История учит что ничему не учит примеры

История учит что ничему не учит примеры

История учит что ничему не учит примеры. Смотреть фото История учит что ничему не учит примеры. Смотреть картинку История учит что ничему не учит примеры. Картинка про История учит что ничему не учит примеры. Фото История учит что ничему не учит примеры

«История в некотором смысле есть священная книга народов… зерцало их бытия и деятельности; завет предков их потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: она изображает действительный мир»[164]. Эти слова принадлежат выдающемуся русскому историку Николаю Михайловичу Карамзину. О значении и смысле истории писали многие историки, философы, политические деятели.

В повседневном обиходе мы часто употребляем, казалось бы, общеизвестные выражения, не зная о происхождении, об историческом контексте, в котором они появились. Весьма популярным является утверждение «История никого ничему не учит, но может проучить за забвение ее уроков». Примерно так. А в действительности выдающийся немецкий философ Г. В. Ф. Гегель писал следующее: «Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния. В сутолоке мировых событий не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего. В этом отношении нет ничего более нелепого, как столь часто повторяемые ссылки на греческие и римские примеры в эпоху французской революции»[165].

За греков и за римлян очень хочется заступиться. История античной (греко-римской) цивилизации является настоящим кладезем поучительного опыта, дает примеры глубокого проникновения в существо политических, экономических, социальных и просто чисто человеческих отношений. Абсолютное большинство современных наук так или иначе ведут свое начало с греко-римской античности. Достаточно вспомнить такие имена, как Платон, Аристотель, Геродот, Эвклид, Гиппократ и т. д. Вспомним расхожее утверждение: «ничто не ново под луной». Все, что касается борьбы за власть, борьбы идей и людей и многого другого, что составляет живую ткань истории, в Древней Греции или Древнем Риме уже случилось, завершилось и описано в исторических трудах. Кто-то может сказать, что все уже было также и в Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, Древней Персии и т. д. И будет прав. Просто греки и римляне к нам ближе и нам понятнее.

Так, древнегреческий философ Платон (428/427 – 348/347 годы до н. э.) в «Государстве», других произведениях на все последующие две с лишним тысячи лет охарактеризовал иерархическую структуру любого государства. В любом государстве всем заправляет элита. В России достаточно ознакомиться со списками лиц, приглашаемых на инаугурацию, процедуру вступления в должность президента Российской Федерации. Опору элиты составляют стражники (силовые структуры) и жрецы (руководители средств массовой информации, близкие к власти деятели культуры, лидеры поп-культуры). Все остальные представляют собой объект воздействия власти, но на отдельных этапах исторического развития заслуживают названия «народ».

В столице США городе Вашингтоне (округ Колумбия) архитектура большинства зданий, в которых размещаются государственные учреждения – Конгресс США, Верховный Суд США и т. д., – поразительно напоминают архитектуру античного Рима. Столица США явно осознает себя столицей самой мощной современной империи. А монументальная статуя Авраама Линкольна в Мемориале Авраама Линкольна – это один к одному небезызвестный древнегреческий Зевс Олимпийский или римский бог Юпитер. Архитектура монументальных зданий, выстроенных в Москве в послевоенный период, вряд ли случайно получила название «сталинский ампир» («ампир» – имперский стиль). Если сопоставить стили руководства, управления российских правителей, начиная с Ивана III, то вне зависимости от того, как их называли – цари, императоры, генеральные секретари, президенты, – почему-то все оказываются похожими на своих учителей – монголо-татарских ханов. История повторяется?

Не будет большим преувеличением утверждать, что за тысячу с лишним лет отечественной истории вовсе не обязательных ударов граблями по лбу было слишком много. Ни один цикл российских реформ не был сколько-нибудь серьезно продуман и доведен до конца. Все реформы заканчивались контрреформами и возникновением новых проблем. Правители страны, часто совершенно не сообразуясь с имеющимися возможностями и адекватной оценкой ситуации, влезали в войны, а народ получал по лбу. Правящие элиты в разные исторические эпохи предпочитали устраивать свои «семейные» дела за счет всего народа, а потом удивлялись, когда этот народ брал в руки топоры. Почему-то на примере одной и той же Чечни руководство страны четырежды (в 1817–1864, 1944, 1994–1996, 1999–2006 годах) сочло для себя удобным отрабатывать одну и ту же модель. Ее формула – «Бей своих, чтобы чужие боялись». Этот список можно продолжать долго. Может быть, во всех государственных учреждениях страны после турникетов на входе поставить специальные тренажеры – «грабли учебные»?

Источник

История ЭССЕ. История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков

«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Тема: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков»

Выполнил(а) Быкова Елена Васильевна

Адрес: 628460, Ханты-Мансийский Автоном.окр-Югра г. Радужный 4мкр., д.12А, кв.1

Дата:_______________________________

2019 г
1. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» (В.О. Ключевский). При раскрытии данной темы используйте конкретные исторические факты и явления, которые оказали и оказывают влияние на исторические судьбы отдельных народов и человечества в целом

В новое время отношение к истории изменилось. Гегель считал, что «единственное, чему мы можем научиться у истории, – это тому, что она никого и ничему не учит». А уточнил: «История. ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». На первой странице «Истории государства Российского» Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная страсть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие».

История есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества. Прошлое? Но какая польза от науки, обращенной в прошлое, уводящей в прошлое, напоминающей о прошлом, имеющей предметом своего изучения прошлое человеческого общества?

История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий. иногда после очищения истории ото лжи не обязательно остаётся правда, иногда – совсем ничего. Зачем же все – таки нужна история? Почему человечество упорно вглядывается не только в настоящее и будущее, но и в прошлое? Что оно ищет в нем?

Можно ли точно предсказывать будущее, опираясь на прошлое? События определенного рода действительно происходят вновь и вновь. И в то же время нет двух империй, которые пали бы одинаково. Вавилон в 539 году до н. э внезапно пал от рук мидян и персов. Греция распалась на несколько царств после смерти Александра Македонского и, в конечном счете, была побеждена Римом. А о падении Рима спорят до сих пор. В чем – то история, конечно, повторяется, а в чем – то нет. Один из уроков истории, который можно извлечь из неизменно повторяющихся событий, – это несостоятельность человеческого правления. Во все века правительствам, имеющим благие намерения, были в то же время свойственны корыстолюбие, недальновидность, жадность, коррумпированность, кумовство и, в особенности, неуемное стремление добиться власти и удержать ее. Именно поэтому прошлое знает множество гонок вооружений, расторгнутых договоров, войн, беспорядков, насилия, случаев несправедливого распределения имущества и крушения экономики.

Воскрешение прошлого своими выводами должно иметь практическое значение и иметь потребность для жизни общества. Поэтому она наказывает за незнание уроков истории, за попытки ее переписать в угоду политическим потребностям власти мы были жестоко наказаны в XX веке. Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий. Не осознав этого значения истории, мы вновь обречены делать роковые ошибки и платить за них страшную цену. Знакомясь с размышлениями Ключевского, приходишь к мысли, что за сто лет сущность государственной власти у нас не изменилась. В 1891 году ученый указал на такую особенность российской государственности, которая, к сожалению, сохранилась и в начале XXI века, это разветвленный бюрократический аппарат. Или сравните запись Ключевского в 1898 году и события в России 1998 года: «Россия на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы: что делать? Ответа нет».

Источник

ПАРАДОКС ГЕГЕЛЯ: ИСТОРИЯ УЧИТ, ЧТО НИЧЕМУ НЕ УЧИТ

Тот, кто не помнит своего прошлого,
осуждён на то, чтобы пережить его вновь.

(цитатник «Афоризм»,
http://www.aphorism.ru/author/a2334.shtml)

Парадокс Гегеля: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории» («Википедия», http://ru.wikipedia.org/wiki, Список парадоксов).

«Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории» (О. Хаксли, «Афоризмы, цитаты и крылатые слова», http://aphorism-list.com/a.php?page=haxli)

«Исторические события уникальны. История, если она и повторяется, то, по известному выражению, первый раз как трагедия, а второй – как фарс. Из неповторимости исторических событий иногда выводится идея, что история ничему не учит.
«Быть может, величайший урок истории, – пишет О. Хаксли, – действительно состоит в том, что никто никогда и ничему не научился из истории».
Вряд ли эта идея верна. Прошлое как раз и исследуется главным образом для того, чтобы лучше понимать настоящее и будущее. Другое дело, что «уроки» прошлого, как правило, неоднозначны.
Не является ли убеждение, будто история ничему не учит, внутренне противоречивым? Ведь само оно вытекает из истории в качестве одного из её уроков? Не лучше ли сторонникам этой идеи сформулировать её так, чтобы она не распространялась на себя: «История учит единственному – из неё ничему нельзя научиться», или «история ничему не учит, кроме этого её урока»?». Конец цитаты (Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – 1990, с. 200, скачать http://book-read.ru/libbook_107383.html).

Заключение о парадоксальности фразы следует из неточного её понимания. Согласно «принципу понимания», то есть полному пониманию ситуации во всех деталях («Логические парадоксы. Пути решения», «О принципах решения парадоксов», пункт 1, http://www.proza.ru/2009/04/27/370), необходимо точное уяснение информации, заключённой в рассматриваемых фразах, выделение мысли, смыслового основания рассуждения.

Во-первых, «ничему» история учить не может. Иначе бы это не понял бы и не знал никто. Значит, в этом отношении утверждение ложно. Либо нужно вложить конкретный смысл в понятие «ничему» для появления «точки опоры выводов» («Логические парадоксы. Пути решения», глава «Ошибки понимания парадоксов – точка опоры выводов», http://proza.ru/2009/04/24/826). При отсутствии таковой за «точку опоры выводов» принимается понятие «всё», что ведёт к ложности фразы.

Но истинное, а не формальное, понимание фраз состоит в более глубоком их рассмотрении. Поэтому, во-вторых: точкой опоры в рассуждениях является, помимо «ничему», также понятие «учить», которое смешивается с понятием «учиться». «Учить» значит передавать информацию, «учиться» значит получать информацию. Но, помимо простой передачи и приёма, эти слова включают в себя наличие субъекта, человека в данном случае. Иначе это был бы процесс наподобие радиосвязи: передатчик – приёмник. И, подходя со строгими логическими мерками, из этого следует, опять-таки, ложность фраз. Потому что история не является субъектом, то есть «одушевлённой», а значит, не может «учить».

В-третьих, отбросив строгости и опираясь на образность выражения «история учит», то есть, поняв это как «история показывает людям», можно переиначить исходные тавтологические формулировки. Получится: «История показывает нам, что люди не избегают ошибок прошлого, повторяют их («не учатся из истории»)». Или ещё более точно, включая разделение смыслов не только слов «учить» и «учиться», но и субъектов, к которым они прилагаются: «Исторические факты показывают её исследователям, потомкам («нам»), что люди, влияющие на ход истории, принимающие исторические решения («человек»), повторяют ошибочные решения прошлого». В такой точной перефразировке, открывающей вложенный во фразы смысл, в соответствии с «принципом полного понимания», трудность в осознании передаваемой высказываниями мысли улетучивается, как и её парадоксальность.

И здесь уже можно говорить об истинном логическом значении этих высказываний, так как они подтверждаются фактами. Ведь многие знают, что некоторые решения политических лидеров, к примеру, являются повторением прошлых ошибок, ведущих к массовой гибели людей (чужих и своих), не говоря о различных разрушениях, при начале военных конфликтов и «операций». Другие ошибки, с точки зрения прогресса, развития цивилизации, ведут к самоконсервации и изоляции общества от мирового сообщества, отбрасывающей качество жизни назад, в прошлое.

Существует высказанная мысль и в виде: «История учит, что ничему не учит». Но более парадоксальная, на первый взгляд, формулировка после её толкования приводит к тому же выводу, что и предыдущие. Потому что эта и другие формулировки основаны на механизме «смешения смыслов» и применением тавтологической закольцовки слов.

Интересно рассуждение из книги Ивина. «Из неповторимости исторических событий иногда выводится идея, что история ничему не учит». На первый взгляд, в нём заключается ошибка «ложный вывод» («Логические парадоксы. Пути решения», «Ошибки рассуждения в парадоксах – ложный вывод», http://www.proza.ru/2009/04/25/488). Ведь то, что «история ничему не учит», следует, не из «неповторимости исторических событий», а, как раз, наоборот – из их повторяемости! Точнее, из повторяемости ошибочных исторических событий в виде решений и последствий этих ошибочных решений, навроде, военной агрессии. Но! Если точно трактовать «повторяемость ошибочных событий», то можно увидеть, что его дефиниция включает в себя также и повторяемость ошибочных событий в форме не только ПРИНЯТИЯ ошибочных решений, но и НЕПРИНЯТИЯ правильных решений, действия и бездействия, по юриспруденции. То есть неповторяемости событий как неблагоприятных, так и благоприятных. Например, такого бездействия, как воздержание от военной агрессии или не создавание, отсутствие, системы социальных гарантий общества. Делание бессмысленного ничем не отличается от неделания того, что имеет смысл, потому что это одно и то же.
Но в книге указана именно «уникальность» событий. Это верно: нет ничего тождественного в мире, нет даже двух одинаковых капель воды, как говорится. Но вывод из такого понимания в книге ошибочен. Потому что происходит «подмена объекта рассуждения». Мы рассуждаем на основе высказываний об «уроках истории», то есть о следствиях, значении, результате исторических решений, событий, а не об их похожести, о сути, а не о форме. Однозначно, что одна война отличается от другой по всем критериям: повод начала, время, участники и т.д., – но также однозначно и то, что результат её, а, значит, и сущность, один – массовая гибель и разрушение. Поэтому говорить об уникальности событий в данном контексте просто кощунственно, с моральной и эмоциональной точки зрения, а с логической точки зрения – ошибочно, ложно. Потому что в действительности существует повторяемость благоприятных правильных решений, которые являются сущностью исторических событий. Например, такими повторяющимися решениями можно считать: отказ от ядерных испытаний и договоры об ограничении вооружений, гуманитарная помощь нуждающимся и международная помощь при стихийных бедствиях и катастрофах, возобновление олимпийских игр, демократизация общества в разных странах и т. д. Так что выходит, рассуждение в книге ошибочно, а вывод ложен.

В отношении того, следует ли перефразировать мысль, чтобы она не распространялась на себя. Во-первых, потеряется образность фразы, ради чего и была придумана именно такая тавтологическая форма. А, во-вторых, она на себя и не распространяется, если включить полное понимание высказывания, в том числе и образность, как выше показано. Ведь мысль информирует об отсутствии выводов из уроков истории, вспоминая также и афоризм Хаксли. Но само понимание этого не является уроком истории, к вопросу о «неточности определений» («Логические парадоксы. Пути решения», главы «О принципах решения парадоксов», http://www.proza.ru/2009/04/27/370 и «Ошибки понимания парадоксов – неточность определений», http://www.proza.ru/2009/04/24/745) – что считать «уроком истории». «Уроком истории» в контексте высказываний будет НЕПОВТОРЕНИЕ ошибок прошлого. А понимание отсутствия этого, следовательно, уроком истории не является.

Как видно, точное понимание позволяет сказать, что мысль, вложенная в высказывания, настолько же истинна, насколько и печальна. Она была лишь завуалирована тавтологическими формулировками на основе «смешения смыслов» («Логические парадоксы. Пути решения», «Ошибки рассуждения в парадоксах – смешение смыслов», http://www.proza.ru/2009/04/26/324).

Источник

История учит что ничему не учит примеры

История учит что ничему не учит примеры. Смотреть фото История учит что ничему не учит примеры. Смотреть картинку История учит что ничему не учит примеры. Картинка про История учит что ничему не учит примеры. Фото История учит что ничему не учит примеры

История, которая ничему не учит

История учит что ничему не учит примеры. Смотреть фото История учит что ничему не учит примеры. Смотреть картинку История учит что ничему не учит примеры. Картинка про История учит что ничему не учит примеры. Фото История учит что ничему не учит примеры

История нас учит тому, что она ничему не учит.
Афоризм
«Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете».
Евангелие от Луки, 13:4,5.

В обществе широко известны две пословицы, которые, хотя в них и говорится об одном и том же явлении, противоположны по своему содержанию: «История нас много чему учит» и «История нас ничему не учит». Кто-то объединил эти две фразы в один полушутливый афоризм: «История нас учит тому, что она ничему не учит». Имеется в виду, что самый большой урок истории заключается в том, что люди не берут из нее никаких уроков. И если уж зашла речь о пословицах, то вспомню еще одну, подобную этим: «наступать на те же грабли». Это мы часто и делаем.

Что же, доказательств этому много. Можно привести тысячи примеров как из мировой истории, так и из собственной жизни, которые подтверждают эту истину. Достаточно просто просмотреть ленту последних новостей. Меня всегда удивляют случаи, о которых знают почти все, но многие упрямо «наступают на грабли». В местных газетах, в разговорах можно часто услышать как «женщины ромской национальности» обманывают доверчивых людей, или как наперсточники обманывают неосторожных игроков. Большинство людей знают, что это элементарный обман, но все равно разрешают обманывать себя.

Есть примеры более трагические. В этом году мы вспоминаем печальную дату — 100 лет со дня гибели «Титаника». Это знаковая трагедия, которая много чему учит нас. Хотя… Хотя все-таки не учит… Январь 2012 года заставил нас вспомнить старую историю: возле берегов Италии при идеальных погодных условиях затонул подобный лайнер-красавец «Коста Конкордия». Гордость туристической Италии, он стоил почти полмиллиарда евро. Затонул, натолкнувшись на риф за несколько сот метров от берега. Затонул из-за элементарной служебной халатности, из-за человеческой гордости и самоуверенности. Еще выясняются причины трагедии, но уже известно, что капитан проявил небрежность, проникнувшись праздничной атмосферой общекорабельной вечеринки, что потерял чувство меры, осторожности и человечности. Известный христианский публицист Влад Кусакин так прокомментировал это событие: «Это прообраз нашей западной цивилизации. Беспечной, сытой, пьяной, распущенной, мягкотелой, безответственной, которая паникует перед всякой опасностью (я, кажется, правильно перечислил все то, что писалось в новостях о «Costa Concordia»). Мы плывем морем материализма и удовольствий. Да, мы знаем, что есть подводные рифы, что они даже рядом. Но их не видно. Поэтому пассажиры лайнера были беспечны, а «капитан отдал приказ пройти поближе к острову, чтобы сделать приятное главному стюарту, уроженцу этих мест, в то время, когда сам развлекался с молодой женщиной» (цитата из новостей). Вы думаете, мы получили пробоину в 2001 году? В 2008? Нет, мы и далее беспечны и плывем тем же курсом».
Что ж, нельзя не согласиться с автором. И с упомянутой выше пословицей. Трагедия «Титаника», две мировые войны, Хиросима и Нагасаки, сталинизм и холокост, холодная война и расизм, теракты в Нью-Йорке и СПИД ничего нас не научили. Люди, будто слепые, не видят очевидного. И продолжают «пир во время чумы».

Часто люди спрашивают: «Почему случилась та или иная трагедия?» Ответов может быть очень много, но есть одна общая для всех случаев причина: это урок для людей. Вот только, учат ли их чему-то эти уроки?
Когда люди поставили такой вопрос Иисусу, Он не дал точного ответа, который удовлетворил бы их любопытство. Он обратил их внимание на что-то более значительное, более важное: «Это примеры для вас! Потерпевшие не были грешнее других. Собственно говоря, вопрос не в этом. Вопрос в том, возьмут ли живущие из этого какой-то урок для себя? Покаются ли, чтобы день смерти не захватил их врасплох? Никто не может дать гарантии относительно человеческой жизни, поэтому нужно быть всегда готовым к неожиданностям».

Часто взрослые напоминают мне мальчишку, который, увлекшись игрой, теряет осмотрительность и неожиданно получает ранение: или колено обдерет, или лоб разобьет, или руку порежет. Вдруг прерываются и забываются самые интересные игры. После первой медицинской помощи потерпевший с друзьями замолкают, становятся тихими, смиренными и осторожными, так что диву даешься. Но еще боль не утихла, как ситуация потихоньку нарушается то шуточным словом, то сдержанным смехом, то попыткой вести себя так, как будто ничего не случилось. А вскоре, смотри, компания, забыв о неприятности, снова мчится по своим шаловливым дорожкам вместе с раненым товарищем.

Так и во взрослой жизни.

Когда в 2001 году в Нью-Йорке случилась трагедия с башнями-близнецами, я в то время был в Соединенных штатах. Я видел самоуверенных и раскрепощенных американцев, которые вдруг притихли, как мальчишки, увидевшие кровь на локте товарища. Я видел солидных людей, которые последний раз были в церкви, может быть, несколько лет назад, а теперь, обнявшись, свершали общую молитву. Я видел на улицах плакаты: «Боже, благослови Америку». Жители Америки (и не только), как ученики сидели за партами в Божьей величественной аудитории на уроке истории. Но, как говорят в Украине, «шпари відійшли» — и общество постепенно вернулось к своим привычным греховным делам. На месте башен остался памятник, но он так и не появился в сердцах и в сознании большинства американцев…

Вспоминая путешествие израильского народа по пустыне, апостол Павел говорит: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1Кор.10:6). И когда меня даже верующие люди спрашивают: «А почему в Библии вспоминается так много негативных историй, которые не делают чести последователям живого Бога?», я всегда отвечаю: «Это предупреждения нам, это уроки истории, которые учат нас быть осмотрительными и не такими, как эти положительно-отрицательные герои. Именно поэтому в Слове Божьем мы читаем об идолопоклонстве Израиля, о грехе Давида и Соломона, об отречении Петра, об Анании и Сапфире.

Но сегодня вопрос стоит по-другому: помним ли мы эти уроки? А если помним, не повторяем ли ошибок истории? Но взгляд в историю — это еще и взгляд вперед. Ученикам Христа очень хотелось узнать о конце света: «Когда же он наступит?» Иисус возвратил любопытных назад в историю: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один. И как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого… Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Мф.36-44).

Не это ли мы наблюдаем ныне? Не является ли духовная атмосфера современного мира такой же, как в те времена: самодовольство, развлечения, сытость, и — равнодушие? Несмотря на то, что тема конца света чрезвычайно популярна в нынешнем обществе, никто серьезно не готовится к нему. А если и готовится, то не так, как следовало бы. Строить бункеры — это все равно, что прятать, как страус, голову в песок. Можете обвинить меня в морализаторстве, но ничего нового, кроме того, что записано в Библии, я не скажу. Быть готовым — это значит быть с Богом. Это значит — трезво смотреть на историю и современность. Это — понимать, что Господь хочет сказать тем или иным событием. Это — жить так, будто каждую минуту может наступить конец: если не мира в целом, то мой лично.

К сожалению, люди часто ведут себя так, как тот немудрый муж в притче: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой», и начнет бить товарищей своих, и есть, и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:48-51). Именно поэтому так много случается трагедий, которые фактически запланированы чьей-то халатностью, равнодушием, самоуверенностью и гордостью. Но многих впереди ожидает самая большая катастрофа, которая была когда-либо под солнцем. Это судный день, встретив который, многие захотят, чтобы он стал концом света: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор и говорят горам и камням: «Падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца, ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:15-17).

Конец света будет. Об этом четко говорит Слово Божье. Но для людей он станет началом вечности. Где мы проведем эту вечность, зависит от нас сегодня. Ныне мы еще имеем возможность быть в Божьей аудитории, и, как послушные ученики, изучать историю Божьей милости и Божьего суда. Историю, которая рассказывает о правильном жизненном пути. Историю, которая учит нас жить богобоязненно и с радостью ожидать второго пришествия Христа. Историю, которая может стать обвинительным документом на Божьем суде: «Тебя предупреждали, тебе показывали, тебя учили». Больно будет, когда, заканчивая Божью школу истории, мы «провалим» выпускной экзамен. Экзамен без права пересдачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *