Изнемогает жизнь батюшков о чем
Константин Батюшков
краткая биография
Роль и место в литературе
Роль и место К.Н. Батюшкова в русской литературе определил еще В.Г. Белинский. В его оценках постоянно присутствует слово «талант», наделенное эпитетами «великий» и «замечательный». Его поэзия была продолжением творчества Карамзина и Жуковского, и предвосхищала появление Пушкина, являясь связующим звеном поколений поэтического жанра.
Батюшков обогатил лирический жанр своеобразием своего поэтического слога и языка, сочетающего архаизмы и славянизмы с философской лексикой и простой речью. Необычайная музыкальность, гибкость и гармоничная плавность ритма – это то, чем восхищаются почитатели его таланта.
Происхождение и ранние годы
Дом Батюшкова в Вологде
Константин Николаевич Батюшков родился в Вологде 18 мая 1787 года. Отец его, знатный, но обедневший дворянин Николай Львович, владел усадьбой в селе Даниловское, где мальчик провел свое детство. Кроме него в семье воспитывали четырех старших сестер. Мать, Александру Григорьевну мальчик почти не помнил, потому что она ушла из жизни, когда он был шестилетним ребенком.
Образование
В 1797 году Константин был отослан в Петербург для обучения во французском пансионе Жакино. Там он провел 4 года, и был переведен в пансион Триполи.
За время учебы он освоил немецкий, итальянский и французский языки, и получил самые необходимые элементарные знания. Большой багаж знаний Батюшкову принесло проживание в семье его дяди, Михаила Муравьева. Будучи высокообразованным человеком, он привил племяннику любовь к классической литературе.
Усадьба в Даниловском
Под его влиянием Константин выучил латинский язык, и с увлечением занялся чтением Горация и Тибулла в оригинале. Формирование литературного вкуса привело Батюшкова к своей «маленькой» философии, которая заключалась в способности к самопожертвованию, наслаждении жизнью только при условии чистой совести.
Должность в Министерстве народного просвещения юноша получил в 1802 году, благодаря дядиной протекции. Спустя 2 года он работал в канцелярии Муравьева. Все это время он испытывал тягу к литературному творчеству.
В 1807 году он воевал в составе народного ополчения, и за мужество был награжден орденом Святой Анны. В 1809 году Батюшков перебрался в Москву, где его ожидала встреча с Жуковским, Вяземским и Карамзиным. В 1812 году Константин Николаевич обосновался в Петербурге. Служба в публичной библиотеке подарила ему знакомство с И.А. Крыловым.
Творчество
Первое стихотворение «Послание к стихам моим» было написано в 1805 году. Его напечатали в «Новостях русской литературы». В 1807 году поэт задумался над переводом «Освобожденного Иерусалима» Тасса.
В 1809 году свет увидела сатира «Видение на берегах Леты». В ней ощущается мастерство зрелого автора. Стихи 1810-1812 годов наполнены темами дружбы, любви и свободы.
Отечественная война 1812 года подвергла переосмыслению все прежние симпатии и идеалы. Разгром Москвы, вандализм разрушили созданную им когда-то «маленькую» философию, и заставили по иному взглянуть на многие вещи. Подтверждением этому является стихотворение «К Дашкову», пронизанное патриотизмом и чувством мщения врагу.
Эти настроения послужили поводом для участия в заграничном походе против армии Наполеона. В этот период Батюшков пишет стихи «Переход через Рейн», «Пленный», а также прозаические очерки «Путешествие в замок Сирей», «Воспоминание мест, сражений и путешествий».
Заслуженная слава пришла к Батюшкову в 1814-1817 годах. Его все чаще называют первым поэтом России. Но он круто меняет направление своего творчества и пишет не то, чего от него ждут почитатели таланта. Вместо сатир и эпиграмм на арену выходят философия и религия, трагическая любовь и тема разлада поэта с действительностью.
В 1817 году издается сборник в двух томах, первый из которых был прозаическим, а второй объединял стихи, сгруппированные по жанру. В 1819 году Батюшкова посылают в Италию на дипломатическую службу. Через 2 года у него начали появляться симптомы того же душевного недуга, который подкосил его мать. Наследственная болезнь поставила крест не только на творчестве, но и на всей жизни поэта.
Фрагмент стихотворения
К Дашкову К. Батюшков
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела
Войну и гибельны пожары.
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных,
Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных!
Я на распутьи видел их,
Как, к персям чад прижав грудных,
Они в отчаяньи рыдали
И с новым трепетом взирали
На небо рдяное кругом.
Трикраты с ужасом потом
Бродил в Москве опустошенной,
Среди развалин и могил;
Трикраты прах ее священной
Слезами скорби омочил.
Главные произведения
Патриотическое стихотворение «К Дашкову» – реакция на погромы и пожар в Москве в 1812 году. В 34 строки уложились картины разгромленного города. Автор рисует образы людей, искалеченных войной, сам город, олицетворяющий Родину. В произведение вложена преданность поэта своему народу и стране.
Похожее на исповедь стихотворение «Есть наслаждение и в дикости лесов…» было написано в Италии, в 1819 году. В нем воспевается радость от общения с природой и людьми. Автор как будто предчувствует, что совсем скоро он будет лишен всего этого из-за грядущей болезни.
Памятник поэту в Вологде
По мнению критиков, стихотворение «Тень друга» – едва ли не самое лучшее из того, что выходило из-под пера Батюшкова. Сам Пушкин называл это произведение совершенством.
Посвящалось оно безвременной смерти близкого друга поэта, И.А. Петина. Эта элегия построена не совсем обычным способом. Строфы состоят из обычных четверостиший, схема которых постоянно меняется в зависимости от занимаемого в композиции места.
Последние годы
Последние стихи были написаны в 1821 году. Следующие 33 года поэт провел в полном помешательстве. Периоды припадков сменялись недолгими просветлениями. Много произведений было уничтожено им самим во время кризиса. Попытки друзей и родных вернуть Батюшкова к нормальной жизни не увенчались успехом. Он умер в Вологде от тифа в возрасте 68 лет.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1787 | Год рождения Константина Батюшкова |
1797 | Поступление в пансион |
1803 | Служба в министерстве народного просвещения |
1807 | Вступление в действующую армию |
1809 | Написаны «Видение на берегах Леты», «Воспоминания» |
1810 | Знакомится с Н. М. Карамзиным и Жуковским |
1811 | Написаны «Мои пенаты» |
1813 | Приезд в Петербург. Зачисление на службу |
1814 | Участвует в боях, пишет очерки |
1815 | Вступление в общество «Арзамас» |
1816 | Принят в «Московское общество любителей словесности» |
1817 | Написаны «Переход через Рейн», «Умирающий Тасс» |
1817-1818 | Создает цикл переводов из греческой антологии |
1820 | Продолжает дипломатическую службу в Италии |
1821 | Пишет «Подражания древним» |
1822 | Возвращается в Петербург |
1823 | Сжигает свою библиотеку |
1824—1827 | Длительное безрезультатное лечение |
1828—1832 | Живет у родственников в Москве |
1833—1855 | Живет у родственников в Вологде. Выход на пенсию |
1855 | Не стало К.Н. Батюшкова |
Интересные факты
Память о поэте
Музей К.Н. Батюшкова организован в г.Вологда
Музей-усадьба Батюшковых и А.И. Куприна в селе Даниловское со свободным посещением
Создано Батюшковское общество и принята программа возрождения мемориально-усадебного комплекса в Хантоново (Вологодская область).
Изнемогает жизнь батюшков о чем
«Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения.»
«Первым поэтом был тот, кто сравнил женщину с цветком, а первым прозаиком – тот, кто сравнил женщину с другой женщиной.»
«Отличие хороших стихов от плохих. В хороших стихах запоминаются хорошие строчки, а в плохих —плохие.»
«Поэзия — удел человека или одаренного, или одержимого.»
«Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.»
«Поэт — существо легкое, крылатое и священное, и он может творить лишь тогда, когда сделается вдохновенным и исступленным и не будет в нем более рассудка.»
Михаил Аркадьевич Светлов:
«Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее.»
«Отец стихотворения — поэт, мать — язык.»
«Если век может идти себе вперёд, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, — то поэзия остается на одном месте, не стареет и не изменяется. Цель её одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими, произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно юны.»
«Все поэты — безумцы.»
«Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.»
«Эти ваши стихи можно удалить из моего мозга только хирургическим путем.»
«Поэт – средство существования языка.»
Томас Стернз Элиот:
«Истинная поэзия воспринимается прежде, чем понимается.»
Сэмюэл Тейлор Кольридж:
«Ни один великий поэт не может не быть одновременно и большим философом.»
«Поэзия — памятник, в котором запечатлены лучшие и счастливейшие мгновения самых лучших и счастливейших умов.»
«Поэт смотрит на пороки современников как на временное облачение для своих созданий, прикрывающее, но не скрывающее их извечную гармонию.»
«Поэты имеют то общее с еретиками, что они всегда защищают свои произведения, но что совесть их никогда не оставляет их в покое.»
«Чтобы наслаждаться творчеством поэта, надо, я полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит.»
Константин Георгиевич Паустовский:
«Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель.»
«Поэзия — это солнце, солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающее весь мир.»
Мигель де Сервантес Сааведра:
«Не следует обращать внимания на крохотные пятнышки на лучезарном солнце: пусть лучше подумают о том, сколько пришлось пободрствовать Гомеру, чтобы создать произведение, в котором так много света и так мало теней.»
«Что мне нравится у поэтов – это поэзия.»
«Мастера прошлого работали так старательно над поэзией хайкай, что им удавалось сочинить всего два или три хайку за всю жизнь. Для начинающего копировать природу легко — вот от чего они предостерегают нас.»
«Поэзия и искусство — это особая форма не только выражения, но и познания.»
«Вся поэзия — экспериментальная поэзия.»
Анна Андреевна Ахматова:
«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда.»
Владимир Галактионович Короленко:
«Поэтический язык — краткий, сжатый, картинный и музыкальный.»
«Что касается поэзии, она всего лишь тень во времени, которая естественным образом повторяет форму нашего сумеречного сознания.»
Владимир Галактонович Короленко:
«Стих прежде всего — гармония.»
«Поэзия — чувство, закованное в броню размера и рифмы.»
«Негодование делает поэтом.»
«Поэзия стала повседневностью.»
«Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность.»
«Стихотворение есть растянутое колебание между звуком и смыслом.»
«Романтик – это неудавшийся священник, а романист – неудавшийся поэт.»
Вергилий Марон Публий:
«Я не стремлюсь охватить своими стихами все.»
Джеймс Дуглас Моррисон:
«Настоящая поэзия ничего не говорит, она только указывает возможности. Открывает все двери. Ты можешь открыть любую, которая подходит тебе.»
«Поэты лгут, но их ложь приятна.»
«Один безупречный сонет стоит длинной поэмы.»
«Искусство и поэзия достигают полного развития только благодаря тесному союзу их руководящих представлений с теми познаниями о природе и реальности, которые достигнуты наукой.»
«Стихи могут быть без ритма, стихи могут быть без рифмы, стихи могут быть без смысла. — но нельзя, чтобы все сразу в одном стихотворении.»
Георг Кристоф Аихтенберт:
«У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.»
«Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.»
«В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы.»
Валерий Яковлевич Брюсов:
«Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа.»
«Поэзия должна быть странной, Шальной, бессмысленной, туманной И вместе ясной, как стекло, И всем понятной, как тепло.»
«Маловысокохудожественные стихи.»
«Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли? Пой о сердце человека.»
Александр Александрович Бестужев:
«Да, да, в стихах моих знакомых Собранье мыслей — насекомых!»
«Мне нечего сказать, и я говорю это, это и есть поэзия.»
«Любая древняя поэзия есть вместе с тем и в тоже самое время культ, праздничное увеселение, коллективная игра, проявление искусности, испытание или загадывание загадок, мудрое поучение, переубеждение, околдовывание, ясновидение, пророчество, состязание.»
Ралф Уолдо Эмерсон:
«Стихотворение должно состоять из строк, каждая из которых — стихотворение.»
«Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше.»
Готхольд Эфраим Лессинг:
«Я давно уже считал, что двор — не место для поэта, который должен изучать природу. Но если пышность и этикет превращают людей в машины, то обязанность поэта — снова сделать из этих машин людей.»
«Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.»
«Верлибр, победа разума над размером.»
Георгий Валентинович Плеханов:
«Когда поэту не нужен и не понятен окружающий его человеческий мир, то он сам остается ненужным и непонятным для окружающего человеческого мира.»
«Между ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый — станет мудрецом, перейдет его поэт — станет пророком.»
«Поэт — не толпа, он неизлечимо одинок.»
«Знание предмета для поэта то же, что прочность материала для архитектора.»
«Все, что поэт пишет с божественным вдохновением и святым духом, то весьма прекрасно.»
«Мы уже в том возрасте, когда любят не поэтов, а стихотворения.»
«У поэтов стихи, как дети, рождаются от женщин.»
Джордж Ноэл Гордон Байрон:
«Нельзя вблизи сидящих на престоле Стоять певцу.»
«Поэзия ― она как рвота. Попробуй, удержи её, Зажми хоть рот, стяни живот, Но всё равно прорвётся, пронесёт. И дырочку ― найдёт.»
Лев Николаевич Толстой:
«Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.»
«Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.»
Федерико Гарсиа Лорка:
«Поэтический образ — это всегда трансляция смысла.»
«Хороших стихов мало у кого много.»
«Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.»
«Историк и поэт отличаются друг от друга не речью — рифмованной или нерифмованной, их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное.»
«Поэт — самая непоэтичная из божьих тварей, ибо он лишен своего липа: он вечно стремится заполнить собой инородное тело.»
«Поэзия — союзное звучание слов, подчёркивающее ритмом своего звучания настроение излагаемой темы.»
«Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом.»
«Науки все корысть на свет произвела, Поэзия одна от чувств произошла.»
«Кто идет к вратам поэзии, не вдохновленный музами, воображая, что одно искусство сделает его поэтом, тот и сам несовершенен, и поэзия его — ничто в сравнении с поэзией вдохновленного.»
«Цель поэзии — полезная правда.»
«Поэзия – это проза среди искусств.»
«Ранние стихи Лермонтова, к сожалению, дошли до нас.»
«Поэзия — музыка мысли, доносимая до нас в музыке языка.»
«Поэзия — это то. что увидел Мильтон, когда ослеп.»
«Цель поэзии – поэзия.»
«Весь мир надорван по самой середине. А так как сердце поэта — центр мира, то в наше время оно тоже должно самым жалостным образом надорваться. В моем сердце прошла великая мировая трещина.»
«Стихи делают не из мыслей, мой дорогой. Стихи делают из слов.»
«Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает ее неизлечимой.»
Томас Бабингтон Маколей:
«Анализ — не дело поэта. Его призвание — воспроизводить, а не расчленять.»
«Подлинные поэты встречаются со своими персонажами лишь после того, как создали их.»
«Вся скверная поэзия порождена искренним чувством. Быть естественным — значит быть очевидным, а быть очевидным — значит быть нехудожественным.»
«Поэт — самое одинокое и наименее одинокое существо на свете.»
«Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой, с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик.»
«Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.»
«Поэзия — это религия без надежды.»
«Поэзия — музыка души.»
««Шуми левкой и резеда. С моей душой стряслась беда. С душой моей стряслась беда, Шуми левкой и резеда». Все понимают, что левкой не дуб и резеда не липа, шуметь они не могут. И всё-таки это хорошо, а почему хорошо, объяснить невозможно: такова поэзия. И, вспоминая Есенина, я всегда думаю: был поэт…»
«Поэзия ― любовной страсти дочь И ею во сердцах горячих укрепилась, Но ежели осёл когда в любви горит, Горит, но на стихах о том не говорит.»
Эмиль Мишель Чоран:
«Ветер, который так прекрасно замещает музыку и поэзию. Странно, что в краях, где он дует, ищут каких-то других средств выражения.»
Ханс Георг Гадамер:
«Когда легко написать хорошее стихотворение — трудно сделаться поэтом.»
Томас Стернз Элиот:
«Поэзия — превращение крови в чернила.»
«В свой час своя поэзия в природе.»
«Стихи если и приносят пользу, то не как стихи.»
«Поэт — лишь перо в руках окрылённой души.»
«Поэзия — это первоначальная попытка расковать немоту мысли.»
«Проза – это слова в наилучшем порядке, а поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке.»
«Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.»
«Поэт — дитя, он смеется лучшим в мире смехом — смехом сквозь слезы.»
«И что такое поэзия, пусть даже не хорошая, а просто ― поэзия? Какие знаки различия носит Медный Всадник?»
«Поэтическое воображение по сути своей не формирует, а деформирует образы.»
«Поэты — непризнанные законодатели мира.»
«Бывают хорошие стихи, плохие стихи и стихи как стихи, последние ужаснее всего.»
«От поэта часто остается одно-единственное стихотворение. Жаль, что неизвестно заранее, какое именно, а то бы можно было не писать всех остальных.»
Мигель де Сервантес:
«Поэзия подобна нежной и юной деве, изумительной красавице, которую стараются одарить, украсить и нарядить многие другие девы, то есть все остальные науки, и ей надлежит пользоваться их услугами, им же — преисполняться ее величия. Но только дева эта не любит, чтобы с нею вольно обходились, таскали ее по улицам, кричали о ней на площадях или же в закоулках дворцов. Она из такого металла, что человек, который умеет с ней обходиться, может превратить ее в чистейшее золото, коему нет цены.»
Константин Батюшков
«Мой гений»
Константин Батюшков
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой – любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль? – приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.
Дата создания: июль – август 1815 г.
Анна Фурман
Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» (1 вариант)
В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной государственной службе. Однако Анна Фурман не питает к жениху ответных чувств. Понимая это, Батюшков разрывает помолвку, однако до конца своей жизни хранит в сердце образ девушки, пленившей его воображение.
Анне Фурман поэт посвящает целый цикл стихов, одно из которых под названием «Мой гений» датируется 1815 годом. Написано это произведение через несколько месяцев после расторжения помолвки, о чем поэт очень сожалеет. Именно по этой причине первые строчки стихотворения наполнены печалью и тоской. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной», — этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что он не в состоянии подчинить свою любовь логике и здравому смыслу. Даже зная о том, что избранница не отвечает взаимностью, Баратынский продолжает ее любить и считает единственной, которая достойна стать его супругой. Впрочем, по воспоминаниям очевидцев, Константин Батюшков мог бы стать вполне счастливым семьянином и прожить со своей молодой супругой счастливую жизнь. Именно об этом мечтал поэт, но понимал, что его возлюбленная дала согласие на брак не из-за высоких чувств, а под давлением родителей. Это предположение вскоре находит свое подтверждение, когда поэт становится невольным очевидцем разговора между Анной Фурман и ее подругой. Речь идет о предстоящей свадьбе, к которой невеста относится с пренебрежением, считая, что брак даст ей лишь единственное утешение – свободу и избавление от родительских наставлений. Именно тогда Батюшков принимает решение поговорить с отцом невесты и как бы вскользь упоминает, что у него недостаточно средств на содержание семьи. Этот аргумент оказывается решающим в вопросе предстоящего замужества Анны Фурман, и свадьба расстраивается. Впрочем, сразу же покинуть Петербург поэту не удается, так как на почве глубокого нервного потрясения он заболевает и нуждается в особом уходе. Именно тогда он объявляет свои друзьям, что его финансовые дела пошатнулись, чтобы скрыть истинную причину переживаний. Но в порыве очередного приступа помрачения рассудка все же выдает свою тайну, заявляя, что не может жить под одной крышей с той, которая готова терпеть его ради денег.
Разлука («Напрасно покидал страну моих отцов…») (Элегия)
Даже расставшись с Анной Фурман, поэт не только продолжает ее любить, но и искренне верит, что знакомство с ней – подарок судьбы. То, что чувства оказались лишены взаимности, совершенно не печалит Батюшкова, который счастлив уже потому, что любит сам. И ему кажется, что именно эта любовь спасает его от одиночества и жизненных невзгод, она помогает материализовать образ избранницы, которая в самый сложный момент «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».
Примечательно, что свои чувства к Анне Фурман Батюшков пронес через всю жизнь, и с каждым годом они становились лишь сильнее, доведя, в конце концов, впечатлительного поэта до умопомешательства.
Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова (2 вариант)
«Мой гений»- прекрасное стихотворное творение великого русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.
Элегия «Мой гений», написанная в 1813 г, посвящена неразделенной любви поэта к очаровательной девушке Анне Фурман. Несмотря на то, что чувства Константина Батюшкова остались без ответа, образ возлюбленной сохранился у него на всю дальнейшую жизнь, вдохновив поэта на написание цикла стихотворений, в который и входит эта элегия.
Тема
Тема стихотворения — неразделенная любовь поэта.
В начале произведения автор описывает противоборство сердца и разума, в котором победа остается за чувствами. Воспоминания, хранящиеся в сердце героя, пленяют его даже в самых далеких краях. Эти признания дают нам понять, что в вопросах, касающихся любви, разум не властен над влюбленным.
Идея
В свое стихотворение автор заложил идею о том, что искренней любви не страшны ни время, ни расстояние. Батюшков показал, что «образ милый, незабвенный» является для него ангелом- хранителем, который всегда сможет утешить печальную душу героя.
Размер и рифмовка
Рассматриваемое произведение К. Батюшкова написано четырехстопным ямбом. В стихотворении автор использует перекрестную рифмовку АВАВ, а также мужские и женские рифмы.
Сон могольца (Баснь)
Композиция
«Мой гений» условно можно разделить на две смысловые части: в первой герой обращается к своему сердцу, а в следующей части представлен портрет возлюбленной героя. Стоит выделить, что визуального деления на строфы в произведении нет.
Жанр
Жанр стихотворения- элегия, в нем переданы глубокие душевные переживания автора, проникнутые печалью. В произведении чувствуется любовь и ноты грусти, вызванные разлукой.
Средства выразительности
К. Н. Батюшков использует различные средства художественной выразительности. Описывая память сердца, автор обращается к синтаксическому параллелизму, а создавая образ возлюбленной, использует выразительные эпитеты, усиливающие экспрессивную окраску произведения («очи голубые», «образ милый», «память печальная» и т.д.).
Для передачи читателю внутреннего состояния героя, поэт использует метафоры, например, «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые».
Стихотворение «Мой гений» К. Н. Батюшкова — одно из самых прекрасных произведений поэта. Оно отражает то, насколько глубокими и искренними могут быть чувства человека. В русской поэзии лирика Константина Батюшкова занимает особое место.
Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова (3 вариант)
Стихотворение Константина Батюшкова «Мой гений» – трогательное признание в любви. Это элегия о неразделённой любви к Анне Фурман. Школьники изучают стихотворение в 9 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Мой гений» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение написано в 1813 г. после того, как поэт расстался с Анной Фурман. Оно вошло в поэтический цикл, посвящённый этой женщине.
Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека.
Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет его возлюбленной. Большинство строк произведения раскрывает портрет возлюбленной лирического героя. На строфы оно не делится.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА.
Метафоры – «память сердца», «часто сладостью твоей меня в стране пленяешь дальной», «я помню голос милых слов», «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».
Эпитеты – «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».
История создания
Константин Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Молодой человек готов был жениться на возлюбленной. Её родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков – обеспеченный дворянин.
Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для неё – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он сказал родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.
Умирающий Тасс (Элегия)
Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила Константина Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.
Тема
В стихотворении раскрывается тема искренней любви к женщине. Для её раскрытия автор создаёт пейзажные и психологические зарисовки. В центре произведения два образа – лирический герой и его возлюбленная. Написаны строки от первого лица. Такая форма позволяет передать все нюансы внутреннего состояния влюбленного.
В первых стихах лирический герой обращается к «памяти сердца», признаваясь, что она сильнее рассудка. Воспоминания, которые хранятся в сердце, пленят влюблённого даже в дальних краях. Эти признания показывают, что разум не имеет власти над героем в вопросах, касающихся любви.
Постепенно память лирического героя воссоздает образ любимой. Он состоит из отдельных деталей, которые сохранились в душе героя: голос, голубые глаза и вьющиеся волосы золотистого цвета. Возлюбленную он нежно называет пастушкой, любуясь её простой одеждой. Именно такой светлый образ всегда рядом с влюблённым, который верит, что это ангел, который оберегает его и утешает, приникнув к изголовью.
В стихотворении К. Батюшков утверждает, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Поэт показал, что милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.
Композиция
Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет возлюбленной героя. Части разные по объему. Большинство строк – описание любимой женщины. На строфы произведение не делится.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В тексте использована перекрёстная АВАВ и кольцевая АВВА рифмовка, мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение. В нём отражены чувства и переживания лирического героя. В стихах чувствуется нескрываемая грусть, вызванная разлукой.
Средства выразительности
Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа любимой женщины и передачи чувств лирического героя.
Главную роль в произведении играют эпитеты : «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон». Они придают описываемым картинам выразительность.
Метафоры – основной инструмент для воспроизведения внутреннего состояния влюблённого героя: «память сердца», «часто сладостью твоей меня в стране пленяешь дальной», «я помню голос милых слов», «приникнет к изголовью и усладит печальный сон»..