. Например, границы государств даны специальной пунктирной линией, места битв отмечены скрещёнными мечами.
История – наука о прошлом людей. Свои выводы учёные-историки делают, изучая исторические источники. Археология – одна из наук помощниц истории.
Помощницей при изучении истории является историческая карта.
Разбор типового тренировочного задания
Разбор типового тренировочного задания
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЖанна Калабухова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Окружающий мир 4 класс. «История» – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого»» — Транскрипт:
1 Окружающий мир 4 класс
2 «История» – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого»
3 История – совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Историк – это учёный. Историки изучают прошлое человечества. Основной работой историков является сбор и исследование исторической информации, работа с архивными материалами и документами. Муза истории Клио
5 это всё то, что может рассказать нам о прошлом людей. Исторические источники учёные делят на группы: вещественные, устные, письменные, произведения искусства и другие. это всё то, что может рассказать нам о прошлом людей. Исторические источники учёные делят на группы: вещественные, устные, письменные, произведения искусства и другие.
7 легенды былины сказания мифы песни обряды пословицы поговорки легенды былины сказания мифы песни обряды пословицы поговорки
8 летописи папирус книги указы хроники газеты исторические сочинения летописи папирус книги указы хроники газеты исторические сочинения
9 Многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии. «Архео» (греч.) – древний. Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой.
10 Многие предметы старины бережно хранятся в музеях. Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году.
12 Не только в музеях и архивах хранятся ценные находки. При желании их можно отыскать в каждом доме: старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода. Это семейные реликвии.
13 К сожалению, бывает и так, что памятники старины продолжают гибнуть и в наши дни, а это огромная потеря для нашей культуры. Мы должны сохранять и беречь те сокровища, которые достались нам в наследство от наших предков.
14 МЕРКУРИЙ ВЕНЕРА ЗЕМЛЯ МАРС ЮПИТЕР САТУРН УРАН НЕПТУН
15 1.Что изучает история? 2.Что называют «историческим источником»? 3.Какие исторические источники вам известны? 1.Что изучает история? 2.Что называют «историческим источником»? 3.Какие исторические источники вам известны?
17 kinder.de/de_start/risunki/kultur/bilder.php?strDir=./set2/&strBig=gross/&Bild=bild01.jpg&nLupe=&PHPSESSID=42471bfc45a68f7c533bf54044ab13 d4 kinder.de/de_start/risunki/kultur/bilder.php?strDir=./set2/&strBig=gross/&Bild=bild01.jpg&nLupe=&PHPSESSID=42471bfc45a68f7c533bf54044ab13 d
18 Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия 4» г. Великого Новгорода Персональный сайт:
Презентация по окружающему миру для 4 класса на тему «Мир глазами историка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Мир глазами историка
Окружающий мир
4 класс
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 77» г.Кемерово
Ломиворотова Дарина Игоревна
Описание слайда:
Что такое история?
«История» –
очень древнее
слово. В переводе
с греческого языка
оно означает
«исследование,
рассказ о событиях прошлого»
Описание слайда:
История – совокупность наук, изучающих прошлое
человеческого общества.
Историк – это учёный. Историки изучают прошлое человечества. Основной работой историков является сбор и исследование исторической информации, работа с архивными материалами и документами.
Муза истории Клио
Описание слайда:
Архив – это хранилище документов. Архивы по-явились у людей с возникновением письменнос-ти. Древнейшие архивы – это хранилища глиня-ных табличек, которые обнаружили археологи при раскопках древних городов.
Описание слайда:
это всё то, что может рассказать нам
о прошлом людей. Исторические источники учёные делят на группы: вещественные, устные, письменные, произведения искусства и другие.
Описание слайда:
Вещественные источники
Жилища
Орудия труда
Предметы быта
Одежда
Украшения
Монеты
Оружие
Посуда
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Многие исторические источники были
обнаружены благодаря археологии.
«Архео» (греч.) – древний. Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой.
Описание слайда:
Многие предметы старины бережно хранятся в музеях. Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге
в 1710 году.
Описание слайда:
Экспонаты для музея – всевозможные диковинки – привозили из всех уголков России, и даже из-за границы. Они рассказывают нам о том, как выглядели люди из разных стран, каковы их занятия и обычаи.
Деревянный
боевой шлем
Солнечные
часы-глобус
Скелет сиамских
близнецов
Описание слайда:
Не только в музеях и архивах хранятся ценные находки. При желании их можно отыскать в каждом доме: старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода. Это семейные реликвии.
Описание слайда:
К сожалению, бывает и так, что памятники старины продолжают гибнуть и в наши дни, а это огромная потеря для нашей культуры. Мы должны сохранять и беречь те сокровища, которые достались нам в наследство от наших предков.
Описание слайда:
1. Что обозначает слово «история»?
Рассказ о прошедшем Мечты о будущем
2. Что изучает история?
Будущее Прошлое Настоящее
3. Что такое архив?
Место, где продаются исторические документы
Место, где хранятся исторические документы
4. Что такое музей?
Место, где можно посмотреть на вещи из прошлого
Место, где можно купить вещи из прошлого
5. Какой стражник охраняет вход в загадочный мир «история»?
Время Рыцарь Воин
6. Кто писал летописи в Древней Руси?
Историки Археологи Летописцы
7. Как называется наука, изучающая древние предметы и сооружения?
Археология Минералогия Биология
8. Как археологи добывают предметы истории?
Выкапывают из под земли Покупают на рынках
9. Как называется процесс выкапывания исторических памятников?
Выкопки Закопки Раскопки
Описание слайда:
Проверка!
1. Что обозначает слово «история»?
Рассказ о прошедшем
2. Что изучает история?
Прошлое
3. Что такое архив?
Место, где хранятся исторические документы
4. Что такое музей?
Место, где можно посмотреть на вещи из прошлого
5. Какой стражник охраняет вход в загадочный мир «история»?
Время
6. Кто писал летописи в Древней Руси?
Летописцы
7. Как называется наука, изучающая древние предметы и сооружения?
Археология
8. Как археологи добывают предметы истории?
Выкапывают из под земли
9. Как называется процесс выкапывания исторических памятников?
Раскопки
Описание слайда:
Подведём итоги:
Что изучает история?
Что называют «историческим источником»?
Какие исторические источники вам известны?
Описание слайда:
Домашняя работа
РТ: стр. 16-18, упр. 1-5
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация по окружающему миру для 4 класса на тему «Мир глазами историка» состоит из 17 слайдов, на слайдах даны определения «история», «историк», «архив», «археология», исторические, вещественные, устные и письменные источники, первый российский музей и его экспонаты, тест по теме с ответами, домашняя работа в тетради.