Издержки обращения и коммерческие расходы в торговле в чем разница
Что включают в себя коммерческие расходы?
Сведения о коммерческих и управленческих расходах компания должна раскрывать в отчете о финрезультатах:
Ни НК РФ, ни другие нормативные акты не содержат четкой формулировки, что именно следует относить к коммерческим расходам, а что — к управленческим. На практике коммерческие и управленческие расходы — это траты компании, отражаемые на счетах 44 и 26 соответственно.
Что относится к управленческим затратам?
К управленческим расходам относятся суммы, формируемые на счете 26 и связанные с содержанием общего имущества фирмы и организацией ее деятельности. Отличительный признак таких расходов — они не связаны напрямую с производством, оказанием услуг или торговлей. Примером управленческих расходов могут служить траты:
Управленческие расходы могут быть включены в себестоимость по мере продажи произведенной продукции. Тогда бухгалтер должен списать их проводкой по дебету счета 20 (23 или 29) и кредиту счета 26.
Второй способ учета управленческих расходов — отнести их в полной сумме в себестоимость того отчетного периода, в котором они возникли. Бухгалтер сделает в таком случае проводку Дт 90 Кт 26.
Выбранный порядок учета управленческих расходов должен быть указан в учетной политике компании (п. 20 ПБУ 10/99).
Алгоритм учета затрат зависит от вида деятельности компании и каждый налогоплательщик утверждает выбранный вариант под собственные нужды. Как правильно зафиксировать затраты в учетной политике, узнайте с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Подробнее о счете 26 узнайте из публикации «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Что входит в состав коммерческих расходов?
В отличие от управленческих расходов коммерческие расходы включают затраты компании, которые связаны с производственной или торговой деятельностью. Для фирм, работающих в сфере производства, коммерческими расходами будут траты на упаковку изделий, их доставку до склада покупателя, рекламные мероприятия и др.
В коммерческие расходы торговой компании входят затраты на перевозку и хранение товаров, оплату труда, аренду или содержание зданий, где осуществляется торговля, рекламу, представительские расходы и т. п.
Как правильно оформить представительские расходы, расскажем в этой статье.
Что относится к коммерческим расходам компаний, занимающихся сельхоззаготовкой и переработкой? Это траты на содержание заготовительных и приемных пунктов, содержание скота и птицы (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
В бухучете коммерческие расходы собираются по дебету счета 44. При этом есть 2 способа учесть такие расходы в себестоимости:
Выбранный способ распределения компания указывает в своей учетной политике.
Отражаются ли коммерческие расходы в балансе, см. в этой статье.
Итоги
Четкого перечня коммерческих затрат законодательные акты РФ не содержат. На основании сложившейся практики российского бухучета коммерческие расходы следует относить на счет 44. Исходя из данного принципа коммерческими расходами можно признать те затраты, что перечислены инструкцией к Плану счетов в описании счета 44.
Подробнее о том, как организации составить собственный рабочий план счетов и какие счета в него включить, читайте в этой публикации.
Коммерческие расходы предприятия
Любое предпринимательство предусматривает определенные виды затрат. Среди них значительное место занимают так называемые коммерческие расходы. От их формирования и управления зависит эффективность всей хозяйственной и производственной системы предприятия.
Рассмотрим, что представляют собой коммерческие расходы организации, на что влияет их распределение и анализ, как их правильно отражать при финансовом учете, а также приведем конкретные примеры расчетов, касающихся коммерческих расходов.
Как отразить в учете производственной организации расходы на продажу (коммерческие расходы), если учетной политикой для целей бухгалтерского учета предусмотрено полное списание таких расходов на себестоимость продаж?
Расшифруем термин коммерческие расходы
Если организация занимается производством и реализацией товаров и/или услуг, у нее непременно возникают затраты, непосредственно связанные с ее прямой деятельностью. Затраты непосредственно на производство учитываются отдельно, остальные же и называются коммерческими, иначе внепроизводственными.
К таким видам трат относятся:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Допускается включение в коммерческие расходы затрат не только на реализацию, но и на покупку товаров. Такие затраты называются транспортно-заготовительными (ТЗР). Их распределяют между уже проданным и пока еще не реализованным товаром.
Роль коммерческих расходов в хозяйственном механизме организации
Успешной будет лишь та предпринимательская деятельность, которая ведет эффективный учет и управление своих финансовых результатов деятельности, к которым относятся и коммерческие расходы. Факторы их влияния на механизм хозяйствования весьма значительны и разноплановы.
Как учитываются коммерческие расходы
Одна из ключевых коммерческих характеристик товара – его себестоимость. Определить ее можно только в процессе производства, поскольку она состоит из суммы средств, затраченных на само изготовление (производственные расходы) и на реализацию (коммерческие расходы).
Бухгалтерия организации должна учитывать такие затраты на счете 43 «Коммерческие расходы». Дебет показывает расходы на сбыт продукции по отчетному месяцу, кредит – суммы, которые были списаны на продукцию, проданную в отчетном месяце, а сальдо – затраты на отгруженную продукцию, которая еще не оплачена на начальные даты месяца.
Дебет счета 43 «Коммерческие расходы» позволяет учитывать этот тип затрат, проходящий по кредитам следующих счетов:
Ведомость 15 по учету общехозяйственных расходов, будущих и внепроизводственных, отражает результат аналитического учета коммерческих расходов.
Когда истекает отчетный месяц, эти виды расходов списываются на себестоимость проданных товаров. Можно использовать для этого прямой путь (на конкретные виды продукции), а допустимо распределить расходы пропорционально себестоимости и количеству проданных товаров (если затруднительно отнести продукцию к той или иной группе). Для этого применяется следующая проводка по бухгалтерии:
К СВЕДЕНИЮ! Если за отчетный месяц продана не вся планируемая продукция, а только какая-то ее часть, то коммерческие расходы по реализованной и нереализованной части продукции целесообразно распределить, например, по себестоимости товаров или иным приемлемым способом.
Новый план счетов и коммерческие расходы
Одно из новшеств бухучета предусматривает проведение коммерческих расходов по счету 44 «Расходы на продажу». Дебет этого счета накапливает суммы средств, затраченных на реализацию товаров, услуг, произведенных работ. Списание активов по этому счету идет по дебету счета 90 «Продажи».
Коммерческие расходы в бухгалтерском балансе
Баланс не предусматривает специальной статьи для коммерческих расходов. При составлении баланса остаток средств на счете 43 «Коммерческие расходы» приплюсовывается к остаткам, накопившимся на счете 45 «Отгруженные товары».
Коммерческие расходы и налогообложение
Сложность состоит в том, что приходится отделять затраты на сбыт продукции и траты на рекламу, которые также являются внереализационными, но нормируются по другой статье Налогового Кодекса (п. 4 ст. 264 НК РФ).
В налоге на прибыль доля налога на рекламу составит не более 1% выручки, что составит разницу в налоговом и бухгалтерском учете.
НАПРИМЕР. ООО «Примавера» за отчетный период по нарастающей получила выручку в размере 6 500 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. Расход на рекламу по данным бухгалтерского учета составил 70 000 руб. Рассчитаем, в каком количестве может использоваться затраты на рекламу для вычисления налога на прибыль.
По норме расходов на рекламу, приведенной в п. 4 ст. 264 НК РФ, рекламные траты не могут превышать 1% от выручки: 6 500 000 х 1% = 65 000 руб. Этот процент меньше, чем реально затраченные на рекламу средства – 70 000 руб. Следовательно, налог на прибыль будет считаться только с 65 000 руб., а разница в налоговом и бухгалтерском учете составит 5 тыс. руб.
Оптимизация коммерческих расходов
Эффективное снижение затрат на реализацию – прямой путь к повышению прибыльности и рентабельности. Можно выделить следующие пути оптимизации данного типа расходов:
Счет 44 «Расходы на продажу»
СЧЕТ 44 «РАСХОДЫ НА ПРОДАЖУ»
Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.
В организациях, осуществляющих промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению, подработке и подсортировке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть, хлопок, кожевенное сырье, лен, скот, птицу и др.), на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы: операционные расходы; общезаготовительные расходы; на содержание заготовительных и приемных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.
Учет на счете 44 ведут на субсчетах:
44-1 «Коммерческие расходы»;
44-2 «Издержки обращения».
На субсчете 44-1 отражают все расходы, непосредственно связанные с упаковкой, погрузочно-разгрузочными работами и отправкой продукции в соответствии с договорами, а также все другие коммерческие расходы, связанные со сбытом продукции. В частности, к ним относят затраты по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации, отчисления на содержание технических обменных пунктов, затраты на проведение анализов продукции при ее отпуске, расходы на рекламу и т.п.
На субсчете 44-2 организации, заготавливающие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть, кожевенное сырье, лен, скот, птицу и др.), а также строительные организации, заготавливающие материалы и конструкции, отражают расходы по заготовке и доставке указанных ценностей в организацию до включения в фактическую себестоимость приобретения (заготовления) ценностей (при наличии в организации специального заготовительного аппарата).
В снабженческих, сбытовых, торговых, иных посреднических и других подобных им организациях на счете 44 могут быть отражены следующие расходы: на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду и содержание зданий и сооружений, помещений инвентаря; по хранению и переработке товаров; на рекламу; другие аналогичные по назначению расходы.
Перечень расходов и порядок их включения в издержки обращения организациями регулируется законодательными и другими нормативными актами.
В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть, кожевенное сырье, лен, скот, птицу и др.), на счете 44 могут быть отражены следующие расходы: на содержание заготовительных и приемных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.
В строительных организациях, заготавливающих материалы и конструкции, на счете 44 могут быть отражены следующие заготовительно-складские расходы: на содержание заготовительного аппарата, материальных складов и кладовых на строительстве; по охране материалов; сборы за извещение о прибытии материалов; другие аналогичные по назначению расходы.
Перечень расходов по заготовке и доставке материальных ценностей в организации (заготовительно-складских расходов) и порядок их включения в фактическую себестоимость приобретения (заготовления) этих ценностей регулируются законодательными и другими нормативными актами.
По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью и частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению:
— в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность:
— расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведут по видам и статьям расходов.
Коммерческие расходы в отчете за 2020 год: состав и учет
Коммерческие расходы отражать в учете нужно отдельно от других типов издержек. Почему? Они напрямую не относятся к производству. Но они связаны с процессом реализации товаров и готовой продукции, поэтому их называют расходами на продажу. Их нередко их путают с общехозяйственными расходами, но управленческими они не являются по своей природе. Для отражения коммерческих расходов в отчете о финансовых результатах есть отдельная строка. Разберемся, какие же конкретно издержки относятся к коммерческим расходам.
Коммерческие и общехозяйственные расходы: как различать
Коммерческие расходы еще называют расходами на продажу. В бухучете они отражаются на счете 44.
Общехозяйственные расходы учитывают на 26 счете.
Для коммерческих расходов характерна связь с производством и реализацией, а общехозяйственные связаны с содержанием имущества общего назначения и общими вопросами управления фирмой.
Что в компании относится к коммерческим, а что к общехозяйственным расходам, она устанавливает самостоятельно в учетной политике.
Что относится к коммерческим расходам
Коммерческие расходы, как правило, включают в себя затраты на:
На промышленном предприятии к коммерческим расходам также могут быть отнесены расходы на:
У торговых фирм этот список еще шире, в него можно включить:
Коммерческие расходы в себестоимости
Коммерческие расходы составляют себестоимость:
В себестоимость они попадают путем переноса со счета 44. Проводки могут быть такие:
Списать коммерческие расходы нужно к концу каждого отчетного периода. Проводка такая:
Особенности списания коммерческих расходов
В бухгалтерском учете как торговой, так и не торговой организации расходы на продажу можно ежемесячно списывать в уменьшение выручки от продаж двумя способами:
Коммерческие расходы при списании можно относить напрямую на себестоимость конкретных изделий или распределять пропорционально отношения себестоимости и объема продаж.
По строке 2210 «Коммерческие расходы» отчета о финансовых результатах отражают суммы, сформированные по дебету счета 44 и списанные в дебет счета 90-2, в круглых скобках.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Выбор читателей
Что такое реформация баланса и что получается в результате?
Социальный вычет по НДФЛ у работодателя: новые правила с 1 января 2022 года
Полисы ОМС отменяют: с чем идти в поликлинику?
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Учёт издержек обращения и их роль в бухгалтерии
Деятельность любого предприятия сопровождается издержками. Возникают они как из-за естественных причин, так и вследствие нарушений дисциплины труда. Издержки подразделяются на несколько категорий. Классификация имеет значение при внесении изменений в бухгалтерскую документацию. Издержки обращения – одна из форм подобных затрат.
Вопрос: Как отражаются в учете торговой организации расходы на доставку товара от поставщика до склада организации, если стоимость доставки, согласно договору поставки, оплачивается поставщику сверх цены товара? В соответствии с учетной политикой организации расходы на доставку приобретенного товара включаются в издержки обращения в бухгалтерском и налоговом учете.
Организация приобрела товары на сумму 180 000 руб., в том числе НДС 30 000 руб. Стоимость доставки составила 6 000 руб., в том числе НДС 1 000 руб. На конец месяца товары не проданы.
Посмотреть ответ
Что собой представляют издержки обращения?
Продукция не сразу попадает на прилавки магазинов. До этого она проходит длительный путь, включающий следующие этапы:
Данная цепочка зависит от деятельности предприятия. Издержки обращения (ИО) – это те траты, которые возникают при прохождении товара через рассматриваемую цепочку, при его доведении до потребителя. ИО выражаются через денежные средства. Включаются в состав текущих затрат компании. То есть, издержки обращения вызываются различными производственными факторами.
ПРИМЕР 1. Деятельность торговой фирмы включает в себя обслуживание обращения товаров. Поэтому издержки компании также относятся к расходам обращения.
Затраты – это широкое понятие, а издержки – узкое. Затраты могут включать в себя оплату комплектующих, покупку оборудования.
Как ведется управленческий учет издержек обращения на предприятиях оптовой торговли?
Издержки обращения представляют собой только те расходы, которые связаны с рыночным оборотом продукции.
Состав издержек обращения
Издержки обращения могут включать в себя следующие показатели:
В состав издержек входят только те расходы, которые прямо или косвенно связаны с обращением. Если проценты возникли по задолженности, взятой на иные нужды, они не могут быть отнесены к ИО.
Разновидности
Издержки обращения подразделяются на два вида:
Также можно выделить следующие категории ИО:
Существует еще множество классификаций по различным признакам.
От чего зависит уровень издержек обращения?
Уменьшение или увеличение издержек обращения может определяться следующими факторами:
Изменение всех перечисленных факторов приводит к изменению размера издержек. Всесторонняя оптимизация процессов производства обеспечивает сокращение расходов предприятия, увеличивает выручку от производства и реализации.
Для чего требуется определять показатели ИО?
У предприятия есть определенный торговый план. Менеджер должен знать объем расходов, которые требуются для реализации этого плана. Издержки обращения помогают определить, сколько затрат потребуется для нормальных показателей прибыли.
ВАЖНО! Учет издержек позволяет подсчитать чистую прибыль, спланировать деятельность предприятия. Это знание о приблизительных расходах при реализации продукта.
Издержки обращения в бухгалтерском учете
ИО фиксируются на дебете счета 44 «Расходы на продажи». Бухгалтер должен также создать субсчет «Издержки обращения». Данный субсчет может находиться в корреспонденции с другими счетами. Точное отображение проводки будет зависеть от проведенной торговой операции. Субсчет счета 44 может быть поставлен в одну колонку со следующими счетами:
Проводки по кредиту обозначают производственные расходы. К примеру, в кредите 10 обозначается расход средств по оплате материалов. Перечень расходов является весьма значительным, и все они указываются в бухгалтерской отчетности под определенными номерами.
Что делать с полученными значениями?
Цель менеджера – не полное сокращение издержек, а их оптимизация. Сокращение расходов даже на 10% может быть нецелесообразным, так как данная операция сопровождается большими затратами. Не всякое снижение трат можно считать рациональным. Сокращение показателей может привести к снижению качества обращения.
ПРИМЕР 2. Менеджер решил снизить издержки обращения. Для этого он сокращает расходы на упаковку и рекламу продукции. В результате уровень спроса на товар снижается. Продукт, из-за отсутствия упаковки, становится менее привлекательным для клиентов, портится. В итоге вся экономия оборачивается для предприятия еще большими затратами.
ПРИМЕР 3. Менеджер сокращает издержки обращения в компании, занимающейся предоставлением юридических услуг. В частности, сотрудники больше не смогут проходить профессиональное обучение. В итоге их квалификация снижается, а потому услуги фирмы становятся все менее популярными.
Издержки обращения входят в основные расходы предприятия. Они связаны с производством, транспортировкой и реализацией продукта. В состав ИО входит оплата транспортировочных услуг, затраты на аренду торговых помещений, складов. Они должны быть отражены в бухгалтерском учете. Фиксируются при помощи специальных проводок. Полученные значения по издержкам обращения позволяют оптимизировать расходы.