История что это такое определение 5 класс
Что такое история?
Как и многие другие слова в нашем языке, слово «история» имеет несколько значений. Это и рассказ о каком-либо случае, и сам такой случай. Это и вымышленные приключения, о которых повествуют писатели в своих книгах. В самом широком смысле история — возникновение и становление любого явления. Именно поэтому говорят об истории живой природы, Земли, Вселенной. Но в своем точном, изначальном смысле слово «история» в русском языке обозначает ход событий в жизни человеческого общества от прошлого к настоящему, а также науку, которая изучает эти события, их причины, взаимосвязи и последствия. Слово «история» происходит из греческого языка, где оно значило «расспрашивание», «исследование».
Греки называли историей узнавание о прошлом, установление фактов. Первым греческим историком был Геродот. Он много путешествовал и расспрашивал обо всем, что казалось ему любопытным. Затем полученные сведения он изложил в труде, который и назвал «История». Это не было научным исследованием в современном смысле, но Геродот оказался способен подвергнуть многое из того, что узнал, критической оценке.
Критический подход к фактам и стал основой развития исторической науки. Критическое отношение не означает насмешку над тем, что кажется непонятным, странным или забавным. Оно означает проверку и сопоставление разных фактов, в результате чего даже из кажущихся невероятными сведений можно получить верное представление о прошлом. Начиная исследование, историк, как правило, имеет собственное понимание того, что, как и почему происходило, и стремится найти доказательство своим предположениям.
Однако надписи на могилах, раскопки гладиаторских школ в Помпеях и другие находки показали, что гладиаторами часто становились свободные люди, поскольку эта опасная профессия давала высокие заработки и славу. Жили гладиаторы ничуть не меньше, чем обычные римляне, были людьми состоятельными, гастролировали по всей империи с представлениями и в почёте встречали старость. Причём высокий достаток, слава и свобода ждали и многих гладиаторов из числа рабов.
Исторические источники
Не менее разнообразны письменные источники: летописи, письма, дневники, надписи на различных предметах, деловые и хозяйственные документы, тексты законов, художественные и научные произведения. Многие тексты написаны на умерших языках с помощью давно забытых знаков. Чтобы их понять, требуется расшифровать и язык, и систему письменности, а это удаётся далеко не всегда. Некоторые тексты доходят до нас в поврежденном виде, другие содержат вольные или невольные ошибки своих авторов.
Задача историка — обнаружить эти ошибки и дать им объяснение. Некоторые ошибки возникают по вине переписчика, другие — как результат намеренного искажения хода событий. Примером подобной неверной информации являются древнеегипетские и хеттские тексты о битве при Кадеше. В этом сражении участвовали войска египетского царя Рамсеса II и хеттского Муваттали II. Египетские тексты рассказывают о победе Рамсеса, который, по словам своих летописцев, в одиночку разгромил хеттов. Хеттские документы приписывают победу Муваттали, говоря, что египтяне отступили от Кадеша, потерпев поражение. Сравнив свидетельства обеих сторон, историки пришли к выводу о том, что битва завершилась вничью, но каждая из стран-соперниц смогла извлечь из неё свою выгоду.
Кроме письменных источников о прошлом от имени его участников рассказывают и устные источники. Именно так — из личных рассказов участников и очевидцев событий — получали информацию самые первые историки. К этой же группе источников относят мифы, легенды, сказания, сказки, загадки, пословицы, то есть все, что передавалось и бытовало в устной форме. Один и тот же рассказ, миф, легенда нередко записывались разными людьми, в разные времена и в разных ситуациях, что необходимо учитывать при их изучении. Устные источники появляются и сегодня.
Учёные стараются фиксировать их максимально точно, используя современные электронные средства записи. Но текст обязательно дублируется на проверенном носителе информации — бумаге. Этнографические источники — исследования современных племён и народов, сохранивших первобытный образ жизни или его пережитки, — помогают понять, как вели себя люди прошлого, что могло, а что не могло существовать в далёкие времена.
Ещё одним видом источников исторических знаний являются исследования учёных-лингвистов. Лингвистика занимается изучением взаимосвязей языков, их происхождением, расшифровкой древних языков. Открытия лингвистов позволяют проследить происхождение и перемещение племен и народов, узнать об их образе жизни и хозяйстве.
Многие предметы, изучаемые историками, являются одновременно источниками разных типов. Глиняные таблички содержат тексты, которые можно прочитать, но они же расскажут о том, где брали глину, как её готовили и обжигали. Таблички из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала оказались обожженными дважды, что подтвердило факт грандиозного пожара, в котором погиб город Ниневия. Здания и сооружения древних Помпей — источники вещественные, но на них же находят надписи — граффити, сообщающие интересные и важные сведения о повседневной жизни горожан.
Науки – помощницы истории
Даже поиск источников требует, чтобы историкам помогали учёные других специальностей. Важнейшая из всех помощниц истории — археология. Археологи определяют места, которые могут стать источниками новых находок, проводят раскопки и описывают результаты.
Особым направлением археологии является экспериментальная археология. Она помогает узнать, как были изготовлены те или иные предметы, сколько на это требовалось времени и усилий, как использовали разные орудия труда. Чтобы узнать, как были сделаны древние предметы, археологи-экспериментаторы исследуют микроскопические следы на их поверхности. Затем изготавливают точные копии древних вещей и учатся их использовать. Правильность метода изготовления и применения вещи определяют по все тем же микроскопическим следам, которые должны совпадать с найденными на ископаемых предметах. Именно экспериментаторы помогли историкам понять, каким образом много тысяч лет назад хранили запасы зерна, как варили еду до появления глиняной посуды, как в глубокой древности люди смогли пересечь огромные пространства океана.
Из рук археолога находка часто попадает в руки реставраторов. Они восстанавливают первоначальный облик предмета, зачастую собирая его из мельчайших кусочков. Затем они консервируют древнюю вещь, то есть специальными средствами защищают находку от вредных воздействий света, воздуха, влаги. В реставрации часто нуждаются древние произведения искусства, стеклянные и керамические сосуды, без неё невозможно сохранить вещи из дерева, ткани, кожи, пролежавшие многие столетия в воде или влажной почве. Необходима реставрация и многим предметам из металла.
Как археологи приходят на помощь историкам, так самим археологам помогают представители других наук. Особенно важна эта помощь при установлении возраста находки. Физика, геология, химия помогают определить возраст земных пород, в которых обнаружены находки. Уточнить его можно с помощью специалистов, изучающих ископаемых животных (палеозоологии) и растений (палеоботаники). Все чаще при датировке останков людей, животных и растений на помощь приходят микробиологи, исследующие сохранившиеся клетки живой материи, и генетики, изучающие, как живые существа наследуют признаки своих предков.
Традиционными помощницами истории являются науки, которые так и называют — вспомогательные исторические дисциплины. Среди них — нумизматика, изучающая монеты и памятные медали. Начиная с VII в. до н.э., когда в Лидии появились первые монеты, их чеканило каждое государство. На монетах помещали важные для государства символы, изображения правителей, надписи. Находки монет позволяют давать приблизительную датировку всему, что найдено вместе с ними. К примеру, клад с монетами мог быть зарыт в землю не раньше того года, когда отчеканили самую молодую монету из него. В глубокой древности появились печати, с помощью которых удостоверяли подлинность документов. Оттиски печатей дают ценную информацию о хозяйственной жизни и позволяют уточнить датировку документов и событий. Печати и их оттиски изучает наука сфрагистика.
Палеография — ещё одна очень важная помощница историков. Она изучает внешний вид, материал, начертание знаков письменных источников, способы их нанесения. В разные времена люди писали на глине, папирусе, пергамене, камне, металле, шёлке и пальмовых листьях, на бумаге. Разными были и писчие инструменты, и почерки людей. Когда письменный документ является подлинным, все его внешние признаки относятся к одному времени. И если какой-то из них не соответствует всем остальным, возникает предположение о подделке, доказать или опровергнуть которое и помогает палеография.
Еще одна наука — хронология — занимается датировкой событий и изучает способы счёта лет, которые были у разных народов.
Урок «Что такое история? (5 класс)
Тема урока: Что изучает история?
Ц ель: Ознакомить учащихся с понятием история, историческая наука.
З адачи:
Образовательная: Дать знания о предпосылках развития человека, исторических источниках,
Р азвивающая: Сформировать у учащихся навыки работы с картой: читать карту по условным обозначениям, использовать ее для понимания новых тем и как дополнительный источник знаний
В оспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, трудолюбие, уважение к истории своей страны и других народов, толерантность.
Т ип урока : комбинированный
Н аглядные пособия: Физическая карта Казахстана, тетрадь, учебник.
Организационный момент ( готовность класса к уроку)
Проверка домашнего задания
Что я узнал об истории?
Какие разделы включает история Казахстана?
Где расположен Казахстан?
С какими государствами граничит?
Как развивается мировая торговля?
История – древне греческое слово, т.е впервые это слово использовали греки и арабы, а в
казахском языке оно звучит как «тарих», с арабского история, рассказ о прошлых событиях.
В переводе оно значит «исследование», и «рассказ о событиях».
Историей называют науку, изучающую, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой как сейчас. История, как и астрономия, арифметика считается одной из самых древнейших наук.
Жизнь людей не проходит бесследно на Земле, она оставляет следы. От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и немногие сделанные ими вещи. Найдены также сделанные ими рисунки, вырезанные из кости фигурки. Вещи древних людей, их кости, а также все, на чем сохранились следы их деятельности, называются вещественными источниками. Как из водного источника черпают влагу, так и из исторического источника черпают знания о прошлом. Ученые производят раскопки, обнаружив места где находятся следы жизни древних людей. Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией, что значит «наука о древности». Ученых, производящих раскопки и изучающих вещественные источники, называют археологами.
Люди которые сохранили исторические сведения и повествование для народа в казахском народе именовались шежире (летописцы или сказатели). Слово шежире означает то, что нужно хранить в сознании, знания, отложившиеся в памяти народа, его духовные богатства. Родоночальником письменной истории считается древнегреческий историк Геродот живший в 484-425гг. до н.э. Он написал труд «История», в результате этого на западе его стали называть «отцом истории». На востоке свой отец истории Сыма Цзянь жил в 146-86гг. до н.э.. Его книга «Исторические записки» из 130 глав.
Крупный историк, который описал историю с древнейших эпох до средневековых царств, монголов был Рашид-ад Дин жил в 1247-1318гг. его книга «Жамиат таурих»(Сборник историчесмких повествований).
Раньше в некоторых странах, цари и ханы специально держали при себе людей для записывания событий, исторических фактов их называли летописцами.
История изучается по специальным историческим источникам: вещественные, письменные, устные. Вещественные источники – это археологические источники, т.е. то, что мы находим во время раскопок, вещи и предметы обихода, кости животных. Письменные – это источники записанные на глиняных табличках, на стенах пещер, на папирусе. Устные источники – это, то что передается народом из уст в уста, т.е. легенды.
Работа с учебником:
Мы будем изучать с вами историю Казахстана которая является частью всеобщей истории, историей нашего Отечества.
Что означает слово история?
Кого мы называет отцами истории?
Кого называют шежиреши, а кого летописцами?
Зачем нужно изучать историю?
Д омашнее задание: пр. 8, стр27-31 пересказ
Выставление оценок с комментариями.
Данный урок проводится в 5 классе для ознакомления учащихся с понятием история и исторический источник. Материал урока может использоваться как на уроках истории Казахстана, так и на уроках всемирной истории. Дает возможность учащимся понять, что такое история, как ее изучают, какие исследования проводят, как пополняется исторический материал, кто этим занимается.
Материал урока может быть использован при изучении развития других государств. Может использоваться при изучении географии. Дает возможность учащимся изучить и закрепить для дальнейшей подготовки к экзаменам. Материал урока можно применить в подготовке к презентации по теме: « Исторические источники».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Что изучает история?
Ц ель: Ознакомить учащихся с понятием история, историческая наука.
Задачи:
Образовательная: Дать знания о предпосылках развития человека, исторических источниках,
Развивающая: Сформировать у учащихся навыки работы с картой: читать карту по условным обозначениям, использовать ее для понимания новых тем и как дополнительный источник знаний
Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, трудолюбие, уважение к истории своей страны и других народов, толерантность.
Т ип урока : комбинированный
Наглядные пособия: Физическая карта Казахстана, тетрадь, учебник.
Х од урока
1. Организационный момент ( готовность класса к уроку)
2. Проверка домашнего задания
Что я узнал об истории?
Какие разделы включает история Казахстана?
Где расположен Казахстан?
С какими государствами граничит?
Как развивается мировая торговля?
История – древне греческое слово, т.е впервые это слово использовали греки и арабы, а в
казахском языке оно звучит как «тарих», с арабского история, рассказ о прошлых событиях.
В переводе оно значит «исследование», и «рассказ о событиях».
Историей называют науку, изучающую, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой как сейчас. История, как и астрономия, арифметика считается одной из самых древнейших наук.
Жизнь людей не проходит бесследно на Земле, она оставляет следы. От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и немногие сделанные ими вещи. Найдены также сделанные ими рисунки, вырезанные из кости фигурки. Вещи древних людей, их кости, а также все, на чем сохранились следы их деятельности, называются вещественными источниками. Как из водного источника черпают влагу, так и из исторического источника черпают знания о прошлом. Ученые производят раскопки, обнаружив места где находятся следы жизни древних людей. Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам, называется археологией, что значит «наука о древности». Ученых, производящих раскопки и изучающих вещественные источники, называют археологами.
Люди которые сохранили исторические сведения и повествование для народа в казахском народе именовались шежире (летописцы или сказатели). Слово шежире означает то, что нужно хранить в сознании, знания, отложившиеся в памяти народа, его духовные богатства. Родоночальником письменной истории считается древнегреческий историк Геродот живший в 484-425гг. до н.э. Он написал труд «История», в результате этого на западе его стали называть «отцом истории». На востоке свой отец истории Сыма Цзянь жил в 146-86гг. до н.э.. Его книга «Исторические записки» из 130 глав.
Крупный историк, который описал историю с древнейших эпох до средневековых царств, монголов был Рашид-ад Дин жил в 1247-1318гг. его книга «Жамиат таурих»(Сборник историчесмких повествований).
Раньше в некоторых странах, цари и ханы специально держали при себе людей для записывания событий, исторических фактов их называли летописцами.
История изучается по специальным историческим источникам: вещественные, письменные, устные. Вещественные источники – это археологические источники, т.е. то, что мы находим во время раскопок, вещи и предметы обихода, кости животных. Письменные – это источники записанные на глиняных табличках, на стенах пещер, на папирусе. Устные источники – это, то что передается народом из уст в уста, т.е. легенды.
Работа с учебником:
Мы будем изучать с вами историю Казахстана которая является частью всеобщей истории, историей нашего Отечества.
4. Рефлексия
1. Что означает слово история?
2. Кого мы называет отцами истории?
3. Кого называют шежиреши, а кого летописцами?
4. Зачем нужно изучать историю?
5. Д омашнее задание: пр. 8, стр27-31 пересказ
Выставление оценок с комментариями.
Аннотация.
Данный урок проводится в 5 классе для ознакомления учащихся с понятием история и исторический источник. Материал урока может использоваться как на уроках истории Казахстана, так и на уроках всемирной истории. Дает возможность учащимся понять, что такое история, как ее изучают, какие исследования проводят, как пополняется исторический материал, кто этим занимается.
Материал урока может быть использован при изучении развития других государств. Может использоваться при изучении географии. Дает возможность учащимся изучить и закрепить для дальнейшей подготовки к экзаменам. Материал урока можно применить в подготовке к презентации по теме: « Исторические источники».
Значение слова «история»
1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории.
2. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей. С этого часа вся огромная работа, проделанная на строительстве, показалась ему уже далекой, как некое событие, канувшее в историю. Паустовский, Рождение моря.
3. кого-чего или какая. Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История СССР. Новая история. □ — В техникуме я много прочла по истории нанайского народа. Лидин, Большая река.
4. чего. Ход, последовательное развитие чего-л. В течение всей долгой истории земной коры мы видим неизменными главные продукты жизнедеятельности органического мира. Вернадский, Опыт описательной минералогии. Выставляя иностранную гравюру, Н. И. Романов знакомил посетителей выставки с краткой историей развития гравюры. Остроумова-Лебедева, Автобиографические записки.
5. чего или какая. Наука, изучающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-л. области природы, культуры, знания. История музыки. Военная история.
7. Рассказ, повествование. — Теперь вы мне доскажете вашу историю про Бэлу. Лермонтов, Бэла. Все истории о любви очень сходны между собой. И. Гончаров, Обломов. Мари рассказывала [мальчикам] страшные истории. Федин, Города и годы.
8. Разг. Происшествие, событие, случай. Есть такие люди, с которыми случаются всякие неприятные истории. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня. Старуха всегда знала все истории на дворе. М. Горький, В людях. История эта произошла с Сергеем Лавровым два года назад. Л. Линьков, Горькая правда. || Скандал, неприятность. [Печорин] отгадал, что это его давешний противник; нечего делать: не миновать истории. Лермонтов, Княгиня Лиговская. Впоследствии начались в доме неурядицы, явилась Грушенька, начались истории с братом Дмитрием, пошли хлопоты. Достоевский, Братья Карамазовы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
ИСТО’РИЯ, и, ж. [греч. historia — исследование]. 1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (книжн., ритор.). Событие это
вошло в историю. И. отметит имена героев революции.
3. только ед. Жизнь, действительность в процессе развития, движения (книжн.). Пролетариат взял власть: перевернулась еще страница истории. Революции — локомотивы истории (афоризм Маркса). Неумолимая диалектика истории. Законы истории. Люди делают историю не так, как им подсказывает какая-н. фантазия, не так, как им придет в голову. Стлн. 4. только ед., чего. Ход, последовательное развитие, движение чего-н. во времени; то, что случилось в какой-н. области жизни. И. торговых сношений России с Западом. И. вопроса о междупланетных сообщениях. И. моего детства. И. фабрик и заводов. || Описание, изложение того, что случилось. Писать историю своей жизни. 5. только ед. Наука о последовательном развитии человеческого общества. Заниматься историей. 6. только ед., чего или какая. Наука, рассматривающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-н. области природы или культуры. И. земли. Естественная и. И. литературы. Русская и. И. феодализма. И. русского языка. 7. Рассказ, повествование (разг.). Он любит слушать занятные истории. 8. Происшествие, случай, событие, чаще неприятное (разг.). С ним произошла или случилась печальная и. Вот так и.! ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
исто́рия
1. закономерное, последовательное развитие, изменение действительности ◆ Каждое действие их (великих людей), кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории. Лев Толстой, «Война и мир»
2. наука, изучающая факты, тенденции и закономерности развития человеческого общества ◆ Как должна быть рассматриваема прошедшая жизнь народов и человечества ― как произведение свободной или несвободной деятельности людей? — вот вопрос истории. Лев Толстой, «Война и мир»
3. наука, изучающая ход развития, последовательные изменения какой-либо области природы или культуры ◆ История Земли.
4. последовательный ход развития, изменения чего-либо, совокупность фактов о развитии какого-либо явления ◆ История болезни. ◆ В рукописи истории этой дивизии нами изложен, со слов участников одной операции, эпизод, послуживший основой для написания главы будущего «Теркина» — «Переправа». Твардовский Как был написан «Василий Теркин»
5. отдалённое время с его событиями, происшествиями; прошлое ◆ Вся она (пьеса) была проникнута особым колоритом, и на меня сразу пахнуло историей, чем-то романтическим, когда-то живым. Короленко, «История моего современника», 1906–1921 г.
6. эпическое повествование, рассказ ◆ Это была длинная и запутанная история. ◆ Всю ночь дети рассказывали друг другу страшные истории.
7. разг. смешная или неожиданная ситуация, происшествие, случай ◆ Со мной тут вчера такая история приключилась! ◆ Я с ними в такую историю попал!
8. разг. скандал, неприятность ◆ ― Я вам оставлю свой адрес на случай, если выйдет история, ― заметил небрежно Базаров. Тургенев, «Отцы и дети», 1862 г.