Зритель на сцене что это
Театральная шпаргалка
Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха давно считается посещение театра. Но за первыми же дверями, в вестибюле, мы попадаем в мир полный тайн и загадок. В прямом смысле слова. Нас захватывает поток незнакомых, а часто и непонятных слов: фойе, администратор, партер, бельэтаж… Что же делать? Где найти администратора? Куда лучше взять билет: в партер или бельэтаж? Где найти фойе? Давайте попробуем разобраться.
Начнем с начала. Что такое театр?
Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства.
Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.
При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены. Но о них чуть позже.
Открыв первые входные двери, мы попадаем в вестибюль.
В кассах можно приобрести билет на нынешний спектакль или на будущие представления театра. В случае отмены спектакля здесь же можно будет сдать билет или узнать, когда будет дан отмененный спектакль.Там же располагается и окно администратора.
Администратор – член коллектива театра, отвечающий за организационную сторону и ежедневную работу кассиров, билетеров и др. персонала театра, часто также за предоставление бесплатных или льготных билетов на и во время конкретного спектакля; отвечающий за соблюдение правил и техники безопасности во время нахождения зрителей в театре. Пройдя во вторые двери, вы попадаете в театральное фойе.
Фойе, нескл., ср. Помещение в театре (кинотеатре, цирке) для пребывания зрителей перед началом спектакля, сеанса, представления, а также для отдыха публики во время антракта. Из фойе первого этажа вы сможете попасть в гардероб.
Гардероб – комната или специально отведенное пространство во входном вестибюле, где зрители могут оставить верхнюю одежду, головные уборы, зонты (и пр.) на хранение во время спектакля. Если здание театра содержит несколько этажей, то фойе будет присутствовать на каждом из них.
И вот вы входите в зал. Перед вами сцена и ряды кресел, которые «расходятся» от нее рядами и ярусами. Как же разобраться, куда идти? С одной стороны, вам всегда помогут администраторы по залу. С другой стороны вот наши подсказки: ряды кресел, которые расположены ближе всего к сцене, называются партер, следом за ним идет амфитеатр, вокруг них и слегка выше располагаются ложи и бельэтаж, над ними ярусами идет балкон.
Партер (фр. рarterre– на земле) – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.
Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.
Ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей. Ложи, как правило, расположены по сторонам и сзади партера, на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме (такие ложи носят название «бенуар»). Характеризуется недостаточным обзором сцены; иногда используется для осветительной аппаратуры.
Бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра. Иногда рассматриваются как балкон первого яруса театра.
Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала. Примечание: часто в англоязычной литературе под словом «balcony» подразумевается балкон первого яруса. Вы заняли свое место и замерли в ожидании спектакля…
Определения представленных терминов взяты с сайтов:
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
Прогулка по театральным местам Москвы: Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, Мейерхольд, Чехов
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.
5 революционных форматов в театре
Театр сегодня притворяется компьютерной игрой, выходит на улицу и задает кучу неудобных вопросов. Объясняем подробно, в чем суть модных экспериментов.
Аудиопроменад
Примеры Remote Moscow, немецкая компания Rimini Protokoll
Как всё устроено Это театр, который объединяет элементы спектакля, экскурсии, компьютерной игры и квеста. Зрители надевают специальные наушники и гуляют по городу, следуя командам робота.
Зачем идти Мода на такие «прогулки» с головой накрыла всю Европу, там аудиопроменады называют театром будущего — стоит разобраться, из-за чего весь сыр-бор. Ну и увидеть Москву такой, какой вы ее никогда не видели. Remote, например, начинался с того, что вам предлагали выбрать себе могилу на кладбище.
Иммерсивный театр
Примеры «Черный русский», театральная компания Ecstatic. «Вернувшиеся», театральная компания Journey Lab
Как всё устроено Это театр, который погружает зрителя в определенную среду. На входе в дом, усадьбу или фабрику всем раздают маски — дальше велят следовать интуиции и наблюдать за происходящим. Обычно у иммерсивного спектакля литературная основа: повесть Пушкина «Дубровский», как в случае с «Черным русским», или «Призраки» Ибсена, как в «Вернувшихся».
Зачем идти Увидеть спектакль, который больше не увидит никто. Каждый проложенный маршрут индивидуален и потому неповторим.
«Кухонный» театр
Примеры «Кто ты?», театральная компания Magic Garden на сцене «Гоголь-центра» (спектакль перодически повторяют, следите за афишей). «В гостях. Европа», немецкая компания Rimini Protokoll
Как всё устроено Зрителей приглашают в обычную квартиру, маленький бар или любое другое камерное пространство, сажают друг напротив друга и принуждают отвечать на откровенные вопросы о сидящем напротив или о самом себе. Еще вариант — обсуждать европейскую политику и ее российские интерпретации.
Зачем идти Чтобы мужественно открыться себе и другим, взглянуть в лицо собственным фобиям и комплексам,узнать много нового про политику. А в финале непременно осознать, что все люди одинаковы.
«Уличный» театр
Примеры «Побег» и «Убежище», испанский театр «Камчатка». Cargo Moscow, немецкая компания Rimini Protokoll. «Неявные воздействия», «Театр.doc»
Как всё устроено Это театр, который превращает улицы города в декорации, прохожих — в актеров, а элементы окружающей среды — в реквизит. Зрители не просто наблюдают за тем, что видят. Во время действия им приходится разговаривать с незнакомцами и выполнять странные поручения актеров.
Зачем идти За острыми ощущениями. К примеру, в Cargo Moscow вы будете сидеть в грузовике дальнобойщика с одной стеклянной стеной. А «Неявные воздействия» «Театра.doc» — спектакль, часть которого играется в торговом центре на глазах у обомлевших охранников, которые рано или поздно попытаются остановить действие.
Перформанс для одного
Примеры «Твоя игра», бельгийския компания Ontroerend Goed
Как всё устроено Так называемый one-to-one performance, а по сути самоанализ в несколько этапов. Нет ни актеров, ни декораций. Обычно один зритель заходит в специально отстроенное для спектакля помещение, разделенное на несколько комнат. Каждая скрывает за собой упражнение по познанию себя и других: вы наблюдаете за кем-то через стекло, придумываете биографию человеку, которого совсем не знаете, и т. д.
Зачем идти Ответить себе на вопросы, которые раньше вы и не подумали бы задать самому себе. Понять, каким вас видят окружающие.
Зритель на сцене что это
ИНТЕРВЬЮ С НИКОЛАЕМ РОЩИНЫМ. Работа со зрителем
(подробнее о режиссере в теме http://vk.com/topic-4373932_26342777)
Герои Беккета ждут Годо. Никуда не могут деться. Не верят, что он придет, но все равно продолжают ждать. Годо не приходит, но находящиеся на сцене как будто постоянно имеют его в виду. Ситуация безвыходная! Мы хотели найти нечто, что могло бы принципиально перевернуть эту ощущение безысходности, чтобы не создавалось ощущение духовного тупика, когда человечество не знает, как дальше развиваться, и как не деградировать. Мы включили в спектакль текст Кришнамурти, который предлагает посмотреть на само понятие «Бог», он объявляет Бога источником конфликта. Ситуация остается беккетовская, но его герои, благодаря текстам Кришнамурти, начинают думать сложнее, чем в пьесе Беккета, они эволюционировали. Мы не хотели, чтобы это были просто опустошенные люди, которые ничего сделать не могут. Мы как будто вскрыли внутренний монолог беккетовских героев, один из возможных его вариантов. Такой внутренний монолог мог быть у каждого из нас в таких обстоятельствах.
— Ваш спектакль называется «[бох]». Почему?
— Как зрителей вовлекают в ситуацию?
— Возвращаясь к спектаклю, каков в Вашем спектакле финал?
— Эстрагон спрашивает, и как же нам быть? Кришнамурти в книге дает ответ, но мы в этот момент переходим на текст Беккета. Поццо отвечает: «Да какая уже разница! В один прекрасный день мы родились на свет, в один прекрасный день мы все умрем. Всё! Вам этого достаточно. День блеснет на миг, и снова ночь. А мы будем упрямо рожать и рожать, рожать и рожать… рожать и рожать… на погосте.»
Питер Брук. «ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО»
«. Однажды во время беседы с группой студентов мне удалось наглядно показать, как сильно
зависит качество актерского исполнения от степени внимания аудитории, Я попросил кого-
нибудь выйти на сцену. Охотник нашелся, и я вручил ему листок бумаги, на котором был
напечатан монолог из «Дознания», пьесы Петера Вайса об Освенциме. Пока доброволец
читал текст про себя, остальные хихикали, как это обычно бывает, когда зрители видят, что
один из них попал в глупое положение. Но человек на сцене был слишком поражен и
потрясен тем, что он читал, и не пытался скрыть свое смущение неловкими шутками, тоже
обычными в таких случаях. Его серьезность и сосредоточенность в конце концов передались
остальным, и водворилась тишина. Тогда по моей просьбе он начал читать вслух. В первых
же словах в полную меру прозвучал их ужасный смысл и тот отклик, который они рождали в
душе чтеца. Слушатели мгновенно это поняли. Они слились с ним воедино, они слышали
только его голос: лекционный зал. сам этот человек, который добровольно вышел на
сцену,— ничто больше не существовало, гипнотическая сила голых фактов, рассказывающих
об Освенциме, восторжествовала надо всем остальным. Он продолжал читать, но
ошеломление не проходило и тишина оставалась такой же напряженной, а главное — его
чтение с профессиональной точки зрения было безупречно; его нельзя было назвать ни
хорошим, ни дурным, ни техничным, ни беспомощным — оно было безупречно, потому что
выступавший забыл о себе и не заботился о правильных интонациях. Он чувствовал, что
присутствующие хотят его слушать, и ему хотелось, чтобы его слушали; образы, возникающие в его сознании, подсказывали ему форму выражения и невольно придавали его голосу нужный тембр и нужную силу звучания.
Когда он окончил, мне ничего не нужно было объяснять, слушатели сами поняли, что им удалось сделать, они сами поняли, насколько разной может быть тишина.
Конечно, этот опыт, как все другие опыты, был достаточно искусственным: зрители играли
в нем более активную роль, чем обычно, и тем самым помогли неопытному актеру. Как правило, опытный актер, читая такой отрывок, сам добивается от зрителей той степени внимания, которая соответствует степени правдивости его исполнения. Иногда актеру удается полностью захватить аудиторию, и тогда он, как матадор-виртуоз, может делать со зрителями все, что захочет. Однако обычно это зависит не только от него одного.
И я и исполнители убедились, например, что в Америке «Визит» или «Марат/Сад» находят более
живой отклик, чем в Англии. Англичане не в состоянии воспринять «Визит», как нечто достоверное, как рассказ о силах зла, дремлющих в каждом маленьком человеческом сообществе, и, когда мы играли в глухих углах Англии при пустом— буквально пустом — зале, те немногие, кто приходили в театр, говорили: «Выдумки!», «Так не бывает!»; они хвалили или ругали спектакль, как хвалят или ругают сказку. «Марат/Сад» пользовался в Лондоне успехом, скорее, как яркое театральное зрелище, чем как пьеса о революции, войне и безумии. Противоположные по смыслу слова «литературным» и «театральный» достаточно многозначны, но, когда англичане произносят их в качестве похвалы, обычно это означает, что они не хотят касаться темы, которая внушает им беспокойство.
Американские зрители реагировали на обе пьесы гораздо более непосредственно, они без труда соглашались с предпосылкой, что люди алчны, жестоки и легко впадают в безумие. Драматичность сюжета захватывала и держала их в напряжении, а когда шел «Визит», они часто попросту не обращали внимания на то, что повествование развертывается в непривычной экспрессионистической манере. Их занимало только содержание пьесы. Блистательные успехи Казана — Умльямса — Миллера, «Вирджиния Вулф» Олби подготовили аудиторию, способную полностью включаться в круг забот и тревог героев пьесы, и каждого из этих спектаклей был огромным событием потому что сосредоточенность зрителей создавала нерасторжимую связь между сценой и залом.
.
Трудно понять, о чем, в сущности, заключается роль зрителя: он присутствует на спектакле и
будто бы не присутствует, он игнорируется, к все-таки он необходим. Актер никогда ничего
не делает специально для зрителя, но вес, что актер делает, он делает ради зрителя. Тот, кто
смотрит на актера, — его партнер, о котором он должен забыть и вместе с тем постоянно
помнить; движение актера — это высказывание, это проявление чувства, это способ
передачи информации н свидетельство сугубо личного ощущения одиночества, это всегда
сигнал из горящего дома, как говорит Арто, и тем не менее, кап только между актером н
зрительным залом устанавливается контакт, каждое движение актера предполагает соучастие
зрителей. «
(Питер Брук, «ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО», Лондон, 1968)
«Когда актер раскачивается на веревке над зрительным залом, все естественные законы восприятия нарушаются: зрители, которые привыкли спокойно слушать актера, оказываются
ввергнутыми в хаос, и разве исключено, что именно в эти критические минуты слова актера
обретают какой-то новый смысл?»