Излишек потребителя тем больше чем

Формула потребительского излишка

«Экономия», полученная потребителями

Как рассчитать потребительский излишек

Излишек потребителя — это экономическое измерение для расчета выгоды (т. Е. Излишка) того, что потребители готовы платить за товар или услугу, по сравнению с его рыночной ценой. Формула потребительского излишка основана на экономической теории предельной полезности. Теория объясняет, что поведение в отношении расходов зависит от предпочтений людей. Поскольку разные люди готовы тратить по-разному на определенный товар или услугу, создается излишек. Этот показатель используется во многих сферах деятельности в сфере корпоративных финансов.

Формула потребительского излишка

Существует экономическая формула, которая используется для расчета излишка потребителя, исходя из разницы между наибольшей оплатой потребителями и фактической ценой, которую они платят.

Вот формула потребительского излишка:

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

На практике

Вот пример, поясняющий эту мысль. Покупатель намерен купить ноутбук с процессором 1,9 ГГц и экраном 15 дюймов и готов потратить до 1000 долларов. Просматривая различные магазины электроники, она находит один за 600 долларов, который соответствует всем ее точным критериям (1,9 ГГц процессор и 15-дюймовый экран), что позволяет ей сэкономить 400 долларов по сравнению с тем, что она готова была потратить. 400 долларов — это ее потребительский излишек, который она теперь может сэкономить или потратить на другие товары или услуги.

Потребительский излишек в больших масштабах

Кривые спроса очень важны для измерения излишка потребителя на рынке в целом. Кривая спроса на графике спроса-предложения отображает взаимосвязь между ценой продукта и количеством продукта, на который есть спрос по этой цене. Из-за закона убывающей предельной полезности кривая спроса имеет наклон вниз. Оранжевая заштрихованная часть на изображенном выше графике представляет излишек потребителя.

Формула расширенного потребительского излишка

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Излишки производителя

На другой стороне уравнения — излишек производителя. Как вы заметили на диаграмме выше, существует еще один экономический показатель, называемый излишком производителя, который представляет собой разницу между минимальной ценой, которую производитель принял бы за товары / услуги, и ценой, которую они получают.

В идеальном мире может существовать равновесная цена, при которой и потребители, и производители имеют излишек (т. Е. Они оба находятся в более выгодном положении, в отличие от ситуации, когда выигрывает только одна сторона).

Практическое применение

На теоретическом рынке бутилированной воды покупатель готов заплатить 10 долларов за бутилированную воду, что является самым высоким показателем среди других клиентов. Большинство клиентов готовы платить только 5 долларов, что по совпадению является ценой, которая устанавливается, когда спрос точно соответствует предложению. По цене 5 долларов поставляется 20 бутылок, а излишек потребителя составляет 50 долларов. Это означает, что — поделенные между покупателями, купившими 20 бутылок воды — сэкономленные 50 долларов могут пойти на другие покупки.

Дополнительные ресурсы:

Мы надеемся, что это было полезным руководством к формуле потребительского излишка. Чтобы узнать о более важных экономических принципах, ознакомьтесь с нашими статьями и руководствами ниже:

Источник

Излишек потребителя и излишек производителя

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (излишек покупателя, дополнительная выгода) – разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке.

Термин «излишек потребителя» впервые применил французский инженер и экономист Ж. Дюпюи (1804–1866) в 1844 г. для оценки полезностей общественных сооружений (мостов, каналов, дорог).

Иногда излишек потребителя называют «маршаллианским потребительским излишком» в честь английского экономиста А. Маршалла, внесшего существенный вклад в разработку данного понятия.

Излишек потребителя показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, максимальный уровень цены, которую они готовы заплатить за эти товары, также различается.

Излишек представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму излишка потребителя (рис. 19.1).

Излишек потребителя максимизируется только при совершенной конкуренции, когда цена устанавливается свободной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потребители платят одинаковую цену. Однако если рыночная цена устанавливается максимизирующим прибыль монополистом, то образующиеся в результате этого сокращения объема и роста рыночной цены вызывают потери излишка потребителя (рис. 19.2).

На рис. 19.2 показано, что при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарный излишек потребителя представлен заштрихованной площадью PEP1.

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Рис. 19.1. Излишек потребителя

На рис. 19.2 потеря излишка потребителя показана заштрихованной площадью РРМХЕ. Если бы монополист назначил для каждой единицы блага отдельную цену, выражающую максимальную сумму, которую потребители готовы за нее уплатить, то он мог бы присвоить весь потребительский излишек в форме выручки от проданного блага.

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Рис. 19.2. Потеря излишка потребителя в условиях монополии

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.

Из-за того что потребители приобретают все потребленные единицы по цене последней единицы, они получают избыток полезности сверх издержек.

Излишек потребителя можно подсчитать на основе кривой рыночного спроса. Соотношение между спросом и излишком потребителя можно показать посредством определения кривой спроса на продукты питания (рис. 19.3).

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Рис. 19.3. График излишка потребителя

На рис. 19.3 изображен условный пример. Предположим, что цена продуктов питания 40 р. за кг. Стоимость первого кг равна 40 р., но его «ценность» для потребителя – 100 р. Определение «ценности» возможно при использовании кривой спроса, которая позволяет установить максимальную цену, которую потребитель уплатит с целью покупки дополнительной единицы продуктов питания. Продовольствие можно приобрести, поскольку его цена на 60 р. меньше максимальной цены и оно дает избыточную стоимость. Второй кг также стоит покупать, ибо это дает избыточную стоимость в 50 р. (90 р. – 40 р.). Третий кг продовольствия дает излишек в 40 р. (80 р. – 40 р.). Четвертый кг дает излишек в 30 р., пятый – в 20 р., шестой – в 10 р. Седьмой кг продуктов питания дает нулевой излишек. Каждый последующий кг обладает ценностью, которая меньше его цены, поэтому потребитель предпочитает не приобретать больше продуктов питания.

Излишек потребителя получается сложением избыточной стоимости по всем приобретаемым единицам. Исходя из рис. 19.3, совокупный излишек потребителя составит 210 р. = 60 р. + 50 р. + 40 р. + 30 р. + 20 р. + 10 р.

При сложении многих отдельных излишков совокупный излишек потребителя измеряет совокупную выгоду, которую получают потребители, покупая блага на рынке. Соединение излишка потребителя с совокупными прибылями, извлекаемыми производителями, позволяет оценить издержки и прибыль альтернативных рыночных структур, определяющие поведение как потребителей, так и фирм на рынке. Таким образом, концепция излишка потребителя имеет существенное значение в экономике.

Использование концепции излишка потребителя весьма полезно при оценке результатов многих решений правительства, а также применяется при исследовании значительных преимуществ, получаемых гражданами.

Вместе с тем концепцию излишка потребителя можно толковать как потери потребителей от отсутствия того или иного блага на рынке или как процесс увеличения рыночной цены до точки, при которой объем спроса равен нулю.

Концепция излишка потребителя дает возможность усилить анализ рыночного равновесия, мероприятий государственного регулирования рынка, эффективности производства.

Концепция излишка потребителя используется для оценки налогового бремени и для определения выгод от субсидий.

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.

Известно, что эффективность выпуска благ у разных производителей различная, поэтому установление рыночной цены, достаточной, чтобы сохранить на рынке даже наименее эффективного производителя, приведет к тому, что наиболее эффективные производители получат излишек. Общий излишек производителя от производства данного блага представляет собой разницу между доходом от реализации произведенных благ и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя при выпуске и продаже данного объема благ. Иначе – это разница между действительным доходом производителя и альтернативной стоимостью переменных ресурсов. Или разница между рыночной ценой и предельными издержками выпуска единицы блага. Понижение цены сокращает величину излишка производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает излишки производителя.

Излишек производителя схож с излишком потребителя (рис. 19.4).

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Рис. 19.4. Излишек производителя

На рис. 19.4 ОРе – равновесная рыночная цена. В каждой точке участка кривой предложения АЕ производители стремятся предлагать определенный объем блага и реализовывать его по цене ОРе, т. е. выше той, по которой они были бы готовы реализовать свои блага. Так, один продавец намерен реализовывать объем OQ1 своего блага по цене OP1 при практической цене блага, равной OP1. В результате он получил бы излишек P1Pe. Общий излишек равен АРеЕ (на рис. 19.4 заштрихованная площадь).

Считается, что на рынке с совершенной конкуренцией выживут лишь наиболее эффективные предприниматели. В связи с тем, что равновесная рыночная цена в долгом периоде может лишь покрыть издержки производства производителя, включая нормальную прибыль, излишек производителя будет равен нулю.

На рынках с несовершенной конкуренцией, в частности в условиях олигополии, производители будут иметь излишек, поскольку существует тенденция рыночных цен к превышению издержек производства.

Термины «излишек потребителя» и «излишек производителя» применяются с целью определить результаты добровольного обмена. Сумма излишков потребителей и излишков производителей показывает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка. Все названные категории могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной налоговой и внешнеэкономической политики, а также в других случаях.

ДЮПЮИ Жюль (1804–1866) – французский экономист, предшественник маржинализма. Одна из главных идей в его статье «Об измерении полезности общественных работ» (1844) связана с так называемым денежным измерителем избытка полезности для потребителя – «ценовым излишком». Последний, по его мнению, является денежным измерителем максимально возможного дохода, возникающего с возможностью потребителя покупать каждую единицу товара по неизменной цене. Это показывает, что Дюпюи первым отчетливо сформулировал законы предельного анализа.

Источник

Излишек потребителя и излишек производителя

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Для потребительского поведения, а конкретнее, для потребительского выбора весьма важно знать, сколько пожелает заплатить покупатель за тот или иной товар. При этом возникает экономическое явление: излишек потребителя. Впервые он был описан Ж. Депюи в 1844 году. А. Маршалл рассматривал разницу между ценой, которую потребитель был согласен заплатить, лишь бы не остаться без блага, и ценой, которую он платит за благо в действительности.

Понятие «излишек потребителя» представляет собой такое экономическое явление, когда существует разница между ценой, которую готов платить покупатель за какой-либо товар, и фактической ценой этого товара на рынке.

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Например, появились в продаже какие-то редкостные сладости. Сладкоежка готов заплатить за них очень высокую цену, учитывая, что товар редкий и полезность данного товара именно для данного покупателя очень высока. Эта цена, которую готов заплатить данный покупатель, намного превышает рыночную цену. Но постепенно на рынке появляется все больше таких товаров. Происходит насыщение потребности в этом товаре нашим покупателем, и он уже стремится платить за товар поменьше. То есть по мере насыщения потребности в определенном товаре все меньше и меньше будет превышение цены, которую готов платить покупатель, над рыночной ценой.

Рис. 8. Образование излишка потребителя.

Вся заштрихованная зона представляет собой излишек потребителя. Наглядно видно, что по мере насыщения потребности излишек потребителя будет уменьшаться. Общая площадь заштрихованной фигуры равняется сумме излишка потребителя по определенному благу. Потребитель всегда старается получить максимальный излишек, соизмеряя ту максимальную цену, которую он готов заплатить, с реальной ценой, заплаченной за этот товар на рынке. Знать излишек потребителя весьма важно, чтобы варьировать величину цены на товар, ориентируясь на готовность потребителя платить ту или иную цену за покупаемый товар.

В жизни получается так, что человек, конечно, платит одинаковую цену за каждую единицу покупаемого товара, но его готовность платить больше, пока не насытится потребность, порождает рассматриваемый нами излишек потребителя. Все предыдущие единицу товара оцениваются потребителем выше, чем последняя, предельная. В итоге потребитель как бы экономит некоторую сумму денег как разницу между самой высокой ценой, какую он готов был заплатить, и той реальной ценой, которую он заплатил.

Рыночный потребительский излишек будет равен сумме всех излишков потребителей, купивших данный товар. При этом этот излишек показывает ту выгоду, какую все покупатели получили при сопоставлении собственной готовности заплатить за товар, чтобы удовлетворить потребность, и теми ценами, какие складываются на рынке. Кроме того этот излишек показывает ту величину, какая существует при росте цен, не особенно затрагивающая экономические интересы покупателей.

Эта характеристика поведения производителя на рынке позволяет глубже обосновать движение цен на рынке, с новой стороны раскрыть потребительское поведение.

Кривые спроса и предложения, соотносящиеся с альтернативной стоимостью, рыночной ценой, позволяют судить о ситуации на рынке, когда потребитель готов платить определенную цену за единицу товара, производитель готов принять определенную цену за единицу этого товара, а на рынке складывается особая рыночная цена, по которой происходит реальная сделка купли-продажи. Чем точнее прогнозируется излишек производителя и излишек потребителя, тем научно обоснованными становятся маркетинговые ориентиры и успехи конкурентной борьбы на рынке.

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чемИзлишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Рис. 9. Излишек потребителя и излишек производителя.

Концепция излишка потребителя и излишка производителя важна для практики еще и потому, что позволяет полнее представить потребителю собственный потребительский выбор, и его результативность; понимать, как формируются цены производителя, прогнозировать рыночную ситуацию и понимать, как потребитель участвует в оплате налогов производителем.

Дело в том, что налог производителя частично оплачивается тем, что потребитель готов платить больше за товар и уплачивает в реальной жизни за определенный товар больше, нежели при нормальной рыночной цене за этот товар. В конечном итоге теория излишков производителя и потребителя показывает, что рациональное поведение потребителя на рынке соотносится не столько с максимальной предельной полезностью блага, сколько с получением максимального излишка потребителя.

Потребительское поведение постоянно меняется, движется от одной величины и набора благ к другой величине и набору благ, учитывая как полезность благ, так и полезность набора благ, потребительский излишек, время потребления и проч. Непрерывность движения потребительского поведения, его нелинейный характер очень осложняют прогнозирование этого поведения, расчеты вариантов рыночной ситуации, управления конкурентным поведением фирм.

В реальной жизни функцию управления потребительским поведением выполняют рыночные структуры и государство. Рынок обеспечивает маркетинговое воздействие на интересы потребителя. Государство же может таким образом влиять на это поведение: следить за позитивной динамикой доходов и обеспечивать их рост; формировать налоговую политику, которая позволяет потребителям меньше терять на налогах и увеличивать тем самым потребительский бюджет.

В силах государства запрещать производство вредных для потребления товаров, услуг; проводить регулярные проверки качества товаров, технологий производства, лицензировать товары и проч. Но, как правило, такие запреты только усиливают тягу потребителя к запрещенному товару. Чаще возникает криминальная форма удовлетворения этих потребностей. Поэтому, когда идет речь об управлении потребительским поведением, то оно должно осуществляться деликатно, с максимальным учетом возможностей рыночного воздействия.

При выработке методов управления потребительским поведением очень важно учитывать время потребления. Так, для неработающего пенсионера можно ехать на автобусе, идти пешком, и это будет вполне разумным. Бизнесмен же не может позволить себе такую роскошь. Ему необходимо минимальное время для передвижения. Значит, потребление услуг транспорта разными людьми ориентируется на затрачиваемое время. И здесь критерием выбора вида услуги является затраченное время. Время приобретает высокую рыночную ценность.

Также при определении личного потребления учитывают уровень прожиточного минимума, который зависит от социально-экономических факторов и более подвижен, чем порог бедности. Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличиваясь за счет роста цен.

Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на питание в семейных бюджетах.

Управление потребительским поведением проявляется в том, что формируются целенаправленно потребности людей, ориентированные на современный образ потребления, возможности новых товаров и услуг. При этом особое значение имеет государственная инвестиционная политика, поскольку она позволяет создавать современные производства, развивать современную инфраструктуру и этим обеспечивать современное потребление. Поэтому и на рынок потребитель выходит с требованием новых товаров, воздействуя, таким образом, на производство. Меняющееся социальное положение людей тоже должно учитываться при создании направлений экономической политики государством.

Источник

Потребительский излишек

Что такое Потребительский излишек?

Излишек потребителя – это экономический показатель потребительских выгод. Излишек потребителя возникает, когда цена, которую потребители платят за продукт или услугу, меньше цены, которую они готовы заплатить. Это мера дополнительной выгоды, которую получают потребители, потому что они платят меньше за что-то, чем они были готовы заплатить.

Краткая справка

Многие производители устанавливают свои цены под влиянием излишка потребителей.

Основы потребительского излишка

Концепция потребительского излишка была разработана в 1844 году для измерения социальных преимуществ общественных благ, таких как национальные дороги, каналы и мосты. Это был важный инструмент в области экономики благосостояния и формулирования налоговой политики правительствами.

Краткая справка

Экономическое благосостояние также называется излишком общества или совокупным излишком потребителя и производителя.

Измерение излишка потребителей с помощью кривой спроса

Излишек потребителя измеряется как площадь ниже наклонной вниз кривой спроса или суммы, которую потребитель готов потратить на данное количество товара, но выше фактической рыночной цены товара, и обозначается горизонтальной линией, проведенной между буквами y. ось и кривая спроса.

Излишек потребителя можно рассчитать либо на индивидуальной, либо на совокупной основе, в зависимости от того, является ли кривая спроса индивидуальной или агрегированной. Излишек потребителя всегда увеличивается, когда цена товара падает, и уменьшается, когда цена товара растет.

Например, предположим, что потребители готовы заплатить 50 долларов за первую единицу продукта А и 20 долларов за 50-ю единицу. Если 50 единиц проданы по 20 долларов каждая, то 49 единиц были проданы с излишком потребителя, если предположить, что кривая спроса постоянна.

Краткая справка

Излишек потребителя равен нулю, когда спрос на товар совершенно эластичен. Но спрос совершенно неэластичен, когда потребительский излишек бесконечен.

Ключевые моменты

Пример потребительского излишка в реальном мире

Излишек потребителя – это выгода или хорошее ощущение заключения выгодной сделки. Например, предположим, что вы купили авиабилет на рейс в Дисней во время школьных каникул за 100 долларов, но вы ожидали и готовы заплатить 300 долларов за один билет. 200 долларов представляют собой ваш потребительский излишек.

Однако предприятия знают, как превратить излишки потребителей в излишки производителей или для своей выгоды. В нашем примере предположим, что авиакомпания реализует ваши излишки, и по мере того, как календарь приближается к неделе школьных каникул, они поднимают цены на билеты до 300 долларов каждый.

Авиакомпания знает, что во время школьных каникул будет всплеск спроса на поездки в Диснейленд, и что потребители будут готовы платить более высокие цены. Таким образом, повышая цены на билеты, авиакомпании получают излишки потребителей и превращают их в излишки производителей или дополнительную прибыль.

Источник

Спрос, предложение и рыночное равновесие

4.1.3. Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения

Анализируя отдельно спрос и предложение, мы установили закономерности адаптации их величины к разным уровням цен. Но на рынке в каждый момент времени существует не весь возможный спектр цен, а только один их уровень. Чем определяются его размеры? Для ответа на этот вопрос необходимо провести одновременный анализ спроса и предложения.

Равновесная цена

В нашем гипотетическом примере объемы спроса и предложения при одном и том же уровне цен, как правило, резко отличаются. Скажем, низкая цена в 10 руб. порождает огромный спрос (250 кг) и крошечное предложение (50 кг). Высокая цена в 40 руб., наоборот, ограничивает спрос (он составит 100 кг) и стимулирует предложение (200 кг). Из данных табл. 4.1 и 4.2 также видно, что существует только одна цена (30 руб. за 1 кг колбасы), при ней количество товара, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству товара, который готовы продать продавцы. К такому же выводу можно прийти, используя графики спроса и предложения или решая систему уравнений. Однако графическая интерпретация наиболее удобна для теоретических целей, так как она позволяет не только найти общую цену спроса и предложения, но и наглядно показать связанные с ней закономерности.

Совместим линии спроса и предложения на одном графике ( рис. 4.6). Совпадение интересов покупателей и продавцов на нашем графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения, по традиции обозначаемая буквой О. Данную точку принято называть точкой равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением. А соответствующие этой точке цену Р0 и количество Q0 называют равновесной ценой и равновесным количеством.

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Итак, равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. В свою очередь последняя есть цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

где Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем— цена предложения;
Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем— цена спроса.

При данной цене на рынке устанавливается и количественное равенство предлагаемых и спрашиваемых на рынке товаров и/или услуг:

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

где Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем— объем предложения;
Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем— объем спроса.
Функции равновесной цены

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет важнейшие функции в экономике.

Излишки потребителя и производителя

Обратимся еще раз к графикам спроса и предложения, уделив на сей раз повышенное внимание участкам кривых спроса и предложения, предшествующим точке равновесия ( рис. 4.7). Легко заметить, что равновесная цена ниже той максимальной цены, по которой могли бы покупать товар некоторые потребители, и выше той минимальной, по которой товар могли бы реализовывать наиболее передовые производители.

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Количество продукции Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чемпотребители готовы были бы купить по цене Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чемP_0″ style=»display: inline; «>, а производители продать по цене Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем. В действительности все сделки были осуществлены по равновесной цене, т.е. покупатели QA-го товара заплатили меньше, а производители получили больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывает часть потребителей и производителей.

Другими словами, рис. 4.7 графически показывает то очевидное обстоятельство, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену больше равновесной (от Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чемдо Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем), и производители, способные продавать по цене меньше равновесной (от Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чемдо Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем). В итоге формирования равновесной цены и те, и другие получают выгоду. Площадь заштрихованного треугольника показывает совокупную чистую выгоду, полученную всеми потребителями и производителями данного товара, совершившими сделки.

Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена, выполняя свои функции, сделала данный товар недоступным какому-то числу более бедных потребителей (кривая спроса вправо от точки О) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки О).

Проблема устойчивости равновесия

Очевидно, что продажные (фактические рыночные) цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия. Кто мешает, например, производителю установить цену на 20% выше равновесной? Ведь мы выяснили, что обычно существует некоторая доля покупателей, согласных заплатить эту цену.

Однако рынок тяготеет к состоянию равновесия. Или иначе, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. Чтобы обосновать это утверждение, посмотрим, что происходит в случае нарушения рыночного равновесия.

Равновесие по Вальрасу

Допустим, что в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чеми выросла до уровня Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем. Рис 4.8 наглядно демонстрирует, что объем предложения (Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем) в этом случае превышает объем спроса (Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем). Возникшая ситуация означает наличие избытка товара, т.е. при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет продать свой товар.

Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем

Наиболее действенным способом выхода из нее для продавцов будет снижение цены, что увеличит количество продаж, поскольку по уменьшившейся цене покупатели предъявят больший объем спроса. Понятно, что процесс снижения цен и параллельного роста продаж будет идти до точки равновесия О, когда продавцы смогут реализовать весь предлагаемый товар и у них исчезнет стимул к дальнейшему снижению цен.

Противоположная ситуация, т.е. снижение цены ниже равновесной Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чемдо Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем, характеризуется превышением объема спроса (Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем) над предложением (Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть фото Излишек потребителя тем больше чем. Смотреть картинку Излишек потребителя тем больше чем. Картинка про Излишек потребителя тем больше чем. Фото Излишек потребителя тем больше чем), или дефицитом товара. Понятно, что при свободном ценообразовании, когда по более низкой цене всем потребителям товара не хватит, продавцы воспользуются ситуацией и будут его предлагать по цене более высокой. Это уменьшит спрос и сократит дефицит. Так будет продолжаться до достижения точки равновесия, в которой спрос и предложение совпадут.

Иначе говоря, оба возможных варианта отклонения цены от равновесной являются неустойчивыми. При этом в самой рыночной ситуации возникают внутренние силы, стремящиеся вернуть его в состояние равновесия.

Объяснение установления равновесия за счет колебания цен, в ходе которого их повышение или понижение приводит рынок в состояние равновесия, принадлежит швейцарскому экономисту Л. Вальрасу (1834-1910).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *