Изделие 21 в судостроении что это
Техническая документация
разработка техдокументации по ГОСТ
Изделие
Техническая совместимость, характеризующая пригодность тары (упаковки) определенного вида к использованию для транспортирования и хранения изделия [из п. 4.4 ГОСТ 30709-2002]
Техническая совместимость, характеризующая пригодность рассматриваемой технологии к изготовлению изделий определенного вида с заданными показателями качества в установленные сроки и с заданной себестоимостью изготовления [из п. 4.10 ГОСТ 30709-2002]
Техническая совместимость, характеризующая пригодность энергии определенного вида и качества к применению в рассматриваемом изделии [из п. 4.6 ГОСТ 30709-2002]
Техническая совместимость составных частей изделия по ГОСТ 30709-2002
Техническая эксплуатация изделий военной техники по Р 50-605-80-93
Часть эксплуатации изделий военной техники, включающая комплекс работ, выполняемых на всех этапах после ввода изделия военной техники в эксплуатацию. В некоторых видах Вооруженных Сил и родах войск применительно к отдельным образцам военной техники термином «техническая эксплуатация» определяется весь комплекс работ, предназначенных для поддержания изделия в установленном техническом состоянии и переводе его из данного состояния в другое. Примерами работ по технической эксплуатации могут служить техническое обслуживание, войсковой ремонт, эвакуация и т.п. [из п. 2.3.7 Р 50-605-80-93]
Технический надзор при эксплуатации изделий военной техники по Р 50-605-80-93
Комплекс работ по обеспечению эксплуатации изделий военной техники, проводимых изготовителем совместно с разработчиком и заказчиком. Основными задачами промышленности (разработчиков и изготовителей) при техническом надзоре за эксплуатацией изделий ВТ являются: поддержание изделий ВТ в исправном состоянии и оперативное устранение на каждом изделии выявленных дефектов; обучение личного состава частей выполнению наиболее сложных операций технического обслуживания и правилам войскового ремонта изделий ВТ; контроль технического состояния изделий ВТ, изучение опыта их эксплуатации с целью внесения изменений в конструкцию изделия и эксплуатационную документацию, улучшающих технические, эксплуатационные и другие характеристики изделий. Контроль за использованием изделий ВТ и за соблюдением правил их эксплуатации в задачи технического надзора не входит и целиком относится к прерогативе соответствующих организаций Министерства обороны. Работы по устранению производственных и конструктивных дефектов в период действия гарантийных обязательств осуществляют в соответствии с действующим законодательством и стандартами [из п. 2.3.24 Р 50-605-80-93]
«Для судостроителей локализация – это война»
На ОСК приходится до 80% российского судостроения. С момента своего создания в 2007 г., когда ОСК консолидировала большую часть судостроительного комплекса страны, корпорация пытается централизованно решать проблемы, над которыми бились прежде отдельные предприятия отрасли. Одна из главных – увеличить долю гражданских заказов, через девять лет они должны приносить половину выручки.
Однако и сейчас лоббистских усилий компании и ее гендиректора Алексея Рахманова не всегда достаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию. Верфи ОСК загружены далеко не полностью – заказчикам слишком дорого обходятся кредиты на приобретение судов, а стоимость их строительства в ходе выполнения заказа непомерно растет.
Трудностей добавили даже импортозамещение и локализация, на которые дисциплинированно пошла корпорация, принадлежащая государству: частным компаниям не прикажешь заказывать суда в отечественной комплектации. Рахманов считает, что решением проблемы может стать, в частности, регулирование ценообразования в отрасли. В интервью «Ведомостям» он рассказывает, каких шагов ждет от государства и какие предпринимает сам. В ОСК думают о дальнейшей диверсификации бизнеса: собираются увеличить объем сервисных услуг и не исключают, что всерьез займутся транспортной логистикой.
– Доля ее постепенно увеличивается, за последние пять лет мы добились среднегодового темпа роста выручки на 26%. К 2030 г. мы, скорее всего, увидим два встречных тренда: первый – сокращение гособоронзаказа, второй – рост производства гражданской продукции. За счет этого и может случиться паритет.
В нашей долгосрочной программе развития общая выручка по году – около 500 млрд руб. Я не верю, что мы в обозримом будущем сможем получить выручку от гражданской продукции в 250–320 млрд руб. за год, но точно стремимся к цифре 180–200 млрд. Видим перспективу ряда крупных заказов на технологически сложные суда, надеемся, что появится еще одна двойка ледоколов проекта ЛК-60 в дополнение к тому, что уже заказал «Росатом».
Мы убеждены, что судостроение не супермаркет: нельзя прийти, что-то с полки достать и сказать: «Хочу это». Но пока получается, как в магазине: скажем, построили для «Росатома» плавучую электростанцию «Академик Ломоносов» – появился спрос.
– Скорее это дефицит доверия. Ну и потом мало кому хочется рисковать. А это в том числе и отражение цены денег. Для наших потребителей деньги сегодня все равно дорогие – они ждут субсидий, государственной помощи, поэтому не торопятся вкладываться. В такой ситуации на 90% технические инновационные идеи – результат нашей инициативы.
– Сейчас мы делаем речной трамвайчик под названием «Соталия» – это 30-местное прогулочно-туристическое судно, которое может работать и в речных акваториях городов, и на маршрутах, где нет мостов или регулярного дорожного сообщения. На его разработку мы взяли деньги из нашей чистой прибыли и спроектировали изделие под заданную себестоимость – этого наши военные КБ раньше делать не умели. Мы с партнерами создали новую пропульсию – это в чистом виде импортозамещение: поставим российский «оморяченный» дизельный двигатель. А дальше будем продвигать концепцию франшизы – станем поставщиками комплекта оборудования и материалов, а вот корпуса сможет строить кто угодно на рынке, если будет нужно. Количество подобной речной техники и техники класса «река – море», которая требует замены, – это тысячи штук, самим нам этот рынок закрыть будет сложно, но, по информации Минпромторга, есть множество частных региональных компаний, с которыми мы можем поделиться. Это для нас не повлечет конкурентных потерь, но позволит за счет эффекта масштаба получить лучшие цены на комплектующие.
– Это что-то среднее между возможностями верфей и спросом на рынке. Но и цифры, которые мы называем в наших стратегических планах, – это не более чем 35% от потребности по замещению старого флота.
АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК)
Акционер: Росимущество (100%).
Финансовые показатели (консолидированные по МСФО, 2020 г.): выручка – 338,5 млрд руб., чистая прибыль – 12 млн руб.
Образована в 2007 г. Объединяет более 40 верфей, конструкторских бюро, судоремонтных и машиностроительных предприятий. По данным компании, в 2020 г. завершено строительство девяти и ремонт двух боевых кораблей, построено 19 гражданских судов.
Мы исходим прежде всего из размера флота таких судов. Судов класса «река – море» в России сейчас суммарно около 11 000 штук, из них около 5000 – самоходные. Все остальное – это баржи, мелкие, не самодвижущиеся формы. Возраст около 70% самоходного флота на сегодняшний день приближается к 40 годам. Они потребуют замены даже при падении грузооборота.
И стоит иметь в виду, что замена старого флота на новый не происходит по принципу одно судно взамен одного. Во-первых, современные суда, как правило, более вместительные с точки зрения перевозки груза, кроме того, определяющими факторами для заказа новых судов будут реальная грузовая база, наличие длинных и дешевых денег, а также сбалансированность тарифной политики. Наши так называемые морские верфи загружены на 100%, чего не скажешь о верфях, расположенных на внутренних водных путях, где определяющим фактором загрузки (размещения заказа) является возможность предоставления судовладельцу лизинга по льготной ставке.
Но мы думаем, как вернуть грузопоток на реки. Москву иногда больше в шутку называют портом пяти морей, но благодаря созданной речной инфраструктуре шлюзов и каналов мы можем грузы определенного объема, веса и конфигурации, допустимых в условиях речного судоходства, доставлять из южных морей в северные, а из северных – в южные. Мы задумались о проектировании и строительстве контейнеровозов, чтобы поставить их на регулярные линии. Сейчас контейнеризирована львиная доля трансконтинентальной торговли, при этом практически всё – 90% всей мировой торговли – едет через океаны. А если брать маршрут из Юго-Восточной Азии в Европу – то через Суэцкий канал, судно (в зависимости от порта отправления и назначения) идет в среднем 26–35 дней, по Северному морскому пути – 10–18 дней. А мы по внутренним водным путям, пусть с грузами меньшего объема, но можем дойти за семь дней из Астрахани до Хельсинки. Эти семь суток мы идем по своей территории, не связываясь с таможней, пересечением границ, риском нарваться на сомалийских пиратов. Здесь виден безусловный потенциал. Основной вопрос – стоимость денег, которая приемлема для наших ключевых заказчиков, чтобы они могли позволить себе приобретение нового контейнерного флота.
Военное кораблестроение России. Год 2021
Госпрограмма вооружений всегда формируется по следующему принципу: сначала Министерство обороны оценивает реальные и возможные перспективы развития военной техники и вооружения и возможные угрозы безопасности страны. Затем на основе этого анализа вырабатывается видение требуемого объема ГОЗ. Далее правительство страны на основании прогнозов развития экономики и ожидаемых финансовых поступлений планирует оборонный бюджет. В итоге принимается рассчитанная на определенный период программа (ГПВ).
Однако практика показывает, что изменение общей ситуации в мире и появление новых угроз безопасности, равно как и создание новых и перспективных образцов вооружения и военной техники точно предсказать невозможно.
Например, вследствие событий 2014 года возникла необходимость значительно откорректировать выполняющуюся в те годы ГПВ 2010–2020. В той программе четверть объема финансирования планировалось потратить на развитие ВМФ. При этом следует иметь в виду, что по итогам принуждения Грузии к миру (в августе 2008 года) была принята отдельная программа усиления Черноморского флота (ЧФ) несколько ранее основной ГПВ. После событий 2014 года было прекращено военно-техническое сотрудничество РФ и Украины, остановлены поставки необходимого судового оборудования, в первую очередь корабельных дизелей из стран Европы. Потребовалось экстренно развертывать группировку сухопутных войск и усиливать авиационную составляющую на западных границах России. Все это вызвало необходимость корректировки планов ГПВ.
Примечательно, что программа ГПВ 2010–2020 была единственной, в которой указывались точные цифры запланированных к поставкам вооружений и военной техники. Так, планировалось, что ВМФ до 2020 года получит восемь атомных подводных лодок проекта 955 «Борей», семь многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и одну специального назначения, а также более 50 надводных кораблей, в их числе 15 фрегатов и 35 корветов. Отдельно планировалось поступление двух десантно-вертолетных кораблей-доков из Франции с опционом на постройку еще двух в России. В программе ГПВ 2018–2027 точные количества закупаемых кораблей и подводных лодок уже не названы.
В последнее время высшие офицеры ВМФ России говорят о перспективном составе своих сил крайне осторожно. Например, 8 апреля 2014 года командующий СФ адмирал Королев сообщил, что к 2020 году вверенный ему флот получит от промышленности шесть многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок, два больших десантных корабля, эскадренный миноносец нового проекта, пять фрегатов, пять базовых тральщиков и 21 судно обеспечения. По факту же на текущее время Северный флот (СФ) получил одну многоцелевую и одну ракетную атомную подводные лодки, два фрегата и два десантных корабля.
По итогам прошедшей программы ГПВ 2010–2020 Минобороны России выработало политику определения краткосрочных целей – оно готовит свои предложения и заключает контракты на ежегодных военно-технических форумах «Армия».
В ходе форума «Армия-2020» были подписаны контракты на сумму 1,16 трлн руб.: среди них контракты на восемь корветов проекта 20380, два корвета проекта 20385, два фрегата проекта 22350, по одной дизельной подводной лодке проектов 636 и 677, а также дополнительное соглашение к контракту на ремонт и модернизацию крейсера «Адмирал Нахимов» и атомных подводных лодок проекта 971 и ряд других. Примечательно, что перед заключением контракта на постройку корветов глава Министерства обороны Сергей Шойгу посетил Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре и лично проверил, сможет ли предприятие построить шесть кораблей в срок до 2027 года.
Интересным новшеством последних лет стала практика так называемого «Единого дня закладки боевых кораблей и подводных лодок». Впервые такой день провели в 2019 году, а 20 июля 2020 года были заложены: два фрегата проекта 22350 «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов» на Северной верфи в Санкт Петербурге; две атомные подводные лодки проекта 885М «Владивосток» и «Воронеж» на предприятии «Севмаш» в Северодвинске; два универсальных десантных корабля проекта 22390 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» на заводе «Залив» в Керчи.
Крупные надводные корабли
За последние годы несколько конструкторских бюро и Крыловской научный центр представили на рассмотрение ВМФ России проекты авианосцев различного водоизмещения и с использованием различных двигательных установок. Сам ВМФ в перспективе намерен получить новый авианесущий корабль взамен крейсера «Адмирал Кузнецов». Однако высокая стоимость постройки и сложность корабля заставляют отложить этот заказ на будущее (после 2030 года).
Ранее судостроительная промышленность России не располагала доками и стапелями для постройки столь крупного боевого корабля. Но в 2014 году в Россию вернулся завод «Залив» в Керчи, располагающий крупнейшим сухим доком – 360 м длины и 60 м ширины. Кроме того, ускоренными темпами на Дальнем Востоке создается новый завод «Звезда» в поселке Большой Камень, возможности которого также могут быть использованы для строительства крупных боевых кораблей. Правда, на ближайшие годы «Звезда» занята строительством большого количества гражданских судов, включая и атомные ледоколы типа «Лидер». С учетом закладки на «Заливе» двух новых крупных УДК его стапельные возможности на ближайшие годы тоже заняты. Поэтому в настоящее время реализуется, хотя и с большим трудом, ремонт с модернизацией «Адмирала Кузнецова». На его борту заменяют котлы, происходит обновление электроники, а также систем обеспечения полетов самолетов и вертолетов. Корабль планируют вывести на испытания в 2022 году, срок его службы будет продлен на 10 лет. По состоянию на апрель 2021 года техническая готовность крейсера составляет 34%.
Идет активная реконструкция сухого дока в Росляково вблизи Мурманска для обеспечения докования крупных кораблей ВМФ.
Как уже упоминалось, в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля проекта 23900 «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко», названные в честь военно-морских начальников береговой службы. Это корабли достаточно крупного водоизмещения – до 40 тыс. тонн, длиной 220 м и шириной 38 м. На их борту могут располагаться до 1000 морских пехотинцев, базироваться до 16 разнообразных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, четыре десантных катера.
Это новые и передовые для нашего ВМФ боевые системы. Не исключено, что на их палубах смогут базироваться и корабельные самолеты. В целом же эти корабли по своим задачам сопоставимы с УДК типа «Америка» ВМС США. Ожидается, что головной вступит в строй в 2028 году, следующий за ним – в 2029-м. В настоящее время сложно сказать, где они будут базироваться, но один из них точно планируется передать в состав Тихоокеанского флота (ТОФ). На этих кораблях будет установлено все необходимое оборудование для боевого управления межвидовыми морскими, наземными и воздушными группировками.
Новых планов строительства кораблей класса «ракетный крейсер» нет. В то же время ведется, пожалуй, самая амбициозная в мире программа модернизации атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Корпус корабля по сути вычищен, и его «начинка» заменена или отремонтирована. На корабле будет размещено большое количество разнообразных ракетных систем, включая «Калибр», «Циркон» и «Форт-М». Вместе с тем, выявившиеся «подводные камни» при его ремонте делают сомнительным аналогичный ремонт крейсера «Петр Великий». Также не будет проводиться капитальный ремонт с модернизацией крейсеров проекта 1164. Эти корабли будут поддерживаться в строю за счет текущих ремонтов.
В 2016–2017 годах рассматривался вопрос строительства эсминца проекта 23560. Это достаточно крупный корабль водоизмещением в 17 500 т и длиной более 200 м, на его борту могут размещаться до 200 ракет разных типов. Всего российский ВМФ планировал получить не менее восьми таких эсминцев. Наиболее вероятно, что этот корабль мог бы получить атомную энергетическую установку. Головной эсминец собирались назвать «Граф Орлов-Чесменский». Но в 2019 году разработка проекта была остановлена.
Фрегаты
Основными крупными кораблями дальней морской зоны станут фрегаты проекта 22350 и их модификации. В настоящее время активно идет создание серии из восьми таких фрегатов. Первые два корпуса – «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» уже находятся в составе Северного флота, еще шесть строятся. «Адмирал Горшков» совершил кругосветное путешествие в 2019 году. В настоящее время с его борта осуществляют испытательные пуски гиперзвуковой ракеты «Циркон». Эти корабли станут первыми в российском флоте, получившими «Циркон» на вооружение.
«Адмирал Головко» находится в достройке на плаву, ожидается, что до конца 2022 года он войдет в состав Северного флота. На стапелях – «Адмирал Исаков», «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов». Следует отметить, что «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов» были заложены 23 апреля 2019 года в ходе первого в истории Единого дня закладки кораблей. При этом, начиная с «Адмирала Амелько», вооружение корабля усилено дополнительным блоком УСК на восемь ячеек, то есть у второй четверки кораблей на борту находятся уже 24 пусковые установки для ракет «Калибр», «Циркон» или других.
По этому проекту сильно ударил разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной. На кораблях предусматривалось устанавливать украинские газотурбинные установки и редукторы. России пришлось активно проводить импортозамещение, вследствие чего в стране появилась своя линейка газотурбинных корабельных установок, стенды для их испытаний и т.п. В результате удалось полностью ликвидировать зависимость от поставок из Украины.
Необходимо отметить, что первая четверка фрегатов строится несколько дольше, чем аналогичные по размерам фрегаты стран Европы, например, типа FREMM, но при этом российские фрегаты более мощные по вооружению. Вторая четверка будет строиться быстрее. Ввод этих кораблей в строй ожидается в 2024–2026 годах. Распределение будет следующим: по три фрегата на СФ и ТОФ и два на ЧФ.
Вероятнее всего, последующие корабли будут создаваться по проекту 22350М, также известному как «Супер-Горшков». Планируется увеличить водоизмещение корабля и количество расположенных на нем пусковых установок. В ходе форума «Армия-2020» был заключен контракт на два таких фрегата.
Еще одна амбициозная программа – капитальная модернизация больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155, прежде всего тихоокеанских. На данный момент БПК «Маршал Шапошников» прошел капитальный ремонт и модернизацию, в ходе которой он не только сменил класс и стал фрегатом, но и получил на вооружение ударные комплексы «Уран» и «Калибр». Это первый корабль в составе ВМФ, на борту которого расположены сразу два этих комплекса. Есть проекты и последующей модернизации ряда таких кораблей. Не исключено, что по итогам будут модернизированы и БПК Северного флота, по крайней мере, такие планы озвучивались.
В то же время продолжается длительный ремонт БПК «Адмирал Чабаненко» из состава СФ, который с 2014 года находится на территории СРЗ-35 в Мурманске. Ожидается его возвращение в состав флота в 2022 году. Сами процессы ремонта таких крупных и, увы, достаточно старых кораблей весьма затруднительны и продолжительны, не исключено, что корабли смогут поддерживаться в составе флота только посредством текущих ремонтов, но при этом будет ускорено строительство новых фрегатов.
До сих пор не решена судьба последнего фрегата проекта 11356 «Адмирал Корнилов». В начале 2010-х планировалось построить шесть фрегатов этого проекта для ЧФ. К 2014 году успели построить только три. После разрыва ВТС с Украиной в Калининграде остались три корпуса. Два из них проданы в Индию, третий – «Адмирал Корнилов» – пока там и остается.
Корветы
Достаточно активно идет строительство корветов семейства 20380. Ранее считалось, что это корабль исключительно ближней морской зоны и он сможет заменять собой малые ракетные и противолодочные корабли, но со временем оказалось, что этот корвет может успешно оперировать и на дальних морских просторах. Так, корветы Балтийского флота спокойно доходят до Индийского океана, а Тихоокеанского – до вод северной части Тихого океана. На 2021 год в составе флота уже восемь таких кораблей, включая и более крупный корвет проекта 20385 «Гремящий». Еще четыре корабля вступят в строй в ближайшие год-полтора.
Планировалось, что после постройки этих двенадцати кораблей ВМФ станет заказывать более инновационные корветы проекта 20386 «Меркурий». Но несколько неожиданным стал контракт от 25 августа 2020 года сразу на 10 корветов проектов 20380 и 20385. Из этих корветов шесть будут построены в Комсомольске-на-Амуре, еще четыре – в Санкт-Петербурге. Срок их сдачи запланирован на 2028 год. Видимо, Министерство обороны решило ускорить насыщение своих корабельных группировок кораблями, уже отработанными в постройке, нежели ожидать окончания создания перспективного проекта.
Амурский судостроительный завод ранее переживал очень тяжелые времена. Головной корвет этого предприятия «Совершенный» строился 11 лет. Благодаря усилиям заинтересованных сторон сегодня завод по сути возрожден как судостроительное предприятие. В результате ВМФ доверил ему строительство большой серии нескольких видов кораблей для ТОФ.
В 2028 году можно рассчитывать на нахождение в строю не менее чем 22 корветов. Двенадцать из них будут базироваться на ТОФ, от четырех до шести – на Балтике, а остальные на Черном море и в Северном флоте.
Патрульные корабли
Опыт участия крупных кораблей ВМФ в антипиратских миссиях в Аденском заливе в 2000-х и 2010-х годах привел ВМФ к осознанию необходимости заказа специальных, так называемых многофункциональных офшорных патрульных кораблей. В 2014 году началось строительство шести таких кораблей проекта 22160 на заводе в Зеленодольске. Этому проекту тоже пришлось столкнуться с последствиями западных санкций: на них планировалось установить немецкие корабельные дизели. На данный момент в строй введены три первых корабля. При этом «Павел Державин» был построен на заводе «Залив» в Керчи, и там он стал первым построенным военным кораблем за долгое время.
Российские арктические программы развития и освоения ресурсов Северного Ледовитого океана привели к необходимости создания специальных патрульных ледоколов проекта 22350. Два таких корабля, названные в честь известных полярников «Иван Папанин» и «Николай Зубов», были заложены в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях в 2017 и 2019 годах соответственно. Передача их в состав СФ намечена на 2023 и 2024 годы. Эти корабли смогут решать задачи патрулирования в дальних регионах Северного Ледовитого океана, выполнять спасательные и ледокольные операции. На их борту размещаются быстроходные катера и вертолеты.
Малые ракетные корабли
Создание универсального ракетного комплекса «Калибр» привело к созданию нового поколения боевых кораблей, таких как малые ракетные корабли (МРК). Они представляют собой платформу для размещения восьми ракет этого комплекса. По существу, это аналог ракетного сухопутного дивизиона.
На базе малых артиллерийских кораблей проекта 21630 разработан проект 21631 «Буян-М». В 2010 году было заказано девять таких кораблей, а в 2016-м – еще три. В настоящее время три МРК этого проекта входят в состав Каспийской флотилии, четыре входят в состав ЧФ и два – в состав БФ. Эти корабли хорошо себя зарекомендовали в водах и Черного, и Каспийского, и Средиземного морей. Неоднократно отрабатывалась «переброска» кораблей с Каспия в Средиземное море и обратно. Еще три корабля поступят на вооружение в ближайшие годы.
После того как стало ясно, что в строительстве крупных боевых кораблей произойдет задержка из-за необходимости импортозамещения, был разработан проект еще одного малого ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт». На данный момент их заказано 18. В строю уже три таких корабля, причем начиная с третьего корпуса они получили на вооружение зенитную ракетно-артиллерийскую систему «Панцирь М», что увеличило их мощь.
Вместе с тем, наблюдаются задержки в поставках дизелей от ПАО «Звезда». В результате, в частности, на заводе «Пелла» ряд корпусов стоят в ожидании своих двигателей. Помимо «Пеллы», Амурского и Зеленодольского заводов, строительством МРК занимается и завод «Залив» в Керчи.
Тральщики
В настоящее время в строю уже пять кораблей: по одному на БФ и ТОФ, два на ЧФ. На каком флоте будет служить пятый корпус, пока еще решается. Еще три корабля находятся в постройке на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. Сам завод провел необходимую модернизацию, чтобы получить возможность сдавать до трех тральщиков в год. Всего ВМФ рассчитывает получить до 40 тральщиков.
Боевые катера
В России реализуется несколько масштабных программ строительства разнообразных боевых катеров. Эти катера поступают на вооружение специальных флотских подразделений – как разведки, так и обеспечения защиты от диверсионных подводных групп. За рубежом идет активное развитие такого рода подразделений и государственных, и частных военных компаний. Вследствие этого ВМФ России активно развивает свои противодиверсионные силы (ПДС). В составе каждого пункта базирования есть отряд ПДСС.
Всего существует порядка 12 отрядов. Для них строятся противодиверсионные катера проекта 21890 «Грачонок». Если исходить из расчета по три катера на каждый отряд, общий заказ на «Грачат» может составить 36 катеров. К настоящему времени построено 20 катеров. Еще четыре катера построено для Росгвардии, для подразделения охраны Крымского моста.
Также два ракетных катера проекта 12418 строятся в Рыбинске. Эти катера еще из советского задела, их планируется передать в состав ЧФ и Каспийской флотилии в 2023–2024 годах.
Для операций в прибрежных водах производятся катера типов «Раптор» и БК-16. Всего к настоящему времени в строю находятся 17 катеров «Раптор» и восемь катеров типа БК-16. С учетом роста активности деятельности ВМС Украины в Азовском и Черном морях строительство «Рапторов» будет продолжаться.
Десантные корабли
Помимо двух УДК, на заводе «Янтарь» строятся еще два больших десантных корабля проекта 11711 «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», заложенные в 2019 году в Единый день закладки.
Несмотря на то, что номер проекта сохранился из серии кораблей «Иван Грен» и «Петр Моргунов», произошла его серьезная трансформация. Эти корабли стали больше и могут нести на борту до четырех боевых вертолетов. Сроки их сдачи определены на 2023–2024 годы, служить они будут на ТОФ. Завод «Янтарь» рассчитывает получить заказ еще на несколько таких кораблей.
Атомные подводные лодки
Активно реализуется программа строительства подводных лодок с баллистическими ракетами на борту проекта 955А «Борей А». В 2020 году введена в строй головная лодка «Князь Владимир». Завод «Севмаш» набрал хороший темп строительства лодок этой серии, в ближайшее время начнется испытание лодок «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». «Князь Олег» будет передан в состав флота осенью 2021 года.
Ранее планировалось построить восемь крейсеров проектов 955 и 955А, а затем перейти к созданию крейсеров проектов 955Б, В и так далее. Однако в ВМФ решили, что характеристики этих лодок вполне достаточны, и в 2020 году заказали еще две лодки. Таким образом, общее число ракетных подводных крейсеров стратегического назначения достигло десяти. Можно ожидать, что поступит заказ еще от двух до четырех лодок, чтобы можно было сформировать две полноценные дивизии от пяти до семи лодок в каждой. Крейсера «Князь Потемкин» и «Дмитрий Донской», ожидается, будут заложены в мае 2021 года.
Необходимо сказать, что США, Англия и Франция находятся еще только в начале создания своих подводных ракетоносцев четвертого поколения.
Следует отметить, что несколько менее успешно реализуется программа строительства ударных атомных подводных лодок четвертого поколения. Так, вторая лодка «Казань» еще не передана флоту, ее передача намечена на 2021 год. Вскоре ожидается начало испытаний лодок «Новосибирск» и «Красноярск». Всего в постройке находится восемь лодок, еще одна в строю, и одна – в ожидании ввода в строй.
В прошлом году были заложены лодки «Воронеж» и «Владивосток». В ближайшее время выйдут на испытания ударные атомные лодки проекта 885 «Новосибирск» и «Красноярск». Еще пять лодок находятся в постройке. Первая серийная «Казань» войдет в состав флота в ближайшие месяцы.
Таким образом, современных атомных подлодок (и уже находящихся в строю, и в постройке) насчитывается по десять каждого проекта. Две программы по атомным подводным лодкам будут завершены к 2027–2028 годам. С 2030-х годов вероятен переход к строительству АПЛ 5-го поколения.
Следует отметить, что сроки строительства ударных атомных подводных лодок во Франции и в Англии дольше, чем в России.
Из модернизационных программ атомных подводных лодок стоит упомянуть перезапуск программы модернизации лодок проекта 971. В настоящее время не менее четырех лодок находятся на ремонте на предприятии «Звездочка» в Северодвинске.
Модернизация проекта 945 (лодки с титановыми корпусами) пока отложена на будущее.
Есть вопрос по программе модернизации ударных ракетных лодок проекта 949А до проекта 949АМ. Суть заключается в первую очередь в замене 24 противокорабельных ракет «Гранит» на 72 ракеты комплексов «Калибр» и «Циркон». Лодка «Иркутск» уже длительное время модернизируется по такому проекту на Дальнем Востоке, и пока сроки ее возврата в состав флота неизвестны.
Неатомные подводные лодки
Бесспорно, семейство лодок проектов 877 и 636 – это один из советских и российских военных «хитов». Суммарно для ВМФ СССР и России этих лодок построено более пяти десятков. Уже в последние годы построено шесть подводных лодок для Черноморского флота, это позволило воссоздать его подводные силы. Ведется строительство еще шести лодок для ТОФ. Таким образом, к 2024 году подводные силы ТОФ в Приморье будут обновлены и 19-я бригада перевооружена.
ВМФ также не утратил желания получить большую партию лодок проекта 677. Две лодки уже строятся – с передачей ВМФ в 2022 году, еще три заказаны. До 2027 года СФ должен получить четыре лодки. Скорее всего, еще две войдут в состав БФ. Есть вероятность заказа еще одной партии лодок проекта 677 или 633 для Тихоокеанского флота.
Государство, реализуя программы военного кораблестроения, рассчитывает не только получить новые боевые корабли и подводные лодки и тем самым обновить флот еще советской постройки, но и осуществить перезапуск судостроительной отрасли России и смежных с ней отраслей. Такой перезапуск позволит заняться вплотную вопросами обновления гражданского транспортного и рыболовного флота. Такая необходимость есть, и чтобы заказчики не покупали суда за рубежом, государство активно и настоятельно требует размещать заказы на своей территории. Таким образом, существенные бюджеты, выделенные на военное кораблестроение, позволяют поднять общий уровень экономики России и ее обороноспособность.
В целом в планах к 2028 году в составе ВМФ России можно ожидать появления двух новых универсальных десантных кораблей, до 14 фрегатов, 22 корветов, порядка 22 атомных подводных лодок.
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 2 (67), 2021 г., Санкт-Петербург