Изделье легкое европы о чем это
Презентация «Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»
Г. А. Гуковский: « …реалистическое новаторство ЕО… в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу».
1.Имущественное положение дворян XIX в. 1. Почему столичное дворянство чаще, чем провинциальные помещики, прибегало к таким финансовым операциям, как: залоги под проценты, перезакладывание имений? 2. Поясните цитату: Служив отлично-благородно, // Долгами жил его отец, // Давал три бала ежегодно // и промотался наконец.(I,3). 3. Объясните цитату: Перед Онегиным собрался// Заимодавцев жадный полк….Евгений, тяжбы ненавидя, …Наследство предоставил им,//Довольный жребией своим,//Большой потери в том не видя ( I, 51). Поясните слова: простой продукт, жребий, франт, мот.
Воспитание и образование дворянства Дворянке для домашнего воспитания нанимали гувернантку. Домашнее воспитание (начальные знания из истории, географии, словесности; навык рисования, пения, бытового разговора на 1-2 иностранных языках, умение танцевать, держаться в обществе) Частные пансионы (Особый предмет – светские манеры, где рассматривались типичные ситуации светского поведения.) Вырабатывался тип двойного поведения: «парадного» и «помещичьего». Смольный институт благородных девиц, Екатерининский институт – закрытые учебные заведения, которые находились под личным покровительством императрицы Марии Фёдоровны. Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Молодая женщина н. XIX в. была в значительно меньшей степени, чем мужчина, втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость.
3. Бал как светское развлечение 1. Как вы понимаете слова: «Бал был областью общественного представительства, формой социальной организации…. Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление…»? 2. Из каких танцев состоял бал? Как характеризует ЕО тот факт, что он вошёл в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята»? 3. С какого возраста начиналось обучение танцам в дворянским семьях? Какой бальный танец Пушкин называет «однообразным и безумным»? Почему? Поясните слова: внеслужебные ценностные критерии, полонез, танцмейстер, па.
Чувство пространства, расстояний, дома и дороги, домашнего устойчивого и подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира романа. Существенным элементом этого является способ и скорость передвижения. Малые скорости и длительность передвижений связывали образ образ России с темой дороги. В Москве ездили медленнее, чем в Петербурге. Но уже в конце XVIII в. установилась общеевропейская «щёгольская» мода очень быстрой езды по людным улицам города. Путь из Петербурга до Москвы в 1820 году преодолевали за 4,5 – 5 суток. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Передвижение. Дорога
4. Передвижение. Дорога 1.Как в течение романа передвигается Евгений Онегин? Поясните слово в цитате: Так думал молодой повеса, // Летя в пыли на почтовых…? ( I,1) 2. Перечислите средства передвижения к.18-н.19? Поясните слова в цитате: Мы лучше поспешим на бал, // Куда стремглав в ямской карете// Уж мой Онегин поскакал? 3. Прокомментируйте тезис. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Поясните слова в цитате: Ларина тащилась, // Боясь прогонов дорогих,// Ни на почтовых, на своих…. Поясните слова: ванька, перекладные, подорожная, фельдъегерь.
Пушкинские строки Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают; Трактиров нет. В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит, Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнём Российским лечат молотком Изделье лёгкое Европы, Благословляя колеи И рвы отеческой земли. Прокомментируйте иронично-точное высказывание автора о российских дорогах, обращая внимание на подчёркнутые слова. Выпишите выразительные средства из цитаты.
Коронавирус: «Омикрон» — это конец пандемии или её продолжение?
Новый штамм похож на британского любовника — видит, что другой занял его место на кровати, извиняется, и уходит
Известный вирусолог, член-корреспондент Российской академии наук, заведующий лабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии имени В.А.Энгельгардта Петр Чумаков сделал любопытное заявление на телеканале «Россия 24».
Он, частности, сказал: «Омикрон менее болезнетворный, он дает более мягкое течение, даже у больных, которые не вакцинированы, в целом, протекает более мягко. Потому что этот штамм прошел определенную аттенуацию (ослабление вируса). Есть надежда, что „омикрон“ является предвестником уже конца пандемии».
По его мнению, в ближайшее время количество зараженных омикрон-штаммом резко увеличится, тем не менее, тяжесть заболевания будет снижаться. Значит, как и предвещали многие ученые в самый пик распространения заразы, коронавирус из-за мутаций в человеческой среде потеряет силу и будет вызывать болячки вроде легкой простуды.
И в самом деле, если посмотреть новости из ЮАР о новом штамме коронавируса, который, к слову, ВОЗ быстренько приравняла к убийце-«дельте» и поставила весь мир на уши, то ситуация и впрямь напоминает хэппи-энд, то бишь «счастливый конец». Информагентство Associated Press приводит слова южноафриканского врача Ибен Пиллэй, который перестал отправлять заразившихся в больницы, причем всех подряд.
«Они способны справиться с болезнью дома, — сказал Пиллэй о своих пациентах. — Большинство из них выздоровели в течение 10−14-дневного периода изоляции. И это включая пожилых пациентов и тех, у кого проблемы со здоровьем, которые могут сделать их более уязвимыми для серьезных заболеваний коронавирусной инфекцией».
По официальной статистике Южно-Африканской Республики, примерно 30% заразившихся новым штаммом все-таки попадали в больницу в состоянии, вызывающим тревогу у врачей. Хотя речь, скорее всего, идет о перестраховке. В любом случае, это в два раза меньше, чем при вспышке «дельты».
Что касается смертности, то ее показатель в ЮАР сейчас составляет ориентировочно 3% от числа госпитализированных, т.е. ниже 1% от общего числа заразившихся. Правда, не совсем понятно, виновен ли в этом «омикрон». Зато есть данные о среднем времени пребывания в ковидарии — это 2,8 дня, тогда как до появления омикрон-штамма люди в среднем находились в больницах по 8 дней.
«На данный момент практически все указывает на то, что это более легкое заболевание», — пояснил Виллем Ханеком, директор Африканского научно-исследовательского института здоровья, ссылаясь на свои последние данные и отчеты других источников.
Впрочем, он все-таки добавил ложку дегтя в бочку с медом, заявив: «Нам нужно получить окончательные данные. Часто госпитализации и смерти случаются позже, а мы находимся в этой волне всего две недели». Но и здесь, похоже, имеются в виду постковидные дельта-осложнения.
Словом, вирусологи хоть и говорят об осторожном оптимизме, тем не менее, не делают окончательных выводов, дескать, «нужно еще понаблюдать». Да, «омикрон» заразнее «дельты», но второй штамм все еще доминирует в большинстве стран мира, за исключением ЮАР.
Сейчас один из вопросов состоит в том, насколько быстро распространится «омикрон» и возможно ли перекрестное заражение с «дельтой»? В США, например, зафиксирован, по крайней мере, один случай, когда больной был протестирован на наличие двух вариантов одновременно. Справедливости ради, скорее, это аномалия, чем норма.
И в Бразилии официально выявили два случая перекрестного заражения. Как пишет издание The Conversation со ссылкой на местных врачей, «эта сопутствующая инфекция, по-видимому, не повлияла на тяжесть заболевания пациентов, и оба выздоровели без необходимости госпитализации».
Говоря о перекрестном заражении, важно, чтобы два штамма заразили одну и ту же клетку, отмечает The Conversation. На практике преобладают случаи, когда разные варианты коронавируса размножаются в разных частях тела и не взаимодействуют друг с другом. В вышеуказанных случаях наблюдалась картина, на которой в верхних и нижних дыхательных путях были обнаружены различные квазивиды заразы, но они не смешивались между собой.
Ученые из Южной Кореи даже сравнили коронавирус с джентльменом, который пришел на свидание к леди, принимающей у себя уже другого любовника. Узнав об этом, благородный мужчина откланился и не стал устраивать скандал парочке. Мол, частицы «омикрона», попадая в организм, чувствуют присутствие «дельты» и прекращают заражение клеток дыхательных путей. И наоборот. Во всяком случае, такая ситуация наблюдалась с уханьским штаммом, «альфа», «бета», «гамма» и «дельта» вариантами.
Тем не менее, главный медицинский специалист американской фармацевтической компании Moderna Пол Бертон предположил, что сразу двумя вариантами коронавируса могут заражаться, в частности, пациенты со сниженным иммунитетом. Он сказал следующее: «В ближайшие месяцы эти два вируса („омикрон“ и „дельта“) будут сосуществовать, и „омикрон“… начнет инфицировать людей на фоне очень сложной ситуации с „дельтой“, это может привести к ситуациям, когда люди… будут инфицированы двумя вариантами, что дает возможность этим вирусам дальше эволюционировать и мутировать, эта ситуация вызывает опасения».
Кое-кто из критиков вакцинации увидел в этом желании «Большой Фармы» продолжить банкет. Например, интернет-издание Natural News уверено, что ВОЗ приняла явно поспешное решение об опасности омикрон-штамма под давлением компаний Pfizer и Moderna, в том числе и потому, чтобы списать на новую заразу побочки от своих уколов. Похоже, у антиваксеров открылось второе дыхание. Дескать, какие они молодцы, что не «ширнулись» вакцинами, чья безопасность ставится под сомнение.
Повод так думать дают слишком рьяные враги антиваксеров. Так, представители Pfizer, как сообщает Times of Israel, «спешат обновить прививки от COVID-19 для омикрон-штамма на всякий случай». Ничего себе оговорочка.
Можно по-разному истолковывать слова гендиректора BioNTech Угура Сахина, партнера Pfizer по разработке вакцин, но он буквально накануне открытия «омикрона» призвал быть готовыми к появлению нового мутанта коронавируса. Типа, «это не тривиально». Что — это? Пророчество мутации или ее презентация? С учетом многомиллиардных прибылей «Большой Фармы» ответ на этот вопрос далеко не однозначен.
Любопытно, что доктор Энтони Фаучи, ведущий эксперт по инфекционным заболеваниям США, не стал ходить вокруг да около. Он пояснил смысл бустера так: «Даже если иммунитет против „омикрона“ не так хорош, большой скачок антител, вызванный повышенными дозами, компенсирует это».
Правда, не совсем понятно, как это согласуется с побочками, ведь главное правило медицины, как известно, гласит — не навреди. Это первое! Второе, зачем власти во всем мире сообща спешат с карательными законами по QR-кодам, если появились сигналы о конце пандемии? Похоже, и здесь ответ можно объяснить словами «на всякий случай», или «кому-то это выгодно».
С другой стороны, в той же ЮАР врачи хоть и сравнивают с гриппом течение болезни, вызванное новым вариантом коронавируса, но они с ужасом смотрят на скорость его распространения. В ряде городов провинции Гаутенг в первую неделю декабря число новых случаев заболевания выросло на 400%, и, по данным тестирований, конкретно омикрон-штамм «отвечает» за более чем 90% из них. Главная проблема заключается в том, что при такой невероятно мощной вспышке, больницы окажутся переполненными, и врачи не смогут оказать помощь всем.
Бей Литву, чтоб Европа боялась: Китай растерзал прибалтийского карлика
Для России возврат Украины в десять раз важнее, чем для Китая – Тайваня. Поэтому имеет смысл тщательно присмотреться к тому, что и как Пекин делает с теми, кто осмеливается бросить вызов его политике воссоединения. Пример Литвы, привыкшей в течение 30 лет почти безнаказанно гавкать на Россию, но страшно обжёгшейся при попытке так же действовать в отношении Китая, достоин пристального внимания.
Это – классика. Воздерживаясь от громких политических заявлений и осуждений, Пекин методично и целенаправленно на глазах всего мира и в назидание душит экономику Литвы и наказывает её политиканов, осмелившихся выступить против политики «одного Китая». Избалованные мягкостью России, те опрометчиво захотели выслужиться перед США, обратить на себя внимание Вашингтона. Потому что американцы, сами поддерживающие на словах неделимость Китая, стали с недавних пор требовать от своих союзников и вассалов признания стремящегося (в лице своего нынешнего правительства) порвать с Китаем Тайваня.
Делается это полупризнание путём открытия у себя диппредставительств – фактически посольств Тайваня – и приглашения представителей этой сепаратистской, с точки зрения Пекина, китайской провинции на различные мероприятия. По собственной ли дурацкой инициативе или по негласной просьбе США Литва согласилась выступить в качестве «пробного шара» – открыть первое в Евросоюзе диппредставительство Тайваня. Евросоюз отрядил на эту роль, кого не жалко, и стал внимательно наблюдать за тем, что последует. Если бы Китай отреагировал спокойно, более крупные и острожные страны стали бы поступать точно так же. Но не на тех нарвались.
Откуда ноги растут
Краткая предыстория вопроса такова. Литва признала Тайвань, позволив открыть его диппредставительство в Вильнюсе. Это был прямой вызов Пекину. У Тайваня, конечно, есть свои представительства в Европе и США, однако они замаскированы под представительства города Тайбэй (столицы острова), чтобы не раздражать Пекин. Но Вильнюс пошёл куда дальше – и вольно или невольно заступил за «красную линию».
Почти сразу, в августе, Китай отозвал своего посла из Вильнюса. В ноябре – понизил дипломатические отношения с Литвой до уровня поверенного в делах. Уже летом литовские производители начали жаловаться, что сотрудничество с китайскими партнёрами осложнилось. Китайцы не идут на подписание контрактов, не хотят покупать литовскую продукцию – зерно, молоко, сыры, древесину и далее по списку. Снизился интерес китайских торговцев к и без того дышащим на ладан литовским железным дорогам и портам, уже пострадавшим от ухода русских, и части белорусских грузов. Ни через Литву в Европу, ни обратно, ни в саму Литву Китай теперь ничего не возит. В результате фирмы, имевшие бизнес с Китаем, начали покидать Литву, чтобы не разориться.
В 2020 году Китай был 13-м среди крупнейших партнёров Литвы – общий товарооборот составлял 1,5 миллиарда евро. В основном эта сумма приходилась на более дешёвую по сравнению с конкурентами китайскую электронику, которая перестала теперь поступать в Литву.
Китайские партнёры пользуются любым поводом для расторжения отношений,
– плачется президент Литовской ассоциации переработчиков и экспортёров зерновых Каролис Шимас.
Китай «отменил» Литву
А затем Литву исключили из китайского таможенного реестра – без объяснения причин, непонятно на какое время. То есть для Китая просто не стало этого маленького, но гордого и так переживающего за китайских уйгуров государства. Оформить товары для взаимной торговли стало невозможно.
Литва вычеркнута из таможенных систем, такой страны в таможенной системе Китая, похоже, что нет,
– растерянно констатирует президент Литовской конфедерации промышленников Видмантас Янулявичюс.
Поставив на уши литовский бизнес и власти, китайцы через некоторое время неожиданно вернули Литву в свой таможенный реестр – тоже без всяких объяснений. Это их собственный реестр – что хотят, то и делают. Как убрали, так и вернули. Как вернули, так и опять уберут. Литовский бизнес хорошо понял: церемониться с ним китайцы не станут. А такая неопределённость для бизнесменов хуже некуда. Торговать становится страшно: пошлёшь товар, если найдётся китайская компания, желающая его купить во враждебной стране, а он и застрянет где-нибудь по дороге, если Литва вдруг опять исчезнет из реестра…
Прихлопнут как муху – по рецепту США
«Последнее китайское предупреждение» в Вильнюсе (вероятно, по команде из США) проигнорировали, и Литва уже после возвращения в таможенную систему КНР объявила о дипломатическом бойкоте Зимней Олимпиады в Пекине. Китайская месть последовала незамедлительно: в КНР придумали кое-что похлеще таможенного реестра:
Китай направляет транснациональным корпорациям сообщения о том, что если они будут использовать комплектующие и материалы из Литвы, то больше не смогут продавать товары на китайском рынке,
– заявил замминистра иностранных дел Литвы Мантас Адоменас. Он печально добавил, что некоторые компании уже расторгли контракты с литовскими поставщиками. Эту информацию подтвердили и в Литовской конфедерации промышленников.
Кстати, США применяют точно такие же методы, чтобы добиться экономической блокады неугодного им Ирана и некоторых других стран: поставщикам предлагается выбрать, какой рынок для них более ценен – американский или иранский. Китайцы, таким образом, даже ничего не придумали, а лишь воспользовались западным опытом. Тем более что литовский рынок даже близко не сравним с иранским по привлекательности и масштабам.
В Пекине прекрасно понимают, что дело тут не в литовцах, а в тех, кто за ними стоит, перед кем они выслуживаются. Поэтому избиение будет показательным, жёстким, почти ничего личного. Как писала в этой связи китайская газета Global Times, Пекин может «прихлопнуть Литву как муху», но не должен демонстрировать при этом к Вильнюсу повышенного внимания.
Литва – это просто клоун, изображающий храбрость и лояльность. Несомненно, Китай нанесёт ей серьёзный ущерб, но мы не должны концентрироваться на борьбе с таким маленьким государством,
– предупредил китайский официоз.
Никто не вступился
Итак, Китай наглядно продемонстрировал всему миру на примере страны, которую никому не жалко (латыши, например, так ещё и заработают на этом конфликте), что безнаказанно лаять на себя, покушаться на свою целостность он не позволит. Все желающие горько пожалеют и заплатят по-крупному.
Литва уже, кстати, клянчит компенсацию, но безуспешно – в ответ из Брюсселя раздаются лишь обтекаемые фразы о поддержке. Потому что Литва стала токсичной страной, некой табуированной зоной для международных инвесторов, а это неизбежно обеспечит деградацию спроса на литовскую продукцию на мировом рынке и превратит литовских предпринимателей в нежелательных партнёров. У Китая, безусловно, хватит ресурсов и влияния, чтобы удушить Литву экономически, и есть все стимулы, чтобы этим заняться, если Вильнюс не приползёт на коленях и не попросит пощады. Надежды на защиту со стороны Запада, страны которого экономически тесно связаны с Китаем, смешны. В Вильнюсе это очень скоро (до конца года) поймут и сделают оргвыводы.
Жертва уже выбрана
Нельзя исключать, что Вильнюс в ближайшие дни принесёт в жертву главного творца своей антикитайской политики – главу МИД Габриэлюса Ландсбергиса, который направил премьер-министру Ингриде Шимоните официальное заявление об отставке. Премьер пообещала дать на него ответ на этой неделе. Формально Ландсбергис подал в отставку по причине «продолжающегося транзита белорусских грузов через Литву после введения санкций США» (Литва пользуется также дешёвой белорусской электроэнергией – и ничего), но истинная причина заключается, вероятно, именно в Китае.
Главный «творец антикитайской политики» – глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис. Фото: M. Popow via www.imago-images.de / Globallookpress
Вариантов только два. Или Ландсбергис хочет вынудить США за него заступиться, заодно пообещав экономическую и финансовую поддержку Литве. Или литовская власть приносит своего зарвавшегося чиновника в качестве сакральной жертвы «китайскому дракону», моля таким образом о пощаде. Решение Шимоните насчёт заявленной отставки внука одного из разрушителей СССР это покажет.
Что с того?
Ситуация с экономическим удушением Китаем Литвы, которое, возможно, будет иметь и серьёзные политические последствия, демонстрирует одну очень важную вещь. Только сильная экономика даёт возможность реально демонстрировать политическую волю. Мощная армия с уникальными системами вооружений – это прекрасно, но в формально мирных условиях недостаточно. А экономическая власть в сколько-нибудь заметных масштабах у России отсутствует по причине нежелания существенной части российской элиты развивать собственную страну.
Китайцы в своё время многому научились у русских. Теперь настал наш черёд поучиться кое-чему у них – если мы, конечно, хотим, чтобы нас уважали и с нашими интересами в этом мире считались.
Подготовка к ЕГЭ. Задание В 2. Справочные материалы
Автор методической подборки – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 9 города Дмитрова Московской области
Подготовка к ЕГЭ. Задание В 2. Справочные материалы.
Задания тестов требуют определить, какие средства художественной выразительности используются в анализируемом тексте. Перечислим самые распространенные средства языковой выразительности, которые называют тропами и фигурами.
Троп — использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа.
К тропам относятся:
Эпитет — образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого определения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело. далече. мимо (С. Есенин); Случайно на ноже карманном Найти пылинку дальних стран — И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман (А. Блок). Эпитеты, выраженные обычно прилагательными в переносном значении, могут иметь общеязыковой характер, включаться, например, в словарь эпитетов (железная воля, золотой характер, горячая кровь). Общеязыковым противопоставлены индивидуально-авторские эпитеты, встречающиеся в художественных текстах. В основе появления подобных эпитетов лежат неожиданные ассоциации: мотыльковая красота (А. Чехов), заднекрылечное знакомство (М. Салтыков-Щедрин), цветастая радость (В. Шукшин).
Одними из самых выразительных эпитетов являются оксюмороны: «Горячий снег» (Ю. Бондарев), «Живой труп» (Л. Толстой), грустная радость (С. Есенин). Оксюморон — художественный прием соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин); Ты, меня любивший фальшью Истины и правдой лжи (М. Цветаева).
Сравнение — уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: Небо как колокол, месяц — язык. (С. Есенин); На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них — сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи (А. Блок). Те же союзы могут присоединять сравнение, оформленное в виде придаточного предложения: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду (С. Есенин). Сравнение может передаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется «творительный сравнения»: Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С. Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве). Сравнение может также передаваться прилагательным в сравнительной степени с зависимым существительным: Под ним струя светлей лазури (М. Лермонтов).
Метафора — слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней. (М. Горький); Барка жизни встала На большой мели (А. Блок); пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо (А. Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, по этому метафору называют иногда скрытым сравнением. Иногда весь текст или значительный текстовый фрагмент представляет собой развернутую метафору. Так, в стихотворении «Телега жизни» развертывается метафора «путь человека от рождения до смерти — это поездка в телеге по рытвинам и ухабам жизненных передряг».
Олицетворение — разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегла в опочивальне ее сиделка — тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух Мыли листьями рамы фрамуг (Б. Пастернак); Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога (А. Блок).
Метонимия — перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь между ними. Такая связь может возникнуть 1) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов); 2) между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов); 3) между действием или его результатом и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А. Пушкин); 4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь в устах его дымился (А. Пушкин); Фарфор и бронза на столе (А. Пушкин); 5) между местом действия и людьми, находящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; партер и кресла — все кипит (А. Пушкин); Ликует буйный Рим (М. Лермонтов); 6) часть вместо целого, например, деталь внешности или одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: Стой! (В. Маяковский); Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин).
Синекдоха — разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо целого или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляется 1) единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов); 2) множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин); 3) родовое название вместо видового: Ну что ж, садись, светило (т. е. солнце) (В. Маяковский); 4) видовое название вместо родового: Пуще всего береги копейку (т. е. деньги) (Н. Гоголь).
Литота — художественный прием, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). В языке встречаются также общеязыковые литоты: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой подать, ни гроша, ни капли.
Каламбур — игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта: Чуть пробуждается народ, Сейчас дают ему уставы, Кричат: «Закройте-ка уста вы!» И вмиг кладут печать на рот (К. Фофанов).
Ирония — художественный прием, когда слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова (при обращении к ослу) (И. Крылов).
Сарказм — суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи (Ждущей смерти твоей с нетерпением) (Н. Некрасов).
Перифраза (перифраз) — описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов с тем, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей (‘вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япония), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (животные).
Для создания определенного художественного эффекта широко применяются фигуры — особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.
К фигурам относятся:
Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин.)
Анафора — повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера (К. Симонов).
Эпифора — повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов).
Композиционный стык — повтор, когда новое высказывание начинается с того же, чем оканчивается предыдущее: Дети никогда не бывают виноваты — виноваты всегда взрослые.
Параллелизм — параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, основанная на одинаковом синтаксическом построении предложений: Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила (народн. песня). Художественный эффект параллелизма часто усиливается лексическим повтором: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Лермонтов).
Антитеза — резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу — черный (В. Маяковский). Обычно антитеза основывается на употреблении антонимов: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)
Градация — последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (); Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц).
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения: Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М. Ломоносов); Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков.)
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет — О счастие! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! (А. Толстой.) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин.)
Бессоюзие — построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, фигура, придающая речи динамичность, насыщенность. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А. Пушкин). Противоположно многосоюзию.
Многосоюзие — повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно — в положении анафоры. И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин).
Период — длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем — разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел, Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной (А. Пушкин).
Парцелляция — художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко).
Кроме того, авторы тестов рассматривают в качестве выразительных средств такие синтаксические конструкции, как ряды однородных членов, обособленные члены предложения (обособленные определения, обстоятельства, приложения), вводные конструкции.
К выразительным средствам фонетики относятся:
Ассонанс — повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов).
Аллитерация — повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).
Звукоподражание — передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Бальмонт).
При анализе художественного текста пригодится знание и этих терминов:
Афоризм — краткое, меткое и обычно образное изречение, близкое к пословице. Мысль изреченная есть ложь (Ф. Тютчев).
Аллегория — иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи художественных образов. (Когда говорится об одном, а подразумевается другое.) Насмешки все над львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные — а все-таки цари (А. Грибоедов).
Притча — бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный нравоучительный характер (евангельская притча).
Эпиграф — цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения перед текстом, которая помогает правильно понять основную мысль текста.
Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.
1. Шутила зрелость, пела юность (А. Твардовский). 2. Литейный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3. Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин). 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играют облака (Н. Некрасов). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А. Пушкин). 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (Н. Гоголь). 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов). 11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А. Пушкин). 12. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде (С. Есенин). 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне (С. Есенин). 14. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А. Пушкин). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно (А. Пушкин). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский). 17. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час (С. Есенин). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои (Н. Некрасов). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (А. Чехов). 20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов). И жаль зимы-старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (А. Пушкин). 22. Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (С. Есенин). 23. У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. Гоголь). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идет Европа, Пух перин над ней пургой (А. Твардовский). 25. Телеграф охрип от траурного гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (В. Маяковский). 26. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес (В. Маяковский). 27. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Благословляя колеи и рвы отеческой земли (А. Пушкин). 28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез! 29. Если Ваня разойдется, ему море по колено. 30. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса (А. Пушкин). 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (Ю. Олеша). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив (С. Есенин). 33. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ (М. Лермонтов). 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (А. Чехов). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (С. Есенин). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна…
Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.
1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе. (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).
Упражнение 3. Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.
1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (А. Твардовский). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (С. Есенин). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. Пушкин). 4. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (С. Есенин). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден (А. Пушкин). 8. Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 9. Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! (В. Маяковский).
1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение). 2. Литейный залили блузы и кепки (метонимия). 3. Редкая птица (эпитет) долетит до середины Днепра (гипербола). 4. А в двери бушлаты, шинели, тулупы (метонимия). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. 6. Утешится безмолвная печаль (эпитет), и резвая (эпитет) задумается радость. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (олицетворение). 7. Весной, что внуки малые (сравнение), С румяным (эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет.) Играют облака (олицетворение). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т. е. Шекспир) (перифраза), 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Как выжженная палами степь (сравнение), черна стала жизнь Григория (метафора). 11. Сквозь волнистые (эпитет) туманы пробирается луна (олицетворение). На печальные (эпитет) поляны льет печально (эпитет) свет (метафора) она. 12. Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение) луна Распласталась (олицетворение) на тихой (эпитет) воде. 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал на розовом (эпитет) коне (метафора). 14. Нарядней модного (эпитет) паркета (сравнение) блистает речка, льдом одета (олицетворение). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно (метафора). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение). 17. Догорит золотистым (эпитет) пламенем Из телесного (эпитет) воска свеча, И луны часы деревянные (эпитет) Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час (все предложение —развернутая метафора). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи (отрицательное сравнение), Мороз-воевода (эпитет) дозором Обходит владенья свои (олицетворение). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (метонимия). 20. Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (гипербола). И жаль зимы-старухи (эпитет), И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (развернутая метафора). 22. Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (Метафора, олицетворение.) 23. У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (гипербола). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой (метафора, эпитет) По домам идет Европа (синекдоха), Пух перин над ней пургой (сравнение). 25. Телеграф охрип (олицетворение) от траурного (эпитет) гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (метафора). 26. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес (гипербола). 27. Меж тем как сельские циклопы (перифраза=кузнецы) Перед медлительным (эпитет) огнем Российским лечат молотком (метафора) Изделье легкое Европы (перифраза=коляска), Благословляя колеи и рвы отеческой земли (вся фраза — ирония). 28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез (градация, гипербола). 29. Если Ваня разойдется, ему море по колено (литота). 30. Унылая пора! Очей очарованье! (т. е. осень) (перифраза) Приятна мне твоя прощальная (эпитет) краса. 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (метафора). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью (оксюморон), что я остался жив. 33. Прощай, немытая (эпитет) Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые (метонимия), И ты, им преданный (эпитет) народ. 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (каламбур). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (оксюморон). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна (гипербола).
1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.) 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелин судьбы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы (риторический вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инверсия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое восклицание, градация). 12. Плакала Саша (инверсия), как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация), С думами грустными (инверсия) ты не дружись.
1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание). 4. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитерация). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (аллитерация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподражание). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (аллитерация).