Избирательная кампания что это
Предвыборная кампания
В предвыборной кампании могут участвовать в том числе группы поддержки избирателей, общественные организации, средства массовой информации. К основным способам ведения предвыборной кампании относят проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей, памфлетов, предвыборных афиш и плакатов, выступления в СМИ. Избирательная кампания весьма подробно регламентируется избирательными законами. В частности законы могут регулировать сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и др.Большую роль в избирательных кампаниях играют, так называемые, политические технологи, которые оказывают участникам предвыборной гонки целый ряд профессиональных услуг: от анализа предвыборной ситуации до написания предвыборных речей кандидатов.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Для информации о британской театральной постановке 2015 года, см. Голосование (спектакль).Голосова́ние — способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путём подсчета голосов членов группы.
Grassroots (рус. корни травы) — термин современной американской политологии, так в США называют спонтанные движения «снизу». Под grassroots понимаются условно говоря «истинные» движения, организованные гражданами для борьбы за свои права.
Аналити́ческие це́нтры («мозговые центры», «фабрика мысли», «мозговой трест»; англ. think tanks, англ. brains trust) — научно-исследовательские организации, которые, как правило, сосредоточивают свои усилия в области гуманитарных наук — политики, экономики, социологии, права и тому подобное.
Избирательная кампания в РФ
Содержание:
↑ Избирательная система
Во всех демократических странах политическая элита формируется посредством выборов, которые проводятся в соответствии с принятой в государстве избирательной системой.
Избирательная система — политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти. Другими словами, это совокупность принципов, норм и правил проведения выборов органов государственной власти
Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
↑ Типы избирательных систем
1) Мажоритарная система
Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.
Так, округа, в которых избирается один кандидат, называются одномандатные, два или более – многомандатные. Одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
Данная процедура характерна для проведения выборов в парламент, где избираются несколько кандидатов, при выборах одного высшего должностного лица, например, президента вся территория государства становится единым избирательным округом.
Избирательный округ – территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);
Избирательный округ единый (единый избирательный округ) – избирательный округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы;
Избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально;
Избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат;
Достоинства: Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа
Недостатки: Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах
А) Абсолютного большинства
Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос.
Применяется при выборах президента в России и во Франции
Б) Относительного большинства
обязательный минимум участия избирателей, как правило, не устанавливается и избранным считается тот кандидат, который получил число голосов, больше, чем любой из его соперников. При этом выборы будут считаться действительными, даже если проголосует хотя бы один избиратель.
2) Пропорциональная система
Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.
В отличие от мажоритарной системы в пропорциональной системе выдвижение кандидатов производится путем составления партийных списков. Избиратели голосуют за спи- сок, составленный партией, а не за конкретных людей, выдвинутых по округу. Выборы по пропорциональной системе проводятся по единому (общенациональному) избирательному округу.
Во многих странах есть проходной порог, выраженный в процентном соотношении относительно всех голосов. Например, в России проходной процент на выборах в Государственную думу на предпоследних выборах составлял 7%, а на выборах в 2016 году составлял 5%. Пятипроцентный барьер существует почти во всех странах, но в некоторых странах процент ниже. Например, в Швеции – 4%, в Аргентине – 3%, в Дании – 2%, а в Израиле – 1%.
Применяется при выборах в Израиле, Италии и др.
Достоинства: Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства
Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий
Недостатки: Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией
Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений
↑ Избирательная кампания и избирательный процесс.
Выборы различаются:
По объекту: президентские, парламентские, местного самоуправления
По масштабу: федеральные, региональные, местные
По срокам: очередные, досрочные, повторные
Значение выборов:
-являются важным средством систематического обновления властных структур
-выявляют реальные интересы и потребности народа
-способствуют приобщению граждан к политике
-придают власти легитимны характер
Избирательная кампания – это комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий, которые проводятся с целью ознакомления избирателей с кандидатами, партиями и их политическими программами
Многие учёные рассматривают понятия «избирательная кампания» и «избирательный процесс» как синонимы.
Избирательный процесс является практически-организационным компонентом избирательной системы, базирующимся на избирательном праве и включающим несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).
Избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Избирательная кампания что это
Статья 2. Основные термины и понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
(см. текст в предыдущей редакции)
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 25 в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 2 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
входит (входил) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) является (являлся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
входит (входил) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) является (являлся) его учредителем, членом, участником, руководителем;
входит (входил) в состав органов управления и (или) является (являлся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
осуществляет (осуществлял) политическую деятельность и получает (получал) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. Под политической деятельностью понимается деятельность в том значении, в каком она определена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
(пп. 35.1 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(пп. 35.2 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(пп. 41.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 47 в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 49 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 52.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 62 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 2 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
(пп. 62.1 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
(пп. 63 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Избирательная кампания в Российской Федерации
Содержание:
Избирательная система – комплекс приёмов, методов и правил, которые формируют и обеспечивают регулирование легитимных органов власти. Избирательная система формирует общие характеристики в организации избирательной деятельности, а также переводы голосов избирателей. Избирательная система – изъявление воли населения, которое создаёт органы власти.
Основные избирательные системы
Принципы избирательного процесса:
Избирательное право – комплекс юридических и правовых правил, которые задают вид указанных отношений и формируют отдельный социальный институт. Так в РФ, избирательное право приставлено в Конституции.
Выборы – вид правовой и сознательной деятельности индивида, где участие принимает несение, организации, избирательные кампании и субъекты политической власти. В РФ происходят выбора на посты президента, депутатов в государственную думу, в органы государственной власти и муниципального управления и т.д.
Принципы избирательного права Российской Федерации
1. Принцип свободы – каждый индивид обладает свободой волеизъявления, что выражено в выражении воли свободно и без принуждения. Со стороны организаторов избирательной капании – свобода в организации выборов, также свобода в агитационных действиях.
2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах – каждый индивид имеет юридически закреплённое право, которое действует с момента совершеннолетия, принимать участие в избирательной деятельности, а также право быть избранным в местное самоуправление или государственную власть.
А) Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин РФ имеет юридическое право в участии избирательных действий, которые предусмотрены законом и законными методами проведения, подавать свою кандидатуру в органы местного самоуправления или государственную власть возможно с возраста, установленного в Конституции. Избирательный ценз – условия, которые закреплённые законом и конституцией, для избирательной деятельности или осуществления права. Таким образом, избирательный ценз разделяется на языковой, этнический, возрастной и т.д. (президентом РФ может быть индивид не моложе 35 годов, для членства в Государственной Думе необходим возраст в 21 год и т.д.). Также баллотироваться на места местного самоуправления или государственной власти может иностранный гражданин, с условием того, что с его страной заключён определённых договор. Невозможно получить места в органах власти людям, которые признаны недееспособными, людям, находящемся в тюрьме по решению суда.
Б) Равное избирательное право. Все индивиды РФ имеют равные обоснования (избирателям предоставлены равные возможности для получения голосов; гражданин РФ имеет право голосовать на одном участке, согласно его прописке; избиратели изъявляют личный выбор кандидата в зависимости от различных условий.
В) Прямое избирательное право. Каждый гражданин РФ извьявляет волю непосредственно. Выборы можно подразделить на прямые и косвенные, где часть населения голосует не за представленного кандидата, а за выборщиков, которые голосуют также за предыдущих выборщиков или напрямую за кандидата.
Г) Тайное голосование. В ходе выборов всем выборщикам даётся свобода и секретность в волеизъявлении, которые закреплены гарантиями: отдельные кабинки на 1 индивида; каждый выборщик лично отпускает выборный лист в ящик; если тайна голосования по каким-либо причинам нарушена, то наблюдатель принудительно удаляется, а другие члены комиссии отправляются на голосование.
Д) Добровольность участия граждан в выборах. Участие или не участие избирателя в выборах- личное дело индивида, никто не имеет права заставлять голосовать или не голосовать.
3. Принципы, дающие право индивидам совершать выбор и контролировать законность проводимых избирательных кампаний и самих выборов.
4. Организационные принципы.
А) Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями. В РФ наличествует система избирательных комиссий.
Б) Территориальный принцип организации выборов. За каждым территориальным участком закрепляется избирательный округ, где проходит голосование избирателей, относящихся в представленную территориальную единицу.
Основные стадии избирательного процесса
1. Каждые выборы на любой пост назначаются различными государственными органами, так выборы президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания, выбора представителей Государственной Думы – президент РФ и т.д. Время проведения выборов закреплено федеральным законом или субъектом власти в РФ. Решение о предстоящих выборах публикуется в средствах массовой информации, сами выборы ставятся на календарный выходной, ели в этот день нет праздника.
2. Формирование избирательных округов. Избирательные данные (место, схема, количество избирателей) определяет специальная комиссия, не позднее назначенного законодательством времени до голосования (за 70 дней). Вышестоящие органы, такие как органы местного самоуправления, одобряют схему избирательных округов, не позднее 2х месяцев до голосования.
3. Формирование избирательных участков. Формируются главой местного самоуправления параллельно с избирательной комиссией за 30 дней до выборов. На один избирательный участок положено не большое 3 тыс. людей. Для граждан РФ, проживающих за территорией государства, формируются специальные избирательные участки дипломатическими представителями РФ в др. стране. Территории избирательных округов и участков не должны пресекаться. Если индивид по каким-либо причинам не может посетить избирательный участок, то в таких случаях на территориях больниц, изоляторов, санаториев создают закрытые избирательные участки, где право голосования получают люди, находящиеся в этих местах (больные, заключенные и т.д.). В воинских частях также могут открыть избирательный участок, однако обычно военные голосуют на общих избирательных участках. Глава муниципального образования публикует списки с номерами участков и их адресами, границ и помещений не позднее 25 дней до голосования.
4. Образование избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия в РФ функционирует на регулярной основе и представлена юридическими законами. Она действует на протяжении 4х годов. В состав центральной избирательной комиссии включены 15 членов, которые выбираются Государственной Думой, Советом Федерации и президентом РФ поровну. Согласно закону, ЦИК обладают полномочиями: контроль за действиями избирательной комиссии во время выборов; сохранность избирательных прав населения; распоряжение выделенными финансовыми суммами (подготовка к избирательной к выборам и выборы).
Избирательные комиссии субъектов РФ функционируют на постоянной основе, являясь юридическим лицом. Законодательные и исполнительные органы государства формируют субъектов избирательной деятельности. Срок действия полномочий субъектов избирательной комиссии варьируется (не более 5 лет либо срок действия представительного органа, давшего власть субъектам избирательной комиссии). Комиссия занимается защитой избирательных прав населения, наблюдает за соблюдением этих правил.
5. Формирование перечня избирателей на базе учёта, который проводится муниципальными органами. В списке представлены граждане, которые получают на 1 день избирательные права. Индивид имеет право заявить в комиссию по причине не включения его в перечень избирателей. Правки в списки избирателей можно вносить до начала голосования.
6. Выдвижение кандидатов выборов. Кандидаты могут выдвигаться в различных условиях: при мажоритарном типе, кандидата выдвигает округ; личное выдвижение; избирательным блоком. Если выборы проходят по пропорциональной системе, то политические образования и партии, которые юридические зарегистрированы, согласного требуемому уровню выборов или выше, а устав представлен не позднее года до выборов. Выдвижение кандидатов происходит: президент РФ – менее 45 дней, депутаты Государственной Думы – 30 дней, органы местного самоуправления – 20 дней.
7. Сбор подписей – отборочный этап предварительных выборов. Федеральным законом официально устанавливается процент сбора подписей. Подписи могут быт принятые только от индивидов, обладающих избирательным правом на конкретном избирательном округе. Недопустимым является вознаграждение за отдачу голоса тому или иному кандидату, принуждение. На выборном листе индивид указывает имя, фамилию, отчество, адресные данные, данные паспорта.
8. Регистрирование кандидатов происходит специальными комиссиями на основании собранного процента голосов в поддержку выдвигаемого, которые тщательно проверяются. Кандидат наделяется новым социальным статусом и правами: работодатель не может уволить с места работы или перевести в другое место; время, которое индивид является избирательным кандидатом также зачитывается в стаж по выбранной профессии; невозможность привлечения кандидата к уголовной ответственности без его согласия.
9. Агитация населения. Любая политическая партия или деятель вправе до выборов проводить предвыборную агитацию за принятие участия в выборах, отдачу голоса за того или иного кандидата, который указан в перечне выбора. Агитация происходит через СМИ (телевидение, радио, прессу, интернет), массовые мероприятия (митинги), агитационные листовки, бюллетени.
Принимать участие в агитационной деятельности запрещено лицам, осуществляющим решающий голос, членам государственной власти, органам муниципального управления и лицам, находящимся на высоких должностях, государственные военнослужащим.
Агитация осуществляется с минуты официальной регистрации кандидата и истекает ровно за сутки о начала выборов. За три дня до проведения выборов, запрещено публиковать материалы в СМИ, касающиеся предварительных опросов населения. Любые агитационные листовки обязаны содержать адрес и наименование типографии, выпущенный тираж. Анонимные агитационные материалы недопустимы к размещению.
10. Голосование. Во время выборов избиратель получает документ, где представлены имена, фамилии, год рождения, место трудовой деятельности, род занятий кандидатов. Вверху выборного листа стоят подписи двух членов избирательной комиссии, которые заверены печатями, бюллетень предоставляется гражданам после предъявления паспорта или заменяющего документа. Комиссия помимо контроля за избирательным процессом, занимается предоставлением права выбора людям, которые не в состоянии появится на участке. Если избирателя не будет во время проведения голосования, то он сможет сделать выбор досрочно.
11. Подсчёт собранных голосов осуществляется с момента окончания выборов, проводится открыто и беспрерывно. По окончанию подсчёта, участковая комиссия формирует протокол, копия которого выдаётся наблюдателям или СМИ. Протоколы отправляет в вышестоящие органы.
Если в голосовании приняло меньшее количество избирателей, чем указано в федеральном законе, то выборы признают несостоявшимися. Также несостоявшимися признаны выборы, где выявлено нарушение кандидатов, которое не даёт с полной точностью подчитать голоса, в таком случае кандидаты не участвуют в распределении мандата.
12. Повторные выборы представлены дополнительным этапом. Проводятся в случае, когда ни один из выдвигаемых кандидатов не достиг процента собранных голосов, который указан в федеральном законе. Повторные выборы проводятся между двумя кандидатами, набравшими большее количество голосов. Время осуществления повторного голосования – 1-3 недели.
13. Опубликование итогов выборного процесса. Данные из округов направляются в СМИ после точного определения победителя. Не позднее месяца после голосования обнародуется процентные соотношения кандидатов и набранных голосов. Полные данные о прошедших выборах публикуются не позднее 3 месяцев поле окончания выборов.