Изучая вещь спроси себя в чем ее суть ее природа
Размышления Марка Аврелия (книга 5)
Здесь приведён полный текст пятой книги «Размышлений» Марка Аврелия. Вы также м ожете почитать сборник цитат М.Аврелия из всех 12 книг этого труда.
2. До чего же просто оттолкнуть и стереть всевозможные докучливые или неподходящие представления и тут же оказаться во всевозможной тишине.
13. Состою из причинного и вещественного, а ведь ничто из этого не уничтожается в небытие, как и не возникло из небытия. По превращении помещена будет всякая часть меня в некую часть мира, а та превратится в другую еще часть мира, и так без предела. По таком же превращении и сам я возник когда-то, и те, кто породили меня, и далее так же в другой беспредельности. Ничто ведь не мешает утверждать это, даже если мир управляется по определенным кругооборотам.
14. Разум и искусство разумения суть способности, которым довольно себя и дел, сообразных себе; устремляются они из свойственного им начала, а путь их прямо к лежащему перед ними назначению. Вот и называются такие деяния прямодеяниями, знаменуя таким образом прямоту пути.
18. Ни с кем не случается ничего, что не дано ему вынести. Вот с другим случилось то же самое, а он либо не ведает, что оно случилось, либо выказывает величие своего духа и остается уравновешен и не сломлен бедой. Так ведь это же страшно, чтобы неведение или похвальба были сильнее благоразумения.
19. Вещи сами по себе ничуть даже не затрагивают души, нет им входа в душу и не могут они поворачивать душу или приводить ее в движение, а поворачивает и в движение приводит только она себя самое, и какие суждения найдет достойными себя, таковы для нее и будут существующие вещи.
22. Что не вредно городу, не вредит и гражданину. При всяком представлении о вреде применяй такое правило: если городу это не вредит, не вредит и мне; если же вредит городу, то не следует сердиться на повредившего городу. Недосмотр в чем?
24. Помни о всеобщем естестве, к коему ты такой малостью причастен, и о всецелом веке; коего краткий и ничтожный отрезок тебе отмерен, и о судьбах, в коих какова вообще твоя часть?
31. Как ты относился до сих пор к богам, родителям, братьям, жене, детям, учителям, дядькам, друзьям, домашним, к рабам? ко всем ли у тебя до сих пор получается: «Не совершить ничего беззаконно и не сказать»? Вспомни и то, что ты уже прошел и на что тебя уже хватило, и что теперь полное у тебя знание жизни и что это последнее твое служение, и сколько прекрасного ты видел и сколько раз пренебрег наслаждениями или болью, сколько славы не взял, к скольким недобрым был добр.
32. Как могут души неискушенные и невежественные смущать искушенную и сведущую! А какая душа искушена и сведуща? Та, которая знает начало, назначение и разум, который проходит сквозь все естество и через целую вечность, по определенным кругооборотам всем управляя.
34. В любой час можно обрести благое течение, раз уж можно идти благим путем, раз уж можно путем признавать и действовать. Две вещи общие душе бога, и человека, и всякого разумного существа: не знать помехи от другого, а еще то, чтобы видеть благо в душевном складе и деянии правдолюбца и на этом завершать желание.
35. Если это не мой порок и не деятельность, сообразная моему пороку, и нет вреда от этого общему, зачем я не безразличен к этому? Ну, а что вредит общему?
Изучая вещь спроси себя в чем ее суть ее природа
1. Все, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сей час твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь все прошлое, будущее поручишь промыслу и единственно с настоящим станешь справляться праведно и справедливо. Праведно — это с любовью к тому, что уделяет судьба, раз природа принесла тебе это, а тебя этому. А справедливо — это благородно и без обиняков высказывая правду и поступая по закону и по достоинству. И пусть не помешает тебе ни порок чужой, ни признание, ни речи, ни, конечно же, ощущения этой нарощенной тобою плоти — страдает, так ее забота. И когда бы ни предстоял тебе выход — если ты оставишь все остальное и, почитая единственно свое ведущее и то, что в тебе божественного, не того станешь бояться, что надо когда-то прекратить жизнь, а что так и не начнешь никогда жить по природе, тогда будешь ты человек, достойный своего родителя-мира, а не чужестранец в своем отечестве, изумляющийся как неожиданности тому, что происходит изо дня в день, и от всякой всячины зависящий.
2. Бог всякое ведущее видит помимо вещественного сосуда, кожуры, нечистоты. Ведь своим единственным умом он касается того, что туда единственно из него истекло и изведено. Так вот, если и ты приучишься это делать, избавишься от немалого напряжения. Ибо кто не смотрит на облекающие нас телеса, неужели станет терять время, рассматривая одежду, дом, славу, всю эту обстановку и театр?
3. Три вещи, из которых ты состоишь: тело, дыханье, ум. Из них только третье собственно твое, остальные твои лишь в той мере, в какой надо тебе о них заботиться. Если отделишь это от себя, то есть от своего разумения, все прочее, что они говорят или делают, или все, что ты сам сделал или сказал, и все, что смущает тебя как грядущее, и все, что является без твоего выбора от облекающего тебя тела или прирожденного ему дыхания, и все, что извне приносит вокруг тебя крутящийся водоворот, так чтобы изъятая из-под власти судьбы умственная сила жила чисто и отрешенно сама собой, творя справедливость, желая того, что выпадает, и высказывая правду; если отделишь — говорю я — от ведущего то, что увязалось за ним по пристрастию, а в отношении времени то, что будет и что уже было, и сделаешь себя похожим на Эмпедоклов «сфер округленный, покоем своим и в движении гордый» и будешь упражняться единственно в том, чтобы жить, чем живешь, иначе говоря, настоящим, — тогда хоть оставшееся-то тебе до смерти можно прожить невозмутимо и смело, в мире со своим гением.
4. Я часто изумлялся, как это всякий себя больше всех любит, а свое признание о себе же самом ставит ниже чужого. Вот если бы бог стал с кем-нибудь рядом или проницательный учитель и велели бы ничего не думать и не помышлять без того, чтобы, чуть осознав, тут же и вслух произнести, так ведь никто этак и дня не выдержит. Значит мы больше, чем самих себя, почитаем, что там про нас думают ближние.
5. Как же это боги, устроившие все прекрасно и человеколюбиво, не усмотрели единственно того, что некоторые люди — притом самые надежные, как бы вверившие божеству наибольшие залоги и столь сжившиеся с божеством своими праведными делами и священнодействиями — как только умрут однажды, больше уж не родятся, а угасают всесовершенно? Так вот, ежели оно и так, знай, что если бы надо было, чтоб было как-нибудь иначе, то они бы так и сделали. Потому что если бы это было справедливо, то было бы и возможно; и если бы по природе было, принесла бы это природа. А что это не так, если уж оно не так, это тебе залогом, что и не надо, чтоб было так. Сам же видишь, как в этом лжеискании споришь с богом, а ведь мы с богами так не разговаривали бы, не будь они наилучшими и наисправедливейшими. А если так, они вряд ли в мироустроении пропустили несправедливость или безрассудную небрежность.
6. Упражняйся, хоть и не думаешь преуспеть. Вот и левая рука, во всем прочем по непривычке праздная, узду держит крепче правой — к этому приучена.
7. Каким быть и душой, и телом надо, когда схватит смерть; про краткость жизни, зев вечности позади и впереди, бессилие всякого вещества.
9. А распоряжаться основоположениями надо, как в двоеборье, не как гладиаторы, потому что тот кладет меч, орудие свое, и вновь берет, а у этого рука при себе, и ничего не надо, знай действуй.
10. На такие дела смотреть, разделяя их на вещество, причинное, соотнесенность.
11. О том, какова власть человека не делать ничего, кроме такого, что будет одобрено богом, и принимать все, что бог ему уделяет. Сообразно с природой.
12. Ни на богов нельзя сетовать (они-то не погрешают ни вольно, ни невольно), ни на людей (эти не иначе, как невольно). Сетовать, выходит, не на кого.
13. Как смешон и странен, кто изумляется чему бы то ни было, что происходит в жизни.
14. Либо судьба с ее необходимостью и нерушимый порядок, либо милостивый промысл, либо беспорядочная мешанина случайного. Так вот, если нерушимая необходимость — что противишься ей? если промысл, допускающий умилостивление, — будь достоин божественной помощи. Если же не предводимая никем мешанина, ликуй, что средь волн таких в самом тебе есть ведущий ум. И если понесут тебя волны, пусть твое тело несут или дыхание и прочее — ума не унесут.
15. Или пламя светильника светит, пока не погасят его, и не теряет сияния, а истина, что в тебе, справедливость и благоразумие — угаснут прежде?
16. Если кто наводит на представление, будто погрешает: да точно ли я знаю, что это погрешение? А если и погрешил, то сам же свершил над собой суд; и как это похоже на то, чтобы себе самому выцарапал глаза. И еще: кто не хочет, чтобы дурной погрешал, похож на того, кто не хочет, чтобы давала сок смоква на смоковнице, чтобы младенцы не ревели, не ржал конь, и прочие неизбежности. Ну а что ему делать, раз состояние его такое? Состояние излечи, если ты такой дошлый.
17. Не надлежит — не делай; не правда — не говори. Пусть твое устремление будет устойчиво во всем.
18. Всегда смотреть так: а что оно такое — то, что производит твое представление, и разворачивать его, расчленяя на причинное, вещественное, соотнесенность и время, в пределах которого должно будет ему прекратиться.
19. Почувствуй же наконец, что есть в тебе нечто более мощное и божественное, чем то, что страсти производит или вообще тебя дергает. Каково сейчас мое разумение? страха нет ли? подозрений? вожделения нет? чего-нибудь еще такого?
20. Во-первых, без произвола и с соотнесением. Второе, чтобы это не возводилось к чему-либо другому кроме общественного назначения.
21. Что немного еще, и будешь никто и нигде, как и все, что теперь видишь, и все, кто теперь живет. Ибо от природы все создано для превращений, обращений и гибели, чтобы по нем рождалось другое.
22. Что все — от признания, а оно от тебя зависит. Так вот, сними, когда захочешь, признание — и все, как у того, кто в море зашел за выступ: тишина, спокойствие, ровные воды залива.
23. В отдельности любая деятельность, если она часом прекращена, ничуть не страдает постольку, поскольку она прекратилась. И тот, кто сделал это деяние, никак не пострадал постольку, поскольку оно прекратилось. Точно так же и совокупность всех деяний, каковой является наша жизнь, если прекратится в свой час, то никак не страдает постольку, поскольку она прекратилась. И тот, кто прекратил в свой час эту цепочку, не получил зла в своем укладе. А час и предел дает природа, иногда собственная, если в старости, и уж всегда — общая, части которой превращаются, а мир в целом пребывает юным и цветущим. А всегда прекрасно и своевременно все, что полезно целому. Так вот прекращение жизни никому не зло, потому что оно не постыдно, раз не по нашему выбору и необщественного не содержит. А благо оно потому, что своевременно и приносит пользу целому, а целое его приносит. Вот богоносец же тот, кто несет себя путями бога и уносится собственным умом на эти пути.
24. Держать под рукой тройственное. Применительно к тому, что делаешь: не наугад ли и не иначе ли, чем делала бы сама правда? А применительно к приходящему извне — что оно либо случайно, либо от промысла, и что нельзя ни на случайность сетовать, ни промысл обвинять. Второе вот что: каково все от семени до одушевления и от одушевления до того, как отдаст душу, и смешение из чего здесь и распад во что. Третье: если вознесясь на небо ввысь глянешь на людское, увидишь, какая тут поворотливость, а вместе и то приметишь, какова заселенность воздуха и эфира; а еще, что сколько бы раз ни поднялся, увидишь одно — кратковечное, единообразное. Чем ослеплены!
25. Выбрось признание — и спасен. А где тот, кто мешает выбрасывать?
26. Когда трудно переносишь что-нибудь, ты, значит, позабыл, что все происходит по природе целого и что погрешность — чужая, а еще о том, что все происходящее всегда так происходило, будет происходить и повсюду происходит сейчас; о том, каково родство человека со всем человеческим родом — тут не кровь и не семя, а общность разума. И о том еще позабыл ты, что разум каждого — бог, и проистек оттуда; о том, что ни у кого ничего нет собственного, но и ребенок твой, и твое тело, да и сама-то душа оттуда пришла; о том, что все признание; о том, что всякий жив только в настоящем и только его теряет.
27. Упорно показывать себе тех, кто сверх меры роптал на что-нибудь; тех, кто дошел до верха в великих успехах, несчастьях, ненависти или другой какой-нибудь судьбе. Затем посмотреть: теперь где все это? дым да зола, слова, а то и не слова. Пусть и всякое такое подумается, вроде как Фабий Катуллин в деревне, Лузий Луп в садах, Стертиний в Байях, и Тиберий на Капри, и Велий Руф и вообще всякое небезразличие из пустых мнений; и как недорого стоит вся эта напряженность, и насколько достойнее философа при данной вещественности являть себя просто справедливым, здравомысленным, следующим богу. Потому что нет хуже, чем ослепление, неослепительно ослепленное.
28. Любопытствующим: «где ты богов видел и откуда взял, что существуют они, чтобы так их почитать?» Ну, во-первых, и глазами можно их видеть. Кроме того, я и души своей не видал, а ведь чту же ее. Так и с богами: в чем вновь и вновь испытываю силу их, чрез то постигаю, что они существуют, и вот благоговею.
29. Спасение жизни — всякую вещь рассматривать вполне, что она есть и что в ней вещественное, а что причинное. И от всей души поступать справедливо и правдиво говорить. Что остается, кроме как вкусить жизни человека, связующего одно благое деяние с другим так, чтобы и малейшего зазора между ними не оставалось?
30. Един свет солнца, хоть и загораживают его стены, горы, тысячи других вещей. Едино общее естество, хоть и перегорожено тысячами качественно различных тел. Едина душа, хоть и на тысячи разгорожена пород и особых черт. Едина разумная душа, хоть и кажется, что разделена. Так вот, одна часть упомянутого, как дыхание и предметы, бесчувственны и не расположены друг к другу, но даже и в них есть ум и тяготение к одному и тому же. А уж разумная тяга возникает особенно к единоплеменному, и установившись, не преграждается общестрастие.
31. Ну что ты ищешь: жить долее? или ощущать? устремляться? вырасти? и вновь перестать? разговаривать? раздумывать? Что тебе тут кажется достойным грусти, чтобы тосковать о нем? Если же порознь презирать все это легко, то напоследок подойди к тому, чтобы следовать разуму и богу. Но противоречит такому почитанию досада, что вот из-за смерти лишишься всего этого.
32. Какая доля беспредельной и зияющей вечности уделена судьбой каждому, раз так скоро она исчезает в вечности? А целого естества какая часть и какая от души в целом? От целой земли на каком клочке ты бродишь? Подумай обо всем этом и считай только то великим, чтобы поступать, как ведет тебя твоя природа, а что общая природа приносит, то сносить.
33. Как распоряжается собой ведущее? Ведь в этом все. А остальное, либо оно по твоему выбору, либо без выбора — мертвое, дым.
36. Человек! Ты был гражданин этого великого града. Неужели небезразлично тебе, что не пять лет, раз сообразие с законом у всех равно? Что же тут страшного, если тебя высылает из города не деспот, не судья неправедный, но введшая тебя природа? Словно комедианта отзывает с подмостков занявшийся им претор. «Но я же сыграл не все пять частей. три только». — Превосходно; значит в твоей жизни всего три действия. Потому что свершения определяет тот, кто прежде был причиной соединения, а теперь распадения, и не в тебе причина как того, так и другого. Так уходи же кротко, ведь и тот, кто тебя отзывает, кроток.
Предметная фотография. Урок № 2
Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем.
(c) Элберт Хаббард
Я рад приветствовать тех, кто решил учиться фотографировать, тех, кто заглянул сюда впервые и всех, кто интересуется и хочет узнать о фотографии как о процессе создания изображения больше и глубже и, конечно, тех из вас, кто может принести свои идеи и знания, вместе мы сможем сделать курс лучше.
Здравствуйте!
На прошлом уроке мы постарались прояснить для себя, чем мы тут собрались заниматься и сделали вывод, что фотоизображение, применяемое в интернет-магазине, это инструмент продаж. Настроили программу для просмотра изображений FastStone Image Viewer, но прежде чем что-то смотреть — надо что-то сфотографировать.
Вашему вниманию была предложена фотография с ошибкой, а именно ошибкой выбора точки съемки!
Первой правильно ответила Алёна Ковалёва :
— выбрать ту точку, откуда было бы видно перед и надпись за объективом? 🙂
Да, именно это имелось в виду! Верхняя панель тоже могла бы быть больше видна, но перекрытая надпись в данном кадре портит его бесповоротно. Это технический брак.
Серый фон, цветопередача, тени и блики лечатся освещением. Пыль и грязь — это этап подготовки к съемке.
Итак, точка съемки — это положение фотоаппарата в пространстве относительно объекта съемки. Точка съемки может быть выше / ниже, левее / правее, ближе / дальше относительно объекта. Конечно, сам объект тоже может (с нашей помощью) менять свое положение в пространстве. Но мы условно будем считать, что световая схема уже установлена, и объект зафиксирован и неподвижен.
Ракурс. Это слово все вы слышали не раз. «О, удачный ракурс!» можно услышать о фотографии, где плавные линии женских прелестей предстают перед взором зрителя во всей красе. Или колесо мотоцикла выглядит больше, чем стоящий позади дом.
Так вот ракурс — это частный случай точки съемки.
И переводится это слово так:
Ракурс (франц. raccourcir — укорачивать) — перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве.
Перспектива — это способ изображения объемных тел. Визуально выглядит как схождение линий в пространстве и, соответственно, на изображении.
Именно ракурс стал причиной появления «грузной» левой части фотоаппарата на этой фотографии. Действительно, это оптическое искажение отчасти зависит от выбора точки съемки и отчасти от выбранного фокусного расстояния объектива, а точнее в совокупности.
Чем короче фокусное расстояние, тем шире угол обзора! При этом, чем ближе объект, тем он крупнее на изображении.
(Выше: объектив в положении 18 мм
ниже: объектив в положении 55 мм)
Понимая, как видит объектив, можно этот эффект усилить или ослабить выбором точки съемки (ближе / дальше соответственно) или изменением фокусного расстояния объектива — (широкоугольное / телеположение соответственно).
Обсуждаемый кадр (Фото №2 Урока №1 ) был снят китовым объективом 18-55 / 3,5-5,6 в положении 55 мм, для съемки лучше подошел бы объектив 85-120мм. Другой вариант решения — отойти подальше от объекта.
(Это изображение найдено по запросу — large format photography)
Для дальнейшего разговора про объективы, их фокусные расстояния и искажения, разберемся с матрицами и их размерами и возможностями.
Отдельное спасибо Nachmittag (Irina Sanko) за упоминание о «правиле золотого сечения».
О «правилах композиции» тоже будет упомянуто, но всему свое время.
Все, присутствовавшие на первом уроке и принявшие активное участие в обсуждении и высказавшие свое мнение — молодцы!
Спасибо за участие!
«Изучая вещь спроси себя:
в чем её суть, её природа?»
Марк Аврелий
Суть фотографического процесса.
Фотография в истинном своем смысле — это светопись. Создание изображения при помощи света.
Свет распространяется от источника (от солнца, лампы, вспышки и так далее), достигает поверхности объекта, взаимодействует с ней и изменяется: отражается или поглощается, полностью или частично, преломляется или рассеивается, изменяется его спектральный состав. Уже измененный свет продолжает свое движение и попадает в собирающую линзу объектива, после прохождения всех линз, установленных в корпусе объектива, минует открытый затвор и воздействует на матрицу фотоаппарата. Свет обладает помимо скорости, направлением, спектральным составом, цветовой температурой и бывает жесткий, мягкий и рассеянный, постоянный и импульсный, естественный и искусственный.
Для нас важно понять следующее: мы создаем изображения для людей! Люди живут на планете, освещаемой солнцем —единственным источником естественного света. Луна — это отражатель солнечного света, который тоже можно условно считать источником постоянного света.
Так же солнце является самым мощным источником постоянного и при этом жесткого света, небо, затянутое облаками, создает рассеянный (бестеневой) свет. Свет отражается от поверхности под тем же углом, под которым на неё упал.
Это всё оптика, раздел физики — это изучают в школе.
(Фотография сделана в Лен. области 2011г. Рассеянный, бестеневой белый свет.
Цветокоррекция на профессиональной графической станции, печать в профессиональной фотолаборатории. Расхождений с ощущением белого нет. Автор: Егоров Андрей)
Вот так выглядит настоящий белый свет, снег только в таком случае выглядит белым.
Такой ментальный образ белого называется — опорный белый. Он есть у всех, кто видел подобное в декабре-январе в полдень.
Теперь сравните свои визуальные ощущения (от изображения на дисплее) со своим ментальным опорным белым.
Ватман белым не бывает, в этом можно убедиться инструментально — измерить прибором (спектрофотометр).
«Если недоволен качеством изображения,
не меняй бренды — смени формат»
Проснись, Нео, ты увяз в матрице!
Этот видеоролик — лучшее объяснение устройства фотокамеры. Другие камеры, не имеющие зеркала имеют другие видоискатели.
Но путь света через объектив, диафрагму, затвор к сенсору — у всех одинаков!
Во всех цифровых камерах также имеется экспонометр.
Результатом воздействия света на матрицу становится электрический сигнал, так матрица оцифровывает свет и записывает весь массив сигналов с каждого пикселя в файл. Этот файл необработанный, только что снятый с матрицы называется RAW (англ. «сырой»).
Все фотокамеры снимают в RAW!
Фотокамеры, в которых нет функции «Сохранить в формате RAW», этот файл программными методами пропускают через (одним производителям известные) алгоритмы, сжимают его и в итоге теряется много полезной информации о цвете, контрасте и микроконтрасте. На выходе получаем «готовый к употреблению» файл формата JPEG.
Алгоритмы сжатия по качеству разные и ожидать, что с фотоаппарата за 2000 руб получим такой же JPEG, как с камеры за 20000 руб и более, было бы наивно, да и матрицы там разные, первое отличие — это их габариты в миллиметрах.
Размер кадра фотопленки, какими многие из присутствующих пользовались, заправляя их в свои Зениты и ФЭДы — 24х36мм (узкий формат). Матрица таким же размером называется полнокадровой и имеет условный коэффициент — Кроп—фактор = 1 (выделен синим).
Зеркальные фотокамеры, у многих из вас имеют кроп-фактор = 1,5 (crop — обрезать), и размер около 16х25 мм (выделен зеленым), компактные камеры ещё меньше, у мобильных телефонов и того меньше!
Матрица на обсуждаемом ранее фотоаппарате (фото №2 урока №1) имеет размеры примерно 5,8х4,3мм (выделен красным).
Примерно так это выглядит в действительности.
Теперь поговорим про мегапиксели.
Сам по себе пиксель очень мал и имеет свои размеры. Уложить их в коробочку (матрицу) можно лишь определенное количество, горкой при всем желании не насыплешь, правда?
На сегодняшний день лучшая матрица, установленная в камерах Nikon D4S имеет размер 24х36мм и разрешение (4928 x 3280) 16 мегапикселей!
А теперь вопрос на смекалку: откуда в телефоне может взяться камера с разрешением 8 мегапикселей? Возможно ли такое?
Разгон (увеличения разрешения) происходит методом экстраполяции, то есть, изображение растягивают как воздушный шарик с рисунком и пустые места (новые пиксели) закрашивают похожими красками.
Правда такова, что в маленьких матрицах используют пиксели меншего размера, а раз так, то и света они могут воспринять тоже меньше. Получаемый сигнал приходится усиливать, отсюда нагрев матрицы. Так появляется шум на изображении.
Если такой нашумевший и растянутый файл подвергнуть сжатию, то на выходе имеем фотку которую, кроме как на фотике смотреть больше нигде нельзя. Детали размазаны: синие, фиолетовые пятна и прочее. Думать о печати в журнале или на фотобумаге форматом 20х30 см и подавно. 10х15 см максимум, для этого компактные камеры и создавались.
(Это изображение найдено по запросу — large format photography)
Увы. Таковы факты. Каждый инструмент имеет свой диапазон использования.
Что теперь делать то? Выбрасывать мыльницу и мчаться за зеркалкой? А за какой? За полнокадровой? Или хватит кропаной? Тоже вопрос, на который продолжим отвечать, получая новые знания.
Матрица восприимчива к свету. Эту восприимчивость называют — чувствительность и обозначается она ISO.
Какую чувствительность установить? Если на улице ярко, светит солнце, вполне логично предположить, что большую чувствительность нам не надо. И напротив, если на улице темно, то матрица должна быть более восприимчива к свету. Числовым значением низкой чувствительности будет 100 ISO, в некоторых камерах 80 ISO или еще меньше 50 ISO. Числовым значением высокой чувствительности будет 3200 ISO, 6400 ISO и более.
Увеличение чувствительности неизбежно ведет к появлению цифровых шумов на изображении и, как следствие, ухудшение качества и потеря резкости изображения, постепенно с увеличением ISO пропадают мелкие детали.
Темные снимки — это результат недостаточного воздействия света на матрицу.
Слишком светлые наоборот — результат избыточного воздействия.
Если матрица настроена на низкую чувствительность и при этом низкий уровень освещенности, то получим темный кадр.
Это звучит логично. Но мы часто получаем серенькие фотографии и при хорошем освещении даже в солнечный день!
Почему и что с этим делать?
Итак, у нас есть источник света и светочувствительный материал — матрица. Количество света необходимо как-то дозировать.
Поскольку нам необходимо добиться максимально чистой и детализированной картинки, установим чувствительность на минимум (100 ISO).
Свет должен оказывать воздействие в течении какого-то времени.
Это время называется выдержка. Выдержка регулируется затвором, который открывается после нажатия кнопки спуск.
Внутри объектива установлена диафрагма, которая подобно шторам на окне ограничивает световой поток, тем самым ослабляя его.
Объектив с полностью открытой диафрагмой будет «мылить» изображение. Закрывая диафрагму, мы получим более резкий кадр.
Вывод: нам необходимо добиться получения умеренно светлого снимка. Увеличить воздействие света можно одним или несколькими способами одновременно :
Для уменьшения сделать то же самое, но с точностью да наоборот.
Экспонометр не просто измеряет яркость, но и выводит полученную информацию на шкалу экспокоррекции, в полуавтоматических режимах перевод стрелки в зону «+» сделает снимок светлее.
О режимах работы экспонометра подробно написано в инструкции к камере.
1) Закрепить камеру и объект неподвижно. Сделать серию кадров с изменением ISO от минимального значения до появления на снимке неприемлемых шумов.
2) Установить камеру на минимальное ISO. Сделать серию кадров с изменением диафрагмы от минимального значения до появления на снимке максимальной резкости.
Изображения рассматривать и делать выводы на дисплее компьютера в масштабе 100-150%.
Дисплею камеры доверять это занятие категорически нельзя! В этом убедитесь самостоятельно!
Во время съемки учитывайте направление света, смотрите, куда ложатся тени.
Подробно о свете речь пойдет в следующем занятии.