Известно что каждый человек имеет имя
Склонение некоторых имён и фамилий
Аристократия, апостроф, баржа, вероисповедание, танцовщица, табу, акциз, доцент, значимость, алфавит, алкоголь, газопровод, духовник, эксперт, жалюзи, кремень, таинство, ходатайство.
Джек Лондон, Сальвадор Дали, Альфред Шнитке, Лион Фейхтвангер, Пётр Фоменко, Александр Долгих, Галина Волчек.
1) Песни (Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Мирей Матье, Шарль Азнавур).
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания в первом абзаце. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных.
Извес..но что каждый человек имеет имя. Трёхчленное именование людей (имя отчество фамилия) особенность русского языка развившаяся ещё в петровскую эпоху. Собственные имена как правило не выдумываются а образуются от нар..цательных или заимствуются из других языков. Есть целый ряд имён и фамилий происхождение которых нам понятно Вера Надежда Любовь Светлана Святослав (св..тая слава) Вл..дислав (тот кто вл..деет славой) Людмила (людям милая). С принятием христианства на Руси широкое распространение получили греческие и латинские имена. Без обращения к специальному словарю невозможно узнать какой смысл заложен например в именах Виктор (победитель) Андрей (мужественный) Александр (защитник людей) Марина (морская) Пётр (камень) Зоя (жизнь) Ирина (мир) и т. п.
Интересна история появления фамилий. Вначале установились фамилии знатных людей — князей, бояр, дворян. Подавляющее же большинство населения получило фамилии лишь в XVIII—XIX вв. Значительно реже случаи перехода собственных имён в нарицательные, например, слово хулиган произошло от фамилии английского семейства, державшего постоялый двор и грабившего своих гостей. Можно привести немало примеров, когда имя персонажа художественного произведения превращается в имя нарицательное: обломо- вы, собакевичи, держиморды и др. Многие собственные имена вошли в научную и техническую терминологию: вольт, ом, ампер, кулон, дизель и др. Антропонимы (имена людей) и
топонимы (географические наименования) изучаются в разделе языкознания, называемом ономастика (от греч. onomastikos — относящийся к имени).
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 классов «Ты и твоё имя»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Внеклассное мероприятие «Ты и твоё имя»
— дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.
Задачи:
— ознакомить уч-ся со значением их имён;
Постановка учебной задачи.
— Отгадайте загадки:
Нас не было – оно было, нас не будет – оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть.
Тебе дано, а люди пользуются? (ИМЯ)
Сегодня у нас необычный день — праздник имени! У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен! Что такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?
2. Чтение стихотворения
В этой жизни, а может быть, в той,
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
Посреди разоренной земли
На ветру разгорелась рябина.
В сентябре прозвучит Натали,
В октябре отзовется Марина.
Ради вечной надежды своей
Вспоминайте судьбою хранимых,
Имена самых верных друзей,
Даже боль приносивших любимых.
Почему вас так назвали? Обсуждение результатов исследования
Учитель: У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?
Ученики: Имена даются для того, чтобы отличать друг друга.
Учитель: А как бы мы с вами обращались друг к другу или знакомились, если бы не имя.
Учитель: Ученики нашего класса провели небольшое исследование-опрос на тему: «Почему их так назвали?». Предлагаю заслушать их.
Оказалось, что самыми популярными в нашем классе являются имена: Анастасия (2 человека), Алена (3 человека), Дмитрий (2 человека). Есть в классе дети и с очень редкими именами, например, Егор. Такого имени в нашей школе больше не встречается. Самое длинное имя в классе – Анастасия, самые короткие – Анна, Егор, Иван.
Оказалось, что имена наши одноклассники получили
симпатия к другому человеку с таким же именем –
Значит, источников имен очень много.
4. Игра- аукцион «Кто больше?»
Назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы В.
Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы А.
Из имени Валентина придумать другие имена (Нина, Лена)
К доске выходят учащиеся, им выдаются карточки с буквами. Задание: Из букв собрать имена.
А, Я, Н, С, Т. (Настя).
Г, Р, Е, О. (Егор).
Откуда пришли наши имена?
Учитель:
У каждого имени есть своя история и родина! Начнем открывать тайны наших имен, которые пришли к нам из далекого прошлого из древних стран.
Начнем наше путешествие с Древней Италии, Родины имен Марина, Сергей. Личных имен в Риме было немного. Особо суеверные люди хранили свои имена в тайне от посторонних людей и открывали их только близким людям или родственникам.
Торжества, связанные с появлением нового члена семьи в Древнем Риме, начинались на восьмой день после рождения ребенка и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью.
А что означают имена наших учеников?
Марина – морская;
Сергей – высокий, высокочтимый.
Учитель: Мы в Древней Иудее. Это родина имени Анна. В древнейшие библейские времена выбор имени новорожденного обыкновенно принадлежало матери. В Древней Иудее выбор имени для новорожденного было делом очень ответственным. Имя Анна — библейское. Анна – благодать;
Учитель: Чтобы узнать все тайны наших имен, пора отправляться дальше в Древнюю Грецию. О тайне каких имен, нам поведает эта страна? Анастасия, Ксения, Кристина, Елена, Дмитрий.
Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей похожими именами было нельзя, поэтому для повседневного обращения к богам использовали их культовые имена или соимена, которые тоже превратились в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими словами называли Зевса.
Анастасия – воскресение; Ксения — чужестранка, гостья; Кристина — посвященная Христу; Елена – солнечная. Дмитрий – в честь богини плодородия Деметры.
А теперь мы в Древней Скандинавии.
Учитель: Мы возвращаемся на родину из дальнего странствия, но не потому что закончилось наше путешествие, а потому, что нам нужно разгадать тайну еще одного имени. В Древней Руси ребенку давали народное имя. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен.
Егор — русская народная форма древнегреческого имени Григорий – «земледелец».
7. Игра «Цветок имени»
А давайте составим «Цветок имени». Каждый выбирает тот лепесток, который соответствует его имени. (На доске лепестки-заготовки разных цветов. На каждом лепестке написано соответствующее имя).Ученики берут нужные лепестки и прикрепляют к серединке цветка. В итоге составляется «Цветок имени». (Звучит весёлая детская песня, например, «Разноцветная игра»
Известно, что каждый из основных цветов солнечного спектра, соответствует какому – либо имени. Различные оттенки дополняют характеристику человека, позволяя наиболее полно раскрыть человеку его личность. Иногда людям может соответствовать несколько цветов.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – люди, чьи имена соответствуют этому цвету,
очень осторожны, они практичны, с глубокими познаниями в различных областях. Они не стремятся быть лидерами, ясно выражают свою мысль.
ЧЕРНЫЙ: Сергей. Ксения.
Люди с именами, соответствующими черному цвету очень упрямы, независимы, горды и очень дисциплинированы. Они не любят, когда их критикуют. Они упрямы в достижении своих целей.
СИНИЙ: Егор, Марина, Ольга, Иван, Кристина.
Эти люди уверены в себе, умеют принимать самостоятельные обдуманные решения. Сами выбирают себе друзей. Ценят хорошие отношения и никогда не предадут друзей. Уравновешены.
ЖЕЛТЫЙ: Анна, Елена.
Эти люди очень энергичны, активны и инициативны. Это личности, стимулирующие других. У них, как у солнца, избыток энергии, и этим они заражают окружающих. Им любые трудности по плечу.
Оттенки красного: МАЛИНОВЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ТЕМНО – КРАСНЫЙ, ПУРПУРНЫЙ, АЛЫЙ – имеют имена: Анастасия, Дмитрий, Ольга.
Люди с такими именами не выносят одиночества, но в тоже время трудно ладят с людьми.
Вот в чем силушка твоя!
Щедр ты, Дима, на творенья
И не ждешь вознагражденья.
Хоть работать за троих,
Хоть любить за четверых –
Сил на все тебе хватает:
Видно, имя помогает.
Настя, Настенька, Настена,
Ты красива и смышлена.
Твой удачен в жизни путь,
Потому что видишь суть.
Выручала в трудный час.
Ты солнечная, светлая.
Мечта твоя заветная –
Мир и покой для всех людей.
Пусть тебе сказка счастливая снится,
Пусть она явью потом обернется,
Пусть наша Ксения чаще смеется!
Нет, не беда, что бываешь ревнива,
В споре порою излишне резка –
Вспыльчива очень, но ведь справедлива!
В сердце твоем не стучится тоска.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Я- бренная пена морская…
У Анны недостатков нет, похоже:
Справляется с делами «на ура»,
Всё терпеливо объяснит, поможет,
Не по годам сердечна и мудра!
Кристина – из знающих многому цену,
Практична и очень умна.
Прекрасна, как россыпь камней драгоценных,
Со вкусом одета она.
Когда произносится имя Егор,
Улыбки на лицах, и в душах задор.
Характером вышел на славу
Порядочный, добрый он малый.
Иван — дар Бога. Имя дорогое.
Всегда его с достоинством носи.
Оно гораздо чаще, чем другое,
Встречается повсюду на Руси.
В судьбе счастливая дорога
У парня с именем Серега:
Раз в детстве это имя получил —
То значит, счастье и удачу приручил!
Конкурс «Кто кого перескороговорит?»
Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску. (Ирина, Борис)
В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. (Харитон)
Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка на подносе принес. (Валерий)
Купила Марусе бусы бабуся. На рынке споткнулась бабуся о гуся.
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)
Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)
Валин валенок провалился в проталинок. ( Валентина)
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. ( Тимофей, Трофим)
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)
Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)
Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне?( Анна, Алла и др. )
Какие имена можно получить, заменив одну букву? ( Например, Таня – Ваня. )
Назовите города, состоящие из двух мужских имен. ( Борис о глебск, Петр о павл овск)
Образуйте имена из следующих сочетаний слов:
владеть миром ( Владимир);
владеть всем (Всеволод);
любить мир (Любомир) ;
свято славить (Святослав);
милая людям (Людмила).
Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны женскими, а также мужскими именами. (Например, Анисья – анис (травянистое растение), Василий, Василиса – василек, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка, Агата – агатис, Снежана – подснежник и др.)
Старинная задача. У одного старика по имени Христофор, спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но Дней рождения у него всего 25. Почему? ( Родился Христофор 29 февраля.)
Назовите женское имя, которое состоит только из двух гласных. (Ия)
Какое русское женское имя не заканчивается ни на А, ни на Я? (Любовь)
Сколько найдете вы женских имен, в которых бы встречалась буква Э? (Эльвира, Эвелина, Эльза, Эрика, Эгина, Элеонора, Эллада, Эллина, Эмилиана, Эмилия, Эмма, Эра, Эсфира)
Какие имена читаются одинаково слева направо и справа налево? (Анна, Алла, Тит, Аза, Ада)
Какие имена можно дать и мальчику и девочке? (Евгений-Евгения, Александр-Александра, Валентин-Валентина)
В пятый класс пришла новая ученица. На перемене ее обступили подружки.
-Новенькая, давай знакомиться! Как тебя зовут?
Какое имя было у девочки? (Антонина)
В класс пришел новый учитель географии.
-Как Вас зовут?- спросили ребята.
Он ответил замысловато: «Мое имя одинаково с названием реки в Африке, имя моего отца совпадает с названием областного города, где он родился, а моя фамилия точно повторяет название крупного города на реке, впадающей в Азовское море».
Как же звали учителя географии? (Нил Владимирович Ростов)
12. Чтение стихотворения «Что в имени тебе моём?»
Дорожите именем своим
Дорожите именем своим
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна.
Дорожите именем своим!
Ах, как много ласковых имен
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечерком и утречком, спросонок
Слушайте их звонкий перезвон:
Света, Миша, Машенька, Максим…
Сколько знает каждый сосчитайте!
Никого друзья не обижайте…
Дорожите именем своим! В. Агапов
Учитель: Какие прекрасные имена мы носим с вами. Любите свое имя, гордитесь им. На память о нашем мероприятии я подарю вам календарики, на которых отметьте свой день именин.
Надеюсь, каждый узнал, что-то новое и унесет частичку хорошего настроения, которым мы попытались сегодня поделиться друг с другом.