Известно что ионный состав
Известно что ионный состав
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова
Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень
Как работать с учебником
Вы уже знакомы со многими закономерностями общей биологии. Данный учебник не является простым повторением известного вам материала. Опираясь на ваши знания, мы рассказываем вам новое, одновременно повторяя и углубляя известное ранее.
Весь материал курса общей биологии разделен на пять глав. Первая глава – вводная. Она посвящена изучению и повторению сущности и свойств живого, уровней организации и методов познания живой природы. Следующие четыре главы соответствуют уровням организации живой материи: клетка, организм, вид и экосистема. Мысленно переходя с уровня на уровень, вы познаете процессы и явления, происходящие на них. В учебнике 10 класса мы подробно познакомимся с двумя основными уровнями – клеточным и организменным. Вид и экосистему мы будем изучать в 11 классе.
Приступая к изучению нового материала, просмотрите соответствующий параграф учебника. Обратите внимание на его структуру, изучите подзаголовки. Это напомнит вам о том, что вы слышали на уроке. Прочитайте параграф. Пусть вас не пугает его объём. Материал учебника насыщен разнообразными примерами, историческими справками, сообщениями о новых открытиях. Можно было написать коротко и сухо, выжать одни определения и термины. Но было бы интересно это читать?
Красочные рисунки, слайды, микрофотографии помогут разобраться в новом материале. Понятия и законы, на которые необходимо обратить особое внимание, выделены в тексте курсивом. Прочитайте дополнительный материал, помещённый в рамке. Вопросы для повторения и задания в конце параграфа помогут повторить изученный материал. Рубрика «Подумайте! Выполните!» представляет вопросы и задания поисково – творческого уровня, направленные на достижение личностных и метапредметных результатов.
Материал в рубрике «Узнайте больше» расширяет и углубляет основные базовые знания курса. Рубрика «Повторите и вспомните!» позволит вам связать общебиологические знания с материалом предыдущих курсов биологии, сформировать единое биологическое пространство, где действуют общие законы. Если вы планируете в дальнейшем сдавать единый государственный экзамен, этот материал поможет вам подготовиться и успешно пройти это испытание.
Большую помощь при изучении курса вам окажет электронное приложение. Пользуясь им, вы сможете не только усвоить новое, но и повторить изученный материал, проверить свои знания.
Биология – наука о жизни. Её название произошло от двух греческих слов: bios (жизнь) и logos (наука, слово). Слово о жизни… Какая наука имеет более глобальное название. Изучая биологию, человек познаёт самого себя как индивидуума и как члена определённой популяции, как представителя вида Homo sapiens и как типичного млекопитающего, он может ощутить себя элементом определённой экосистемы и неотъемлемой частью биосферы. Задумавшись о строении своего тела, о тех принципах и свойствах, которые лежат в основе функционирования каждой клетки, каждого органа, человек всё равно не перестанет ощущать себя индивидуумом: свойство целого не есть простая сумма свойств его частей.
Любого из нас на протяжении всей нашей жизни окружает жизнь в самых различных её проявлениях. И право на жизнь, которое мы получили, столь же незыблемо, как и право на жизнь любого другого живого существа. Все мы, живущие вместе на одной планете Земля, – члены одной большой команды – биосферы. И у каждого из нас своя роль, своя задача и своя судьба, которую мы во многом определяем сами и которая зависит от всех нас. Мы в ответе за нашу Землю, мы в ответе за жизнь нашей Земли. И для того чтобы сохранять и приумножать жизнь, мы должны быть мудрыми, должны знать основные принципы, законы и свойства, которые обеспечивают существование этой жизни и которые определяют саму жизнь.
Наука о жизни должна стать неотъемлемой частью мировоззрения каждого современного человека, независимо от его специальности. Основные биологические теории и гипотезы, формирующие естественно-научную систему мира, являются обязательным элементом интеллектуального багажа наших современников. Только на основе биологических знаний возможно решение глобальных задач человечества.
Быстрый рост населения нашей планеты и связанное с ним увеличение потребности в продуктах питания требуют интенсификации сельского хозяйства. Продуманное рациональное природопользование, организация правильных севооборотов, создание новых высокопродуктивных форм микроорганизмов, растений и животных, биологические способы борьбы с вредителями – всё это должно решить одну из основных проблем современности – проблему дефицита пищевых ресурсов.
Незнание или игнорирование законов биологии приводит к тяжёлым последствиям. Глобальное загрязнение биосферы нарушает сложившееся в природе равновесие и грозит гибелью многим организмам. Здоровье человечества находится в прямой зависимости от здоровья биосферы, поэтому экологическое мышление должно стать нормой жизни современного общества.
Всё больше в современном промышленном производстве используют живые организмы, биологические системы и биологические процессы. Развивается микробиологический синтез ферментов, витаминов, антибиотиков. С помощью методов генной и клеточной инженерии получают многие биологически активные вещества. Методы генотерапии и клеточные технологии, в том числе и использование стволовых клеток, позволяют разрабатывать способы лечения и коррекции состояния больных с наследственными заболеваниями.
Создание современных биотехнологий, решение экологических задач, проблемы здоровья человека и увеличения продолжительности жизни – всё это так или иначе касается каждого жителя Земли.
В настоящее время высокий уровень развития делает биологию реальной производительной силой, а по уровню биологических теоретических и прикладных исследований можно судить о материально-техническом развитии общества.
Вы приступаете к изучению общей биологии, уже имея большой запас знаний. Химия и физика, география и анатомия, история и ботаника – нельзя отделить эти науки друг от друга. Они связаны между собой тысячами общих судеб, методов, открытий. Как рассказать о селекции, не вспомнив путешествия Н. И. Вавилова и географию материков? Можно ли объяснить строение и функции нуклеиновых кислот, не используя знания химии? Распределение биомассы в биосфере станет ещё более понятным, если мы обратимся к законам физики. Вспоминая работы Аристотеля, Геродота, Галена, мы погружаемся в историю.
Биология, как и любая другая наука, опирается на знания всего человечества. Ваши знания, ваша жизнь так или иначе, прямо или косвенно будут связаны с этой удивительной наукой.
Мы желаем вам успеха в изучении биологии. И если в процессе учёбы вы почувствуете, что биология – это наука не об абстрактных понятиях и законах, а о вас, о вашей жизни и о вашем будущем, значит, мы не зря написали эти учебники.
Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания
Известно что ионный состав
Подробное решение параграф § 6 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. 2014
Что такое неорганические вещества?
Неорганические вещества – это минеральные, входящие в состав живой и неживой природы, в отличие от органических, основа которые углерод и входят в состав только живых организмов.
Какими физическими и химическими свойствами обладает вода?
Придаёт клетке упругость и объём
Обладает высокой теплопроводностью
Водные растворы образуют внутреннюю среду клетки
Средство транспорта для растворённых веществ в клетку и из неё
Служит средой, в которой протекают химические реакции
Является ускорителем многих химических процессов
Что называют ионами, анионами и катионами?
Ионы – заряженные частицы
Анионы – отрицательно заряженные ионы
Катион – положительно зараженные ионы
Вопросы для повторения и задания
1. Каковы особенности пространственной организации молекул воды, обусловливающие её биологическое значение?
Свойства воды определяются ее уникальным химическим строением. Молекула воды имеет угловое строение, атомы водорода расположены под углом 104,5о. Такое расположение атом определяет ее полярность, полярные молекулы называются диполем. У атома водорода в молекуле воды сосредоточен положительный заряд, а со стороны кислорода – отрицательный. Так как кислород обладает более высокой электроотрицательностью, он смещает электронную плотность от водородов при образовании ковалентной полярной связи. Диполь работает как магнит в клетке, с одной стороны положительный заряд, с другой стороны – отрицательный заряд (рис. ). Благодаря такой полярности молекулы воды соединяются друг с другом и с другими молекулами, являясь уникальным растворителем в клетках минеральных солей. Благодаря этому вода участвует в обменных процессах, образуя ионы.
2. В чём заключается биологическая роль воды?
Придаёт клетке упругость и объём
Водные растворы образуют внутреннюю среду клетки
Средство транспорта для растворённых веществ в клетку и из неё
Служит средой, в которой протекают химические реакции
Является ускорителем многих химических процессов
Обладает высокой теплопроводностью
3. Какие вещества называют гидрофильными; гидрофобными? Приведите примеры.
Любые вещества, имеющие заряженные группы, растворяются в воде (рис. 11). Такие соединения называют гидрофильными (от греч. hydros — вода и phileo — люблю). Большинство веществ, присутствующих в клетке, относится к этой группе, например соли, аминокислоты, сахара, белки, простые спирты. Когда вещество переходит в раст вор, его реакционная способность увеличивается. Однако есть соединения, которые в воде растворяются очень плохо или вовсе не растворяются. Такие вещества называют гидрофобными (от греч. hydros — вода и phobos — страх), к ним относятся, в частности, жиры (липиды), жироподобные вещества (липоиды), полисахариды и некоторые белки.
4. Какие вещества поддерживают pH клетки на постоянном уровне?
Анионы слабых кислот (HCO3–, HPO42–) участвуют в поддержании кислотно-щелочного баланса (рН) клетки. Анионы фосфорной кислоты необходимы для синтеза нуклеотидов и нуклеиновых кислот. Это называется буферностью клетки.
5. Объясните, почему жизнедеятельность клетки возможна только при определённом значении pH.
6. Расскажите о роли минеральных солей в жизнедеятельности клетки.
Минеральные соли выполняют важнейшие функции в организмах всех царств:
• Создают кислую или щелочную реакцию среды – буферность клетки
• Ca2+ входит в состав костей и зубов, участвует в свёртывании крови
• K+ и Na+ обеспечивают раздражимость клеток
• Cl– входит в состав желудочного сока
• Mg2+ содержится в хлорофилле
• I – компонент тироксина (гормона щитовидной железы)
• Fe2+ входит в состав гемоглобина
• Медь, марганец, бор участвуют в кроветворении, фотосинтезе, влияют на рост растений
• Присутствуют в виде твёрдых нерастворимых солей минеральные соединения встречаются в некоторых растениях (например, в клетках инжира).
Естественно, без таких основных функций невозможно нормального функционирования организма.
Подумайте! Вспомните!
1. Почему при работе в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить минеральную или подсоленную воду?
При высокой температуре человек сильно потеет и теряет некоторый ионный состав достаточно быстро. При этом питьё в виде минеральной и подсоленной воды восполнит состав основных ионов клетки: хлориды, ионы натрия.
2. Известно, что ионный состав внутреннего содержимого клетки имеет большое сходство с ионным составом морской воды. Какой вывод можно из этого сделать?
Это сходство говорить о происхождении живых клеток. Известно, что первые клетки образовались в воде морей и океанов, господствующих в первое время формирования царств живых организмов.
3. Как изменяется количество воды в теле человека с возрастом?
Количество воды уменьшается, клетки истощаются, высыхают, эластичность теряется.
4. Вспомните из курса биологии растений, какие структуры покровной ткани растений обеспечивают испарение воды. Каков принцип их работы?
Устьица. Устьица — это отверстия в эпидермисе, через которые происходит газообмен. Они находятся в основном на листьях, но имеются также и на стеблях. Каждое устьице окружено двумя замыкающими клетками, которые в отличие от обычных эпидермальных клеток содержат хлоропласты. Замыкающие клетки контролируют величину отверстия устьица за счет изменения своей тургесцентности. На свету при достаточном увлажнении устьица открыты, в темноте или при недостатке воды — закрыты. Механизм работы устьиц обусловлен следующими особенностями строения замыкающих клеток: они содержат хлоропласты, в то время как остальные клетки эпидермы их не содержат; замыкающие клетки имеют утолщенную стенку со стороны устьичной щели. На свету идет процесс фотосинтеза только в замыкающих клетках; образующиеся сахара повышают концентрацию клеточного сока, что в силу законов осмоса вызывает поступление воды в эти клетки. Повышается тургорное давление, и клетки начинают разбухать, увеличиваясь в объеме. Но этому препятствует клеточная стенка, особенно ее сторона, обращенная к устьичной щели, — утолщенная. В результате замыкающие клетки растягиваются в сторону основной эпидермы, где стенки более тонкие, а толстые следуют за всей клеткой, — устьице открывается. Ночью, когда фотосинтез не происходит, замыкающие клетки возвращаются на место и смыкаются — устьице закрывается. Отмечено, что при открывании устьиц в замыкающие клетки перемещаются ионы калия, которые также определяют увеличение тургорного давления и объема клеток.
5. Выполните исследовательскую работу «Изучение процесса осмоса в растительных клетках». Исследуйте влияние гипо- и гипертонических растворов на мембрану типичной вакуолизированной растительной клетки.
Осмотические явления в растительной клетке. Плазмолиз. Осмотическое давление
Все биологические мембраны являются полупроницаемыми, одни вещества (воду, газы) они пропускают, а другие (крупные заряженные молекулы, к примеру, глюкозу) — нет. Избирательность транспорта веществ через мембрану считается одним из признаков жизни на клеточном уровне. Мертвая клетка не контролирует поступление веществ внутрь и выведение веществ наружу. Тем не менее, из-за липидной природы мембрана даже мертвой клетки остается полупроницаемой, хотя и менее «избирательной», чем мембрана живой.
Избирательность транспорта через проницаемую мембрану ведет к возникновению в клетке осмотических явлений. Осмотическими называют явления, происходящие в системе, состоящей из двух растворов, разделенных полупроницаемой мембраной. В растительной клетке роль полупроницаемых пленок выполняют: плазмалемма — мембрана, разделяющая цитоплазму и внеклеточную среду, и тонопласт — мембрана, разделяющая цитоплазму и клеточный сок, представляющий собой содержимое вакуоли.
Осмос — диффузия воды через полупроницаемую мембрану из раствора с низкой концентрацией растворенного вещества в раствор с высокой концентрацией растворенного вещества.
Представим сосуд, разделенный на две части полупроницаемой мембраной, в одной половине сосуда находится более концентрированный раствор соли (к примеру, 1M NaCl), в другой — менее концентрированный (0,01 M NaCl). В начале опыта объем раствора в каждой из половин одинаков, а концентрация соли различается (рис. 1A).
Ионы Na+ и Cl-, на которые соль, будучи сильным электролитом, распадается сразу после попадания в раствор, не могут пройти через мембрану, в отличие от молекул воды.
Неверно думать, что вода из отсека с большей концентрацией соли не переходит в отсек с меньшей концентрацией. Вода идет через мембрану в обе стороны, но интенсивность перехода разная. Известно, что ионы в воде гидратированы — покрыты гидратной «шубой». Вода распадается на ионы H+ и OH- которые электростатически связываются с ионами хлора и натрия, соответственно. Так как в «правой» половине сосуда концентрация Na+ и Cl- больше, соответственно больше воды требуется для гидратирования этих ионов (рис. 1). В связи с этим вода интенсивнее переходит из отсека с малой концентрацией соли в отсек с большой концентрацией. Поскольку вода будет перетекать из разбавленного раствора в концентрированный быстрее, чем в обратном направлении, в целом движение воды между двумя растворами будет идти в одну сторону. В результате уровень раствора в первом понижается, а в последнем повышается; концентрация соли в отсеках выравнивается (рис. 1B). Заметим, что изменение объема жидкости и концентрации соли связано с перераспределением только молекул воды, но не соли, так как мембрана непроницаема для ионов натрия и хлора.
Если приложить к столбу жидкости в отсеке с большей начальной концентрацией соли давление (толстая стрелка на рис.1B), диффузия воды замедлится. Давление, при котором диффузия жидкости прекращается, называется осмотическим давлением. Описанным образом осмотическое давление измеряется для раствора, к которому прикладывается давление (то есть в описанном примере измерено осмотическое давление раствора с большей начальной концентрацией соли). Осмотическое давление — очень важная величина, характеризующая осмос.
В физической химии осмотическое давление обозначается буквой π и вычисляется по простой формуле:
где C — концентрация раствора,
R — универсальная газовая постоянная (8,314 Дж/(К.моль);
T — абсолютная температура (K).
Проанализируем это выражение. R — постоянная величина, константа, которая никак не влияет на осмотическое давление. Температуру тоже можно принять за постоянную величину, поскольку мы рассматриваем живые системы, которые существуют в узком температурном диапазоне. Следовательно, осмотическое давление раствора зависит только от его концентрации, причем зависимость линейная: чем больше концентрация соли (или другого осмотически активного вещества, не проходящего через полупроницаемую мембрану) в растворе, тем больше его осмотическое давление. В изученной ситуации осмотическое давление раствора NaCl 0,01M значительно меньше, чем осмотическое давление раствора с концентрацией 1M.
Если осмотическое давление раствора больше, чем давление исследуемой жидкости, раствор называют гипертоническим; если меньше — гипотоническим, если такое же — изотоническим.
В приведенном выше примере раствор с концентрацией 0,01M NaCl является гипотоническим по отношению к раствору с концентрацией 1M NaCl. Широко используемый в медицинской практике физиологический раствор, является изотоническим по отношению к плазме крови. Концентрация солей в физиологическом растворе и плазме крови одинакова, а значит, одинаково и осмотическое давление.
Осмотическое давление жидкостей живых организмов может быть очень значительным. К примеру, осмотическое давление жидкостей человеческого тела в среднем равно семи (!) атмосферам. Именно за счет осмотического давления вода из корней деревьев доходит до листьев.
Если приложить к столбу жидкости в указанном отсеке сосуда давление, большее осмотического, процесс осмоса «пойдет вспять» — начнется переход растворителя из отсека с большей концентрацией соли в отсек с меньшей концентрацией соли. Это явление носит название обратного осмоса и находит широкое применение в производстве фильтров для очистки питьевой воды.
Тургор растительной клетки. Если поместить взрослые клетки растений (в составе ткани, к примеру, эпидермиса) в гипотонические условия, они не лопнут, поскольку каждая клетка растения окружена более или менее толстой клеточной стенкой. Она служит ригидной структурой, не позволяющей притекающей воде разорвать клетку. Если бы клеточная стенка и плазматическая мембрана клетки могли растягиваться, вода входила бы в клетку до тех пор, пока концентрация осмотически активных веществ снаружи и внутри клетки не выровнялась бы. В реальности клеточная стенка — прочная нерастяжимая структура, и в гипотонических условиях входящая в клетку вода давит на клеточную стенку, плотно прижимая к ней плазмалемму. Давление протопласта изнутри на клеточную стенку называется тургорным давлением. Клетки растений обладают тургесцентностью. Тургорное давление препятствует дальнейшему поступлению воды в клетку. Состояние внутреннего напряжения клетки, обусловленное высоким содержанием воды и развивающимся давлением содержимого клетки на ее оболочку называется тургор.
Клетки растений обычно находятся в гипотонических условиях, поскольку их содержимое богато осмотически активными веществами, большая часть которых (органические кислоты, сахара, солb, низкомолекулярные пигменты) входят в состав клеточного сока, расположенного внутри вакуоли. Вакуоли — органеллы, присущие растительным клеткам. Мембрана, ограничивающая вакуоль, называется тонопластом, и по своим свойствам сходна с плазмалеммой. Она обладает избирательной проницаемостью и способностью к активному транспорту. Осмотически активные вещества с целью запасания или утилизации переносятся в вакуоль с помощью белков-каналов и переносчиков, обратно эти вещества в большинстве своем не выходят. С помощью избирательного активного транспорта в клетке создается градиент осмолярности — клеточный сок гипертоничен по отношению к цитоплазме, а цитоплазма гипертонична по отношению к окружающей среде. Вода извне поступает в клетку, «стремясь» уравнять концентрации осмотически активных веществ, давит на клеточную стенку изнутри, обеспечивая тургор.
Тургор — показатель оводненности и состояния водного режима растений. Снижением тургора сопровождаются процессы, увядания и старения клеток. За счет тургора органы растений находятся в выпрямленном, упругом состоянии. Увядание растения — понижение тургорного давления его клеток.
Плазмолиз. Виды плазмолиза. Под плазмолизом понимается отделение протопласта клетки от оболочки под действием на клетку гипертонического раствора. Он характерен, главным образом, для клеток растений, обладающих жесткой клеточной стенкой.
В нормальных условиях плазмалемма растительной клетки плотно прижата к клеточной стенке изнутри под действием тургорного давления.
При помещении клетки в раствор, концентрация осмотически активных веществ в котором больше, чем в клеточном соке, — скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость ее диффузии в клетку из вне.
Вследствие выхода воды из клетки объем клеточного сока сокращается, тургор уменьшается. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы от оболочки. В процессе плазмолиза протопласт теряет воду, уменьшается в размерах и отделяется от клеточной стенки.
Известно, что живые ткани растения в какой-то мере могут быть рассмотрены как симпласты (синцитии), поскольку протопласты соседних клеток сообщаются между собой через плазмодесмы — цитоплазматические нити, располагающиеся в канальцах, пронизывающих клеточную стенку. Роль их заключается в обеспечении передачи раздражений и передвижения веществ от клетки к клетке. Протопласт закреплен на клеточной стенке в местах расположения плазмодесм. При уменьшении объема клетки в процессе плазмолиза протопласт дольше всего остается прикрепленным к клеточной стенке именно в местах плазмодесм.
Принцип метода. Исследование плазмолиза позволяет сделать выводы о проницаемости мембран растительных клеток для различных веществ, о величине нормального тургорного давления. Плазмолиз чаще всего исследуют на препаратах, в которых клетки расположены в один или несколько слоев и удобны для изучения. К таким препаратам можно отнести кожицу лука, листья элодеи, эпидермис листьев высших растений.
В зависимости от вязкости цитоплазмы, от разницы между осмотическим давлением клетки и внешнего раствора, а, следовательно, от скорости и степени потери воды цитоплазмой, различают плазмолиз выпуклый, вогнутый, судорожный и колпачковый.
Цель работы: изучить формы плазмолиза на препарате эпидермиса лука.
Ход работы: взять два чистых предметных стекла, капнуть на одно из них 1M KNO3 на другое — 1M Ca(NO3)2, в каждую каплю поместить кожицу лук, накрыть покровным стеклом. Через пять-десять минут рассмотреть препараты под микроскопом, сначала на малом (окуляр х15, объектив х 8), потом на большом (окуляр х15, объектив х 40) увеличении. Найти участки с плазмолизированными клетками, зарисовать клетки в состоянии плазмолиза.
В растворе нитрата калия возникает главным образом выпуклый плазмолиз (рис. 2 Г), в растворе нитрата кальция — судорожный плазмолиз (рис.2 Д). Ион калия (очень медленно по сравнению с водой проходящий через мембрану за счет наличия калиевых каналов) уменьшает вязкость цитоплазмы, способствуя ее отделению от клеточной стенки, вследствие чего возникает выпуклый плазмолиз. Ион кальция, напротив, повышает вязкость цитоплазмы, увеличивая силы ее сцепления с клеточной стенкой, что вызывает преимущественно судорожный плазмолиз. Оба описанных вида плазмолиза обычно предваряются вогнутым плазмолизом.
Рис. 2 Плазмолиз растительной клетки: А — клетка в состоянии тургора; Б — уголковый; В — вогнутый; Г — выпуклый; Д — судорожный. 1 — оболочка, 2 — вакуоль, 3 — цитоплазма, 4 — ядро, 5 — нити Гехта.
Материалы и оборудование: 1) лук (Allium cepa L.), эпидермис; 2) 1М раствор KNO3; 3) 1М раствор Са(NО3)2; 4) предметные и покровные стекла; 5) скальпель, бритва; 6) препаровальные иглы; 7) фильтровальная бумага; 8) микроскоп.