Избыточное предложение товара на рынке является следствием того что
СОДЕРЖАНИЕ
Нарушение равновесия
Реакция рынка на избыточное предложение
Вторичные рыночные эффекты
Избыточное предложение на одном рынке может повлиять на спрос или предложение на другом рынке. Например, когда существует избыточное предложение на рынке труда, то есть безработица, рабочие-потребители будут ограничены в своем располагаемом доходе и, следовательно, будут требовать меньшее количество товаров по любой заданной цене. Это снижение спроса на товары в результате ограничений на другом рынке известно как платежеспособный спрос на товары.
Причины
Еще одна проблема, которая приводит к избыточному предложению, заключается в том, что поставщики не могут быстро адаптироваться к новым ситуациям. У поставщиков большие запасы товара, и они не могут продать его по старой цене. Обычно они не могут сразу же изменить объем производства, особенно если производственный процесс действительно длительный.
Вот несколько примеров того, почему спрос может снижаться и, таким образом, создается избыточное предложение:
Вот несколько примеров того, почему предложение может возрасти и, как следствие, появиться избыточное предложение:
Симптомы
По словам Стивена Риккиуто, если экономика застрянет в колее избыточного предложения, то медленный рост и дефляция сохранятся. Кроме того, более высокие цены окажут негативное влияние на потребителей, а производители останутся с избыточными запасами до тех пор, пока рынок полностью не исправится.
Последствия
Большую часть времени с избытком предложения приходится сталкиваться именно производителям сельскохозяйственной продукции. Хороший урожай, скорее всего, приведет к избытку предложения, поэтому при оптимальных погодных условиях возникает ситуация избытка предложения. Таким образом, у сельскохозяйственных производителей остаются избыточные запасы, которые быстро портятся. В этом случае мы не можем ожидать, что рынок исправится; эти товары скоропортящиеся, и рынку нужно время, чтобы исправить себя, кроме того, конкуренции между производителями будет недостаточно, чтобы снизить цену, пока она не достигнет равновесия, поскольку времени не хватает. В этой ситуации правительство может вмешаться и помочь сельхозпроизводителям, скупив избыточные запасы. Однако это порождает другую проблему, а именно тот факт, что правительство должно расходовать часть своего бюджета, которая могла бы быть использована для любых других целей, которые могли бы принести больше пользы экономике. Следствием этого является то, что правительству приходится увеличивать свои расходы на то, что принесет только пользу сельхозпроизводителям.
Пример
Предположим, продавец мороженого, и он ожидает, что следующая неделя будет прекрасной солнечной неделей, поэтому он восполнил ресурсы для этого. Но, к сожалению, его прогноз погоды неверен, и следующая неделя действительно холодная. Смена погоды приводит к мгновенному изменению спроса и меняет равновесие на рынке. Нашему продавцу мороженого необходимо продавать мороженое по высокой цене, превышающей текущее равновесие, так что это избыток предложения.
Во время пандемии COVID-19 было замечено множество примеров избыточного предложения. Во-первых, ограниченная мобильность людей через границы из-за мер пандемии способствовала нехватке рабочей силы; особенно в аграрном секторе. Сдвиг спроса и нарушение цепочек поставок привели к избыточному предложению в отраслях, которые не смогли адаптироваться к новой норме, вызванной глобальной пандемией.
Предотвращение избытка предложения
С другой стороны (если мы говорим о спросе), например, стимулирование покупателей покупать вещи, продажи являются отличным инструментом, позволяющим продавцам сокращать запасы, а также другие маркетинговые методы, такие как 2 + 1, черные пятницы и ночные покупки.
Наконец, если можно сделать производство более гибким,
По словам Стивена Риккиуто, отдельные штаты решают проблему избыточного предложения путем девальвации своей валюты в надежде, что они смогут подтолкнуть проблему избыточных мощностей к стране с самой сильной валютой.
Страны также могут использовать некоторые из этих методов для предотвращения избыточного предложения:
Избыточное предложение во втором десятилетии 21 века
Контрольная работа: Эластичность предложения (Вариант 11)
Тема: Эластичность предложения (Вариант 11)
Тип: Контрольная работа | Размер: 12.37K | Скачано: 173 | Добавлен 01.10.11 в 10:58 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы
План.
1. Контрольный теоретический вопрос………………………………………….3
2. Контрольные тестовые задания……………………………………………….7
Контрольный теоретический вопрос.
Эластичность предложения.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршалом и представляет собой выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.
Количество предлагаемых к продаже на рынке товаров и услуг, так же как и размеры спроса на них, по-разному реагирует на изменение в их цене. Для определения реакции продавцов на изменение цен используется показатель эластичности предложения. Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в цене, показывающая отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), то есть по формуле:
Es=(процентное изменение S)/(процентное изменение P),
где Es – коэффициент эластичности предложения; S – предложение; P – цена.
Решающую роль в типе эластичности предложения играет фактор времени. Чем протяжнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цен и тем эластичнее предложение.
Коэффициент эластичности предложения по цене определяется с учетом средней точки. Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Различают пять вариантов эластичности предложения. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением. Абсолютно эластичное предложение будет выглядеть на графике горизонтальной прямой предложения.
Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется оттого, что возрастает цена.
Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов.
Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Поэтому в работе производителей различают следующие периоды: текущий, или мгновенный, краткосрочный и долгосрочный. Текущий период – это такой период времени, в течение которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению уровня цен. Краткосрочный период – период времени, в течение которого производители не успевают в полной мере отреагировать на изменение уровня цен и изменить производственные мощности. Долгосрочный период достаточен для того, чтобы производители полностью приспосабливались к изменению цен.
Значит, в пределах текущего периода кривая предложения нашего товара будет совершенно неэластична. Производителям не хватило времени, чтобы расширить производство.
В пределах краткосрочного периода производственные мощности предприятия остаются неизменными, однако предприятие имеет достаточно времени, чтобы перераспределить свои ресурсы так, чтобы увеличить производство товара (пряников). Увеличив производство пряников за счет сокращения производства, например бисквитов, и используя дополнительные ресурсы, наш производитель продемонстрирует более высокую эластичность предложения.
Долгосрочный период достаточно продолжителен, чтобы предприятие успело принять все меры по приспособлению к изменившейся ситуации. Фирмы расширяют свои производственные мощности, если цена на продукт растет, или сокращают станочный парк, если цена падает. Повышенные спрос и цена заставят производителя приобретать дополнительное оборудование и сырье для производства товара, поэтому предложение будет расти. Зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой (положительной). Кривая предложения представляет восходящую линию, поэтому независимо от степени эластичности цена и суммарный доход фирмы всегда изменяются в одном и том же направлении.
Эластичность предложения зависит от многих факторов:
— возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;
— специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;
— степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.
В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет определять размеры производства отдельных товаров и услуг, изучать поведение потребителей, планировать ценовую политику фирмы, формировать стратегию фирм в краткосрочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков, прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги.
Контрольные тестовые задания.
1. Наличие на рынке избыточного предложения товара может являться следствием того, что:
а) цена на товар равна равновесной цене
б) цена на товар ниже равновесной цены
в) сократился объем предложения данного товара
г) цена на товар выше равновесной цены
д) увеличился объем спроса на данный товар.
Ответ: г. Избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых. Если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену.
2. Укажите верные утверждения:
а) если номинальная процентная ставка равна 10%, а темп прироста цен – 5%, то реальная ставка составляет 5%
б) рост реальной процентной ставки приведет к росту спроса на заемные средства
в) процент – это сумма денег, которые кредитов выплачивает заемщику.
Задача.
Студент ежедневно получает от родителей 30 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая стоимость продуктов питания по вертикальной оси, а стоимость развлечений – по горизонтальной.
Цена продуктов питания, долл. (Рх)
Переизбыток
Опубликовано 23.06.2021 · Обновлено 23.06.2021
Что такое Переизбыток?
Переизбыток – это чрезмерное количество товара. Переизбыток возникает, когда спрос ниже предложения, что приводит к избытку. Проще говоря, избыток предложения – это когда товаров на продажу оказывается больше, чем люди готовы купить. Есть много причин, по которым может возникнуть избыток предложения. Возможен переизбыток текущего продукта из-за того, что люди ждут улучшенной модели в серии, например, смартфонов от определенного производителя. Переизбыток также может возникнуть в ситуациях, когда цена товара или услуги слишком высока, а люди просто не готовы покупать их по такой цене. Избыток предложения также может быть просто случаем, когда производитель полностью неверно истолковывает рыночный спрос на продукт.
Ключевые моменты
Понимание избыточного предложения
Хотя контекст может меняться, избыток предложения является результатом перепроизводства и ведет к накоплению не подлежащих продаже запасов. Уровни цен и избыток предложения сильно взаимосвязаны.
Когда цена слишком высока, спрос будет уменьшаться, а непроданное количество увеличиваться, если производитель не сделает скидку на товар или не остановит производство. Дисконтирование продукта – наиболее очевидный способ справиться с избыточным предложением, и часто это единственный способ очистить непроданные запасы, если новый продукт уже в пути. Дисконтирование действительно влияет на чистую прибыль продавца, и продавец может иметь соглашения, которые разделяют эту боль с производителем.
На товарных рынках избыток предложения – это скорее состояние рынка, чем проблема, которую необходимо решить. Для таких сырьевых товаров, как нефть, природный газ, драгоценные металлы, мясо и т. Д., График производства требует значительного времени, а цены все основаны на рыночных ценах. Если, например, одновременно начнется добыча на нескольких крупных газовых месторождениях, на рынке возникнет избыток природного газа, что приведет к снижению цены. В периоды избытка предложения производители могут фактически терять деньги на продаваемых ими единицах.
Пример динамики избыточного предложения
Макроэкономическое равновесие
Из российской практики: Особенности проявления ценовых эффектов в российской экономике
Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение AD и AS показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен (рис. 2.1). Иначе говоря, экономика находится в равновесии при таких значениях реального национального продукта и таком уровне цен, при которых объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.
Прежде чем мы перейдем к анализу данных проблем, дадим характеристику понятий «совокупный спрос» и «совокупное предложение» с учетом определяющих их факторов.
где | Y | — | реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; |
M | — | количество денег в экономике; | |
V | — | скорость обращения денег; | |
P | — | уровень цен в экономике. |
Из приведенных формул следует, что связь между объемом произведенной продукции (Y) и уровнем цен в экономике (P) отрицательна при определенном постоянном предложении денег.
Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса внешне похожа на кривую рыночного спроса, однако между ними есть немаловажные различия. Так, если рыночную кривую спроса на продукт мы строим исходя из того, что неизменны цены на другие продукты и услуги и неизменен потребительский доход, то кривая совокупного спроса отражает возможные изменения общего уровня цен, которое в свою очередь может вести к изменению реального выпуска (Y).
Ценовые факторы AD
Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж. М. Кейнса, поскольку он анализировал последствия изменений процентной ставки.
Неценовые факторы AD
Смещение кривой AD 0, показанное на рис. 2.3, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Так, рост налогов, при прочих равных условиях, отразится левосторонним сдвигом (кривая AD 1), что будет характеризовать сокращение и инвестиционного, и потребительского спроса. Рост государственных расходов, напротив, может привести к правостороннему сдвигу (кривая AD 2).
Среди факторов, влияющих на сдвиг кривой AD 0, следует отметить:
Как и все процессы в экономике, изменения в совокупном предложении отражают индивидуальную ситуацию в той или иной стране, в том числе состояние ее производственного потенциала, а также научно-технического и культурно-образовательного уровня нации. Ситуация в современной России с резким сокращением по сравнению с доперестроечным периодом объема потенциального выпуска, как известно, явилась следствием комплекса причин. В частности это разрыв производственных связей после распада СССР, неудачи в попытках преодолеть структурные диспропорции, стагфляция, политическая нестабильность и пр.
Кривая AS: различия в интерпретации формы
Следует отметить, что классическая и кейнсианская модели характеризуют экономику в разных временных интервалах. Классический подход позволяет анализировать экономику в долгосрочном периоде, в котором номинальные цены на ресурсы и товары, являясь относительно «гибкими», успевают приспособиться друг к другу. Для краткосрочного периода, рассматриваемого в кейнсианской модели, характерна относительная «жесткость» номинальных цен.
Экономисты классической школы исходили из того, что рыночная система в долгосрочном периоде обеспечивает полное использование ресурсов в экономике. Причем, возникающие иногда диспропорции преодолеваются в результате автоматического саморегулирования рынка. Благодаря ему, в конечном счете, в экономике всегда достигается объем производства, соответствующий полной занятости (Y = Y*).
Кривая AS в классической модели вертикальна и фиксирована на уровне потенциального объема производства (рис. 2.5). Изменение совокупного спроса не влияет на реальный объем производства и занятость, а имеет следствием только изменение цен.
Классические представления о рыночной экономике отражены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Д.С. Милля и развиты позднее в трудах Л. Вальраса, А. Маршалла, А. Пигу и др. Эти экономисты исходили из того, что цены на конечную продукцию и факторы производства являются достаточно гибкими для того, чтобы приводить в соответствие совокупный спрос и совокупное предложение даже в краткосрочном периоде.
Восстановление равновесия в классической модели
Соблюдение данного тождества означает, что равновесие между совокупным спросом и предложением не нарушается.
Экономисты-классики сознавали, что решения о сбережениях и инвестициях принимаются разными людьми, чьи цели и поступки могут не совпадать. Однако на денежном рынке, по мнению классиков, существует механизм, который способствует достижению равновесия между сбережениями и инвестициями. Он основан на колебаниях ставки процента. С установлением равновесной ставки процента наступает равенство между объемом сбережений и объемом инвестиций.
Согласно классической модели колебание цен, которое способствует сохранению равновесия в экономике, происходит не только на товарном и денежном рынках, но и на рынке труда. Снижение цен на товарных рынках приводит к снижению заработной платы или возникновению безработицы, если оплата труда останется в прежнем размере. В последнем случае предложение труда превысит спрос. Рабочие под давлением безработицы вынуждены соглашаться на более низкие ставки оплаты труда. И ставки будут снижаться до тех пор, пока предпринимателям не станет выгодно нанимать всех желающих работать при более низкой заработной плате. Иначе говоря, рыночные силы действуют в направлении достижения равновесия и на рынке труда, что ведет к полной занятости рабочей силы, а если и существует безработица, то лишь «добровольная», т.е. не больше ее естественного уровня.
Еще один важный аспект классической модели связан с анализом влияния денег. Поскольку общий уровень цен изменяется в том же направлении, что и количество денег в обращении, то при данном совокупном предложении увеличение количества денег в обращении приводит к росту совокупного спроса. Отсюда задача поддержания равновесия в системе предполагает контроль за предложением денег как основы стабильности цен и совокупного спроса.
Роль государства в классической модели
Классическая концепция макроэкономики определяет роль государства. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечивать полное использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. В рамках классической теории был сформулирован принцип нейтральности государства. Оно должно воздерживаться от влияния на экономических субъектов, действующих в условиях конкуренции, и стараться предотвращать негативные результаты своей собственной деятельности.
На основе достаточно стройной классической теории можно было успешно анализировать экономическую ситуацию и обосновывать необходимую государственную политику вплоть до кризиса 30-х годов. ХХ в. Однако многолетнюю депрессию и массовую безработицу тех лет трудно было объяснить на основе классической теории. Логичное объяснение ситуации давал альтернативный, уже упоминавшийся нами, кейнсианский подход. Его сторонники высказывали сомнения по поводу способности конкурентного механизма автоматически приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости.
Классики считали, что цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианская модель исходила из того, что цены и заработная плата слабо меняются, особенно в краткосрочном периоде. И действительно, уже в первые десятилетия ХХ в. наличие монополий и профсоюзов, законодательство о минимальной заработной плате и другие факторы привели к тому, что цены и заработная плата перестали быть подвижными.
В графической интерпретации кейнсианской модели с негибкими ценами соответствует горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения. Когда предложение достигает потенциального объема производства, кривая приобретает вертикальный вид (пунктирный отрезок кривой AS на рис. 2.6).
Как видно из рис. 2.6, если кривая спроса сдвигается влево, то выпуск продукции падает. Он мог бы сохраниться в прежнем размере (как в предыдущей модели) за счет снижения цен. Однако если колебания цен не происходит, то возможен достаточно длительный спад производства, что и происходило в годы Великой депрессии. Модель иллюстрирует то положение кейнсианской концепции, что объем предложения, или реальный объем производства, который предприниматели будут поддерживать, определяется спросом, следовательно, можно утверждать, что снижение совокупного спроса (от AD 1 к AD 2 на рис. 2.6) приведет к уменьшению реальных объемов производства (от Y1 к Y2).
В данной ситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут уравновешены ( AD = AS ), но на уровне, далеком от потенциального объема (Y* > Y1 > Y2), т.е. с неполной занятостью ресурсов. И такое положение может сохраняться достаточно долго. Причем само по себе это положение не изменится. Избежать больших потерь, длительной безработицы можно через активную макроэкономическую политику государства, направленную на стимулирование совокупного спроса.
Роль государства в кейнсианской модели
Согласно кейнсианской модели равновесный объем производства может не совпадать с объемом, соответствующим полной занятости. И если такое несоответствие вызвано неэффективностью совокупного спроса в условиях депрессивной экономики, то преодолевать его необходимо с помощью инструментов государственного регулирования экономики. Так, государство может выступить инвестором, пополняя недостаток инвестиций соответствующим увеличением бюджетных расходов.
Кейнсианская концепция явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в рыночной экономике. В отличие от классической идеи о нейтральности государства в ней доказана необходимость координирующего вмешательства государства. Идея «полной занятости без инфляции» утвердилась в общественном сознании и в государственной экономической политике в 40-50-х годах ХХ в. Так, для достижения макроэкономического равновесия в коротком периоде в странах с развитой рыночной экономикой совокупный спрос регулируется посредством налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.