Термореактивная изоляция имеет лучшие электрические характеристики. Механическая прочность новой изоляции значительно выше, что позволяет выполнить более плотную обтяжку стержней лентой. Термореактивная изоляция не размягчается при нагреве. Стержни обмотки в нагретом состоянии остаются жесткими и не деформируются. Это обстоятельство делает ремонт обмотки с выемкой стержней из пазов более сложным и трудным. [1]
Термореактивная изоляция в основном изготовляется двух видов. [2]
Термореактивная изоляция допускает увеличение температуры на 10 С. [4]
Термореактивная изоляция содержит связующие, которые после термической обработки не размягчаются при рабочих температурах. Ее электрические и механические характеристики в эксплуатации мало изменяются. Изоляционным барьером здесь является слюдинитовая бумага или реже щипаная слюда, связующими служат эпоксидные, полиэфирные и другие компаунды и лаки, обеспечивающие высокую адгезию, влагостойкость и монолитность; подложкой служит стеклоткань. В табл. 8.1 приведены основные характеристики различных типов термопластической ( микалента) и термореактивной ( остальные типы) изоляции. [6]
Термореактивная изоляция обладает более высокими электрическими, механическими и термическими характеристиками и менее подвержена старению, чем термопластическая. Однако в тех видах термореактивной изоляции, в которых отсутствует изоляционный барьер в виде щипаной слюды, в ряде случаев наблюдается прорастание древовидных каналов ( дендритов) в обход чешуек слюды. [8]
Преимущество этой термореактивной изоляции перед асфальто-слюдяной заключается в том, что температурный коэффициент линейного расширения ее ничтожно мал, поэтому не происходит термических деформаций изоляции, которые в обычных конструкциях иногда приводят к разрыву микаленты и появлению трещин. [10]
Другим видом термореактивной изоляции является монолит, изготовляемый из сухих непропитанных лент с последующей пропиткой термореактивным компаундом катушек, уже уложенных в статор. [11]
Об электрической прочности термореактивной изоляции в эксплуатации, ее старении, надежности и долговечности можно судить по начальным свойствам и зависимостям пробивных напряженностей от времени приложения напряжения; при этом есть основания ожидать, что термореактивная изоляция обладает более высокой электрической прочностью, надежностью и долговечностью, и для этого вида изоляции возможно повышение рабочих напряженностей. В табл. 15.4 приведены данные по электрической прочности стеклоэскапо новой высоковольтной изоляции электрических машин. [13]
Для обмоток с термореактивной изоляцией извлечение катушек возможно лишь при использовании рассмотренного выше метода ГДС, опыт применения которого накоплен на ряде предприятий корпорации Росэнерго. Альтернативой этому методу является лишь выжиг в термических печах или токами высокой частоты, рассмотренный ранее. [15]
§ 27. Технология пропитки обмоток Назначение пропитки отмечалось в § 13. Схематически процесс заполнения обмотки пропиточным составом разделяется на три этапа: сушки до пропитки, пропитки и сушки после пропитки. В зависимости от изоляции и пропиточного состава может быть исключена операция сушки или до пропитки, или после нее. Существуют следующие технологии пропитки: горячее погружение в лак; струйный способ; вакуум-нагнетательная. Сушка перед пропиткой необходима, во-первых, для улучшения диэлектрических свойств изоляции и, во-вторых, для обеспечения наиболее глубокого проникновения лака (компаунда) в изоляцию. Для каждого типа обмоток время сушки при выбранной температуре устанавливают опытным путем — получением «кривых сушки» Rиз(t) определяющих время, в течение которого достигается стабилизация значений сопротивления изоляции. Указанные способы пропитки состоят в следующем. Погружение в лак— пропитываемое изделие погружают в ванну с лаком, и лак под действием гидростатического давления и капиллярных сил проникает в обмотку, вытесняя воздух. Сушка пропитанного изделия проводится в две стадии: удаление растворителя и термообработка, необходимая для отверждения смолы. Струйный способ (или капельный). Статор или якорь подключают к источнику электрического тока, который производит нагрев обмотки. Температура нагрева регулируется. В нагретую обмотку 1 через сопло 2 тонкой струей подается пропиточный состав 3 (рис. 36). При этом пропитываемое изделие находится в наклонном положении и вращается. Пропиточный состав подается на наружную и внутреннюю поверхности лобовой части обмотки и вследствие наклонного положения пропитываемого изделия, а также под действием капиллярных сил проникает через пазы между проводниками обмотки в нижнюю лобовую часть. По окончании пропитки статор (или якорь) поворачивается в горизонтальное положение и продолжает вращаться. При этом пропиточный состав равномерно распределяется в лобовых частях обмотки. Температура обмотки начинает повышаться, происходит желатинизация, а затем полное отверждение пропиточного состава. Рис. 36 Вакуум-нагнетательная пропитка. Изделие помещают в автоклав, создают вакуум и, сохраняя его, подают в автоклав лак. Когда уровень лака станет выше изделий, создают давление. После снятия давления еще раз создают вакуум и только после этого извлекают изделия из автоклава. Режим вакуум — давление эффективен. Вакуумная сушка уменьшает время сушки в среднем на 25. 50%. Отсутствие воздуха в изделии способствует глубокому проникновению лака в обмотку, усиливается этот процесс при создании давления. При применении этого способа пропитка производится один раз, особенно эффективен этот метод для многовитковых катушек. (Рекомендуемые лаки и технологические параметры пропитки и сушки изучить самостоятельно [6, с. 318—323].) Особо необходимо остановиться на широко используемом в настоящее время вакуум-нагнетательном методе пропитки обмоток эпоксидными компаундами. Пропитываться эпоксидными компаундами могут отдельные катушки, стержни, укладываемые в пазы сердечника после отверждения (изоляция монолит); отдельные катушки, укладываемые в пазы в неотвержденном состоянии (изоляция монолит-3); катушки, стержни, уложенные в пазы сердечника (монолит-2). Схема технологического процесса дана на рис. 30 (§ 23).
Во всех случаях изоляция выполнена из сухих (непропитан- ных) стеклослюдинитовых лент. Для пропитки используют компаунд, состоящий из эпоксидной смолы и отвердителя. Например, один из широко используемых компаундов состоит из эпоксидно-диановой смолы типа ЭД-22, отвердителя ИМТГФА (изометилтетрагидрофталевого ангидрида) и ускорителя отверждения. Режимы вакуум-нагнетательной пропитки изоляции монолит-2 эпоксидным компаундом представлены в табл. 13. Таблица 13
Операция в рабочем котле
Продолжительность операции, ч, для катушек с напряжением до 6600 В
Для обмотки статора применена термореактивная изоляция типа монолит. На выходе стержней из паза и в головках лобовых частей установлены расклинивающиеся элементы с подпружиниванием. Крепление лобовых частей обмотки к бандажным кольцам осуществляется с применением формообразующих прокладок. В пазовой части обмотка крепится пазовыми клиньями с упругими подклйновыми прокладками. [17]
В результате расширения применения термореактивной изоляции на основе эпоксидных смол и их модификаций битумные компаунды утрачивают свое значение. [18]
Такая технология применена для изготовления термореактивной изоляции типа монолит, разработанной на заводе УЭТМ. Как видно из сопоставления данных, приведенных в табл. 6.4, термореактивная изоляция монолит обладает значительно большей нагревостойкостью, электрической и механической прочностью и теплопроводностью, чем изоляция, пропитанная термопластичным асфальтобитумным компаундом. [20]
Воздушное охлаждение происходит с использованием новейшей термореактивной изоляции обмоток статора и ротора, электротехнической стали с малыми удельными потерями, современных конструктивных материалов. [21]
Полученные данные исследований показывают, что достижение высокой эффективности процесса ГДС термореактивной изоляции электродвигателей возможно при максимальных величинах Р и Т, соответствующих техническим характеристикам данного автоклава, соответственно 1 24 МПа и 190 С. [30]
До недавнего времени изоляция обмоток статоров электрических машин напряжением свыше 1000 В выполнялась, в основном, в виде непрерывной компаундированной. Стержни и катушки покрывались по всей длине несколькими слоями микаленты. Количество слоев выбиралось в зависимости от номинального напряжения электродвигателя. При этом после наложения определенного числа слоев микаленты выполнялось компаундирование, т.е. пропитка в битумном лаке и сушка. Эта операция могла выполняться неоднократно, в зависимости от общего числа слоев микаленты. Такая особенность микалентной изоляции является одним из ее недостатков. Все большее применение во многих отраслях народного хозяйства находят электродвигатели с термореактивной изоляцией (ТРИ), выпускаемые заводами электротехнической промышленности взамен более дорогостоящей микалентной компаундированной изоляции (МКИ). Термореактивная изоляция выполнялась и выполняется, в основном, из стеклослюдинитовых или стеклослюдопластовых материалов с эпоксидными связующими, вводимыми в изоляцию путем пропитки. Пропитка эпоксидными связующими осуществляется так же, как и материалов в роликах или как обмоток статоров, изолированных сухими материалами. Наибольшее распространение получили следующие разновидности термореактивной изоляции: ВЭС-1, ВЭС-2, «Монолит-1», «Монолит-2», «Монолит-З» (ремтриз) и «Слюдотерм». Все эти типы термореактивной изоляции по сравнению с микалентной компаундированной обладают более высокой электрической прочностью, влаго- и маслостойкостью, имеют малый угол диэлектрических потерь даже в нагретом состоянии и лучшую теплопроводность. Более высокие электрическая прочность и теплопроводность ТРИ позволяют уменьшить толщину корпусной изоляции, что и наблюдается у электродвигателей новых серий. Некоторые технические характеристики изоляции различных типов приведены в табл. 1.
Электрическая прочность при 20/130°С, МВ/м
Предел прочности при растяжении при 20/130°С, МЛа
Тангенс угла диэлектрических потерь при 20/130°С
Толщина корпусной изоляции, %
Нвгревостойкость изоляции, °С
Изоляция типа ВЭС-1 не получила широкого применения, так как по электрическим показателям она мало отличалась от микалентной компаундированной, была дороже ее по причине нетехнологичности (эпоксидно-полиэфирный компаунд вводился путем промазывания сухой стекломикаленты при наложении ее на стержень обмотки статора перед опрессовкой и запечкой в пресс-форме пазовой и лобовых частей). Изоляция типа ВЭС-2 нашла применение для стержневых обмоток. Она выпонялась путем наложения на пазовую и лобовые части стержней стеклослюдинитовой ленты типа ЛС2К-110СТ, пропитанной эпоксидно-полиэфирным компаундом без растворителя. Изоляция типа «Монолит-1» тоже была применена для стержневых обмоток, но основу ее составляет сухая стекпослюдинитовая лента толщиной 0,13 мм типа ЛC40Py-TT. Эту ленту накладывают на пазовую и лобовые части в несколько слоев. После этого изоляцию подвергают вакуумной сушке и пропитке эпоксидным компаундом сначала под глубоким вакуумом, а затем под давлением до 2 МПа (20 кгс/см2). Затвердевание эпоксидного компаунда происходило под давлением, а затем изоляцию запекают в печи при нормальном давлении. Этот тип изоляции не получил широкого распространения из-за достаточно сложной технологии. Изоляцию типа «Монолит-2» применяют широко для катушечных обмоток электродвигателей напряжением свыше 1000 В. При этом используют сухие стеклослюдинитовые ленты, накладываемые в несколько слоев на пазовую и лобовые части. После укладывания катушек в пазы обмотанный сердечник пропитывают в эпоксидном компаунде. Перед пропиткой в котле сердечника выполняют вакуумирование в течение нескольких часов, затем подают разогретый компаунд и повышают давлением до 0,8 МПа. На некоторых заводах при изготовлении крупных электродвигателей (при диаметре сердечника более 1,5 м) катушки пропитывают в эпоксидном компаунде вышеуказанным способом (как сердечник с обмоткой), после чего укладывают в статор и запекаются. Поскольку основные электрические характеристики изоляции типов «Монолит-1» и «Монолит-2» примерно одинаковы, а изоляция типа «Монолит-2» более технологична, то изоляция «Монолит-1» не получила дальнейшего развития. Большинство заводов перешло на выпуск электродвигателей с изоляцией типа «Монолит-2». Изоляция типа «Слюдотерм» в своей основе имеет пропитанную стеклослюдинитовую ленту типа ЛTCC-3 толщиной 0,17 мм, которую накладывают на пазовую часть катушечных обмоток (при стержневой обмотке, изолируемой лентой ЛTCC-3, накладывают несколько слоев на пазовую и лобовые части). Лобовую часть катушек изолируют, в первую очередь, различными эластичными материалами в виде слюдопластоленты, эскапоновой и других лент. Наложение ленты производят в разогретом состоянии для размягчения до необходимой эластичности связующего, которым пропитана лента. Пазовую часть катушечной обмотки после наложения необходимого количества слоев ленты обкатывают в горячих утюгах, запрессовывают в пресс-формах и затем запекают в котлах при гидростатическом давлении, предварительно вакуумировав изоляцию.
Надежность и долговечность электрических машин обусловлена главным образом их техническими показателями и качеством электроизоляционных материалов. Наибольший вклад в разработку и внедрение новых изоляционных материалов, конструкций на их основе и технологических процессов, обеспечивающих в значительной мере прогресс в электромашиностроении, внесли специалисты завода «Электросила» и отделение изоляции ВЭИ (впоследствии Всесоюзный научно-исследовательский институт электроизоляционных материалов — ВНИИЭИМ, г. Москва).
В 30–40-х годах завод «Электросила», изготавливая все более мощные высоковольтные турбо- и гидрогенераторы и двигатели, успешно преодолел барьеры высокого напряжения 6–13, 8–15, 15–20 кВ, используя наиболее передовые в то время конструкцию и технологический процесс нанесения непрерывной слюдяной изоляции, пропитанной битумным связующим, вакуум-нагнетательным способом. Основными разработчиками этой системы изоляции были в предвоенные годы — Г.И. Сканави, а в послевоенные — П.Н. Куракин и В.Н. Королев.
Следующий качественный скачок в развитии высоковольтной изоляции на заводе «Электросила» произошел в 60-е годы, когда создание отечественной термореактивной изоляции на основе пропитанных лент «слюдотерм» резко повысило надежность изоляции. Это явилось результатом совместных усилий химиков — разработчиков связующего (Р.В. Молотков), создателей слюдяных бумаг (Ю.В. Корицкий, Н.В. Александров) и технологов (И.Т. Сушкова). Выдающуюся роль в организации и координации этой работы на заводе «Электросила» сыграл В.Н. Королев.
Одновременно подобная система изоляции создавалась с помощью ВНИИЭИМ на харьковском заводе «Электротяжмаш» (А.В. Хвальков-ский, Р.С. Холодовская, В.Б. Бунер). В эти же годы термореактивная изоляция с использованием принципа вакуум-нагнетательной пропитки сухих лент («монолит») была разработана во ВНИИЭИМ (Н.В. Александров, С.Г. Трубачев, В.Г. Огоньков) и успешно внедрена на крупнейших электромашиностроительных заводах: «Уралэлектротяжмаш», «Сибэлектротяжмаш», Лысьвенский турбогенераторный завод.
В 1968 г. на первых гидрогенераторах с термореактивной изоляцией было обнаружено явление электроэрозионного повреждения изоляции (пазовый разряд), характерное для твердой термореактивной изоляции в сочетании с традиционной конструкцией пазового крепления. За короткий срок (2–3 года) пазовый разряд приводил к полному разрушению изоляции. Исследования, проведенные на моделях и реальных генераторах, позволили создать систему упругого пазового уплотнения обмотки. Эта конструкция, применяемая с 1970 г. на всех высоковольтных машинах, выпускаемых заводом «Электросила», позволила полностью исключить это явление и избежать серьезных проблем, которые позднее возникли у ряда ведущих фирм за рубежом. В это же время были созданы материалы для принципиально новой системы крепления лобовых частей обмотки.
В 1970–1979 гг. на заводе «Электросила» Б.Д. Ваксером, З.М. Гуревичем, Т.Ю. Баженовой, Ю.Л. Пресновым были выполнены фундаментальные исследования долговечности и надежности термореактивной изоляции на лабораторных установках: 1) испытания на электрическое старение, механические воздействия и вибрацию; 2) функциональные испытания, совмещающие воздействие электрического поля и термомеханические напряжения; 3) исследования систем пазового крепления.
Результаты этих исследований позволили значительно снизить толщину изоляции статорных обмоток, что чрезвычайно важно для улучшения технико-экономических показателей Турбо- и гидрогенераторов. При этом повысились качество и надежность машин в эксплуатации, была обеспечена стабильность изоляции в производстве путем внедрения новых чувствительных методов контроля, использующих ионизационные явления.
В середине 70-х годов потребовалось повышение напряжения турбогенераторов мощностью 800–1200 МВт до 24 кВ и исключение коронирования обмотки. Для этого на заводе «Электросила» было создано эффективное и надежное короногасящее покрытие на основе эмали с наполнителями, имеющими нелинейные вольт-амперные характеристики. Разработанные модификации конструкции такого покрытия и методы контроля эмали, обеспечивающие его стабильность, а также простоту производства, позволили использовать его во всем существующем диапазоне классов напряжений высоковольтных электрических машин.
С конца 70-х годов начались работы по совершенствованию термореактивной изоляции «слюдотерм». Она основывалась на изготовлении катушек, пропитываемых и запекаемых до укладки обмотки в электрическую машину. Ее преимущество состояло в том, что эта конструкция и технология не ограничивали габариты электрических машин, обеспечивали ремонтопригодность обмоток, т.е. замену секций, стержней, катушек в случае пробоя, после длительного срока эксплуатации и т.п. Такая изоляция была применена в машинах с диаметром сердечника статора более 1–1,5 м. По существу, было создано новое поколение изоляции. Изменение состава связующего позволило при сохранении и некотором упрощении технологии повысить плотность слюдяного барьера в изоляции, существенно улучшить ее механические и электрические характеристики. Проведенные всесторонние испытания, в том числе с использованием пазовой модели, показали, что модернизация термореактивной изоляции позволяет снизить толщину изоляции на 25–40% при сохранении ее надежности и долговечности. Это обеспечило возможность создания современных мощных турбогенераторов с воздушным охлаждением, а также конкурентоспособных гидрогенераторов. Эти работы по изоляции были выполнены на заводе «Электросила» под руководством Ю.Л. Преснова (до 1979 г.), а затем В.В. Петрова.
Для электрических машин с диаметром сердечника статора до 1–1,5 м была применена система изоляции «монолит», при которой статор с уложенными сухими обмотками проходил вакуумно-нагнетательную пропитку в специальном котле, а в дальнейшем термообработку в печах. Система «монолит» позволила повысить электрическую и механическую прочность изоляции при одновременном снижении ее толщины и повышении класса нагревостойкости с В на F. Срок жизни новой изоляции был определен до 35 лет. Все это позволило улучшить использование активных материалов, повысить электромагнитные нагрузки. В результате появилась техническая возможность существенно (на 25–40%) снизить массу электрических машин, повысить коэффициент полезного действия по сравнению с машинами с прежними видами изоляции. Значительный объем исследований и разработок по внедрению в конструкцию машин системы изоляции «монолит» был проведен на заводе «Сибэлектротяжмаш» под руководством A.M. Евлантьева и В.Г. Сякова. Технологию изготовления высоковольтных электрических машин с этой изоляцией освоил также Лысьвенский турбогенераторный завод и позднее Баранчинский электромеханический завод.
В настоящее время практически все высоковольтные электрические машины выпускаются с термореактивной изоляцией, что обеспечивает высокий уровень надежности обмоток.
В заключение необходимо рассмотреть вопросы изоляции низковольтных электрических машин. До 1965 г. на заводе «Электросила» для низковольтных электрических машин переменного тока напряжением до 1200 В применялись две системы изоляции: 1) микалентная битумно-масляная для рабочих температур до 130 °С; 2) стекломикалентная на основе кремнийорганических связующих для рабочих температур до 180 °С. Последняя была создана на основе работ К.А. Андрианова по химии кремнийорганических материалов. Начиная с 1965 г., под руководством Е.П. Богдановой была разработана система изоляции на основе слюдопластовой бумаги производства Ленинградской слюдяной фабрики и эпоксидно-фенольных связующих класса нагревостойкости F.
С 1969 г. проводились разработки и внедрение полиимидной пленки и композиций на ее основе. Переход на пленочные материалы позволил снизить толщину изоляции примерно на 40%, соответственно повысились технические параметры электрической машины (коэффициент заполнения паза, удельная мощность). По техническим заданиям специалистов завода «Электросила» сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института кабельной промышленности (ВНИИКП, г. Москва) был разработан провод с полиимидно-фторопластовой изоляцией с двусторонней толщиной 0,16 мм (выпускает завод «Москабель»). Уже в сериях машин постоянного тока П и 2П якорная обмотка выполнялась с использованием пленочных материалов.
Создание современной низковольтной изоляции проходило под руководством и при непосредственном участии Ю.Л. Преснова, В.В. Петрова и И.Т. Сушковой.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 1.9. ИЗОЛЯЦИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
Глава 1.9. ИЗОЛЯЦИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК Область применения Вопрос. Какова область распространения настоящей главы Правил?Ответ. Распространяется на выбор изоляции электроустановок переменного тока на номинальное напряжение 6-750 кВ
Изоляция ВЛ
Изоляция ВЛ Вопрос. Какой должна быть удельная эффективная длина пути утечки поддерживающих гирлянд изоляторов и штыревых изоляторов ВЛ на металлических и железобетонных опорах в зависимости от СЗ и номинального напряжения?Ответ. Должна приниматься по табл. 1.9.1Таблица
Внешняя стеклянная и фарфоровая изоляция электрооборудования и ОРУ
Внешняя стеклянная и фарфоровая изоляция электрооборудования и ОРУ Вопрос. Как должны выбираться удельная эффективная длина пути утечки внешней фарфоровой изоляции, а также изоляторы гибких и жестких наружных открытых токопроводов?Ответ. Должны выбираться по данным
Изоляция
Изоляция Вопрос. Как крепится СИП к опорам?Ответ. Крепится без применения изоляторов (2.4.35).Вопрос. Какие приспособления следует применять на ВЛ с неизолированными и изолированными проводами?Ответ. Независимо от материала опор, степени загрязнения атмосферы и
Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений
Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений Вопрос. К какому электрооборудованию допускается непосредственно присоединять ВЛ на металлических и железобетонных опорах?Ответ. Допускается непосредственно присоединять к генераторам (синхронным
Смазка подшипников электрических машин
Смазка подшипников электрических машин Вопрос. При каком условии рекомендуется объединять системы циркуляционной смазки электрических машин и технологического оборудования?Ответ. Рекомендуется объединять, если применяемый сорт масла пригоден для тех и других и если
Изоляция крыши
Изоляция крыши Как известно, на чердаке скапливается влага, которая проникает на него с нижних этажей и выводится с помощью вентиляционных устройств. Можно сказать, что чердак представляет собой промежуточную зону между жилым помещением и улицей. В том случае, если он
7.4. Особенности организации ремонта взрывозащищенных электрических машин
7.4. Особенности организации ремонта взрывозащищенных электрических машин 7.4.1. Ремонт электрооборудования, связанный с восстановлением и изготовлением деталей и сборочных единиц, неисправность которых может повлечь за собой нарушение взрывозащищенности
1.9. Изоляция электроустановок
1.9. Изоляция электроустановок Область применения. ОпределенияВопрос 352. Какая область распространения настоящего раздела ПУЭ?Ответ. Распространяется на выбор изоляции электроустановок переменного тока на номинальное напряжение 6-750 кВ.Вопрос 353. Что является длиной пути
1. Изоляция района боевых действий
Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений
Защита вращающихся электрических машин от грозовых перенапряжений Вопрос 149. К какому электрооборудованию допускается непосредственно присоединять воздушные линии на металлических и железобетонных опорах?Ответ. Допускается непосредственно присоединять к
Изоляция
Изоляция Вопрос 205. Как крепится самонесущий изолированный провод к опорам?Ответ. Крепится без изоляторов (п. 2.4.35).Вопрос 206. Какие приспособления следует применять на ВЛ с неизолированными и изолированными проводами независимо от материала опор, степени загрязнения
ГЛАВА 5 Открытие электромагнетизма и создание разнообразных электрических машин, ознаменовавших начало электрификации
ГЛАВА 5 Открытие электромагнетизма и создание разнообразных электрических машин, ознаменовавших начало электрификации Открытие действия «электрического конфликта» на магнитную стрелкуВ июне 1820 г. в Копенгагене была издана на латинском языке небольшая брошюра